Внутренняя политика
Обозреватель - Observer


 

О ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ
РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
И ПРОЕКТЕ НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ


Выступление Президента РФ Бориса Ельцина


Уважаемые участимся Конституционного совещания!

Уважаемые граждане России!

Мы подошли к важнейшему рубежу в жизни Российского государства. 5 июня 1993 года часы отечественной истории начали отсчитывать особо значимые дни. Конституционная реформа вступила в решающую фазу.

С принятием Конституции завершится учреждение подлинной демократической республики в России. Судьбе было угодно, чтобы этот процесс растянулся на многие десятилетия. Республика в нашей стране была провозглашена 1 сентября 1917 года декретом Временного Правительства.

Ее становление было сразу прервано Октябрьской революцией, которая провозгласила Республику Советов. Сейчас рождается новая республика - Федеративное демократическое государство народов России.

Ее политические и юридические институты уже вошли в нашу жизнь. Это - частная собственность, Федеративный договор, президентская власть, конституционный контроль, многопартийность.

После многих летоцепенения российская государственность получила импульсы для развития. Но их гасит конституционный кризис, который переживает Россия.

Нынешняя Конституция не является гарантом единства страны, стабильной, мирной и безопасной жизни ее граждан. Она не отвечает своему правовому предназначению. Большинство политических конфликтов имеют именно конституционную основу.

На нас лежит гражданская обязанность добиться перелома в этой ситуации. Многое будет зависеть от работы над новой Конституцией.

Нам есть что взять в завтрашний день России из настоящего, из нашего противоречивого прошлого.

У нас за спиной славные традиции вольного Новгорода, опыт уникальных преобразований Петра Великого и Александра Второго. Именно Россия внесла в мировую сокровищницу демократии опыт земства, опыт самой передовой для своего времени судебной реформы.

Мы не властны над прошлым, но будущее в наших руках. Уверен, демократическая государственность не противопоказана традициям России, самобытности ее народов. Наоборот, только с ее помощью они и могут быть сохранены.

I


В своей работе мы должны учесть важное обстоятельство. За два-три последних года россияне поняли, что значит Конституция для государства. Во всяком случае, намного лучше, чем за предшествующие три четверти века.

Советские конституции ничего не сдерживали и никого не защищали. Все это время в нашей стране не было главного - конституционного строя, который изначально предполагает демократическую правовую государственность.

Государство обязано стать гарантом прав человека, его партнером. Но нам больше знакома государственная машина, которая давила человека и даже не замечала этого.

Сегодня общество почувствовало и осознало, что бывает иначе. Государство не угрожает человеку, не унижает его достоинство, а наоборот - защищает свободу, справедливость и социальную стабильность. Как этого добиться? Согласованием интересов. В этом и состоит цель демократии.

Однако сама жизнь убеждает, что подлинная демократия не утвердиться в стране бедных, в стране, где человек лишен возможности обеспечить себе достойный уровень жизни. Новая Российская Конституция должна дать правовые гарантии инициативе и предприимчивости людей, обеспечить режим наибольшего благоприятствования экономической активности.

Нам не нужен возврат к так называемому государству-благодетелю, к государству, распределяющему всем понемногу.

В то же время следует прислушаться к тем, кто предлагает закрепить в проекте Конституции обязанность государства устанавливать социальные стандарты, гарантируемые всем гражданам России. В этом случае региональные и местные власти получают возможность добиваться повышения социальной планки за счет своих ресурсов, оптимизируя экономическую политику. Здесь заложен мощный интегрирующий потенциал.

Российская государственность, основы которой закладываются в новой Конституции, делает решительные шаги к праву.

Во-первых, это созидание права в цивилизованном его понимании, как гаранта воплощения свободы, справедливости, естественных прав человека, как выраженного властью общего интереса, не навязанного силой. Но, решая эту задачу, будем помнить: право без силы -пустой звук, сила без права - произвол власти и трагедия народа.

Во-вторых, обеспечение неукоснительного исполнения каждой правовой нормы. Это возможно, когда выявлены и согласованы основны с общественные интересы.

Кстати, именно поэтому вам я необходим парламент, в котором бы, как в печи, выплавлялся общий, а не корпоративный интерес, как сейчас.

Другой, не менее значимой гарантией торжества права должна стать система правового контроля. И прежде всего - судебная система.

Создать ее, сбалансировать с другими ветвями власти, сделать надежным хранилищем конституционности и правопорядка можно только в том случае, если поэтапно уйдем от советского типа власти.

Главный вывод из сказанного следующий. Смысл конституционной реформы состоит не в расхватывай ни кусков власти и закреплении этого в новом Основном Законе. Вопрос стоит по-другому: надо построить российскую государственность. Государственность свободы, государственность порядка, государственность процветания.

* * *


России, которая не только ощутила потребность в переменах, но и проводит их, чрезвычайно важно обрести цивилизованную конституционную основу.

Цивилизованную, чтобы сохранить преобразования в мирных рамках. Конституционную, чтобы именно силой права одолеть силу бесправия.

Существует ли в России право как воплощение волн народа? Ответ однозначный - нет.

Для того чтобы Россия получила право, нужна определенным образом устроенная государственная власть. Нужно, чтобы с помощью Конституции общество поставило государство себе на службу, гарантировав права и свободы граждан, а не праве чиновников творить произвол.

Власти, которая была бы связана правом, в России не было. Наоборот, правом автоматически объявилось все, что исходило от власти. В нем нуждались лишь постольку, поскольку оно санкционировало партийно-государственную диктатуру. Ни одно решение высших органов не ставилось под сомнение. Мы какое-то время вынуждены жить по законам, которые были порождены именно той властью.

Правда, после провозглашения Декларации о суверенитете России и особенно после августа 1991 года демократическое право начало вытеснять их. Но постепенно темп демократических преобразований замедлился. И прежде всего потому, что не был решен главный вопрос - о власти, о ее механизме, который бы соответствовал вашему стремлению к демократии.

Конструкция власти в России по своей сути не изменилась, осталась прежней. В нес были встроены лишь отдельные, хотя и важные элементы.

И в конце концов стало очевидно, что советский тип власти не поддается реформированию. Советы и демократия несовместимы.

В новой конституции должен быть четко обрисован принципиально иной способ организации власти. И на этой основе в максимально сжатые сроки он должен быть реализован через выборы на федеральном уровне.

Не хочу, чтобы сказанное было понято как призыв идти по пути силового преодоления тоталитарного наследства. Нам всем пока хватает разума и сдержанности, чтобы не прибегать к печально известному в России средству - к насилию.

Люди в большинстве своем понимают, что в нашем многострадальном государстве, где чуть ли не каждая страница истории пропитана кровью, еще один круг насилия может стать последним.

Мы должны во чтобы то ни стало обеспечить мирный переход к новому устройству жизни, кто бы нас ни подталкивал к другому выбору.

Гарантией такого мирного перехода к демократической государственности служат переговоры. Переговоры со всеми, кто обладает хотя бы малейшим политическим влиянием и видит грозящие опасности:

    - и опасность сохранения нынешнего положения вещей;

    - и опасность резких революционных действий.

    Именно поэтому пошли на созыв Конституционного совещания. Его результатом должно стать завершение работы над проектом новой Конституции России. Конституции, которая откроет путь к созданию эффективной власти, в свою очередь, обеспечит правам свободы личности, станет стержнем правовой системы экономического процветания страны.

    Закономерен вопрос, почему нельзя для этого воспользоваться действующими институтами власти? Отчасти причины названы. Но есть в более конкретный ответ:

    Представительная власть, оставленная нам советским строем, не может найти так необходимое сегодня согласие. Она без него не может предложить Конституцию, которая внесет в общество стабильность к обеспечит его динамичное продвижение вперед.

    II


    Именно советский характер нынешних представительных учреждений породил парадоксальное, но в общем-то закономерное явление. Они вместо того, чтобы стать средоточием цивилизованного согласования интересов, направляют свои разрушительные усилия на исполнительную власть и Президента.

    Для государства это крайне опасно. В противоборстве находятся не разные ветви власти, а по существу две самостоятельные политические системы. Это открывает прямой путь к хаосу.

    Общество, государство оказались в плену или огромного заблуждения, или сознательного лукавства. Прикрываясь введенными в России демократическими институтами - президентской властью, конституционным контролем;

    нормами о разделении властей, сейчас представительная власть старается создать о себе впечатление как о полноценной части демократической системы.

    Но, во-первых. Советы разогнали в 1918 году Учредительное собрание, а оно было сформировано в ходе демократических выборов.

    Нынешние представительные органы избирались на основе советского избирательного закона. а значит, они остаются продолжателями захваченной силой власти. В демократической системе они не легитимны.

    Во-вторых, сама двухъярусная конструкция - Съезд - Верховный Совет.

    Все видят, что получается, кота над Верховным Советом возвышается, я бы сказал, ми тинг. Он служит ареной изощренных политических манипуляций и при этом наделен по Конституции высшей, по сути дела, неограниченной властью.

    В-третьих, внутренняя структура высшей представительной власти.

    Законодательная власть по своей природе всегда сильнее других. Она вырабатывает правила политической жизни. Именно поэтому ее не формально, а по существу разделяют на па-даты, не подчиненные общему руководству. У нас же все управляется одним Президиумом во главе с Председателем. Такое устройство совершенно неприемлемо с точки зрения демократических общепринятых принципов организации парламентской работы.

    В-четвертых, до сих пор отсутствуют четкие парламентские процедуры. Они необходимы, чтобы правовые нормы рождались на основе компромиссов, а не подавления меньшинства большинством.

    Одним словом, сегодня Верховный Совет -не парламент, а обычное бюрократическое учреждение с начальством и подчиненными.

    Сохранение советских элементов способствует тому, что фактически вновь восстанавливается единая вертикаль Советов. В демократическом государстве это просто немыслимо. Воссоздание такой вертикали объективно перечеркивает разделение властей, а заодно и идею местного самоуправления.

    III


    Почти три года прошло со времени опубликования проекта Конституционной комиссии.

    Более года - с момента одобрения шестым Съездом народных депутатов основных наложений этого проекта.

    Казалось, ничто не мешало своевременному принятию нового Основного Закона.

    Руководя Конституционной комиссией, ориентировал депутатов, экспертов на закрепление в Основном Законе норм. обеспечивающих максимальную защиту прав и свобод личности, закрепляющих новый демократический подход к федеративным отношениям.

    Удалось ли решить все эти задачи? Думаю, в определенной мере удалось. Однако некоторые серьезные проблемы в рамках проекта комиссии так и не нашли разрешения.

    Готовясь к Конституционному совещанию, пришел к выводу, что первый раздел проекта о правах человека - в проекте Конституционная комиссии получился удачнее.

    Нет вины комиссии в том, что я последние месяцы конституционный процесс оказался заморожен. Съезд фактически блокировал доработку проекта по ряду ключевых направлений.

    В последние месяцы руководство Верховного Совета и слышать не хотело о новой конституции. Предложение Президента о вынесении проекта именно Конституционной комиссии на референдум было с порога отвергнуто.

    Стало ясно; законодатель по существу отказался от им же одобренного проекта новой Конституции. Он не хочет, чтобы у страны был такой Основной Закон, который обеспечит твердый правовой порядок м стабильность в обществе, гарантирует нормальное функционирование всех институтов власти; утвердит в реальной жизни принципы подлинного федерализма.

    После апрельского референдума в развитии этого опасного процесса наступил перелом. Появление проекта новой Конституции создало совершенно новую политическую реальность, которую никто теперь не может игнорировать.

    Если бы работа над новой Конституцией шла по старой колее, нас ожидали бы очередные отсрочки, забалтывание, имитация работы и политические игры. Это вновь оттянуло бы решение конституционной проблемы на неопределенный срок.

    Президент Российской Федерации как один из гарантов конституционности был обязан взять на себя инициативу по возобновлению процесса конституционных реформ. Поэтому н появился новый проект Конституции.

    Он вбирает в себя все ценное, что есть в проекте Конституционной комиссии. И несколько конкурирует с ним. сколько возвращает, а точнее. уже вернул его из политического небытия.

    IV


    Уважаемые участники Совещания!

    Вы представляете разные территории великой России, разные ветви и уровни власти, разные слои общества и политические силы. В этом зале сегодня по сути вся России, се этническое, социальное и культурное многообразие, широкий спектр политических позиций и интересов.

    Думаю, это не осложнит нашу работу, а сделает ее более плодотворной. Для этого просто необходимо понять, что при всем различии взглядов нас объединяет главное - забота о будущем государства.

    У нашего собрания совещательный статус. Но это не значит, что его согласованным мнением можно пренебречь. Конституционное совещание является вполне правовой формой. Если этот институт не представлен в действующей Конституции, это еще не означает, что он не правомерен. Все дело в том - в какой системе координат мы его рассматриваем: в советской или демократической.

    Конечно, не все собравшиеся имеют равный представительный вес. Но для обсуждения вопроса о будущей Конституции России сегодня важно знать мнение как можно большего числа социальных, политических и профессиональных групп. Благодаря такому характеру высшего в этом смысле форума проект, доработанный и одобренный Совещанием, никто в нашей сегодняшней ситуации не даст искажать.

    Присоединяюсь к многочисленным предложениям, чтобы выработанный на Совещании окончательный проект Конституции был затем парафирован субъектами Федерации. Это, конечно, укрепит нашу позицию.

    V


    Надеюсь, все мы исходим из того, что новая Конституция - не самоцель. Было бы опасным заблуждением думать, что с принятием даже самой демократичной по духу Конституции всем на Руси станет жить хорошо. Но вот то, что без новой Конституции будет плохо, становится все яснее и яснее. Ведь та, которая действует сейчас, как бы живет двойной жизнью.

    Конституция, например, содержит положения о системе Советов, которую увенчивает всевластный Съезд на родных депутатов. В то же время в ней декларируется разделение властей и включена глава о Президенте как главе исполнительной власти.

    Несовместимость этих двухфориустройства российского государства - суть нынешнего конституционного кризиса.

    Далее. Сегодня более половины ее статей - это нормы жестко централизованного государства и в то же время в его текст полностью включен Федеративный договор. И...действуют кто во что горазд. Одним удобно использовать кормы о федеративном характере государственного устройства, другим - нормы унитарного государства. Вполне естественно, что возникает почва для конфликтов.

    Не говорю уже о том, что в действующей Конституции по-прежнему сохраняются статьи об СССР.

    В противоречии с эти ми статьями находятся статьи о новом российском государстве, пришедшем на смену РСФСР. - Российской Федерации.

    Таким образом, в Конституции сосуществуют два разных государства - и РСФСР, и Российская Федерация.

    Теперь о проекте Конституции, который называют Президентским. Его подготовила группа ведущих юристов страны Перед ними была поставлена задача объединить все лучшее из наиболее известных проектов последнего времени.

    Считаю, что создан достаточно лаконичный, понятный и гибкий текст, в основе которого единая концепция.

    Остановлюсь на некоторых ее моментах. В значительно большей степени, чем прежде, на всех уровнях - снизу доверху - проведен принцип народовластия.

    Конституционные основы федеративных отношений даны, как никогда ранее, полно.

    Сильная государственная власть обеспечивается эффективным сочетанием президентской республики, парламентаризма и независимой судебной власти. Удалось избежать копирования американской, французской или иной модели, а вернуться к российским корням и учесть самый современный мировой демократический опыт.

    Но в центре всего - человек, его права и свободы, гарантии их реализации. Ограничусь лишь одним примером:

    В проекте Конституции записано: "Право частной собственности является естественным правом человека. Граждане вправе иметь в частной собственности землю. Собственность неприкосновенна".

    Два слова о структуре представленного вам проекта. В нем девять глав.

    Первые две - о правах и свободах человека и гражданина.

    Следующие четыре главы описывают федеральные органы власти: Президент. Парламент, Правительство и система правосудия. Далее глава о местном самоуправлении. И, наконец - о механизме пересмотра Конституции и внесении поправок. Выносимый на ваше обсуждение проект нацелен прежде всего на создание стабильного конституционного строя. Именно поэтому предлагается усложненный порядок внесения изменений и поправок а текст Конституции. В частности, через ратификацию их субъектами Российской Федерации.

    В проект Конституции включен Федеративный договор. Правда, стремление к максимальному и быстрому развитию принципа федерализма привело к некоторой неоднородности структуры Конституции, федеративные отношения регулируются не только в этом "договорном" разделе, но и в предыдущих главах.

    Главная цель Конституции - сохранение целостности российского государства и преодоление слабости государственной власти. Для ее достижения предусмотрено:

    Прежде всего - обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации. Гарантируется свобода передвижения товаров, услуг, капитала, запрет на таможенные границы я другие препоны внутри федерации.

    Обеспечивается одинаковая защита прав собственника и гражданина, где бы он ни находился на территории Российского государства. Рубль закрепляется в качестве единственной денежной единицы, имеющей хождение на территории России.

    Запрещается проведение денежной эмиссии кем-либо и где-либо, кроме Центрального банка по согласованию с федеральным правительством. Вопрос сохранения денежной системы-это вопрос не только экономической реформы.

    Важное условие единства Российского государства - федерализм. Хаотические процессы децентрализации могут при вести к разрушению государства. Чтобы не допустить этого, есть только один выход - построение реальной демократической Федерации.

    Экономическое единство России в значительной мере обеспечивается через взаимный интерес Федерации и ее субъектов. Подчеркиваю - взаимный. Давайте не забывать: мы все одинаково нужны друг другу.

    Наши отношения должны быть поставлены на строгую правовую основу. Необходимо четко определить бюджетные права субъектов Федерации. Невозможно далее мириться с ситуацией. когда нормативы распределения доходов между бюджетами различных уровней ежегодно меняются. Здесь нужны стабильность и предсказуемость.

    Нужны единые для всех. устойчивые нормативы распределения налоговых поступлений. При этом регионам должны быть предоставлены максимальные права по использованию бюджетных средств.

    Значительным шагом на пути к разрешению проблем федеративного устройства России стал Федеративный договор. К сожалению, многие его положения остаются пока не более чем декларацией. Причины этого понятны. Федеративный договор плохо стыкуется с ныне действующей Конституцией, остается в ней инородным телом. Ведь эта Конституция в остальной своей части - Конституция унитарного государства.

    На майских совещаниях глав республик и глав администраций было единодушно признано, что проведение я жизнь конституционной реформы м отладка механизма реализации федеративного договора - это по сути единый процесс.

    Недопустима какая-либо ревизия Федеративного договора. Он является реальным воплощением согласия между подавляющим большинством субъектов Федерации в федеральное властью. Более того, ваша работа над проектом Конституции должна идти по пути устранения расхождений между ее статьями я положениями федеративного договора.

    Принцип сохранения целостности государства может сочетаться с правом нации на самоопределение. Тем более что право одной нации на самоопределение всегда ограничено аналогичным правом других наций. И, наконец, право отдельной нации на самоопределение ограничено правом всего многонационального российского общества на сохранение единого государства.

    Общероссийский патриотизм приобретает сегодня черты доминирующей идеи. Она находит понимание в разных этнических, религиозных и социальных группах нашей страны.

    К сожалению, на волне здорового патриотизма всплывают и силы. выступающие против федерализма. Они напрочь отрицают специфику национальных государственных образований.

    В этих условиях затягивание конституционной реформы только уменьшает шансы на создание реальной федеративной государственности.

    Важным компонентом стабильности является также широкое местное самоуправление.

    Оно непосредственно связано с повседневной жизнью. Именно на этом уровне должны решаться многие насущные проблемы людей. Но для этого структурам самоуправления необходимо иметь достаточно полномочий. Вот почему нужны твердые конституционные гарантии местного самоуправления.

    Тем более что сегодня региональные власти нередко стягивают к себе полномочия не только сверху, но и снизу.

    Когда на местах люди почувствуют вкус самостоятельности и в то же время весомость федеральной поддержки, тогда они просто не позволят разгореться сепаратистским настроениям и амбициям тех или иных политических деятелей любого уровня.

    VI


    Важнейшая задача конституционной реформы - ликвидировать угрозу хаоса и безвластия. Для достижения этого предусмотрено проведение парламентских выборов, создание новых по форме, структуре и содержанию институтов Российского государства.

    Впервые в истории России ни у одного института государства не будет возможности монополизировать власть. Полномочия Президента ограничены правом парламента отрешить его от должности по заключению высшей судебной инстанции и правом Конституционного суда отменять его акты. При этом полномочия Президента Российской Федерации строго ограничены сферой федеральной компетенции. Он не может вторгаться в права субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

    Полномочия законодательного органа Российской федерации ограничены правом Президента в случае затянувшегося правительственного кризиса распустить парламент и назначить новые выборы. Полномочия парламента ограничиваются также Конституционным судом, который может признать неконституционными акты парламента.

    И, наконец, парламент, как и Президент, не может произвольно вторгаться в права республик, краев и областей Российской Федерации.

    Другими словами, устанавливается равновесие всех ветвей власти.

    Вместе с тем в проекте содержится механизм, когда три власти - законодательная, исполнительная к судебная - действуют согласованно и поэтому существует единая государственная власть.

    Президент - глава государства. Эффективное правительство. Профессиональный двухпалатный парламент. Никакого Съезда.

    О судебной системе хочу сказать подробнее. У нас не будет ни демократии, ни зашиты прав граждан, ни крепкого правопорядка без сильного и действительно независимого суда.

    Именно СУДЫ - это олицетворенное право. это право в действии.

    Кто, как не СУД, является главкой инстанцией зашиты прав каждого гражданина? Кто, как не суд. в конечном итоге гарантирует законность актов и действий государственных органов и должностных лиц? Другими словами. будет справедливо сказать, что защита права -в руках судебной власти.

    Не в последнюю очередь судьба права зависит от того. как устроена эта власть, до конца ли выверены механизмы ее независимости. Несмотря на все наши усилия, пока судебная система не обрела свой голос.

    Отчасти это связано с отсутствием демократического законодательства, регулирующего судебную деятельность. Отчасти с тем, что не обеспечено полное отделение судов от политики. Ни на местном, ни на федеральном уровне.

    В каком-то смысле нам придется по-новому выстраивать всю судебную систему. Ее каркас и основные принципы заложены в проекте Конституции. Вероятно, не все из предлагаемого можно принять.

    Так, некоторые юристы справедливо указывают на не вполне демократичный принцип формирования состава Высшего судебного присутствия. Действительно, здесь есть над чем подумать. Не создаем ли мы среди равных по статусу судей какую-то судебную элиту?

    Может быть, стоит учесть предложение формировать Высшее судебное присутствие из судей всех федеральных судов.

    VII


    Должен остановиться еще на одном вопросе. Нам необходимо не только прийти к согласованному варианту, тексту новой Конституции, но и предложить порядок ее принятия. Вокруг этой проблемы сейчас разгорается немало споров.

    У меня нет уверенности, что Съезд обязательно поддержит решительные конституционные преобразования. Но многие республики, регионы, общественные силы, многие депутаты считают, что новая Конституция должна приниматься с участием Съезда.

    Готов ради согласия, ради ускорения конституционной реформы рассмотреть и такой вариант.

    В то же время какой бы порядок принятия Конституции мы ни выбрали, совершенно необходимо обеспечить его надлежащей правовой процедурой. Она могла бы состоять из нескольких шагов.

    Первое. В ходе Конституционного совещания согласовывается текст проекта.

    Второе. Полномочные представители субъектов федерации парафируют проект.

    Третье. Субъекты Федерация предлагают Съезду народных депутатов утвердить согласованный проект Конституции в целом.

    Досрочные выборы народных депутатов предлагается провести не позднее октября 1993 года. В этом вопросе нужно согласиться с точкой зрения большинства политических сил России.

    Если представительная власть отклонит на конец предложения, нам придется воспользоваться другими возможностями. Именно об это вам нужно подумать, сформулировать свою позицию, подкрепить своими решениями готовность Президента последовательно проводить политическую реформу.

    Здесь, на этом совещании, мы должны заглянуть в будущее, осознать, что последует после принятия новой Конституции, после выборов в федеральный Парламент России.

    Ясно, что политическая реформа в стране этим не завершится. Сей час основные проблемы связаны с центральной властью. Дальше политическая реформа пойдет вглубь, в регионы, в республики, на места.

    Характер и направленность этих реформ будут определяться теми общими основами, которые мы заложим в конституцию. Но в соответствий с принципами федерализма дальнейшее проведен не реформ, наполнение их конкретным содержанием ляжет в значительной мере на субъекты Федерации.

    Надо спокойно и вдумчиво готовить конституции и уставы, законы и кодексы для субъектов Федерации, опираясь, где нужно, на предлагаемые центром модели. Вводить их последовательно. Это будет отвечать и духу, и букве как Федеративного договора, так и новой Конституции.

    Считаю, что установленные сроки полномочии нынешних властей в республиках, краях и областях сокращать нецелесообразно.

    * * *


    Конституционное совещание ждет, разумеется. не легкая прогулка. Но это тот случай, когда топтание на месте опасно. Хватит с нас разговоров о том, что Россия не созрела, что она не была и не будет в состоянии принять нормальный демократический Основной Закон.

    Ни современники, ни потомки не простят нам, если, собравшись здесь, мы ограничимся только разговорами, склоками, сведением счетов. Не побеждать друг друга, а находить согласие - вот наша задача.

    Мы должны это сделать сегодня и здесь ради будущего России. Мы должны проявить готовность н способность к конструктивному диалогу. Только так мы оправдаем доверие наших избирателем, нашего народа

    Призываю вас к совместной плодотворной работе.

    Рассчитываю на готовность к взаимопониманию.

    Надеюсь на вашу политическую мудрость.

    Верю в то, что вместе мы способны к этому.

    Спасибо. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]