Обозреватель - Observer
Внутренняя политика

К НОВОМУ СОГЛАСИЮ

От Редакции

Демократизация общества, начатая в 1985 г., не требовала разрыва исторически сложившихся связей на огромном евразийском пространстве, в течении многих столетий носившем название Россия. Народы ждали не уничтожения общего отечества, а его гуманизации и реформирования, создания гражданского общества, основанного на согласии и взаимном интересе.

Ныне нарастает политическая нестабильность, повсеместно нарушаются права человека, и в первую очередь священное право на жизнь. В ряде регионов привычной становится сегрегация по национальному принципу, большие группы населения лишаются избирательных прав, вводятся запреты на профессии. Отсутствие совокупной, организационно оформленной воли народов привело к самовластию местных политических элит, возникла угроза былого унитаризма и тоталитаризма на местном уровне. Это сопровождается жестокими притеснениями национальных меньшинств, лавинообразным ростом числа беженцев и вынужденных мигрантов, переселенцев.

Наступил кризис государственности, усугубляемый постоянными территориальными спорами и взаимными претензиями. Логика всеобщего разрушения закономерно привела к угрозе целостности самих независимых государств. Общество втягивается в гражданскую войну, масштабы и итоги которой непредсказуемы. Фактически идет чреватый опасностью новой мировой войны передел одной шестой части суши на сферы влияния. Если эта тенденция сохранится, может наступить день, когда на ней появится солдат чужой армии.

История показывает, что территория бывшей Российской империи и Союза ССР, независимо от политических режимов, способов присоединения новых государств и народов, формировалась как некая целостность, различные регионы которой развивались по сходным законам, имели общие правила жизни. Евразия складывалась как симбиоз народов, взаимно дополняющих друг друга в различных сферах деятельности.

Развал Союза ССР и отказ от коммунистической идеологии с необходимостью подталкивают к созданию новых государственных форм взаимодействия, начатого созданием Содружества Независимых Государств, которое можно рассматривать как переходную форму от унитарного государства к добровольному межгосударственному союзу, к формированию новой идеологии, системы взглядов - политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных, философских.

Сегодня можно наблюдать возврат к традиционным ценностям российского общества, их модификацию и новации, заимствованные у" западного" общества или же претендующие на оригинальность. Пример обращения к традиционным ценностям - деятельность Международного фонда славянской письменности и культуры во главе с известным скульптором Вячеславом Клыковым. При организации очередного майского Дня славянской письменности 1993 г. вХерсонесе в обращении деятелей Фонда, избравшего его столицей празднования, были примечательны такие слова: "Единственное место на земле нашей древней Отчизны, в котором достоверно засвидетельствовано пребывание святых первоучителей славянских Кирилла и Мефодия, - Херсонес Таврический".

Основанный греками в IV веке до Рождества Христова, этот город был в Римской империи самым отдаленным местом ссылки первых христиан, и самый первый их храм, по преданию, был освящен святым апостолом Андреем Первозванным. Издревле почитаемый небесным покровителем Святой Руси, он и теперь осеняет морские ее рубежи символом крестного подвига своего -Андреевским стягом. Православная Церковь свято чтит память христианских мучеников древней Тавроскифии. В морской пучине у Херсонеса с каменным якорем на шее был злодейски утоплен ученик святого апостола Петра, епископ Римский Климент. Его святые мощи обрели святые братья Кирилл и Мефодий. Здесь же нашли они Евангелие и Псалтырь, написанные" роушскими письменами", что помогло им создать славянскую азбуку-кириллицу и перевод на церковнославянский язык книг Священного Писания, Херсонес Таврический памятен православным и тем, ч то именно здесь принял святое крещение и крестил дружину свою великий князь Владимир Святославич. Отсюда взял он святые кресты и чудотворные иконы на благословение "всей Русской земле".

Празднование Для славянской письменности в Херсонесе стало призывом к возвращению православных народов Украины, России и Беларуси к своим духовным началам. Неугасимая лампада, в 1992 году пронесенная через все славянские страны как символ духовного единства православных народов, в 1993 году была пронесена по маршруту Москва-Тула-Орел-Курск-Белгород-Харьков-Днепропетровск... После совершения Крестного хода и Божественной Литургии в древней базилике Херсонеса Таврического, где было принято святое крещение князем Владимиром, Неугасимой лампадой были освящены новые российские, украинские и белорусские воинские и казачьи знамена, дабы они никогда не противостояли друг другу на полях сражений. Были также проведены фестиваль православного кино "Свет миру" и научная конференция "Славяно-греческая взаимность в Северном Причерноморье в эпоху святых Кирилла и Мефодия". Рубрикой "К новому согласию", под которой публикуются в настоящем номере материалы: Ивана Ильина "Идея нашего будущего", Петра Столыпина "Нужна вера" и Льва Гумилева "От Руси к России", редакция открывает дискуссионный клуб по важнейшей проблеме нашей жизни.

Е.Андрющенко

ПЕТР СТОЛЫПИН

НУЖНА ВЕРА

(из речи о земельном законопроекте, произнесенной 5 декабря 1908 г. в Государственной думе)

Господа, нужна вера. Была минута, когда вера в будущее России была поколеблена, когда нарушены были многие понятия, не нарушена была в эту минуту лишь вера Царя в силу русского пахаря и русского крестьянина. Это было время не для колебаний, а для решений. И вот, в эту тяжелую минуту правительство приняло на себя большую ответственность. Проведя в порядке ст.87 закон 9 ноября 1906 г., оно делало ставку не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных. Таковых в короткое время оказалось около полумиллиона домохозяев, закрепивших за собой более 3.200.000 десятин земли. Не парализуйте, господа, дальнейшего развития этих людей и помните, законодательствуя, что таких людей, таких сильных людей в России большинство.

Многих смущает, что против принципа личной собственности раздаются нападки и слева и справа, но левые, в данном случае, идут против принципов разумной и настоящей свободы. Неужели не ясно, что кабала общины, гнет семейной собственности является для 90 миллионов населения горькой неволей? Неужели забыто, что этот путь уже испробован, что колоссальный опыт опеки над громадной частью нашего населения потерпел уже громадную неудачу?

Нельзя возвращаться на этот путь, нельзя только на верхах развешивать флаги какой-то мнимой свободы. Необходимо думать и о низах, нельзя уходить от черной работы, нельзя забывать, что мы призваны освободить народ от нищенства, от невежества, от бесправия. И насколько нужен для переустройства нашего царства, переустройства его на крепких монархических устоях, крепкий личный собственник, насколько он является преградой для развития революционного движения, видно из трудов последнего съезда социалистов-революционеров, бывшего в Лондоне в сентябре настоящего года.

Я позволю себе привести вам некоторые положения этого съезда. Вот то, между прочим, что он постановил: "Правительство, подавив попытку открытого восстания и захвата земель в деревне, поставило себе целью распылить крестьянство усиленным насаждением личной частной собственности или хуторским хозяйством. Всякий успех правительства в этом направлении наносит серьезный ущерб делу революции". Затем дальше: "С этой точки зрения современное положение деревни прежде всего требует со стороны партии неуклонной критики частной собственности на землю, критики, чуждой компромиссов со всякими индивидуалистическими тяготениями".

Нельзя, господа, идти в бой, надевши на всех воинов броню или заговорив всех их от поражений. Нельзя, господа, составлять закон, исключительно имея в виду слабых и немощных. Нет, в мировой борьбе, в соревновании народов почетное место могут занять только те из них, которые достигнут полного напряжения своей материальной и нравственной мощи.

Поэтому все силы и законодателя, и правительства должны быть обращены к тому, чтобы поднять производительные силы единственного источника нашего благосостояния - земли. Применением к ней личного труда, личной собственности, приложением к ней всех, всех решительно народных сил необходимо поднять нашу обнищавшую, нашу слабую, нашу истощенную землю, так как земля - это залог нашей силы в будущем, земля - это Россия.

Петр Аркадьевич Столыпин. (1862-1911), автор знаменитой "столыпинской' аграрной реформы. Видный государственный деятель, председатель Совета министров России с 1906 года. Погиб от руки террориста. 

ИВАН ИЛЬИН

Идея нашего будущего

(из речи, произнесенной в 1934 году в Риге, Берлине, Белграде и Праге)

Ни один народ в мире не имел и не имеет такой территории, такого национального состава, такой истории, как Россия. У нас своя, особая вера, свой характер, свой уклад души. Мы иначе любим, иначе созерцаем, иначе поем. У нас иное правосознание и иная государственность. Так было всегда. И только те из нас, которые потеряли живое чувство России или, может быть, никогда не имели его, могут думать, что Россия спасется какою-нибудь новою слепою формою западничества. Весь опыт человечества не в состоянии дать нам "готовый рецепт".

...Предшествующее поколение... твердило "долой самодержавие" и воображало, что дальнейшее пойдет гладко и верно по схемам западноевропейской демократии. И что же? Монархия пала с непредвиденной быстротой и "легкостью", а дальнейшее пошло по невиданным, неслыханным, кошмарным путям и только проявило наивную немощь свергателей, их политическую-недальновидность и полную неподготовленность...

История не знает вечных революций. Революция есть всегда массовый психоз, душевная судорога, а всякий психоз имеет свой предел и влечет за собой реакцию, т.е. обратную судорогу. Страна вскипит жаждою мести, крови и нового имущественного передела. И вот первое, что мы должны сказать: ожесточенным ломом, ревом и погромом без цели и без идеи Россию не спасешь. Необходима идея. Идея долгого, волевого дыхания.

Мы должны сказать всему остальному миру, что Россия духовно жива, что хоронить ее - близоруко и неумно, что мы - нечеловеческая пыль и грязь, а живые люди с русским сердцем, русским разумом и русским талантом; что напрасно думают, будто мы все друг с другом "перессорились" и пребываем в непримиримом разномыслии, и есть "живая" вода, от которой богатырь встает живым и сильным... И эта исцеляющая вода - есть национальное самочувствие русского народа и ваша вера в русское историческое призвание, ими мы восстановимся...

Ныне бороться за Россию и победить могут только люди, воспитавшие и закалившие в себе национальный духовный характер, они должны найти друг друга, сговориться и сорганизоваться. Критерий для всякой возможной политической программы - России полезны только те политические и хозяйственные формы, которые способны воспитывать, укреплять и одухотворять национальный характер в интеллигенции и в массах...

В старину русские характеры закалялись не только от суровой природы и в жизненно-исторических испытаниях, но и взращивались церковью, выковывались в монастырях и в армии. Русская армия искони была школой русской патриотической верности, русской чести и стойкости. Самое воинское звание и дело заставляет человека выпрямить хребет своей души, собрать свою распущенную особу. Народ не должен и не смеет противопоставлять себя своей армии, как это было перед революцией: "мы - рабочие, крестьяне, штатские, "интеллигенция", а они - "военщина, орудие реакции, усмирители, насильники". Армия состоит из нас, мы все в нее вливаемся, ее интерес -наш интерес, ее победа - наша победа, ее разложение - наша гибель.

Вся система народного образования должна влиться в борьбу за национально-духовный характер. В будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания, ни в народной школе, ни в гимназиях, ни в профессиональных училищах, ни в университетах. Должны быть упрочены духовно воспитывающие формы суда, в особенности все виды суда чести. Должны быть найдены новые формы наказания, не унижающие, не развращающие, но укрепляющие благую и сильную волю человека.

Частная собственность воспитывает человека к самостоятельности и самодеятельности, она должна быть утверждена в социальных формах и видах. Коммунизм угашает личное начало в человеке и ему не будет места.

Кооперация, основанная на добровольном объединении самостоятельных хозяев, но отнюдь не образующая социалистическое "государство в государстве" - будет цвести в будущей России.

Для русского народа нет выбора: если он не вступит на этот путь, то он вообще не сможет удержаться на исторической арене. Тоща он будет отвеян в пространство, как историческая мякина, или затоптан другими народами, как глина. Русскому человеку в массе даны три основные силы: гибкий, крепкий инстинкт самосохранения, изобретательный и подвижной, темпераментный в основном заряде и талантливый в проявлениях, яркая, глубокая, отзывчивая жизнь чувства, и сила созерцающего, образно мыслящего воображения.

Чтобы захватить эти три основные силы и вовлечь их в строительство характера и в жизненное творчество, русскому человеку необходимо что-то искренне и сильно любить, что на самом деле заслуживало бы этой любви, и во что-то искренне и крепко верить. Есть народы, которым надо прежде всего понять умом и на основании этого решить волею. У нас же - первые движущие силы - любовь и вера. Без любви русский человек становится лентяем и мотом, пассивно прозябающим существом; без веры - русский человек становится безразличным резонером, пустым и вредным разговорщиком. Чтобы действовать, русский человек должен твердо поверить во что-нибудь, пусть - в ложное или дикое.

Все великое на земле создано страстью, но не животной страстью, а одухотворенной и духовной. И больше всего это относится к русскому человеку и русской история. Ему необходимо, чтобы страсть его не подавлялась и не томилась под запретом, но сама горела искренним и искрящимся огнем любви, и сама излучала влучившийся в нее свет веры. Такой любви и такой веры требуют от русского человека три великих "предмета": Бог, родина и национальный вождь. (Верным первообразом такого национального вождя в России искони был Государь).

Кто не любит Бога и не верит в Него, исходя из собственного духовного опыта, тот Его и не имеет, ибо ни волею, как думают католики, ни умом, как думают протестанты, - Бога иметь нельзя.

Кто не умеет любить свою родину и верить в нее, тот безродный человек, ибо ни расою, ни государственной принадлежностью, ни географией, ни бытом, ни привычкой - родину иметь нельзя.

И кто не любит беззаветно своего национального вождя, и не верит ему, и не верит в него, тот не посылает ему своего сердечно-волевого луча верности, силы и вдохновения, тот не "аккумулирует" к нему или в него, и потому жизненно и творчески теряет его; именно потому персону вождя и Государя враги всегда пытаются обессилить и подорвать подозрениями, насмешкой, очернением и клеветою... Весь смысл переживаемой нами смуты в том, чтобы повсюду запылали очаги нового, национально-государственного рыцарства, чтобы разделились вода и огонь, чтобы не потопа РОССИЯ от теплоты и сырости, от плесени и грязи...

И не говорите, что "нас мало" и что нельзя нам "переть против рожна". Тех, кто прав, силен и верен - всегда было на свете меньше, и все большие движения всегда начинались скудным меньшинством. Дело не в числе людей, а в их внутренней, духовной силе и в их спайке на жизнь и на смерть. Зверь гораздо сильнее укротителя, но не смеет броситься на него, пока дух укротителя собран и пока не дрогнула сила его взгляда. 

Читайте историю России и убеждайтесь, что вся она создана силою русского духовного характера. От Феодосия Печерского до Сергия, Гермогена и Серафима Саровского, от Ломоносова до Менделеева - вся история России есть победа русского духовного. Так было. Так и еще лучше будет и впредь. В России зазияла бездна безбожия и жадности, бесчестия и порока. Россия отзовется на это и уже отзывается зарождением рыцарства. И Господь подаст нам и умудрения, и силы, и горения, и воли. 

ЛЕВ ГУМИЛЕВ

От Руси к России

Сегодня в нашей стране наблюдается небывалый рост интереса к истории. Чем он вызван, на чем основан? Часто можно слышать, что, запутавшись в проблемах современных, люди обращаются к истории в поисках выхода из тяжелых ситуаций, как говорили в старину, "за поучительными примерами". Пусть так, но в таком случае интерес к истории свидетельствует и о другом: современность и история воспринимаются большинством наших соотечественников как принципиально разные, несовместимые временные стихии. Часто история и современность просто сталкиваются лбами: "Нам интересна только современность и нужно знание только о ней!" Похожие суждения можно услышать и в ученом споре, и в беседе за чаем, и даже в базарной склоке.

Действительно, для противопоставления современности и истории есть некоторые основания. Само слово "история" подразумевает "бывшее раньше", "не сегодняшнее", а значит, историческая наука немыслима без учета изменений, отделяющих "вчера" от "сегодня". Количество и масштабы этих изменений могут быть ничтожны, но вне их история не существует. Говоря "современность", мы, напротив, имеем в виду некоторую привычную и кажущуюся нам стабильной систему взаимоотношений внутри страны и вне ее. Вот это-то привычное, знакомое, почти неизменное и понятное и противопоставляется обычно истории - чему-то неочевидному, неосязаемому и потому непонятному. А дальше просто: если мы не можем с современной точки зрения объяснить действия исторических персонажей, это значит, что они не были образованны, обладали многочисленными сословными предрассудками и вообще жили без благ научно-технического прогресса. Тем хуже для них!

И ведь мало кому приходит в голову, что в свое время прошлое тоже было современностью. Значит, видимое постоянство современности -обман, и сама она ничем не отличается от истории. Все хваленое настоящее - лишь момент, тут же становящийся прошлым, а вернуть сегодняшнее утро ничуть не легче, чем эпоху Пунических или наполеоновских войн. И как это ни парадоксально, именно современность мнима, а история - реальна. Для нее характерна смена эпох, когда внезапно рушится равновесие народов и держав: малые племена совершают великие походы и завоевания, а могучие империи оказываются бессильными; одна культура сменяет другую, а вчерашние боги оказываются никчемными истуканами. Чтобы понять исторические закономерности, работали поколения настоящих ученых, книги которых до сих пор находят своего читателя.

Итак, история - это постоянные изменения, вечная перестройка кажущейся стабильности. Взглянув в каждый отдельный момент на определенную территорию, мы видим как бы фотографический снимок - относительно устойчивую систему из взаимосвязанных объектов: географических (ландшафтов), социально-политических (государств) .экономических, этнических. Но как только мы начинаем изучать не одно состояние, а множество их, то есть процесс, картина резко меняется и начинает напоминать скорее детский калейдоскоп, а не строгое картографическое изображение с сухими надписями.

Взглянем, к примеру, на Евразию в начале I в. н. э. Западную оконечность великого Евразийского континента занимала Римская империя. Эта держава, выросшая из крошечного городка, основанного племен ем латинов за восемь столетий до нашей эры, вобрала в себя множество народов. В состав империи органично влились культурные эллины, остававшиеся в общем лояльными подданными очень долгое время. С германцами же, жившими за Рейном, римляне, напротив, начали воевать. И хотя их победоносные полководцы Германии и будущий император Тиберий доходили во главе легионов до Эльбы, уже к середине I в. н. э. от покорения германцев римляне отказались. К востоку от германцев обитали славянские племена. Римляне называли их, как и германцев, варварами, но в действительности это был совершенно другой народ, отнюдь не друживший с германцами.

Еще восточное, в беспредельных степях Причерноморья и Казахстана, мы обнаруживаем в это время народ, мало напоминающий европейский, - сарматов. А на границе с Китаем, на территории нынешней Монголии, кочевал народ хунны. Восточная окраина Евразии, так же как и западная, была занята огромной державой - империей Хань. Китайцы, подобно римлянам, считали себя культурным, цивилизованным народом, живущим среди окружающих их варварских племен. Друг с другом римляне и китайцы практически не сталкивались, однако связь между ними все же была. Нитью между двумя империями, невидимой, но прочной, стал Великий Шелковый путь. По нему китайский шелк тек в Средиземноморье, оборачиваясь золотом и предметами роскоши.

Но и на Великом Шелковом пути китайцы и римляне не встречались, ибо ни те, ни другие не ходили с караванами. С ними ходили согдийцы - обитатели Средней Азии - и евреи, осваивавшие международную торговлю. Под их руководством караваны пересекали огромные пространства континента. А на окраинах его, в римских крепостях и на Великой Китайской стене, часовые день и ночь охраняли покой "цивилизованных" империй.

Зададимся простым вопросом: а что помешало этой отлаженной статичной системе отношений дожить до нашего времени? Почему мы сегодня не видим ни римлян, ни Великого Шелкового пути? Да потому, что уже в конце I - начале II в. н.э. положение изменилось принципиально: пришли в движение многие народы, дотоле спокойно жившие в привычных им условиях.

Десантом готов - обитателей Скандинавии -в устье Вислы началось Великое переселение народов, ставшее в IV в. причиной гибели единой Римской империи. Тогда же начали свое продвижение и славяне, покидавшие территорию между Вислой и Тисой и распространившиеся впоследствии от Балтики на севере до Адриатики и Балкан на юге, от Эльбы на западе до Днепра на востоке. Племя даков, занимавшее территорию современной Румынии, начало войну с Римом, и империи потребовалось 20 лет борьбы, чтобы силами всего Средиземноморья, объединенными военным и государственным гением императора Траяна, победить этот народ.

Из возникших в Сирии и Палестине христианских общин к тому времени возник новый этнос - "этнос по Христу". Носители некогда преследовавшегося учения сумели не только сохранить его, но и сделать официальной идеологией в одной из частей распавшейся империи. Так в противовес умирающему Западному Риму -Гесперии - возникла новая, христианская держава - Византия.

В той же Палестине возник очаг сопротивления римскому господству. Небольшой народ -иудеи - после двух восстаний, жестоко подавленных римлянами, покинул свою историческую родину. Но появление иудейской диаспоры и проповедь христианства обернулись для римлян усилением позиций восточных религий в самом центре империи и в ее провинциях.

Не только Ближний, но и Дальний Восток стал в это время источником бед для Рима. Ветвь хуннов, покинув степи Монголии, в результате беспримерной миграции оказалась в Европе. Уже в IV в. их потомки сокрушили королевство готов и едва не уничтожили саму Римскую империю.

Таким образом, если мы попытаемся представить себе Евразию V-VI вв., то увидим картину, совершенно не похожую на ту, что была в I в. Новые империи располагаются на окраинах континента, совсем другие народы кочуют по просторам Великой степи. Вся история человечества состоит из череды подобных изменений. Может быть, смена империй и царств, вер и традиций не имеет никакой внутренней закономерности, а представляет собой не поддающийся объяснению хаос? Издавна люди пытливые (а такие есть всегда) стремились найти ответ на этот вопрос, понять и объяснить истоки своей истории. Ответы получались, естественно, разные, ибо история многогранна: она может быть историей социально-экономических формаций или военной историей, то есть описанием походов и сражений; историей техники или культуры; историей литературы или религии. Все это - разные дисциплины, относящиеся к истории. И потому одни -историки юридической школы - изучали человеческие законы и принципы государственного устройства; другие - историки-марксисты - рассматривали историю сквозь призму развития производительных сил; третьи опирались на индивидуальную психологию и т.д.

А можно ли представить человеческую историю как историю народов? Попробуем исходить из того, что в пределах Земли пространство отнюдь не однородно. И именно пространство -это первый параметр, который характеризует исторические события. Еще первобытный человек знал границы территории своего обитания, так называемый кормящий и вмещающий ландшафт, в котором жил он сам, жили его семья и его племя.

Второй параметр - время. Каждое историческое событие происходит не только где-то, но когда-то. Те же первобытные люди вполне сознавали не только "свое место", но и то, что у них есть отцы и деды и будут дети и внуки. Итак, временные координаты существуют в истории наряду с пространственными.

Но в истории есть еще один, не менее важный параметр. С географической точки зрения, все человечество следует рассматривать как антропосферу - одну из оболочек Земли, связанную с бытием вида Ноmo sapiens. Человечество, оставаясь в пределах этого вида, обладает замечательным свойством - оно мозаично, то есть состоит из представителей разных народов, говоря по-современному, этносов. Именно в рамках этносов, контактирующих друг с другом, творится история, ибо каждый исторический факт есть достояние жизни конкретного народа. Присутствие в биосфере Земли этих определенных целостностей - этносов - составляет третий параметр, характеризующий исторический процесс. Этносы, существующие в пространстве и времени, и есть действующие лица в театре истории. В дальнейшем, говоря об этносе, мы будем иметь в виду коллектив людей, который противопоставляет себя всем другим таким же коллективам, исходя не из сознательного расчета, а из чувства комплиментарности - подсознательного ощущения взаимной симпатии и общности людей, определяющего противопоставление "мы - они" и деление на "своих" и "чужих".

Каждый такой коллектив, чтобы жить на Земле, должен приспособится (адаптироваться) к условиям ландшафта, в пределах которого ему приходится жить. Связи этноса с окружающей природой и рождают пространственные взаимоотношения этносов между собой. Но естественно, что, живя в своем ландшафте, члены этноса могут приспособиться к нему, только изменяя свое поведение, усваивая какие-то специфические правила поведения - стереотипы. Усвоенные стереотипы (историческая традиция) составляют основное отличие члене" одного этноса от другого.

Чтобы описать свою историческую традицию, членам этноса становится необходима система отсчета времени. Легче всего учитывать временные циклы. Простые наблюдения показывают, что день и ночь составляют повторяющийся цикл - сутки. Подобно этому, времена года, сменяясь, составляют больший цикл - год. Из-за этой простоты и очевидности первый известный людям счет времени, употребляющийся до сих пор, - это счет циклический. (С представлением о цикличности времени связано само происхождение русского слова "время", однокоренного со словами "вертеть" и "веретено".)

На Востоке, например, была изобретена система отсчета времени, при которой каждый из 12 годов носит название того или иного зверя, изображаемого определенным цветом (белый - металл, черный - земля, красный - огонь, сине-зеленый - растительность). Но поскольку этнос живет очень долго, ни годового, ни даже двенадцатилетнего цикла восточных народов часто было недостаточно, чтобы описать хранящиеся в памяти людей события.

В поисках выхода из этого тупика начали применять линейное измерение времени, при котором отсчет ведется от определенного момента в историческом прошлом. Для древних римлян эта условная дата - основание Рима, для эллинов - год первой Олимпиады. Мусульмане считают годы от Хиджры - бегства пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. Христианское летоисчисление, которым пользуемся мы, ведет счет от Рождества Христова. О линейном измерении времени можно сказать лишь то, что, в отличие от циклического, оно подчеркивает необратимость времени.

На Востоке существовал еще один способ осознания и отсчета времени. Вот пример такого исчисления. Царевна из южно-китайской династии Чэн, уничтоженной северной династией Суй, попала в плен. Она была отдана в жены тюркскому хану, желавшему породниться с китайской императорской семьей. Царевна скучала в степях и сочиняла стихи. Одно из ее стихотворений звучит так:

"Предшествует слава и почесть беде,
Ведь мира законы - круги на воде.
Во времени блеск и величье умрут,
Сравняются отладатся башня и пруд.
Хотят: богатство и роскошь у нас.
Не долог всели безмятежности час.
Не век опьяняет нас чаша вина
Звенит и смолкает на лютне струна.
Я царскою дочерью прежде была.
А ныне в орду кочевую зашла.
Скиталась без кров" и ночью одной,
Восторг и отчаянье были со мной.
Превратность царит на земле искони,
Примеры ты встретить, куда ни взгляни.
И песня, что пелась в былые года.
Изгнанника сердце тревожит всегда.
 

Здесь течение времени рассматривается как колебательное движение, а определенные временные отрезки выделяются в зависимости от насыщенности событиями. При этом создаются большие дискретные "участки" времени. Китайцы называли все это одним легким словом -"превратность". Каждая "превратность" происходит в тот или иной момент исторического времени и, начавшись, неизбежно кончается, сменяясь другой "превратностью". Такое ощущение дискретности (прерывности) времени помогает фиксировать и понимать ход исторических событий, их взаимосвязь и последовательность. 

Но, говоря о прерывистом времени, времени линейном или циклическом, надо помнить, что речь идет лишь о созданных человеком системах отсчета. Единое абсолютное время, исчисляемое нами, остается реальностью, не превращаясь в математическую абстракцию, и отражает историческую {природную) действительность.

Так, прерывистое время равно применимо и к человеческой истории, и к истории природы. Хорошо описанная историческая геология оперирует эрами и периодами, в каждый из которых биосфера Земли имела особый характер. Это или "влажный" карбон с обилием крупных амфибий (земноводных), или "сухой" пермский период с крупными рептилиями (пресмыкающимися), обитавшими вблизи водоемов. В трех периодах мезозойской эры: триасе, юре и меле -каждый раз возникала новая флора в новая фауна. Ледниковый период вновь изменил животный и растительный мир Земли. До этого периода в Африке обитали австралопитеки, отдаленно напоминавшие современного человека. После ледникового периода появились неандертальские люди с огромной головой и сильным коренастым туловищем. При неизвестных нам обстоятельствах неандертальцы исчезли и сменились людьми современного типа - людьми разумными. В Палестине сохранились материальные следы столкновения двух видов людей: разумных и неандертальских. В пещерах Схул и Табун на горе Кармель обнаружены останкипо-месей двух видов. Трудно представить условия появления этого гибрида, особенно если учитывать, что неандертальцы были каннибалами. В любом случае новый, смешанный вод оказался нежизнеспособным.

Итак, неандертальцы исчезли, и в наше время Земля заселена людьми хотя и пяти разных рас, но принадлежащими к одному биологическому виду. Следовательно, мы вправе считать, что прямой преемственности между неаадертальцами и современными людьми нет. Но точно так же нет ее и между кроманьонскими охотниками на мамонтов и древними кельтами, между римлянами и румынами, между хуннами и мадьярами.

В истории этносов (народов), как и в истории видов, мы сталкиваемся с тем, что время от времени на определенных участках Земли идет абсолютная ломка, когда старые этносы исчезают и появляются новые. Древности принадлежат филистимляне и халдеи, македоняне и этруски. Их сейчас нет, но когда-то не было англичан и французов, шведов и испанцев. Итак, этническая история состоит из "начал" и "концов".

Но откуда же и почему возникают эти новые общности, вдруг начинающие отделять себя от соседей: "Э нет, знаем мы вас: вы - немцы, а мы - французы!" Понятно, что любой этнос имеет предка, даже не одного, а нескольких. Например, для русских предками были и древние русичи, и выходцы из Литвы и Орды, и местные финноугорские племена. Однако установление предка не исчерпывает проблемы образования нового этноса. Предки есть всегда, а этносы образуются достаточно редко и во времени, и в пространстве. Казалось бы, на поставленный вопрос нет ответа, но вспомним, что точно так же сто лет назад не было ответа на вопрос о происхождении видов.

В прошлом веке, в эпоху бурного развития теории эволюции, как до, так и после Дарвина, считалось, что отдельные расы и этносы образуются вследствие борьбы за существование. Сегодня эта теория мало кого устраивает, так как МНОЖЕСТВО фактов говорит в пользу иной конституции теории мутагенеза. В соответствии с ней каждый новый вид возникает как следствие мутации - внезапного изменения генофонда живых существ, наступающего под действием внешних условий в определенном месте и в определенное время. Конечно, наличие мутаций не отменяет внутривидового процесса эволюции: если появившиеся признаки повышают жизнеспособность вида, они воспроизводятся и закрепляются в потомстве на достаточно долгое время. Если это не так - носители их вымирают через несколько поколений. Теория мутагенеза хорошо согласовывается с известными фактами этнической истории. Вспомним уже упоминавшийся пример миграций в 1-11 вв. н. э. Мощное движение новых этносов имело место сравнительно недолго и только в узкой полосе от южной Швеции до Абиссинии. Но ведь именно это движение погубило Рим и изменило этническую карту всего европейского Средиземноморья.

Следовательно, начало этногенеза мы также можем гипотетически связать с механизмом мутации, в результате которой возникает этнический "толчок", ведущий затем к образованию новых этносов. Процесс этногенеза связан с вполне определенным генетическим признаком. Здесь мы вводим в употребление новый параметр этнической истории - пассионарность. Пассионарность - это признак, возникающий вследствие мутации (пассионарного толчка) и образующий внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию. Мы назовем таких людей пассионариями.

Пассионарии стремятся изменить окружающее и способны на это. Это они организуют далекие походы, из которых возвращаются немногие. Это они борются за покорение народов, окружающих их собственный этнос, или, наоборот, сражаются против захватчиков. Для такой деятельности требуется повышенная способность к напряжениям, а любые усилия живого организма связаны с затратами некоего вида энергии.

Такой вид энергии был открыт и описан нашим великим соотечественником академиком В.И.Вернадским и назван им биохимической энергией живого вещества биосферы.

Механизм связи между пассионарностью и поведением очень прост. Обычно у людей, как у живых организмов, энергии столько, сколько необходимо для поддержания жизни. Если же организм человека способен "вобрать" энергии из окружающей среды больше, чем необходимо, то человек формирует отношения с другими людьми и связи, которые позволяют применить эту энергию в любом из выбранных направлений. Возможно и создание новой религиозной системы или научной теории, и строительство пирамиды или Эйфелевой башни и т.п. При этом пассионарии выступают не только как непосредственные исполнители, но и как организаторы. Вкладывая свою избыточную энергию в организацию и управление соплеменниками на всех уровнях социальной иерархии, они, хотя и с трудом, вырабатывают новые стереотипы поведения, навязывают их всем остальным и создают таким образом новую этническую систему, новый этнос, видимый для истории.

Но уровень пассионарности в этносе не остается неизменным. Этнос, возникнув, проходит ряд закономерных фаз развития, которые можно уподобить различным возрастам человека. Первая фаза - фаза пассионарного подъема этноса, вызванная пассионарным толчком. Важно заметить, что старые этносы, на базе которых возникает новый, соединяются как сложная система. Из подчас непохожих субэтнических групп создается спаянная пассионарной энергией целостность, которая, расширяясь, подчиняет территориально близкие народы. Так возникает этнос. Группа этносов в одном регионе создает суперэтнос (так - Византия - суперэтнос, возникший в результате толчка в 1 в. н. э. - состоял из греков, египтян, сирийцев, грузин, армян, славян и просу шествовал до XV в.). Продолжительность жизни этноса, как правило, одинакова и составляет от момента толчка до полного разрушения около 1500 лет, за исключением тех случаев, когда агрессия иноплеменников нарушает нормальный ход этногенеза.

Наибольший подъем пассионарности o акматическая фаза этногенеза - вызывает стремление людей не создавать целостности, а, напротив, "быть самими собой"; не подчиняться общим установлениям, считаться лишь с собственной природой. Обычно в истории эта (раза сопровождается таким внутренним соперничеством и резней, что ход этногенеза на время тормозится.

Постепенно вследствие резни пассионарный заряд этноса сокращается, ибо люди физически истребляют друг друга. Начинаются гражданские войны, и такую фазу мы назовем фазой надлома. Как правило, она сопровождается огромным рассеиванием энергии, кристаллизирующейся в памятниках культуры и искусства. Но внешний расцвет культуры соответствует спапассионарности, а не ее подъему. Кончается эта фаза обычно кровопролитием; система выбрасывает из себя излишнюю пассионарность, и в обществе восстанавливается видимое равновесие.

Этнос начинает жить "по инерции", благодаря приобретенным ценностям. Эту фазу мы назовем инерционной. Вновь идет взаимное подчинение людей друг другу, происходит образование больших государств, создание и накопление материальных благ.

Постепенно пассионарность иссякает. Когда энергии в системе становится мало, ведущее положение в обществе занимают субпассионарии-люди с пониженной пасся о парностью. Они стремятся уничтожить не только беспокойных пассионариев, но и трудолюбивых гармоничных людей. Наступает фаза обскурации, при которой процессы распада в этносоциальной системе становятся необратимыми. Везде господствуют люди вялые и эгоистичные, руководствующиеся потребительской психологией. А после того как субпассионарии проедят и пропьют все ценное, сохранившееся от героических времен, наступает последняя фаза этногенеза - мемориальная, когда этнос сохраняет лишь память о своей исторической традиции. Затем исчезает и память: приходит время равновесия с природой (гоме-остазз), когда люди живут в гармонии с родным ландшафтом и предпочитают великим замыслам обывательский покой. Пассионарности людей в этой фазе хватает лишь на то, чтобы поддерживать налаженное предками хозяйство. Новый цикл развития может быть вызван лишь очередным пассионарным толчком, при котором возникает новая пассионарная популяция. Но она отнюдь не реконструирует старый этнос, а создает новый, давая начало очередному витку этногенеза - процесса, благодаря которому Человечество не исчезает с лица Земли.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]