Обозреватель - Observer
Экономика

ЯПОНИЯ
В помощь предпринимателю

30 ВАЖНЕЙШИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

  • Площадь - 378 тыс.кв.км.
  • Климат - муссонный, влажный с большими зональными различиями: умеренный на севере и с переходом к тропическому на юге
  • Температура - от -6 до +200 С на Хоккайдо. от 0 до +270 С в Токио и от +5 до +310 С на Кюсю
  • Население - 123.5 млн. чел. (1990г.)
  • Официальный язык - японский
  • Язык делового общения - в основном японский, реже английский
  • Религия - синтоизм, буддизм, христианство
  • Государственное устройство конституционная монархия
  • Административно-территориальное деление - 46 префектур (подразделяются на города. поселки и деревни)
  • Поясное время - +6 часов относительно Москвы
  • Национальные лидеры: Император - Акихито. Премьер-министр - Т.Кайфу, Министр иностранных дел - Т.Накаяма. Министр финансов - Р Хасимото. Министр внешней торговли и промышленности - К.Муто
  • ВНП, млрд. долл. США; 1990 г. - 2,960
  • Темп прироста ВНП. %: 1990 г. - 5,6 в постоянных ценах: 1991 г. - 3,7
  • ВНП на душу населения, долл. США: 23.970
  • Темп инфляции. % в год; 1990 г. - 2 (оптовые цены): 3,1 (розничные иены)
  • Курс национальной валюты, иена: 1 долл. США - 136-138 иен (июнь-июль 1991 г.)
  • Длина дорог, тыс. км: автомобильных -1174, железных - 40,7
  • Число портов: 17 крупных внешнеторговых
  • Число аэропортов: 5 крупных международных
  • Экспорт, млн. долл. США: 1990 г. - 286948
  • Основные статьи экспорта в 1990 г., млрд. долл. США: автомобили - 51,0; конторское оборудование, включая ЭВМ - 20,6: химп-родукты - 15.9: черные металлы - 12.5; научное и оптическое оборудование и аппаратура - 11.6
  • Основные экспортные рынки, млрд. долл. США в 1990 г.: США - 90,3. ФРГ - 17,8, Южная Корея - 17,5. Тайвань - 15,4, Гонконг - 13,1
  • Импорт, млн. долл. США: 1990 г. - 234799
  • Основные статьи импорта, млрд. долл. США в 1990 г.; машины и оборудование - 40,9, нефть сырая - 31.6, продовольствие -31,6, хим. продукты - 16,0, текстиль - 12,8.
  • Основные источники импорта, млрд. долл. США в 1990 г.: США - 52,4, Индонезия - 12,7. КНР - 12,1, Южная Корея - 11,7, ФРГ - 11,5.
  • Золотовалютные резервы - 68168 млн. долл. США (май 1991 г.)
  • Внешний долг - отсутствует. Япония - крупнейший в мире нетто-кредатор (превышение зарубежных активов над обязательствами - свыше 300 млрд. долл.)
  • Иностранные инвестиции - 15654 млн. долл. (на 31.03.1990 г.)
  • Основные иностранные инвесторы, %: США - 50, Швейцария - 6,5; Нидерланды - 4,5; ФРГ - 4,2; Великобритания - 3,7.
  • Иностранный туризм - 2,8 млн. иностранных туристов, доход - 15 млрд. долл. США

  • ВНЕШНЕТОРГОВОЕ, ВАЛЮТНОЕ, НАЛОГОВОЕ И ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО


    1.ВНЕШНЕТОРГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 
     

    1.1.Основы регулирования внешнеэкономической деятельности

    Государственное регулирование внешнеэкономических связей Японии в основном строится исходя из тех же принципов, что и в других развитых странах. Основной целью государственного вмешательства во внешнеэкономическую сферу является обеспечение благоприятных внешних условий для экономического развития страны. Среди конкретных задач, решаемых с использованием государственных механизмов регулирования, можно отметить создание эффективной юридической основы и организационной структуры для внешнеэкономической деятельности предприятий и фирм, поддержание приемлемого состояния торгового и платежного балансов страны и относительно стабильного курса национальной валюты, предотвращение нежелательных помех нормальному осуществлению внешнеэкономических операции, своевременное улаживание торговых конфликтов с основными партнерами за рубежом, предоставление необходимых гарантий участникам внешнеэкономических связей и др. Важнейшим направлением деятельности государства в этой области выступает определение общенациональных приоритетов во внешнеэкономической деятельности и обеспечение выполнения разрабатываемых для достижения поставленных целей государственных мероприятий.

    Государством активно используются разнообразные средства прямого и косвенного воздействия на осуществление внешнеэкономической деятельности всех субъектов. Нельзя не подчеркнуть, что государственное регулирование в Японии в последние десятилетия все более эволюционизирует в сторону максимально широкого использования механизмов рыночного саморегулирования при постепенном отказе от наиболее жестких форм воздействия на внешнеэкономические связи. Естественно, что такая переориентация осуществляется очень взвешенно, а основным критерием для смены рычагов управления служит обеспечение необходимой меры стабильности в экономике страны. В практику государственного регулирования все более интенсивно внедряются регистрационные принципы контроля, заменяющие разрешительный порядок внешнеэкономической деятельности.

    Процессы интернационализации японской экономики заставляют государственные структуры страны все чаще обращаться к регулирующим действиям многостороннего характера, заботиться о благоприятном восприятии акций японского правительства за рубежом, особенно главными торговыми партнерами.

    Важным принципиальным сдвигом в стратегии государственного регулирования внешнеэкономических связей в Японии можно считать все чаще демонстрируемую готовность использовать административные меры для ускоренного демонтажа элементов традиционной торговой политики и практики, противоречащих принципам свободной торговли и интересам интернационализации экономики страны.

    Среди основных средств государственного регулирования внешнеэкономической деятельности следует обратить внимание на разрабатываемые программы мероприятий для решения той или иной конкретной задачи (например, расширение импорта готовой продукции, увеличение финансовой и технической помощи развивающимся странам и т.п.). подкрепленные соответствующими бюджетными ассигнованиями.

    Правительство готовит также общеэкономические программы-прогнозы, ориентирующие предпринимателей в отношении предполагаемых мер государственной поддержки или сдерживания тех или иных процессов экономического развития страны в средне- и долгосрочной перспективе.

    Правовой основой государственного регулирования внешнеэкономических связей Японии служит тщательно разработанная система законодательных и нормативных актов, которая постоянно совершенствуется и развивается в соответствии с изменяющимися внутренними и внешними условиями развития японской экономики. В эту систему входят важнейшие законы (например. Законе контроле над валютным обменом и внешней торговлей. Таможенный закон и др.), распоряжения Кабинета министров, инструкции и порядки министерств и ведомств, отвечающих за внешнеэкономическую сферу, различные регламентации и правила, выпускаемые в развитие основных законоположений. Нужно отметить, что особенностью японской системы регулирования внешнеэкономической, как, впрочем, и любой другой предпринимательской деятельности, является существование наряду с официальной регламентацией, представленной законодательными актами, нормами и положениями, неформальных "правил поведения", большая часть из которых порой соблюдается значительно более скрупулезно, чем предписываемые законом. Сами законы составлены таким образом, что оставляют широкое поле для "инициативы" регламентирующих органов в применении содержащихся в них норм в соответствии с интересами страны и ее делового мира. Поэтому при ознакомлении с законодательной базой регулирования внешнеэкономических операций Японии обычно рекомендуется обращать самое пристальное внимание на практику применения законов и указов, сопровождаемую у четом многочисленных формальных и. что значительно важнее и сложнее, неформальных рекомендаций со стороны бюрократических структур министерств и ведомств, различных предпринимательских объединений, да и Ваших непосредственных партнеров.

    1.2. Особенности с портного регулирования

    Экспортные операции в Японии регламентируются Законом о контроле над валютным обменом и внешней торговлей 1980г., являющимся базовым в регулировании всех видов внешнеэкономической деятельности. В отличие от предыдущего Закона 1949 г. он носит несравненно более либеральный характер и в целом сопоставим с основами современного внешнеэкономического законодательства большинства развитых стран, исповедующих (по крайней мере официально) принципы свободной торговли. В соответствии с положениями Закона его действие во всех сферах применения (экспортно-импортные операции, сделки с капиталом, торговля услугами и пр.) служит целям поддержания баланса внешней торговли и международных платежей, нормальному развитию национальной экономики. Помимо Закона 1980 г. вопросы экспортной торговли (впрочем, то же относится и к импорту и другим видам внешнеэкономической деятельности) регулируются соответствующими распоряжениями правительства (например, о контроле над экспортом -Ехроrt Trade Control Order) и нормативными актами (ordinances) Министерства внешней торговли и промышленности и Министерства финансов. Последние в большей мере регламентируют вопросы процедурного характера.

    Экспортная процедура. Экспортные операции в Японии в принципе могут осуществляться без каких-либо жестких ограничений и регламентации. Официальное правительственное разрешение на экспорт, выдаваемое, как правило, Министерством внешней торговли и промышленности (МВТП), необходимо только в следующих случаях:

    • когда вывоз той или иной продукции ограничивается или запрещается в целях регулирования соотношения между спросом и предложением внутри страны (обычно это касается таких товаров, как рис, рыбопродукты, лесоматериалы, некоторые виды цветных металлов и др.);
    • на стратегические товары, входящие в списки КОКОМа;
    • на товары, запрещенные к вывозу в определенные страны по решению ООН или других международных организаций в виде санкций;
    • на продукцию, расчеты по которой производятся способом, отличающимся от стандартного порядка платежа, утвержденного Министерством финансов Японии (различные формы авансовых платежей и рассрочек, компенсационные расчеты и т.п.).
    В этих случаях экспортер обязан представить в МВТП соответствующее заявление на получение экспортного разрешения, товарные спецификации и импортные сертификаты страны назначения товара. В ряде случаев разрешение на вывоз тех или иных товаров требуется и со стороны других компетентных министерств (сельского хозяйства, лесоводства и рыболовства, здравоохранения, транспорта). Заявление и представленные документы в течение определенного срока (20дней или более для комплектного оборудования) проходят экспертизу в МВТП (или других министерствах), по результатам которой принимается соответствующее решение высылаемое экспортеру 

    Либерализация экспорта в Японии является довольно широкой - разрешения на экспорт необходимы в очень редких случаях, в основном вывоз товаров осуществляется практически свободно.

    Более регламентированной является финансовая процедура сделки. Минфин Японии установил определенный порядок оформления расчетов по экспорту, в соответствии с которым экспортер обязан получить банковское разрешение. Оно выдается на основании представляемой экспортером декларации и документов, указывающих на выбранный способ платежа (в ряде вышеперечисленных случаев требуется экспортная лицензия). Банк, уполномоченный на проведение таких операций (т.н. коммерческий или валютный банк), подписывает три экземпляра экспортной декларации, два из которых высылает обратно экспортеру.

    Контроль экспортных операций на предмет надлежащего соблюдения экспортных формальностей, т.н. оценка, осуществляется МВТП даже в тех случаях, когда оно не участвовало в оформлении экспортной сделки, т.е. не выдавало лицензии. В принципе контролирующие функции МВТП распространяются на возможное наложение временного (до 1 месяца) запрета на вывоз продукции, а также на отстранение экспортера от участия во внешнеторговых сделках сроком до 1 года в случаях нарушения последним положений действующего законодательства (в последние годы применяется весьма редко - при нарушении положений о стратегическом экспортном контроле и т.п.).

    Приверженность Японии принципам свободной торговли и минимальной регламентации экспорта, тем не менее, не означает, что этот процесс абсолютно бесконтролен. В стране действует развитая система экспортного контроля. которому подлежат не все. но многие еще товары. В основном контроль осуществляется в интересах поддержания высокой репутации экспортной продукции Японии, а также в целях соблюдения режима вывоза стратегической продукции в ряд стран (СССР и Восточную Европу, КНДР, Кубу и т.п.". Вместе с тем, экспортный контроль через посредство неадминистративных методов (финансирование, страхование. налогообложение и т.п.) позволяет правительству достаточно эффективно следить за положением дел в этой сфере.

    Контроль качества экспортной продукции осуществляется государственными или частными инспекциями (всего 37). список которых утверждается МВТП. В ходе инспекционного осмотра контролируются 3 основных параметра: качество товара, упаковки, сырья и материалов, из которых произведен экспортируемый товар. Кроме того инспектируется и сам процесс производства экспортной продукции. Товары, прошедшие инспекцию качества, получают соответствующий сертификат, который представляется в таможенные органы вместе с экспортной декларацией. Правда, необходимо заметить, что в последние годы доля товаров, подлежащих обязательной инспекции качества, постоянно сокращается и в конце 80-х годов не превышала 7-8% стоимости всего японского экспорта. Остальная продукция вывозится без обязательного инспекционного досмотра, а ее качество гарантируется самими предприятиями-экспортерами.

    Более гибкой и действенной оказывается система непрямого контроля за экспортом со стороны правительства. Товары, экспорт которых подлежит стимулированию, вывозятся с использованием экспортных кредитов, ставки по которым существенно ниже рыночных (разница достигает 4-х процентных пунктов). Определенной льготой для экспорта служит система страхования, в рамках которой частные банки и правительство Японии гарантируют покрытие 67-90% возможных потерь экспортера, в случае тех или иных обстоятельств, оговоренных в законе. В настоящее время в Японии действуют 6 видов государственного экспортного страхования. Правительство в лице специальных органов берет на себя форс-мажорные (до 95% общей суммы убытков) и кредитные (60-80%) риски, которые могут возникнуть в связи с невозможностью выполнения обязательств покупателем перед японским экспортером. Учрежден специальный бюджетный счет экспортного страхования. Вопросы экспортного страхования входят в компетенцию МВТП, которое выдает разрешения на оформление экспортерами, продуцентами и валютными банками соответствующих документов, а также определяет основные принципы политики в этой области.

    В рамках общего стимулирующего воздействия государства на развитие экспорта возможен избирательный подход к тем или иным экспортерам, не исключающий применение мер ограничительного характера в случае нарушения международных и национальных норм и обычаев в области внешней торговли.

    Большое значение в области контроля над экспортом имею обязательства Японии как члена Координационного комитета по контролю над экспортом в социалистические страны (КОКОМ). Дискриминационный список КОКОМа включает в себя около 150-170 товарных позиций японского экспорта. Точно определить это число не представляется возможным, поскольку список постоянно корректируется в соответствии с изменяющимися требованиями стратегического контроля и утверждается на закрытых заседаниях Комитета один раз в два года. Изменения, как правило, касаются высокотехнологичной продукции - электронные компоненты. мощные компьютеры, телекоммуникационное оборудование, новые материалы, специальное оборудование и т.п. Япония является страной, достаточно пунктуально выполняющей требования КОКОМа, что существенно сказывается на возможностях расширения экспорта в СССР. Вместе с тем, принципиальной линией МВТП в вопросах стратегического контроля над экспортом является стремление максимально скоординировать и согласовать политику западных стран в этой области из опасения потерять возможные рынки в условиях, когда партнеры нарушают достигнутые ограничительные договоренности. Япония настаивает также на сокращении запретительных списков за счет исключения из них устаревших товаров, упрощения и рационализации процедуры проверки, совершенствования государственных и внутрифирменных систем контроля и улучшения обеспечения информацией как государственных органов, так и отдельных компаний.

    В 1988 г. в соответствии с поправками к Закону о контроле над валютным обменом и внешней торговлей в Японии была проведена организационная перестройка государственной системы контроля за экспортом. Увеличен штат контролеров МВТП с 40 до 103 человек. Контроль за экспортом в СССР и социалистические страны сосредоточен в специальной группе в рамках Министерства, которая осуществляет предварительную проверку заявок на экспорт в соцстраны и после выдачи соответствующими подразделениями МВТП экспортных лицензий проводит послелицензионный контроль за практическим осуществлением экспортных сделок. Все эти меры были приняты после скандала с фирмой "Тосиба кикай", поставившей в СССР оборудование, позволяющее производить высококачественные компоненты к вооружению.

    Конечно, в последние годы положение в этой области существенно меняется, и ограничения КОКОМа становятся все более гибкими, избирательными, хотя и не отменяются совсем (по-прежнему на проработку заявок на экспорт в СССР и социалистические страны уходит огромное количество времени, что затрудняет нормальное развитие торговых связей между Японией и нашей страной).

    Весьма специфической формой экспортного контроля в Японии являются так называемые "добровольные ограничения", которые правительство Японии в лице МВТП вводит на поставки определенных видов продукции на некоторые рынки. Как правило, это наиболее высоко конкурентоспособная продукция (автомобили, электроника, прокат черных металлов, текстильные изделия и т.п.) японского экспорта, широким потоком хлынувшая на тот или иной рынок, что приводит к обострению не только экономической ситуации в стране-импортере. но и к угрозе социальных потрясений, вызванных сокращением внутреннего производства и ростом безработицы. При этом партнеры прибегают к мерам прямого политического давления на Японию, которая вынуждена умерять свои аппетиты и искусственно сдерживать экспансию на данные рынки. В 70-80-е годы по разным оценкам тем или иным формам "добровольных" ограничений подвергалось до 40% японского экспорта. Механизм этих ограничений довольно сложен - сначала общие лимиты и сроки действия оговариваются на межправительственном уровне с неформальным участием заинтересованных представителей бизнеса, а затем начинается внутренний "торг" по распределению квот между экспортерами.
     

    3. Регулирование импорта


    Импорт в Японии всегда был предметом пристального внимания правительственных органов и объектом довольно жесткого государственного регулирования. Сохранение импортного контроля во многом объяснялось не только практически полной зависимостью экономики страны от ввоза сырья и материалов, но и стремлением направлять структурные преобразования в промышленности в нужное русло. На протяжении первых послевоенных десятилетий правительство было озабочено защитой становящихся на ноги отраслей промышленности от жесткой конкуренции с иностранными фирмами. Импортные ограничения являлись эффективным инструментом протекционистской политики того времени (то же проявлялось и в отношении иностранных капиталовложений). По мере роста мощи японских компаний, появления новых конкурентоспособных производств, нужда в прямых импортных ограничениях практически отпала, если не считать небольшого числа товаров и отраслей.

    Закон 1980 г. является основным и в вопросах регламентации японского товарного импорта. Также как и в отношении экспорта, новый закон в целом достаточно либерален применительно к импорту. Хотя принципиальной стратегической линией правительства по-прежнему остается всемерная зашита все еще "слабых" отраслей от иностранной конкуренции (в число таких сейчас попадают т.н. "отрасли структурного кризиса", т.е. те, которые постепенно вымываются из реформирующейся структуры японской промышленности, развивающейся по линии повышения технологической сложности и наукоемкости и снижения материале- и энергоемкости основных производств), в импортной политике правительства происходят кардинальные перемены. Нынешний уровень развития японской экономики позволяет стране проводить курс на практически полную либерализацию внешней торговли. Это, тем не менее не означает того, что правительство полностью утрачивает контроль в этой области. Скорее следует вести речь о смене приоритетов и основных механизмов такого контроля, поскольку формирование импорта на максимально выгодных для японских компаний условиях остается главной заботой государственной импортной политики и по сей день. Естественно, что традиционные способы защиты внутреннего рынка (таможенные пошлины, количественные ограничения и квоты) в этих условиях отходят на второй план, а на авансцену выходят другие инструменты международной конкуренции - нетарифные барьеры, структурная промышленная политика и т.п.

    Импортная процедура в Японии мало чем отличается от существующей в других странах с аналогичным режимом импортного регулирования. В большинстве случаев разрешения на импорт (лицензии) не требуется. Лицензии выдаются только в случаях, прямо оговоренных в законе:

    • на товары, все еще подлежащие квотированию (см. ниже);
    • на товары определенной номенклатуры, произведенные в ряде стран (по списку МВТП - шелковые ткани КНР, Тайваня и Южной Кореи, отгруженные из третьих стран, продукция морского промысла, отгруженная из стран, не имеющих выхода к Японскому морю, металлы из ЮАР и др.);
    • на товары, срок платежа по которым наступает, согласно контракту, не ранее чем через 4 месяца после прохождения таможенных формальностей.
    Разрешение на импорт выдается валютными банками, кроме товаров, подлежащих квотированию (в этих случаях необходимо получить предварительное разрешение МВТП).

    Во всех остальных случаях, т.е. при безлицензионном импорте, ввоз товаров разрешается только при одном предварительном условии -предоставлении в банк импортной декларации с указанием количественных и качественных характеристик товара, страны его происхождения и некоторых других данных (если сумма контракта не превышает 5 млн. иен, товар допускается к ввозу в страну без указанных выше формальностей). Импортер представляет в банк, ведущий расчеты по данной сделке, три копии декларации на подпись, после чего товар разрешается к ввозу.

    Заключительной стадией импортной процедуры является прохождение таможенной очистки. При ввозе товаров в Японию поставщик обязан представить в таможенные органы (как минимум на английском языке):

    • импортную декларацию (3 копии - представляются директору таможенной службы Японии на одобрение; указывается перечень ввозимых товаров, их качественные характеристики, количество и другие сведения; обычно заполняется после того, как грузы поступили на таможню; копия декларации должна заполняться представителем компании-импортера либо специальным брокером);
    • счет-фактуру (2 копии);
    • упаковочный лист;
    • в случае необходимости-лицензии, сертификаты (например, о происхождении товара - когда применяются ставки ГАТТ или преференциальное обложение), другие документы (счет за фрахт, страхование, детальное разъяснение по поводу применяемых исключений из правил таможенного обложения и т.п.).
    При поставке машин и оборудования требуется представление подробного плана установки, ввода в действие и эксплуатации данного оборудования. Таможенные органы имеют право требовать особый сертификат при поставке товаров, подлежащих квотированию. После анализа представленной документации, проверки соответствия товара всем сопроводительным документам импортер оплачивает таможенные сборы в установленном порядке в любом отделении Банка Японии.

    Таможенная очистка может осуществляться обычным и упрощенным способами. В первом случае проверяется соответствие товара требованиям других законоположений - о маркировке товаров, о контроле над контрабандой и др. При упрощенной процедуре проверяется лишь соответствие правилам оформления документации и таможенным формальностям (обычно на товары, ввозимые беспошлинно или облагаемые незначительной пошлиной; как правило, это однородные массовые товары - сырье, полуфабрикаты. материалы с постоянными качественными характеристиками).

    Как уже упоминалось, Япония постепенно отошла от системы прямого импортного контроля с использованием валютных аллокаций (до начала 60-х годов) и импортных квот. Тем не менее ряд товаров подлежат импортному квотированию вплоть до настоящего времени. 

    Импортные квоты в Японии в настоящее время распространяются на 77 товарных наименований: 54 из них входят в дискриминационный список ГАТТ (т.е. подлежат квотированию в соответствии с международными правилами), а остальные 23 в основном являются продукцией сельского хозяйства, традиционной сферы протекционизма во многих странах. Если в числе первой группы квотируемых товаров можно отметить сгущенное и сухое молоко, опиумный мак. этиловый спирт, руды, содержащие радиоактивные элементы, двигатели к военным самолетам, многие виды вооружений, а также запчасти к ним, то среди чисто "японских" товарных позиций - молоко, сметана, сыр, апельсиновый сок, говядина, ананасы, фруктовые и томатные соки, томатный соус и т.п. Либерализация импорта этих товаров в силу значительно более высоких издержек производства, чем в других развитых странах, весьма затруднительна для Японии. К тому же сохранение квот в этой сфере связано с политическими мотивами -правящая либерально-демократическая партия опирается на голоса фермеров и вынуждена оказывать им такого рода поддержку. Тем не менее, вокруг этих товарных позиций на международных переговорах в рамках ГАТТ и в двусторонних отношениях Японии с основными торговыми партнерами (особенно США) ведутся весьма острые дискуссии, едва не перерастающие в торговые войны.

    Список квотируемых товаров приводится в приложении к Закону 1980 г. Количественные или стоимостные лимиты на ввоз той или иной продукции определяются МВТП в начале каждого полугодия. Условия импорта и документы, которые необходимо представить для получения разрешения на ввоз, описываются в специальном бюллетене МВТП.

    Помимо квот в арсенале импортной политики Японии имеются и другие средства нетарифных ограничений. Причем тенденцией последнего времени (и не только в Японии) становится повышение значения именно этих инструментов протекционизма. Известно, что ГАТТ пытается провести согласование вопросов применения в мировой торговле нетарифных инструментов импортного регулирования, но пока больших успехов достичь не удается.

    В Японии наиболее действенными оказываются те из них, которые вообще трудно поддаются какой-либо идентификации и классификации. Самое большое ожесточение конкурентов японских фирм вызывает действующая в Японии система распределения товаров, основывающаяся на многослойных каналах товарного обращения. традиционных институтах оптового посредничества, личных контактов и связей. При прохождении импортных товаров через эту многоэтажную структуру, на каждом из этапов которой происходит естественное удорожание товара, розничная цена, как правило, поднимается значительно выше цены японского аналога, находящего более простые и дешевые каналы выхода на конечного потребителя. Естественно. что найти "виновного" в этой системе не представляется возможным, и дальнейшие пути решения этой проблемы скорее следует связывать с постепенной модернизацией всей структуры японской экономики, что является процессом длительным и контролируемым самими заинтересованными японскими участниками.

    Достаточно эффективным средством регулирования импорта является также система технических стандартов на импортные товары, основной функцией которой стало стимулирование развития собственного производства в отраслях высокой технологии (полупроводники, телекоммуникационное оборудование и т.п.).

    Довольно широкое применение имеет ограничение импорта посредством установления специфических технических требований к товару, выполнение которых делает импортный товар практически неконкурентоспособным на внутреннем рынке. (Классический пример являет импорт автомобилей, при котором поставщики были вынуждены идти на доводку своих машин в соответствии с действующими правилами - установку дополнительных зеркал заднего вида, особую регулировку тормозов, фар, дополнительную окраску и т.п. общей стоимостью до 20 % всей стоимости автомобиля. По мере роста конкурентоспособности японского автомобилестроения эти ограничения постепенно отменялись, однако доля импортных автомобилей в транспортном парке Японии по-прежнему незначительна). Аналогичные способы применяются в отношении повышенных требований к упаковке, маркировке, санитарным и ветеринарным нормам и т.д. Основное внимание при этом уделяется качественным характеристикам продукции, экологической чистоте, энергоемкости и т.п.

    К числу мер сдерживания импорта относятся и антидемпинговые мероприятия, предусматривающие возможность обложения ввозимых товаров антидемпинговыми пошлинами. По международным правилам под демпингом понимается практика установления экспортной цены на уровне ниже "нормальной" внутренней цены, по которой аналогичный товар предполагается реализовывать у себя в стране, т.е. попросту говоря, продажа по явно заниженным ценам.

    Факт применения демпинга, как правило. требует тщательного разбирательства и доказательства. поскольку издержки производства являются коммерческой тайной, а торговые обычаи и практика в каждой стране настолько уникальны, что доказать преднамеренность занижения цены бывает совсем непросто. Тем не менее, даже угроза назначения демпингового разбирательства бывает достаточным барьером для потенциального экспортера, вынужденного идти на повышение цены продажи. Дело в том, что в процессе демпингового разбирательства, который порой может затянуться на довольно длительное время, импортер имеет право ввести антидемпинговую пошлину (как разницу между "нормальной" внутренней ценой и демпинговой). При доказательстве факта демпинга применяется постоянная антидемпинговая пошлина.

    Антидемпинговая практика в Японии в целом соответствует положениям ГАТТ. По Таможенному закону уровень и срок действия антидемпинговых пошлин устанавливается Кабинетом министров. Однако нужно отметить, что до последнего времени антидемпинговое законодательство в Японии фактически не использовалось.

    Также как и при экспорте регулирование импорта в Японии невозможно представить без использования государственных мер по финансированию и страхованию импортных операций. Государство через сеть специализированных кредитно-финансовых институтов, систему мер как экономического, так и административного воздействия на частные организации этой сферы получает возможность существенно влиять на объемы и характер заключаемых сделок.

    Наибольшие изменения происходят в системе средне - и долгосрочного государственного финансирования импорта, являющейся одним из основных направлений стимулирования импортных операций в последние десятилетия. В этих целях были существенно расширены фонды импортного финансирования через систему Экспортно-импортного банка Японии, значительно удешевлен сам кредит. Процентная ставка по иеновым кредитам в рамках программ расширения импорта (к которым Япония вынуждена прибегать под давлением основных партнеров) установлена на уровне порядка 5% годовых со сроком погашения от 1 года до 10 лет. При предоставлении кредитов в долларах процентная ставка устанавливается на уровне 1 % по краткосрочным обязательствам США плюс 0,125% годовых. Средства финансирования импорта в иностранной валюте в основном используются на закупки наукоемкой продукции - компьютерной техники, самолетов, спутников связи. Одновременно с этим совершенствуется и развивается система финансирования импортной "инфраструктуры" за счет средств Банка развития Японии. В рамках этой системы средства направляются на проведение испытании ввозимой продукции, се доработку, улучшение технических свойств и внешнего вида. складирование и транспортировку импортных товаров и т.п. Процентная ставка поданному виду кредитов устанавливается на уровне 5% годовых.

    1.4. таможенный тариф Несмотря на отмеченную выше тенденцию к постепенному отходу мер прямого импортного регулирования на второй план. таможенно-тарифная политика в Японии все-таки остается пока достаточно действенным способом зашиты наиболее важных (с экономической или политической точек зрения) рынков.

    Долгие годы в Японии действовал таможенный тариф 1910 г., на смену которому пришел тариф 1951 г., когда также был принят и Таможенный закон, впоследствии неоднократно дополнявшийся и частично изменявшийся (наиболее кардинально в 1972 и 1978 гг.). С 1954 г. в стране введена система преимущественного использования адвалорных пошлин. Наряду с некоторым снижением пошлин на продовольствие и сырье, была произведена унификация и стандартизация тарифа в большем соответствии с рекомендациями ГАТТ. В те годы уровень таможенных пошлин колебался в пределах от 3 до 50%.

    С началом активной либерализации внешней торговли, сопровождавшейся отменой лицензирования импорта, таможенная политика стала выходить на передний план в защите внутреннего рынка от конкурентов из западных стран. По мере отказа от лицензий в 60-е годы происходило повышение тарифных ставок пошлин, вводились импортные квоты. Так, только в течение 1960-1963 гг. были повышены пошлины на 15% от общего числа товарных позиций японского импорта.

    Только в 70-е годы, когда большая часть японских компаний-производителей фактически уже крепко стали на ноги, а также под усиливавшимся давлением торговых партнеров, Япония была вынуждена начать демонтаж таможенных барьеров на пути импорта. В результате нескольких раундов международных переговоров в рамках ГАТТ в 70-80-х годах Япония присоединилась к программам унифицированного снижения таможенных пошлин. Уже к 1987г. уровень таможенного обложения снизился более чем на 25% и по основным товарам обрабатывающей и горнодобывающей промышленности приблизился к средним для ведущих западных стран (чуть более 3%). В настоящее время крупных претензий к таможенным пошлинам, применяемым Японией, фактически не предъявляется. В большей степени борьба переходит на отдельные, все еще хорошо защищенные сектора рынка. Так, в японо-американских отношениях длительное время шли жесткие переговоры о либерализации импорта говядины и цитрусовых (в том числе по линии снижения пошлин), в отношениях с большинством стран ЕС проблемой остается высокая защищенность японского рынка кондитерских изделий и некоторых других видов продовольствия. В целом Япония в своей таможенно-тарифной политике вынуждена идти на признание необходимости руководствоваться принятыми ГАТТ подходами и принципами, предусматривающими дальнейшую либерализацию мировой торговли самым широким кругом товаров.

    Современный таможенный тариф Японии имеет 4 столбца ставок:

    • общие ставки пошлин;
    • ставки ГАТТ;
    • преференциальные ставки;
    • временные ставки пошлин, вводимые на основании Закона о временных таможенных мерах.
    Схема определения действующей таможенной пошлины предусматривает приоритет преференциальных ставок, а в их отсутствие - ставок ГАТТ. Временные ставки, а тем более общие применяются довольно редко - только если невозможно применение первых двух видов. Если ставка ГАТТ превышает другие ставки, то используется временная, а в ее отсутствие - общая ставка. Для облегчения выбора требуемой ставки пошлины в самом тарифе неиспользуемые ставки заключены в скобки.

    Преференциальное налогообложение в рамках японского таможенного тарифа действует в отношении 140 развивающихся стран, а также Болгарии, Румынии, Югославии, пользующихся льготами так называемой общей системы преференций (ОСП). Япония присоединилась к ОСП в 1971 г. Развивающиеся страны являются важнейшими торговыми партнерами Японии, поэтому предоставление преференциального режима при импорте продукции из этих стран является своего рода торгово-политической уступкой за право достаточно свободного доступа к сырьевым ресурсам этих стран. ОСП действует в основном в отношении переработанной, включая полуфабрикаты, и готовой продукции (особенно продовольственной). Некоторые преференциальные ставки, помеченные специальным знаком, действуют только в отношении наименее развитых стран. ОСП предполагает также возможность использования квот по преференциальному импорту.

    Импорт из Советского Союза, также как и из большинства промышленно развитых стран, подлежит обложению ставками ГАТТ. В отношении небольшой группы стран - Албании, Андорры, КНДР, Ливана, Лесото. МНР. Непала, Судана, Экваториальной Гвинеи. ЮАР - применяются временные ставки пошлин.

    Как уже отмечалось, большинство таможенных пошлин в Японии являются адвалорными. Специфические пошлины взимаются лишь с очень небольшого круга товаров - мясных продуктов. руд и концентратов цветных металлов. В отдельных случаях выбор адвалорной или специфической пошлины оставлен за таможенными властями, которые в данном случае руководствуются максимальной суммой таможенного сбора. 

    2.ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО


    2.1. Национальная денежная единица

    Валютное регулирование в Японии осуществляется в рамках Закона о контроле над валютным обменом 1980 г. и ряда УТОЧНЯЮЩИХ законодательных актов правительства и компетентных министерств в этой области (Минфин и МВТП). Характерной особенностью валютного законодательства и практики его применения последних лет является существенная либерализация мер контроля со стороны государства при расширении использования рыночных механизмов. Наиболее важным моментом становится фактор интернационализации японской экономики, действие которого в сфере вал "отчего регулирования проявляется том использовании международных новостей в качестве основных мер контроля за положением дел в валютной области.

    Японская иена является универсальным платежным средством на территории Японии. После войны в рамках сформировавшейся Брет-тонвудской валютной системы происходил процесс становления иены как международных валюты. Состояние разрушенной войной экономики, огромная инфляция не позволяли использовать иену в качестве конвертируемой валюты. Сначала была поставлена задача определить ее реальный курс: после долгих расчетов и переговоров в 1948 г. он был установлен на уровне 360 иен за доллар. На долгие десятилетия иена вошла в сферу влияния доллара. Успешное развитие экономики Японии на протяжении 50-60-х годов позволило поставить вопрос о переходе к свободной конверсии иены. Фактически иена стала настоящей СКВ с середины 60-х годов. Формально Япония признала соответствующие обязательства пост. VIII части 2,3 и 4 Международного валютного фонда с апреля 1964г.

    Изменившееся соотношение сил в мировой экономике, рост конкурентоспособности японской продукции привели к необходимости корректировки послевоенного курсаиены, который в новых условиях оказался явно завышенным. В 1971 г. США в одностороннем порядке приняли решительные меры, направленные на восстановление конкурентоспособности американского экспорта, девальвировав доллар в первую очередь в отношении иены (до 308 иен за доллар). Спустя два года правительства развитых капиталистических стран пришли к пониманию неизбежности отказа от каких-либо мер поддержания фиксированных курсов и перешли к системе "плавающих" курсов, что означало полный переход на рыночный способ определения курса национальных валют, складывающийся в зависимости от реального спроса и предложения на валютной бирже.

    В 70-80-е годы стали периодом существенных влияний в соотношении "мощи" национальных валют. Отражая реальную силу экономики Японии, курс японской иены стал быстро расти (конечно, периоды скачков вверх сменялись заметными падениями курса, однако общей тенденцией было его повышение). В 70-е годы он колебался в пределах 250-300 иен за доллар, в начале 80-х поднялся до 200-250, а во второй половине 80-х стал резко "скакать", поднявшись к концу 1987 г. до рекордной отметки в 120 иен за доллар, а затем колеблясь в пределах 130-150.

    Право на осуществление всех видов валютных операций и расчетов, связанных с внешнеэкономической деятельностью, имеют специально уполномоченные банки (т.н. валютные).

    Регулирование банковских счетов. Нерезиденты имеют право открыть банковские счета в иенах или в любой другой валюте в уполномоченных банках(т.н. "счета нерезидентов"). Операции с золотом. Япония в последние годы стала местом активных операций с золотом. Участие в таких сделках принимают не только банки, компании и организации, но и физические лица. Резиденты могут свободно приобретать и продавать золото на внутреннем рынке. Однако, в случае, если сделка осуществляется в иностранной валюте, не через уполномоченный банк, необходимо получить одобрение министра финансов. Импорт и экспорт золотых слитков лицензируется. 

    Операции со специальными счетами. С декабря 1986 г. в закон о контроле над валютным обменом и соответствующие нормативные акты правительства и отдельных министерств были внесены изменения, которые позволили использовать специальные счета для международных финансовых операций (т.н. "оффшорные счета"). Теперь любой уполномоченный банк может обратиться за разрешением открыть оффшорные счета (практически все крупные банки в Японии, в том числе и иностранные воспользовались этим правом). Владельцами таких счетов могут быть только иностранные компании. правительства и их ведомства, муниципальные органы власти других стран, международные организации (в которых участвует Япония". зарубежные отделения японских уполномоченных банков, а также другие уполномоченные банки. Операции с офф-шорными счетами ограничиваются двумя вилами сделок: депозитными соглашениями между уполномоченным банком и иностранными правительствами и их ведомствами, международными организациями или другими уполномоченными банками со сроком не менее 1 дня, или на сумму не менее 100 млн. иен (на срок не менее 2 дней) при соглашении с остальными возможными клиентами: соглашение о предоставлении или получении займов между уполномоченным банком и нерезидентом или между самими уполномоченными банками.

    Офф-шорные счета могут вестись как в иенах, так и в других валютах. При использовании этих счетов не требуется никаких уведомлений, даже если операция попадает в категорию сделок с капиталом, по которым требуется такое уведомление. Более того, не применяются:

    • ограничения максимальной процентной ставки, действующие по закону касательно временного урегулирования процентных ставок и соответствующих приказов;
    • обязательное страхование вкладов;
    • обязательный резерв по депозитам;
    • налог на доходы по процентам.
    Существуют и определенные ограничения по использованию офф-шорных счетов. Так, ежедневный баланс поступлений и платежей по всем офф-шорным счетам банка не должен превышать 5% средней суммы таких счетов за предыдущий месяц. Общая сумма переводов с офф-шорных счетов на другие счета в течение месяца не должна превышать общую сумму обратного потока переводов. В период экономического кризиса Министр финансов вправе вводить систему предварительного одобрения операций с этими счетами.

    Регулирование ведения счетов иностранцами. Служащие иностранных компаний, командированные в Японию на срок менее 6 месяцев (т.е. попадающие в категорию нерезидентов) могут получать зарплату путем перевода денег из-за границы в иностранной валюте или в ценах на счет нерезидента. Такой же способ получения зарплаты возможен и по истечении 6 месяцев.

    Когда иностранный гражданин, работавший в Японии и имевший статус резидента (с периодом пребывания свыше 6 месяцев или находящийся на службе у японской компании), заканчивает свою работу в Японии, он может перевести свои вклады в иностранной валюте или иенах или вывезти их в виде наличных, чеков и т.п. Никаких ограничении со стороны банка не предусмотрено. Однако при вывозе наличных, чеков или векселей в сумме, превышающей 5 млн. иен (деноминированных в иенах) необходимо получить разрешение МВТП.

    2.3. Перевод прибылей и репатриация капиталов

    Прибыль иностранных инвесторов, полученная в Японии, может переводиться за рубеж только в форме дивидендов (для отделений иностранных фирм - в любой форме) без каких-либо разрешений или уведомлений японских властей. Только в случае перевода сумм, превышающих 3 млн. иен. необходимо просто сообщить об этом в Банк Японии. Налог на перевод прибылей - 20%. В некоторых случаях он может быть снижен при наличии специального соглашения.

    Ройялти по соглашениям о передаче технологии переводятся свободно с уплатой 20% налога. Инвестиции, осуществленные иностранным инвестором в предприятие Японии, могут быть возвращены ему в любое время по решению общего собрания акционеров. Разрешения или уведомления правительственных органов Японии при этом не требуется. Инвестор может также продать свои акции резиденту или нерезиденту.

    2.4. Валютные кредиты и заимствования

    Заимствование финансовых средств в иностранной валюте на внутреннем рынке Японии у других резидентов (кроме уполномоченных банков) подлежит одобрению Министра финансов.

    Заимствования финансовых средств в иенах или иностранной валюте на сумму свыше 10 млн. иен. осуществляемые резидентами у нерезидентов. считаются сделкой с капиталом и подлежат уведомлению Банка Японии со стороны японского участника сделки. При этом в отличие от прямых инвестиций никакого периода ожидания после уведомления о займе не предусмотрено. Некоторыми исключениями из правила об уведомлении пользуются уполномоченные банки. Налог на доход - 20%.

    При предоставлении займов иностранным компаниям и дочерним предприятиям японских фирм за рубежом на сумму свыше 10 млн. иен в японской или иностранной валюте требуется уведомление Министра финансов Японии, а также предусмотрен период ожидания в 20 дней. 

    3. НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ 

    3.1.Законодательная основа налогообложения

    Основными нормативными документами. определяющими налоговый режим в Японии являются Закон о корпоративном налоге и Акт о подоходном налоге. Порядок заполнения и сдачи налоговых деклараций, процедурные вопросы выплаты налогов, возможности задержек платежей и пр. регулируются Актом об общих правилах налогообложения. Вопросы специального регулирования налогообложения (особый порядок амортизации, обложение резервных фондов, представительских расходов, порядок взимания льготных налогов и т.п.) отражены в Акте об исключениях в применении закона о налогах (существуют отдельный свод вопросов об исключениях при налогообложении корпораций).

    В соответствии с действующим законодательством налогами облагается весь доход японских корпораций, независимо от места и страны его происхождения. Отделения иностранных фирм, оперирующие в Японии, облагаются налогом только в части дохода, заработанного на территории Японии. То же относится к обложению подоходным налогом резидентов и нерезидентов из числа физических лиц (некоторые особенности существуют в налогообложении иностранцев, попадающих в категорию непостоянных резидентов, т.е. тех, которые предполагают проживать в Японии более 6 месяцев; в течение первых 5 лет они платят подоходный налог только с доходов, полученных в Японии и переводимых на их счет из-за рубежа).

    3.2. Основные налоги

    К основным налогам, с которыми придется столкнуться предпринимателям в Японии, относятся корпоративный налог, подоходный налог и потребительский налог. Остальные виды налогообложения весьма традиционны и мало чем отличаются от действующих в других странах. Современная система налогообложения в Японии введена с 1 апреля 1989 г. Она основывается на широком внедрении косвенных налогов (типа нового потребительского) при относительном сокращении действия прямого налогообложения (подоходных налогов и налогов на корпорацию). Раньше японская система налогообложения основывалась на принципиально ином подходе - до 70% налоговых поступлений шло от прямого налогообложения.

    Новый потребительский налог, по своему содержанию близкий к распространенному на Западе налогу на добавленную стоимость, взимается при совершении любых сделок купли-продажи товаров и услуг в размере 3% стоимости на каждом этапе прохождения товара от производителя до конечного потребителя (только автомобили до 1992 финансового года облагаются 6% налогом). На каждом из этапов производства товара обложению подлежит только добавленная на него стоимость. В конечном итоге вся сумма налоговых платежей включается в продажную цену и оплачивается потребителем.

    Существуют определенные налоговые льготы в отношении мелкого бизнеса: так, полностью освобождаются от обложения потребительским налогом компании и предприниматели, чей объем продаж не превышает 30 млн. иен.

    Потребительским налогом облагаются и импортные операции - налог выплачивается получателем импортного груза. Экспортные операции (экспорт товаров, международные транспортные и телекоммуникационные услуги, ремонт иностранных судов и т.п.) не подлежат обложению этим видом налога.

    Пересмотрены в сторону понижения и ставки прямых подоходных налогов. Для физических лицу прощена градация налоговых ставок (вместо 12 введено только 5) в пределах от 10% до 50% (ранее было от 10,5% до 70%). Налогом облагаются не только доходы от предпринимательской деятельности физических лиц, но и заработная плата, дивиденды и различные выплаты резидентам, а также доходы нерезидентов.

    Подоходный налог с заработной платы взимается у источника дохода ежемесячно лицом, выплачивающим зарплату. Поскольку окончательные расчеты по налогообложению, осуществляемые в конце года, предусмотрены для ежегодных доходов свыше 15 млн. иен, то представления окончательной налоговой декларации обычно не предусматривается. В случаях, когда годовой доход превышает эту сумму, или при получении доходов от аренды земли, жилых помещении, процентов по вкладам, дивидендам и др., такая налоговая декларация должна быть представлена в местный налоговый орган во второй половине февраля-начале марта следующего года. В эти же сроки происходит оплата всех остающихся налогов, а также возврат налоговых сумм за оплату медицинского обслуживания и т.п. Существуют исключения из налогообложения процентов по депозитам в финансовых учреждениях, правительственным облигациям и сберегательным вкладам (на сумму до 3 млн. иен).

    В качестве местного налога взимается налог на индивидуального резидента (на префектуральном и муниципальном уровнях).

    Ставки общенационального корпоративного налога установлены в пределах от 27% до 37,5% прибыли в зависимости от размеров предприятии и их видов. По низшей ставке облагаются кооперативы, общественные организации и т п. Мелкие и средние предприятия платят 28% налог, все остальные корпорации - 37,5 %. Существуют три вида местных налогов, взимаемых на уровне префектур и муниципалитетов. Их размеры не подверглись изменениям в ходе последней налоговой реформы.

    Предпринимательский налог начисляется на облагаемую налогами прибыль и взимается по ставкам, величина которых может колебаться в зависимости от префектуры (так, для Токио эти ставки колеблются в пределах 6-12,6% в зависимости от размера уставного капитала и самой прибыли и, как правило, выше, чем на периферии).

    Корпоративный муниципальный налог представляет собой совокупность двух налогов: пре-фектурального и городского или (как в случае с Токио), соответственно, городского и районного и рассчитывается от суммы общенационального корпоративного налога (в пределах 6-14,7%).

    Уравнительный налог (фиксированная сумма от 50 тыс. до 3750 тыс. иен) определяется по соответствующей таблице и зависит от размера капитала юридического лица и числа работающих на его предприятии. Распределяется между городом и префектурой в соотношении 4:1.

    Дивиденды и проценты по депозитам корпорации облагаются 20% налогом и их сумма вычитается из общей суммы налогов, выплачиваемых компанией в конце года.

    Максимальный размер налогообложения в Японии, таким образом, составляет 58 % от объема годовой прибыли (без учета уравнительного налога), однако ожидается, что эффективная ставка всех видов корпоративных налогов в Японии будет находиться в пределах около 52 % прибыли предприятия.

    3.3. Механизм взимания налогов

    Доход, подлежащий налогообложению, определяется следующим образом. К текущим доходам добавляются "непризнанные убытки" (т.е. не указанные в счете прибылей и убытков суммы на оплату амортизационных отчислении, резервы на оплату безнадежных долгов и налогов сверхлимитов, определенных для оплаты всех основных видов налогов), и вычитаются доказанные.

    Налоговая декларация должна быть составлена в течение 2 месяцев после завершения финансового отчетного периода компании, а сам платеж осуществлен в течение определенного времени после представления декларации в налоговые органы. В случае осуществления аудиторской проверки счетов компании срок подачи декларации может быть продлен на 1 месяц с последующей уплатой процентов за задержку.

    Корпорации, применяющего дичную систему закрытия счетов, по истечению первого полугодия должны выплачивать эквивалент половины суммы налогов за предыдущий финансовый год, или сумму, рассчитанную на основе предварительного баланса (с последующим у регулированием расчетов по фактическим доходам). Местные налоги выплачиваются в те же временные периоды, что и общенациональный корпоративный, непосредственно в соответствующие местные налоговые органы. 

    4. ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 

    4.1.Инвестиционная политика государства До самого последнего времени Япония оставалась страной, по существу, закрытой для иностранных инвестиций. Стратегия экономического развития страны не предусматривала непосредственного участия иностранных инвесторов в хозяйственной деятельности, более того, действовавший вплоть до начала 80-х годов инвестиционный режим отличался исключительной жесткостью по отношению к иностранным инвесторам. Главной целью оставалась защита собственных предпринимателей от возможной конкуренции со стороны зарубежных соперников.

    Положение стало постепенно меняться по мере укрепления международных позиций японских компаний, банков, роста конкурентоспособности выпускаемой ими продукции и предоставляемых услуг. Только за последние 15 лет объем прямых иностранных инвестиции в Японии возрос в 5 раз и достиг в 1990 г. 10,2 млрд. долл. Вместе с тем. говорить о сколько-нибудь заметном присутствии иностранного капитала в японской экономике пока рано (на компании, контролируемые иностранными вкладчиками капитала, в начале 1990 г. приходилось всего 1,1% объема продаж. 0,5% общего числа занятых и 2,2% инвестиций в машины и оборудование).

    Потенциальный интерес иностранных инвесторов к японскому рынку сохраняется на довольно высоком уровне, однако, сталкиваясь с весьма специфической деловой средой этой страны и наталкиваясь на незаметные на первый взгляд "подводные камни". многие даже весьма крупные зарубежные компании вынуждены сворачивать свою инвестиционную деятельность в Японии. История проникновения иностранного капитала на японский рынок насыщена примерами неудач, и тем не менее, его масштабы (124 млн. потенциальных потребителей. огромный спрос со стороны промышленности, бурно развивающаяся сфера услуг) заставляют западных инвесторов вновь и вновь пытаться закрепиться в этой стране. В последние годы вопросы дальнейшей либерализации инвестиционного климата Японии все чаще становятся предметом межправительственных переговоров, одним из объектов постоянного торга между крупнейшими экономическими держа вами мира. Правильнее даже будет говорить не о "либерализации" инвестиционного режима (как будет показано ниже, чисто юридически регулирование иностранных инвестиций в Японии уже нельзя квалифицировать как протекционистское), а о приведении реально действующих, зачастую неформальных правил в соответствие с общепринятыми нормами в большинстве развитых стран.

    Естественно, что в таких условиях советским инвесторам будет действовать еще труднее, однако начало есть начало, и знание основ инвестиционного законодательства может пригодиться в любом случае, тем более, что зачастую практика опровергает самые пессимистические прогнозы (по имеющимся сведениям в последнее время в Японии к уже действующему на протяжении многих лет советско-японскому транспортно-экспедиторскому предприятию "Юниориент" добавились два СП в сфере рыболовства, одной, кстати, из наиболее "защищенных" от проникновения извне отраслей японской экономики).

    4.2.Регулирование иностранных инвестиций

    В процессе общей либерализации японской экономики существенное улучшение инвестиционного климата для иностранных предпринимателей в соответствии с общепринятыми среди развитых стран принципами и нормами было осуществлено сравнительно недавно. 1 декабря 1980 г. Законом о контроле над валютным обменом и внешней торговлей были ликвидированы положения действовавшего рестриктивного законодательства об иностранных инвестициях. Кардинально изменился подход к регулированию их доступа - от запрещения в принципе с разрешением как исключение к разрешению в принципе с запрещением как исключение.

    Прямые иностранные инвестиции трактуются нынешним законодательством как капиталовложения, предпринятые иностранным лицом с целью участия в управлении предприятием, учрежденным в качестве японского юридического лица. В соответствии с законом право управления приобретается в случае владения свыше 10% акций, выпушенных компанией (приобретение на бирже меньшей доли акций считается портфельной инвестицией, т.е. не преследующей цели участия в управлении компанией). Нужно отметить, что согласно действующему закону к прямым инвестициям в Японии также могут быть отнесены и кредиты, однако только те из них, которые предоставляются неспециализированными финансовыми институтами (банками, инвестиционными фирмами и пр.). При этом срок погашения кредита должен быть свыше 1 года и на сумму не менее 200 млн. иен (или 100 млн. иен при сроке погашения свыше 5 лет).

    К иностранным инвесторам в Японии относят не только иностранных физических и юридических лиц, но и компании и организации, находящиеся на территории Японии, однако действующие под контролем иностранного капитала (при владении свыше 50% акций, наличии большинства в высших органах управления, а также при любых других формах фактического контроля, включая технологический, находящихся на территории Японии компаний и других учреждений).

    Процедура осуществления иностранных инвестиций в настоящее время заметно упрощена. Она предусматривает лишь подачу в Министерство финансов или одно из компетентных министерств (т.е. отвечающих за положение дел в той или иной отрасли - в Японии в основном это МВТП, однако за вопросы продовольственного снабжения и связанные с ними отвечает Министерство сельского хозяйства, лесоводства и рыболовства, за фармакологию - Министерство здравоохранения, за транспорт - Министерство транспорта) уведомления, содержащего намерения потенциального инвестора. Оно подается через Банк Японии, и по истечении 30 дней, в случае отсутствия отрицательной реакции со стороны Минфина или другого правительственного ведомства, инвестор может осуществлять операции с капиталом (в некоторых исключительных случаях срок рассмотрения продлевается до 5 месяцев, о чем инвестор уведомляется по официальным каналам". Министерство финансов в условиях четко не определенных законом "чрезвычайных обстоятельств" (возможное влияние инвестиции на поддержание равновесия платежного баланса. отрицательное воздействие на курс пены, рынок капитала и т.п.) вправе применять систему выдачи разрешении на инвестирование. Министерство может также настоять на частичном изменении операции или даже на ее полной приостановке. То. что причины подобного вмешательства, критерии оценок отрицательного воздействия определены весьма расплывчато, неслучайно. Именно в таких случаях проявляется "жесткий каркас" японской практики иностранного инвестирования. порой невидимый для сторонних наблюдателен. но очень удобный для реального ограждения экономики страны от присутствия нежелательных конкурентов. Под статью об отрицательном воздействии операции на деловую активность в какой-либо отдельной отрасли или во всей экономике при желании можно подвести любой случаи. 

    Интересно, что фактически японские бюрократические структуры почти не прибегают к этим жестким статьям закона ("о чрезвычайных обстоятельствах"), что, впрочем, объясняется не их либеральностью, и даже не укрепившейся силой японских компаний, а возможностью использования значительно более эффективных и практически не подлежащих проверке и контролю форм непрямого воздействия на поведение хозяйственных субъектов через систему т.н. "административного регулирования". Ее суть заключается в том. чтобы по неофициальным, а иногда и официальным каналам довести до сведения предпринимателей, в том числе и потенциальных иностранных инвесторов, рекомендации правительственных чиновников из компетентных учреждений. Случаи отказа от выполнения подобных "рекомендаций" в деловой практике Японии весьма редки, поскольку за ним, как правило, следует непредсказуемое количество различных осложнений, (включая потерю интереса к осуществлению контракта со стороны японского партнера и даже прямые указания министерств на необходимость внесения таких изменений в операцию), что теряется весь ее смысл. Борьба с такого рода неформальными рекомендациями и пожеланиями, которые до иностранного инвестора обычно доводятся через его японского контрагента или партнера, на практике оказывается бессмысленной, и поэтому лучше попытаться выяснить реальную причину создаваемых помех (а в том, что это преднамеренные помехи, не приходится сомневаться).

    Еще более практичный совет - не теряя времени на подачу официальных документов, в предварительном плане прощупать возможную реакцию японских официальных лиц неформальным путем: через японских коллег, партнеров, знакомых.

    Правительственные ведомства вправе рекомендовать иностранному инвестору внести определенные изменения в содержание заявленной операции, если она может представить угрозу национальной безопасности, отрицательно воздействовать на положение в соответствующей отрасли хозяйства или в ряде других случаев. Столь "резиновая" норма дает правительству возможность непосредственно влиять на процесс либерализации иностранной предпринимательской деятельности в Японии, особенно в отношении субъектов тех стран, с которыми отсутствуют межправительственные договоренности в этой области (к сожалению, СССР относится к таковым). При получении такой рекомендации инвестор обязан в 10-дневный срок уведомить о своем согласии на внесение изменений. В случае несогласия он имеет право обжаловать решение перед соответствующим министром и далее через гражданский суд. Японское инвестиционное законодательство в принципе основывается на автоматическом разрешении инвестиций в соответствии с заявкой потенциального инвестора и уведомлением им соответствующих правительственных органов. Автоматически одобряется приобретение любого числа акций во вновь создаваемой компании и даже в уже существующей, когда последняя согласна на это. При отсутствии такого согласия требуется специальное разрешение министерства (за исключением приобретения менее 10% акций, а также при сохранении доли всех иностранных инвестиций в капитале компании ниже 25%).

    Система автоматического одобрения действует не во всех отраслях экономики Японии. Не полностью либерализованными (т.е. допускающими возможность более длительных сроков рассмотрения уведомлений) остаются сельское хозяйство, рыболовство и лесоводство, добывающие отрасли, нефтепереработка и сбыт нефтепродуктов, кожевенная промышленность. Кроме того, в этих отраслях действует более жесткий порядок приобретения акций иностранными лицами - автоматически одобряется приобретение не более 10% акций вновь создаваемой компании при условии не превышения всеми иностранными инвесторами совокупного 25% лимита. В других случаях, а также при покупке акций существующих компаний требуется специальное рассмотрение заявки.

    Законом предусматриваются наказания (тюремное заключение сроком до 3 лет) и санкции (штраф до 1 млн. иен) за нарушение его отдельных положений непредставление уведомления или представление ложных сведении в уведомлении, осуществление инвестиции до истечения периода ожидания, невыполнение рекомендаций компетентного министерства в полном объеме. отказ подчиниться рекомендациям и др.

    4.3. Процедура учреждения и регистрации компаний

    Основными формами предпринимательской деятельности в Японии являются акционерная компания, компания с ограниченной ответственностью. полное и ограниченное товарищества.

    Процедурные вопросы создания и деятельности компании в Японии регламентируются Коммерческим кодексом и Законом о компании с ограниченной ответственностью, в которые с 1 апреля 1991 г. внесен ряд дополнении и изменении.

    В отличие от предыдущих лет разрешено создание компании одним лицом. Значительно увеличен минимальный размер уставного капитала - до 10 млн. иен для акционерной компании и до 3 млн. иен для компании с ограниченной ответственностью. Упрощен порядок оплаты акции - простым переводом средств в банк, выдающий соответствующее свидетельство.

    Наиболее распространенной формой организации предпринимательства в Японии является акционерная компания, особенно среди крупных и иностранных фирм, 99% которых учреждены именно в этой правовой форме. Между тем, создание компании с ограниченной ответственностью во многих случаях может оказаться более удобным и менее хлопотливым, что следует учитывать при выборе формы инкорпорации. Что касается учреждения акционерной компании, то возможны два способа - учредительской и подписной инкорпорации, главное различие между которыми заключается в том. кто приобретает акции (только учредители или без ограничений через открытую продажу).

    Если компания создается несколькими лицами, то это должно оформляться соответствующим контрактом. Обязательными положениями устава компании являются: цель деятельности, название, общее количество выпускаемых акций, стоимость одной акции, место расположения штаб-квартиры и некоторые другие (подробно изложено в Коммерческом кодексе). Устав должен быть заверен у нотариуса. Затем при учредительской инкорпорации учредители приобретают все акции, в письменном виде удостоверяют этот факт и оплачивают их через банк, который выдает свидетельство. При внесении вклада материальными ценностями, последние к моменту оплаты акций должны быть переданы в распоряжение компании.

    На учредительном собрании избираются директора (не менее трех) и назначается аудитор (один или несколько). На заседании совета директоров избирается директор-распорядитель или президент.

    При подписной же инкорпорации важным этапом является поиск акционеров, который согласно закону начинается после направления в Министерство финансов соответствующего извещения: либо сразу (при выпуске акций на общую сумму до 100 млн. иен), либо через 30 дней (свыше 100 млн. иен). Учредители обязаны объявить подписку на акции с разъяснением условий инкорпорации, а после получения заявок осуществить распределение акций. Оплата акций производится через банк или трастовую компанию. Вслед за этим проводится учредительское собрание.

    При создании компании с ограниченной ответственностью предусмотрена только учредительская форма инкорпорации, а учредителями могут быть только служащие самой компании. Вместо оплаты акций предусмотрено внесение паев. Регистрация компании осуществляется в течение 2 недель после учредительского собрания в районном регистрационном бюро по соответствующему заявлению с приложением ряда специальных форм (с указанием названия, целей деятельности, имен руководителей, адресов филиалов и т.п.). К заявлению также прилагаются устав, протоколы учредительского собрания и совета директоров, свидетельство банка о внесении средств в уплату акций (паев) и др.

    После регистрации подаются обязательные уведомления в налоговые органы (по месту расположения головного офиса), а также в органы социального страхования. Иностранным инвесторам следует учесть, что в число обязательных этапов инкорпорации в самом начале входит подача через Банк Японии уведомления о намерении осуществить инвестиции. Оно представляется самим инвестором или его доверенным лицом (постоянно проживающим в Японии) за 3 месяца до предполагаемой даты инвестиционной операции. Если приобретаются акции компании, котирующейся на фондовой бирже, то уведомление требуется только при осуществлении прямых инвестиций (покупка более 10% акций компании).

    4.4. Система поощрения иностранных инвестиций

    В стране действует достаточно разветвленная система стимулирования инвестиционной деятельности, направленная на содействие осуществляемым структурным переменам в экономике - в технологической структуре инвестиций и в их равномерном региональном размещении.

    Нужно подчеркнуть, что поскольку иностранный капитал никогда не пользовался особо льготным режимом (скорее наоборот, его приток постоянно сдерживался), то система стимулирования инвестиции в Японии практически не является дифференцированной по национальной принадлежности капитала: все имеющиеся льготы для японских компаний, как правило. являются таковыми и для иностранных, смешанных фирм. Японская инвестиционная политика исходит из необходимости формирования благоприятных условий для дальнейшего развития осуществляемых структурных перемен в экономике, а также для ускорения экономического развития отсталых регионов. При таком подходе правом на льготы (а их немало) пользуются все действующие в экономическом пространстве Японии хозяйственные субъекты. Для иностранных предпринимателей, пожалуй. наибольшее значение имеют меры поощрения инвестиционной деятельности на периферии страны - многие иностранные бизнесмены отмечают, что организация производственной деятельности в таких районах требует не только меньших затрат, но может быть осуществлена в более сжатые сроки и относительно проще, чем в традиционных центрах деловой активности.

    В Японии широко используется механизм национальных и местных субсидий, предусматривающий создание льготных условий для переноса производственных мощностей из промышленных конголомератов на периферию, а также для стимулирования вложений в развитие социальной инфраструктуры, в мероприятия по защите окружающей среды. Субсидируется расширение региональной занятости населения - в зависимости от числа вновь созданных рабочих мест выдаются годичные финансовые дотации от 18 до 28 тыс. иен в месяц на каждого работника вновь созданного или расширенного предприятия. Налоговые льготы также применяются в целях поощрения развития отдаленных регионов и сводятся к снижению или освобождению от местного налогообложения.

    Государственные финансовые организации (Банк развития Японии, Японская корпорация регионального развития. Корпорация по развитию районов Тохоку и Хоккайдо и др.) предоставляют финансовые льготы в виде целевых низкопроцентных кредитов, используемых для развития приоритетных направлений предпринимательской деятельности (создание научных парков, технополисов, внедрение энерго- и материалосберегающих технологий и т.п.), а также на нужды регионального развития. Банком развития Японии финансируется специальная программа стимулирования прямых иностранных инвестиций (для компаний с долей иностранного капитала свыше 50%), позволяющая покрывать льготными кредитными ресурсами до 40% стоимости строительных работ. Кредиты представляются по льготным ставкам (особенно в таких отраслях, как электроника, тонкая химия, новые материалы, биотехнология, высокотехнологичное машиностроение) на период до 25 лет.

    Кроме того, местными органами самоуправления в пределах их компетенции и финансовых возможностей применяются свои собственные льготные кредитные схемы, которые могут представить большой интерес для потенциальных иностранных предпринимателей. Рекомендуем при наличии планов инвестирования в тех или иных районах Японии предварительно детально ознакомиться с возможными мерами стимулирования инвестиций, действующими на местах.

    4.5. Технополисы

    Концепция технополисов в Японии является одним из элементов не только технологической, но и региональной политики. Создание технополисов не направлено на специальное привлечение иностранного капитала и технологий (как и большинство мер по стимулированию инвестиций), однако предусматривает формирование у передовых в техническом отношении иностранных фирм устойчивого интереса к размещению своих исследовательских организаций и производства в этих специальных районах. Актотехнополисах (полное наименование в большей степени определяет его суть - Акт содействия региональному развитию на основе создания высокотехнологичных интегрированных комплексов), принятый в 1983 г., определил в качестве потенциальных мест для размещения агломератов промышленных предприятий, академической науки и высококачественных объектов социальной инфраструктуры 17 районов страны (впоследствии было добавлено еще несколько, однако на практике осуществлено не более 10 проектов).

    Основными целями создания технополисов были объявлены:

    • создание стратегического пункта независимого развития регионов на основе разработки и передачи передовой технологии;
    • содействие технологическому развитию Японии путем стимулирования НИОКР в регионах, способных обеспечить все необходимые для этого условия;
    • активизация инициативы местных деловых кругов.
    Концепция технополисов предполагает формирование в них адекватной производственной и социальной инфраструктуры, в том числе с использованием льготных финансовых кредитов государства.

    Преференциальный режим налогообложения (отмена ряда местных налогов, списание затрат на становление производства в качестве прямых убытков, исключения из налогообложения основных фондов для научного оборудования и др.) и финансирование (гарантирование пассивов. низкопроцентные кредиты под рисковые предприятия и др.) в технополисах предоставляется непосредственно предприятиям, которые размещаются на их территории.

    4.6. Некоторые особенности предпринимательства в Японии

    Бухгалтерский учет. Коммерческий кодекс Японии предусматривает необходимость ведения приходно-расходных книг и составления баланса, с тем чтобы можно было контролировать работу предприятия с точки зрения состояния его активов, прибыльности и убыточности и т.п. В приходно-расходных книгах обязательно а систематическом порядке отражаются деловые активы и прочие ценности на определенный момент деятельности компании, сделки и другое операции, влияющие на размеры активов.

    Баланс на определенный период составляется на основе приходно-расходных книг и хранится в специальной книге. При оценке ликвидных активов указывается стоимость приобретения или производства, либо их текущая стоимость, при оценке основных активов - стоимость приобретения или производства с поправкой на "разумную величину" их ежегодного обесценения. При рассмотрении споров в судебном порядке суд может приказать любой из сторон предъявить приходно-расходные книги. Срок хранения приходно-расходных книг и всех важных документов, относящихся к ведению дел предприятия, - 10 лет.

    Порядок отчетности компаний также регламентируется Коммерческим кодексом. На совете директоров рассматриваются и одобряются баланс компании, счет прибылей и убытков, отчет о деятельности компании, предложения о распределении прибылей и погашении убытков. Не позднее чем за 7 дней до общего собрания акционеров все указанные документы проходят аудиторскую проверку, после чего директорам компании сдается аудиторский отчет. У крупных компаний в проверке участвуют и независимые аудиторы. Сроки хранения всех аудиторских документов (включая предоставляемые для проверки) - 5 лет (в филиалах - 2 года).

    Трудовые отношения на предприятиях, в том числе и с иностранным участием, регулируются японским гражданским законодательством. Однако многие стороны в жизни трудовых коллективов Японии подчиняется неформальным традициям, корни которых восходят к дальним патриархальным временам.

    Гражданский кодекс Японии предусматривает контрактный способ найма рабочей силы на основании свободного волеизъявления сторон. Права наемных работников - соответствие условий труда общепринятым стандартам, требования к вопросам безопасности труда и санитарные нормы рабочих мест - защищаются Актом о трудовых стандартах. Законом о профсоюзах гарантируются право создавать организации, вести переговоры о заключении коллективных трудовых договоров, проводить коллективные акции в защиту своих прав. Акт об урегулировании трудовых отношений предусматривает процедуры взаимоотношений трудящихся с администрацией компаний, его положения направлены на предотвращение ненужных трудовых конфликтов или их третейское урегулирование.

    Знание положении этих законодательных актов необходимо, вместе с тем, нужно помнить, что в целом они являют собой общие направления трудового законодательства, которым следует администрация каждой компании. Фактически трудовые отношения в Японии регулируются на основе богатой и разнообразной практики, существующей на японских фирмах, с использованием юридических прецедентов в этих вопросах, правил и инструкций министерства труда.

    Япония является страной с высококвалифицированной и весьма дорогой рабочей силой. Уровень заработной платы в современной Японии приближается к показателям самых передовых стран и даже превосходит уровень оплаты труда во многих европейских странах. Традиционно Япония - страна с низкой безработицей (около 2% занятого населения). Средняя продолжительность рабочего времени, как правило, выше, чем в других развитых странах (например, на 30% больше, чем в Германии, на 15-20% чем в США). Весьма распространена практика сверхурочных, кое-где носящая практически обязательный характер и не всегда адекватно оплачиваемых.

    Структура зарплаты на японских фирмах довольно сложна и уникальна. Около 85% составляет так называемая базисная ставка, остальные 15% включают в себя различные компенсационные выплаты, дотации и т.п. Кроме того, дважды в год (в июне-июле и ноябре-декабре) выплачиваются единовременные бонусы в зависимости от результатов работы фирмы. В среднем их общая сумма достигает размера 3-4 месячных окладов. Выплата заработной платы осуществляется в основном один раз в месяц через банковские счета трудящихся. Следует также учесть, что в стране действует довольно развитая система социального страхования.

    Профсоюзное движение в стране носит своеобразный характер- работники в основном объединены а профессиональные союзы по фирмам. а не по профессиям, что позволяет предпринимателям значительно сильнее воздействовать на характер профсоюзного движения. Помимо фирменных профсоюзов существу ют и отраслевые. в которые первые входят на правах федеративного объединения 1сами трудящиеся не являются членами отраслевых профессиональных объединений). Традиционно потери рабочего времени в результате забастовочного движения в Японии относительно невелики. Общеизвестные "весенние выступления" трудящихся фактически являются ритуалом отношении между трудом н капиталом в этой стране. Участники выступлении ежегодно требу ют увеличения заработной платы, причем сама необходимость такого увеличения практически никем из предпринимателе!! не оспаривается. На национальном уровнен на отдельных предприятиях, согласовывается ЛИШЬ уровень повышения.

    В числе уникальных особенностей Японии с точки зрения трудовых отношен ни. с которыми иностранные предприниматели неизбежно сталкиваются, нужно отметить сохраняющиеся до сих пор традиции пожизненного найма рабочей силы на одном предприятии, а также продвижения по службе и практически автоматического повышения зарплаты по мере выслуги лет. В современных условиях развития экономики, с новыми формами н способами мотивации трудящихся эти анахронизмы все чаще приходят в противоречие с объективными требованиями дня. Тем не менее, большая часть этих традиции в той или иной мере действует и по сей лень, а в специфических социальных условиях Японии оказывается не такой уж неэффективной. Иностранные предприятия в этом плане являются скорее исключением, поэтому к работе на них тяготеет все большее число молодых людей, неудовлетворенных медленной карьерой на японских фирмах.

    Набор кандидатов зля работы компании проводят за полгола до выпуска из ВУЗов -осенью. Иностранные компании, как правило. не очень крупные и потому менее престижные в глазах выпускников университетов и институтов. могут испытывать трудности с наймом наиболее талантливых и образованных работников. Довольно распространена практика временного и почасового найма (около 10% всей наемной рабочем силы". Особенно широко в последнее время она применяется при найме специалистов в области информатики, программного обеспечения и т.п. Существует разветвленная система агентств, оказывающих услуги по найму рабочих и служащих на временной основе.

    Следует также упомянуть традицию выплаты выходного пособия работнику (действует на 60% предприятий), размеры этого пособия напрямую зависят от стажа работы на фирме и могут достигать весьма существенных сумм. 
     

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]