Обозреватель - Observer
Внешняя политика

ОБ ОСНОВНЫХ ПРИОРИТЕТАХ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ТУРЦИИ

С. КУНДЕЛЕВ 

За последние два года, прошедшие со времени окончания войны в Персидском заливе, название ближайшего южного соседа России - Турции -стало все чаше звучать в сводках новостей. Упоминание о стране, историю двусторонних отношений которой с Россией отягощает память о многочисленных войнах, встречаются в связи с событиями в мусульманских республиках бывшего СССР, а также в странах, получивших название "ближайшего окружения нашей страны". Все громче звучит голос Анкары на бывшей периферии Османской империи, и в частности на Балканском полуострове.

Несмотря на громогласные заявления политиков в России и Турции о стремлении развивать двусторонние отношения, все чаще речь идет о столкновении интересов двух стран. Справедлива ли такая оценка? Для ответа на этот вопрос необходимо проанализировать внешнюю политику Анкары за последние два года. Именно в этот период произошли два события, в значительной степени определившие нынешнюю политику Турции. Это, в первую очередь, распад СССР. который одним своим присутствием сдерживал неоосманистские устремления в Турции, а также война в Персидском заливе, резко изменившая роль Анкары в мусульманском мире в целом и на Ближнем Востоке в частности.

До последних дней турецкая внешняя политика определялась двумя направлениями. Одно из них выражали премьер-министр Сулейман Демирель и министр иностранных дел Хикмет Четин, второе - скончавшийся 17 апреля президент Тургут Озал.

Именно из высказываний этих трех деятелей постепенно прояснилась основная цель новой турецкой внешней политики. Памятуя о причинах развала Османской империи, крайне неоднородной по входившим в ее состав народам, ныне Анкара пытается возродить ее, но на качественно ином уровне - из тюрко-говорящих государств, а также окружить планируемое образование "поясом" из зависимых стран. 

Турецкие лидеры не часто прямо говорили об этом. Как писала в номере от 14 декабря прошлого года турецкая газета "Миллиет", Т. Озал, выступая перед бывшими депутатами от Партии отечества, сказал, что Турция должна поставить вопрос о границах существовавшей когда-то Османской империи в центр своих интересов с тем, чтобы снова стать империей в XXI веке. Турецкий президент предложил на первом этапе реализации "неоосманского плана" расширить зону так называемого черноморского экономического сотрудничества на территории, простирающейся между Каспийским и Адриатическим морями, и создать в конечном счете союз, который противостоял бы Западной Европе.

Конкретизировал идеи Т. Озала министр образования Азербайджана Ф. Челилов. В ходе пребывания с визитом в феврале этого года в так называемой "Турецкой республике Северного Кипра" он сказал буквально следующее: "Будущее столетие станет турецким веком; будет создан Турецкий союз, который протянется от Балкан до Алтая в Центральной Азии. Никакая сила не сможет остановить это развитие". Заявлено более чем красноречиво и вряд ли без знания темы предмета. Примечательно, что в отличие от Османской империи, стремившейся к экспансии на Запад и в Средиземноморье, нынешнее турецкое руководство делает ставку на "восточное направление", при этом не забывая своих традиционных партнеров - США и страны Западной Европы. 

ЗАПАДНЫЙ ВЕКТОР ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ АНКАРЫ

За время, прошедшее с момента окончания войны в Персидском заливе, западный вектор продолжал оставаться определяющим во внешней политике Турции. Анкара добилась вступления в Западноевропейский союз в качестве ассоциированного члена. Данное решение можно рассматривать как следствие понимания западноевропейскими странами большого значения Турции для Западной Европы в условиях роста нестабильности на Балканах, в Закавказье и Средней Азии. Учитывая, что Турция имеет этническую, религиозную и языковую близость со многими странами региона, Европа отводит ей роль проводника идей западной демократии. Что касается Анкары, то она, не отказываясь от приписываемых ей функций, на деле все больше стремится проводить самостоятельную политику. Это подтверждается более чем спокойной реакцией Турции на критику в ее адрес со стороны европейских партнеров в отношении кипрской проблемы, необъявленной войны с курдами, нарушении прав человека.

На Турции лежит прямая ответственность за неурегулированность кипрской проблемы, о чем было ясно указано в принятой в ноябре прошлого года Советом Безопасности ООН резолюции N2.789. Остаются безответными призывы международного сообщества вывести турецкие войска с Кипра, оккупировавшие северную часть острова в 1974 г. под предлогом защиты турецко-кипрского населения. До последнего времени только Анкара признавала провозглашенную турками-киприотами в одностороннем порядке в 1983 г. так называемую "Турецкую республику Северного Кипра" (ТРСК). Ныне, впрочем, ТРСК удалось вырваться из международной изоляции. "Пионерами" в ее признании стали две "независимые" республики - Татарстан и Чечня. Ожидается, что в ближайшее время к ним присоединится Азербайджан. Россия пока никак не отреагировала на нарушение норм международного права, совершенное субъектами Федерации.

Создание ТРСК было направлено на прикрытие фактической оккупации северной части острова 35-тысячным турецким корпусом и сокрытие планов ее последующей интеграции в состав Турции. Почему Анкара так упорно цепляется за остров? Ответ прост. По мнению турецких военных, в любой возможной войне будущего Турция зависит от внешних поставок оружия и снаряжения, морские и воздушные пути доставки которых проходят через Кипр. Кроме того, турецкие лидеры считают, что любая уступка Анкары в этом вопросе неминуемо ослабит доверие к ней со стороны среднеазиатских республик.

За последние месяцы ТРСК стала настоящей Меккой для представителей тех республик бывшего СССР и собственно РФ, которые ориентируются на Турцию. Только с начала этого года в ТРСК побывали официальные делегации Азербайджана, Чечни, Татарстана, крымских татар и гагаузов.

За последние годы сложилось такое положение, при котором турецкие войска на Кипре не подпадают ни под какие международные соглашения по ограничению вооружений. Турция, которая никогда не отличалась желанием сокращать армию, может привозить на остров и складировать там все, что хочет.

Другим "черным пятном" в отношениях Анкары с западными столицами стали многочисленные нарушения прав человека, происходящие в Юго-Восточной Анатолии, где продолжается вооруженная борьба курдов. И хотя турецкие официальные лица категорически отвергают подобные обвинения, международные правозащитные организации свидетельствуют: число лиц, убитых в Турции по политическим мотивам, увеличилось с 50 человек в 1991 г. до 300 в 1992.

Еще одна проблема, сравнительно недавно возникшая между Турцией и западными странами, связана с сохраняющимся присутствием на турецкой территории многонациональных сил (МНС). Официальный предлог для их нахождения в Анатолии - защита иракских курдов от войск Саддама Хусейна. Но после того. как иракские курды заявили о своем намерении создать федеративное курдское государство, в Турции, у которой хватает головной боли со "своими курдами", добивающимися аналогичной цели, усилились голоса, утверждающие, что присутствие МНС наносит ущерб интересам страны.

Тем не менее складывается впечатление, что Анкара получила от Вашингтона мандат на роль регионального лидера с целью "положительно влиять" на бывшие советские республики на их пути к "подлинной демократии и прогрессу". По всей видимости, европейские страны делают ставку на Анкару с тем, чтобы сдержать Тегеран и не дать Ирану заполнить вакуум, образовавшийся в результате ослабления влияния России в Средней Азии. Стремясь противостоять сиюминутной угрозе, они пока не видят новой опасности. Западные союзники продолжают усиленно вооружать Турцию, хотя поставки оружия Анкаре зачастую носят скандальный характер. Куда, например, турки могли направить переданные им ФРГ 250 тысяч автоматов Калашникова со складов бывшей армии ГДР, если они не состоят на вооружении турецких войск? Вероятно, часть из них ушла иракским курдам, ведущим вооруженную борьбу со своими собратьями из Турции. Основная же масса оружия, как считают специалисты, всплыла в "горячих точках" на юге бывшего СССР.

В целом, несмотря на наличие целого ряда противоречий, Турция продолжает пока оставаться приоритетным партнером США в Ближневосточном регионе. Все западные страны. включая Соединенные Штаты, не приняли ни одного важного решения, касающегося этого района, без предварительных консультаций с Анкарой. 

ТУРЕЦКИЙ ЯТАГАН НАД БАЛКАНСКИМ ПОЛУОСТРОВОМ

С начала конфликта в Боснии и Герцеговине Турция безоговорочно встала на сторону мусульманской общины проявила пристальный интерес к событиям, разворачивавшимся в этой республике. Начиная с ноября прошлого года турецкие лидеры перешли на откровенно воинственный тон в отношении Сербии. 11 ноября премьер-министр Турции Сулейман Демирель призвал международное сообщество "готовиться к вмешательству" в Боснии. При этом он апеллировал к понятию "мусульманское большинство" в этой республике, хотя, как известно, до начала там нынешних событий численность мусульманской общины составляла всего треть ее населения. В том же месяце Турция организовала в Стамбуле конференцию Балканских стран по боснийской проблеме на уровне министров иностранных дел. Как писала "Хюрриет", Анкара хотела подать стамбульскую встречу как "последнюю возможность предотвратить войну на Балканах". На деле она использовала трибуну конференции с целью убедить мировую общественность в необходимости военного вмешательства в Боснии. Наиболее ясно позицию Турции по боснийской проблеме изложил начальник Генерального штаба турецкой армии армейский генерал Доган Гюреш. Он прямо заявил, что если по позициям сербов не будет нанесен удар, обеспечить мир в Боснии и Герцеговине будет невозможно. Похоже. что эта точка зрения доминирует в Анкаре.

Подобные заявления турецких руководителей не очень удивляют наблюдателей, занимающихся исследованием роли Турции в боснийском конфликте. Некоторые из них, не без оснований, полагают, что действия Анкары в этом конфликте являются первым шагом на пути реализации нового политического курса Турции.

Турецкая сторона до последнего времени считала, что возможная антисербская акция может быть осуществлена только в рамках НАТО или международных сил на основании соответствующего решения СБ ООН.

Но Турция не исключала и другой вариант развития событий. Как заявлял президент Т. Озал в ходе состоявшегося в декабре прошлого года визита в Египет, если СБ ООН не примет действенных мер, направленных на решение боснийской проблемы, то мусульманским странам необходимо будет созвать совещание стран - членов Организации Исламская конференция (ОИК) на высшем уровне для выработки соответствующих решений в рамках этой организации. Накануне визита в Каир Т. Озал отметил "абсолютную необходимость" нанесения удара по сербским аэродромам и позициям, а также снятия эмбарго на поставки оружия боснийским мусульманам.

Примечательно, что будучи светским государством, Турция тем не менее стремится разыграть "мусульманскую карту" путем придания боснийскому конфликту религиозного оттенка. Очевидно, что за этим стоит стремление Анкары поднять свой вес в исламском мире.

Турция оказывает боснийским мусульманам не только политическую поддержку. В середине декабря прошлого года в Боснию по каналам турецкой организации Красного Полумесяца было отправлено 4518 тонн продовольствия и медикаментов на сумму, превышающую 4 млн. долларов. Анкара поставила боснийским мусульманам артиллерийские системы и боеприпасы в обход эмбарго ООН. Она активно участвует в подготовке кадров для мусульманских вооруженных формирований в Боснии. Закономерен вопрос: не отрабатывает ли Турция в Боснии сценарий, который затем будет исполнен и в других регионах.

Турецкое руководство отрицало свою причастность к оказанию военной помощи боснийским мусульманам. Но на этот счет существуют и другие мнения. Они подтверждают тезис о "неоосманском уклоне" во внешнеполитическом курсе Анкары. Как сообщала греческая телекомпания "Мега", в Боснии на конец ноября на стороне мусульман воевали подразделения "неофициальной" турецкой армии, в которых насчитывались "тысячи добровольцев". Финансирование наемников осуществляется турецкими бизнесменами и политическими деятелями. В телерепортаже были показаны интервью с этими "солдатами удачи". Отмечалось, что их число постоянно растет. Комментируя эту телепередачу, греческая печать отмечала, что призывы Анкары "защитить мусульман" в Боснии и в других местах в действительности свидетельствуют об ее стремлении распространить свое влияние на Балканах. Да и сам глава МИД Турции X. Четин в одном из своих недавних интервью газете "Тюркие" четко определил, что ситуация в Боснии является главной международной проблемой для Анкары.

Турция нашла себе на Балканском полуострове еще одного союзника. Им стала Албания. О многом говорит подписанное в ноябре прошлого года в Тиране соглашение о сотрудничестве в подготовке военных кадров и разработке технологий военного производства. Документ, в частности, предусматривает взаимодействие двух стран в подготовке кадров для албанской армии, обмен разведывательной информацией, участие в совместных маневрах. Последний пункт означает, что в случае необходимости турецкая армия получит плацдарм для действий на Балканах. Более того, как заявил подписавший соглашение с турецкой стороны министр национальной обороны Невзат Аяз, в случае "расширения" конфликта в бывшей Югославии и возникновении угрозы для Албании Турция окажет помощь Тиране.

К настоящему времени Анкара завершила внешнеполитическое обеспечение своего возможного вмешательства на Балканах. В ходе недавней поездки по ряду Балканских стран Т. Озал потребовал от президента Болгарии Ж. Желева предоставить территорию его страны в качестве плацдарма для агрессии против Сербии. Об этом, в частности, сообщили турецкая газета "Сабах", а также греческие средства массовой информации. Понятно, что и София, и Анкара поспешили опровергнуть подобные сообщения. Но разве бывает дым без огня? Интересно отметить, что "Сабах" именно ныне покойному президенту Турции приписывает инициативу разработки планов вторжения на Балканы, в то время как якобы Демирель не был осведомлен о них.

Но не только военное вмешательство входило в планы Озала на Балканах. Турецкий президент добивался также того, чтобы Анкара взяла на себя "заботу" о защите Македонии, а это - первый шаг к подчинению ее Турции.

Последние сообщения с Балкан об установлении запретной зоны для полетов сербской авиации над Боснией и участии в операции самолетов турецких ВВС подтверждают, что события там развиваются по "турецкому сценарию".

В целом, оценивая перспективы развития обстановки на Балканах в свете расширения влияния Турции на полуострове, можно предположить, что события будут развиваться по линии создания региональных союзов, которые всегда имели там тенденцию превращаться в противостоящие блоки. При этом одна группировка стран, скорее всего, будет состоять из православных государств - естественных союзников России - Греции, Сербии и, возможно, Румынии. Во вторую войдут страны, в которых большинство или значительную часть населения составляют мусульмане, - Турция, Болгария, Македония и Албания. 

ТУРЦИЯ НА КАВКАЗЕ И В СРЕДНЕЙ АЗИИ

Главным направлением политики Турции по отношению к шести бывшим советским республикам Средней Азии и Закавказья является постепенное втягивание их в орбиту экономических интересов Анкары посредством подключения к уже имеющимся региональным объединениям и создания новых экономических группировок с последующим политическим сближением.

Турция вынуждена торопиться с освоением новых среднеазиатских и закавказских рынков, так как на них также претендуют Иран, Индия, Пакистан и страны Западной Европы. Анкара рассчитывает, что она прочно "привяжет" к себе мусульманские республики бывшего СССР путем реализации ряда долгосрочных проектов. В частности, планируется построить газопровод протяженностью 4790 км и стоимостью 5 млрд. долл.. по которому природный газ из Туркменистана пойдет в Европу через Каспийское море и турецкую территорию. Подписано соглашение о строительстве нефтепровода из Казахстана в Турцию. Его протяженность составит 2013 км, стоимость - 2,3 млрд. долл. Примечательно, что все проекты предусматривают транспортировку энергоносителей в обход территории России.

В ноябре прошлого года на проходившем в Пакистане совещании Организации экономического сотрудничества (ОЭС), в которую входили Турция, Иран и Пакистан, ее новыми членами стали Азербайджан. Узбекистан, Казахстан. Таджикистан, Кыргызстан и Туркменистан.

В то же время сами турки признают, что они не в состоянии реализовать свои обещания об экономической помощи независимым среднеазиатским республикам ввиду отсутствия необходимых средств для массированного инвестирования. Поэтому они пытаются привлечь к реализации проектов западные капиталы. Подобную задачу, в частности, пытался решить премьер-министр Турции Сулейман Демирель в ходе состоявшегося в начале декабря прошлого года визита в Японию. Понимая, что крупные инвесторы опасаются за судьбу своих капиталов в условиях неопределенности обстановки в среднеазиатских республиках и Азербайджане, Турция все чаще и чаще представляет себя как гаранта внутренней стабильности этих стран. Подобное ангажирование влечет за собой возможность вмешательства Анкары во внутренние дела молодых независимых государств.

Еще одним важным направлением деятельности по втягиванию мусульманских республик бывшего СССР в орбиту неоосманистской политики Анкары является помощь в подготовке кадров. Анкара согласилась принять на обучение 10 тысяч студентов из этих республик, из них 6 тысяч уже находятся в Турции.

Политическое наступление Анкары в Средней Азии и на Кавказе строится на базе экономической экспансии. Турецкий бизнес буквально завоевывает рынки молодых и нищих государств, используя при этом демпинговые цены. 

Предприниматели из Анатолии создали бюро экономических связей "Дейк", которое взаимодействуете предприятиями разных отраслей всех государств СНГ. Как писала французская газета "Фигаро", цель турецких инвесторов - стать "троянским конем" для своих европейских и американских коллег. В Средней Азии они имеют перед западными конкурентами культурное и лингвистическое преимущество. Турецкие бизнесмены смело идут на риск, чтобы завоевать новые рынки. При этом они умело используют механизм бартерных сделок. 

Главная цель их усилий - изменить направление торговых потоков. Определенные результаты уже имеются. Если раньше все торговые пути из Средней Азии вели в Москву, подпитывая ее чиновничий аппарат, то теперь значительная часть товаров направляется в Стамбул и другие турецкие торговые центры. Если не принять соответствующих мер, подобная тенденция, крайне негативная для РФ, в будущем будет усугубляться.

Наиболее наступательно Турция пытается строить отношения с пятью тюркоязычными республиками Средней Азии и Закавказья. Подтверждением тому является налаживание регулярных контактов между ними на всех уровнях, включая высший. Как утверждают турецкие официальные лица, этой интеграции якобы оказывает содействие Россия, опасающаяся расширения влияния на эти республики других стран.

В этой связи представляется разумной позиция Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана. не пожелавших взять на себя более значительные обязательства в отношении пантюркистской экономической интеграции и проявляющих крайнюю осторожность в политическом плане.

В 1992 г. Турция предоставила тюркским республикам бывшего СССР кредиты в размере 1 млрд. долл. и подписала соглашение о создании спутниковой системы связи стоимостью 25 млн. долл., обеспечив этим республикам прием передач турецкого государственного телевидения.

Еще одним организмом, посредством которого Турция рассчитывает направить свою экономическую экспансию в северном направлении, является так называемая Черноморская зона экономического сотрудничества. По своей сути эта организация является прикрытием для нео-османистских планов Анкары в других регионах. Она едва ли станет дееспособной ввиду большой пестроты ее участников.

В настоящее время наибольшее беспокойство вызывает намерение Турции вмешаться в карабахский конфликт на стороне Азербайджана. Турецкие руководители неоднократно высказывали намерение "наказать Армению". За последние дни на турецко-армянской границе усилена группировка турецких войск, авиация Анкары совершает разведывательные полеты над территорией Армении и Карабаха. 

ТУРЦИЯ И РОССИЯ

За последнее время влияние Турции на некоторые республики РФ, а также ряд территорий, которые с полным основанием можно отнести к зоне российских интересов, стало таким, что можно говорить о вмешательстве Анкары во внутренние дела России. Дело дошло до того, что официальные представители Турции заявляют об аналогичности "борьбы" турок-киприотов и, к примеру, крымских татар. Более того, стремясь не влезать в "скользкие" дела на официальном уровне. Анкара тайно поощряет деятельность организации "Серые волки" в тюркоговорящих регионах СНГ. Боевики этой террористической организации при содействии турецких спецслужб ведут подготовку боевых формирований, оказывают им материальную поддержку через структуры совместных предприятий.

Опуская хорошо известные заявления официальной Анкары о "необходимости" расширения российско-турецких связей, приведу несколько высказываний все того же начальника генштаба Турции армейского генерала Догана Гюреша. По мнению руководителя высшей армейской структуры, определяющей долгосрочные перспективы военной политики Анкары, несмотря на распад Советского Союза, "Красная Армия и ее вооружения" сохранились и представляют опасность для Турции. Красноречивой высказывание турецкого генерала о внутренних проблемах нашей страны: "Россия создала федерацию, однако не все согласны с этим".

Но лучше всего охарактеризовать то, как в Анкаре относятся к нашей стране, может вскрывшийся недавно факт поставки в бывший СССР продовольствия, зараженного радиацией вследствие Чернобыльской аварии. Как заявил бывший в то время министром промышленности к торговли Джахит Арал, он не испытывает никаких угрызений совести по поводу продажи зараженных продуктов в Советский Союз, так как именно СССР виновен в их заражении.

Одним из приоритетных направлений внешней политики Турции в настоящее время остается развитие всесторонних связей со странами. ранее входившими в периферию Османской империи и прилегавшими к ней государствами. Особым уровнем взаимодействия характеризуются отношения между Турцией, Ираном и Сирией. хотя и здесь имеется ряд острых проблем. Подобное строительство объясняется тем, что эти государства плюс Ирак имеют общую острую проблему - курдскую. Дело дошло до того, что страны "тройки" выработали совместную политику борьбы с курдским сепаратизмом. Они категорически выступают против территориального раздела Ирака и образования на его территории независимого курдского государства, способного, по их мнению, создать опасный прецедент. Турция даже добилась от Ирака разрешения на нарушение его государственной границы в случаях, когда турецкие войска проводят операции против отрядов Курдской рабочей партии.

По официальным турецким данным, только в 1992 г. на юго-востоке страны, ставшим ареной более чем 2000 ожесточенных столкновений между армией и боевиками КРП, погибли около тысячи курдских партизан и более 500 турецких военнослужащих и полицейских. Жертвами этих столкновений стали также более 600 мирных жителей. Как всегда в таких случаях, данные о потерях сторон принципиально отличаются. Как сообщала КРП, только в ходе операции турецких войск, проведенной в Северном Ираке в октябре-ноябре прошлого года, погибли более тысячи турецких военнослужащих и ополченцев из числа иракских курдов. Истина, скорее всего, в золотой середине. Но как бы там ни было, цифры потерь с обеих сторон впечатляют. Судя по ним, конфликт в Юго-Восточной Анатолии соизмеримое с карабахским, но о первом что-то не часто вспоминает мировое сообщество.

Самое интересное заключается в том, что США, стремясь иметь определенный рычаг давления на своего капризного и в определенной степени самостоятельного союзника, похоже, через свои спецслужбы инициируют деятельность КРП. Так, поступила неподтвержденная информация о том, что в ходе операции турецких войск в Северном Ираке несколько человек из числа руководства КРП, получившие ранения, были вывезены из района боевых действий американскими вертолетами. Можно сомневаться в достоверности подобной информации, но почему тогда начальник генштаба Турции Д. Гюреш предостерег США и их союзников от полетов их авиации в этом регионе, и более того, заявил, что все воздушные цели там будут сбиваться?

Перефразируя известное высказывание о войне, применительно к Турции можно сказать, что турецкая армия является выражением внешней политики Анкары, но другими средствами. Ее роль всегда была весьма значительной в жизни турецкого общества, взять хотя бы военный переворот 1980 года. Турция - единственная мусульманская страна, являющаяся членом НАТО. Учитывая специфическую роль Анкары. Североатлантический альянс оказывает ей постоянную помощь по поддержанию турецкой армии на современном уровне. Наиболее тесно Турция сотрудничает в военной области с США и Германией.

В период с августа 1990 во июль 1992 г. Турция превратилась в одного из самых крупных покупателей оружия в мире. За это время она закупила военной техники и снаряжения на сумму 6,2 млрд. долл. и вышла по этому показателю на второе место в Ближневосточном регионе. Турция не сократила в 1993 г. свой военный бюджет. За последние годы она завершила реорганизацию армии, которая перешла от дивизионно-полкового состава к бригадно-батальонному.

Когда готовилась эта статья, стало известно о кончине президента Турции Т. Озала. Обычно со сменой политического лидера меняется и политика той или иной страны. Но в данном случае для этого нет оснований. Идеи, заложенные бывшим турецким президентом во внешней политике Анкары, скорее всего, найдут продолжателей. А следовательно, актуальной останется необходимость искать адекватные ответы на изменения, непосредственно касающиеся безопасности и национальных интересов РФ. Последнее тем более важно, если вспомнить, что на проведенных в начале ноября прошлого года промежуточных муниципальных выборах избиратели отдали предпочтение представителям исламистской Партии благоденствия. И хотя в настоящее время в составе парламента Турции из 450 мест только 40 кресел принадлежат исламистам, нельзя забывать про общую тенденцию, охватившую ныне исламский мир, а именно повышение роли политического ислама.

Как представляется, одним из действенных шагов по ослаблению влияния Турции в Средней Азии может стать участие России в инвестировании строительства нефте- и газопроводов из Казахстана и Туркменистана.

Понятно, что будущее Турции как региональной державы реально только в случае решения ее трудных внутренних проблем, в особенности связанных с гражданской войной в Турецком Курдистане и медленно развивающейся экономикой.
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]