Обозреватель - Observer
Внешняя политика

Особенности развития военно-политической и военно-стратегической обстановки в Европе

В. МИХАЙЛОВ, генерал-майор в отставке, кандидат военных наук, доцент 

Прогрессирующая нестабильность в развитии мирового сообщества наиболее ярко проявляется в политических процессах, происходящих в Европе. Коренные изменения в этом регионе в течение последних лет обусловлены крушением военно-политической системы - Организации Варшавского Договора (ОВД) и распадом Советского Союза, влиянием дестабилизирующих процессов в ряде западных стран и бывших советских республик. Эти события привели к серьезным политическим, экономическим, социальным, этническим потрясениям и изменениям в общеполитической структуре Европы.

Определились силы, способные и в перспективе оказывать прямое воздействие на формирование военно-политической обстановки в регионе - это коалиция блока НАТО во главе с США, региональные западноевропейские объединения (ЗЕС, ЕС. ЕАСТ и др.) и в значительной мере СНГ (Россия). Основными факторами, определяющими в перспективе развитие обстановки в Европе, следует считать:

  • внутриполитическое развитие в СНГ и взаимоотношения Запада с Россией и другими республиками бывшего СССР;
  • преобразования внутриполитические и экономические в странах Центральной и Восточной Европы;
  • усиление интеграционных процессов в Западной Европе;
  • изменение экономической мощи Германии и ее места в мире;
  • стремление США к сохранению своего лидерства в Европе, проникновению и усилению влияния в странах "Балтийско-Черноморского пояса".
Кроме основных названных факторов необходимо учитывать также возможности обострения экономического соперничества в Европе и в мире, углубление процессов массовой миграции населения внутри Европы, связанные с локальными конфликтами, территориальными притязаниями отдельных государств и т.д.

Наиболее нестабильными регионами в Европе будут оставаться страны бывшей социалистической ориентации, составлявшие ранее единое военно-политическое и экономическое пространство. Распад Восточной Европы на два субрегиона - Центральную (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия) и Юго-Восточную Европу (Румыния, Болгария, а также Албания и примыкающая к ним географически Югославия) уже стимулировал в отдельных государствах а в дальнейшем может и оживить открытые сепаратистские, националистические движения и даже гражданские войны. Такой ход событий неизбежно затронет в той или иной форме интересы НАТО и СНГ (России), обусловливая их вмешательство в конфликты, что уже наблюдается на примере Югославии. Намерения большинства стран обоих субрегионов интегрироваться в западноевропейские экономические организации вряд ли приведут в обозримой перспективе к равноправному включению их в эти структуры, учитывая их значительную технологическую отсталость и наличие в них предпосылок для социальных взрывов.

Вместе с тем, нельзя исключать, что государства первого субрегиона к 2010 г. могут добиться членства в НАТО, что приведет к нарушению баланса сил, зафиксированного в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе, вынуждая тем самым российское руководство к адекватным мерам по восстановлению равновесия. Нельзя не учитывать и тот факт, что субрегионы, видимо, и впредь будут выполнять роль "буферной" зоны между НАТО и СНГ с традиционно двусторонней ориентацией: в военно-политической области - тяготение в сторону Запада, в экономической - на Восток, так как бывший советский рынок для них останется основным еще продолжительное время.

Существенные изменения на Европейском континенте оказывают перманентное влияние и на деятельность Североатлантического Союза -определяющей силы в формировании военно-политической и стратегической обстановки в Европе. В "Новой стратегической концепции НАТО" сформулировано, что традиционная угроза внезапного крупномасштабного нападения на "Центральном фронте" ликвидирована, а вероятность прямой агрессии против любой из стран альянса сведена к минимуму. Вместе с тем подчеркивается, что СНГ (Россия) представляет собой не только остаточную угрозу", но и значительный риск для Европы, учитывая ядерную мощь России, ее военные возможности и потенциал их наращивания.

В новой концепции, являющейся, по существу, коалиционной военной доктриной блока, отмечается снижение военно-политической стабильности в Европе и повышение вероятности локальных вооруженных конфликтов, возникающих из-за серьезных экономических, социальных и политических кризисов, включая межнациональные конфликты и территориальные споры, с чем уже столкнулись страны Центральной и Восточной Европы. Решение руководства НАТО расширить влияние на события, происходящие за рамками "зоны ответственности" блока, в том числе на территории бывшего СССР, например, под предлогом обеспечения "мирового правопорядка" или "жизненных интересов" Запада таит в себе опасность развязывания военных конфликтов с широким участием вооруженных сил противоборствующих сторон.

Дальнейшее сокращение американского присутствия в Европе в условиях почти абсолютного" уменьшения угрозы (риска) с Востока, будет усиливать тенденцию к созданию европейцами самостоятельной системы безопасности и периодическому обострению отношений США не только с союзниками по НАТО. но и с новыми "партнерами", прежде всего в лице России (СНГ).

Превращение Германии после объединения ФРГ с бывшей ГДР в мощный экономический центр притяжения ведет к дальнейшему усилению ее позиции как в странах Центральной и Восточной Европы, так и в государствах бывшего СССР (Балтия. Украина. Грузия".

В итоге длительной борьбы за лидерство в Западной Европе между ФРГ, Францией и Великобританией Германия выходит на передовые рубежи, а ее соперники все больше и больше вынуждены ограничиваться вторыми ролями. После вывода советских войск и существенного сокращения, а к 2000 году, вполне вероятно, возвращения американских частей и соединений в их полном составе на американский континент, лидирующее положение Германии еще более усилится.

С распадом Советского Союза значительно изменилось геополитическое и военно-стратегическое положение России. Она теперь отделена от Западной Европы не только "дальней буферной зоной (Польша. Чехия, Словакия и Венгрия), но и вторым "поясом" - странами Балтии. Беларусью. Украиной и Молдовой. Лишение важнейших торговых портов и морских баз, удаленность от европейских сухопутных магистралей с экономической точки зрения существенно сужают ее возможности сох од нения развитой системы связей с Европой, с политической - вносят изменения в приоритет межгосударственных отношений, с военной - ставят перед необходимостью кардинальной переоценки целей и задач строительства своих вооруженных сил. сохранения "баланса силы" в Европейском стратегическом регионе.

Несмотря на заметное сближение позиций России и НАТО по проблемам международной безопасности, вопрос об интеграции России в западные политические, экономические и тем более военные структуры вряд ли в ближайшей перспективе будет поставлен в плоскость практического осуществления.

Главный "риск" для блока, считает его руководство, по-прежнему будет связан с обстановкой неопределенности и нестабильности "на евроазиатских просторах бывшей советской империи", с гипотетической возможностью реставрации в России коммунистического тоталитаризма. опирающегося на огромный ядерный потенциал- Поэтому оно не исключает обострения ситуации и столкновения интересов России и Западной Европы.

Россия для отражения возможной агрессии заинтересована в создании компактной современной армии, вооруженной новейшими образцами оружия и военной техники с наличием в ней мощного мобильного контингента сил быстрого реагирования. Такая армия должна быть способна противостоять широкому спектру потенциальных угроз ее интересам, исходящим, как из отдельных республик бывшего Советского Союза, так и извне. Запад же считает, что чем больше и кардинальнее вынуждена будет Россия урезать свои вооруженные силы. ослаблять свои военно-экономический потенциал, тем спокойнее и безопаснее будет чувствовать себя Европа".

Акцентируя внимание на расхождении интересов России и НАТО, руководство последнего, видимо, и впредь будет с большей настойчивостью пытаться включить в сферу деятельности блока государства Балтии, вплоть до возможного принятия их не только в ассоциированные, но и действительные члены. Уже сейчас, еще до вывода из прибалтийского региона российских войск, натовские генералы недвусмысленно заявляют о "небезучастном отношении к угрозам и безопасности, исходящим от некоторых соседних стран", явно подразумевая Россию, В свою очередь и сами страны Балтии, особенно Эстония н Латвия, не оставили претензии на территории Ленинградской и Псковской областей России. Зависимость России от наземных коммуникаций и морских терминалов стран Балтии будет и далее вынуждать ее к поиску не всегда выгодных для нее компромиссов.

Не до конца разрешенным остается вопрос о русскоязычном населении, ущемляемом в его правах. На этой почве, а также в связи с территориальными притязаниями прибалтов, между Россией и государствами Балтии возможны периодические обострения отношений, чреватые возникновением пограничных и иных конфликтов.

Исключительно важное значение для России имеют отношения с Украиной. Курс Киева на политическое и военное обособление, выход при удобном случае из СНГ, сближение с Западом в целях признания мировым сообществом ее самостоятельной роли в Европе и в мире, не могут не учитываться российским руководством. Запад в принципе заинтересован в превращении Украины в противовес России, но при условии исключения из этого уравнения ядерных вооружений.

В то же время страны бывшего Варшавского Договора (Польша. Венгрия, Чехия, Словакия, Румыния) рассматривают Украину больше как источник опасности, чем стабильности. На это накладывается нежелание Запада интегрировать Украину в европейские экономические структуры, так как производство тех видов продукции, которые являются основными в республике (металл, продовольствие, зерно), ограничивается в Европейском союзе. Настороженность в отношениях с Украиной вызывается двойственной политикой Киева относительно ядерного оружия. Заявляя на словах о готовности стать "безъядерной зоной", его лидеры, кажется, еще не отрешились от мысли быть "великой ядерной державой". Они не намерены отказываться от стратегических ядерных сил как минимум до 2000 года.

При определенных условиях конфликтным регионом в Европе может стать Западная Украина. Во-первых, нельзя исключать активных выступлений украинских националистов за создание не только автономной, но и независимой Га-личины с центром во Львове, а во-вторых, - обострения отношений между Киевом, Варшавой и Братиславой из-за возможных притязаний последних на свои бывшие территории, отошедшие к Украине в 1939 г. В результате могут быть нарушены прежде всего экономические связи России с данными странами. Изменению геополитического положения России на западном направлении может способствовать и направленность решения вопроса о Приднестровье. Сохранение этого района в составе Молдовы позволит остаться ей фактором европейской политики, что означало бы сохранение позиций Российской Федерации в регионе ввиду необходимости для Молдовы считаться с настроениями в промышленно развитом Приднестровье, руководство которого симпатизирует России и активно борется за сохранение там отдельных гарнизонов российских войск. Обретение же Приднестровьем самостоятельности постепенно - в силу географического положения и историко-этнических связей с Украиной- может обернуться присоединением Приднестровья к Украине, а Молдовы к Румынии. В результате на юго-западе России сложилась бы новая геополитическая ситуация, повысился бы политический вес не только Украины, но и Румынии. Это затрагивало бы как румыно-венгерское соперничество и баланс сил в Восточной Европе и на Балканах, так и интересы и влияние России в данном регионе.

Особое место в отношениях России с Украиной занимает крымская проблема, ситуация с разделом и базированием Черноморского флота. Крым, с его в основном русскоязычным населением, болью и гордостью России и флота - Севастополем, как пепел Клааса, будет всегда жечь память россиян, а это значит, что "крымский вопрос" как запальный шнур в отношениях России с Украиной сохранится и на дальнюю перспективу.

На северо-западе границы России остались прежними. Однако после распада СССР. ухудшения геополитического положения Российской Федерации, могут появиться новые акценты в ее отношениях с Норвегией и Финляндией.

Норвегия, как единственная европейская страна НАТО, граничащая непосредственно с Россией, оказалась, по заявлению ее руководства, на острие военного противостояния с самой мошной в военном отношении страной в Европе. Это уже вызвало тенденцию укрепления военно-стратегических позиций Норвегии - как в национальном, так и коалиционном плане, дальнейшего расширения ее возможностей по контролю за российским морским судоходством.

Что касается Финляндии, то ослабление российских позиций может привести к оживлению в ней сил, выступающих за пересмотр отношений с Россией, включение Карелии в состав Финляндии, за вступление в НАТО хотя бы в качестве ассоциированного члена. Все это не может не учитываться в политике России на ее северо-западном фланге.

Наконец, после вывода российских войск из Балтии и Германии, в последней может усилиться процесс возрождения реваншистских сил, традиционных исторических устремлений "на Восток" с целью восстановления довоенных границ и возврата "исконно германских" территорий, в том числе Восточной Пруссии (с ее нынешней Калининградской областью).

Таким образом, даже краткий анализ военно-политической обстановки в Европе и, в частности. по периметру европейской части России, показывает, что конфликтные и кризисные ситуации существуют и могут возникать в пределах и на границах всего этого обширного региона.

Война в Персидском заливе демонстрирует, что единственной структурой, обладающей такой военной мощью, которая способна навязывать свою политическую волю не только в Европе, но и в прилегающих к ней районах, является блок НАТО во главе с США. В этой связи, вне зависимости от того, какой характер примут отношения между Россией и НАТО - сотрудничества или противоборства - знание состава сил и средств национальных вооруженных сил и объединенных группировок войск Североатлантического Союза, возможных вариантов их действии является актуальным и на длительную перспективу.

Актуальной остается и задача разработки альтернативных вариантов политики России в Европе с учетом ее исторических и современных приоритетов. 
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]