Экономика
Обозреватель - Observer

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
НА 1996 ГОД ПО АПК
(экспертный анализ)

Н.РАДУГИН,
доктор экономических наук,
председатель Экспертного совета
при Комитете Совета Федерации
по аграрной политике

 

Представленный Правительством России проект федерального бюджета на 1996 г. сформирован в том же ключе, что и бюджет 1994 и 1995 г. - это аморфный конгломерат сводных статей расходов и доходов, размер которых не увязан с реальной потребностью развития отраслей, ведомств и регионов. В нем не просматриваются приоритетные направления социально-экономического развития России, реальное состояние экономики.

В настоящем проекте так же, как и в предыдущих, Правительство придерживается политики "жесткой экономии", обосновывая это тем, что суть процесса инфляции в России - в стремлении к уравновешиванию денежной и товарной массы через рост цен.

Данное положение является весьма спорным. Утверждается, что возникающее расхождение между более высоким ростом цен по сравнению с ростом денежной массы должно компенсироваться ростом скорости обращения денег. Однако если цены растут в десятки и сотни раз, то скорость обращения денег увеличивается не более чем на десятки процентов, и то в условиях экономического подъема. В действительности источником инфляции в России является не рост денежной массы (монетарный фактор), а так называемые немонетарные факторы, в том числе неравновесная структура издержек производства, высокие темпы повышения цен на энергоносители и особенно на нефтепродукты.

Как правило, цены на сельскохозяйственную продукцию возрастают в соответствии с ростом цен на топливо с временным шагом примерно в 4 месяца. Поскольку продовольствие сегодня является основой потребительского рынка, именно этот фактор определяет уровень инфляции.

Таким образом, пытаясь бороться с инфляцией путем "жесткой экономии", Правительство в то же время целенаправленно воздействует на уровень цен. При этом эмитируемая денежная масса оказалась недостаточной для обслуживания нового более высокого уровня цен, что привело к возникновению дополнительных кругов денежного обращения. Нехватка денег в обращении компенсировалась расширением обращения иностранной валюты, а также расширением эмиссии долговых обязательств предприятий, то есть неплатежей. Прежде всего это ударило по оборотным средствам предприятий. В настоящее время объем легальных оборотных средств у большинства предприятий вообще отсутствует.

Именно нехватка оборотных средств и лежит в основе разрыва народнохозяйственных связей в гораздо большей степени, чем административно-политические причины. Невозможность оплаты заказанной продукции приводит к ослаблению кооперации и падению объемов производства.

В результате политики "жесткой экономии" резко сокращается доля легального денежного обращения и растет доля нелегального. Несообразный размер налогов также обусловливает этот процесс.

Результатом резкого сокращения доли легального денежного обращения является кризис бюджетных доходов, охвативший бюджетную систему с 1993 г. В текущем году только запланированный дефицит федерального бюджета России составляет почти 30%. Непосредственными причинами роста дефицита являются отсутствие доходов от приватизации и принятое Правительством в 1994 г. решение разрешить предприятиям использовать 30% текущих поступлений на выплату заработной платы.

Не выдерживаются и плановые ориентиры финансирования дефицита федерального бюджета за счет наращивания внутренней и внешней задолженности. Финансовая стабилизация невозможна без сокращения фискального разрыва. В свою очередь, это требует таких отступлений от жесткой денежной политики, которые в состоянии спровоцировать гиперинфляцию.

НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД ВСЕ ЭТИ НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЯВНО НЕАДЕКВАТНОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ МОЖНО ОБЪЯСНИТЬ НЕПРОФЕССИОНАЛИЗМОМ. ОДНАКО ВОЗМОЖНО ДРУГОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ: В РАМКАХ ЭТОЙ ПОЛИТИКИ РЕАЛИЗОВАНЫ ТЕ ЦЕЛИ, КОТОРЫЕ СТАВИЛИСЬ, НО НЕ ДЕКЛАРИРОВАЛИСЬ.

В частности, ликвидация системы массового производства явно лежит в русле общей стратегии реформаторов, поскольку она изначально рассматривалась как неэффективная и нереформируемая. "Расчистка поля" для иностранного капитала при помощи тактики "выжженной земли" на основе финансовых рычагов управления выгодна и стоящим за реформаторами силам.

Бюджет во всех странах является основой легального обращения денежной массы. Резкое сокращение значения бюджета в денежном обращении прямо приводит к утере государственного контроля за процессом денежного обращения и финансовой системой в целом.

Поскольку положение не может радикально измениться, следует прогнозировать реальный дефицит бюджета на уровне, как минимум в два раза превышающем 20%, запланированные в проекте бюджета на 1996 г. Предполагается дальнейшее подавление инфляции и ограничение ее на уровне 1,0-1,2% в месяц. Очевидно, что в 1996 г. экономического чуда произойти не может, и данный прогноз не более адекватен, чем в предыдущие годы. Политика "жесткой экономии" однозначно ведет к разрушению экономического потенциала России.

Серьезное сомнение вызывает обоснованность проекта в части увеличения доходов за счет налогов со 127,9 до 272,9 трлн. руб., или более чем в 2 раза. Проект бюджета исходит из того, что прибыль предприятий России увеличится в 1996 г. на 227 трлн. руб., или на 111,8%. Обоснований для таких оптимистических оценок нет, не видна роль инфляции, нет прогноза других макроэкономических показателей и развития экономики в целом.

Вызывает сомнение распределение расходов по проекту 1996 г. При общем увеличении расходов по федеральному бюджету на 67% расходы на базовые отрасли и стратегически важные направления растут в меньшей степени (табл /).

При этом необходимо отметить, что данный проект бюджета как федерального закона существует как бы сам по себе, не учитывает действующие и готовящиеся законы, такие как "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", "О сельскохозяйственной кооперации", "О государственном регулировании агропромышленного производства", водный, земельный и лесной кодексы, "Программа стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 годы".

В бюджете должно концентрироваться все то, что необходимо осуществить для развития отрасли через соответствующее законодательство. Следовательно, те фракции и объединения, которые голосуют за бюджет, по сути, выступают против вышеперечисленных законов, так как ни в бюджетах предшествующих лет, ни в проекте бюджета на 1996 г. они нс обеспечены финансовыми ресурсами. На практике сложилась следующая ситуация: депутаты-аграрии голосовали за бюджет 1994 и 1995 гг. и одновременно разрабатывали указанные законы.
 


Таблица 1


 
Направление расходов
Рост расходов, %
Промышленность, энергетика, строительство
38
Сельское хозяйство и рыболовство
40
Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу
54
Образование
59
Здравоохранение и физическая культура
62
Государственное управление
72
Правоохранительная деятельность,
130
в т.ч. прокуратура
50
Управление государственным имуществом
122

В проекте на нужды агропромышленного комплекса (АПК) по разделу "Сельское хозяйство и рыболовство" планируется выделить 13,1 трлн. руб., включая 45,9 млрд. руб. по контрактам с международными финансовыми организациями. Таким образом, по сравнению с 1995 г. предусматривается увеличить на 40% государственную поддержку АПК при общем росте расходной части бюджета в 1,67 раза. Кроме того, в АПК предусматривается направить государственные централизованные капитальные вложения, средства на развитие сельскохозяйственной науки, образования и содержание объектов социальной сферы на селе.

Однако по составу статей доходов и расходов проект содержит нереальные источники финансирования, предусматривает уменьшение выделяемых средств по ряду принципиальных позиций и резко ухудшает и без того критическое финансовое состояние большей части сельских товаропроизводителей и АПК в целом. Казалось бы, при составлении проекта бюджета на 1996 г. Правительство должно было учесть сложившуюся ситуацию в АПК и придать этой проблеме приоритетное значение, зная, в каком катастрофическом положении находится сельское хозяйство страны. Но финансовая, ценовая и инвестиционная политика Правительства в отношении АПК остается прежней.

Аграрная реформа проходит в сложной социально-экономической ситуации, для которой характерны:

  • неустойчивость производственно-хозяйственных связей;
  • инфляция;
  • резкое сокращение государственной поддержки;
  • ведение налогов и платежей, неадекватных условиям функционирования АПК;
  • ограничение кредитования;
  • рост неплатежей;
  • внешняя продовольственная интервенция и другие негативные условия.
Однако стратегия аграрной политики в нашей стране во многом определяется обязательными условиями Международного валютного фонда (МВФ), по которым предоставляются займы Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Данная стратегия наиболее четко сформулирована в подготовленном Всемирным банком докладе: "Стратегия реформ в продовольственном и аграрном секторах экономики бывшего СССР. Программа мероприятий на переходный период". Отметим, что главным критерием эффективности реализации любой программы являются полученные результаты.

До начала реформ (конец 1991 г.) в АПК и обслуживающих его отраслях было занято около 40% всех работающих в отраслях материального производства, сосредоточено более четверти всех производственных фондов России и создавалось около трети валового национального дохода. Более 30% отраслей народнохозяйственного комплекса страны связаны с аграрной сферой производства. Потребительский рынок более чем на 70% формируется за счет продовольствия и товаров, изготовленных из сельскохозяйственного сырья. Это показывает, какое громадное значение имеет аграрная сфера производства для экономики России.

В результате реформ Правительства России, сводящихся в основном к изменению форм собственности на средства производства, либерализации цен и невмешательству государства в развитие экономики, в АПК начался катастрофический спад производства.

В 1994 г. объем валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств по сравнению со среднегодовыми показателями за 1986-1990 гг. снизился почти на 28%, а в сельскохозяйственных предприятиях - на 45%. Производство зерна к среднегодовому уровню 1986-1990 гг. уменьшилось более чем на 43%. Продолжает ухудшаться положение дел в АПК страны и в 1995 г.

Посевные площади основных сельскохозяйственных культур по сравнению с уровнем 1994 г. сократились на 2,6%, а к J 991 г. - более чем на 15,0%. Вследствие беспрецедентного роста в 1990-1994 гг. цен на промышленную продукцию и услуги для сельского хозяйства на грани краха оказалась вся его материально-техническая база. Сильно "постарел" машинно-тракторный парк. Количество тракторов составляет в настоящее время менее 70% к потребности, парк зерноуборочных комбайнов - 50% потребности.

Производство минеральных удобрений и химических средств защиты растений не связано с их потреблением сельскими товаропроизводителями, так как они не располагают необходимыми средствами для их приобретения. Растет продажа удобрений на внешнем рынке.

В текущем году по сравнению с 1994 г. поголовье крупного рогатого скота сократилось на 13%, в том числе коров - на 10%, свиней - на 14%, овец - на 31% и птицы - на 13%. Соответственно падает и производство животноводческой продукции.

В пищевой промышленности в текущем году в сравнении с соответствующим периодом 1994 г. также наблюдается падение производства по большинству продуктов питания.

Производство мясо-молочной продукции сократилось па четверть.

Выработка детских и диетических плодоовощных консервов составила лишь треть от их производства в прошлом году, сухих продуктов на злаковой основе - немногим более 50%.

Производство ликеро-водочных изделий возросло более чем на 45%.

Ключевой проблемой в решении задач развития села и в конечном счете продовольственного самообеспечения является коренное улучшение жизни сельских жителей. Однако эта проблема продолжает оставаться нерешенной.

Анализ выполнения государственных социальных программ показал, что практически приостановлено их бюджетное финансирование. Капитальные вложения в АПК (в сопоставимых ценах 1991 г.) составляли в 1990 г. 65,8 млрд. руб., в 1994 г. только 8,9 млрд. руб., или в 7,4 раза меньше, соответственно в сельское хозяйство 39,5 и 3,3 млрд. руб., т.е. сократились в 12 раз. При этом удельный вес капитальных вложений в АПК в общем объеме капитальных вложений в народное хозяйство России уменьшился с 31 до 11 %.

Результатом такой политики стало резкое сокращение ввода объектов социального назначения в сельской местности в 1994 г. по сравнению с 1990 г. (табл. 2).
 


Таблица 2


 
 

Мощности

Сокращение ввода мощностей
(1994г. к 1990 г.), раз
Жилищное строительство
2,7
Дошкольные детские учреждения
7,6
Общеобразовательные школы
2,8
учреждения культуры
4,3
Внутрихозяйственные дороги с твердым покрытием
11,8
Разводящие сети и локальные водопроводы
4,4
Тепловые сети
6,0
Канализационные сети
11,3

 

Из-за нарушения паритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию хозяйства всех форм собственности и организации производства оказались неплатежеспособными. За 1991-1994 гг. совокупные цены на сельскохозяйственную продукцию выросли в 368 раз, а на потребляемые в аграрной сфере промышленные средства - в 2042 раза. Пять лет назад удельный вес продукции сельского хозяйства в национальном доходе страны (НД) составлял 25%. По данным за прошлый год, АПК обеспечивал в НД 19,4%, а объем его финансирования составил 2,2% НД.

Доля АПК в расходной части бюджета дана в табл. 3.

За первое полугодие 1995 г. финансирование АПК составило 38,7% от предусмотренной в бюджете суммы. Аналогичная тенденция сохраняется и во втором полугодии.
 


Таблица 3


 
Годы
Доля АПК
в расходной части бюджета, %
1991
12
1994
6
1995
3,77
1996 (проект)
3,16

 

Следует отметить, что в разделе "Сельское хозяйство и рыболовство" пояснительной записки к проекту федерального бюджета на 1996 г. общая сумма средств, планируемых для государственной поддержки АПК, в размере 65 трлн. руб. совершенно не соответствует действительности. В указанную сумму помимо 13,1 трлн. руб., зафиксированных в рассматриваемом проекте, включено 25 трлн. руб. списанных кредитов и процентов за их использование. Эти средства действительно списаны, но их использование в обороте хозяйств нереально, так как они уже "съедены" инфляционными процессами.

В данную сумму засчитаны 17 трлн. руб. несуществующего товарного кредита, о котором даже в записке говорится, что это только потребность в средствах на эти цели.

Сомнительным является также получение предприятиями АПК 9-10 трлн. руб. за счет льготной налоговой политики и пониженных нормативов отчислений во внебюджетные фонды.

Таким образом, предусматриваемое в проекте бюджета увеличение расходов на 40% отражает только инфляционный процесс (рекомендованный Минфином России дефлятор при расчетах бюджета 1996 г. равен 1,34) и не возмещает убытков, которые несет сельское хозяйство вследствие нарушения пропорции межотраслевого обмена и роста затрат. Начиная с 1992 г. доходность отрасли неуклонно снижалась. В 1994 г. она стала убыточной.

Для создания нормальных экономических условий воспроизводства в сельском хозяйстве компенсация затрат за счет средств федерального бюджета должна составлять не менее 50%, как это делается в большинстве развитых стран мира. В России в 1994 г. затраты из федерального бюджета покрывали только 12,5%.

В связи с этим уровень бюджетного финансирования по разделу "Сельское хозяйство и рыболовство" должен быть увеличен как минимум с 13,1 до 26,2 трлн. руб. Это позволит сохранить расходную часть федерального бюджета по АПК на уровне 6,3%, как это было в 1993 г. вместо предлагаемых в бюджете на 1996 г. 3,16%.
 
 
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]