Обозреватель - Observer
Внешняя политика

ПРОБЛЕМЫ "БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ". УРОКИ ТАДЖИКИСТАНА

А.КУЗЬМИН, политолог 

Теперь, к годовщине массовых весенних митингов 1992 г. в Душанбе, положивших начало гражданской войне в Таджикистане, уже можно проанализировать корни и причины этого острейшего кризиса, попытаться сделать некоторые предварительные выводы.

Кризис и гражданская война в Таджикистане унесли уже около 50 тыс. жизней. Десятки тысяч пропали без вести. Число беженцев и бездомных составило 800 тыс., из них свыше полумиллиона покинуло республику: русских (200 тыс.), узбеков и самих таджиков. Только в Афганистане сейчас насчитывается, по разным оценкам, от 80 до 120 тыс. таджикских беженцев. Спасаясь от войны и преследований, в Россию и на Украину выехало 60 тыс. таджиков (в основном гармцев и памирцев), в том числе в Москву - 6 тыс. Экономический ущерб, понесенный республикой, составил примерно 300 млрд. рублей (в ценах на конец 1992 г.). Сожжено 150 тыс. домов, 15 тыс.- разграблено. Разрушено около 80% промышленного потенциала страны, объем национального дохода в 1992 г. по сравнению с 1991 г. снизился на 31 %. В 1992 г. наполовину уменьшилось производство продукции в топливной и пищевой промышленности, более чем в два раза - в химической и промышленности стройматериалов. В 1992 г. собрано 400 тыс. тонн хлопка из запланированных 700 тыс. К концу прошлого года экономика страны находилась на грани катастрофы. Появилась опасность отделения Ленинабадской области. Руководство Горно-Бадахшанской области поставило вопрос о трансформации области в автономную республику. Возникла угроза существованию Таджикистана как государства.

События в Таджикистане развивались на фоне распада СССР, создания аморфного СНГ, мошной тяги населения к возрождению национальных ценностей, всплеска исламизма (большинство верующих мусульман Таджикистана -сунниты, среди жителей Памира преобладают шииты, в том числе около 170 тыс. исмаилитов).

Таджикистан в последнее время стал многопартийным. Назовем основные партии. Исламская партия возрождения (ИПВ) - ведущая сила "исламско-демократического блока" (ИДБ), фактически контролировавшего власть в Душанбе с мая по ноябрь 1992 г. Создана осенью 1991 г. как "партия парламентского типа", выступающая за "возрождение ислама", развитие всех видов собственности и предпринимательской деятельности, экономические реформы. На момент создания насчитывала 20 тыс. членов. Председатель - М.Хаммат-Заде. Постепенно переходила к все более радикальным, грубым методам борьбы. Один из лидеров ИПВ, Дав-лат Усмон, возглавил группы исламских боевиков, в последнее время ведет работу в лагерях таджикских беженцев в Афганистане. ИПВ была тесно связана с казиатом. Казиколон Х.А.Турад-жонзода (опытный, хорошо образованный политик, бывший депутат парламента) - ведущая фигура ИДБ. Связи с боевиками сильно подорвали его авторитет, и он даже нажил врагов, от которых вынужден скрываться. (В феврале с.г. в Таджикистане введен муфтият. Первый муфтий Ф.Ширифов заявил, что он поддерживает новое правительство и не будет заниматься политикой.)

Демократическая партия (ДП) активно действовала самостоятельно и в блоке с ИПВ осенью 1991 г. - весной 1992 г., поддерживала на президентских выборах (ноябрь 1991 г.) Д.Худоназарова. Имела влияние среди интеллигенции и части городской молодежи, участвовала в митингах оппозиции в Душанбе. После создания ИДБ фактически прекратила деятельность. Лидер Шод-мон Юсуф перешел на крайне радикальные позиции, заявлял, что русским в Таджикистане должна быть отведена роль заложников. После поражения ИДБ покинул Душанбе.

Народное движение "Растохез" (НДР), от которого отпочковалась ДП, сыграло позитивную роль в оживлении политической жизни в республике, пробуждении среди городского населения стремления к демократии. Однако грубые насильственные действия его союзников по ИДБ подорвали авторитет НДР. Его дилер Тахир Абдужаббар, опасаясь преследовании, выехал в Москву. 

Партия свободного труда (один из лидеров -полпред Таджикистана в Москве Д.Каримов" представляет интересы рыночных структур и промышленников. Не скомпрометировавшая себя сотрудничеством с ИДБ партия, в случае дальнейшей стабилизации обстановки, имеет неплохие перспективы.

Коммунистическая партия Таджикистана (КПТ) после попыток ее запрещения и конфискации имущества, а также в результате постоянного силового воздействия деморализована. Насчитывает якобы 60 тыс. членов. Большинство коммунистов - депутатов ВС заявило о выходе из партии. Лидер - Ш.Шабдолов (бадахшанец, депутат ВС). Представитель КПТ присутствовал на XXIX съезде КПСС.

Народный фронт (Нф) - главный противник оппозиции, объединяет сторонников законной власти, выступивших против насильственных действий ИДБ. Основную ударную силу Нф составляли отряды кулябцев и узбеко-таджикские формирования жителей Гиссарской долины. 

Председатель Нф Сангак Сафаров (65 лет, длительное время находился в заключении" сыграл главную роль в разгроме боевиков ИДБ. После его трагической гибели в конце марта с.г. похоронен как народный герой.

Среди политизированных землячеств можно упомянуть "Лали Бадахшон" (объединяет бадах-шанцев, листаниируется от ИДБ, заявляя о себе как о самостоятельной силе), "Носири Хосров" (умеренное исламское общество южан), "Мехри Хатлон" (объединяет кулябцев), "Ошкеро" (левое общество кулябцев, один из основателей -С.Сафаров), "Ватан" (общество гармских районов), "Водин Хисор" (объединяет жителей Гиссарской долины) и "Хамдилон" (общество лени-набадпев).

В Таджикистане действуют также Узбекское культурное общество и объединение "Миграция", которое занимается организацией выезда русскоязычного населения (81 % опрошенных хотят покинуть республику). Политических целей не преследует. Таджикистан - многонациональное государство: по переписи 1989 г., таджики составляли 62,3 %, узбеки - 23,5 %, русские - 7,6 %, Татары-1,4 %, киргизы-1 %.

Внутренними катализаторами конфликта стали обострившиеся социально-экономические и демографические проблемы, прежде всего быстрый рост населения в условиях возрастающей нехватки земли, преобладание монокультуры (хлопка), значительный избыток трудоспособного населения и традиционное для таджиков деление по регионалъно-клаяовой принадлежности на северян-ленинабадцев (в Ленинабадской области сосредоточено 68 % всего аграрно-промышленного производства страны", южан-ку-лябцев (более 1 млн.), гиссарцев (юго-запад Таджикистана), жителей Западного Памира гарм-цев, горнобадахшанцев и т.д.

Видимо, требует специального изучения вопрос о развитии на события в Таджикистане и вокруг него наркомафии: борьба между ее памирским и узбекским кланами, заинтересованность между народного наркобизнеса в переброске наркотиков из Афганистана через Таджикистан в СНГ, на Запад и в Иран.

Важнейшим внешним фактором является афганский. Победа моджахедов в Афганистане привела к наращиванию их помощи фундаменталистам Таджикистана (заброска оружия, подготовка боевиков, прямое участие моджахедов в военных действиях, обеспечение прорыва границы и т.д.) По словам премьер-министра Таджикистана, в Афганистане насчитывается около 10 лагерей, где готовятся таджикские боевики. По некоторым данным, уже подготовлено более 4 тыс., еще больше готовится к "весеннему наступлению". Среди "непримиримой оппозиции" второе место после пуиггунов занимают таджики (всего их проживает в Афганистане около 5 млн.). Прилежащие к Таджикистану районы контролируются полевым командиром таджиком А.Ш.Масу-дом, боевиками Исламской партии Афганистана Г.Хекматиара и узбекским кланом моджахедов во главе с генералом Р.Достумом. Вынашиваемые в Афганистане планы создания "Большого Таджикистана" путем поглощения Таджикистана и населенных таджиками районов Узбекистана и Китая находят поддержку у части членов Исламской партии возрождения Таджикистана. Вместе с тем узбек Р.Джостум стремится противостоять исламским фундаменталистам, он даже поддерживал контакты с лидерами Народного фронта Таджикистана.

Руководство Таджикистана, других республик Средней Азии, а также и России оказалось не готово к мощному воздействию афганского фактора. Угроза "афганизации" Таджикистана, прорыва исламского фундаментализма дестабилизирует обстановку во всем Среднеазиатском регионе, что объективно способствует усилению координации среднеазиатских республик СНГ (включая Казахстан) между собой и их сотрудничеству с Россией, прежде всего в деле скорейшего прекращения конфликта и обеспечения надежной охраны южных границ СНГ. Вокруг Таджикистана идет скрытая борьба за контроль над Средней Азией таких региональных держав, как Иран, Пакистан и Турция, а также одного из лидеров арабо-мусульманского мира - Саудовской Аравии.

Теперь напомним, как развивались события. 

Обстановка накалялась последовательно и целеустремленно. Сторонники слома "тоталитарных структур" умело использовали для дестабилизации положения и дискредитации режима февральские события 1990 г. в Душанбе, ставшие первой "пробой сил", потерю авторитета руководства СССР, КПСС и КПТ после августовского путча 1991 г., антикоммунистические митинги в столице (осень 1991 г.). 

На этом фоне 24 ноября 1991 г. состоялись президентские выборы, победу на которых одержал Р.Набиев (65 лет, житель Худжанда, до 1965 г. возглавлял правительство, затем КПТ, осенью 1991 г. избран председателем ВС; опытный хозяйственник, он оказался слабым и нерешительным политиком). Р.Набиев получил свыше 57 % голосов, его соперник - памирец Д.Худоназаров - 30 %. Планы ДП, НДР и исламистов, которых активно поддержали демократические силы (в Таджикистан выезжали А.Собчак и академик Е.Велихов) и средства массовой информации России, захватить власть конституционным путем не осуществились. Запад, видимо, связывал с этими выборами свои планы. Характерно высказывание известного американского политолога Александра Якова. Подчеркнув, что Таджикистан - ключевая республика Средней Азии, он писал: "Победа демократа Худоназарова позволила бы создать демократическое "поле" в Средней Азии, ослабляющее влияние "неокоммунистической" региональной супердержавы - Узбекистана".

С марта 1992 г. в Душанбе началась новая волна массовых антиправительственных митингов, на организацию которых оппозиция и стоящие за ней силы потратили огромные средства. Их ударной силой стали недовольные "засильем ленинабадцев" крестьяне-гармцы, люмпенизированные жители и уголовно-мафиозные элементы Душанбе. В конце апреля 1992 г. в Душанбе состоялся контрмитинг в поддержку руководства Таджикистана, организованный кулябцами и ленинабадцами. Однако оппозиции удалось "переиграть" своих противников. После выезда из Душанбе участников митинга на площади Озоди ИДБ удалось в начале мая 1992 г. новым силовым нажимом (захват заложников и т.д.) на парламент, правительство и президента поставить во главе Верховного Совета своего ставленника, бадахшанца А.Искандарова, и создать коалиционное правительство с участием лидеров ДП, ИПВ, "Растохез" и общества "Лали Бадах-шон", которые взяли под жесткий контроль телевидение и радио и начали трансляцию иранских передач. "Независимая газета" (14.5.92.) так расценила эти события: "Победа оппозиции по грузинскому сценарию" при сохранении "марионеточного президентства Набиева" позволяет предположить, что "оппозиция в соседних республиках не преминет воспользоваться душанбинским опытом".

Каковы же причины прихода ИДБ к власти? Заслуживает внимания следующий анализ С.Афанасьева (МН, 1993, №8): "Хотя те этнические группы аджиков, на которые тогда опиралась исламская оппозиция, не превышали десятой части населения республики, она сумела в какой-то момент получить преимущество. Причин тому несколько: большая организованность в первый период войны (оппозиция готовилась к ней в течение нескольких лет); умелая пропаганда, представлявшая собой смесь грубого популизма с апелляцией к национально-религиозным чувствам; поддержка как со стороны некоторых стран зарубежного Востока, так и со стороны тех политических сил Запада и России, которые, объявив войну коммунизму, были не особенно шепетильны в выборе средств и методов такой борьбы".

С весны 1992 г. боевики ИДБ начали уничтожать своих противников в Курган-Тюбе. Гражданская война вступила в свою кровавую фазу. Началось вооруженное сопротивление отрядов кулябцев во главе с С.Сафаровым. к которым присоединялись все новые и новые силы. Очередной виток насилия последовал за гибелью в столице в конце августа 1992 г. генпрокурора Таджикистана и ареста 7 сентября в аэропорту Душанбе Р.Набиева, которого заставили подписать заявление об отставке криминальные элементы, поддерживаемые ПВ и лидером ДП. Власть полностью перешла в руки Президиума ВС во главе с А.Искандаровым и коалиционного правительства (и.о. премьер-министра Абдуллоджанов). Столица и центральные органы Таджикистана оказались под полным контролем ИДБ, казиата и торгово-мафиозных структур. 

Руководство ИДБ и ДП потребовало скорейшего вывода из Таджикистана 201-й мотострелковой дивизии с передачей техники и боеприпасов национальным силам. С другой стороны, нарастало сопротивление исламистам, усиливались экономические трудности, распад государственных структур. Стремясь легитимизировать свою власть, "демократические исламисты" выдвинули идею создания Госсовета из представителей всех партий, движений и регионов и командира 201-й мотострелковой дивизии, таджика по национальности, генерала М-Ашурова. Эту идею активно поддержал и министр иностранных дел России А.Козырев во время своих бесед в Душанбе и на встречах с руководителями Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана (ноябрь 1992 г.).

Но с конца октября 1992 г. в противостоянии ИДБ и НФ наметился перелом. Переход противников исламистов в решительное наступление, создание ими Народного фронта, угроза овладения столицей объединенными силами кулябцев и узбеко-таджикских отрядов жителей Гиссарской долины вынудили руководство ВС пойти на созыв чрезвычайной сессии парламента. Она открылась 16 ноября 1992 г. в столице Ленинабадской области г. Худжанде. так как после актов насилия в Душанбе депутаты-ленинабадцы и кулябцы, составляющие 2/3 парламента, приехать в столицу отказались. Сессия ВС отменила институт президентства, утвердила отставку Р.Набиева. избрала новое руководство парламента во главе с Эмомали Рахмоновым (40 лет. инженер-аграрник. был директором совхоза, председателем Кулябского облсовета, сторонник светского демократического государства). Главой правительства утвержден Абдумалик Абдуллоажанов (44 года. один из богатейших людей Таджикистана, инженер-технолог преобразованию представитель одного из влиятельнейших кланов лени-набадцев, тесно связан с коммерческими кругами, был министром, затем председателем концерна "Ном" ("Хлеб"); до мая 1992 г. - сторонник Р.Набиева). ВС принял закон об амнистии и об-ращение к партиям и движениям объединить усилия, чтобы положить конец гражданской войне. Прибывшие в Худжанд по приглашению ВС полевые командиры противоборствующих сторон договорились о прекращении огня (позднее эта договоренность была нарушена). Парламент обратился также к президентам России, Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана с просьбой направить в Таджикистан миротворческие силы. Стабилизировать обстановку призваны закон о возвращении беженцев в места проживания и меры по изъятию оружия у незаконных вооруженных формирований (по данным МВД, у них находилось около 30 тыс. единиц стрелкового оружия, 21 единица бронетехники).

В декабре 1992 г. отряды НФ заняли Душанбе и начали вытеснять в горы боевиков ИДБ. Хлынул поток таджикских беженцев в Афганистан. Большинство лидеров и активистов ИПВ, ДП и "Растохез ПОКИНУЛИ республику, выехали в Афганистан, некоторые арабские страны, среднеазиатские республики. Ряд демократов время от времени появляются в Москве. Против ведущих лидеров ИДБ прокуратурой возбуждено уголовное дело по обвинению их в "заговоре с целью захвата власти". В целом правительство контролирует ситуацию в республике. Однако обстановку продолжают дестабилизировать непрекращающиеся попытки боевиков ИДБ прорываться в Таджикистан через границу при поддержке афганских моджахедов, высокий уровень преступности, непрекращающиеся жалобы оппозиции, средства массовой информации России и Запада на преследования, аресты и даже убийства сторонниками нового режима демократов, интеллигенции, гармцев и бадахшанцев.

Видимо, отдельные случая таких эксцессов имели место. Вместе с тем правительство приняло жесткие меры для борьбы с преступными элементами, в том числе и с бандами УГОЛОВНИКОВ, грабящих в убивающих население пол видом "бойцов НФ".

Попытаемся проанализировать причины поражения исламских фундаменталистов и победы их противников. В одной из наиболее глубоких и содержательных статей о Таджикистане, опубликованных в российской печати (Век, 1993, № 3). аналитик Н.Владимиров пишет: "С политической точки зрения исламисты проиграли в тот момент, когда таджикские дехкане поняли, что под демократическом оберткой с хлестким лозунгом "Долой коммунистов "'таится то, от чего в 20-е годы отказались их деды: доминируют роль духовенства во всех сферах жизни общества и региональный эгоизм... Сыграл свою роль и откровенно уголовный характер новой власти. Везде, куда приходили исламские демократы, парили произвол, разбой и мародерство... Поощрявший исламистов Иран оказался не в состоянии политически и материально поддержать майскую революцию, а амбиции афганских лидеров умерили мужество российских пограничников и отсутствие согласия между разноплеменными группировками моджахедов внутри страны".

Нельзя не согласиться и со следующим выводом Н.Владимирова о "главной причине успехов НФ": "Кулябцы бы ничего и никогда не добились, если бы широкие массы на множестве примере в Восток словам не верит! - не убедились, что новая власть последовательно отстаивает их интересы..."

Напомним, что по приказу лидера НФ С.Сафарова мародеры, грабители и насильники расстреливались на месте. Можно лишь поддержать мнение тех авторов, которые пишут, что отвергнув "общество абсолютного бесправия и "откат от индустриального к патриархальному обществу" и осознав, что "клерикальный тоталитаризм не лучше его светской разновидности", "вокруг светского правительства объединились все сторонники нетоталитарного государства независимо от национальности". По данным Московского института комплексных социальных исследований, в 1992 г. в Таджикистане за советский путь развития в разных районах выступили от 75 до 91% населения.

Поэтому нельзя согласиться с утверждениями ИДБ, многих средств массовой информации России и Запада, что в Таджикистане борьба идет между исламскими демократами и сторонниками "прогнившего тоталитарного режима". Прикрывшись лозунгами ислама и демократии, таджикские фундаменталисты попытались с помощью внешних сил. криминально-мафиозных структур и обманутых ими люмпенизированных слоев установить в стране радикально-исламский режим ухудшенного иранского образца, развернуть республику в сторону военно-политического, идеологического и экономического альянса исламских государств. Против них выступили сторонники советского демократического государства, стабильности, порядка, реальных реформ и перемен, сохранения тесных связей с Россией и другими странами СНГ. Парадокс заключается в том, что ИДБ своими грубыми насильственными действиями дискредитировал подлинный ислам и демократию, оттолкнул от себя многих мусульман, включая даже часть духовенства, подорвал авторитет той части демократов интеллигенции, которая пошла на сотрудничество с исламистами. Тем самым ИДБ резко сузил свою социальную базу.

Таджикские события нанесли мощный удар по исламскому фундаментализму, его "эхо отозвалось во всем мусульманском мире" (А.Малашенко). Уроки Таджикистана, видимо, анализируют как в СНГ, прежде всего в Узбекистане, Кыргызстане и Казахстане, так и в ведущих мусульманских странах. Заслуживает внимания мысль о том, что с воинствующим фанатичным фундаментализмом следует бороться вместе с Каиром, Дамаском, Эр-Риядом, вместе со всеми мусульманами. Может быть, следовало бы добавить Алжир, Тунис и ряд столиц других мусульманских государств. Ведь в последнее время исламские боевики провели ряд террористических актов в Египте, в Алжире растет число жертв загнанного в подполье Исламского фронта спасения.

К руководству Таджикистана сейчас пришли профессионалы-прагматики, убежденные сторонники светского демократического государства, стремящиеся преодолеть разруху жесткими мерами с элементами рыночных отношений. Вопросами экономики в правительстве занимаются ленинабалцы, силовые министерства - в руках кулябцев (исключение - министр обороны полковник А.Шишлянников, русский по национальности). По словам премьера А.Абдуллоджанова, правительство выступает за рынок, развитие частного предпринимательства, создание сети малых и средних предприятий, параллельное существование госсектора, за создание благоприятных условий для иностранных инвестиций. Приоритетными направлениями экономического развития должны стать перерабатывающая промышленность, энергетика (большие запасы гидроэнергии позволят в будущем экспорт электроэнергии) , освоение и разработка больших запасов серебра, а также нефти и газа. Разработанный министерством экономики чрезвычайный план восстановления народного хозяйства предусматривает в течение 2-3 лет возобновить работу всех жизненно важных объектов и выйти на уровень 1985-1990 гг.

С руководством России, Казахстана и Узбекистана достигнута договоренность о льготном беспроцентном кредите на 20 лет в 286 млрд. руб. Правительство России решило выделить Таджикистану в первом полугодии 1993 г. 80 млрд. руб. технического кредита и 40 млрд. на выплату зарплаты. Достигнута договоренность о поставках из России 2,5 млн. тонн нефтепродуктов.

Несколько слов о внешней политике Таджикистана. Республику признали около 90 стран, с 45 установлены дипломатические отношения. В Душанбе работает 7 посольств, в т.ч. России и США. Представительства Таджикистана имеются в Москве, при ООН и в США. Основными направлениями внешней политики руководство республики считает восстановление и укрепление жизненно важных связей с Россией, другими республиками СНГ, прежде всего с Узбекистаном, оказавшим всестороннюю поддержку законным властям в противостоянии с ИДБ, а также с Казахстаном и Кыргызстаном.

В ходе встреч Б.Ельцина с Э.Рахмоновым (21.01.93). В.Черномырдина с А.Абдуллоджановым (конец декабря 1992 г.) было решено много проблем, вызванных длительным отсутствием у руководства и МИД России четкой концепции по отношению к среднеазиатским республикам СНГ, в том числе к Таджикистану. Душанбе посетили министры иностранных дел, безопасности и обороны России.

Таджикских руководителей крайне беспокоит положение на границе с Афганистаном, массовый выезд из республики русскоязычного населения. В Таджикистане готовится законопроект, признающий за русским языком статус второго государственного языка, а также возможность двойного гражданства для почти 500 тысяч русскоязычных жителей республики. В ходе переговоров П.Грачева в Душанбе достигнута договоренность о том, что 201-я дивизия, оставаясь российской, будет доукомплектована призывниками из Таджикистана и России, что она будет находиться в республике до 1999 г., до создания с помощью РФ собственных вооруженных сил Таджикистана. В соответствии с договоренностью в Минске глав стран СНГ (январь 1993 г.) Россия направила дополнительные силы для охраны границы с Афганистаном. К сожалению, батальон миротворческих сил Кыргызстана, прибывший в марте с.г. в Горно-Бадахшанскую автономную область, вскоре был возвращен на родину.

Выступая за укрепление сотрудничества в рамках СНГ, Таджикистан активно поддержал выдвинутую в январе с.г. в Ташкенте идею создания Центральноазиатского содружества в составе 5 республик Средней Азии и Казахстана. Создание системы коллективной безопасности государств Средней Азии остается приоритетной задачей. Видимо, в Душанбе окончательно осознали, что ООН вряд ли найдет желание и средства для направления миротворческих сил на таджико-афганскую границу.

Таджикистан надеется активно подключиться к деятельности в рамках Организации экономического сотрудничества, использовать финансово-экономические возможности Организации Исламская конференция, широко развивать контакты с арабскими странами, особенно с Саудовской Аравией и странами Персидского залива. Примером прагматического подхода во внешней политике руководителей Таджикистана могут служить весьма результативные визиты в марте с.г. Э.Рахмонова в Китай (первая поездка председателя ВС за пределы СНГ) и А.Абдуллоджа-нова в Индию (февраль с.г.). Персо-язычные таджики придавали большое значение развитию связей с Ираном, который, несмотря на обещания экономической помощи, пока концентрирует внимание на политико-идеологическом влиянии в Таджикистане. Этим планам Запад (прежде всего США) пытается противопоставить активность Турции с ее пантюркизмом и успешным опытом развития экономики и строительства светского государства.

США, открывшие в Душанбе посольство одними из первых, пока ограничились выделением 5 млн. долларов в виде помощи жертвам боев в Таджикистане. Страны Западной Европы и Япония заметного интереса к Таджикистану пока не проявляли.

Перспективными сферами иностранных инвестиций, по мнению специалистов, могут стать создание транспортной инфраструктуры для выхода республики в Китай, к Индийскому океану, Персидскому заливу, странам Среднего и Ближнего Востока, легкая, перерабатывающая, химическая (производство минеральных удобрений) и горнодобывающая промышленность, производство алюминия, энергетика. К негативным моментам следует отнести высокий риск для иностранных инвесторов, связанный с нестабильностью обстановки, низкую производительность труда, нехватку квалифицированных специалистов, малую вероятность быстрого появления устойчивого среднего класса.

Вместе с тем, по словам первого вице-премьера Таджикистана А.Самадова, "зарубежные инвесторы стоят в очереди". Их сдерживает только отсутствие правительственных гарантий. Сейчас в республике изучают вопрос о создании специализированного банка.

И последнее. Религиозный фанатизм, борьба между кланами, кровная месть, - а события в Таджикистане лишний раз подтвердили это, -страшная вещь. Писать и говорить обо всем этом надо крайне взвешенно, вдумчиво. Большая ответственность требуется и при раздаче рекомендаций, как России строить свои отношения с бывшими союзными республиками, ставшими независимыми государствами. Таджикские власти, в том числе депутаты ВС, неоднократно заявляли, что многие российские средства массовой информации необъективно освещают обстановку в их республике. Видные представители Международной ассоциации содействия сотрудничеству и прогрессу народов Средней Азии и Казахстана обратились с протестом к Б.Ельцину и Р.Хасбулатову по поводу ряда публикаций в "Новом времени", "Московских новостях" и "Известиях", извращающих события в Таджикистане и пытающихся, по их мнению, столкнуть узбеков и таджиков. Россия только начинает вырабатывать свой подход к Таджикистану и всему Среднеазиатскому региону.

Древний и мудрый такджикский народ нуждается в мире, стабильности, скорейшем национальном примирении, надежной защите своей южной границы. И это отвечает как национальным интересам Таджикистана и всех народов Средней Азии, так и интересам России и Запада. Ведь прорыв исламского фундаментализма в Центрально-азиатский район (не сейчас, а в перспективе!) может затронуть не только республики СНГ, но и сопредельные страны. Вряд ли США и Запад в целом хотят увидеть здесь такой взрыв, который по своим масштабам и последствиям превзойдет югославский.
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]