Обозреватель - Observer
Экономика

НАЧАЛО 1994 ГОДА: экономическая политика на перепутье

Б.ЗАМАРАЕВ,
кандидат экономических наук 

В начале 1994 г. было обновлено Правительство. Его покинули люди, которые олицетворяли экономические преобразования, проводимые с конца 1991 г. Тем не менее в течение первой четверти года в их проведении и механизме реализации сколь-нибудь существенных изменений не наблюдалось. Напротив, постоянно звучат заверения о продолжении выбранного курса. Что это означает? Подтверждение правильности и неизменности выбранных два года назад средств и мер по реформированию народного хозяйства? Или же обычная инерционность государственного маховика, пока нарабатываются ориентиры и параметры новой перспективной экономической политики? Представляется верным второе. 

Объективным арбитром оценки правильности курса экономических реформ является состояние народного хозяйства. А оно, по прошествии двух лет следования выбранному в конце 1991 г. курсу, характеризуется нарастанием кризисных процессов. Предотвратить дальнейшее ухудшение социально-экономического положения страны возможно только в случае неотложной и существенной корректировки экономической политики. 

Катастрофическое падение промышленного производства

По итогам функционирования народного хозяйства в первом квартале 1994 г. можно с уверенностью констатировать, что на рубеже 1993-1994 гг. общеэкономическая ситуация резко ухудшилась. Не должен вводить в заблуждение отчетный показатель динамики произведенного валового внутреннего продукта. По итогам первых трех месяцев текущего года он снизился на 17% по сравнению с соответствующим периодом 1993 г. Аналогичное сокращение было и в прошлом году. Но тогда падение промышленного производства составило только 19%. 

Начало же 1994 г. ознаменовалось рекордным спадом объемов промышленного производства, которое сократилось на 25%. Такого глубокого квартального снижения не было за предыдущие два года, когда вроде бы реализовывалась "шоковая терапия". Катастрофическое падение выпуска промышленной продукции, фиксируемое статистикой с конца прошлого года, обусловлено нарастанием кризиса сбыта и перепроизводства.

Проводимые начиная с конца 1991 г. экономические преобразования разделили предприятия на три четко выраженные группы, резко различающиеся между собой по условиям своей хозяйственной деятельности. Одни - это предприятия по преимуществу топливно-сырьевых отраслей, конкурентоспособные на мировом рынке. Другие - это предприятия, в основном работающие на внутренний рынок, выпускающие как продукцию производственно-технического назначения, так и удовлетворяющую конечный спрос населения. И, наконец, третьи - это предприятия, которые обеспечивают базовые потребности общества, служат основой его жизнеобеспечения. Этими структуроформирующими факторами и объясняются различия в проявлении общепромышленного спадав отдельных отраслях народного хозяйства (табл.1).

Таблица 1

Как видно, отраслей, имеющих спад меньше общепромышленного, немного. Это - электроэнергетика, топливная и пищевая промышленность. То есть те отрасли, предприятия которых или удовлетворяют основные жизненные потребности общества, или работают на внешний рынок. Все остальные отрасли имеют темпы падения или примерно на уровне спада в целом по промышленности, или же существенно больше: эти отрасли в основном и обеспечивают как производственно-технический, так и потребительский внутренний спрос. Они же и вносят наибольший вклад в спад промышленного производства в целом.

За два прошедших года так и не произошла адаптация экономики России к последствиям разрыва ранее существовавших хозяйственных связей республик Советского Союза и ставшему постоянным дефициту финансовых ресурсов. Даже переход на принципиально новый, низкий для России уровень предложения (в настоящее время объем промышленного производства соответствует его величине на начало 70-х годов) не смог обеспечить устойчивой сбалансированности совокупного спроса и предложения.

B условиях высокой инфляции и ограничительной кредитно-денежной политики реальная величина платежеспособного спроса предприятий и населения постоянно сокращается. Начиная со второго полугодия прошлого года возрастала задолженность бюджета как по выплатам населению, так и по оплате заказанной и произведенной продукции. В результате этого, а также конкуренции со стороны импортной продукции, особенно на потребительском рынке, экономика все время находится под воздействием спросовых ограничений.

Совокупность всех вышеперечисленных причин и спровоцировала рекордный спад промышленного производства. Структурным компонентом, внесшим наибольший вклад в ускорение промышленного спада, стали отрасли, формирующие воспроизводственные возможности экономики. Это те отрасли, которые закладывают основу будущего экономического роста, но в сегодняшней ситуации правомерно говорить о деградации. 

За январь-март спад в промышленности строительных материалов составил 31%, в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности - 32%. Ну а абсолютным рекордсменом стали машиностроение и металлообработка, где уровень производства снизился на 45% к соответствующему периоду прошлого года. Третий квартал подряд, в годовой оценке, промышленный спад ускоряется (табл.2).

Таблица 2

Динамика промышленного производства и цен производителей

Это является закономерным результатом экономических процессов прошлого года. Если в первом полугодии 1993 г. спад капитальных вложений по сравнению с 1992 г. сокращался, то во втором - ускорялся. При этом резкое сокращение инвестиционной активности пришлось на конец года, период традиционного сезонного подъема. Сокращение спроса на инвестиционную продукцию и стало одним из основных факторов ускорения промышленного спада, что в дальнейшем окажет негативное влияние на всю общехозяйственную конъюнктуру.

Структура экономики все более примитивизируется. Объемы выпуска отраслей жизнеобеспечения чрезмерны, если сопоставить их с чрезвычайно низким уровнем общепромышленного производства. При этом постоянно сворачивается производство на предприятиях, обеспечивающих инвестиционный и потребительский спрос.

Наибольшее сокращение наблюдается в станкостроительной и инструментальной промышленности (особенно в части выпуска продукции высокого технического уровня), железнодорожного и сельскохозяйственного машиностроения. 

Так, за два месяца текущего года не Произведена ни одна кузнечно-прессовая машина, оснащенная устройствами ЧПУ, почти на две трети по сравнению с соответствующим периодом прошлого года сократился выпуск металлорежущих станков с ЧПУ. Прекращен выпуск такого оборудования на ряде предприятий страны, в том числе на Саратовском и Самарском станкостроительных заводах.

Спросовые ограничения особенно отрицательно сказываются на работе предприятий сельскохозяйственного машиностроения. В январе-марте текущего года выпущено 6,1 тыс.шт. тракторов, что составило только 18% от уровня января-марта 1993 г. При этом темпы спада производства универсально-пропашных тракторов Владимирского и Липецкого заводов, предназначенных для работы в сельском хозяйстве, значительнее, чем на Чебоксарском, Кировском и Челябинском заводах, выпускающих тяжелые гусеничные и колесные тракторы.

Отсутствие денежных средств у предприятий сельскохозяйственного машиностроения на закупку комплектующих изделий привело к тому, что ряд из них приостановил выпуск основной профильной продукции. За истекшие два месяца не произвели ни одного зерноуборочного комбайна АО "Россельмаш", АО "Красноярское производственное объединение по зерноуборочным комбайнам". Лишь Таганрогский комбайновый завод в январе-феврале сего года выпустил 14 комбайнов (для сравнения: в январе-феврале 1993 г. в целом по России было произведено 5,7 тыс.шт.). С начала года так и не сошло с конвейера ни одного льноуборочного комбайна на ТОО "Бехецксельхозмаш" и ни одной самоходной косилки-плющилки (АО "Завод им.Ухтомского").

Длительные остановки предприятий и отдельных производств

Сокращение промышленного производства сопровождается увеличением остановок предприятий и отдельных производств. Начиная с сентября 1993 г. число предприятий, на которых имели место остановки производств и потери рабочего времени, устойчиво нарастает (табл.3).

Таблица 3

Длительные остановки предприятий и отдельных производств в конце 1993-начале 1994 гг., по существу, охватили все отрасли промышленности. В январе полностью останавливали свои производства более чем на одну смену такие предприятия, как АО "АвтоВАЗ", АО "КамАЗ", АО "Пензенский часовой завод". В феврале полностью стояли 428 предприятий, среди них АО "Кировский завод", АО "ЛОМО", АО "Волгоградский моторный завод", ТОО "Тверская мануфактура".

Сокращение платежеспособного спроса преимущественно сказалось на предприятиях, непосредственно работающих на внутренний рынок, удовлетворяющих внутренние потребности. Так, в феврале 84% всех потерь рабочего времени по промышленности приходилось на предприятия машиностроения и металлообработки, легкой, химической и нефтехимической отраслей промышленности. При этом если в начале прошлого 1993 г. главной причиной остановок была необеспеченность сырьем, материалами, топливом, электроэнергией и комплектующими изделиями (в январе прошлого года на это приходилось 46% всех потерь), то в текущем преобладающей причиной остановок стали трудности со сбытом продукции (более 60 % всех потерь в первой четверти 1994 г.). В отраслях, обслуживающих потребительский сектор, сокращение платежеспособного спроса на отечественную продукцию во многом вызвано также и переориентацией его на конкурентоспособный импорт.

Руководителям предприятий все труднее становится сохранять в неприкосновенности рабочие места, даже путем кратковременных остановок предприятий. В угрожающих размерах растет скрытая безработица. Наибольшие масштабы ее отмечаются на предприятиях текстильной промышленности, тракторного, сельскохозяйственного и дизельного машиностроения, электронной промышленности, где от 40 до 60 % работников пользовались дополнительными отпусками или были переведены на неполную рабочую неделю.

Наряду с ростом масштабов скрытой безработицы, когда в дополнительные неоплачиваемые или частично оплачиваемые отпуска по инициативе администрации отправлялось более 20% работников останавливавшихся предприятий, растет и число официально зарегистрированных безработных.

Численность экономически активного населения, предлагающего свои услуги на рынке труда Российской Федерации, составила в I квартале около 75 млн.чел., или 50% общей численности населения страны. В их числе около 70,5 млн.чел. были заняты всеми видами экономической деятельности и 4,4 млн.чел. не имели занятия, но активно искали его. В соответствии с методологией МОТ они классифицировались как безработные. Если же учитывать лиц, работающих в режиме неполной занятости, то общий потенциал безработицы составляет 8,8 млн.чел., или 11,7% экономически активного населения. Официальный статут безработного в службах занятости имели только 1 млн.чел., или 13% от общей численности безработных. 

Снижение инфляции

Несомненно, отличительной чертой экономического состояния страны в первой четверти 1994 г. было ослабление инфляции. Если в прошлом году среднемесячный темп роста цен производи! елей на промышленную продукцию составил 22%, то в первом квартале сего года только 15%. Более существенно снизилась инфляция на потребительском рынке. За три месяца текущего года среднемесячный темп прироста потребительских цен составил 13% против 21% в среднем за* месяц в прошлом году. При этом от месяца к месяцу показатели инфляции уменьшились (табл.4).

Таблица 4

Тем не менее представляется, что снижение темпов прироста цен свидетельствует не столько о проявлении факторов оздоровления экономики, сколько об искусственном сдерживании инфляции. В основном это было обеспечено административными мерами. 

Во-первых, задержками в выдаче средств на оплату труда. В I квартале 1994 г. они продолжались, хотя и в значительно меньших масштабах, чем в конце прошлого года. Основной причиной образования задолженности по выдаче средств на оплату труда и другие денежные выплаты является недостаточность или отсутствие средств на расчетных счетах предприятий и организаций. Невыплата денежных средств снижала платежеспособный спрос населения, что в свою очередь негативно сказывалось на общехозяйственной конъюнктуре, хотя и сбивало инфляцию спроса (табл. 5).

Таблица 5

Во-вторых, это попытки Министерства финансов сдержать инфляцию путем искусственных сокращений бюджетных расходов. Не выплачивались деньги за произведенную оборонную продукцию, за государственные закупки сельхозпродуктов, в частности зерна, за осуществленные строительные работы. Это вызывало цепную реакцию неплатежей в экономике, останавливало движение товаров. По оценке Центрального банка, по итогам 1993 г. долги федерального бюджета народному хозяйству составили 7,8 трлн.руб. Эта величина сопоставима с предусмотренным дефицитом на I квартал 1994 г. в размере 7,5 трлн.руб., так что для покрытия дефицита первого квартала размеры эмиссии Правительству надо будет практически УДВОИТЬ. 

Некоторое снижение темпов прироста как потребительских, так и цен производителей на промышленную продукцию указывает на то, что удалось сбить инфляцию спроса. В то же время уровень инфляции издержек остается достаточно высоким. Ослабление инфляции, когда второй квартал подряд среднемесячный темп прироста цен производителей на промышленную продукцию не превышает отметки в 15-17%, сопровождается накоплением значительного инфляционного потенциала. Он обусловлен необходимостью погашения задолженности предприятиям и населению со стороны бюджета, переоценкой основных фондов (осуществленной в I квартале 1994 г.). а также продолжающимся ростом цен на энергоресурсы и продукты их переработки, основные виды машиностроительной продукции. Так, например, в феврале сохранились высокие темпы прироста цен на продукцию топливной промышленности. Цены на нефть повысились на 28 %, природный газ - на 28%, нефтепродукты - на 19%, уголь - на 9%. И хотя в марте темпы прироста цен на энергоносители замедлились, в целом за весь первый квартал цены выросли в топливной промышленности в 1,7 раза. Все это продолжало влиять на стоимость электроэнергии. К концу марта по сравнению с декабрем 1993 г. тариф на электроэнергию возрос в 1,6 раза- По экспертным оценкам, это приведет к тому, что нынешний уровень инфляции в 12-14% в месяц сохранится до конца года.

Таким образом, на рубеже 1993-1994 гг. ясно проявились признаки усиления экономического кризиса в классическом его виде - кризисе перепроизводства. Это постоянные неплатежи и трудности со сбытом в основных отраслях промышленности, И перспектива не внушает оптимизма. По мнению ряда экономистов, нынешний уровень спада это еще не предел. В ближайшие месяцы возможен дальнейший сброс объемов производства, в том числе и в базовых отраслях.

Провал проводимого с конца 1991 г. экономического курса вплотную подвел общественное производство к черте, за которой могут начаться необратимые процессы спонтанного разрушения отдельных отраслей народного хозяйства. Страна стоит на пороге разрушения существенной части производственного потенциала, что повлечет за собой деиндустриализацию народного хозяйства, сворачивание промышленности, массовую безработицу и обнищание населения.

Проект федерального бюджета на 1994 год

Естественно, что на фоне нарастающего ухудшения положения в народном хозяйстве страны активно обсуждаются итоги экономических преобразований последних двух лет. В печати выступили все. И те, кто в последние годы осуществлял экономическую политику, и те, кто с тех или иных позиций, так или иначе ее критиковал.

Если отвлечься от частностей, то за вполне объяснимым исключением тех, кто определял экономическую политику последних двух лет, выводы в главном одинаковы. Экономическая политика, - в основе которой были либерализация цен и рынков, массовая бесплатная приватизация государственной собственности, финансовая стабилизация любой ценой, - показала свою несостоятельность. 

Что же касается путей выхода из глубочайшего кризиса, планирования и проведения макроэкономической политики в дальнейшем, то здесь единства нет. В той или иной степени все согласны с основными целями. Это преодоление структурного кризиса, возобновление экономического роста, существенное замедление падения уровня жизни с дальнейшей его стабилизацией. Зато о способах достижения этих целей, средствах и мерах по преодолению экономического кризиса разброс мнений огромен. Не случайно поэтому до сих пор не выработана целеустремленная программа антикризисных мероприятий, способных оздоровить и реформировать экономическую деятельность в целях преодоления кризиса и придания экономике поступательного импульса. Как в капле воды, все это отразилось в ходе обсуждения проекта федерального бюджета на 1994 г.

Основной макроэкономической целью в формировании проекта федерального бюджета являлось постепенное снижение инфляции до 15%, а в последующем и менее 10% в месяц в среднем за квартал. Это согласуется с ориентирами В.Черномырдина о доведении уровня инфляции до 7-9% в месяц к концу года. Для достижения этих значений, по оценкам финансистов, уровень кредитов, выдаваемых Центральным банком России экономике, не должен превышать величину в 15 трлн.руб. В этом случае, по мнению Министерства финансов, кроме обеспечения макроэкономической стабилизации, возможно будет приступить к решению задачи поддержки производства и его структурной перестройки.

В текущая году Министерством финансов намечено собрать 120,7 трлн.руб. доходов. Этот запланированный рост доходов в 7 раз по сравнению с прошлым годом. намечается обеспечить как за счет ужесточения финансовой дисциплины, так и за счет изыскания дополнительных источников поступления финансовых средств.

По заявлению С.Дубинина, исполняющего обязанности министра финансов, основной задачей министерства в этом году будет организация сбора поступлений доходов, наведения элементарной финансовой дисциплины. О значимости этой проблемы говорит тот факт, что в прошлом году при планировавшемся доходе в 23-25 трлн.руб. удалось собрать только 17,2 трлн.руб. То есть бюджет недополучил в 1993 г. порядка 25-30% возможных доходов. 

Для обеспечения роста доходов, кроме ужесточения финансовой дисциплины, предполагается увеличить и налоговое бремя. В проекте федерального бюджета на 1994 г. предусмотрено:

  • увеличить до 13 % ставку налога на прибыль, перечисляемого в федеральный бюджет (максимальная местная ставка не может превышать 25%);
  • ввести спецналог, что фактически увеличивает ставку налога на добавленную стоимость на 3 процентных пункта;
  • повысить до 2% налог на имущество; 
  • перераспределить федеральный налоге населения. Из 12% -один предполагается перечислять в государственную казну, а местным бюджетам оставлять 11 % против прошлого года, когда он весь уходил в местные бюджеты. o ввести транспортный налог в размере 1 % к фонду оплаты труда;
  • повысить с I июля таможенные пошлины на импорт; 
  • предлагается также установить новые виды акцизов.
Серьезная полемика развернулась вокруг расходных статей. Тех средств, которые Министерством финансов запланировано направить на централизованные инвестиционные затраты, по мнению Министерства экономики, явно мало для поддержки производства. Не хватает средств также и для финансирования ВПК и аграрного сектора.

Общий объем расходов запланирован в размере 183,1 трлн.руб. Наиболее крупные расходные статьи - это поддержка производства - 33 трлн.руб., расходы на финансирование ВПК - 37 трлн.руб., финансирование социально-культурных мероприятий - 12,5 трлн.руб.

При этом направления и объемы расходной части федерального бюджета, по существу, продолжают политику прошлого года. Это пассивное ожидание улучшения экономической ситуации, которое вроде бы должно наступить после подавления инфляции до достаточно низкого уровня и достижения макроэкономической стабилизации. Так, в бюджете не выделены приоритетные инвестиционные программы. Все государственные средства на капитальные вложения составляют только около 2% от прогнозируемой величины валового внутреннего продукта. Лишь 0,3 трлн.руб. (около 4% из общей суммы дотаций угольной промышленности в 8 трлн.руб.) запланировано направить на санацию и закрытие неперспективных предприятий. Все остальные средства пойдут на оплату труда по реализации тарифного соглашения и на содержание объектов социальной инфраструктуры. Аналогичная ситуация и с конверсией. Из общей суммы в 0,8 трлн.руб. только 20% предусмотрено инвестировать в переоснащение оборонных отраслей для выпуска гражданской продукции. Все остальные средства - 0,64 трлн.руб. - это также дотации по заработной плате или на содержание социальной сферы. 

По проекту федерального бюджета дефицит составит 62,4 трлн.руб. Основными источниками его покрытия вновь будут кредиты Центрального банка России в размере 37,9 трлн.руб., внешние заимствования-19,4 трлн.руб. и поступления от операций с ценными бумагами - 3,5 трлн.руб.,(табл. 6).

Таблица 6

Федеральный бюджет Российской Федерации

Таким образом, основным и по существу единственным приоритетом государственного управления экономикой, как и в предыдущие годы, остается ужесточение бюджетной политики, направленной на сдерживание федеральных расходов и роста денежной массы.

Как и в прошлые годы, дефицит федерального бюджета и даже не столь его величина, а способ финансирования были и остаются одним из важнейших дисбалансов макроэкономической ситуации. Инфляционное, не обеспеченное реальными активами финансирование бюджетного дефицита является одним из основных факторов, дестабилизирующих экономическую ситуацию. Основным источником покрытия бюджетного дефицита в 1993 г. были кредиты Центрального банка Российской Федерации. Сумма прямого кредитования Правительства Российской Федерации в 1993 г. равнялась 9,9 трлн.руб., что составило 57% от всех заимствований. В 1994 г. эта величина может увеличиться до 61 %, поскольку в проекте бюджета на 1994 г. из 64.2 трлн.руб. бюджетного дефицита 37,9 трлн.руб. опять намечено покрыть за счет кредитов Центрального банка. Таким образом, как и в прошлом году, основным источником покрытия бюджетного дефицита продолжает оставаться денежная эмиссия.

Итоги социально-экономического положения России в I квартале 1994 г. однозначно говорят о продолжении и углублении экономического кризиса в текущем году. Вопрос только в том, в какой конкретно форме он будет в дальнейшем протекать. То ли это продолжение спада и формирование его нового этапа. Или же переход в вяло текущую депрессию, т.е. какая никакая, а стабилизация кризисных процессов.

Ситуация начала 1994 г. напоминает положение конца лета 1992 г. В результате реальных спросовых ограничений производство падало, росли взаимные неплатежи, а производители продолжали увеличивать цены и ждать, когда Правительство каким-то образом среагирует на эту ситуацию.

Правительство тогда провело взаимозачет, и тем самым был зафиксирован нереально высокий уровень цен. 

В настоящее время ситуация примерно такая же. По мнению Министерства 1 финансов, в случае вмешательства Правительства возникнет мощнейший инфляционный импульс. Поэтому Министерство финансов настаивает на полном исключении возможности взаимозачета за счет специальной эмиссии, так как если Правительство пойдет на это, то в следующий раз никто не поверит, что оно не оплатит снова им любые издержки.

В то же время социально-экономический кризис нарастает. Спросовые ограничения свели почти на нет инфляцию спроса. Тем не менее остается, во-первых, скрытая инфляция, это все та же масса расчетов между предприятиями (неплатежи), не подкрепленных деньгами, и, во-вторых, это скрытая инфляция издержек. Рост цен на энергоносители, электроэнергию, тарифов на транспорт - все это вынуждает производителей эти издержки закладывать в свои отпускные цены. Поэтому, если проблема неплатежей не будет решаться с помощью увеличения денежной массы и соответственно инфляции спроса, она может решиться только одним способом - дальнейшим спадом производства, сокращением рабочих мест, переходом на хотя и сбалансированный, но более низкий уровень спроса и предложения.

По результатам функционирования народного хозяйства в I квартале 1994 г., по существу, предопределены уже и итоги года. По нашим оценкам, они, неутешительны. В текущем году спад будет больше прошлогоднего. Несколько" меньше будет инфляция. Но ни о каком реальном оздоровлении не может быть и речи (табл.7).

Таблица 7

Основные макроэкономические индикаторы развития России

Таким образом, можно повторить, что уже писалось в предыдущем обзоре. За риторическими заклинаниями, в угоду политической конъюнктуре, о продолжении курса реформ и приверженности к финансовой стабилизации не проводилась реалистическая экономическая политика, которую необходимо выработать, принять и начать реализовывать в самое ближайшее время. Только в этом случае можно ожидать улучшения социально-экономического положения страны, естественно, не в текущем, но хотя бы в будущем 1995 г. 
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]