Обозреватель - Observer
Внутренняя политика

БОРЬБА ЗА ВЫЖИВАНИЕ НАРОДОВ СЕВЕРА

Н.ХМАРА,
доктор философских наук Ж.ГОЛОТВИН,
кандидат философских наук

Народы Севера в борьбе за выживание

Человеколюбивые идеалы взывают к необходимости особого внимания к судьбам тех народов, которые пребывают в наиболее трудных и сложных условиях по сравнению с другим населением мира. Малочисленные народы, проживающие на Севере России, относятся именно к таковым. В настоящее время им особенно трудно, так как экстремальность обстановки для их жизнедеятельности, определенная суровостью природы, усугубилась ныне общей кризисной ситуацией, сложившейся в России в процессе реформирования страны. Обрушившиеся на северян трудности несравнимы с теми, которые приходится переживать остальным россиянам, населению обжитых районов Центра и Юга России.

К малочисленным народам Севера в Российской Федерации относятся: алеуты, алюторцы, долганы, ительмены, кереки, кеты, коряки, манси, нанайцы, нганасаны, негидальцы, ненцы, нивхи, ороки, орочи, саамы, селькупы, тазы, тофалары, удегейцы, ульчи, ханты, чуванцы, чукчи, эвенки, эвены, энцы, эскимосы и юкагиры - всего 29 народов общей численностью 181,6 тыс. чел. Самые крупные из них - ненцы (около 35 тыс. чел.), эвенки (около 30 тыс. чел.). Самые малочисленные - кереки (100 чел.), энпы (198 чел.).

Эти северяне - потомки тех, кто населял данную территорию в прошлом и вошел в состав Российского государства. Представители вышеназванных народов рассматривают понятие "малочисленные" далеко не однозначно, вполне закономерно полагая, что вклад того или иного народа в социально-экономический и научно-технический прогресс российского многонационального общества не зависит непосредственно от его численности.

Проект Закона "Основы правового статуса малочисленных народов Российской Федерации" в качестве критерия для отнесения народа к малочисленному называет цифру до 50 тыс. чел. Этот рубеж является относительно стабильным, так как народы, насчитывающие менее 50 тыс. чел., не могут преодолеть его в результате естественного воспроизводства в течение длительного времени (по меньшей мере ближайшего десятилетия), считают некоторые специалисты. Нам представляется, что названный рубеж искусственный, поскольку основным критерием отнесения того или иного народа к малочисленным является невозможность, при любых созданных ему условиях, развивать экономику н социальную сферу, обеспечивающие относительно независимое развитие в соответствии с современным уровнем прогресса. 

Кроме того, обозначенный в проекте Закона рубеж не учитывает наличие или отсутствие у того или иного народа своего национально-государственного либо национально-территориального образования. Возникает и такой вопрос: если ныне малочисленный народ превысит "относительную стабильность" пятидесятитысячного рубежа, то к какому народу он будет отнесен? И это не праздный вопрос, так как от его рещения зависит правовой статус народа. Он требует должного решения.

Международная организация труда (МОТ) 7 июня 1989 г. приняла Конвенцию "О коренных и ведущих племенной образ жизни народах в независимых странах". Между тем проблемы состояния жизни малочисленных народов Севера усложняются и закономерно привлекают внимание мировой и российской общественности.

Осмысливая общую ситуацию

Народы Севера проживают на территории равной 11 млн.кв.км (это 64% пространства России). Здесь добывается сегодня более 90% газа, три четверти нефти, обеспечивается половина улова рыбы и добычи морского зверя. Отсюда вывозится 36% древесины. Располагая 9% трудовых ресурсов и 15% основных фондов. Север производит почти пятую часть национального дохода России. Итак, регионы Севера, Сибири и Дальнего Востока, где проживают малочисленные народы, располагают поистине уникальными топливно-энергетическими, минерально-сырьевыми, биологическими и другими ресурсами. 

Открытие полезных ископаемых: нефти, газа, руд, драгоценных металлов и т.п. было встречено на Севере с надеждой, что жизнь этого края, его коренных жителей изменится к лучшему, он получит стимул к развитию промышленности, всего хозяйства, которое должно привести к повышению благосостояния народа. Но в экономической сфере начался противоречивый процесс столкновения индустриального производства с национально-традиционным. Казалось бы, индустриализация даст работу людям, вдохнет новую живительную струю, позволит им трудиться в промышленности. Однако все оказалось более сложным. 

Представители коренных малочисленных народов в промышленность идут неохотно - работа на предприятии требует не только соответствующей квалификации, но и серьезной психологической перестройки. (Сейчас пока лишь 6-7% аборигенных жителей Севера заняты на таких предприятиях.) Как следствие, сюда завозятся работники, не владеющие местными языками и безразличные к развитию национальной культуры аборигенных народов. Многие при этом безразлично относятся и к самим коренным жителям. Это вызывает большую озабоченность и воспринимается частью коренного населения как ущемление их национального суверенитета. 

Для развития малочисленных народов Севера первостепенное значение имеет сохранение традиционных видов экономики. Существенную роль в их подъеме могли бы сыграть нарождающиеся рыночные отношения. Пока же в районах Крайнего Севера их практически нет. 

Существует оптово-товарная система, отсутствуют структуры, которые бы занимались изучением конъюнктуры рынка, подавляющая часть производимой продукции идет государству, отсутствует действенный механизм, который способствовал бы непосредственным взаимосвязям коренного населения (охотников, оленеводов, рыбаков и т.п.) с внешним миром. 

Снабжение Севера осуществляется по распределению Центра. 70% всех потребностей для Крайнего Севера контролирует сейчас Комиссия по оперативным вопросам, образованная Правительством Российской Федерации. Однако выполнять, как отметил вице-премьер Ю.Яров, обязательства федеральным властям сейчас стало сложнее, так как исчезли многие структуры и нет Госплана.

Россия, как известно, благодаря прежде всего народам Севера занимает ведущее место в мировой добыче пушнины, а также является единственным или основным поставщиком некоторых видов пушнины на международный рынок. Песец, лисица, серебристая норка (клеточная) всегда высоко ценились. Пушнина стала приносить немалые валютные средства, однако закупается она у местных охотников по очень низким ценам.

В прошлом важной отраслью хозяйства таких народов, как чукчи, коряки, ненцы, саамы и др., являлся зверобойный промысел, на ведение которого сейчас имеются ограничения. 

Многие народы Севера занимаются оленеводством. Естественно, что в наши дни оленеводство не играет той исключительной роли в обеспечении продовольственных потребностей, которую оно играло раньше. Но и недооценка его усложнила жизнедеятельность малочисленных народов Крайнего Севера. Олени дают мех, теплую одежду. Поголовье же оленей уменьшается. На 1 января 1993 г. оно составляло 2 млн. 41 тыс. голов. Оленеводство опустилось до уровня 30-х годов.

Драмы экологические и человеческие

На оленеводстве и охоте отрицательно отразилось промышленное освоение Севера. Вокруг тысяч буровых образовались огромные площади выгоревшего ягеля - основного корма оленей. Тайгу пересекли газопроводы и нефтепроводы, ее перерезали железные дороги. Возникли ряд новых городов и большое число рабочих поселков. Шла ускоренная вырубка лесов.

До последнего времени, в связи с интенсивным промышленным освоением, практиковалось, по существу, насильственное вытеснение и самих малочисленных народов с мест их исконного обитания. Орочи, например, начиная с 1956 г.* были переселены пять раз. Неудивительно, что их осталось всего 631 чел. От 10 до 35% эвенков, нанайцев, ульчей, удегейцев, эскимосов, ительменов, сроков, орочей, юкагиров живут ныне за пределами территорий своего компактного расселения.

Промышленное освоение Севера сопровождалось разрушением самой среды обитания народов, искусственной унификацией и стандартизацией условий и уклада их жизни. За последние 15 лет на Севере выведено из оборота 34 млн.га оленьих пастбищ. Содержание вредных веществ в реках и прибрежных водах Ледовитого океана превышает предельно допустимые нормы в 5-6 раз. Во многих местах возникли трудности с питьевой водой. Происходит широкомасштабное загрязнение почвы. Так, экологи подсчитали, что на каждый квадратный метр ханты-мансийской земли пролито от 20 до 50 кг нефти. Только на севере Тюменской области добыча нефти привела к уничтожению 28 промысловых рек и 11 млн. га оленьих пастбищ. 

Нередко опасный характер приобретают эрозийные и термокарстовые процессы. Многие экономисты-экологи считают, что некоторые районы Севера не выдержат дополнительной нагрузки. Среда обитания народов, населяющих регионы Севера, нарушена. Малочисленные же народы данного края почти целиком зависят от природы, дающей им средства к жизни. Происходит упадок традиционного добывания пищи, в то же время значительно, за счет в основном приезжих, возросла численность населения. Все это раньше покрывалось за счет поставок продовольствия из южных районов России. Но в последние годы снабжение Севера резко ухудшилось, поставки не выполняются. Резкое повышение транспортных тарифов привело к лишению этого региона авиационных поставок. Подорожание нефтепродуктов поставило навигацию под вопрос. А ведь Север живет в значительной мере за счет запасов, накапливаемых на год-полтора. В 1993 г. на 1 июля было завезено 14,5 млн. т грузов из запланированных 53 млн.т. Возникли серьезные проблемы со снабжением товарами первой необходимости, топливом, нефтепродуктами и т.д. И, как свидетельствует пресса, северяне сегодня оказались в тяжелейшем положении. Кстати, и местные, и приезжие. На 1 мая 1994 г. продовольствия завезено к уровню прошлого года 85 %, нефтепродуктов 62 %, продукции производственно-технического назначения 9%. 

Вопрос о выживании малочисленных народов, в связи с нависшей угрозой голода, предстал в период кризиса в прямой, не метафорической форме.

Чтобы не погибнуть, значительная часть людей покидает обжитые веками места и идет работать в город, поселок истопниками, дворниками, сторожами, уборщицами, и тут уже не до сохранения национального быта, культуры, национального языка.

Существенное значение в оценке экологической и социальной ситуации имеет учет отношения к природе не только ведомств, но и обычных приезжих работников. В общественном мнении коренного населения региона сложилось, и небезосновательно, представление, согласно которому наблюдается принципиальное отличие в отношении к природе аборигенного населения Севера и приезжих. Для коренных жителей природа - среда их постоянного обитания, они не отрывают себя от природы и в подавляющем большинстве рационально используют ее ценности. В то же время приезжие, временно проживающие на данной территории, относятся к природе как к партнеру, от которого надо получить побольше прибыли и притом с меньшими затратами. Настроения временщиков наносят не только материальный ущерб, калеча природную среду, но и возбуждают национальное возмущение, а нередко и вражду со стороны местного населения.

Проблемы социально-демографические

В суровых экстремальных условиях жизни народов Севера особую роль играют социальные проблемы. В прежние годы средства массовой информации создавали радужную картину о жизни северян, представляя ее как бравурное шествие к вершинам цивилизации. Нельзя сказать, что ничего не делалось для улучшения жизни народов Севера. Делалось, но далеко не пропорционально тому, сколько средств выкачивалось из данного региона. 

Средства выделялись и выделяются, но эффективность их низкая. Из ресурсов, отпускаемых на социально-экономическое развитие территорий и регионов проживания малочисленных народов, только 10-15% доходило до адресата. Не случайно, что социальная сфера за последние годы не получила там сколько-нибудь заметного развития. Обустройство национальных населенных пунктов, бытовое обслуживание населения находятся на низком уровне, а в связи с переходом на рыночные отношения ситуация еще больше усложнилась.

На Севере в среднем на человека приходится от 1,5 до 7 кв.м жилья, как правило, в ветхих, убогих строениях. На Чукотке, Таймыре, в Эвенкии и других местах люди, чтобы не замерзнуть, набиваются по несколько семей в одну комнату. Каждая вторая-третья семья нуждается в улучшении жилищных условий. Многие оленеводы в Ямало-Ненецком округе не имеют не только жилья, но даже своего чума.

В большинстве национальных селений детские сады, медицинские учреждения размещаются в не приспособленных для нормальной работы помещениях, часто находящихся в аварийном состоянии.

Отмечается резкое ухудшение психического здоровья коренных северян в связи с негативным влиянием на них "цивилизации", научно-технического прогресса (пьянство, алкоголизм, преступность, агрессивность). Неестественные смерти составляют большой процент числа умерших. В 80-х годах каждый второй из числа умерших коренных жителей Севера погиб от бытовых травм, убийств и самоубийств, что в 3-4 раза превышает средние показатели по стране. Средняя продолжительность жизни представителей малочисленных нардов Севера составляет всего 42-46 лет, что значительно меньше, чем по всей России. По данным на 1990г., до 50% орочей находятся на учете в тубдиспансерах.

Анализ демографических процессов свидетельствует, что на протяжении последних десятилетий принимался ряд мер по стимуляции сохранения и роста малочисленных народов Севера, в частности, постановления № 300 (1957 г.) и № 115 (1980 г.). Общий прирост численности народов (на территории, входившей в СССР), согласно переписи 1989 г., составил 24,6%. В Российской Федерации он увеличился с 9,8% (1979 г.) до 16,8%. Однако, наряду с этим, численность ряда коренных народов в этот период, наоборот, уменьшилась: в Эвенкийском автономном округе с 21,6 до 14%; в Таймырском с 17,3 до 13,7%; в Ненецком с 12,8 до 11,9%; в Ямало-Ненецком с 16,2 до 4,2%; в Чукотском с 10 до 7,3%; в Ханты-Мансийском с 3,2 до 1,3%. Орочей стало на 33,6%, тофалар на 4,2%, а кетов на 0,8% меньше. Слабый прирост численности у саамов-0,1%, селькупов- 1,3%. Только в Корякском автономном округе отмечался рост от 12,6 до 16.5%. 

В силу таких процессов даже в традиционных национальных поселках представители малочисленных народов Севера не составляют большинства населения. Ввиду этого их представительство в местных органах власти и самоуправления стало самым минимальным.

Культура и образование

Процессы развития национальной культуры малочисленных народов Севера Идут с большими сбоями. Задание, установленное Правительством Российской Федерации (Постановление от 7 июня 1989 г. № 182), по вводу в строй клубов и домов культуры в районах проживания народностей Севера выполнялось слабо.

Из предусмотренных решением Правительства РФ на 1991-1995 гг. вводимых в эксплуатацию клубов на 20,6 тыс. мест в 1991-1992 гг. введено лишь 1-,95 тыс., т.е. только 5,1 %, в том числе по Минсельхозу России задание выполнено всего на 8,4%. Администрацией краев, областей, АО и Совминов республик из запланированных к вводу 4,32 тыс. мест не выполнено ничего.

На Севере фактически отсутствует профессиональное национальное искусство (театры, музеи, оркестры и т.п.). Вызывает беспокойство то, что развитие искусства ведется лишь в рамках самодеятельного народного творчества, и большая проблема заключается в отсутствии достаточного числа соответствующих национальных кадров.

Ощущается острая нехватка литературы на национальных языках. В библиотеках районов проживания малочисленных народов Севера на 1 января 1992 г. насчитывалось только 7846 экз. книг на 12 языках. В 1991 г. издано на корякском, мансийском языках лишь по одной книге, на хантыйском языке - 2, на ненецком и нивхском - 3. В некоторых библиотеках таковые вообще отсутствуют. За последние годы ничего к лучшему не изменилось. В условиях рыночной экономики очень сложно решать вопросы материального обеспечения культуры. Все это может особенно отрицательно сказаться на сохранении и развитии культуры малочисленных народов Севера, если не будут приняты срочные меры.

На Севере действует около 300 национальных школ и более 200 школ смешанного типа. Издаются буквари на 17 языках, более 100 наименований учебно-методической литературы. Однако многие школы находятся в очень плохом состоянии, а некоторые десятками лет не ремонтируются, не имеют центрального отопления, канализации, спортивных и читальных залов. Правда, сейчас ведется поиск новых форм обучения. В Якутии, например, в 1992-1993 гг. введены экспериментальные программы возрождения народной педагогики в обучении и воспитании детей коренных северян. В основе лежит конкретное национальное содержание - начиная с внешнего оформления школ, обучения языку, культуре, кончая охотничьим промыслом, прикладными творческими национальными играми. В экспериментальном режиме работают и готовятся к такой работе 5 средних школ.

Как быть дальше?

До сих пор, к сожалению, Президентом и Правительством России, по существу, не решен принципиально вопрос о политике в отношении этих народов. Она в основе своей сводится к эпизодической благотворительной деятельности государственных органов (осуществление комплекса мероприятий по оказанию финансовой, материальной помощи, организация государственной и кооперативной торговли и т.д.), что явно недостаточно для решения социально-экономических, экологических, демографических проблем северян.

Следует отметить и такой факт: те или иные мероприятия планируются, как правило, сверху, т.е. в их разработке не принимают участия широкие слои народов Севера, а их мнения зачастую не учитываются.

Представляется, что стержнем новой национальной политики должна стать идея самоуправления малочисленных народов, согласно которой они действительно станут субъектами собственного развития. Идея самоуправления соответствует основным положениям Декларации о государственном суверенитете РСФСР и Федеративного Договора.

Существует и другой подход, согласно которому ключевым моментом политики в отношении малочисленных народов Севера могло бы стать создание для них своего рода резерваций. Авторами и сторонниками названного подхода являются некоторые представители самих северян. 

С их точки зрения, лишь резервации в состоянии сохранить самобытность и традиционный образ жизни малочисленных народов. Но их создание, по существу, приведет к искусственному вычленению северян из общего развития цивилизованного мира, к консервации патриархального уклада, отсталых традиций и обычаев. Это даст скорее негативные, чем позитивные последствия. Сказанное отнюдь не означает, что не следует брать то лучшее, что имеется в промышленно развитых странах, в их опыте организации резерваций для сохранения отдельных народов. Возможно, для тех народов, которые особенно малочисленны и при существующих условиях не могут самостоятельно развивать экономику и социальную сферу, это было бы каким-то выходом. Ведь некоторые наши народы (например, кереки - 100 чел., энцы - 198 чел., ороки - 179 чел.) давно пора занести в своего рода "Красную книгу".

Нам представляется, что политика должна основываться прежде всего на учете интересов и потребностей народов: расширение площадей земли для ведения традиционных видов хозяйства, оздоровление природной среды обитания, меры по увеличению продолжительности жизни и численности народонаселения, созданию необходимых условий для нормальной жизни малочисленных народов.

Нужен механизм, используя который можно было бы в условиях Севера сочетать рыночные отношения с деятельностью государственных организаций, с государственным планированием, отказываться от которого здесь пока нельзя. Полагаем, что и государственный сектор на Севере должен сохранять главенствующее положение в экономике.

Намеченная же приватизация, набирающее силу частное предпринимательство, наделение предприятий экономической самостоятельностью, сопровождаемое стремлением постоянно увеличивать бартерные и другие сделки, приносящие довольно быстро прибыль, конечно, будут подрывать или по крайней мере наносить ущерб государственным заказам. Потребности малочисленных народов можно было бы в значительной степени удовлетворять за счет приоритетного перераспределения получаемых на месте налогов и прибылей.

В условиях Севера укрупненные хозяйства, концентрирующие население в больших поселках, себя не оправдывают. Северным народам близки такие формы хозяйства, как небольшие колхозы, госпромхозы, семейно-родственные бригады, промысловые кооперативы. Важнейшим условием для их создания явилось бы восстановление заброшенных сел, деревень, стойбищ и создание новых. Решения об организации таковых должны приниматься на основе мнений самих оленеводов, рыбаков, охотников, хорошо знающих местные условия. Малые населенные пункты, оленеводческие базы должны иметь благоустроенное жилье и быть обеспеченными продовольствием. 

Создание местных трудовых коллективов в традиционных отраслях будет способствовать решению многих экономических и социальных проблем, прежде всего трудоустройству населения, особенно молодежи. Таким трудовым коллективам необходимо предоставить большую самостоятельность в реализации не только сырья, но и готовой продукции. В целях рационального использования земельных ресурсов, природных средств необходимо в кратчайшие сроки провести инвентаризацию и паспортизацию всех промысловых угодий и пастбищ. На базе этого произвести закрепление их на вечное пользование за семейно-родовыми и другими трудовыми коллективами.

Учитывая большую остроту проблем природопользования, охраны окружающей среды, следовало бы принять и систематически претворять в жизнь долгосрочную государственную программу охраны природы данного региона, осуществить меры по созданию особого режима природопользования на Севере страны. Как нам представляется. Правительству Российской Федерации следует разработать соответствующий документ о создании национальных, этнических территорий или зон приоритетного природопользования, которые не подлежат промышленному освоению. 

Решению этих и многих других проблем могло бы способствовать принятие Закона "Основы правового статуса малочисленных народов Российской Федерации".

Большая чувствительность и ранимость северных экологических систем обусловливают необходимость особой природоохранительной нормативной базы. Должны быть свои, более жесткие санкции за неоправданное разрушение природы, за браконьерство. В законах следует закрепить право народов Севера на компенсацию за разрушение природной среды их исторического обитания.

Состояние здоровья малочисленных народов требует увеличения средств на финансирование здравоохранения, расширение строительства сети больниц, поликлиник и их материальное обеспечение. Учитывая, что медицинские учреждения Севера недостаточно укомплектованы кадрами, обратить внимание на их подготовку и особенно из числа лиц местных национальностей. Наладить работу передвижных медицинских отрядов. Требуется значительно улучшить лечебно-профилактическую помощь, прежде всего населению, ведущему кочевой или полукочевой образ жизни. Целесообразно поддержать выдвинутую на I Съезде малочисленных народов Севера (1990г.) идею о необходимости разработки государственной программы "Дети народов Севера".

Важно изменить и подход к обучению и воспитанию детей, осуществляемый до сих пор преимущественно через школы-интернаты. Вряд ли целесообразно отказаться от них вообще, но в них должны быть созданы условия и подобраны соответствующие кадры, которые бы давали школьникам уровень знаний, отвечающий современным требованиям и специфике потребностей именно северян. Частичным выходом из создавшегося положения могло бы стать введение, где это возможно, передвижных школ прямо в оленеводческих и других бригадах. 

Усилить подготовку подлинных мастеров своего дела: авторитетных оленеводов, рыбаков, охотников и т.д. Сроки каникул приурочивать к хозяйственному циклу, с тем чтобы дети могли активно участвовать в жизни своей семьи. Следует изменить отношение к родным языкам народов Севера, которые почти полностью исключались из учебных планов старших классов. Нужно расширить радио- и телевещание на языках народов Севера. Необходимы и специальные книжные издательства для выпуска изданий на этих языках. Жизнь требует и возрождения Института народов Севера или университета такого типа.

Словом, проблемы возрождения малочисленных народов Севера объемны и сложны, их очень много, но время не терпит…
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]