Обозреватель - Observer
Военно-политические проблемы

ЕВРОПА: проблемы военной безопасности

А.ДАНИЛЕВИЧ,
генерал-полковник

ВОЗМОЖНЫЕ ВОЕННЫЕ УГРОЗЫ И ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ :

Создание эффективной системы военной безопасности в Европе требует объективной, безошибочной оценки возможных внутренних и внешних, военных и невоенных угроз. Среди невоенных угроз наибольшую опасность для европейских стран, видимо, будет представлять развитие экономического кризиса в странах, входивших ранее в СССР, а также в восточноевропейских государствах; экологические угрозы, связанные с нарушением природной среды в обширных районах как на западе, так и на востоке Европы.

Но главная опасность как и прежде будет исходить от военных угроз. Сейчас их уровень в Европе существенно снизился, но при определенных обстоятельствах он может вновь возрасти. В оценке этих угроз необходима строгая объективность со стороны всех европейских государств. Опасно недооценивать военные угрозы, но не менее опасно и переоценивать их, так как это неизбежно приведет к ошибкам в политике, наращиванию вооруженных сил сверх разумных пределов, срыву выполнения намеченных социально-экономических программ. Только на основе глубокого анализа и точного предвидения реальных военных угроз можно предотвратить случайности, правильно рассчитать и распределить потенциальные ресурсы и возможности государств, обеспечить их наиболее рациональное использование, организовать надежную оборону европейского сообщества с минимальным ущербом для экономики и экологии.

При создании новой системы безопасности следует учитывать, что характер современных военных угроз резко изменился. Мировая ядерная война стала не только маловероятной, но и практически невозможной из-за ее глобальных уничтожающих последствий для всего человечества, неизбежной гибели как стороны, подвергшейся первому удару, так и стороны, нанесшей этот удар.

Вместе с тем сохраняется опасность региональных и локальных войн как вблизи Европы, так и непосредственно на ее территории. Причем масштабы, острота таких войн растут, а сами они в связи с возможностью массового применения высокоточного оружия, разрушения АЭС и центров химического производства принимают все более грозные, истребительные формы.

Другая отличительная тенденция современной обстановки состоит в резком усилении внутренних угроз и опасности возникновения в европейских государствах внутригосударственных гражданских войн и разного рода военных столкновений на национальной, религиозной или этнической почве. Такие войны стали реальностью уже сегодняшнего дня. В будущем их вероятность станет еще более очевидной. Разумеется, уровень военных угроз не остается постоянным. Он может быстро меняться, снижаться и вновь возрастать. Поэтому при организации новой системы военной безопасности надо исходить не только из современных, но и возможных перспективных угроз.

В недавнем прошлом главная угроза исходила из возможности прямого военного столкновения Запада с Востоком, США с СССР, блока НАТО с блоком ОВД. Теперь такая опасность резко уменьшилась. Это не означает, однако, что при определенных обстоятельствах она не может возродиться на новой основе, тем более, что США и НАТО, СНГ и Россия сейчас продолжают держать вооруженные силы, нацеленные друг против друга.

Гипотетически нельзя полностью исключить военных столкновений (при изменившейся обстановке) также ФРГ с Польшей; Польши с Украиной; России с Прибалтийскими странами; Турции с Грецией и т.п. 

Перспективная система военной безопасности должна учитывать и предупреждать возможность такого развития событий. В целом при современной обстановке оценка характера возможных военных угроз в Европе должна, видимо, базироваться на следующих, выводах:

  • повышается опасность внутригосударственных войн и конфликтов. Эта категория угроз выдвигается сейчас на первый план;
  • межгосударственная война в данное время на Европейском континенте маловероятна, но возможна в будущем при резкой смене политического курса тех или иных крупных держав (прежде всего США, ФРГ, Франции, Великобритании и России);
  • сохраняется угроза интересам всех европейских государств и России за пределами Европейского континента, главным образом со стороны стран с тоталитарным режимом - Ближнего Востока, Африки и Азии.
В свете этих соображений достаточно ясно просматриваются возможные последствия различных вариантов формирования перспективной системы военной безопасности в Европе. Очевидно, что любая попытка строить ее на противопоставлении США, НАТО - России и СНГ чревата серьезными опасностями. Во всяком случае, модель расширения НАТО за счет включения в этот союз восточноевропейских стран и Прибалтийских государств (к чему последние настойчиво стремятся) одинаково неприемлема как для США и большинства центрально-европейских стран, так и тем более для России. В результате возникнет опасный очаг напряженности, усилится тенденция раскола, политического, и военного противостояния.

С одной стороны, это будет означать политическую изоляцию России. Российское руководство и народ не могут воспринять такое положение иначе, как угрозу своей безопасности. И в самом деле, под каким бы прикрытием процесс одностороннего (без участия Российской Федерации) расширения НАТО ни происходил, будет создана еще более мощная замкнутая военно-политическая коалиционная структура, объективно направленная против России, а косвенно и против других стран СНГ. Вооруженные силы этой структуры окажутся развернутыми непосредственно у российских и украинских границ. То есть создастся ситуация аналогичная, а может быть, и более опасная, чем в 1941 г. Поэтому вероятность военно-политической конфронтации не снизится, а скорее всего возрастет.

С другой стороны, блок НАТО при таком положении утратит свою былую стабильность. Фактически произойдет его размывание. Внутри Союза создастся почва для новых противоречий, не говоря уже о том, что будет нарушена или даже подорвана вся система военного строительства и планирована" блока, существовавшая ДО СИХ ПОР.

Следовательно, в общих интересах обеспечения безопасности Европы наиболее приемлемым может быть создание международной системы на базе включения в НАТО всех без исключения европейских государств, в том числе России, или формирования безблоковой системы на основе дальнейшего развития процесса СБСЕ. 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Международная безопасность как в глобальном, так и в европейском масштабе в настоящее время может быть обеспечена целой системой мер и действий политического, дипломатического, экономического и военно-стратегического характера. На первый план среди них выдвигаются прежде всего политические меры. Систему военной безопасности поэтому надо рассматривать как составное звено общей системы международной и национальной безопасности.

В современном представлении система военной безопасности состоит во взаимосвязанном комплексе оборонных структур, механизмов и заранее спланированных мероприятий, предназначенных для поддержания военно-политической стабильности и устойчивого мира в Европе; сдерживания потенциального агрессора в Европе и за ее пределами; предупреждения войны, военных конфликтов, агрессивных и других насильственных действий со стороны отдельных государств; защиты военными средствами государственных интересов, суверенитета, независимости, территориальной целостности всех европейских государств независимо от их политической ориентации. 

Следует также предусмотреть меры по локализации военных столкновений между европейскими государствами и внутри отдельных государств, отражению массированного нападения (вторжения) извне, разгрому агрессора и восстановлению статус-кво.

Система военной безопасности должна опираться на политическую базу безопасности в Европе, которая предусматривает установление политического сотрудничества между европейскими странами и формирование таких политических отношений, которые бы позволяли решать все спорные вопросы исключительно мирным путем; отработку механизма принятия политических решений по возникающим спорным проблемам, предупреждению конфликтных ситуаций и их локализации; развитие и строгое соблюдение мер доверия; обеспечение эффективного контроля за военно-политической деятельностью государств. В практическом плане для этого могут создаваться единые европейские межгосударственные структуры общеевропейского Совета безопасности; высшего политического Совета руководителей государств, Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны, общеевропейского Парламента и т.д.

В числе политических мер предупреждения агрессии и защиты безопасности отдельных европейских государств могут предусматриваться такие, как политическое предупреждение потенциального агрессора или инициатора военного конфликта; применение политических и дипломатических санкций к государству-агрессору; разрыв дипломатических отношений.

Военная система безопасности должна обеспечить эффективность этих мер, возможность перехода к мерам военно-политического давления, демонстрации силы или угрозы ее применения.

Тесная взаимосвязь должна быть обеспечена также между системами политической и военной безопасности с экономическими мерами предупреждения и обуздания агрессии, то есть введением экономических санкций, ограничением экономических связей, торговли или полным их блокированием; прекращение доступа к источникам сырья и энергетических ресурсов; организацией экономической блокады.

В настоящее время система военной безопасности в Европе практически отсутствует. Созданы лишь некоторые ее элементы, связанные с поддержанием паритета военных сил, установлением контроля за деятельностью ВС, их подготовкой, обменом информацией по ряду оборонных вопросов, организацией прямых линий горячей связи. Этого, однако, совершенно недостаточно.

Представляется, что новая система военной безопасности должна включать как национальные, так и межгосударственные оборонные структуры, предусматривать координацию и сокращение оборонных организмов всех европейских государств, согласованную направленность их боевой деятельности, подготовки, организацию скоординированного военного планирования. Ее важнейшими составными элементами могут быть:

  • единые (объединенные) органы военного управления;
  • единые (совмещенные) системы связи и взаимной информации;
  • организация единой общеевропейской системы военной разведки;
  • развертывание общеевропейской системы стратегического предупреждения (как составной части глобальной системы), в том числе ее главной составляющей - объединенной СПРН (предупреждения о ракетном нападении) и СККП (контроля космического пространства);
  • организация единой (совмещенной) общеевропейской системы ПРО и ПВО;
  • образование общеевропейской группировки мобильных сил оперативного реагирования на опасные ситуации.
Необходимо установление особого порядка межгосударственного военного планирования, согласование планов военного строительства, развития и подготовки ВС, организация единой, более эффективной (чем в настоящее время) системы слежения за военно-стратегической обстановкой и контроля всех видов военной деятельности, в том числе состояния боевой готовности и подготовки ВС.

Наряду с этим новая система военной безопасности должна предусматривать согласованное сокращение вооружений и вооруженных сил; перестройку военных структур, группировку войск; рационализацию военно-технической политики. В конечном счете ВС всех европейских государств как структурно, так и по существу должны не противостоять друг другу (как это имеет место сейчас), а, напротив, дополнять друг друга.

Конкретный облик военной системы безопасности в Европе будет зависеть от реальных условий военно-политической обстановки, политического курса различных государств, их отношений между собой, а также от того, какое развитие получит в ближайшие годы принцип "партнерства ради мира". Северо-Атлантический союз и Военный союз стран СНГ, заключивших договор о коллективной обороне.

В пространственном отношении новая военная европейская система военной безопасности должна охватывать восточную Атлантику и весь Европейский континент до Урала. На этом рубеже она может смыкаться и взаимодействовать с азиатско-тихоокеанской системой безопасности, включающей Россию, Китай, Японию, Монголию и другие дальневосточные государства. На юге к ней, видимо, может примкнуть южно-азиатская (средне- и ближневосточная) система безопасности, охватывающая страны этого региона, а также Индию. В целом они составят основу глобальной системы международной безопасности.

Будущая европейская система военной безопасности должна вытекать из соглашений, достигнутых на СБСЕ - Такая система должна не противостоять мировому сообществу, а, напротив, в полной мере соответствовать укреплению международной безопасности в глобальном масштабе, позитивному развитию международных отношений, нейтрализации очагов напряженности и разрешению возникающих спорных проблем в различных районах мира. 
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]