Обозреватель - Observer
Экономика

Военно-промышленная
политика США
на рубеже XXI века
М.Грешнев, кандидат экономических наук

В журнале «Обозреватель - Observer» (№ 3, 1998 г.) опубликовано интервью академика РАН Е.Федосова, где автор говорит о возможности реализации «Концепции реструктуризации российского авиапромышленного комплекса», одобренной Правительством РФ.

Академик Е.Федосов считает, что в целом Концепция носит декларативный характер. В ней изложены лишь принципы реформирования авиапромышленности и принцип сохранения науки. Однако в развернувшейся после опубликования Концепции дискуссии прозвучал тезис помощника Президента Е.Шапошникова о необходимости сокращения науки. Хотя при обсуждении Концепции в правительстве подчеркивалась обратная картина: у нас избыточно производство, а не наука. Академик согласен с наличием избыточных производственных мощностей в авиационной и ракетно-космической промышленности (АРКП) страны, мотивируя это тем, что Россия не планирует глобальных конфликтов и проводит политику ядерного сдерживания, когда нет необходимости создавать мощные системы оружия.

Действительно, для создания таких систем оружия нужны новые технологии, которых у нас нет. В мире каждые 3—5 лет происходит смена технологической базы. В России за последние 10 лет ничего не вкладывается в обновление технологии. Наше технологическое наследие – это наследие советского периода 10—15-летней давности.

Не ставя под сомнение выводы и предложения академика Е.Федосова по выходу из кризисного состояния, мы предлагаем читателю познакомиться с сегодняшней стратегией реструктуризации авиаракетного комплекса США.

Военно-промышленные реформы США
 

Большую роль в росте боеспособности вооруженных сил США сыграла доктрина Б.Клинтона, в которой главное внимание было сосредоточено на совершенствовании наиболее перспективного наукоемкого оружия, а также на расширении масштабов использования высоких технологий. И, что самое главное, в доктрине была поставлена задача всемерного содействия дальнейшей реструктуризации военно-промышленных фирм и научно-технических центров, способных разрабатывать и осваивать эти технологии.

В этой связи проблема реструктуризации военно-промышленных предприятий стала одной из важнейших составных частей политики администрации Клинтона. Она легла в основу «Плана оживления национальной экономики», связанного с повышением эффективности промышленного производства и смягчения негативного воздействия сокращения военных расходов на отдельные фирмы, организации и регионы.

В этот период группа по закупкам Комиссии по вооруженным силам палаты представителей Конгресса США провела серию слушаний по мерам стабилизации военных программ и рационализации руководства по их осуществлению. В результате был разработан закон «О совершенствовании практики военных закупок» (Defence Acquisition improvement Act.) и учреждена должность заместителя министра обороны США по закупкам, в ведении которого находятся руководство закупками, программы реструктуризации военно-промышленных фирм, разрешения на продление этапов жизненного цикла систем оружия.

Помощь фирмам осуществлялась путем законодательного поощрения и инвестирования, а также прямого субсидирования военными органами работ по совершенствованию производственных линий, выпускающих наиболее перспективные виды военной техники, финансирования (совместно с подрядчиками) внедрения прогрессивного автоматизированного гибкого оборудования для текущих и новейших программ выпуска вооружения и военной техники (В и ВТ). Финансирование программ модернизации всей военно-промышленной базы и разработок, облегчающих их реализацию, осуществлялось управлениями систем оружия ВВС, ВМС и армии.

Программа МО США IMIP (Industrial Modernisation In-centive Program) предназначалась в основном для стимулирования подрядчиков к дополнительному инвестированию в более прогрессивное оборудование. Проводились обследования предприятий с целью разработки и внедрения требуемого оборудования.

Итак, США еще на рубеже 90-х годов начали заинтересовывать фирмы по внедрению таких технологий и оборудования, которые позволили бы кардинально повысить гибкость и эффективность производства, а главное – его способность к быстрому переходу от военной продукции к гражданской и наоборот.

Подобная государственная политика принесла свои плоды. После окончания «холодной войны», повлекшей за собой значительное сокращение военных закупок, проведенная с помощью государства модернизация ряда крупнейших военно-промышленных фирм позволила им не прибегать к глобальной конверсии, которая не могла вписаться в деятельность этих фирм. С одной стороны, это связано со спецификой военного производства, т.е. с технологической несовместимостью подавляющего большинства изделий военного и гражданского назначения, с другой – с проблемой эффективности производства.

Наилучшим решением, по мнению американских экспертов, является использование для развития гражданского производства огромного научно-технического потенциала, накопленного при работе на Пентагон.
 
Особенно это касается производственного освоения научно-технических достижений и результатов НИОКР военного характера в сфере принципиально новых видов продукции, не имеющих близких аналогов и на первых порах самостоятельно формирующих новый рынок сбыта.

Так было, например, с телекоммуникационным оборудованием, выпуск которого в конце 70-х годов был возможен только по заказам министерства обороны в связи с отсутствием спроса со стороны гражданского рынка.

Из этого следует, что эффективность освоения военных научных достижений (НТД) как главного фактора создания конкурентоспособной продукции в основном зависит от возможностей коммерциализации вновь создаваемых военных технологий.

В этих целях уже в 80-е годы в США был принят ряд законодательных актов по стимулированию трансферта результатов военных НИОКР. Особенно активизировался процесс передачи достижений в гражданские отрасли после принятия в 1986 и 1988 гг. законов о передаче федеральных НТД в коммерческие структуры. Принятие этих законов дало толчок к созданию новых организационных структур и программ, призванных облегчить доступ гражданских предприятий к новейшим военно-производственным технологиям и широкое использование их в промышленности.

Ближайшей целью проводимых в текущем десятилетии реформ является превращение военной промышленности в прибыльную конкурентоспособную отрасль страны, сохраняя при этом ее передовые технологические и производственные возможности.

Реализация этих военно-промышленных реформ осуществлялась в рамках проводимой научно-промышленной стратегии развития всей экономики США. Ее суть заключается в том, что она не связана с планированием тех или иных отраслей, с динамикой их производства и регулированием инвестиций. Основой сегодняшней промышленной политики США, где доля госсектора в середине 90-х годов не превышала 12% ВВП, является, прежде всего, обоснованный выбор приоритетов государственной поддержки и выбор адекватных форм финансового стимулирования конкретных направлений научно-производственной деятельности.

Государство постоянно отслеживает ситуацию в определяющих ключевых отраслях и секторах индустрии, имеющих общенациональное значение, и непосредственно воздействует на эти ситуации: налоговыми рычагами, прямыми субсидиями, созданием соответствующего благоприятного климата, протекционистскими внешнеторговыми мерами, щадящим законодательст-вом и т.д.

Еще 20 лет тому назад приоритетными отраслями считались автомобилестроение и судостроение, качественная черная и цветная металлургия, производство персональных компьютеров и т.д.

В конце 80-х – начале 90-х годов стала усиливаться тенденция постепенного перебазирования производства этих отраслей за рубеж, в страны третьего мира. Не считая указанные сферы производств основополагающими в шкале национальных интересов, государство прекратило их поддержку и, как следствие этого, перестало форсировать выпуск автомобилей, компьютеров, бытовой техники, средств связи и многое другое.

Высокая степень автоматизации технологических процессов и опытно-конструкторских работ в США дала возможность снизить требования к квалификации трудовых ресурсов, что позволило выпускать современную продукцию, в том числе и технически сложную, за пределами страны.

Этот фактор, а также законодательная отмена в стране специальных протекционистских мер в отношении большей части номенклатуры серийной продукции привело к перенасыщению американского рынка импортными промышленными товарами и, соответственно, к сворачиванию их производства внутри страны.
В условиях сложившихся обстоятельств смогли выжить только те американские производители, которые были заняты производством либо новой, еще не освоенной в мировой практике продукции, либо уникальных мелкосерийных или штучных изделий.

Основой научно-промышленной политики США до 2005 г. является открытость экономики по отношению к мировой, т.е. сохранение постоянной конкуренции национальных производителей с зарубежными. Приоритеты государственных инвестиций отданы высоким технологиям, а также удовлетворению социальных потребностей населения.

Усиление государственной поддержки в одних секторах экономики и частичный или полный отказ от них в других позволяет формировать оптимальную промышленную структуру. Главной же особенностью этой оптимальной структуры является все возрастающая способность гражданской сферы коммерциализовать функции военно-промышленной деятельности в электронноемких системах.

Коммерциализация военной деятельности и двойные технологии по своей значимости сходны с революцией в военной промышленности, предоставляющей колоссальные возможности развитым странам производить дорогое современное наукоемкое вооружение. Однако только США, где создается оптимальная промышленная структура, способны полностью использовать результаты этой революции.
 

Диверсификация и консолидация

Революция в военном деле влечет за собой существенные изменения в научно-технической и производственной деятельности военной промышленности. В данном случае речь идет не только о перепрофилировании производственных мощностей под выпуск новой продукции, но и о сдвигах в производственной структуре военных компаний и рыночных ориентациях.

В первую очередь это касается диверсификационных процессов и связанным с ними перепрофилированием, пик которых приходится на рубеж 90-х годов.

Характерной особенностью этих процессов являлась переориентация производства на выпуск электронной продукции, к которому в США приобщилось более 80% крупнейших фирм военной промышленности. В этот период диверсификационные процессы вступили в новую фазу освоения высокотехнологичной продукции. Это явилось следствием сформировавшейся в эти годы в США новой структуры производственных затрат, создавшей предпосылки для технического обновления военно-промышленной базы.

Характерным примером этого может служить ввод в строй отделением «Пратт энд Уитни» фирмы «Юнайтед текнолоджиз» модернизированного завода по выпуску компонентов для авиадвигателей в г. Колумбус (штат Джорджия) общей стоимостью 200 млн. долл., из которых 130 млн. долл. пошли на закупку гибкого металлообрабатывающего и сборочного оборудования. В результате появилась возможность диверсифицировать производство компонентов для целой гаммы авиадвигателей военного и гражданского назначения, снизив издержки производства примерно на 100 млн. долл.

Модернизации подверглись и заводы с уникальным и крупногабаритным оборудованием, выпускающие узлы и компоненты для самолетных планеров. Так, в результате модернизации предприятий фирмы «Текстрон» их производство было диверсифицировано с выпуска компонентов для крыльев самолетов В-1В и С-5В на выпуск подобных компонентов для гражданских самолетов А 330/340 фирм «Бритиш аэроспейс» и «Мессершмит – Бельков – Блюм» (МББ). Для финансирования проводимой перестройки военно-промышленные фирмы используют доходы, полученные от производства гражданских товаров, от продажи предприятий, выпускающих непрофильную продукцию малорентабельных заводов и т.д.

Начатая на рубеже 90-х годов активная перестройка в фирмах, работающих в военном бизнесе, связана с новой стратегией военных закупок, где основной акцент делается на исследовательские работы в области высоких технологий и разработки прототипов новейшего вооружения.

Военно-промышленные фирмы стремятся компенсировать сокращения внутреннего спроса путем экспортной экспансии, которую твердо поддерживает администрация Клинтона. Так, в 1992 г. американские производители выполнили иностранные заказы на сумму 28 млрд. долл.

В 1993 г. соглашения о продаже американского оружия превысили 34 млрд. долл. (в 1991 г. эта сумма составляла 12 млрд. долл.).

Указанная перестройка производства крупнейших военно-промышленных фирм способствовала сохранению в США научно-производственной базы военной промышленности после окончания «холодной войны», что дало стране возможность занять лидирующее положение в международном экспорте вооружения и избежать серьезного кризиса в оборонных отраслях.

Помимо военно-промышленных фирм проблемой выживания занялся и Стокгольмский международный институт по исследованию проблем мира, который изучил основные направления стратегии этих фирм. К главному направлению была отнесена концентрация деятельности в тех областях военного бизнеса, потребность в котором сохранится в дальнейшем. Это во многом способствовало резкому росту числа слияний и поглощений и, как следствие, сокращению числа компаний в военных отраслях.

В 80-х годах покупка акций других фирм осуществлялась компаниями, которые стремились упрочить свои позиции на рынке или получить доступ к новым технологиям. Мотивом многих приобретений и слияний была диверсификация производственной деятельности. В конце первой половины 90-х годов основным мотивом покупок акций стала консолидация сил и необходимость сокращения мощностей (их избыток в АРКП достигал в среднем 30%).

В 1993 г. в первой десятке компаний, осуществлявших наиболее крупные сделки по слиянию и поглощению фирм, выпускающих авиаракетно-космическую технику (АРКГ), фигурировало 6 американских. Из этих корпораций, работающих на оборону, только «Дженерал дайнемикс» в период 1991 – 1999 г. продала свои заводы, выпускающие АРКТ фирмам «Локхид», «Хьюз эйркрафт», «Мартин Мариетта», оставив за собой лишь предприятия по производству танков и подводных лодок, то есть ту продукцию, где она была единственным в мире продуцентом. Что же касается других крупнейших оборонных корпораций – «Боинг», «Локхид», «Макдоннелл-Дуглас», «Юнайтед текнолоджиз», «Рокуэлл интернэшнл», то благодаря своевременной широкомасштабной модернизации с дополнительным военным заказом они остались основным ядром военной промышленности США.

Следующая волна консолидированных процессов началась в 1995 г. В феврале этого года в результате слияния компаний «Локхид» и «Мартин Мариетта» была образована самая мощная в мире группа оборонной промышленности «Локхид – Мартин» с объемом продаж 23 млрд. долл., втрое больше, чем у самой крупной из европейских групп. В январе 1996 г. эта группа объявила о приобретении за 1,9 млрд. долл. у компании «Лорал» предприятий по выпуску военной электроники, это дало возможность довести объем ежегодных продаж до 28 млрд. долл., из которых 20 млрд. пришлось на военную продукцию. Это в 1,5 раза больше, чем у ее главного соперника «Макдоннелл-Дуглас» и в 4 с лишним раза больше, чем у самой крупной европейской компании «Бритиш аэроспейс».

В то же время корпорация «Нортроп–Грумман», производитель бомбардировщика-невидимки В2 приобрела мощности по выпуску военной электроники у фирмы «Вестингауз электрик» за 3,6 млрд. долл.

В результате слияний в американской военной промышленности произошли изменения. В 1990 г. на десять крупнейших военных фирм приходилось 29% основных контрактов, заключенных министерством обороны. В начале 1996 г. их доля составила 38%, а к концу десятилетия она может достигать 50%.

После семи лет проводимого Пентагоном сокращения закупок В и ВТ правительство в середине текущего десятилетия возобновило политику увеличения закупок и значительного расширения продажи оружия за рубежом. Это вызвало новую волну слияний и поглощений в АРКП.

В декабре 1996 г. корпорация «Боинг» заплатила 3,2 млрд. долл. за приобретение космического и военного комплекса у «Рокуэлл интернэшнл». Это произошло вскоре после объявления о слиянии корпорации «Боинг» с фирмой «Макдоннелл-Дуглас», которая со своим объемом продаж в 14 млрд. долл. вряд ли могла бы осилить новый 20-миллиардный рубеж продаж, признанный оптимальным для будущих лидеров АРКП.

Желаниие преодолеть 20-миллиардный рубеж и таким образом попасть в число лидеров АРКП США охватило и компанию «Рейтеон». В январе 1997 г. она уплатила «Дженерал моторз» 9,5 млрд. долл. за компанию «Хьюз эйркрафт» и 3 млрд. – корпорации «Тексас инструмент» за группу военных предприятий.

Война в Югославии —
новый виток концентрации капитала

 
Во второй половине 90-х годов темпы реструктуризации предприятий оборонных отраслей начали замедляться. В США чрезмерная консолидация в аэрокосмической промышленности вызвала беспокойство в Вашингтоне, где считают, что в стране осталось слишком мало компаний оборонной промышленности, а это может привести к ослаблению конкуренции. Администрация США в 1998 г. дала понять, что процесс зашел слишком далеко и, как результат этого, не разрешило слияние двух гигантских концернов «Локхид-Мартин» и «Нортроп–Грумман».

Беспокойство в Вашингтоне было вызвано также рядом финансовых и промышленных неудач, которые потерпела крупнейшая в мире авиастроительная компания «Боинг» в 1998—1999 гг.
 
Пока компания выходит из кризиса, ее главный соперник европейский самолетостроительный консорциум «Эрбас индастри» захватил 40% мирового рынка гражданских самолетов. Значительный ущерб концерну «Боинг» приносит продолжающийся кризис в Азии. В Европе «Боинг» не смог получить от Греции заказ на поставку истребителей F-15 на общую сумму 2 млрд. долл., а также аналогичный заказ от Израиля. К тому же потерпели катастрофу две ракеты «Дельта», выпускаемые «Боингом», одна из них в мае не смогла вывести на орбиту спутник «Орион».

Вторая крупнейшая авиакосмическая компания США «Локхид-Мартин» также потерпела ряд неудач. «Локхид-Мартин» задержал выпуск новых транспортных самолетов C-130J, компания также потерпела ряд серьезных неудач при запуске производимых ею ракет и при испытаниях ракеты-перехватчика в рамках программы обороны театра военных действий на больших высотах. Эта ракета должна была стать ключевым элементом системы ПРО, которую намереваются разработать Соединенные Штаты.

Но не все так безнадежно в оборонных отраслях США. Проходившая в период с 12 по 20 июня 1999 г. парижская авиационная выставка в Ле Бурже показала, что, несмотря на экономический кризис в ряде регионов, и прежде всего в странах Азии, спрос на гражданские и военные самолеты, двигатели, оборудование всякого рода начал возрастать и в последнее время достиг докризисного уровня. Интерес к вооружению и военному оборудованию усиливается даже со стороны очень малых стран вследствие нарастания политической нестабильности в мире.

Конфликт в Косово не только истощил запасы крылатых ракет и бомб точного наведения, которые нужно будет восстанавливать, он также содействовал укреплению настроений широких масс, конгрессменов и правительства США против дальнейшего сокращения расходов на оборону. Об этом говорит прошедшее в июне-июле 1999 г. в Конгрессе обсуждение военного бюджета на 2000 г., где законодатели не только полностью удовлетворили все запросы министра обороны, но и по целому ряду пунктов увеличили статьи расходов по сравнению с предложениями Пентагона. Конгрессмены посчитали, что бюджетный запрос Пентагона не учитывает истинных потребностей военного строительства, так как проект военного бюджета был сформирован до начала военной кампании в Югославии и вряд ли в нем были учтены все проблемы, которые возникли в процессе войны (продолжительность, масштабность, расход боеприпасов, недостатки в военной технике и т. д.).

В связи с этим конфликтом были подняты вопросы о структурной организации американской армии. Произошли определенные изменения в оценках перспектив ее развития. Все это делает весьма вероятным изменения позиции конгрессменов, а затем и президента в сторону значительного увеличения ассигнований на оборонные нужды. В свою очередь новые ассигнования говорят о том, что предстоит расширение оборонной промышленности, особенно производства новейших типов оружия, в частности оружия точного наведения на цель.

К компаниям, которые могут выиграть от расширения, относится, например, «Рейтеон», которая производит крылатые ракеты «Томагавк» и бомбы лазерного наведения, запасы которых нужно будет пополнять после войны в Югославии. Эта компания сейчас проводит широкую реструктуризацию. В 1997 г. она купила оборонные предприятия компаний «Хьюз эйркрафт» и «Тексас инструмент», а затем провела реструктуризацию своих электронных предприятий.

Перспективы увеличения военных расходов вдохновляют также такие компании, как «Дженерал дайнэмикс», которая объявила о покупке за 4,5 млрд. долл. фирмы «Галфстрим», специализирующейся на строительстве пассажирских самолетов бизнес-класса, после того как Пентагон сорвал ее попытку купить за 2 млрд. долл. судостроительную компанию «Ньюпорт Ньюс шип билдинг».

Но крупнейшие американские оборонные компании понимают, что они могут осуществлять расширение своей военно-производственной деятельности только в случае завоевания зарубежных рынков. Они с беспокойством наблюдают за реструктуризацией западноевропейской оборонной промышленности.

Особенно обеспокоила их планируемая компанией «Бритиш аэроспейс» покупка за 7 млрд. фунтов стерлингов фирмы «Маркони электроник системз», которая является оборонным отделением британской корпорации «Дженерал электрик». В результате этой покупки компания «Бритиш аэроспейс» сможет успешно конкурировать с американскими оборонными отраслями, в том числе и на территории Соединенных Штатов.

Отражая беспокойство американских военных промышленников, заместитель министра обороны США Джон Хамр выступал с неоднократной критикой этого плана и призывал к более тесному сотрудничеству между европейскими и американскими оборонными компаниями.

Однако консолидация аэрокосмической промышленности в Англии делает только первые шаги. Сейчас в Европе помимо программы «Еврофайтер» существует практически одно совместное авиационное предприятие – это упоминаемое ранее «Эрбас индастри», в котором участвуют промышленники четырех стран – Британии, Франции, Германии и Испании. Но это не компания, а так называемая «Группа экономических интересов», не имеющая единых прибылей или убытков. Все прибыли или убытки делятся между четырьмя партнерами в соответствии с их долями в капитале.

Зарубежные аналитики считают, что правительства стран Европы очень заинтересованы в консолидации аэрокосмической и оборонной промышленности для создания крупных компаний, которые могли бы конкурировать с американскими гигантами. Однако, считают аналитики, создать единый европейский рынок вооружений будет гораздо труднее, чем валютный союз. Западноевропейским компаниям с их различным промышленным потенциалом и культурой очень трудно действовать на равных правах, тем более, что для каждой из них главным потребителем является их собственное министерство обороны. Далее, оборонный бизнес в европейских странах как нигде чувствителен к политическим факторам. Оборонные компании в своих действиях во многом зависят от политических решений правительств. Так что решение проблем военной промышленности Европы, в конечном счете, зависит от того, какие факторы – экономические или политические – возьмут верх.

Конфликт в Косово показал слабость военного потенциала Европы, что, вероятно, приведет к более быстрым действиям в области более эффективного сотрудничества. Судя по заявлению Ассоциации немецких фирм АРКП, правительства Великобритании, Франции и Германии, наконец, пообещали создать надлежащие юридические и политические условия для интеграции их АРКП. Однако для ускорения этого процесса нужна единая политика в области налогового обложения, занятости, регулирования экспорта, НИОКР и материально- технического снабжения вооруженных сил.
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]