Обозреватель - Observer
Внешняя политика

ИНТЕРЕСЫ РОССИИ В СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

Точка зрения

А.СЕРГИЕВ,
доктор экономических наук

В определении общих перспектив развития нашей страны, а также путей ее выхода из нынешнего кризиса существенное значение имеет решение проблем комплексного развитии районов Дальнего Востока и их участие в формировании системы производственного кооперирования стран Азиатско-тихоокеанского региона. От этого в значительной степени зависит будущее страны, поскольку с этим связано вхождение России и стран СНГ в регион, приобретающий ведущее место в мировой политике, глобальной геополитической структуре и мирохозяйственных связях. 

В прошлом Азиатско-тихоокеанский регион (АТР) и его часть Северо-восточная Азия являлись зоной сложнейшего переплетения острых международных противоречий и конфликтов высокой политической нестабильности, острой политической и военно-политической конфронтации между великими державами.

Однако последние несколько лет ознаменовались качественными сдвигами к лучшему в международной обстановке в АТР в целом и в Северо-восточной Азии в частности. Система международных отношений в регионе находится в перестройки. Главным содержанием происходящих здесь процессов, прежде всего изменений в отношениях между великими державами, становится снижение военной напряженности, прекращение конфронтации и "холодной войны", расширение сотрудничества.

Однако нельзя закрывать глаза на то, что в Азии и в районе Тихого океана еще есть влиятельные силы, действующие в направлении сохранения факторов дестабилизации обстановки, противостояния, враждебности и конфронтации между государствами региона. Таят в себе опасность нового возгорания конфликтов при определенных условиях нерешенные пограничные и территориальные вопросы между азиатскими государствами.

Несмотря на это, в обозримом будущем Азиатско-тихоокеанский регион, видимо, будет оставаться зоной наиболее быстрого экономического развития. Если в 1991 г. средние темпы экономического развития различных стран мира, т.е. мировой экономики, составляли менее 1 %, то темпы развития экономики Китая, новых индустриальных стран Азии и АСЕАН составили 6-9%. Хотя темпы роста экономики Японии несколько снизились, однако они все же были на уровне 3-4%. Вряд ли можно сомневаться в том, что страны Азиатско-тихоокеанского региона, в особенности Северо-Восточной Азии, останутся лидирующей силой развития мировой экономики и в течение 90-х годов.

Эти экономические факторы лежат в основе стабилизации международной политической и военно-политической обстановки в регионе и создают основу для развития широкого международного сотрудничества в экономической области.

В практическом плане более правильно на данной стадии ставить, обсуждать и решать вопросы международного сотрудничества не в рамках необозримого Азиатско-Тихоокеанского региона в целом, а в наиболее важном для России субрегионе Северо-Восточной Азии, который также является сферой интересов и таких крупнейших государств, как Китай, Япония и США.

Именно они определяют основные тенденции и общее направление развития этой большой региональной системы. КНР к концу 90-х годов выйдет на мировую арену как сформировавшаяся великая мировая держава. К началу XXI века КНР по своему экономическому потенциалу, видимо, будет развиваться самыми высокими в мире темпами. Основная политическая структура и внутриполитическая обстановка в КНР в предстоящее десятилетие, на наш взгляд, будут в основном стабильны. Укрепление экономического потенциала и повышение роли КНР в мировой экономике будет способствовать усилению ее внешнеполитического потенциала и позиций, росту ее влияние как глобального фактора мировой политики. 

Япония закрепит свои позиции в качестве второй по экономической мощи державы современного мира. В то же время значительно усилится роль Японии как самостоятельного фактора мировой политики и активность ее внешнеполитической деятельности, особенно в Азии, Африке и Латинской Америке. Внешнеполитический курс Японии до 2000 г. в основном сохранит свою нынешнюю направленность: стратегический союз с США, широкое развитие экономических связей с КНР, расширение экономической экспансии и усиление политического влияния Японии в странах ЮВА и других развивающихся странах. 

США по темпам своего экономического развития будут отставать от КНР и Японии. В 90-х годах в результате смещения основных отраслей американской промышленности к Тихоокеанскому побережью. Основное направление внешнеэкономической деятельности США, видимо, будет все более переноситься в АТР, в частности в Северо-Восточную Азию, на связи товарообмена и производственного кооперирования с Японией, КНР, возможно, с Россией. Перемещение основных экономических интересов США в АТР неизбежно приведет к усилению их внешнеполитической и военно-политической активности в этом регионе.

Россия к началу XXI столетия, видимо, еще не будет играть значительной роли в системе международных экономических отношений в АТР. Ее экономические связи будут сосредоточиваться в основном на направлении Северо-Восточной Азии. (При условии, если не сохранятся нынешние тенденции к распаду страны на мелкие суверенные политические образования. Если же это случится, то Россия может превратиться из активного субъекта мировой политики в Азиатско-тихоокеанском регионе в пассивный объект внешнеэкономической экспансии, внешнеполитического и военного воздействия, давления и территориальных притязаний.)

В общем именно крупнейшие государства Азии - КНР, Япония, Россия, с позитивным участием США, - могли бы заложить краеугольные камни политического, экономического и международно-правового фундамента реального здания сообщества стран Северо-Восточной Азии как важной составной части АТР, как нового международного порядка в регионе. В то же время необходимо подчеркнуть, что новый международный порядок может быть создан и создается не только великими державами, но всеми, странами, причем средние страны также могут и должны внести свой вклад. 

Основой новой системы международного экономического сотрудничества в Северо-Восточной Азии, видимо, могла бы явиться комбинация в едином экономическом комплексе богатых энергетических ресурсов восточных краев и областей России, значительных ресурсов дешевой рабочей силы Китая и КНДР, капиталов и технологии Японии и Республики Кореи. По существу, экономические взаимосвязи между этими государствами уже стихийно развиваются в этом направлении, формируя экономическую систему большого субрегиона - Севере-Восточной Азии. Когда мы говорим о целостной системе большого экономического субрегиона Северо-Восточной Азии, то имеем в виду взаимодействие в едином комплексе стран этого географического региона в нескольких сферах. Основные из них: а) экономические взаимосвязи (товарообмен, производственное кооперирование, научно-техническое сотрудничество); б) политические и военно-политические взаимоотношения; в) культурный обмен; г) сотрудничество в гуманитарной области.

Приоритет следует отдать развитию экономических отношений, которые наиболее прямо и непосредственно вовлекают страны в международное взаимодействие. Учитывая, однако, сложность военно-политической обстановки в регионе, существенное внимание должно быть уделено решению проблем международной безопасности, утверждению благоприятного международно-правового режима, развитию культурного и информационного обмена.

Для нашей страны развитие сотрудничества со странами Азиатско-тихоокеанского региона в плане формирования его целостной экономической системы и, в частности, субрегиона Северо-Восточной Азии имеет четыре основных аспекта:

  • комплекс проблем, связанных с формированием и развитием системы экономического, в частности производственного, кооперирования различных областей и краев Сибири и Дальнего Востока. В данное время каждый из них в большинстве случаев стихийно стремится обеспечить свое развитие, недостаточно учитывая и не используя возможности экономического кооперирования в рамках всего региона Восточной Сибири и Дальнего Востока;
  • комплекс проблем, связанных с формированием нового рационального разделения труда, т.е. проблем производственного кооперирования и специализации наших дальневосточных районов с другими районами России и странами СНГ в условиях распада целостного народнохозяйственного комплекса Советского Союза; 
  • комплекс проблем формирования с участием России целостной экономической системы субрегиона Северо-Восточной Азии на основе рационального международного разделения труда и экономического сотрудничества стран этого региона; 
  • комплекс проблем развития экономических связей, в частности, производственного кооперирования стран, входящих в экономический субрегион Северо-Восточной Азии, с экономическими системами других субрегионов Азиатско-Тихоокеанского региона и в рамках мирового хозяйства в целом.
На Дальнем Востоке России находится 70% природных ресурсов страны. Это и весьма емкий рынок для товаров ширпотреба и промышленного оборудования. Однако для успешного функционирования предприятий лесного хозяйства, добычи угля и железной руды необходимо по крайней мере около 500 тыс.рабочих. Сельское хозяйство дальневосточных районов России нуждается в увеличении числа земледельцев по крайней мере вдвое.

До сих пор Дальний Восток развивался и продолжает оставаться как сырьевой придаток России, ориентированный на ее западную часть. Однако в современных условиях все отчетливее осознается необходимость существенной переориентации этого развития в экономической системе России. 

Современное состояние экономики России не только не позволит осуществить крупные капиталовложения в наших дальневосточных районах за счет Центра, но даже, по-видимому, потребует "откачки" ресурсов из этих районов. В этих новых, усложнившихся условиях попытки сохранить жесткую "экономическую привязку" российского Дальнего Востока главным образом к системе производственной кооперации областей европейской части России в плане обеспечения интересов ускоренного экономического развития данного региона, видимо, были бы контрпродуктивны. Поэтому возникает объективная необходимость быстрейшего включения дальневосточных районов и областей России в систему экономического кооперирования стран АТР, и прежде всего в формирующуюся систему большого экономического субрегиона Северо-Восточной Азии.

Важнейшим ориентиром при планировании, регулировании, программировании или хотя бы при вынесении текущих решений и создании тех или иных предприятий либо развитии тех или иных отраслей в дальневосточных районах России должно быть уже не столько сохранение и воссоздание целостного производственного комплекса России, сколько постепенное формирование рациональной системы международного разделения труда на базе производственного кооперирования и специализации в рамках большого экономического субрегиона Северо-Восточной Азии, включающего Дальний Восток России, Северо-Восточный и Северный Китай, КНДР, Республику Корея, Японию и Монголию.

Само собой разумеется, что это не означает отделения дальневосточных районов от России в политическом, тем более государственном отношении. Это лишь означает, что при решении основных экономических проблем, при разработке тех или иных крупных проектов, планов, региональных программ эти районы должны иметь достаточно прав, чтобы принимать такие решения, которые исходили бы прежде всего из интересов развития именно этих районов, их конкретных региональных условий и возможностей развития и потребностей ускоренного развития их экономики и повышения уровня жизни их населения.

Естественно, что такое особое положение может потребовать создания на территории наших дальневосточных краев и областей некоторых специфических правовых, в частности, международно-правовых условий (отличных от правового режима экономической деятельности, существующего в европейских или в западно-сибирских районах России) предоставления местным органам власти права утверждать соответствующие нормативные акты и проводить их в жизнь на территории своих краев и областей. Несомненно, одной из особых забот должна быть выработка основного направления или, вернее, общей концепции российского Дальнего Востока на ближайшие годы и на следующее десятилетие. 

В настоящее время субъекты Федерации - дальневосточные области и края России разрабатывают или уже имеют концепции или программы своего экономического развития. Однако эти разработки не связаны между собой, не сложились в общую концепцию или программу развития экономической системы Дальневосточного региона России. Объективные потребности экономического развития диктуют необходимость ускорения разработки и формирования такой общей концепции и тем более программы.

Огромное значение приобретает нахождение внешних источников финансирования и материального обеспечения развития наших районов Дальнего Востока и Забайкалья, максимальное увеличение экспортного потенциала этого района в целом в рамках широкой производственной кооперации с соседними странами. Соответственно реализацию задач по строительству новых объектов, технической реконструкции и расширению уже имеющихся предприятий в экономическом отношении, видимо, целесообразно было бы сориентировать на внешние источники финансирования, т.е. на привлечение капиталов и ресурсов других государств, Россия заинтересована в получении таких капиталов из всех стран.

Большие возможности в плане представления России валютных и иных кредитов для экономического освоения Дальнего Востока, несомненно, имеет современная Япония. Однако на пути задействования этого источника финансирования для России в ближайшие годы, видимо, будет по-прежнему стоять территориальный вопрос. Кроме того, Япония, как можно видеть из ее политики и конкретных действий, не заинтересована в ускоренном комплексном развитии российского Дальнего Востока, поскольку это означало бы усиление общих экономических, политических и военных позиций России в АТР. Если Япония и будет оказывать какое-либо содействие экономическому развитию этого региона, то лишь для получения оттуда дешевого первичного сырья. 

Не проявляют реальной заинтересованности в ускоренном экономическом развитии востока России и Соединенные Штаты Америки. В то же время имеются благоприятные объективные условия, способствующие ускоренному развитию экономического сотрудничества между. Россией и Китаем.

Заинтересованность России и Китая в развитии крупномасштабного экономического сотрудничества определяется не только природными, но и реальными экономическими факторами, выражающими актуальные потребности обеих стран. Следует учитывать, что экономическая эффективность торгового обмена между Россией и Китаем всегда была наиболее высокой по сравнению со всеми другими географическими направлениями внешней торговли нашей страны.

Экономическая эффективность российско-китайского экономического сотрудничества может быть весьма высока ввиду действия следующих факторов:

  • значительная экономия транспортных расходов по сравнению с перевозками аналогичных товаров из западной части страны;
  • экономия капитальных вложений по сравнению с организацией производства аналогичных товаров на месте;
  • в качестве оплаты поставок китайских товаров могут быть активно использованы местные ресурсы.
Главная долговременная цель сотрудничества с КНР, равно как и с другими странами Восточной Азии, - использование преимуществ международного разделения труда, производственных возможностей и кредитов со стороны Китая (а также Японии, корейских государств, стран Индокитая) в интересах подъема производственной сферы России, и в частности Приморья и Приамурья, стабилизации и повышения жизненного уровня населения на основе оптимального использования имеющихся у нас природных, людских и финансовых ресурсов. 

Эта долгосрочная цель определяет необходимость направления наших усилий в области экономических связей с КНР не только на достижение "сиюминутного" эффекта, сегодняшней выгоды, но также на то, чтобы эти "сиюминутные" интересы совпадали с основным направлением формирования новой системы международного разделения труда, экономического сотрудничества и товарного обмена между Россией и КНР, а также в указанном выше экономическом субрегионе.

Задачи расширения экономического сотрудничества между Россией и Китаем на нынешнем этапе, по-видимому, должны решаться прежде всего с учетом потребностей создания целостной субрегиональной экономической системы, охватывающей районы российского Дальнего Востока, северо-востока КНР, а также частично КНДР и Корейской Республики. В общую концепцию формирования такой системы может быть вписано экономическое сотрудничество между Россией и Японией. Видимо, такой путь является единственным реальным для решения проблемы экономического подъема наших восточных районов и обеспечения их населения такими товарами, как мясо, овощи, фрукты, одежда, обувь, текстиль и т.д.

К оценке возможностей нашего экономического сотрудничества с КНР необходимо подходить не с позиций вчерашнего и сегодняшнего, а с точки зрения завтрашнего дня, т.е. с учетом темпов экономического и научно-технического развития КНР, а также того, что в недалеком будущем такие высокоразвитые в плане ведущих отраслей производства районы, как Гонконг, станут интегрированной частью экономики Китая. Это означает, что в будущем может появиться возможность получать из Китая ту наукоемкую продукцию электроники, радиотехники и передовую технологию их производства, которую в настоящее время мы стремимся взять в странах Западной Европы и США.

При этом важное значение имеют и внешнеполитические факторы. Несомненно, что интересам быстро развивающегося Китая противоречит перспектива оказаться в АТР лицом к лицу с объединенной экономической, политической и военной мощью союза Японии и США. В этих условиях КНР будет и в дальнейшем заинтересована не в слабой, а в сильной России как противовесе США и Японии в АТР. Как мы понимаем, именно полому китайская сторона стремится помочь России выйти из кризиса. 

В целом вывод таков: объективный, трезвый анализ обстановки показывает, что основным партнером России на Дальнем Востоке может и должен быть Китай.

Решение проблемы и определение перспектив развития экономического сотрудничества, в частности производственного кооперирования, а также товарообмена между Россией и Китаем, может осуществляться во взаимной увязке на двух основных уровнях: во-первых, на макроуровне, т.е. между Москвой и Пекином (уровень межправительственных решений и соглашений между крупными предпринимательскими организациями); во-вторых, на региональном и локальном уровне - решение проблемы экономических (торговых, производственных, кооперативных) связей на субрегиональном уровне, т.е. в районах, прилегающих к российско-китайской границе.

Такой системный подход к развитию экономического сотрудничества российских восточных районов с Китаем в рамках большого экономического субрегиона, видимо, потребует разработки соответствующей Общей системной концепции и Общей долгосрочной программы экономического сотрудничества российских и китайских организаций.

Огромный практический интерес для Китая может представить российский опыт проектирования крупнейших в мире сибирских электростанций и производства самых мощных в мире гидротурбин и генераторов.

Прежде всего необходимо добиваться развития научно-технического сотрудничества с КНР по таким приоритетным направлениям, как вычислительная техника, микроэлектроника, биотехнология, новые материалы.

Одним из важнейших направлений научного сотрудничества России и КНР могут явиться совместные научные разработки в области развития электронно-вычислительной техники, а также создание пакетов программного обеспечения для автоматизированных систем управления.

Целесообразно, на наш взгляд, подумать о программе совместного исследования космического пространства и разработке в этих целях различных видов новейшей космической техники, электронно-вычислительных комплексов.

Для рационального влияния на формирование экономической системы этого региона необходимы определение приоритетов и какая-то форма общей координации экономической деятельности российских и китайских организаций и компаний. На наш взгляд, наиболее гибкой и эффективной организационной формой, механизмом такой координации могла бы явиться Российско-китайская торгово-экономическая ассоциация, в которую могли бы войти крупные российские и китайские компании, предприятия, банки и т.д. 

Взаимовыгодное экономическое сотрудничество и производственная кооперация России и Китая должны быть одной из частей и главных основ экономической системы субрегиона Северо-Восточной Азии.

В то же время весьма важны для нас и другие направления экономического сотрудничества стран Северо-Восточной Азии, и Россия, несомненно, должна активно действовать в области формирования целостной экономической системы региона. Каковы, на наш взгляд, возможные направления усилий в плане содействия в формировании экономического субрегиона Северо-Восточной Азии?

Это могли бы быть:

  • последовательное осуществление в отношениях между странами региона принципов взаимного уважения, суверенитета и территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела друг друга;
  • ликвидация всех форм дискриминации, ограничений в области торгово-экономического обмена, сотрудничества, всеобщее осуществление режима наибольшего благоприятствования для всех экономических и политико-экономических объединений и группировок, устранение препятствий на пути вступления в них каких-либо государств;
  • развитие экономического сотрудничества стран Северо-Восточной Азии требует также усилий по дальнейшему оздоровлению международной политической обстановки в этом регионе, по закреплению наметившихся позитивных тенденций, снижению военно-политического противостояния и напряженности, упрочению безопасности государств региона, укреплению доверия между ними, закреплению этих позитивных сдвигов соответствующими двусторонними и многосторонними международно-правовыми актами и договорами.
Это, в свою очередь, ставит вопрос об общей интенсификации процесса переговоров между государствами региона, созданию в этих целях временных и постоянных двусторонних и многосторонних международных переговорных механизмов.
 
[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]