Обозреватель - Observer
Военно-политические проблемы

БАЗИРОВАНИЕ БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА

Ю.ФОМИНЫХ, полковник

Актуальность и важность рассмотрения проблем базирования Балтийского флота России определяются теми экономическими и геостратегическими изменениями, которые произошли за последние годы, и в связи с этим той ролью и значением, которые приобретает в современных условиях вся Балтийская морская зона с прилегающими к ней регионами.

Сегодня на берегах Балтики собственно российскими остались только два обособленных и территориально разнесенных на большое расстояние друг от друга района-Калининградская и Ленинградская области, при этом Калининградская область не имеет непосредственной связи с территорией Российской Федерации. 

Резко изменилась не в пользу России геостратегическая обстановка в Прибалтийской морской зоне. В военно-политическом и особенно военном отношении необходимо отметить, во-первых, то, что на Западе, после распада Организации Варшавского Договора, ближайшими соседями России оказались государства, открыто тяготеющие к сотрудничеству с НАТО и, судя по их практическим шагам, не намеревающиеся продолжать с Россией союзнические или дружеские отношения.

Во-вторых, внешнеполитическая обстановка в регионе осложняется еще и тем, что в декабре 1991 г. Советом НАТО было принято решение о создании на Балтике постоянного оперативного соединения многонациональных ВМС, которое в период возможного обострения обстановки может по согласованию с государствами Балтии использовать их базы и порты в своих целях, что, несомненно, не отвечает интересам России.

Наконец, Балтийское море можно рассматривать как морской театр военных действий в составе двух важнейших стратегических направлений - Северо-Западном и Западном. На этих направлениях имеются или могут быть сосредоточены достаточно мощные группировки вооруженных сил, расположены базы ВВС и ВМС как национальных, так и объединенных (НАТО), командные пункты и пункты управлений всех уровней, до высших включительно. Здесь же проходят и жизненно важные для западноевропейских стран межконтинентальные морские коммуникации, связывающие их со странами всего мира.

В этих условиях надежное обеспечение интересов России в регионе требует наличия определенных гарантий не только международно-правового, но и военного, "силового" характера. Эти гарантии в этом регионе обязан обеспечить Балтийский флот - в чем и состоит его основное предназначение.

Отмеченные выше факторы с точки зрения интересов обороны страны ставят Балтийский флот в особое положение. Решение Балтийским флотом своих задач во многом зависит от состояния развития существующей инфраструктуры оперативного оборудования морской зоны и системы базирования сил.

Глубокие военно-политические изменения, связанные с выводом российских войск и военных объектов из Германии и Польши, а также из стран Балтии - Литвы, Латвии и Эстонии; прекращение существования военной структуры Объединенных вооруженных сил государств - участников Варшавского Договора существенным образом затронули все жизненно важные стороны деятельности Балтийского флота, обострили существующие и выдвинули целый ряд новых сложных проблем по оперативному оборудованию театра возможных военных действий и дальнейшему развитию системы базирования флота.

К основным проблемам базирования Балтийского флота Российской Федерации в настоящий период и на ближайшие годы следует отнести следующие из них.

Во-первых. В связи с отделением стран Балтии резко сократилась система базирования флота и количество объектов его инфраструктуры. Протяженность побережья с прилегающей к нему территорией, на которой расположены основные объекты базирования сил, управления, связи и наблюдения, судоремонта и хранения запасов оружия и материальных средств, уменьшилась более чем на 60%. 

Согласно достигнутым договоренностям к концу 1994 г. Балтийским флотом передаются: Латвии - основные пункты базирования в Лиепае и Риге; Эстонии - в Таллине и Палдиски; Латвии - аэродромы Тукумс и Скульте, Эстонии - Сууркюль. Количество основных пунктов базирования кораблей уменьшается на 80%, аэродромов на 30%. На флоте остро встает проблема обеспечения стоянки и снабжения кораблей. Передислокация сил в существующие основные пункты базирования ведет к вынужденной концентрации сил, а это, в свою очередь, к снижению их живучести. Кроме того, существенно падает обеспеченность кораблей причалами, энергосредствами, судоремонтом и всеми видами материально-технического снабжения, ухудшаются условия размещения и культурно-бытового обслуживания личного состава. Необходимо ускоренное создание новых и дооборудование существующих основных пунктов базирования.

Сложным остается вопрос с базированием авиации флота. Почти весь авиационный парк сосредоточен на Земландском полуострове, емкость аэродромов значительно перегружена и не обеспечивает потребного рассредоточения авиации. Требуется создание новых аэродромов.

Во-вторых. С 1995 г. основные силы Балтийского флота будут располагаться преимущественно на территории Калининградской области, которая изолирована от территории Российской Федерации. Указанный район удален от западной границы России более чем на 700 км по прямой, а протяженность морских коммуникаций (Санкт-Петербург - Калининград) составляет более 1000 км.

Изолированность и удаленность западной зоны системы базирования флота ставят проблему создания на театре надежной и устойчивой системы управления силами. Расположенные на Земландском полуострове основные объекты управления флота - штаб, командные пункты, приемные и передающие радиоцентры находятся на удалении до 50 км от* границы и могут быть выведены из строя даже тактическими средствами поражения. Встает вопрос о необходимости создания новых резервных объектов управления и связи на основной территории Российской Федерации.

В-третьих. До распада Советского Союза Прибалтийский экономический район имел на своей территории крупный судоремонтный комплекс, состоящий из 34 судоремонтных предприятий, в том числе 5 судоремонтных заводов Военно-Морского Флота. Производственные мощности заводов в необходимой степени обеспечивали ремонт кораблей и судов Балтийского флота. В настоящее время более 80 % судоремонтных предприятий гражданских ведомств отошли Литве, Латвии и Эстонии. К концу 1994 г. Военно-Морской Флот должен также передать 4 своих судоремонтных завода: два Латвии - в Риге и Лиепае; два Эстонии - в Таллине и Палдиски. Таким образом, в зоне Балтийского моря останутся только два флотских судоремонтных предприятия - в Балтийске и Кронштадте, которые могут обеспечить не более 30% потребности флота в ремонте кораблей и судов. Поэтому развитие судоремонтной базы выдвигается в очередную важную проблему базирования Балтийского флота. 

В-четвертых. С передачей странам Балтии более 40% складского фонда Балтийский флот столкнется со сложной проблемой обеспечения сил оружием, материальными запасами и продовольствием. Потребуется в сжатые сроки накопить необходимые запасы в районе Калининградской области путем развития существующих баз и складов, а также создать необходимое количество запасов согласно нормам накопления в Ленинградской области и других регионах России. При этом опять же необходимо учитывать изолированность и значительную удаленность района Калининградской области - Западной зоны базирования флота - от страны, а также сложные метеорологические и навигационные условия при доставке грузов морем в зимний период, который характеризуется замерзанием акватории Финского залива, частыми туманами и штормами в Балтийском море. Для обеспечения надежности снабжения сил потребуется создание специального мобильного плавучего тыла флота. В-пятых. Особо острой проблемой базирования Балтийского флота остается вопрос социально-культурного и бытового обеспечения личного состава. На флоте 15% офицеров, мичманов и прапорщиков не имеют своих квартир. Положение с обеспечением личного состава жильем с выводом частей флота из стран Балтии будет усложняться, так как на территории этих стран находится до 45% жилого фонда флота. Если средняя продолжительность ожидания в получении квартир в 1991 г. составляла 3-4 года, то в ближайшие годы она может возрасти в несколько раз.

Аналогично положение обстоит с обеспечением матросов и старшин срочной службы казармами, на флоте не хватает общежитии, гостиниц, детских садов и других объектов культурно-бытового назначения.

Наконец, еще одна, и далеко не последняя проблема. В недавние годы развитие и совершенствование системы базирования флота и военной инфраструктуры осуществлялись силами и средствами военных строителей. На эти цели Министерству обороны централизованно выделялись материальные фонды и рабочая сила. С изменением обстановки в стране и в связи с резким сокращением Вооруженных Сил, а в дальнейшем и ликвидацией структуры военных строителей общей проблемой для всех флотов, включая и Балтийский флот, стала проблема организации и проведения строительства, т.е. заказа и получения строительных материалов, оборудования и рабочей силы.

Анализируя изложенное, необходимо отметить, что решение большинства проблем базирования Балтийского флота во многом зависит от капитального строительства. В связи с этим необходимо решение вопросов капитального строительства осуществлять на научной, глубоко продуманной учеными и военными специалистами основе в рамках единой государственной программы оперативного оборудования территории Российской Федерации в интересах обороны страны.

При этом государством должны быть гарантированы плановые (после утверждения указанной Программы) ежегодные выделения Министерству обороны необходимых ассигнований, материальных ресурсов и рабочей силы. Кроме того, в составе этой Программы для Военно-Морского Флота, как и для других видов Вооруженных Сил, должен быть предусмотрен специальный раздел по развитию системы базирования ВМФ и оперативному оборудованию морских зон на четко определенный период (двухлетку, пятилетку, десятилетку), всецело увязанный с другими программами и планами военного строительства, что полностью соответствует требованиям Закона Российской Федерации "Об обороне".

Следует также отметить, что решение ряда проблем базирования Балтийского флота было бы целесообразно осуществлять на основе развития двустороннего сотрудничества со странами Балтии путем совместного использования портовых сооружений, судоремонтных предприятий, линий связи и транспортных коммуникаций.

С одной стороны, это позволило бы странам Балтии сохранить для своих предприятий заказы Военно-морского Флота России, а следовательно, и рабочие места, а с другой - позволило бы России более рационально использовать бюджетные средства и капиталовложения для совершенствования системы базирования Балтийского флота.

Взаимовыгодное сотрудничество и партнерство с Россией позволили бы странам Балтии обеспечить поставки вооружения и военной техники для создаваемых ими военно-морских сил, что было бы значительно выгодней для них, чем закупка их на Западе. Примером такого сотрудничества может служить строительство Литвой жилого фонда для Балтийского флота в Калининграде взамен передачи ей нескольких боевых кораблей и катеров из состава флота.

Только при таком подходе можно успешно решать проблемы базирования и Балтийского флота, и Военно-морского Флота в целом.
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]