Экономика
Обозреватель - Observer


 

Инвестиции

ВНЕБЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ
(мнение специалиста)

В.ГОРШЕНИН,
академик АТН РФ,
руководитель ПФК
"Технология-Индустрия"

Глубокий экономический кризис, охвативший практически все отрасли народного хозяйства России, нанес огромный ущерб дальнейшему развитию науки и высоких технологий. Каждый день с болью мы, технологи промышленности, видим, как на Россию обрушивается лавина подчас некондиционных импортных товаров: от холодильников и пылесосов до тапочек, окорочков и жевательной резинки.

Может быть, мы разучились все это производить сами? Отнюдь нет. Рыночная экономика разрушила сложившийся порядок ведения народного хозяйства. Казна обнищала, а большинство быстро размножающихся, как одуванчики, коммерческих банков вкладывают деньги только в зарубежные технологии, оставляя нас, российских технологов, без работы и без денег даже на сохранение и модернизацию технологического оборудования и зарплату.

Огромный научно-технологический потенциал России разбазаривается в то время, как именно он должен работать с максимальной отдачей. Сейчас, когда технологическое оборудование устарело, когда в производстве жизненно важных товаров мы отстали от развитых стран, когда продовольственный, энергетический и экологический кризис у нашего порога, необходимо не просто возрождать утерянные технологии, а обеспечить прорыв в технологическом развитии путем внедрения высоких технологий, позволяющих увеличить эффективность производства не на 20-30%, а в несколько раз.

Этой первостепенной задаче обеспечения нормальной жизнедеятельности нашего общества посвящена Концепция сохранения технологического потенциала и научно-технологического развития России на 1995-1996 гг. Она разработана Академией технологических наук Российской Федерации с использованием материалов академии, Госкомоборонпрома России, Госпрома России, Министерства связи России, ведущих научно-исследовательских организаций промышленности при непосредственном участии промышленно-финансовой корпорации "Технология-Индустрия".

Концепция была рассмотрена и одобрена на Всероссийской научно-практической конференции, состоявшейся в Екатеринбурге 18-22 июня 1995 г., и в ближайшее время должна быть представлена на рассмотрение и утверждение Правительству Российской федерации.

В этой статье невозможно остановиться на всех целевых функциях, изложенных в Концепции. Затронем одну из наиболее важных: "Обеспечение внебюджетного финансирования комплексных программ внедрения высоких технологий".

Известно, что экономические механизмы должны создавать наиболее благоприятные условия для эффективного научно-технологического развития России. Их составляющие:

  • способы финансирования,
  • кредиты,
  • налоги,
  • субсидии,
  • плата за ресурсы,
  • цены,
  • штрафные санкции и т.д.
Мы же затронем один из новых видов финансирования целевых научно-технологических программ - внебюджетные государственные формы финансового обеспечения. Их необходимость возникает довольно часто, когда госбюджетное финансирование не позволяет в полной мере реализовать задуманный проект с насыщением его наукоемкими технологическими разработками, требующими больших стартовых капиталов.

В качестве примера можно привести работы по реализации научной программы исследований на орбитальной станции "Мир". Станция 8 лет работает на орбите, она нуждается в постоянном дооснащении средствами жизнеобеспечения и энергетики. Бюджетное финансирование этих работ позволяет только свести концы с концами. Внедрение высоких технологий в основном наталкивается на финансовые трудности. Серьезное расширение научных задач на станции окажется возможным после доставки орбитального экологического модуля "Природа". Модуль и его служебные системы практически готовы, а полного комплекта научной аппаратуры нет. Нет необходимого финансирования для НИИ и КБ, разрабатывающих научную аппаратуру. Требуется около 20 млн.долл. США для того, чтобы в полном объеме выполнить эту работу. Не пускать же модуль с весовыми имитаторами научной аппаратуры!

Промышленно-финансовая корпорация "Технология-Индустрия" в настоящее время ищет пути для решения этого вопроса путем привлечения внебюджетных источников финансирования. К внебюджетным источникам финансирования, которые можно было бы использовать в качестве инвестиций для развития наукоемких высоких технологий, относятся следующие:

  • Поступления от населения (сбережения) в различные инвестиционные фонды.
  • Деньги бизнеса в виде:
а) части прибыли инвестиционных, акционерных обществ и других юридических лиц в результате коммерческой деятельности и вкладов на депозиты, депозитные сертификаты и государственные краткосрочные обязательства (ГКО);

б) собственных средств банков - длинные пассивы, прибыль, амортизация и др.;

в) легально и нелегально вывозимый за границу капитал.

  • Иностранные инвестиции (выгодные международные контракты, кредиты и др.).
Эффективное использование этих источников может оказать существенное содействие научно-технологическому развитию России, на которое сегодня государство выделяет мизерные средства. Так, например, российский бюджет на 1995 г. предусматривал выделение на разработку перспективных технологий и приоритетных направлений НТП всего 4,28 трлн.руб., что составляет 1,7% от расходной части бюджета. А для обеспечения эффективного научно-технологического развития всего народного хозяйства России требуется около 100 трлн.руб. в год (около 20 млрд.долл. США). Где взять такие деньги?

Попытаемся выяснить, какие перечисленные выше источники внебюджетного финансирования могут быть реально использованы и какие механизмы должны быть задействованы.

Поступления за счет сбережений населения в различные инвестиционные фонды. Эти поступления, стимулируемые выплатой дивидендов, могли бы иметь решающее значение. Однако либерализация цен, скоропалительно введенная правительством Гайдара, враз перевела десятки миллионов людей за черту бедности и лишила всех сбережений: 400 млрд.руб. - вклады 70 млн. трудящихся в один день превратились в бумажный хлам. Сегодня это были бы большие деньги, составляющие почти треть доходов российского бюджета.

С тех пор сбережения населения начали накапливаться, но пока очень малы и составляют 13-14 трлн.руб. Разве может население в этой ситуации вкладывать свои сбережения в развитие науки и технологий, когда практически в каждой семье имеется множество нерешенных проблем, особенно в области обеспечения жильем, продовольствием и одеждой.

Таким образом, этот возможный источник финансирования научно-технологических программ в ближайшие годы работать не будет.

Деньги бизнеса. Это огромная сумма, в несколько раз превышающая наш сегодняшний бюджет. Начнем с рассмотрения возможных инвестиций из части прибыли различных акционированных предприятий.

Здесь происходит довольно странный процесс: несмотря на крайнюю необходимость- совершенствования своего технологического процесса, предприятия выделяют на инвестиции не более 11-12% своей прибыли. Сегодня это порядка 1 трлн.руб. Причина этого, с одной стороны, непомерные налоги на прибыль, а с другой - нехватка денежной массы на выплату заработной платы и пополнение оборотных средств.

Дело доходит до того, что такой мощный источник инвестиций, как амортизационный фонд, в основном "проедается" из-за нехватки оборотных средств, а на инвестиции расходуется не более 25%. Снижение налога на прибыль - главный вопрос повышения инвестиционной активности этого источника. Этот вывод распространяется и на другие источники инвестиций из денег бизнеса, перечисленные ранее в пункте "а", для которых в настоящее время характерна работа только в области "коротких денег".

Таким образом, инвестиционная активность организаций, включаемых в пункт "а" в технологическом развитии России, на ближайший период станет более эффективной только при условии постепенного снижения налога на прибыль.

Здесь безошибочно действует правило (кривая) Лаффера, определяющее зависимость поступлений в бюджет от величины налогов на прибыль: "Сумма, поступающая в государственную казну, возрастает лишь до тех пор, пока уровень ставки в налоге не превышает 33%". Мы уже превысили эту цифру, а налог на прибыль наших предприятий в 4 раза превышает соответствующий налог в США. Есть еще и другие малоиспользуемые возможности.

Первая - это ускорение амортизации активных основных фондов.

Механизм ускоренной амортизации основан на равномерном методе ее исчисления, при котором норма амортизационных отчислений увеличивается на коэффициент ускорения (не более 2).

Отчисления должны использоваться строго по целевому назначению. При нецелевом использовании дополнительная сумма амортизации должна включаться в налогооблагаемую базу и подлежит налогообложению.

Вторая возможность - это использование лизинга.

С экономической точки зрения лизинг есть товарный кредит в основные фонды, предоставляемый лизингополучателю за передаваемое в пользование оборудование без права собственности и получение соответствующей платы за его аренду. По истечении лизингового договора оборудование возвращается либо продается по остаточной стоимости.

Использование ускоренной амортизации при лизинговых операциях позволяет оперативно обновлять основные фонды и вести техническое перевооружение. Лизинговый бизнес - один из очень доходных и сложнейших видов предпринимательской деятельности. Необходимо всячески поощрять его практическое использование.

Следующим источником внебюджетного инвестирования высоких технологий являются собственные средства коммерческих банков. Это - огромные средства, сумма их активов составляет до 95-96% произведенного в России ВНП, а на 100 тыс. жителей приходится около 30 банковских учреждений. Однако "заполучить" инвестиции из этих средств весьма трудно по нескольким причинам:

  • интерес банков к собственным (чаще всего не лучшим) технологическим проектам, которые всячески лоббируются банковским окружением;
  • большинство банков не связываются с проектами, срок окупаемости которых более 2-х лет;
  • недооценка в инвестиционных проектах потребности в оборотных средствах (9 из 10 проектов по этой причине оказываются несостоятельными).
Сейчас для коммерческих банков время "коротких денег" (лучше всего на 1 мес.), поэтому они в основном (до 96%) кредитуют торговые операции по реальным товарам, чаще всего пользуясь личным знакомством банкира с кредитополучателем ("бизнес по записной книжке").

Естественно, что в таких условиях, когда любой инвестиционный проект в области технологического развития России требует не менее 2-3 лет для его окупаемости от момента реализации, собственные средства коммерческих банков в ближайшее время не могут рассматриваться в качестве надежного источника внебюджетного финансирования государственных технологических программ и крупных инвестиционных проектов. Хотя в будущем, при преодолении страха "длинных денег", коммерческие банки смогут выделять из своих свободных ресурсов до 30 трлн.руб. на технологическое развитие России.

Следующий источник возможного внебюджетного финансирования крупных технологических проектов - это легально или нелегально вывозимый за границу капитал. Речь идет о частном капитале, правдами и неправдами наработанном новоиспеченными российскими бизнесменами и банкирами в процессе рыночных реформ. Это огромный капитал, составляющий, по скромным подсчетам, около 150 млрд.долл. США, в 4 раза превышающий доходную часть российского бюджета на 1995 г. 50 млрд. из этого капитала "гуляют" по России, прокручиваясь на продовольствии, сырье и товарах повседневного спроса и оборачиваясь в основном на кратковременных кредитах-удавках. Мизер поступает в казну в виде урезанных налогов, деньги от прокрутки идут в карман, а кабальные краткосрочные кредиты в основном расходуются предприятиями на выплату заработной платы. Как видно, из этих денег на технологическое развитие страны не поступает ничего.

Другая очень крупная часть частного капитала - около 100 млрд.долл., возрастающих на 10 млрд.долл. в год, - это легально и нелегально вывозимый капитал после начала "коренных" реформ по переходу к рынку в условиях экономической, политической и криминальной нестабильности в стране. Легальная часть в виде государственных и акционерных вложений осела в различных финансовых структурах (страхование, морской и авиационный транспорт и др.), полулегальная часть в виде оффшорного капитала участвует только в зарубежном обороте, и, наконец, нелегальная часть в виде оборота от юридических и физических лиц лежит там "на дне" с самыми низкими процентными ставками.

Создание нормальных условии в стране для отечественного предпринимательства - задача стратегической важности. Но это не значит, что мы должны сквозь пальцы смотреть на отток денег России за кордон. Без них рынку у нас просто не быть, особенно если учесть, что для стартовых капиталовложений в технологическое развитие страны с ее рыночными устремлениями достаточно было бы по 20 млрд.долл. в год.

Таким образом, сегодня накопленный российскими бизнесменами частный капитал в основном работает на развитие технологий в странах дальнего зарубежья.

Есть ли выход из этой ситуации? Планируемые меры по амнистии уплывающего за границу частного капитала оказались несостоятельными, так как тот, кто в свое время украл, сегодня никогда честно не признается в этом. Для "грязных" денег (наркотики, оружие...) амнистия могла бы послужить эффективным стимулятором отмывания денег при распродаже государственных ресурсов (нефть, лес, цветные металлы и др.).

Однако можно наметить ряд конкретных жестких и стимулирующих мероприятий для эффективного привлечения частного капитала на основе долгосрочных кредитов для обеспечения научно-технологического развития России.

Непопулярные жесткие меры должны быть в основном направлены на:

  • резкое снижение количества обменной (в одни руки) валюты,
  • перекрытие дороги импорта натуральной валюты через таможни и оффшорные зоны (сверхнормативные количества должны идти в казну),
  • ликвидацию незаконных льгот по таможенным пошлинам и др.
Стимулирующие меры в первую очередь должны быть направлены на:
  • создание льготного налогообложения для тех бизнесменов, коммерческих банков и инвестиционных фондов, которые выделяют долгосрочные кредиты под невысокие ставки предприятиям и научным коллективам для внедрения высоких прорывных технологий, инноваций, ноу-хау в приоритетные отрасли народного хозяйства;
  • создание для этой цели временных или постоянных банковских консорциумов.
Сегодня коммерческие банки и инвестиционные фонды преобразились - они стали более эффективно заботиться о. стабильности собственного роста. Но какая может быть стабильность, когда деньги "за бугром" лежат на дне? Эти банки и фонды прошли тяжелые испытания на прочность, профессиональность и конкурентоспособность. Многие из них выдержали эти испытания, а у некоторых, видимо, взыграла совесть и они подумывают о том, как бы поднять деньги со дна и разместить их на благо своей страны без ущемления собственного имиджа. В этом им надо помогать. Помогать корректно, несмотря на то, что, по мнению МВД России, большая часть вывозимых средств добыта нечестным путем: получение банковских кредитов по фиктивным контрактам, поддельные платежные документы, депозиты в оффшорные и дочерние компании.

Принятый в первом чтении проект постановления Государственной Думы "Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших противоправные деяния, связанные с размещением финансовых активов за рубежом" может явиться первым шагом к решению вопроса и привлечению огромных капиталов для научно-технологического развития России.

Наконец, последний вопрос - использование иностранных инвестиций.

Для научно-технологического развития России наибольший интерес представляют иностранные инвестиции в виде долгосрочных льготных (не более 6%) кредитов. В развитых странах свободные деньги не лежат в кубышках. Они всегда в обороте и суммы немалы - сотни миллиардов долларов США.

Политическая нестабильность в нашей стране, неразвитость инфраструктуры рынка, неконкурентность наших товаров и др. привели к существенному падению инвестиционной активности - важнейшего фактора поддержания устойчивого экономического развития. Инвестиционная привлекательность России оказалась во второй половине списка в ряду учитываемых 160 государств. Инвестиционный кризис стал одним из направлений экономического кризиса и привел к сокращению капитальных вложений в обновление производства и внедрение высоких технологий. Общий объем иностранных инвестиций в народное хозяйство России составляет около 40% по отношению к уровню 1991 г. и около 30% к уровню 1988 г. Это существенно приостановило обновление промышленных предприятий, где изношенность основных фондов в целом по промышленности России составляет 56%. В связи с этим представляется очень своевременным создание по постановлению Правительства Российской Федерации Российского центра содействия иностранным инвестициям, который предназначен для обобщения информации об инвестициях, содействия в поиске иностранных партнеров и улучшения инвестиционного климата в России.

В настоящее время иностранные инвестиции в виде выгодных международных контрактов и долгосрочных кредитов должны являться главным фактором в обеспечении внебюджетного финансирования развития высоких технологий в России.

При достижении политической стабильности и надлежащей организации дела получение для указанной цели 20-30 млрд.долл. США в год вполне достижимо. Особенно, если на первых порах пользоваться не гарантиями Банка России, которые получить практически невозможно, а принципами залогового (ипотечного) кредитования со стабилизацией ставки кредита на уровне приемлемой рентабельности - 5%. При этом договор об ипотеке должен заключаться с иностранным инвестором в виде закладной, подлежащей государственной регистрации, а закладывать можно имущество, землю, драгоценности, ценные бумаги и пр.

Главное - создать деятельный орган по регулированию этого процесса. А механизмы вложения капитала в научно-технологическое развитие России могут быть разными. Основной механизм заключается в слиянии банковского и промышленного капиталов.

Наиболее эффективными рабочими механизмами являются:

  • прямой трансфер, когда финансирование осуществляется при передаче лицензий от разработчиков высоких технологий промышленникам для их внедрения;
  • обратный трансфер, когда финансируется объединение разработчиков и промышленников.
Второй механизм наиболее перспективный, так как открывает широкую дорогу созданию финансово-промышленных групп, холдингов, заботящихся о нормальном функционировании всей технологической цепочки производства конечного, нового продукта от сырья и комплектующих элементов до товарного изделия. По этому пути идет наша промышленно-финансовая корпорация "Технология-Индустрия", которая совместно с Академией технологических наук Российской Федерации разработала ряд основополагающих документов по научно-технологическому развитию России и стран - участниц Содружества Независимых Государств.

В настоящее время Корпорация готова взять на себя функции головной организации по созданию Межгосударственной финансово-промышленной группы для обеспечения внебюджетного финансирования важных технологических проектов Российской Федерации и стран-участниц Содружества Независимых Государств. Создание такой финансово-промышленной группы послужит фундаментальной опорой восстановления народнохозяйственной кооперации как внутри страны, так и между государствами-участниками Содружества.

Стремление предприятий к объединению наблюдалось всегда, но в современных условиях объединение возможно только на основе добровольного слияния производства и капитала. Создание упомянутой финансово-промышленной группы позволит не только активизировать технологическое производство, стабилизировать работу промышленности, эффективно внедрять высокие технологии и насытить рынок товарами первой необходимости, но и сделать преобладающим долгосрочное гарантированное самокредитование в структуре научно-технологического развития России и государств Содружества.

В заключение отметим, что из всех возможных источников внебюджетного финансирования государственных технологических программ наиболее реальными сейчас следует рассматривать иностранные залоговые кредиты или кредиты под гарантию Банка России и частный капитал российских бизнесменов. Пути для быстрого задействования этих экономических механизмов есть. Необходимы только желание, умение и поддержка Правительства.

Сейчас, когда могучий научно-технологический потенциал России перестал быть приводным ремнем эффективного развития производства, объектом государственного регулирования должна быть экономика, нацеленная в первую очередь на технологическое развитие страны.

В этом состоит первостепенная задача новой технической политики, призванной вывести народное хозяйство из глубокого кризиса и создать условия для социально-экономического развития России. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]