Обозреватель - Observer
Наши интервью

Верю в будущее России

НАШИ ПОЗДРАВЛЕНИЯ
И.Т.ЯНИНУ

Дорогой Игорь Трофимович!
Сердечно поздравляем Вас
с избранием Секретарем
Союза писателей России.
Желаем новых творческих успехов
во славу русской литературы.

Редакция журнала
 

Янин Игорь Трофимович родился 12 апреля 1949 г. Рано лишился отца и матери. Трудовую деятельность начал в 15 лет токарем.

В 1977 г. окончил факультет международной журналистики МГИМО, в 1987 г. — аспирантуру Академии общественных наук.

С 1987 г. — консультант Комитета за европейскую безопасность и сотрудничество. С 1987 г. — заместитель заведующего научным отделом Академии общественных наук, с 1992 г. — первый заместитель главного редактора газеты «Гудок».

На X съезде Союза писателей России избран секретарем Союза писателей России.

С 1999 г. — президент фонда «Славянское единство», президент фонда культурных инициатив «Взаимодействие».

Член Союза журналистов России, Центрального Совета ВОПД «Духовное наследие».

Доктор исторических наук. Почетный железнодорожник, заслуженный работник культуры России.

Широко известны его работы, посвященные отечественной науке, культуре, образованию. Лауреат премий Карамзина и Булгакова.

Женат. Имеет сына и дочь.
 

Требуются умные делатели,
а «публичных» политиков
просим не беспокоиться
Интервью секретаря Союза писателей России, члена ЦС ВОПД
«Духовное наследие», доктора исторических наук И.Янина
редакции журнала «Обозреватель - Observer»
 
Игорь Трофимович, Вы являетесь опытным журналистом, организатором газетного дела, одним из руководителей Союза писателей России, и, помимо этого, возглавляете два общественных фонда — фонд «Славянское единство» и фонд культурных инициатив «Взаимодействие» — фигура, словом, не последняя на нынешней политической сцене. И Вы могли бы, очевидно, войти в состав руководства, и, соответственно, в избирательный список практически любого политического движения или блока. Организатор-практик, вдобавок блестяще владеющий пером, — редчайшее явление само по себе и — уж конечно! — дорогая находка для всякого движения.
Вы же выбрали «Духовное наследие». Почему?
«Духовное наследие» — практически единственная сейчас организация, которая точно, трезво, по-государственному оценивает ситуацию в стране. И самое главное — она точно видит, что и как надо сделать, чтобы изменить ее к лучшему. Все говорят о чем угодно — о формах собственности, об экологии, о преступности, о коррупции, об этом «преступном режиме» и исправно, из года в год разоблачают его злодеяния. Все это, наверное, правильно. Но не это главное...

Главное — думать о развитии страны, о том, чтобы она не исчезла, не пропала в XXI в. Думать надо о том, чтобы она заняла в нем достойное, почетное место. Чтобы люди жили достойно, хорошо, красиво — как лучшие люди нашей Земли. Почему нет, спрашивается?

А такое развитие будет возможно только тогда, когда в стране будет развиваться наука и техника, техническая культура, Культура в целом. А не будет этого, то Россия попадет в зависимость от иностранного производителя научно-технической информации. И это значит только одно — тогда на нашей стране можно будет смело ставить крест — она перестанет быть историческим субъектом. А учитывая темпы научно-технического прогресса, она станет глобальным маргиналом навсегда. А что тогда говорить о ее государственности, независимости и прочем?

Знаете, в свое время князь Меттерних, вдохновитель «Священного союза» и руководитель внешнеполитического ведомства Австро-Венгерской империи, пустил в оборот такое крылатое слово — «географическое понятие». Так он назвал завоеванную австрийцами Италию: была, мол, Италия, была ее великая культура и прочее, да сплыла. Вместо нее осталась одна «география» — некая территория, населенная некими людьми, говорящими по-итальянски. Так вот: сейчас этот «понятийный» язык переживает второе рождение...

Я имею в виду так называемую теорию «мертвых зон» и «мертвых стран». Вот именно так — ни более, ни менее — называют сейчас западные политологи страны, где не производится мало-мальски значимая научно-техническая информация, где замерла наука и остановилось развитие техники. Все! — эти страны «умерли» и умерли они в этом смысле навсегда. Будем реалистами: такая судьба грозит и нам. Страшна не «утечка мозгов», как таковая, страшна и необратима потеря научной школы. Когда эта потеря станет фактом — страна наша «умрет». Или, если вспомнить слова Бжезинского, большого «друга» России, превратится в «черную дыру».

И тогда можно будет забыть обо всем — о независимости, о державности, о государственности — обо всех этих словесных цацках, так любимых многими. Тогда мы станем подопечной, если не сказать (прошу прощения) «подмандатной» территорией США или блока НАТО.

И давайте теперь зададимся вопросом: когда в пос-ледний раз мы слышали слова о необходимости ускорения «научно-технического развития»? Ну разве что в начале горбачевского правления... И чем это все кончилось? Огромным поражением для нашей науки, регрессом, многими шагами назад... С той поры на «научном фронте» — полная, кладбищенская тишина.

Мы занимались чем угодно: делили собственность, страну, деньги и грядущую судебную (я надеюсь) ответственность, но не прибавляли и не приумножали свой научно-технический потенциал. А его наличие, и только оно есть главное условие  превращения любой страны в истинно современное, цивилизованное государство (подчеркну, что это всеобщее убеждение западных ученых, политиков и политологов).

И другой вопрос: кто из наших политиков за по-следние десять лет смог сложить дважды два, т.е. кто из них назвал вопросы развития образования и науки, вопросы развития Культуры — важнейшими, стратегическими вопросами для России, той самой проблемой номер 1, которую надо решить в первую очередь, отложив все остальное в сторону?

Ответ просто убийственный, уничтожающий для этой вздорной политтусовки, которая бесстыже называет себя «элитой».

Ибо ответ этот таков: никто.

Никто, кроме «Духовного наследия» и его лидера. Кто-то, может быть, относится к ним по-разному, но с фактами спорить нельзя: только это Движение и только его руководство требует от правительства приоритетного развития Культуры России, привлекает внимание нашего населения к этой проблеме, бьет в набат. Практически «Духовное наследие» в одиночку борется за выживание России, за то, чтобы ее никогда и никто не осмелился назвать «мертвой страной».

Отсюда и ответ на Ваш вопрос. Я считаю себя патриотом, хочу, чтобы моя страна была живой, здоровой и независимой. А значит, для меня других политдвижений, партий и тусовок просто нет — мое место в рядах «Духовного наследия».

Итак, Вы идете на выборы в рядах «Духовного наследия». И что же Вы ждете от них, каковы, если вспомнить модное поветрие, ваши прогнозы на их исход?
Можно, конечно, поступить по-киселевски — поговорить о рейтингах, у кого он подрос, у кого упал, и т.д. Можно прикинуть, кто и с каким счетом победит на выборах. Но вряд ли это может заинтересовать серьезного человека...

Я, наверное, скажу «кощунственную» вещь для наших высокомудрых преподавателей марксистской философии, которые сегодня дружно назвались политологами, но все же... Так вот: эти выборы, равно как и сам их институт в нашем случае, — отнюдь не так важны, как нам это пытаются представить.

Они, точнее, очень важны, чрезвычайно важны, суперважны и т.д., но они не есть главное. Ведь что такое выборы? Они суть инструмент ведения дел в благоустроенном государстве и демократическом, цивилизованном обществе. Они, можно сказать, суть их, «достойное увенчание», которое покоится на прочном фундаменте.

А у нас же есть только выборы — в отсутствии элементарного фундамента.

Есть ли у нас, например, общество граждан или гражданское общество?

Нет, такового у нас пока и близко не предвидится.

Есть ли у нас граждане, сознающие себя хозяевами страны и пытающиеся объединиться?

Нет, таковых пока также не наблюдается.

Есть ли у нас общество, сознающее свой объективный интерес и выражающее этот самый общественный (он же государственный) интерес посредством общественного мнения?

Нет, и этого нет — ни общества, ни общественного мнения.

Наконец, есть ли у нас государство как политически, институционально оформленное общество?

Нет и его — государства в европейском смысле, ибо оно без общества невозможно просто физически.
Вот так: государственная машина есть, как внешний признак цивилизованности, а вот государства, т.е. собственно цивилизованности — увы, нет.

Поэтому мы и имеем то, что имеем. Например, что выиграли простые избиратели, рядовые российские граждане от того, что они и на предпоследних, и на по-следних парламентских выборах голосовали, скажем, за «свою» партию или блок, за понравившихся им первых лиц их партийных списков?
Да ровным счетом — НИ-ЧЕ-ГО.

«Друзья народа», как известно, познаются в беде. Так вот: что, спрашивается, делают избиратели, которым месяцами не платят зарплату, у которых дети голодают? Что, бежит этот «электорат» в свои партийные организации, совещается в Думе со своими депутатами о том, как жизнь наладить?

Нет — они и не смотрят в ту сторону. Они просто садятся на площадь перед Белым домом (где «царский наместник» живет) и начинают стучать о землю мисками, машут плакатами, самый популярный из которых — «Мы хотим есть», перекрывают дороги, объявляют голодовки, грозят самоубийством.

И происходит все это потому, что у нас еще нет ни одной серьезной, общефедеральной, мощной политической организации (не будем говорить «партия» — слово совершенно опошлено), которая была бы создана самими рядовыми гражданами на свои кровные деньги — для себя, для защиты своих интересов, для решения своих проблем — здесь и сейчас.

Но я хочу быть правильно понятым. Я вовсе не считаю участие в предвыборной кампании бессмысленной затеей. Напротив, надо выбирать, надо идти на выборы, надо привести в Думу своих, достойных и честных людей. Надо это сделать хотя бы потому, что в противном случае их места займут другие люди, с другими принципами. Все это надо делать.

Но давайте все-таки поймем, что выборы — это не есть коренное, радикальное решение главной проблемы страны. И хорошо было бы, чтобы активные граждане это осознали. Вообще говоря, эти выборы пройдут недаром, если в ходе выборной кампании произойдет некоторое осмысление реалий, если наши сограждане поймут, в чем есть наша главная беда и как с ней бороться.

А она описывается вышеприведенными четырьмя «нет». И ключ к решению этой проблемы в том, чтобы заместить эти «нет» их антитезой — четырьмя «да».

Нам нужно государство, нужно общество, нужны граждане, нужна организация граждан. И если такая организация сложится вокруг «Духовного наследия», с помощью «Духовного наследия», за счет усиления «Духовного наследия», то, как бы ни завершились выборы, наше Движение добьется величайшего, исторического успеха, а сами эти выборы-99 можно будет счесть исторической вехой в истории России. В этом я глубочайше убежден.

А собственно выборы здесь не так и важны...

Наверное, такая позиция смутит многих. Ведь как у нас стало модным говорить: как голосуем, так и живем, что выборы определяют наше будущее, будущее России. А тут такие утверждения... Так, чего доброго, Вас обвинят в подрыве демократического мировоззрения, разрушении основы основ, так сказать.
Мне никогда не нравилась фраза: «Как голосуем, так и живем». Есть в ней какая-то органическая фальшь и «лжа великая». Ведь что таким образом вдалбливают людям в голову? Простую, как мычание, мысль, достойную урока солдатской словесности.

Что есть выборы? Выборы есть выборы начальства. Почему все зависит от этих выборов? Как почему? Потому что все в нашей стране зависит от начальства: выбираем себе доброго царя-барина — живем хорошо, выбираем другого — живем, как всегда... И мораль сей басни такова: все-де в нашей жизни зависит от доброй воли выбранного начальства. Такая вот жалкая мораль холопов по убеждению...

И что же — будем мириться с этой великой «истиной»?

Лично я — не согласен.

В самом деле — неужели надо доказывать, что никакого такого абстрактного «светлого будущего» просто нет и быть не может? Оно не «наступит» никогда. Раньше у нас так «коммунизм» ждали — когда он наступит? Живем бедно, неказисто, а тут — бац! — «важное правительственное сообщение» по радио, и вот он, с понедельника, коммунизм. И все вокруг в одночасье переменилось, как в волшебном сне. Что же, отложим свою жизнь на потом, на завтра?

Но никакого «потом» не существует. А есть только «сейчас», «сегодня», которые все и определяют, и наше будущее вырастает из нашего сегодня, из настоящего. И далеко ходить за ним не надо, и ждать не надо. Оно уже здесь, рядом с нами. Его можно даже погладить по голове или... дать ему звонкую затрещину. Это уж кто как привык воспитывать своих детей.

Вот о них, детях, и идет речь.

Все ведь очень просто: ясно же, что наше будущее зависит от качества людей, которые составят завтра самую активную часть населения. И эти люди — наши сегодняшние дети. И именно сейчас формируется и их характер, и склад ума, и система ценностей. И вряд ли стоит об этом говорить подробнее.

Тем более, что если верна эта прямая связь (дети сегодня — страна завтра) в общегосударственном плане, то тем вернее она, тем нагляднее в плане личном. Действительно, каждый человек точно знает, что для него составляет его будущее. Это его ребенок, его судьба, нормальное устроение его жизни. И мы знаем, что наше будущее будет светлым в том случае, если с нашими детьми и внуками будет все хорошо, если они будут нас радовать.

А если, не дай Бог, кто-то из них сопьется, станет наркоманом, свяжется с какими-то подонками и пр., то о каком «светлом будущем» тут говорить? Даже если все вокруг будут радоваться, и президентом будет достойнейший человек, и зарплата будет сказочная, что нам  будет до этого? Тем горше будет казаться свое горе... А ведь мы знаем, сколько у нас сейчас беспризорных, бездомных детей, сколько детей, которые никогда и нигде не учились, которые никогда не знали, что такое нормальная жизнь. Мы-то о ней еще имеем представление, а они — уже нет.

Не было у нас последние 55 лет ни войны, подобной Отечественной, ни войны гражданской, — а по стране у нас бродят сотни тысяч (это ведь только вдуматься надо — сотни тысяч!) беспризорных, неграмотных, озлобленных детей. И не знают они никакого закона, кроме уголовного. И завтра они станут взрослыми людьми, придут во взрослую жизнь. Станет ли она лучше, чем сегодня? Вопрос, ответ на который очевиден для каждого...

И даже если вдруг, откуда ни возьмись, пришел бы «добрый царь», исправил бы все содеянное ранее, если бы расцвела экономика и густо запахло бы собранными налогами, то все равно главного не исправишь. Этих детей «отменить» нельзя, а значит, нельзя отменить и того будущего, которое они в себе несут.

И самое главное — если бы наши «публичные политики» действительно бы заботились о будущем России, то они трудились бы над ним сегодня, готовили бы его сейчас. Это единственный способ обеспечить будущее, в противном случае завтра будет хуже, чем сегодня...

Вы сказали: «Если бы...» Но ведь сейчас нет практически ни одного, наверное, политика, который бы ни говорил о будущем, о детях, которым жить завтра. И у всех есть программы даже на этот счет. Может быть, Ваши упреки в их адрес не обоснованы?
Как сказал бы один деятель: «Отнюдь, отнюдь...». Наши «публичные» политики, конечно же, и говорят о детях, и с молодежью заигрывают, но...

Но ведь как это делается? В форме откровенного шантажа или торга: вы изберите меня, а я уж потом вам что-нибудь сделаю. Ну а не изберете, уж извините, ничего не получите... Что это — серьезная, достойная политика?

Если бы наши «публичные» политики были бы настоящими государственными людьми, то первое, что они бы сделали, так это стали общественными деятелями (от слова «делать»), каковыми они сейчас заведомо не являются. Вот уж чего нет, того нет... Ибо они заняты всем, чем угодно, но только не общественной работой (в ее изначальном, не опошленном партбюрократами смысле), не общественно полезным трудом.

А чем они заняты сейчас? Только собой, любимыми, только украшением своей биографии.

Это они для себя добывают деньги у спонсоров, заняты «раскруткой» своей персоны, «светятся» на телевидении, участвуют там даже в любительских спектаклях (все дела сделали — других забот нет), обличают и разоблачают друг друга, обрушивая на соперника горы компромата (подобно рассорившимся мартышкам, мечущим друг в друга всякие отбросы), пишут толстые трактаты, блещут на презентациях, и, конечно, говорят, говорят, говорят...

Ни дать, ни взять — утро в тропическом лесу, птицы-говоруны пробуют голос, распускают перья. Воистину, как говорили в старину, «картина, достойная кисти Айвазовского»...

И вот ведь что интересно: есть же у них и кое-какие средства (у кого-то и немалые), чтобы посредством телерекламы демонстрировать электорату свою физиономию, чтобы издавать партийную литературу, есть и организационные возможности — связь, офис, телефоны. И могли бы они — при желании — что-то сделать полезного для страны, для ее будущего. Можно было бы вместо никому не нужных (и потому навязываемых, разбрасываемых в подъездах «партийных книжек» и прочей макулатуры) издать хорошие учебники, снабдить ими детей из малообеспеченных семей, заняться детскими домами, заняться беспризорниками, т.е. заняться ДЕЛОМ. Уже сейчас реально заняться будущим страны.

И можно было бы им соревноваться не в том, кто кого лучше «разоблачит», кто на кого больше грязи выльет, кто хитрее оболванит и улестит избирателя, а в серьезном, благородном, настоящем деле — кто лучше, толковее решит самый главный сейчас вопрос — детский вопрос. Иными словами, кто лучше может обеспечить это самое «будущее». Но...

Это же «публичные политики», а не общественные деятели. И вовсе не случайно, кстати, что это понятие — «общественный деятель» пропало напрочь из современного русского языка. Осталось в нем и жирует другое — буквальный перевод с английского — «публичный политик», по-русски звучащий просто неприлично. Но это тот редкий случай, когда форма идеально отвечает содержанию.

И пресловутая политическая тусовка (а где иначе и крутиться «публичным политикам»?) — отнюдь не собрание государственных людей, озабоченных судьбой страны, судьбой своих будущих сограждан. И будущее России волнует их постольку-поскольку. То есть только лишь в одном смысле — смогут ли они там обеспечить себе дальнейший карьерный рост или нет. Причем опять же за чужой счет — за счет налогоплательщиков, которые оплачивают все и всяческие выборы. Неплохой бизнес избрали себе эти разворотистые люди...

Вы нарисовали невеселую картину. У многих избирателей может даже возникнуть «синдром неучастия», мол, делайте, что хотите, а я на ваши выборы не пойду. Ибо уже сейчас, хотя выборная кампания только начинается, многие наши сограждане испытывают раздражение: реклама надоела, а тут еще и предвыборные обещания... Что же им делать в этих условиях?
Видеть прежде всего, как я уже сказал, корень проблемы. Мы плохо живем не потому, что выбрали дурное начальство, а потому, что все дела в стране отдали ему на откуп. Отсюда и результат...

Все же просто: наша страна — нам и управлять.

И кто хочет это делать здесь и сейчас, тот должен понять, что иного пути к этому нет, кроме самоорганизации граждан. Тут-то точно — иного не дано.

А на выборы идти надо. Чтобы поддержать достойных кандидатов, настоящих общественных деятелей, которые сделали для страны и делают немало. Чтобы, напротив, не пустить в Государственную Думу людей, которые могут ухудшить ситуацию еще более. Вот именно: лишь бы они хуже не сделали — «в законодательном порядке».

Улучшить положение дел мы должны сами. Мы и только мы.

Никто другой за нас это не сделает.
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]