Право
Обозреватель - Observer

 КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ: СЛОВО ЗА РОССИЕЙ


Аслан Абашидзе,
доктор юридических наук, профессор
Александр Солнцев,
аспирант Российского Университета
Дружбы Народов

 

 Квоты на выбросы ПГ - новый международный товар


О глобальном изменении климата сегодня говорят и на улицах, и в газетах, и в научной среде. Изменение климата - это проблема всех жителей Планеты Земля. Глобальное потепление, резкая смена температур, учащение наводнений и снежных обвалов - все это свидетельствует о расшатывании мировой климатической системы. Явление это сложное и весьма противоречивое.

Одной из главных проблем является то, что однозначно связать резкие колебания климата с человеческой деятельностью невозможно, что и подтвердила межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) в своём первом докладе1. На атмосферу Земли и её температуру воздействует множество факторов, в том числе обыкновенные природные обратные связи (изменение температуры влияет на круговорот воды и связанное с ним состояние облачного и ледяного покровов и т. д.). Распутать клубок этих влияний, чтобы предсказать величину и последствия вызванного человеческой деятельностью изменения климата, - задача невероятной сложности.
 

История КП

Проблема изменения климата обозначилась давно, но вот попытки ее решения стали появляться лишь в конце ХХ в. Результатом переговоров мирового сообщества о возможных мерах борьбы с этим стала Рамочная Конвенция ООН об изменении климата (РКИК) 1992 г. и Киотский протокол (КП) 1997 г. к ней. О важности проблеме говорит и тот факт, что в Декларации тысячелетия ООН2 говорится о решимости "приложить все усилия к тому, чтобы обеспечить вступление в силу Киотского протокола … и приступить к предусмотренному им сокращению выбросов парниковых газов".

РКИК заложила фундамент в международной борьбе с изменением климата, однако четких обязательств по снижению количества выбросов парниковых газов (ПГ), виновных в глобальном потеплении, не содержала. РКИК - это своего рода Конституция, давшая организационную и процедурную базу, это первый шаг к созданию правового поля, регулирующего проблему изменения климата. Киотский протокол неспроста был назван соглашением "нового поколения", его появление свидетельствует о "становлении нового мышления в области экологической безопасности". КП - первый реальный шаг к глобальному снижению выбросов, единственная существующая основа для международной работы по сокращению эмиссий парниковых газов.

КП ратифицировали 119 стран мира, в Украине проект закона о ратификации с 22 сентября 2003 г. уже обсуждается в Верховной Раде. На сегодняшний день ситуация такова, что США уже отозвали свою подпись и теперь судьба КП в соответствии со ст. 25 п. 1 КП* находится в руках РФ, которая подписала КП 11 марта 1999 г., но не ратифицировала его. Теперь Россия может выдвигать свои условия на предстоящей очередной Конференции Сторон КП в Италии, которая пройдет с 1 по 12 декабря 2003 г., поскольку ключ к КП только у нее, но вот сможет ли она правильно им воспользоваться?

В соответствии с положениями КП, страны Приложения I к КП, то есть все страны ОЭСР (исключаю Мексику и Южную Корею), страны Центральной Европы, Россия, Украина, балтийские государства - всего 38 стран (ещё 2 страны - Турция и Белоруссия - в списке значатся, но не ратифицировали РКИК и не имеют количественных обязательств) в течение 5 лет с 2008 по 2012 гг. должны снизить выбросы парниковых газов (ПГ), при том к 2005 г. страны должны достичь очевидного прогресса в выполнении своих обязательств по КП.

Выгоды от ратификации КП Россией очевидны. Это и огромные прибыли, и переоборудование энергетического комплекса, и участие в создании нового углеродного рынка, и геополитическая поддержка системы ООН. Если же планируемый рост ВВП в России будет иметь место, то мы можем поставить на Конференции Сторон КП вопрос о поднятии планки выбросов или просто выйти из протокола. В любом случае, это не случится в период 2008-2012 гг., а к следующему периоду все может измениться.

Новый всплеск интереса к проблеме изменения климата вызвала третья Всемирная Конференция по изменению климата (Москва, 29 сентября - 3 октября 2003 г.). 
 

Экологический аспект КП

Киотский протокол считается одним из важнейших средств в борьбе с изменением климата. На самом деле - это лишь первая попытка борьбы международного сообщества с изменением климата. Цель КП - сократить выбросы ПГ на 5,2% по сравнению с уровнями 1990 г. в период с 2008 по 2012 г. Во-первых, цифра сама по себе весьма маленькая - без КП концентрация двуокиси углерода в атмосфере за 10 лет вырастет на 20 единиц, а при точном исполнении Киотского протокола - на 18 единиц. Во-вторых, после выхода США и Австралии из КП, выбросы стран без ограничений на выбросы ПГ (в том числе Индия, Китай и др.) составляют 65% мировой эмиссии двуокиси углерода - получается, что основная часть мировой эмиссии никак не регулируется. КП не предусматривает возможности добровольного присоединения к нему стран с получением количественных обязательств.

В ХХ-ХХI вв. человечество столкнулось с массой совершенно новых проблем и как вести себя с ними не знает никто.

Например, 6 ноября сего года в Шестом комитете Генеральной Ассамблеи ООН был наложен двухгодичный мораторий на обсуждение Конвенции о запрете на клонирование человека ввиду недостаточности научных знаний.

КП тоже не имеет строго научного обоснования - детерминированность глобального изменения климата антропогенной деятельностью лишь одна из научных гипотез. Но мировое сообщество решило бороться с проблемой изменения климата, а не прятаться от нее. 
 

Экономико-энергетический аспект КП

По словам А. Кокорина, руководителя климатической программы WWF, - "После выхода США, Киотский Протокол из экологического превращается в экономико-энергетическое соглашение". Важнейшими целями КП являются создание международного углеродного рынка и изменение основ мировой энергетической базы. Но рассматривать раздельно энергетический и экономический аспекты КП не представляется возможным ввиду того, что они взаимосвязаны друг с другом и взаимодополняют друг друга.

Сегодня КП становится международным рыночным инструментом повышения энергоэффективности и снижения выбросов. Протокол устанавливает новый тип отношений для решения экологических проблем - рыночный подход и взаимовыгодное сотрудничество как государственных структур, так и частного бизнеса различных стран. На международном рынке родился новый товар - квоты на выбросы парниковых газов. Таким образом, Киотским протоколом был образован новый товар, близкий к неликвидному - приблизительный эквивалент золото-валютных резервов в области окружающей среды1.

КП впервые в истории международных соглашений в области окружающей среды ввел рыночные отношения в качестве базы для обеспечения наиболее эффективного и наименее дорогостоящего механизма для выполнения взятых государствами обязательств в области охраны окружающей среды. Механизмы реализации (рыночные механизмы)- это главнейший вопрос КП. Как справедливо заметил С.А. Рогинко, "если бы не они - никто бы по поводу этого документа особого шума не поднимал"3.

Был создан углеродный рынок, куда уже вовлечены гигантские корпорации, банки, страховые и консалтинговые компании, инжиниринговые и аудиторские фирмы и т.д. Однако, на рынке предлагаются даже не газы, а квотированные права на их выброс. Предметом торга стали правовые инструменты, базирующиеся на газах, которые никогда не будут выброшены.

По КП обязательства были взяты строгие, но выполнять их решили "гибко".

США предложили сосредоточить внимание на эмиссиях развивающихся стран, то есть КП будут реализовывать развитые в экономическом отношении страны, вкладывая свои деньги в развивающиеся страны, так как:

    - дешевле всего сокращать эмиссии там, где экономика наименее эффективна и 

    - механизмы гибкости дадут возможность помочь развивающимся странам и откроют новые возможности для инвестиций1. Ведь важнейшим принципом борьбы с изменением климата был и остаётся принцип стабилизации общего мирового уровня выбросов ПГ в атмосфере.

Неважно, в какой стране и сколько сокращено, главное - чтобы мировой химический состав атмосферы не менялся, увеличение выбросов в одном месте сбалансировать уменьшением в другом. Возникает ещё одна задача: необходимо отслеживать, регистрировать и чётко контролировать реализацию на практике этих трёх механизмов. Для международной практики подобная гибкость беспрецедентна. Итак, КП предусматривает 3 механизма международной гибкости**, но для упрощения в изложении данной проблематики мы считаем необходимым разбить их на 2 группы: 
    - механизмы международной гибкости для стран, перечисленных в Приложении I к КП (проекты совместного осуществления - ПСО, и международная торговля квотами - МТК),

    - механизм международной гибкости и развивающиеся страны (механизм чистого развития - МЧР).

ПСО (JI- joint implementation) предусмотрены ст.6 КП.

Это система, при которой страна, взявшая на себя строгие обязательства по сокращению эмиссий, или компания из этой страны делает инвестиции в программы, позволяющие сократить эмиссии в другой стране. Принципиально важно, что все квоты (кроме ограничений на "лесные" квоты) могут накапливаться, и переносится на следующий период обязательств (например 2013-2017).

Первая сторона может претендовать на разрешение зачесть определённое количество эмиссий, сокращённых благодаря реализации программы в другой стране, в счёт своих собственных обязательств.

Вторая сторона, принимающая, получает и экономическую (замена устаревшей промышленной инфраструктуры) и экологическую выгоду. 

Это основной механизм, которым будет пользоваться Россия, Комитет по Совместному Осуществлению (КСО) уже создан в России и готов участвовать в проектах. МТК (emission trading) зафиксирована в ст.17 КП. Страны, перечисленные в Приложении I КП, имеют право на определённый уровень эмиссий, если один согласится произвести эмиссий меньше и продать другому право на эмиссию соответствующего объёма, то этот другой может осуществить эмиссий больше***. Если страна не расходует свою квоту полностью, то она может переуступить или продать "свободную" часть другой стране.

Как считает ряд российских ученых, механизм торговли квотами не может обеспечить возлагавшихся на него надежд в качестве эффективного стимула сокращения эмиссии парниковых газов.

Стоимость сокращения эмиссии одной тонны СО2 в экономически развитых странах составляет 150-600 долл. США. В то же время ожидаемая цена квоты на одну тонну эмиссии на международном рынке составляет величину, по крайней мере, на порядок меньшую. Естественно, в таких условиях страны-продавцы квот не смогут успешно осуществлять дополнительное, эквивалентное проданным квотам снижение эмиссии, а для стран, купивших квоты, нет экономических стимулов форсировать эквивалентное снижение эмиссии, по крайней мере, в пределах времени действия квот.

Средства, полученные в результате торговли, должны направляться в проекты, сокращающие выбросы парниковых газов или увеличивающих секвестрацию углерода.

МЧР**** (СDM - clean development mechа- nism) зафиксирован в 12 статье КП. Декларируемой целью МЧР является помощь развивающимся странам в достижении устойчивого развития, чтобы таким образом приблизить достижение главной цели РКИК по климату и чтобы помочь "Сторонам, включенным в Приложение I, в обеспечении соблюдения" их обязательств.

Программы, осуществляемые для реализации МЧР, должны принести "выгоду" развивающимся странам, создать "сертифицированные сокращения выбросов", которые страны, перечисленные в Приложении I, могли бы использовать для "соблюдения части их определенных количественных обязательств".

Сокращения выбросов следует сертифицировать, исходя из критериев добровольности участия, "реальных, измеримых и долгосрочных преимуществ", ведущих к смягчению последствий изменений климата, а также исходя из критерия дополнительности сокращений. МЧР сам по себе не является источником финансирования, но он призван помочь "в организации, по мере необходимости, финансирования сертифицированных видов деятельности по проектам". В МЧР могут непосредственно участвовать как частные, так и государственные юридические лица. На самом деле в мире уже несколько лет идет осуществление подобных проектов.

В качестве примера можно привести "Тендер № 4", объявленный в ноябре 2003 г. Нидерландами на закупку единиц снижения выбросов ПГ, образующих в результате выполнения ПСО. Первые 2 тендера прошли без российских фирм, а вот в 3-ем тендере участвовали многие фирмы из разных регионов нашей страны. Два проекта вышли в финал и только отсутствие официальных писем от Правительства РФ об одобрении участия помешали выигрышу. 

Цель тендера - повышение энергоэффективности компаний, переход к возобновимым источникам энергии, переработка и утилизация отходов, посадка и восстановление лесов. В результате этой деятельности произойдет видимое улучшение окружающей среды, а Нидерланды приобретут углеродные кредиты - разрешения на выбросы ПГ*****.

Стоит отметить, что при вступлении КП в силу могут возникнуть серьезные противоречия положений КП, как экологического договора, и положений актов экономических организаций таких, как ВТО, ОЭСР и др. Экономическая либерализация может ограничить эффективность многосторонних экологических соглашений, а порой и совершить подмену цели, например, вместо снижения уровня выбросов парниковых газов в атмосферу - обеспечить безопасность инвестиций развитых стран в развивающихся странах. А это уже затронет и право, и дипломатию, и геополитику. 
 

Геополитический аспект КП

Экологическая составляющая КП - это лишь вершина айсберга. 

Ратификация Россией КП или отказ - это важнейший геополитический шаг, который определит партнеров для будущего страны и возможно будущего всего мирового сообщества.

Ситуация в мире кардинально изменилась после распада СССР, но международно-правовая система ООН устояла. Конструкция ООН отражает достижения нашей страны в результате победы во второй мировой войне, зафиксированные ялтинско-потсдамским миропорядком. Право вето СССР - России в Совете Безопасности ООН яркое подтверждение тому.

РКИК и КП - это элементы стройной, единственно легитимной и универсальной мировой системы ООН на сегодняшний день и отказ от ратификации КП может привести к подрыву системы. Кроме того, в научных кругах также идут дискуссии о возможности увеличения количества постоянных членов Совета Безопасности ООН, что также может ограничить Россию.

США, являясь экономически и политически мощным государством своими действиями пытается расшатать систему ООН, навязав свои правила игры мировому сообществу.

На саммите в Рио в 1992 г. США согласились подписать РКИК с "добровольной" целью сокращения выбросов к 2000 г. до уровня 1990 г. Однако вместо этого выбросы парниковых газов в США возросли за 1990-2000 гг. на 14%.

Хотя США и вышли из КП, сославшись на противоречие положений КП экономическим интересам, но 12 февраля 2003 г. Департамент энергетики США объявил о начале президентской климатической программы "Climate VISION" (Voluntary Innovative Sector Initiatives: Opportunities Now) - добровольной системы по сокращению темпов роста выбросов парниковых газов в США, к участию в которой приглашается Канада, Россия и другие страны. Данная программа была создана в качестве альтернативы КП4.

У США есть свои удобные механизмы для управления мировыми процессами: ВТО, МВФ, которые гораздо лучше управляются, нежели ООН. На Глобальном саммите ООН по устойчивому развитию в г. Йоханнесбурге (сентябрь 2002 г.) США добивались, чтобы правила ВТО и положения международных экологических не противоречили друг другу, они имели ввиду приоритет норм ВТО над нормами ООН. Иными словами сейчас создается новый мировой порядок, в котором заметное место для ООН не предусматривается3.

Вопрос о возможности нахождения в Ираке ядерного оружия, был решен весной сего года силовым методом в разрез с существующей системой международного права по инициативе США и Великобритании, но он показал, что у России, которая была против войны в Ираке, есть серьезные и сильные партнеры - Германия и Франция. Эти страны-члены ЕС полным ходом готовятся к 2008 г. - дате вступления КП в силу, внутренний рынок ЕС по торговле квотами начнет действовать в 2005 г. Ратификация КП - прямой шаг к сближению с ними и поддержке системы ООН.

Россия активно участвовала в подготовке РКИК, разработке научных обоснований теории антропогенного изменения климата в рамках Межправительственной группы экспертов по проблеме изменения климата (МГЭИК). КП, как таковой, в нынешнем его виде также есть результат усилий российских переговорщиков и экспертов. Иными словами, Россия - один из основных участников международного процесса, направленного на формирование глобальной политики в области изменения климата. Причем, в этом процессе, как нигде более, России принадлежит право решающего голоса, так как без решения РФ о ратификации Киотского протокола - этот международный документ никогда не вступит в силу.

При более близком рассмотрении текущей политической ситуации, решение по Киотскому Протоколу может оказаться важнейшим фактором, определяющим международную позицию России в отношениях с основными стратегическим партнерами уже в ближайшее время. Таким образом, у России две альтернативы: затянуть или отменить ратификацию, пытаясь сыграть на руку интересам США и получить "компенсацию" в виде формального сотрудничества в области энергетики, в то же время негативно влияя на отношения с ЕС. Или же ратифицировать Протокол, укрепив позиции в будущих отношениях с Европой4.

В интервью американской газете "Нью-Йорк Таймс" 4 октября 2003 г. Президент России В.В.Путин отметил: "Ратификация и вступление в силу Киотского протокола - это движение в правильном направлении для человечества в целом. Но мы должны ещё всё взвесить с точки зрения национальных интересов Российской Федерации". А две недели спустя на деловом саммите АТЭС, в г. Бангкок, уточнил, что, не смотря на то, что многие считают, что Киотский протокол накладывает определенные ограничения на экономический рост, на развитие страны, "мы хотим это сделать и будем двигаться в этом направлении." При этом результаты пилотных проектов в Ленинградской, Новгородской и Свердловской областях по отработке механизма торговли квотами на выброс парниковых газов позволят понять целесообразность ратификации Россией Киотского протокола с экономической точки зрения.

Поскольку такие мнения теперь уже звучат из уст официальных лиц, можно смело надеяться на скорейшую ратификацию Киотского протокола Россией, пока же мы знаем только, что Министерство природных ресурсов одобрило КП и передало его на рассмотрение в Правительство РФ в начале сентября сего года.

Итак, Киотский протокол чрезвычайно сложен, он охватывает очень многие стороны человеческой деятельности, проблемы экологии, экономики, энергетики, политики. Безусловно надо взвесить все "за" и "против" и принять верное решение - запустить ли огромную машину под простым названием "КП" или нет: слово за Россией. 

Примечания

1  Грабб М., Вролик К., Брэк Д. Киотский протокол: анализ и интерпретация. М.: Харвест-принт, 2002. Во втором докладе МГЭИК в 1995 г. уже была зафиксирована следующая формулировка: "совокупность статистических данных в настоящее время указывает на то, что человеческое влияние на климат планеты уже различимо".
2  www.wwf.ru - Кокорин А. Киотский Протокол - что же это такое?
*  Протокол вступает в силу на 90-й день после того, как не менее 55 Сторон Конвенции, в том числе Стороны, включенные в Приложение I, на долю которых приходится в совокупности как минимум 55% общих выбросов диоксида углерода Сторон, включенных в Приложение I, за 1990 г., сдадут на хранение свои документы о ратификации, принятии, одобрении или присоединении.
*  Рогинко С.А. Киотская рулетка. М.: Огни, 2003.
**  Важно заметить, что картельные обязательства (ст.4 КП) не относят к механизмам гибкости, так как перераспределение квот в рамках картели требует предварительной ратификации и не предусматривает отказа от принятых обязательств.
***  Основной проблемой стал моральный аспект- торговля квотами становится оправданием для загрязнения окружающей среды.
****  Позднее МЧР получил название "киотский сюрприз", поскольку этот механизм родился из бразильской идеи перечислении штрафов за невыполнение обязательств странами, перечисленными в Приложении I, в Фонд ЧР для поддержки проектов в развивающихся странах. После некоторого преобразования этой идеи, она стала походить на механизм ПСО, что и стало консенсусом между США, ЕС и Группой 77.
*****  Нидерланды в период с 2008 г. по 2012 г. должны снизить выбросы ПГ на 6%.
4  Аверченкова А., Голуб А., Сафонов Г. Из Багдада до Киото: Каким путем пойдет Россия? // www.rusrec.ru -официальный интернет-сайт Российского Регионального Экологического Центра (РРЭЦ).
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]