Внутренняя политика
Обозреватель - Observer


 

ГОЛГОФА РОССИЙСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

В.МИРОНОВ,
доктор философских наук

 

ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ ДО 17-ГО ГОДА


Высшая школа появилась у нас на 5-6 столетий позже, чем в Европе. В начале XIX в. жизнь еще едва тлела в университетах России. В Московском университете, по словам Ключевского, число студентов не достигло и сотни, а на юридическом и медицинском факультетах в конце XVIII в. оставалось порой по одному студенту и профессору. Напомню: в Сорбонне (Франция) уже в XV в. обучалось порядка 20-30 тыс. студентов.

Тем удивительнее взлет российской науки и просвещения в веке 19-м ("серебряном"). За сто лет, словно на "машине времени", мы преодолели трехвековой путь. Растет число обучающихся. Появляются классики педагогической мысли - Вахтеров, Пирогов, Ушинский, Лесгафт. Бурно прогрессирует наука. Правда, на другом полюсе - "власть тьмы и тьма власти". Четыре пятых населения неграмотны (в Средней Азии и на Дальнем Востоке грамотных всего 1%). Немногие слышат предостережение небес - святого апостола Иакова: "Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих (на вас)".

Вызывало тревогу и появление полуобразованных, разношерстных слоев "интеллигенции". Салтыков-Щедрин назовет их "мучениками злонравия", К.Леонтьев выразится точнее и беспощаднее: "Это подлое слово интеллигенция". Недоучившиеся юристы, несостоявшиеся инженеры, бездарные семинаристы, продажные журналисты, коррумпированные чиновники, не сумев получить добротной профессиональной подготовки, составили "болото", готовое служить любой власти. Многие из них потому и ушли в политиканство, терроризм, отщепенство. "Общество" раскололось изнутри. Одна его часть (созидатели) поклонялась труду, знанию, образованию, ремеслам, искусствам. Другая (разрушители), словно Вечный Жид, находилась В смятении, вечном недовольстве и метаниях, подвергала осмеянию все и вся - науку, образование, культуру, религию. Этот безумно-истерический "фанатизм отрицания" (С.Франк) навеян отнюдь не "народом-богоносцем".

С 1890 г., всего за полтора десятилетия, число научных обществ в стране возросло с 73 до 130, медицинских и научно-медицинских - со 100 до 170, учительских обществ взаимопомощи - с 4 до 71. В 1905г. в Москве создана первая в истории страны Всероссийская организация интеллигенции - Союз союзов. Число грамотных в стране увеличилось с 6% в 1860 г. до 25-30% я 1917 г. Смета на нужды народного просвещения удваивалась за 5 лет. Оппозиция была убеждена: если ничто не помешает, к началу 20-х гг. создастся база для всеобщей грамотности населения (Милюков). В индустриальном отношении Россия не только догоняла, но и стала опережать передовые страны мира (темпы промышленного роста достигали 19% в год). Превращение ее в первоклассную мировую державу не устраивало конкурентов и противников. Часть интеллигенции уехала из России, часть погибла от голода и разрухи, многие в 30-е годы подверглись репрессиям.

ОПЫТ СТРАН ЗАПАДА


Без профессионально грамотного населения нации не выстоять в конкурентной борьбе, не преуспеть на рынках, не выжить. Поэтому в "Законе о высшей школе" Германии впервые основной целью провозглашена всеобщая профессиональная подготовка. Две трети молодых специалистов вынуждены поступать на курсы повышения квалификации. Профессионализм - первая и главная заповедь гражданина развитого мира. В США четверть века тому назад, тишь 38% студентов обучались по программам с четкой профессиональной ориентацией, сегодня - более двух третьи. Увеличивается число учебных заведений, готовящих инженеров и технологов для промышленности. В период 1968-1985 гг. в Америке число двухгодичных колледжей этого направления увеличилось в 1,5 раза, количество обучающихся - почти в 3 раза. Индустрия потребовала "рекрутов", разбирающихся в электронике, конструировании, биотехнологии, дизайне. Характеризуя ситуацию, журнал "Ле Нувель Обсерватер" писал (1989 г.); "Выбор во втором классе гимназии гуманитарного направления только из-за любви к книгам и отвращения к цифрам расценивается сейчас во Франции как некий героизм, ибо это означает добровольное согласие на неопределенное будущее".

Высшее образование а странах Запада и Востока в то же время становится массовым. В Японии к концу XX в. будет, видимо, достигнут наивысший уровень вузовского образования. Причем, треть всех студентов учится в университетах, где выше уровень знаний, жестче требования.

Проблемы, конечно, есть повсюду. С одной стороны, для Запада и Востока, Севера и Юга характерен огромный интерес к знаниям и высшей школе. С другой, увы, и там становится больше "культурных аутсайдеров". Явственно наблюдается интеллектуальное расслоение общества (И.Пригожин). Умные становятся умнее, энергичнее, развитее. Однако них положение не безоблачно.

Просто жизнь потребовала специалистов нового типа, обладающих "экстра функциональными качествами". Перед ними ставятся более сложные и серьезные задачи. Необходим иной круг знаний. Студентам сегодня преподают такие элементы, которые не только не были известны, но и практически непознаваемы лет десять тому назад из-за отсутствия методов их обнаружения и анализа. В этой связи в вузах явственно наметился процесс "гибридизации обучение". Гуманитарные факультеты находят общий язык с "естественниками". В Великобритании студенты социально-экономических факультетов выбирают курсы, дающие право на комбинировано интегральную степень (управление и экономика, экономика и право, социология и психология к т.п.).

По данным международной организации АБЕТ, занимающейся сравнением и аккредитацией образовательных программ США, Канады, Италии. Австралии и ряда других стран, гуманитарные дисциплины составляют сегодня в образовательных программах около 12%, а вместе с социальными курсами - 18-22%. В разработанных программ базового высшего образования России, по словам В.Д.Шадрикова. этот показатель доходит до 25 %;это выше, чем было до сих пор. Для сравнения отметим, что в технических учебных заведениях США на преподавание гуманитарных дисциплин отводится в среднем 15-18% учебного времени, во Франции и Японии - до 20%. Крайне важно, чтобы гуманистическая культура России поучила в новых условиях мощную поддержку. Чем вызвано это наше пожелание?

Человечество приближается к пифагорейскому правилу "золотой середины". Спор "классиков" и "прагматиков", "физиков" и "лириков" со временем разрешится сам собой. Подлинно образованный человек овладеет совокупной мудростью. Целью и смыслом бытия станет сам человек - его духовное, интеллектуальных, нравственное, профессиональное совершенство.

В России к овладению "цельным знанием и творчеством" призывал философ Вл.Соловьев: "Только такая жизнь, такая культура, которая ничего не исключает, но в своей все целости совмещает высшую степень единства с полнейшим развитием свободной множественности, - только она может дать настоящее, прочное удовлетворение всем потребностям человеческого чувства, мышления и воли и быть, таким образом, действительно общечеловеческой, или вселенской, культурной..."

Духовное и интеллектуальное совершенство не падут с небес сами собой. Мир, как мы убедились, учится исступленно, даже будучи взрослым. В Англии действует Открытый университет с 250 филиалами, в Германии - Вестфальский заочный, в Японии - радиоуниверситет, Израиле - Университет для всех и т.д. Более половины шведов постоянно учатся. Программы-обучения взрослых повышают уровень образования настолько, что Совет стран Европы выделил их как приоритетные. Учатся все - мужчины, женщины, гении ... Ф.Ницше был не прав, заметив в "Ценности европейской культуры": "Женщина и гений не трудятся".

Чем это вызвано? Современники связывают со свободным образованием духовную самореализацию. Взаимосвязь подметил Спиноза, подчеркнув, что "разум природной своей силой создает себе умственные орудия (instrumenta intellectualia), от которых обретает другие силы для других умственных работ Актуален вопрос Г.Спенсера "Какое знание представляет наибольшую ценность?" Ответ очевиден: "То, которое сегодня необходимо, доступно, удобно и помогает достичь поставленных целей". Отсюда небывалый бум в образовании взрослых. В ряде стран во взрослой системе учится больше "студентов", нежели в традиционной (молодежной). В коммунальных колледжах США - свыше 5 млн. взрослых американцев (1200 колледжей). Здесь можно завершить среднее образование и прослушать два курса вуза. Это привлечет многих. Превысило ожидания и число взрослых студентов в Швеции. Сегодня они - основной контингент вузовского "населения". Да, не жалеют на Западе ни средств, ив сил на образование.

Образование и наука в России - год 1993. Вопреки взглядам, распространяемым средствами массовой информации за последние пять-семь лет, у нас была создана к концу минувшего десятилетия, в целом, качественная высшая школа. В частности, об этом свидетельствует и наличие в России сильной науки- В чем их "сила" и "качество"? В ряде особых черт, присущих российской научной интеллигенции. Привыкшая работать в труднейших условиях, она державна, гражданственна, высокопатриотична. На телевидении ее не увидишь, не отыщешь на страницах "популярнейших" газет н журналов. Скромно и незаметно делает она свое дело (в университетах, больницах, НИИ, школах, КБ, на заводах, в полях).

В. И.Вернадский отмечал "драгоценную черту" российской фундаментальной науки: ее связь с практическими исследованиями, которую потеряли "большинство французских, итальянских, немецких и американских академий" (1941). О достижениях ученых, инженеров, конструкторов нет необходимости распространяться особо. Они широко известны (ракеты, спутники, самолеты, лазеры и т.п.). Их охотно покупают, или крадут. Только за последние годы ЮАР, Китай, Пакистан, Иран, Италия скопировали знаменитую установку залпового огня "Град", Германия официально взяла на вооружение русский самолет. Подобных или аналогичных случаев немало.

Каково же положение науки? Вот, некоторые примеры. Зам. главного конструктора объединения "Сплав", где производятся "Смерчи" и "Ураганы", С.Колесников заметил: сегодня они загружены на 30-40%. Средняя зарплата специалистов в 1992 г. составляла 3-9 тыс. рублей. В космических отраслях доктора технических наук и профессора иезуитски "посажены" на 6 тыс. рублей в месяц (НПО "Композит"). Естественно, люди бегут. Бегут, как правило, "наиболее талантливые, в возрасте от 25 до 30 лет". Прекращено финансирование и лучшего в мире истребителя МИГ-29М. Страшное по своим последствиям, злонамеренное разрушение далеко не худшего научно-инженерного потенциала! Никакие референдумы не оправдают этой позорнейшей, безумной политики. Правда, в последние дни пришло обнадеживающее сообщение: ведущие российские банки решили, якобы, оказать помощь лучшим научно-инженерным силам ВПК. Значит, кто-то еще болеет душой за настоящее и будущее России.

Научный потенциал России "сморщивается", как шагреневая кожа. Доля российских ученых в мире (1975-1992) сократилась с 24-25% до 17-18%. Согласно исследованию, проведенному Минэкономикой (1991), масштабы эмиграции оцениваются в 200-250 тыс. в год. Это 30% ежегодного выпуска специалистов. Тревожит отнюдь не количественное сокращение научных рядов. Из страны выезжают высококлассные профессионалы (физики, математики, биологи, программисты, ядерщики). Капиталистические фирмы и правительства знают, кого приглашать. По статистике, возвращается лишь один из 10 эмигрантов. Помимо внешней "утечки мозгов", идет и внутренняя: на одного уехавшего за границу ученого приходится 10 ушедших в коммерцию. Стоит ли удивляться, что среди научной молодежи царят пессимизм и разочарование: 50% молодых ученых не видят для себя в будущем перспектив в России или весьма сомневаются в их наличии. Вот реальные последствия курса "реформаторов"! Фактически вполне осознанно повторяется "вариант 1917-1922 гг." (только в этот раз высылка ненасильственная, но - экономическая).

Ударили реформы и по школе. Престиж среднего образования упал до самой низкой отметки за всю историю XX века! Опросы показывают (1993): лишь 20% полностью удовлетворены уровнем образования, 70% учителей и родителей считают, что школа в глубочайшем кризисе, 50% учителей не удовлетворены как своей подготовкой, так и работой, 85% молодых специалистов считают полученное образование не соответствующим последним достижениям науки. Повсеместно отмечается "замшелость" педагогического обучения. Среди причин кризиса школы называют: остаточный принцип финансирования и материального обеспечения (61,1%), снижение ценности образования (50,5%), ослабление дисциплины и порядка в стране (49,6%), бюрократизм в управлении образованием (40,5%), низкий престиж учительской профессии (40,4%). Непохоже, что и профессиональное образование" стоит сейчас на пороге своего звездного часа" (Э.Днепров).

Не менее сложна ситуация в высшей школе. Хотя и здесь трудятся самоотверженные и знающие профессионалы. Их героическими усилиями в какой-то мере удалось сдержать падение. Подписан указ "О мерах по поддержке государственных вузов", которым в бессрочное и бесплатное пользование переданы земли. Последовали примеру А.Линкольна, отдавшего землю в полную собственность университетам. Перенять бы мудрость и другого американского президента (Ф. Рузвельта). В годы "великой депрессии" значительную часть налоговых поступлений тот направил на поддержку вузовского потенциала США. Какие-то подвижки все же есть и у нас: повысили стипендии российскому студенчеству. Надолго ли хватит?

Удар по высшей школе оставил на ней заметные "рубцы". Только в 1990 г. из вузов России уволилось свыше 2 тыс. преподавателей, в основном молодого и среднего возраста. По оценкам. 36% медиков и экономистов. 46% преподавателей технических дисциплин, как правило кандидатов наук в возрасте до 40 лет, намерены были уйти из вуза (1991). Резко ухудшилось социально-экономическое положение научно-педагогических и исследовательских кадров.

Все большее число именно образованной, нацеленной на научные знания молодежи разочаровывается в реформах и реформаторах. Это крайне тревожный признак. Согласно последним опросам социологов (март 1993 года), 66% студентов считают, что у Президента и Правительства России отсутствует четкая и понятная большинству населения программа проведения экономических реформ ("Студенчество и экономическая реформа". Отчет по материалам социологического исследования. Овсянников А.А., Меренков А.В.). Кстати говоря, вопреки общераспространенному мнению, укрепляемому средствами информации, референдум засвидетельствовал значительное уменьшение, по сравнению с 1991 годом, числа сторонников "демократов" я "реформ" (на 8-9 млн. человек). Если это и победа, то победа пиррова...

Будущее молодой научной элиты Россия выглядит достаточно тревожно. Что ее ждет? В одном из номеров журнала "Высшее образование в России" (№ 4, 1992) в статье Б.Яковлева "О воинствующем невежестве" содержатся упрека в адрес тех, кто пытается защитить "балластный слой в науке", "люмпенские настроения в образовательной среде". Понятен справедливый "гнев" автора. Конечно, иные из нас привыкли жить прошлым. Готовы были быть смолоду постоянными "пенсионерами" государства. Многое придется пересмотреть. Высшая школа - не "священная корова". В вузах надо оставить лишь тех, кто может и хочет учиться, пусть даже спартански "затянув ремень". Нуждается в омоложении и профессорско-преподавательский корпус... Лишь один пример: в 1992г. в более чем полутысяче вузов обучение велось по старым политэкономическим программам. Каким же образом этакие будущие специалисты впишутся в новую экономику? Кое-кто из историков, философов, педагогов продолжает работать в старом ключе.

Меня, однако, волнует другое. Куда страшнее не замечать, что сегодня далеко не лучшее время для Ломоносовых и Вернадских, Пушкиных и Тютчевых, Менделеевых и Иоффе. "Утечка мозгов" из страны превышает общее количество студентов России в 1914/15 учебном году, весь выпуск инженеров 1960 г., приближается к суммарному числу специалистов, полученных США за 20 лет (до 1983 г.) из стран "третьего мира". Не превращаемся ли мы подобным образом в третьесортную державу!?

Бог с ними, с бездарностями. Туда им и дорога... Но западный мир снимает "сливки" нашей науки, во-первых, и. во-вторых, вышеозначенные процессы подрывают сам корень системы высшего образования? В прессе есть утверждения, что около 60-70 % выпускников вузов, не получив гарантированного распределения, вошли в "режим утраты профессии". За один год в число "безвозвратных потерь" попало около 350тыс., молодых специалистов (156 тыс. специалистов инженерных специальностей). Общие цифры потерь от "эрозия" и "утраты профессии" только за 1990-1992 гг. составили в Россия 500 тыс. специалистов. К 1997-2000 гг., к моменту естественной убыли элиты науки, мы можем оказаться "у разбитого корыта".

А тут еще С.Говорухин, некогда демократический "лев бомонда", не нашел ничего умнее, как заявить по ЦТ (1.06-1993) на всю Россию:

"Вся русская наука должна уехать!" Представляю, с каким удовольствием слушали призыв те, кто являются фактическими организаторами "бегства из России" элиты... Государство же, напротив, должно сберечь лучшие головы и руки для научно-технических и гуманитарных "битв" XXI века. Пока у страны есть первоклассная высшая школа - ничего не потеряно. Поднимется Россия!

Высшая школа России, пора бы это понять нашей высокообразованной правительственной элите, стоит многих забот. Здесь наибольшее число квалифицированных специалистов (в том числе, более половины докторов наук). Да, ее финансовое положение оставляет желать лучшего. Тем не менее уже то, что она сохранила "костяк" в столь трудные времена, "заслуживает высшего балла" (В.Г.Кинелев). Научная мысль продолжает работать: идет создание региональных научно-образовательных комплексов, новых научно-технических парков, реализуется интересная программа гуманитарного образования.

Каково отношение Запада к нашему вузовскому потенциалу? Ведь, себе мы уже не верим. Информацию на сев счет можно почерпнуть в известном докладе Дж.Гурмана (1989), содержащем рейтинг ведущих университетов. Перед нами предстает следующая картина: в число 74 ведущих университетов мира (исключая американские) входит треть бывших советских (24 университета). В олимпийской "шестерке" два российских: Московский - 2-е место и Петербургский - 6-е место. Как видите, высшее образование России (Украины, Беларуси, Казахстана и др.) по-прежнему пользуется авторитет.

ПРИЧИНЫ УПАДКА КУЛЬТУРЫ


Чем же вызвано столь упорное пренебрежение "реформаторов" культурой, образованием, да и более широко, российской интеллигенцией? Таковая не нужна ни "коммунистам", ни "демократам". Ее смертельно боялись и боятся те и другие. Это вам не светская "творческая публика", холуйствующая применительно к подлости. Вчера кушала из одного "корыта", сегодня, спрятав "до случая" свои "звезды", раболепно лебезит перед другими. Многие естественники и инженеры сохранили совесть и честь, служат делу и истине, а не политическим пройдохам. Опасная публика. Поэтому "господа" и сделали ставку на люмпена, темные и малограмотные массы. Этих-то ничего не стоит оболванить. Пропьют Россию - и не чихнут... Каков поп, таков и приход. Отсюда нежное, любовное отношение к полу квалифицирован ному и неквалифицированному люду. Иначе не объяснишь астрономического разрыва в оплате труда уборщицы, прапорщика, работницы фабрика и профессора, доктора наук (в 15-20 раз). Зарплата вице-президента АН России ниже, чем у продавца ларька. "Булыжник" - дороже "алмаза".

Тактика опоры на люмпена гибельна для страны... Ее цель противопоставить массы научной интеллигенции, ослабить и обескровить Россию. При всем уважении к нелегкому шахтерскому труду, не ему суждено стать передовым краем новейших технологий (всей культуры XXI века). Подобный "популизм" наиболее грамотных и честных людей.

Народ безмыслящей интеллигенции, что пепел на дорогах истории. К тому же, не сегодня, так завтра прозреет и "черный человек".

Позорна сегодня роль определенной части творческой интеллигенции. Речь идет, естественно, не о тех, кто составляет золотой фонд Русской культуры... Невежественные и полуспившиеся, они чванливо возложили на себя митру "выразительницы духовных интересов" народов. "Работают" в стиле - оболгать все, что свято! Какое отношение они имеют к высокой культуре? С чем пришли они к народу? С ненавистью, злобой, презрением, алчностью. О губительном влиянии такой интеллигенции писал В.Н.Муравьев в "Реве племени": "И вот интеллигенция вернулась к своему народу не с живою, но с мертвою водой. Она впрыснула ее в народ, и народ разрушил Россию. Но тем самым народ уничтожил и интеллигенцию".

Телевидение и министерство печати России временами напоминают Оруэлловское "министерство правды", ведавшее информацией, досугом и искусствами. Главной его функцией стало: сузить горизонты мысли ("одну часть прошлого сохранить, другую фальсифицировать, третью уничтожить без остатка"). Оруэлл писал: "Здесь делались низкопробные газеты, не содержащие ничего, кроме спорта, уголовной хроники и астрологии. Забористые пятицентовые повествушки, скабрезные фильмы, чувствительные песенки, сочиняемые чисто механическим способом - на особого рода калейдоскопе, так называемом версификаторе. Был даже особый подотдел - на новоязе именуемый порносеком,- выпускавший порнографию самого последнего разбора..." ("1984").

Писатель, конечно, имел в виду тоталитарные режимы. Но разве деятельность иных нынешних теледельцов и журналистов не попадает под эту рубрику? Р.Хасбулатов назвал работу средств массовой информации "полторанинско-геббельсовской ложью". Действительно, иные "звезды" телеэкрана лгут нагло, с размахом. Дурные вести, разрушающие благой образ "демократии", опускают, доносят в лучшем случае полуправду. Аналитиками и экспертами на телеэкране программы "Останкино" мелькают одни и те же, десяток-другой, физиономий. Народ умело пугают "красной опасностью". Показать портрет Сталина!? Пожалуйста. Жириновского? С превеликим удовольствием. Васильева? Бесценный человек! Серьезного ученого, инженера - не увидишь. Экстремисты - ежедневно. Ничего не скажешь здорово работают.

Разве иной, называющий себя интеллигентом", не напоминает, по словам Д.Мережковского. "грядущего на царство мещанина, грядущего хама"!? Режиссер считает неприличным снять фильм без полового акта. Актер предпочитает на сцене костюмы Адама и Евы, сменив стиль Парнаса на жесты Фаллоса. Известный композитор призывает "съездить канделябром по морде" оппоненту Депутат готов лично расстрелять Президента". Даже юмор эстрадных "примадонн' рассчитан на идиотов. Одним словом, настали "дни всеобщего озверения" и глупости. Горький прав, у вас "народ учится... злости и ненависти" ("Несвоевременные мысли").

Российское общество должно "присягнуть на верность" - не той ил и иной политической фигуре или партии, а знанию, культуре и образованию. Сегодня, когда миллионы людей (6-7 млн. человек) стоят перед необходимостью сменить профессию, избрать иной род деятельности (военные, беженцы, управленцы, депутаты, чиновники), необходима новая общественная философия-фиутософия деятельной мысли и созидания! Мы все оказались невеждами. У всех отсутствует нравственно-эсхатологическая основа. Христа нет ни в душе, ни на небе. Везде -пустынь... В гуманистическом, гуманитарном отношении наше воспитание однобоко.

Вспомните, как умиравший А.Ф.Конн повторял: "Воспитание, воспитание - это главное. Нужно перевоспитать..." (1927).

Перевоспитание общества началось. Нужно трезвее смотреть в лицо жизни. Монстр тоталитаризма издох. Но то, что предстало, пока не вызывает энтузиазма...

Мы живем на переломе эпох... Попытки повернуть историю вспять - нелепы. Россия пойдет вперед, отряхивая с ног прах "коммунизма". Однако се путь вовсе не лежит к "высотам капитализма", как думают многие. Вся наша прошлая история свидетельствует в пользу Гуманизма как единственной подходящей для России общественно-экономической формации. Ее основы: высокообразованный духовный индивид, свобода прекрасного, деятельного, умного, доброго; жесточайшая цензура и "карательщина" против убийц, воров, государственных взяточников. растлителей, негодяев; державность, воспитывающая уважение к русской культуре как первооснове славного бытия России. Интеллигенции пора исторгнуть из себя рабскую психологию, психологию люмпена. В.Дорошевич, правда, говорил, что интеллигент у нас - это "сын сапожника, кончивший oуниверситет". Ну и что!? Вполне нормальный процесс. Худо другое: если вдруг вся интеллигенция "уйдет в сапожники" (или лавочники)...

Обретем соборное мышление. Оставим детско-партийные забавы. Обновим властные структуры высокообразованной молодежью. Установим мир и справедливые законы. Заставим их выполнять. Чиновника (как "вершителя судеб") убрать. Его место займет деятель. Учиться - всем! Требует самоотречения? Но есть ли другой путь для возрождения России!? В противном случае наша историческая дорога и впредь будет напоминать Голгофу... 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]