Рецензии
Обозреватель - Observer




 ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИЕ ГОСУДАРСТВА -
НОВЫЕ ИГРОКИ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ


В.Гогитидзе,
Чрезвычайный и Полномочный Посол,
кандидат исторических наук

Подготовленная учеными Института Востоковедения РАН монография "Центральная Азия в системе международных отношений" (отв. ред. академик В.А.Заир-Бек, члены редколлегии: А.М.Хазанов, В.П.Панкратьев, У.З.Шарипов) является, по сути дела, первым фундаментальным исследованием становления и развития внешнеполитических и торгово-экономических связей центрально-азиатских государств, бывших советских республик, их роли и места в мировых делах, структурных изменений в регионе в связи с выходом на международную арену в качестве самостоятельных субъектов.

Образование после распада СССР новых независимых государств в Средней Азии, несомненно, явилось одним из исторически значимых для судеб обширнейшего района Евразии, Индийского океана и Дальнего Востока событием, существенным образом изменившим устоявшуюся в течение десятилетий систему региональных и международных связей.

Как правильно отмечается в рассматриваемой монографии, от того, в каком направлении будут развиваться события в странах Центральной Азии, во многом будет зависеть баланс сил на этом пространстве нашей планеты. В этом плане безусловный интерес представляет данный в ретроспективе анализ эволюции внутри- и внешнеполитических концепций правящих элит, их подходов к оценке своих международных и региональных приоритетов, включая такие основополагающие, как проблемы безопасности, транспортных связей, в том числе выбор маршрутов нефти и газопроводов, привлечения инвестиций, контроля за ресурсами, и в конечном итоге, определения внешнеполитической и внешнеэкономической ориентации.

Значимость региона Средней Азии (об этом достаточно подробно говорится во всех статьях монографии) предопределила и довольно жесткую конкуренцию за влияние на новые государства между всеми основными "игроками" как мирового, так и регионального плана. Это, прежде всего, Россия, США, Китай, Индия, Иран, Турция, Пакистан, ряд арабских стран. Мы бы добавили к этому списку и Израиль, который в силу известных причин (стремление помешать росту исламского фундаментализма, противостоять воздействию иранского фактора и т.д.) одним из первых проявил особый интерес к новым образованиям, поспешив открыть, в частности, там свои диппредставительства.

На наш взгляд, при определении факторов, оказывающих основное влияние на место и роль Центральной Азии в международных отношениях и ее значимость в целом, верно отмечается тот факт, что данный регион фактически остается сырьевым придатком промышленно развитых стран, являясь для них источником сырья и одновременно рынком сбыта их продукции, то есть при всей важности региона как с точки зрения стратегической, так и экономической, он в то же время все же остается периферийной зоной интересов ведущих держав.

В этом плане особый интерес представляют разбор внешнеполитических подходов и позиций в районе России, ее внешнеполитических интересов и их практической реализации. Эти вопросы в той или иной плоскости поднимаются в ряде статей, хотя отдельного исследования на этот счет монография и не содержит. Можно согласиться с выводом о том, что Россия в 1992-1993 гг. явно ослабила свое внимание к провозгласившим свою независимость бывшим советским азиатским республикам из-за чрезмерной увлеченности идеей установления "стратегического" партнерства с Западом. Предпринимающиеся Москвой с 1994 г. усилия по восстановлению своего влияния в регионе, как представляется, хотя и привели к определенным результатам, тем не менее, не позволили России в полной мере вернуть себе положение ведущего партнера. В этом плане правомерен тезис о весьма вероятной перспективе сближения новых государств со своими азиатскими соседями, превращения их в часть "большой Центральной Азии".

В ряде статей дан четкий анализ как взаимопритягивающих, так и взаимоотталкивающих факторов в отношениях среднеазиатских стран с региональными державами, подробно и обстоятельно выписаны основные аспекты военно-политических и торгово-экономических связей, цели и задачи региональных "игроков" в отношении государств Центральной Азии, а также главные моменты конкурентной борьбы между собой.

К примеру, можно согласиться с тем, что Иран, стремящийся стать ведущей региональной силой, пытается привязать к себе центральноазиатские страны, используя как средства влияния транзитно-транспортные связи, их зависимость от дорожной инфраструктуры, доступа к портам, трубопроводам, проходящим через территорию Ирана. Вместе с тем, попытки Тегерана вмешиваться во внутренние дела ряда центральноазиатских государств, вызывают там явно негативную реакцию, к тому же правящие режимы этих стран действуют в отношении Ирана с явной оглядкой на США и Запад.

С определенными трудностями сталкивается в Центральной Азии и Турция, хотя, несомненно, турецкая модель развития остается притягательной для лидеров большинства государств региона. Тем не менее, экономические проблемы Центральной Азии слишком велики и сложны для Анкары, что дает реальные шансы другим региональным игрокам. Думается, что, несмотря на повышенную активность Турции, в том числе в военной области сотрудничества, ее попытки выступать в качестве форпоста западного влияния, особенно в плане нейтрализации потенциальных источников нестабильности, имеют в регионе достаточно четко очерченные границы.

Подробно и всесторонне проанализированы все аспекты отношений центральноазиатских государств с Китаем, факторы, определяющие повышенный интерес и внимание Пекина к этому региону. Прежде всего это вопросы безопасности и стабильности, рынки сбыта и региональные ресурсы, в первую очередь - нефть. Тщательно прописаны моменты, касающиеся создания и деятельности Шанхайской организации сотрудничества в качестве первой в АТР военно-политической и экономической организации такого уровня и масштаба.

Особый интерес вызывают статьи, в которых на основе богатого фактического материала содержатся оценки и выводы, связанные с нефтяным фактором, в первую очередь, нефтью Каспийского моря, вскрываются противоречия главных заинтересованных сторон, включая ведущие мировые державы: Россию и США.

Значительную ценность представляют разделы книги, где четко прослеживаются цели и задачи внешнеполитической линии Вашингтона в Центральной Азии. Это - прежде всего, выстроить в регионе такую систему безопасности, которая максимально соответствовала бы американским интересам. При этом очевидны усилия американцев ограничить рост влияния России, обозначившийся в последние годы, исключить ее объединяющую роль. Налицо и такой важный момент как неприятие всеми государствами региона стремления США способствовать там процессам либерализации, их призыв к Вашингтону проводить более реалистическую политику, учитывающую специфику местной обстановки.

В целом представленный труд является новаторским и многогранным исследованием, представляющим интерес как для ученых востоковедов, так и для профессионалов практиков, дипломатов, экономистов, специалистов других отраслей, широкого круга читателей, интересующихся международной проблематикой. Собранный в монографии солидный фактический материал и содержащиеся в ней оригинальные идеи - хорошее подспорье для научной и практической работы всех, кто, так или иначе, связан с регионом Центральной Азии.

Центральная Азия в системе
международных отношений.
М. 2004.




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]