Обозреватель - Observer
Экономика

Оценка и прогнозирование инвестиционной привлекательности
 


Ю. КОСТЮКОВСКИЙ,
(Многопрофильный концерн "Гермес")


 


1. База данных. Многопрофильный концерн Термес, обладает базой данных, в состав которой входят 10 показателей (например, балансовая прибыль предприятия за год*; чистая прибыль; объем произведенной товарной продукции как в неизменных, так и в текущих ценах; стоимость основных производственных средств предприятия: стоимость материальных производственных оборотных средств предприятия: численность персонала предприятия; численность рабочих предприятия и др.) производст-венно-хозяиственной деятельности 26000 промышленных предприятии РФ, значения которых приводятся за каждый год начиная с 1985 г. и по 1992г.

2. Индекс инвестиционной привлекательности. Для выявления наиболее перспективных предприятий, рассматриваемых в качестве объектов инвестиций, индивидуально для каждого предприятия формируется индекс его деловой активности, который назван индексом инвестиционной привлекательности предприятия.

Упомянутый индекс инвестиционной привлекательности предприятия вычисляется по формуле:

    1 = (S1/Rs1 + SO/RsO + f1/Rf1 + fO/RfO) / 4. где S1 - балансовая прибыль предприятия за год, SO - объем товарной продукции предприятия в текущих ценах за год, f1 - рентабельность (прибыльность) производства, величина которой вычисляется по формуле
    f1 = S1/(А+В),
    где А, В - соответственно среднегодовая стоимость производственных основных средств и материальных производственных оборотных средств (в Государственном регистре промышленных предприятий РФ имеются только материальные производственные оборотные средства),

    fO = SO/(А+В),
    где Rs1, RsO, Rf1, RfО - величины рисков, или количественные меры вероятности неполучения (не достижения) ожидаемых (намеченных, планируемых, заданных) значений показателей - критериев S1, SO, f1. fО соответственно.

Показатели рисков Rs1, Rs0, Rf1, RfO могут также трактоваться как количественные меры неустойчивости, или меры подверженности результирующих показателей S1, SO, f1, fO воздействию (влиянию) незапланированных, неожиданных. непредсказуемых случайных возмущений (отклонений) факторов, от которых зависят результирующие показатели. 

3. Некоторые области применения индекса инвестиционной привлекательности. Ранжирование предприятий, исходя из величины индекса инвестиционной привлекательности, может быть осуществлено для различных комплексов предприятии (например, для предприятий нефтегазового или нефтехимического комплексов, предприятий отдельных регионов, для лучших элитных или, наоборот, близких к банкротству предприятий, и т.д.).

Отдельно может быть осуществлено ранжирование предприятий как приватизированных, так и подлежащих приватизации, а также предприятий, акции которых выставляются на аукционах и конкурсах или реализуются по открытой подписке.

4. Применение оценки инвестиционной привлекательности. По-видимому, наибольшим успехом у потенциального заказчика будет пользоваться система прогнозирования индекса инвестиционной привлекательности предприятий на год-два вперед относительно текущего (отчетного) годового периода времени. В этом случае, имея графики прогнозируемого изменения значения индекса инвестиционной привлекательности сравниваемых предприятий, нетрудно разработать и реализовать практически рациональную политику инвестиций. Так, на рис. показано, что в текущий период (с 1.01.92 г. по 1.01.93 г.) фактическое значение индекса инвестиционной привлекательности первого предприятия (J) велико, а в будущем прогнозируется резкое его падение, особенно к 1.01.95 г. Это означает, что пока инвестиционная привлекательность первого предприятия велика и пока акции этого предприятия в цене, эти акции целесообразно побыстрее продать.

Фактически инвестиционная привлекательность третьего предприятия вначале мала, иначе говоря, значение J мало в момент 1.01.93 г., но в будущем прогнозируется быстрый подъем величины этого индекса. Следовательно, акции третьего предприятия целесообразно срочно приобретать, пока они относительно дешевы.
 

* Балансовая прибыль - прибыль от реализации продукции (услуг) "+" или "-" штрафные санкции (штрафы, полученные и уплаченные предприятием).

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]