Обозреватель - Observer
Экономика

Топливно-энергетический комплекс России. Перспективы 1994 г.

А.ТРОИЦКИЙ

Топливно-энергетический комплекс России, несмотря на возникшие в процессе реформирования экономики страны трудности, является одним из самых мощных национальных энергетических производителей в мире. Общее производство первичных топливно-энергетических ресурсов в России в 1993г. составило почти 80% от уровня США, но превосходило этот уровень по душевому производству почти на 20%. Российское годовое производство первичных ТЭР примерно соответствует пятикратному потреблению их в Великобритании и ФРГ и почти семикратному - во Франции.

Энергетический потенциал Россия уникален. Имея около 3% населения Земли, Россия располагает более чем 13% мировых запасов нефти, 42% - газа, 43% - угля и производит около 15% всех первичных энергоресурсов планеты.

Велика роль ТЭКа в экономике России. Доля продукции топливно- энергетического комплекса в суммарном объеме промышленной продукции страны превышает 25%. Удельный вес основных фондов ТЭКа в общей стоимости основных фондов промышленности составляет более 30%, в том числе около 14% - электроэнергетика и 16% - топливные отрасли.

Относительная дешевизна топлива и энергии в России в сочетании с недостаточно экономически эффективными методами хозяйствования, существовавшими в стране в недавнем прошлом, и в условиях сформировавшейся в России энергоемкой милитаризованной структуры промышленного производства привели к неэффективному использованию топлива и энергии в стране. Энергоемкость валового внутреннего продукта в России почти в 3 раза выше, чем в Западной Европе, и в 1,7 раза больше, чем в США.

В этой связи одной из основных задач, которые выдвигаются при реформировании экономики страны с целью повышения ее эффективности, является структурная перестройка промышленности под влиянием рыночного и государственного воздействия в направление, ориентированном яа социальные факторы, что отвечает повышению эффективности энергоис-пользования в стране. Одновременно требуется осуществить переход на более прогрессивные энергоэффективные технологии во всех сферах деятельности, для чего нужна экономическая и законодательная государственная поддержка.

Соответствующий проект закона об энергосбережении разработан, внесен в Правительство России и сейчас проходит экспертизу. Следует отметить, что повышение эффективности энергоиспользующих технологий может явиться предметом широкого взаимовыгодного экономического и научно-технического взаимодействия между российскими и западными производственными структурами. Доли отдельных видов ресурсов в суммарном производстве первичных топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в 1993 г. приведены в табл.1.

Таблица 1

В 1993 г. в российской экономике продолжались процессы реформирования, с чем было связано дальнейшее падение промышленного производства и других макроэкономических характеристик. Так, внутренний валовой продукт уменьшился на 12% (против 19% в 1992 г.), объем промышленной продукции со-кратилсяна16% (против 18% в 1992г.).

Соответствующие процессы имели место и в топливно-энергетическом комплексе, где на динамику производства влияли одновременно снижение платежеспособного спроса, опережающее выбытие производственных мощностей топливного комплекса из-за резкого снижения инвестиций и как следствие сокращение ввода в действие новых мощностей, особенно по добыче нефти и угля. Следует отметить, что степень износа основных фондов в ТЭКе и без тою довольно высокая. Так, изношено и требует замены 30% машин и оборудования в угольной промышленности, более 30% оборудования электростанций, 45% основных фондов нефтяной и 30% газовой промышленности. (Эта предстоящая серьезная работа также является перспективным направлением участия западных фирм в российском ТЭКе.)

Таблица 2

Добыча и производство топливно-энергетических ресурсов в 1991-1993гг. 

В результате производство первичных топливно-энергетических ресурсов сократилось в 1993 г. на 7%, в том числе по нефти - на 11,6%, по газу-на3,5%, по углю - на 10%. Динамика производства основных энергетических ресурсов приведена в таблице 2. Анализ этих данных показывает, что темпы Спада добычи и производства топливно-энергетических ресурсов в 1993 г. в среднем практически сохранились на у ровне 1992 г.

Тяжелыми последствиями на деятельности предприятий ТЭКа отражаются хронические гипертрофированные неплатежи за поставки топлива и энергии, которые достигли на 1.01.94 г. 12 трлн.руб. (70% от суммы неплатежей по стране).

Современное состояние внутреннего ценообразования в ТЭКе характеризуется тем, что в отличие от остальной экономики свободными являются лишь цены на уголь (отпущены в июне 1993г.); цены на нефть и нефтепродукты регулируются косвенно (через ограничения рентабельности к себестоимости), а цены на газ и электроэнергию регулируются, точнее, устанавливаются государством с ежемесячной инфляционной индексацией по газу и ежеквартальным пересмотром тарифов на электричество.

Анализ показывает, что рост средних цен на ТЭР за период с 1990 по 1993 г. примерно соответствовал росту цен в промышленности страны в целом, опережая их в среднем примерно на 10-12% (хотя цены на продукцию некоторых отраслей, таких, например, как черная металлургия, значительно опережали рост цен наТЭР). Опережение роста цен на ТЭР сохраняется и в I квартале I944 г.

Рост цен на газ 1990-1994 гг. был примерно в 3 раза и на нефть на 6% меньшим, чем в среднем на ТЭГ, а на уголь - в 1,7 раза, на электричество- на 17% большим, чем средний рост цен на ГЭР

Главными объективными причинами некоторого опережения роста цен к ТЭКе являются:

  • высокая капиталоемкость, что при отказе от бюджетного инвестирования потребовало учета в себестоимости инвестиционной составляющей, достигающей 30% от себестоимости;
  • введение государством сверх общих налогов и платежей на продукцию ТЭКа (акцизов, роялти, ГРР и др.)
Таблица 3

Доля налогов в стоимости товарной продукции по ТЭК

Внутренние цены на топливо неуклонно приближаются к мировым, и в декабре 1993 г. они уже практически достигли мирового уровня по углю, бензину и дизельному топливу, но составляли лишь 21% от мирового уровня по газу и 46% - по нефти.

В целом действующая система ценообразования (которая по ходу реформы трансформировалась) позволила государству гибко сочетать ограничение инфляционного влияния цен на ТЭР с интересами бюджета и самофинансирования ТЭКа (кроме угля), однако расчетные условия самофинансирования отраслей комплекса на практике были разрушены обвальными неплатежами.

С учетом направлений и приоритетов развития экономической реформы в стране государственную ценовую политику в сфере энергоресурсов на ближайшую перспективу предлагается основывать на следующих принципах:

  • сохранить прямое государственное регулирование цен с систематической их индексацией на газ, электроэнергию и централизованное тепло, поставка которых связана с естественными технологическими монополиями;
  • сохранить косвенное государственное регулирование цен на нефть и нефтепродукты;
  • допустить полную либерализацию цен на остальные энергоносители;
  • в качестве верхнего уровня цен, к которому объективно будут приближаться внутренние цены на энергоносители, рассматривать соответствующие мировые цены, а в качестве нижнего их порога - цены самофинансирования соответствующих отраслей ТЭКа. Государственное воздействие должно обеспечить такие умеренные темпы сближения регулируемых внутренних цен на энергоносители с мировыми, которые бы позволяли осуществить адаптацию экономики страны к мировым ценам в ограничить инфляционное воздействие этого процесса;
  • цены на энергоресурсы должны дифференцироваться по районам страны, стимулировать энергосберегающую структурную перестройку и обеспечивать необходимые соотношения цен на различные энергоносители.
Организационно государственное регулирование цен на ТЭР осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровне.

На федеральном уровне определяются общие правила ценообразования ТЭР, порядок осуществления ценообразования в сфере государственно- регулируемых цен, базовые уровни государственно-регулируемых цен и параметров, определяющих косвенно регулируемые государством цены, устанавливаются цены и тарифы на электроэнергию на границах регионов, а также решаются межрегиональные споры и осуществляются федеральные контрольные функции. Это делается Федеральной энергетической комиссией, созданной Правительством.

На региональном уровне устанавливаются, исходя из общего государственного порядка, цены и тарифы на продукцию естественных монополий по территории региона и для различных групп потребителей, соответствующие льготы и источники их финансирования. Региональные функции осуществляются энергетическими комиссиями, созданными при местных органах власти.

В 1993 г. в ТЭКе продолжалась приватизация предприятий, объединении, комбинатов и трестов, создание на их базе акционерных обществ с соответствующей трансформацией форм и структур управления при участии государства в руководстве ими посредством собственности его на часть акций. 

Так, в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности создано государственное предприятие "Роснефть" для коммерческого управления пакетами акций, закрепленных в государственной собственности, а также учреждены акционерные компании "Лукойл", "ЮКОС", "Сургутнефтегаз", "Транснефть" и "Транснефтепродукт". Всего в нефтяной промышленности уже приватизировано 236 предприятий, а в нефтеперерабатывающей - 44 предприятия. 

В газовой промышленности учреждено РАО "Газпром", в уставный капитал которого вносится капитал предприятий Единой системы газоснабжения, и всего приватизировано 22 предприятия.

В угольной промышленности из намеченных к приватизации 77 предприятий приватизировано более половины. В электроэнергетике на базе каждой из 72 территориальных энергосистем созданы акционерные компании, осуществляющие энергоснабжение потребителей энергии. Для обеспечения надежности и управляемости режимом работы Единой электроэнергетической системы (ЕЭС) создано Российское акционерное общество "ЕЭС Россия", уставный капитал которого сформирован путем передачи контрольного пакета акций территориальных акционерных обществ, а также передачи ему в качестве дочерних предприятий крупнейших генерирующих мощностей, таких как ГЭС единичной мощностью свыше 300 мВт, ТЭС - свыше 1 млн. кВт и межсистемные линии электропередачи. Имеется в виду, что работа по приватизации предприятий ТЭКа будет завершена в 1994 г.

Расчеты и оценки по функционированию ТЭКа и его отраслей в 1994 г., выполненные в увязке с прогнозами показателей всей экономики страны в с учетом реального состояния отраслей ТЭКа, а также оценок платежеспособного рыночного спроса, позволили сделать предварительный прогноз основных ожидаемых показателей работы комплекса на год (табл. 4).

Таблица 4

Основные показатели работы отраслей ТЭКа на 1994 г.

Выполненные проработки приводят к тому главному выводу, что в 1994 г. во всех отраслях ТЭКа можно ожидать не одинаковых, но в целом положительных сдвигов. Замедлится падение производства электроэнергии (снижениена 25 млрд.кВтч против 53,5 млрд. кВтч в 1993 г.), добычи нефти (уменьшение на 35 млн.т вместо 45 млн.т в 1993 г.). Практически стабилизируется производство бензина автомобильного и дизельного топлива.

При разработке прогноза на 1994 г. учитывалось, что в промышленности ТЭКа должны быть реализованы меры государственной поддержки, а также решен под воздействием экономических рычагов ряд производственных задач отраслей комплекса.

В нефтедобывающей промышленности предусматривается ввести в действие крупные по запасам новые месторождения в Тюменской области. Работы по вводу в эксплуатацию новых месторождений стимулируются государством путем выделения нефтедобывающим и геологоразведочным государственным предприятиям и акционированным предприятиям с контрольным пакетом акций, принадлежащим государству, квот на экспорт 60% добычи нефти из этих месторождений и освобождения от уплаты экспортных пошлин и акцизного сбора.

Дополнительные квоты и лицензии на экспорт нефти выделяются также в целях ускорения работ по вводу в эксплуатацию неработающих нефтяных скважин и для оплаты необходимого нефтяникам оборудования, материалов и их доставки. Предполагается продлить на 1994 г. действующие льготы для предприятий, обеспечивающих поставки нефти на экспорт за рубли в счет государственных нужд.

В целях создания необходимых финансовых инвестиционных источников предусматривается продолжить направление в инвестиционным фонд нефтедобывающих предприятий разницы между суммами пересчета поступившей валюты за поставки нефти на экспорт по квотам предприятий (по курсу Банка России) и средней ценой ее реализации на внутреннем рынке.

С учетом этих и некоторых других мер, а также ужесточения дисциплины платежей функционирование нефтедобывающей промышленности, включая и инвестиции, должно быть обеспечено в 1994 г. в основном за счет собственных средств. При этом для того, чтобы добыть прогнозируемые объемы нефти в 1994 г., необходимо увеличить объем эксплуатационного бурения до 25 млн.м против 19,5 млн.м в 1993 г. и ввести в эксплуатацию 9,3 тыс. новых нефтяных скважин, а также отремонтировать и ввести в эксплуатацию более 7 тыс. бездействующих скважин, соответственно сократив сверхнормативно простаивающий их фонд. Имеется большой потенциал для сотрудничества с западными партнерами как по инвестициям в освоение новых месторождений нефти, использование прогрессивных западных технологий, так и в поставках оборудования, арматуры и труб для нефтедобывающей промышленности, ежегодная закупка которых достигает 2 млрд. долл.

В нефтеперерабатывающей промышленности в 1994 г. имеется в виду продолжить реализацию программы модернизации отрасли в целях повышения в последующие годы глубины и качества переработки нефти. Осуществление мер по реконструкции и модернизации основных объектов производства нефтепродуктов в 1994 г. предусматривается в основном за счет средств предприятий и в отдельных случаях путем предоставления инвестиционных кредитов. Для решения этих задач предусматривается выделение ряду нефтеперерабатывающих заводов соответствующих квот на экспорт нефтепродуктов, а также сохранение действующих в текущем году льгот по экспортному тарифу и валютным отчислениям.

Эта программа реализуется также в сотрудничестве с западными партнерами, прежде всего в части поставки оборудования и комплексных технологических линий по углублению нефтепереработки.

В газовой промышленности, как указывалось выше, объемы добычи в 1993 г. сдерживались снижением спроса на газ в условиях очень теплой зимы и падения промышленного производства. Потребность в газе на 1994 г. учитывает средние многолетние зимние температурные условия, постепенную стабилизацию промышленного производства и некоторый рост экспорта в страны дальнего зарубежья.

В то же время особого внимания требуют к себе вопросы дальнейшего развития газовой промышленности с тем, чтобы она не стала ограничителем к перспективе для всей экономики страны. Нельзя не видеть, что из-за отставания ввода в действие новых мощностей, главным образом в связи с дефицитом инвестиций, происходит падение добычи газа по большинству месторождений. 

Для поддержания добычи на действующих месторождениях, освоения новых, особенно таких крупных, как на Ямале, необходимо сотрудничество с заинтересованными западными фирмами в части поставок прогрессивного оборудования и со странами СНГ в части инвестиций.

Угольная промышленность будет испытывать трудности сбыта в связи со значительным повышением цен на уголь, которые, как указывалось, были либерализованы в 1993 г. Государство принимает меры по поддержке угольной промышленности.

Разработана федеральная программа "Уголь Печоры, Кузбасса, Дальнего Востока, Ростовской и Тульской областей", предусматривающая меры по реконструкции действующих и созданию новых современных мощностей, а также выводу из эксплуатации неперспективных шахт и разрезов.

В расчетах к прогнозу на 1994 г. учтено, что угольной промышленности должна быть оказана помощь в виде дотации из федерального бюджета и образуемого при Минфине Российской Федерации специального Государственного фонда поддержки угольной промышленности, хотя необходимые средства изысканы пока не в полном объеме.

В электроэнергетике в 1994 г. прогнозируемый объем производства электроэнергии в целом обеспечит удовлетворение спроса на нее, за исключением отдельных районов Северного Кавказа, Дальнего Востока и Восточной Сибири, где имеется дефицит генерирующих мощностей и отсутствуют достаточные электрические связи с другими энергосистемами и где могут потребоваться меры по регулированию электропотребления. В электрическом балансе учтены поставки электроэнергии как в ближнее, так и в дальнее зарубежье, которые в сумме практически сохраняются на уровне 1993 г.

В России разработана и одобрена Правительством Концепции энергетической политики страны на перспективу (до 2010 г.), которая в увязке с прогнозируемым ходом реформ и функционированием экономики определяет перспективные направления развития энергетики. В очень укрупненном виде сводятся они к следующему:

  • Социальная ориентация развития ТЭКа, как и всей экономики страны.
  • Приоритет энергосберегающей стратегии, которая должна позволить, реализовать имеющийся энергосберегающий потенциал, оцениваемый в третью часть от всего потребления в стране топливно-энергетических ресурсов.
При рациональном сочетании добычи и производства всех основных энергоносителей преимущественная ориентация предусматривается на газовую промышленность, способную обеспечить внутреннюю потребность страны и экспортные энергетические поставки наиболее экономически эффективным и экологически чистым энергоносителем. Прогнозируется начиная с 1995 г. неуклонное наращивание добычи газа с доведением се к 2010 г. примерно до 800 млрд. куб.м в год за счет освоения новых месторождений в Западной Сибири (Ямал) и на шельфах (Сахалин).
  • Добыча нефти прогнозируется со снижением и стабилизацией до 1997 г., когда она составит примерно 300-310 млн.т с последующим ее некоторым, но достаточно ограниченным увеличением до 340-360 млн.т в год, что потребует крупных инвестиций, значительного наращивания объемов бурения и закупки оборудования.
  • Существенного наращивания объемов нефтепереработки не прогнозируется, однако имеется в виду осуществить качественное преобразование этой отрасли с увеличением глубины нефтепереработки с 63% в настоящее время до 74-76% в 2000 г. и 84-87% в 2010 г., а также повысить качество светлых нефтепродуктов.
  • Исходя из прогнозируемого спроса и состояния мощностей в угольной промышленности, прогнозируется, что до 1995 г. добыча угля практически стабилизируется с последующим постепенным наращиванием ее на 15-20% за пятнадцатилетний период за счет в основном развития сибирских месторождений угля и глубокой реконструкции действующих мощностей.
  • Стабилизация производства электроэнергии протезируется в 1995 г. с последующим увеличением его, обусловленным наращиванием потенциала экономики. Преимущественное развитие получат тепловые электростанции на газе (парогазовые установки), в Восточной Сибири - на угле. Использование нефтяного топлива практически прекратится (будет сведено до технического минимума). АЭС будут развиваться на базе новых атомных установок повышенной безопасности после их создания и отработки.
  • Предусматривается увеличение использования традиционных (гидро) и нетрадиционных (ветер, солнце, геотермика) возобновляемых источников энергии.
  • Стратегическим направлением энергетической политики является минимизация негативного экологического влияния энергетики путем технологического ее совершенствования, энергосбережения и совершенствования структуры топливного баланса, где, как уже указывалось, приоритет отдается газу, доля которого уже в 2000 г. достигнет 50% в суммарном потреблении первичных ресурсов России.
В настоящее время разрабатывается комплекс проектов законов и других нормативных документов, необходимых для реализации одобренной Концепции энергетической политики России.
 
[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]