Экономика
Обозреватель - Observer


 
 

Мировая экономика
 

ОТКРЫТА ЛИ ДОРОГА,
К ЕВРОПЕЙСКОМУ СОЮЗУ?

В.МУСАТОВ

 

Итогов референдума в Данин ждала буквально вся Западная Европа. На этот раз 56,8% датчан, участвовавших в голосовании, высказались за ратификацию Маастрихтского договора. А почти год назад - на первом референдуме - против ратификации проголосовало 50,7%. Позитивные итоги датского референдума могут оказать влияние на весь процесс реализации договоренностей в Маастрихте. Палата общим Великобритании после многодневной дискуссии все-таки одобрила соглашения и передала вопрос в палату лордов. Скандинавские страны к Австрия тоже хотят присоединиться к ЕС. Но сложностей и неясностей вокруг объединенной Европы еще много.

О чем идет речь? Пакет договоренностей, одобренный на встрече лидеров двенадцати стран-членов ЕС в декабре 1991 г. в голландском городке Маастрихте, предусматривает трансформацию Европейского Сообщества к 1999 г. в Европейский Союз. Договоре его создании был подписан в феврале 1992 г. на уровне министров иностранных дел и министров финансов стран ЕС. Имеется в виду не только завершение образования общего внутреннего рынка, создание валютно-экономического, таможенного союзов, но и формирование политического и военно-политического союза, предусматривающего взаимодействие правительства в области политики безопасности.

Договоренности в Маастрихте о создании Европейского Союза знаменовали решимость стран "общего рынка", начавших свои путь в 1951 г. с учреждения Европейского объединения угля и стали, пойти дальше по пути интеграции, создавая общую валюту, наднациональные органы и единое гражданство. В этом выражалась внутренняя логика развития Сообщества, ставшего мощным фактором мировой экономики и политики. Валовой внутренний продукт стран Сообщества в 1991 г. составил 5073 млрд. экю, в США - 4528 млрд., В Японии - 2780 млрд. Учитывались, конечно, более благоприятные международные условия на европейском континенте, связанные с окончанием "холодной войны", прекращением военного противостояния и распадом "восточного блока".

Но решение в Маастрихте рождалось ценой немалых компромиссов. ЕС только внешне выглядит монолитным образованием. Трений и соперничества предостаточно не только в сфере экономики, но и в сфере внешней политики и коллективной безопасности. Кое-кто усматривает в создании наднациональных органов ЕС стремление ограничить влияние воссоединенной Германии. Дают о себе знать и различия в экономическом развитии между странами (четыре страны - Франция, Италия, Великобритания и Германия - производят 80% внутреннего валового продукта Сообщества, в то время как Греция, Люксембург и Португалия - только 3%). Нельзя забывать о национальном эгоизме и исторических моментах.

Ведь что повлияло на первый негативный результат референдума в Дании в июне 1992 г.? Прежде всего, опасения, что маленькая страна (5,1 млн. человек) растворится в супер-государстве (300 млн. человек), где будут доминировать Германия и Франция, утратит суверенитет и свои экономические и социальные достижения. Именно поэтому творцы "европейской идеи" пошли на значительные уступки Данин, по существу обеспечив на саммите в Эдинбурге в конце 1992 г. особый статус для этого королевства. Копенгаген не будет участвовать в общей политике обеспечения безопасности, в создании единой валюты, не примет участия в формировании наднациональной полиции и единого гражданства.

Конечно, это меняет суть Маастрихте кнхдо-говорснностей. Но оговорки есть и у других стран. Лондон, в частности, не приемлет социальную хартию ЕС. Франция не хочет открывать границы. Но главное в другом - Дания осталась в общем русле интеграции.

Положительный результат на втором референдуме был достигнут и за счет массированной пропаганды, обещаний снизить нынешними уровень безработицы (12%). Хотя чувствовалось, что у оппозиции, т.н. евроскептиков, нет по существу альтернативной программы. На это напирал, в частности, премьер-министр Дании. В конце концов сыграло свою роль и понимание большинством датчан того факта, что изоляция в Европе не сулят их стране ничего хорошего.

Теперь очередь за Великобританией, чья позиция достаточно неопределенна. Сказывается непростое положение кабинета Мейджора, раскол в консервативной партии. Пока жертвой стал министр финансов Ламонт. Яростными противниками ЕС выступают консерваторы - члены палаты лордов - баронесса М.Тэтчер и лорд Теббит, предлагающие провести общенациональный референдум. Тэтчер возглавила общественный комитет против Маастрихта и вообще, похоже, хотела бы изменить курс правительства в этом вопросе.

Все двенадцать стран-членов ЕС должны ратифицировать Маастрихтские соглашения. Франция и Германия считают, что надо идти вперед, несмотря на все трудности и сопротивление. А препятствий много - тяжелые месяцы переживает европейская валютная система: Великобритания и Италия вышли из общего обменного механизма; несколько раз девальвировали свои валюты Ирландия, Испания и Португалия. Высока безработица - до 17 млн. человек. Замедляются темпы экономического роста Сообщества: в 1993 г. ожидается только 0,8%, а по некоторым прогнозам и того хуже. Пока ни Совет Министров, ни Комиссия Европейских сообществ не выработали рецептов поощрения занятости и инвестиций. Наблюдается отставание в научных исследованиях, в обшей конкурентоспособности ЕС, что признает и Ж. Делор, председатель Комиссии Европейских сообществ. Проявляется кризис доверия.

Но все-таки интеграционные процессы в Европе имеют уже определенную базу и традиции. Двенадцать государств связаны со времени заключения исторического Римского Договора логикой и практикой совместного экономического и политического развития. Складывается и развивается общекультурная общность. Разрыв сложившихся связей был бы для них, да и для Европы в целом, катастрофой. Опыт европейского строительства поучителен и для нас, пытающихся в условиях кризиса создать в рамках СНГ экономический, валютный и таможенный союзы.

Почти все европейские государства стремятся ныне вступить в ЕС. Ведут подобные переговоры Австрия, Швеция. Норвегия и Финляндия. Турция, получившая статус ассоциированного члена Сообщества, тоже ждет приема.

Идея общего экономического пространства может приобрести реальность. Конечно, менее развитые члены ЕС требуют "входной платы" от стоящих у порога, особенно от скандинавов, чтобы стимулировать свои отсталые районы и пополнить фонд регионального развития ЕС.

Еще больше проблем с расширением Сообщества за счет восточно-европейских стран. В период распада соцсодружества возможность сближения с ЕЭС служила политической приманкой. После развала СССР последовала мгновенная реакция отторжения бывших союзников - поворот этих стран на Запад. Были заключены соглашения об ассоциированном членстве. А сейчас наступает время выполнения обещаний. Но критерии приема в ЕС достаточно высоки, поэтому восточноевропейцы не могут получить пока ясного ответа о сроках вступления. Правда, Германия, чьи позиции в Восточной Европе крепнут, однозначно поддерживает их просьбы. Каждая страна стремится первой продолжить дорогу в ЕС. Премьер-министр Венгрии Й.Анталл во время недавнего визита в Данию призывал ЕС подходить к восточноевропейцам на индивидуальной основе, не рассматривая их в качестве группы или блока. Но. судя, по всему, решение о присоединении к ЕС откладывается.

Непросто обстоит дело и с Россией. Как известно, во времена М.С. Горбачева Советский Союз выдвигал идею "европейского дома", что в политическом смысле звучало прекрасно. Сейчас исчезла прежняя биполярная конструкция, вместо былой сверхдержавы - СССР - появились новая Россия и независимые государства, а до сближения с ЕС еще далеко, дискриминация, а торговле все еще действует, несмотря на обилие политических заявлении и некоторые меры экономической помощи.

Россия с осени прошлого года ведет трудные переговоры с ЕС, закономерно рассчитывая, что будущее соглашение о партнерстве будет означать нечто большее, чем типичное ассоциированное членство. Согласно заявлениям вице-премьера Шохина надежда на успех есть.

На встречу лидеров ЕС в Копенгагене 21 июня с.г. был приглашен Президент Б.Ельцин. Однако из-за разногласий по поводу проекта соглашений с Россией его визит не состоится. Ожидается, что соглашение будет готово не раньше конца года. Для России новое соглашение должно обеспечить подключение к единому экономическому пространству, облегчить доступ на европейские рынки, куда идет до 40% российского экспорта. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]