Экономика
Обозреватель - Observer


 
 

В помощь предпринимателю
 

СИНГАПУР*

30 ВАЖНЕЙШИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ


Площадь
618 кв. км
Климат
экваториальный
Температура
22-34°С
Население
2,71 млн. чел.
Официальные языки
малайзийский (государственный), китайский (мандарин), тамильский, английский
Язык делового общения
английский
Религия
буддизм, ислам, христианство
Государственное устройство
республика
Административно-территориальное деление
75 районов, объединенных в 3 сельских и 4 городских дистрикта
Поясное время
плюс 5 часов к московскому времени
Национальные лидеры
11 президент - Ви Ким Ви, премьер-министр - Го Чок Тонг, заместитель премьер-министра и министр обороны - Онг Тенг Чсонг, заместитель премьер-министра, министр торговли и промышленности - Ли Сянь Лун. министр иностранных дел - Вонг Каи Сенг,. государственный министр обороны Ли Буи Янг. министр финансов - Ричард Ху Теу Тау, министр коммуникации - Ео Нинг Хонг
Объем ВВП, млрд. долл. США
34,8 (1990 г.)
Темп прироста ВВП.,%
9,2 (1990 г.). 8,3 (1991 г.)
Объем ВНП, млрд. долл. США
14 35.5 (1990 г.)
ВИП на душу населения, долл. США
12032 (1990 г.)
Темп инфляции, % в год
3,4 (1990 г.)
Курс национальной валюты сингапурский доллар
1,81 синг. долл. - 1 долл. США
Длина автодорог
6,5 тыс. км
Порт
18 один из крупнейших в мире
Международный аэропорт "Чанги"
лучший в мире
Экспорт, млрд. долл. США
44,7 (1990 г.), 52,9 (1991 г.)
Основные статьи экспорта в 1990 г., млрд. долл.
машины и оборудование - 26,5, минеральное топливо - 9,6, нефтепродукты - США 9,5, электронные компоненты - 3,9, химические товары - 3,3
Основные экспортные рынки, %
США - 21, Малайзия - 13, Япония - 9, Тайланд - 7, Гонконг - 6
Импорт, млрд. долл. США
49,7 (1990 г.),61,0 (1991 г.)
Основные статьи импорта в 1990 г., электронные млрд. долл. США
машины и оборудование - 27,2, минеральное топливо - 9,7, компоненты - 4,9, химические товары - 4,7
Основные источники импорта, %
Япония - 20, США -16, Малайзия -14, Саудовская Аравия - 5, Тайвань - 4
Золотовалютные резервы,
млрд. долл.
27,5 (на начало 1991 г.)
Внешний долг, млн. долл. США
8,3 (на начало 1991 г.)
Иностранные инвестиции,
млн. долл. США
1380 (1990 г.)
Основные иностранные инвесторы
США, Япония, ФРГ, Великобритания, Нидерланды
Иностранный туризм
число туристов - 5,2 млн. (1990 г.)

* Материал продолжает серию публикаций "В помощь предпринимателю". См. "Обозреватель" 1993 г.: № 1(5). № 3(7) - Китай, 3 10(14) - Малайзия, № 11(15) - королевство Таиланд, № 13(17) - Тайвань, № 14(18) - Япония.

ВНЕШНЕТОРГОВОЕ, ВАЛЮТНОЕ, НАЛОГОВОЕ
И ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО


1. Внешнеторговое регулирование


1.1. Льготы для экспортеров 

1.2.. Импортные ограничения

1.3.Таможенные пошлины сборы

1.4. Внешнеторговая документация

1.5. Складирование и транспортировка внешнеторговых

грузов

1.6. Реэкспортные операции

2. Валютное законодательство 


2.1. Национальная денежная единица

2.2. Кредитно-банковская система 

2.3. Система валютных ограничений 

2.4. Валютные аспекты экпортно-импортных операций

3. Налоговый режим


3.1. Законодательные основы налоговой системы. Основные налоги

3.2. Подоходный налог

3.3. Специфика взимания налогов с юридических и физических лиц

3.4. Налогообложение международных операций

3.5. Механизм взимания налогов

3.6. Международные соглашения в области налогообложения

4. Инвестиционное законодательство


4.1. Инвестиционная политика

4.2. Льготный режим для различных видов капиталовложений 

4.3. Экспортно-производственные зоны и технопарки

1. ВНЕШНЕТОРГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ


1.1. ЛЬГОТЫ ДЛЯ ЭКСПОРТЕРОВ


Сингапур, как и другие новые индустриальные страны Азии, использует модель экспортной ориентации экономического развития. В 1990 г. по стоимостному объему экспорта 32 млрд. долл. Он входил в число 20 стран - крупнейших мировых экспортеров.

Сингапур относится к числу тех немногих стран мира, где стоимостной объем экспорта превышает размер валового внутреннего продукта. Если в 1990 г. ВВП составлял 57 млрд. синг. долл., то экспорт - 95 млрд. синг. долл.

Создание модели экспортной ориентации предполагает разработку целой системы льгот для производителей и экспортеров продукции. Среди основных средств стимулирования вывоза - налоговые льготы, таможенные льготы, создание специальных экспортно-производственных зон и др.

В различных формах экспортными льготами в стране пользуется более 90% компаний, занятых экспортным производством. Как правило, льготный режим налогообложения для экспортеров составляет пять лет. Этот срок может быть продлен до 15 лет в следующих случаях:

  • основной капитал фирмы превышает 150 млн. синг. долл.;
  • 50% и более оплаченного капитала компании принадлежит постоянным жителям Сингапура (участие местного капитала необязательно, если компания вкладывает более 1 млрд. синг. долл.).
Поскольку внутренний рынок достаточно узок, большинство компаний и мест экспортную ориентацию, В этой связи льготами могут пользоваться только фирмы, занятые производством промышленной продукции, у которых как минимум 20% объема продаж изделий приходится на внешние рынки, а стоимость вывоза должна быть не менее 100 тыс. синг. долл. в год.

Компании, которые экспортируют нетрадиционные товары (к традиционным товарам в Сингапуре относят олово, натуральный каучук, пальмовое и кокосовое масло, круглый лес, пиломатериалы, нефть, специи и др.) или осваивают новые рынки, получают льготы в виде освобождения половины доходов от экспорта от подоходного налога в течение пяти лет при условии, что объем вывоза этих товаров не менее 20 млн. синг. долл. в год.

Специальные льготы предусмотрены для компаний, специализирующихся на экспорте услуг. Если фирма зарегистрирована в министерстве финансов и сферой ее деятельности являются:

  • проектно-конструкторские и технологические услуги,
  • консультационные услуги, менеджмент,
  • услуги в области материально-технического снабжения, 
  • обучение и повышение квалификации, то такая компания освобождается от уплаты 90% подоходного налога, полученного от экспорта услуг. Такая льгота фактически уменьшает размер корпоративного налога на экспортную прибыль до 3,3%.
Одним из важных стимулов развития экспортного потенциала Сингапура является отсутствие экспортных пошлин.

Для стимулирования экспорта товаров государство берет на себя часть расходов, связанных с продвижением продукции на внешние рынки. Сюда входят расходы на получение иностранной технической "коммерческой информации, изучение рынков сбыта, зарубежную рекламу, участие в выставках, организуемых министерством торговли и промышленности за рубежом, подготовку к участию в торгах, содержание торговых представительств, оплату части командировочных расходов и пр.

Содействием развитию экспорта в Сингапуре занимается Управление по развитию торговли. В задачу этой организации входит разработка стратегии развития экспорта на длительную перспективу, координация усилий государственного и частного сектора в развитии экспортного потенциала и совершенствовании структуры вывоза, а также подготовка предложений по стимулированию экспорта и разработка льгот для поставщиков продукции на внешний рынок.

На Управление развития торговли возложены задачи по совершенствованию работы торговых представительств за рубежом, а также организация рекламной и выставочной работы.

Помимо вопросов всемерного расширения экспорта сингапурских товаров на традиционные рынки и продвижения их на новые рынки, управление занимается вопросами укрепления позиций Сингапура в качестве международного торгового центра. В частности, проводятся работы по превращению страны в международный центр по обслуживанию операций встречной торговли.

В настоящее время Сингапур в состоянии обеспечить обслуживание таких операций между различными группами стран благодаря наличию в республике широкой сети банков и страховых компаний и развитой системы транспорта и связи. Фирмам, занятым в указанной сфере деятельности, в настоящее время предоставляется статус "пионерной компании", что освобождает их в течение пяти лет от уплаты налогов на прибыль. Этот статус уже имеют 10 иностранных компаний, у которых суммарный объем операций по встречной торговле в 1990 г. достиг 4 млрд. синг. долл. Ожидается, что в ближайшие три года объем этих операций возрастет до 8 млрд. синг. долл. в год.

В настоящее время Гонконг, где совершалось большинство бартерных операций, уступает свои позиции Сингапуру. Все большее количество компаний, обеспокоенных судьбой Гонконга после 1997 г., когда он станет составной частью КНР, добивается разрешения открыть свои отделения в Сингапуре.

1.2. ИМПОРТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ


Сингапурское законодательство в области внешнеэкономических связей является одним из наиболее либеральных в мире. Либеральный режим в отношении импорта проявляется не только в весьма умеренном уровне пошлин, но и в полном освобождении от обложения значительной группы товаров.

Лицензионный режим всегда был важным, если не наиболее эффективным, средством торгового регулирования.

Весь импорт Сингапура подлежит лицензионному контролю и может осуществляться на базе либо открытой генеральной, либо специальной индивидуальной лицензии (исключение составляют транзитные товары, грузы государственных организаций, личные и домашние веши пассажиров и лиц, переезжающих на жительство в Сингапур, и некоторые товары, пересылаемые по почте). Применение лицензий дает таможенным властям возможность регулировать объем и номенклатуру импорта применительно ко всем странам и к отдельным контрагентам.

Специальные индивидуальные лицензии являются основным видом количественных ограничений импортных операций, которые используются главным образом для предотвращения роста ввоза и накопления тех товаров, на которые предполагается ввести импортную пошлину.

Индивидуальные лицензии требуются для ввоза в страну отдельных видов продовольственных товаров, алкогольных напитков, живых животных, птиц, растений, семян, драгоценных металлов и камней, оружия и взрывчатых веществ и др.

Этот вид лицензий выдается, как правило, на три месяца, в течение которых товар должен быть отгружен импортеру. Однако при необходимости срок действия лицензии продлевается.

Индивидуальные лицензии требуются также для импорта товаров из Советского Союза и некоторых других стран. Кроме того, существуют ограничения на экспорт из Сингапура в ряд стран некоторых высокотехнологичных товаров. И хотя Сингапур формально не является членом КОКОМ (Комитет по контролю экспорта стратегических товаров в социалистические страны), по этим вопросам проводятся регулярные консультации с представителями американской администрации. По отношению к указанным странам в Сингапуре фактически применяются определенные ограничения на поставку отдельных видов стратегических товаров и продукции, выпускаемой с применением высоко сложных технологий.

1.3. ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ И СБОРЫ


Таможенно-тарифный режим является одним из наиболее важных средств внешнеторговой политики Сингапура. Поскольку в стране не существует экспортных пошлин, то все таможенное регулирование сводится к взиманию импортных пошлин.

При классификации товаров, подвергаемых таможенному обложению, Сингапур ранее придерживался Брюссельской таможенной номенклатуры, в основу которой положено деление товаров по производственному признаку. Товары, относящиеся к определенной отрасли производства (от сырья до готового продукта), объединены в один раздел. В настоящее время, как все промышленные страны, Сингапур перешел на Единую гармонизированную систему описания и кодирования товаров.

Основными видами импортных пошлин Сингапура являются фискальные (преобладающая часть тарифов), применяются возвратные (транзитно-реэкспортные). Практически отсутствуют протекционистские и антидемпинговые пошлины.

Устанавливаются пошлины в соответствии с ценой товара (адвалорные) или с его количеством (специфические).

Адвалорные пошлины взимаются с так называемой нормальной цены товара, т.е. цены, по которой импортер мог бы купить данный товар на свободном рынке, если бы товар был доставлен на таможенную границу и были оплачены фрахт, страхование, комиссионные и другие расходы и издержки (кроме таможенной пошлины и сборов), сопутствующие приобретению и доставке товара". При специфической пошлине, взимаемой с веса нетто, стоимость упаковочного материала не учитывается.

Пошлины исчисляются и выплачиваются в местной валюте (синг. долларах) в момент прохождения товара через таможню. Цены, выраженные а иностранной валюте, переводятся по биржевому валютному курсу на день платежа.

Необходимо отметить, что Сингапур придерживается либерального режима открытого порта, поэтому удельный вес низких импортных пошлин (до 10% стоимости импортируемого товара) в системе таможенных тарифов составляет 93%, а высоких (от 50% и выше стоимости ввозимого товара) - лишь 2%. Таким образом, средний уровень таможенного обложения в Сингапуре достаточно низок. Значительная часть импортируемых товаров, особенно машинотехнические и высокотехнологичные товары, вообще освобождены от уплаты ввозных пошлин.

Импортные пошлины взимаются в основном при закупках нефтепродуктов, табачных изделий, легковых автомобилей, алкогольных напитков (пиво, виски, ликеры, портвейны и др.), сахара и других продовольственных и потребительских товаров. В 1990г. из общих доходов от импортных пошлин на нефтепродукты (в основном бензин) приходилось 35%, на табачные изделия - 20%, легковые автомобиля - 20%, алкогольные напитки - 18%.

С 1 января 1978 г. вступило в силу соглашение о взаимной преференциальной торговле между странами-членами АСЕАН, по которому были снижены пошлины на ряд товаров (всего в настоящее время свыше 10 тыс. наименований). Кроме того, дополнительно, снижены на 20% тарифные ставки на товары, общий объем торговли которыми между странами АСЕАН не превышает 500 тыс. долл.

Однако система торговых преференций в рамках ассоциации пока не оправдывает возложенных на нее надежд. Объем экспорта сингапурских товаров, подпадающих под преференциальные тарифы составляет около 5%, а в целом по ассоциации около 2% стоимости их взаимного товарооборота. Одной из основных причин, сдерживающих развитие торговли между странами АСЕАН, является существование нетарифных барьеров.

1.4. ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ


Большинство экспортных операций в Сингапуре осуществляется через различного рода аккредитивы, в том числе коммерческий и на предъявителя. Возможен расчет и на других условиях - по текущему счету или акцептному расчету. При экспорте стратегических товаров возможны расчеты в рассрочку.

Для осуществления экспортных операций необходимо получить лицензию. Запрос на выдачу лицензии, за исключением машинотехнической продукции и вывоза товаров в рассрочку, когда оплата производится в течение газа. направляется в соответствующий коммерческий и торговый банк.

В случае если на экспорт данной продукции нет никаких ограничений, разрешение выдается автоматически руководителем коммерческого или торгового банка. Если существуют какие-либо ограничения, то необходимо согласование с соответствующим министерством или ведомством, после чего обращаться я коммерческий банк. Если стороны договорились о каких-либо особых условиях платежей, то экспортер должен получить лицензию в министерстве торговли и промышленности.

Для обращения за разрешением на экспорт необходимо представить следующие документы:

  • заявление о разрешении на экспорт;
  • оригинал и копию аккредитива;
  • рекомендательное письмо от торговой ассоциации, если речь идет о товарах, экспорт которых ограничен;
  • другие документы по необходимости.
Все экспортные товары, за исключением освобожденных от инспекции, подлежат проверке инспекционный агентством на предмет качества до получения разрешения на беспошлинный вывоз.

При вывозе товаров экспортер обязав до предоставления документов на таможню поместить товар на беспошлинный склад. Таможенные службы проверяют партию на предмет соответствия фактуре и наличия лицензии на экспорт. Если документы в порядке, таможенные органы выдают разрешение на экспорт.

При обращении за экспортной декларацией необходимо представить следующие документы:

  • заявление о предоставлении экспортной декларации в пяти экземплярах;
  • один экземпляр лицензии на экспорт;
  • один экземпляр спецификации товара;
  • один экземпляр описи;
  • другие документы по необходимости.
После получения разрешения таможни на вывоз экспортер договаривается с судоходной или другой транспортной компанией относительно перевозки груза и заключает договор со страховой компанией. Необходимо позаботиться о погрузке экспортного груза экспедитором. Поскольку в Сингапуре не существует экспортных пошлин, то пересечение границы ограничивается таможенными формальностями.

Делопроизводство по им портным операциям отличается в зависимости от товаркой структуры импорта и условий платежа. В случае использования расчета по коммерческому аккредитиву необходимо получить лицензию на импорт у соответствующего коммерческого или торгового банка.

В большинстве случаев это чисто формальный момент. Импортер заполняет бланк заявления с просьбой предоставить импортную лицензию и вместе с контрактом или предложением фирмы-экспортера направляет эти документы в коммерческий или торговый банк. Для группы товаров, на которые действуют ограничения, необходимо получить согласие в соответствующем министерстве или специализированной ассоциации, после чего обратиться в коммерческий банк. В отдельных случаях импортная лицензия может быть получена непосредственно в министерстве торговли и промышленности. При обращении за лицензией необходимо представить следующие документы:

  • заявление с просьбой о предоставлении лицензии;
  • четыре экземпляра предложения фирмы экспортера;
  • рекомендательное письмо от соответствующей организации в случае импорта товаров, попадающих под ограничения;
  • другие документы, например, каталоги - при необходимости.
После получения лицензии импортер должен открыть аккредитив в течение 30 дней (o случае акцептного аккредитива - 7 дней) при посредничестве соответствующего финансового учреждения в пользу зарубежного поставщика. Для открытия аккредитива импортер должен заключить предварительное соглашение с коммерческим банком для такого рода операций. После получения лицензии на импорт и открытия аккредитива импортер обычно извещает иностранного поставщика об этом по телефону, телефаксу или письмом, и последний может начать отправку экспортируемого им груза. По прибытии транспортных документов банк, котором открыт аккредитив, извещает об этом импортера. После отправки груза иностранный экспортер направит открывшему аккредитив банку вексель с приложением оригинала транспортных документов, а банк в свою очередь после оплаты векселя передаст документы импортеру. По прибытии импортного груза в порт назначения он будет храниться на беспошлинном складе под охраной таможенных властей.

Получив от пароходства или агента накладную в обмен на спецификацию груза, импортер должен оформить разрешение на ввоз самостоятельно или при посредничестве таможенного брокера. После заполнения таможенной декларации груз осматривается, и по действующей тарифной сетке определяется таможенная пошлина. После уплаты пошлины импортер получает от таможни разрешение на ввоз и сможет получить груз с беспошлинного склада.

1.5. СКЛАДИРОВАНИЕ И ТРАНСПОРТИРОВКА ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ГРУЗОВ


Экспортная ориентация важнейших отраслей сингапурской экономики и выгодное географическое положение на пересечении торговых путей из Тихого и Индийского океанов способствовали успешному развитию системы морского и авиационного транспорта, портового хозяйства и системы обработки и складирования внешнеторговых грузов.

Ведущее место в транспортировке внешнеторговых грузов принадлежит морскому транспорту. В течение последних пяти лет с точки зрения тоннажа заходящих судов (483 млн. б.р.т. в 1990 г.) сингапурский порт занимает первое место в мире, а по объему обработанных грузов (188 млн. т. в 1990 г.) - занимает третье место в мире посте Гамбурга и Нью-Йорка.

В 1990 г. Сингапур вышел на первое место в мире, опередив Гонконг, по объему контейнерных перевозок, которые достигли 5,22 млн. условных 20-футовых контейнеров. Наиболее активно перевозка грузов в контейнерах осуществлялась Сингапуром с Японией, Тайванем, США, ФРГ, Нидерландами и Гонконгом.

В настоящее время ведется строительство второго контейнерного терминала на острове Пулау Брани. Полностью ввод в строй контейнерного терминала намечен на 1995 г., после чего мощности сингапурского порта возрастут в два с лишним раза, объем перевалки контейнеризованных грузов составит 10 млн. условных 20-футовых контейнеров в год.

В 1987 г. Сингапур был официально определен Лондонской биржей металлов в качестве порта отгрузки пяти основных биржевых металлов: алюминия, меди, свинца, цинка и никеля. Таким образом, Сингапур стал первым официально утвержденным портом отгрузки металлов за пределами Европы. В результате ряд фирм международного класса открыли свои офисы и склады в Сингапуре, который в перспективе рассматривается как крупнейший распределительный центр торговли биржевыми товарами.

Для стимулирования деловой активности в этой отрасли правительство в середине 80-х годов сократило портовые тарифы по складированию, хранению и обработке грузов. Размер ставок был уменьшен в среднем от 10% до 13%.

Сингапурский морской флот состоит из 1565 судов, суммарный тоннаж которых - 788 тыс. б.р.т. По этому показателю Сингапур находится на 13 месте в мире. Основу флота составляют суда для перевозки массовых грузов (25%), танкеры (15%) и контейнеровозы (12%).

Ведущие сингапурские судоходные компании осуществляют организацию кругосветных пере возок контейнеризованных грузов, которые считаются самым перспективным направлением развития транспортировки внешнеторговых грузов.

Поскольку Сингапур находится на перекрестке мировых морских торговых путей и является одним из крупнейших портов мира, то и структура советского импорта была связана в основном с обслуживанием отечественного флота , осуществляющего перевозки различных грузов в регионе. Ежегодно в сингапурских портах бывало более тысячи советских судов, на местных верфях осуществляется ремонт и строительство новых кораблей. Объем перевалки советских контейнеризованных грузов в порту Сингапура в 1990 г. составлял 550 тыс. т.

В 80-е годы почти 3/4 нашего импорта из Сингапура предназначалось для обеспечения нормальной работы торговых судов. Из обшей суммы валютных расходов Советского Союза в 80-е годы 40% приходилось на закупки в Сингапуре нефтепродуктов, синтетического и жидкого топлива, 18 % - на суда и судовое оборудование, 17% - на ремонт судов.

Все возрастающее значение в перевозке внешнеторговых грузов отводится воздушному транспорту. В настоящее время Сингапур связан воздушным сообщением со 111 городами в 53 странах мира, в Сингапур летают самолет 52 иностранных авиакомпаний.

В сингапурском аэропорту "Чанги", третий год подряд подтверждающем титул лучшего аэропорта мира, в 1990 г. приземлилось 48,4 тыс. самолетов (в среднем 134 самолета в день), которые перевезли 15,6 млн. пассажиров (7,2 млн. прибыли, 7,1 млн. убыли и 1,4 млн. находилось в аэропорту транзитом) и 624 тыс. т. различных грузов,

С вводом в строй второй очереди аэропорта в ноябре 1990 г. его пропускная способность возросла до 24 млн. человек в год, что больше чем в какой-либо другой из стран региона.

Планирующийся в настоящее время третий терминал доведет пропускную способность аэропорта до 36 млн. пассажиров в год, а четвертый терминал -до 50 млн. пассажиров в год. По мнению экспертов, такая пропускная способность аэропорта будет необходима Сингапуру в XXI веке.

В настоящее время осуществление внешнеэкономической деятельности невозможно без современной и надежной связи, чем Сингапур выгодно отличается от некоторых других стран Юго-Восточной Азии. Внутренняя телефонная сеть в Сингапуре насчитывала в конце 1990 г. более 1 млн. номеров, число переносных телефонов составляло около 44 тыс. абонентов. внешняя телекоммуникационная связь обеспечивается двумя наземными спутниковыми станциями. Имеется также 6 подводных кабельных систем - для связи с Австралией и странами Азии, Европы и Среднего Востока. Система международной автоматической телефонной связи позволяет вызывать абонентов в 169 городах за рубежом.

В Сингапуре завершается создание общенациональной компьютерной сети. в рамках которой уже функционируют специализированные локальные системы, в том числе система "Трей-днет", предназначенная для управления к информационного обеспечения экспортно-импортных операций.

1.6. РЕЭКСПОРТНЫЕ ОПЕРАЦИИ


В Сингапуре традиционно активно осуществляются реэкспортные операции. По объему реэкспорта он уступает лишь Гонконгу. За период с 1980 г. по 1990 г. стоимость реэкспортных операций возросла в 2 с лишним раза с 15,6 млрд. до 32,5 млрд. синг. долл., однако удельный вес реэкспорта в общем вывозе Сингапура сократился с 37% до 34%.

За прошедшее десятилетие изменились характер и товарное наполнение реэкспортной торговли. Если раньше в структуре таких операции доминировали традиционные сырьевые товары сингапурского экспорта (натуральный каучук, олово, пальмовое и кокосовое масло, круглый лес, пиломатериалы, нефть, специи и др.), то в последнее время значительно выросли посреднические операции с продукцией обрабатывающей промышленности, услугами и др. Значительно повысилась эффективность реэкспортной торговли, выросло качество предоставляемых услуг.

Примерно половина доходов от реэкспорта составляют комиссионные вознаграждения посреднических фирм, вторая половина обеспечивается за счет повышения стоимости товара в процессе дополнительной обработки, сборки. сортировки, упаковки и др. Специфика Сингапура как крупного реэкспортного центра сказывается на товарной номенклатуре - экспорт и импорт в значительной степени дублируют друг Друга.

Наиболее высок удельный вес реэкспортных операций в торговле Сингапура с США. Среди основных реэкспортных товаров можно выделить интегральные схемы, периферийное компьютерное оборудование, детали для телевизоров, магнитные дисксководы, телефонные аппараты (эти изделия, изготовленные в соседних странах Юго-Восточной Азии, направляются в Сингапур для прохождения технического контроля перед их поставкой в США), элементы аэрокосмической техники, а также традиционные товары - пальмовое масло, дрожжи др.

Второе место по объему реэкспортной торговли с Сингапуром занимает Япония. В номенклатуре реэкспортных поставок доминирует высококачественное топливо, алкогольные напитки, сигареты, бриллианты, магнитные дисководы, периферийное оборудование, интегральные схемы и др.

Товарное наполнение реэкспортной торговли Сингапура со странами Западной Европы составляют видеомагнитофоны, телевизоры, периферийное компьютерное оборудование, видеокассеты, натуральный каучук, олово, какао-бобы, фанера, пиломатериалы и др.

В структуре посреднической торговли с Малайзией преобладают электробытовые приборы, диоды, фотоэлементы, периферийное оборудование, интегральные схемы, сигареты, пальмовое масло, нефтепродукты и другие товары.

2. ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО


2.1. НАЦИОНАЛЬНАЯ ДЕНЕЖНАЯ ЕДИНИЦА


Национальная валюта Сингапура - сингапурский доллар - впервые был выпущен в обращение в 1967 г., когда произошел раздел валют между Малайзией, Сингапуром и Брунеем. Одновременно был предусмотрен свободный взаимный обмен и свободное хождение трех новых независимых валют на этих территориях.

За относительно короткий период времени сингапурский доллар превратился в одну из наиболее прочных к стабильных валют мира. Теоретически валютный паритет сингапурского доллара, подтвержденный Международным валютным фондом, соответствует золотому содержанию в нем 0,290299 г. чистого золота.

В настоящее время в Сингапуре находятся в обращении банкноты достоинством 1, 5, 10, 25, 50, 100, 500, 1000 и 10000 синг. долл. серии "Орхидеи"; банкноты достоинством I, 5, 10, 20, 50, 100, 500, 1000 и 10000 синг. долл. серии "Птицы" и разменные монеты в 1, 5, 10, 20, 50 центов и 1 доллар. Кроме того, в Сингапуре имеют хождение юбилейные монеты, выпушенные Международной сельскохозяйственной организацией (ФАО) достоинством 5 центов, серебряные монеты достоинством 5, 10 и 50долл. и золотые монеты достоинством 100, 150, 250 и 500 семг. долл.

По состоянию на январь 1991 г. на территории Сингапура находилось в обращении 8 млрд. синг. долл., в том числе 7,5 млрд. банкнот и 0,5 млрд. разменных монет. Монопольным правом денежной эмиссии наделено Валютное управление Сингапура. Наиболее ходовыми в Сингапуре являются банкноты достоинством 10, 25,100, 500 и 1000 синг. долл. В активном обращении (исключая банковские деловиты) находилось 7,1 млрд. синг. долл.

Правительство Сингапура приводит политику сдерживания роста денежной массы в обращении путем стимулирования неинфляционного роста экономики. Сингапур относятся к тем странам, где достаточно низкий уровень инфляции, который в последние годы находился на уровне 2-3%, что является одним их лучших показателей в мире.

Значительные доходы от экспорта товаров и услуг, крупные поступления от финансовых операций, положительное сальдо платежного баланса, достаточно низкий уровень внешней задолженности обусловили накопление значительных золотовалютных резервов. В период с 1980 г. по 1990 г. золотовалютные резервы Сингапура возросли в 3 с лишним раза и достигли 48,5 млрд. синг. долл., что выше. чем в таких развитых странах как Великобритании, Голландия, Швеция, Дания, Австралия в Канава.

Основную часть золотовалютных резервов (99%) составляют запасы золота иностранная валюты, 0,6%-специальные права заимствованная (СДР) и 0,4% - резервные позиции в Международном валютной фонде (МВФ). По оценкам специалистов, удельный вес золота в золотовалютных резервах Сингапура составляет от 15% до 20%, на американский доллар приходится 35-45%, на японскую йену - 20-30%, остальное - на западноевропейские валюты, в основном немецкую марку, английский фунт стерлингов к швейцарский франк.

Золотовалютные резервы Сингапура хранятся в международных финансовых организациях в качестве депозитов.

В последние годы прослеживается устойчивая тенденция к росту курса сингапурского доллара по отношению к валютам стран основных торговых партнеров Сингапура.

2.2. КРЕДИТНО-БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА


Взятый в конце 70-х годов курс правительства Сингапура на приоритетное развитие сферы услуг в настоящее время подтвердил правильность разработанной экономической стратегии по превращению страны в крупный международный финансовый центр. С середины 80-х годов валютно-финансовая сфера превратилась в крупнейшую отрасль экономики страны. Удельный вес финансовых услуг в ВВП Сингапура за последнее десятилетие возрос почти в 2 раза с 17% в 1980г. до 32% в 1990 г.

В настоящее время в Сингапуре функционирует одна из самых развитых банковских систем мира, оснащенная современным электронным оборудованием. В кредитно-банковскую систему входят коммерческие банки, торговые банки, финансовые компании, денежные брокеры, страховые компании и различные учреждения специализированного кредит?

Координация валютно-финансовой сферы возложена на Валютное управление Сингапура, которое фактически выполняет роль Центрального банка страны. Образованное в 1971 г. Валютное управление является финансовым агентством правительства, в его функции входит поддержание валютной и денежной стабильности страны, регулирование деятельности финансовых учреждений, эмиссия денежных знаков и др. В международных финансовых организациях Валютное управление выступает депозитарием сингапурского правительства. При участии Центрального банка устанавливается максимальный уровень процентных ставок по депозитам.

Основным звеном кредитно-банковской системы Сингапура являются коммерческие банки, число которых за последнее десятилетие увеличилось с 89 в 1980 г. до 138% в 1990 г., а их активы за этот период возросли с 33 до 134 млрд. синг. долл. Депозиты коммерческих банков в конце 1990 г. составляли 64 млрд. синг. долл. из которых 69% приходилось на срочные, 26% - на сберегательные и 14% - на бессрочные вклады.

Займы и кредиты коммерческих банков используются, прежде всего для развития торговли, строительства, финансовой сферы, обрабатываю щей промышленности, поддержания частного предпринимательства и представляются я форме краткосрочных, сред несрочных, вексельных и подтоварных займов и кредитов.

Вторым по значению элементом кредитно-финансовой системы Сингапура являются торговые банки, число которых за период с 1980 г. по !990 г. возросло с 33 до 63. Торговые банки дополняют коммерческие банки и финансовые компании на рынке ссудного капитала, уделяя особое внимание кредитованию корпораций, оказанию консультативных услуг частным предпринимателям по вопросам инвестирования и управления предприятиями. В отличие от Малайзии все сингапурские торговые банки наделены правом проведения операций с иностранной валютой, в том числе и на рынке азиатского доллара. В конце 1990 г. общие активы торговых банков составляли 32 млрд. синг. долл.

Важным звеном кредитно-банковской системы Сингапура являются финансовые компании, их число на конец 1990 г. составляло 33, он и имеют 62 своих отделен на в стране, финансовые компании занимаются предоставлением займов под залог недвижимости, покупку товаров в рассрочку, а также кредитуют развитие строительства, судостроения и торговли. Активы финансовых компаний в конце 1990 г. составляли 11 млрд. синг. долл., а объем предоставленных займов и кредитов - 8 млрд синг. Долл.

Видное место в кредитно-банковской системе Сингапура занимают страховые компании, число которых в конце 1990 г. достигло 102. По характеру своих операций эти финансовые учреждения подразделялись на: компании общего страхования, компании страхования жизни и компании по страхованию жизни и общего профиля. Этим видом операций могут заниматься только национальные фирмы.

В сентябре 1984 г. в Сингапуре официально была открыта "Золотая биржа" (СИМЕКС), которая осуществляет операции как непосредственно с золотом, так и с иностранной валютой, в том числе сделки с евродолларами, контракты типа американский доллар/западногерманская марка, американский доллар/японская иена, американский доллар/английский фунт стерлингов. За время существования биржи было заключено около 10 млн. контрактов.

Сингапурская "Золотая биржа" с помощью электронных средств связи соединена с биржей в Чикаго. Сделки можно осуществлять одновременно на обеих биржах, позиции, открываемые на одной бирже, можно будет закрыть на другой. Биржа работает круглосуточно, что дает ей дополнительные преимущества.

Превращению Сингапура в крупный финансовый центр мирового масштаба способствовало развитие рынка азиатских доля., который был образован в 1968 г. Объем операций и на том рынке достиг огромных размеров и в конце 1990 г. составлял 390 млрд. долл. США. В Сингапуре в 1971 г. был открыт филиал Московского народного банка. Уставный капитал отделения в Сингапуре составляет 3 млн. синг. долл.

2.3. СИСТЕМА ВАЛЮТНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ


Валютные ограничения существовали в Сингапуре лишь до конца 70-х годов.

Утвержденная на сессии парламента Сингапура в марте 1978 г. программа экономического развития страны определяла прежде всего приоритетное развитие сферы услуг - торговля, транспорта, кредитно-финансовой сферы. Для реализации этой задачи и для создания более благоприятных условий для иностранных вкладчиков с 1 июня 1978 г. были отменены валютные ограничения.

Согласно принятому закону все жители Сингапура я действующие в этой стране фирмы, банки и другие организации освобождены от валютного контроля со стороны правительства по всем видам инвестиций и платежей как в отношении перевала средств в Сингапур, так ив обратном направлении.

Смягчение валютного законодательства напрямую затронуло банковскую деятельность. Помимо расширения сферы деятельности оффшор-банков отделениям иностранных банков в Сингапуре было дано разрешение принимать вклады местных фирм в любой валюте. Они получили право предоставлять кредиты в синг. долларах иностранцам без ограничения сумм.

Отмена системы валютных ограничений поставила Сингапур по степени либерализации валютной деятельности в один ряд с гаки ми мировыми центрами валютно-финансовых операций, как Швейцария, ФРГ. Гонконг, США. Великобритания, Япония и Франция.

Отмена ограничений дала сильный импульс развитию банковской и кредитно-финансовой сфер. В середине 80-х годов Сингапур превратился в крупный международный банковский центр, заняв седьмое место, а мире по объему международных банковских займов. В начале 90-х годов Сингапур был уже на третьем месте в мире (после Токио и Нью-Йорка) по объему операций с иностранной валютой. Ежегодный размер сделок с иностранной валютой в 1990 г. в Сингапуре превысил 100 млрд. долл.

В настоящее время существуют лишь незначительные валютные ограничения. В частности, коммерческие банки с ограниченной лицензией имеют право на открытие срочных вкладов на сумму, не превышающую 250 тыс. синг. долл. на один депозит. Таким банкам не разрешаются операции со сберегательными вкладами и открытие своих отделений. Банка с ограниченными лицензиями могут выдавать кредиты местным предпринимателям на сумму не более 30 или синг. долл.

2.4. ВАЛЮТНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ


Положение Сингапура как крупного международного центра валютных операций накладывает существенный отпечаток на экспортно-импортные операции. Либеральный валютный режим, отсутствие каких-либо серьезных ограничений на сделки с иностранной валютой позволяют экспортерам и импортерам выбирать наиболее удобные и эффективные формы расчета по внешнеторговым операциям.

Оплата экспорта и импорта кроме национальной валюты и валют основных торговых партнеров Сингапура может осуществляться в условных валютах - азиатских долларах и евродолларах.

Вопросы валютного режима в части порядка платежей по экспортно-импортным и явным валютным операциям между внешнеторговыми организациями Советского Союза и Сингапура регулировались Торговым соглашением общего типа, заключенным между двумя странами 2 апреля 1966 г. В частности, соглашение предусматривало осуществление всех торговых платежей между двумя странами в свободно конвертируемой валюте (статья 8).

Кредитованием экспортно-импортных операций внешнеэкономических организаций в Сингапуре и других странах Юго-Восточной Азии занимается сингапурское отделение Московского народного банка. Ежегодно на эти цели банк привлекает дополнительно до 900 млн. долл. с местного рынка, а также с рынков Западной Европы к США, из них более 50% шло на финансирование внешнеэкономических связей Советского Союза с Сингапуром и другими странами АСЕАН.

В последние годы банковские операции стали менее регламентированными. Руководство банка получило полномочия на риск, право выбирать сделку и нести за нее ответственность. В будущем банк намерен принять активное участие в развитии совместного предпринимательства не только в Сингапуре, но и во всем азиатско-тихоокеанской регионе.

Страхованием экспортно-импортных операций от валютных рисков занимаются специализированные страховые фирмы.

3. НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ


3.1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ.
ОСНОВНЫЕ НАЛОГИ


Законодательной основой налоговой системы Сингапура является Закон о подоходном налоге (Incom Тах Асt, 1967) и многочисленные дополнения к нему, которые были приняты в последующие годы. Как правило, изменения в системе налогообложения обсуждаются в парламенте страны в период принятия очередного государственного бюджета. После одобрения вносимых изменений они приобретают силу закона.

Как и во многих других странах, взимание налогов является основным источником формирования доходной части государственного бюджета Сингапура. Сбором налогов в Сингапуре занимаются Таможенное управление и Управление внутренних доходов.

Налоговая система Сингапура весьма подвижна и характеризуется периодическими изменениями, как самих налогов, так и налоговых ставок. В начале 90-х годов основные поступления в бюджет обеспечивали следующие налоги (доля налоговых доходов в %): подоходный налог - 46,6, налог на транспортные средства - 12,7, таможенные и акцизные пошлины - 12,4, налог на недвижимость - 10,1, гербовые сборы -6,2, налоги на тотализаторы - 4,3, налог на наследство - 0,4, налог на частные лотереи - 0,1.

Наибольшую часть всех налоговых сборов дает подоходный налог. Второй по значению статьей поступления от взимания налогов стал налог на транспортные средства, который состоит из сборов за регистрацию, дорожного налога, специального налога на мощность двигателя, налог на число посадочных мест в автомобиле (в эту статью не входят импортные пошлины за ввозные автомобили). Третьей по значению статьей налоговых поступлений являются импортные пошлины и акцизные сборы.

Поступления в государственный бюджет от налога с недвижимости сократились - это связано с временным сокращением ставки налога на недвижимость, принятое правительством 26 июля 1985 г. Ставка налога на недвижимость составляет 23% его ежегодной рыночной стоимости. Владельцы гостиниц уплачивают 15% общих доходов, полученных от эксплуатации номеров, и 5% от продажи продуктов питания, напитков и др. Для иностранных владельцев недвижимости предусмотрен дополнительный налог в размере 10%.

Доходы от налога на наследство весьма незначительны и ежегодно дают казне около 20-50 млн. синг. долл. В Сингапуре существуют две ставки указанного налога: 5% со стоимости наследства в 10 млн. синг. долл. и 10% на сумму свыше 10 млн. синг. долл. Полностью освобождается от уплати этого налога стоимость наследуемого имущества менее 3 млн. синг. долл., а также имущество, находящееся за рубежом.

Кроме указанных налогов в Сингапуре взимается налог на заработную плату (временно приостановлен в 1985 г.), сборы аукционов, за оценку стоимости имущества, взносы в фонд повышения квалификации и др.

В Государственном бюджете Сингапура на 1991 г. предложено ввести 10% концессионный налог на прибыль международных торговых компаний, которые занимаются торговыми, оффшорными, финансовыми и страховыми операциями. Это позволит, как полагают, превратить Сингапура крупнейший в Юго-Восточной Азии деловой и финансовый центр, и создаст условия для учреждения в этой стране региональных штаб-квартир крупнейших в мире торговых, финансовых и банковских компаний.

Предполагается снижение налогообложения компаний, занимающихся торговлей кофе, натуральным каучуком, какао, пиломатериалами, растительными маслами, металлами и минеральным сырьем.

3.2. ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ


Среди всех налоговых поступлений в бюджет Сингапура почти половина приходится на подоходный налог. В подоходный налог в Сингапуре входит налог на корпорации, индивидуальный налог и отчисления от Фонда акционерных компаний. Почти 90% из этих средств поступает от корпоративного и индивидуального налога.

Корпоративным налогом облагается прибыль, полученная как местными (резидентами), так и иностранными (нерезидентами) предпринимателями. Резидентами считаются фирмы, контроль и управление которыми осуществляется в Сингапуре. Ставка корпоративного налога имеет тенденцию к сокращению. Если в 1967 г. корпоративный налог составлял 40%, то к 1990 г. он постепенно уменьшился до 32%. Бюджет Сингапура на 1991 г. предусматривает снижение ставки налога на прибыли корпораций до 31%. И хотя этот налог меньше, чем в Малайзии - 35%, но значительно выше, чем в Гонконге - 16,5%.

Корпоративный налог исчисляется со всех видов доходов, включая роялти, проценты и др. Прибыль исчисляется за календарный год с 1 января по 31 декабря. В Сингапуре отсутствует налог на сверхприбыль, налог на добавленную стоимость и налог на продажу. В общей сумме корпоративного налога на компании резидентов приходится 94% и нерезидентов - 4%. Такое соотношение объясняется тем, что налоговыми льготами пользуются в большей мере иностранные фирмы.

Индивидуальный подоходный налог взимается со всех видов доходов по прогрессивной шкале. Так же как и для корпоративного налога, для индивидуального налога характерна тенденция к сокращению ставок обложения. Если в 1967 г. уровень индивидуального налога находился в пределах от 6 до 55%, то в 1978 г. этот показатель составлял от 5 до 55%, в 1980 г. - от 4 до 55%, в 1988 г. - от 3,5 до 33%. Кроме того, предусматривается льготное налогообложение первых 10 тыс. долл. дохода в виде 15% скидки с общей суммы уплачиваемого налога. В государственном бюджете на 1991 г. предполагалось снижение ставки индивидуального налога еще в среднем на 5%.

Существуют определенные различия во взимании налогов с резидентов я нерезидентов. В частности, иностранные граждане, работающие в Сингапуре менее 60 дней, освобождаются от подоходного налога, для проработавших менее 180 дней уровень подоходного налога составляет 15%. Из общей суммы налоговых поступлений индивидуального подоходного налога 97% давали резиденты и 3% - нерезиденты.

По мере роста экономики Сингапура растут и доходы населения, и соответственно доходы госбюджета. Если число лиц с доходами до 3 тыс. долл. в 1980 г. составляло 8,7 тыс. человек, в 1990 г. - около 70 тыс. человек. Изменение уровня доходов населения влияет и на уровень подоходного налога.

3.3. СПЕЦИФИКА ВЗИМАНИЯ НАЛОГОВ
С ЮРИДИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ


Как и в других странах в Сингапуре существуют определенные различия в порядке взимания налогов с юридических лиц и индивидуальных налогоплательщиков, а также в уровне налогообложения.

Основное отличие - в налоговых льготах. которые получают юридические лица и индивидуальные налогоплательщики. В частности, для компаний (как резидентов, так и нерезидентов) предусматривается целый ряд налоговых льгот, которые или совсем освобождают фирмы от уплаты подоходного налога, или уменьшают его размер. В Сингапуре максимальный срок освобождения от подоходного налога на определенные виды коммерческой деятельности может достигать 10-15 лет.

Взимание налогов с индивидуальных лиц в Сингапуре осуществляется Управлением внутренних доходов. Юридические лица, кроме это го учреждения, уплачивают налоги в Таможенном управлении. Существуют определенные отличия во взимании налогов с резидентов и нерезидентов.

Одной из характерных черт налогового законодательства Сингапура является его постоянное изменение. В частности, в последние годы прослеживается тенденция к выравниванию уровня налогообложения юридических лиц и индивидуальных налогоплательщиков. При этом постоянно происходит снижение налоговых ставок. В начале 90-х годов корпоративный водоходный налог и максимальная ставка обложения индивидуальных налогоплательщиков составляли соответственно 32% и 33%.

3.4. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОПЕРАЦИЯ


Основной формой налогообложения внешнеторговых операций являются импортные пошлины, которые дают значительный доход в казну государства. Взимание импортных пошлин осуществляется в момент прохождения товара через границу, в соответствии с существующими тарифами, уровень которых достаточно низок по сравнению с другими странами. Сбором импортных пошлин и акцизных налогов занимается Таможенное управление.

Все виды экспортных операций по законодательству Сингапура освобождаются от таможенного обложения. Кроме того. государство поддерживает производителей экспортной продукции, предоставляя им ряд налоговых и иных льгот.

В Сингапуре предусмотрено налогообложение международных сделок с иностранной валютой, в том числе и на рынке азиатских долл. Следует подчеркнуть, что доходы от этих операций подпадают под льготный режим налогообложения. В частности, для членов "Золотой биржи" (СИМЕКС), осуществляющих международные операции с иностранной валютой (азиатскими долларами, евродолларами, американскими долларами, японской йеной, западногерманской маркой, английским фунтом стерлингов) установлен преференциальный уровень обложения прибыли в размере 10%.

3.5. МЕХАНИЗМ ВЗИМАНИЯ НАЛОГОВ


Порядок взимания налогов в Сингапуре примерно такой же, как в других странах.

Налоги с компаний (частных и государственных, местных и иностранных) исчисляются на базе годового отчета, гае указывается размер общих доходов, полученных за финансовый год (в Сингапуре финансовый год совпадает с календарным).

Налога с отдельных граждан исчисляются на базе деклараций о доходах, которые ежегодно представляются и налоговые инспекции. В декларация должны быть указаны все виды доходов, полученные в отчетном году.

После исчисления налогов они должны быть уплачены в течение 30 дней, в противном случае общий размер налога увеличивается на 10%. Если задержка оплаты превышает 60 дней, то сумма налога увеличивается еще на 5%. Такое же положение распространяется на недоплаченные суммы налога. Законодательство Сингапура предусматривает возможность ограниченна выезда из страны для тех, кто не уплатил необходимых налогов.


Взимание налогов с международных операций, в том числе импортных пошлин, осуществляется таможенными службами при пересечении товарами государственной границы Сингапура. Исчисление внешнеторговых пошлин осуществляется на базе установленных тарифов и на основании заполнения таможенной декларация.

3.6. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ В ОБЛАСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ


Как и большинство индустриально развитых стран Сингапур широко использует мировую практику по заключению соглашений с другими государствами об избежании двойного налогообложения. По состоянию на начало 1991 г. Сингапур заключил такого рода международные соглашения с 25 государствами.


Предприниматели и компании других стран, получая доходы в Сингапуре, выплачивают налоги на прибыль из расчета 32%, как и местные бизнесмены. С другой стороны, местные предприниматели, получая прибыль от своих операций в указанных странах имеют право на льготное налогообложение, которое существует в этих странах.

Сингапур выступает инициатором достижения договоренностей об избежании двойного налогообложения с рядом других государств.

4. ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО


4.1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА


Со дня образования самостоятельного государства Сингапур придерживался стратегии экономического развития, основу которой составляет модель открытого рыночного хозяйства с преимущественным развитием экспортных отраслей и всемерным привлечением иностранного капитала Существующее законодательство не предусматривает дискриминации в зависимости от страны происхождения капитала. Основные законодательные акты направлены на создание льготных условий для деятельности иностранных предпринимателей. Следует подчеркнуть, что Сингапуру в отличие от многих других стран удалось наиболее рационально использовать иностранный капитал и те преимущества, какими располагают транснациональные корпорации - основные инвесторы капитала в экономику страны.

Только за минувшее десятилетие (1980-1990 гг.) в обрабатывающую промышленность было вложено 19,3 млрд. синг. долл., из них 79% приходилось на иностранных инвесторов в 21 % - на местных предпринимателей.

В 90-е годы капиталовложения сингапурских компаний были направлены на расширение производства в таких отраслях, как транспортное машиностроение, электроника, полиграфическая промышленность, производство машин, оборудования и металлоизделии.

Основными отраслями, в которые вкладывался иностранный капитал, были электроника, нефтеперерабатывающая, нефтехимическая и химическая промышленность. Значительная часть новых инвестиций приходилась на расширение производственных мощностей, диверсификацию н повышение технологического уровня уже действующих предприятий. Капиталоемкость новых, например, созданных в 1990 г., промышленных предприятий, составляла около 60 тыс. долл. США на одного рабочего - примерно в 2 раза выше, чем по промышленности в среднем.

В Сингапуре имеют свои отделения более 600 крупнейших транснациональных корпораций. Согласно проведенному в 1990 г. журналом "Форчун" опросу мнений предпринимателей в США, Японии и странах Западной Европы Сингапур как объект приложения капитала остается на первом месте после Японии для американских бизнесменов (26% голосов) и среди западноевропейских предпринимателей (19%) и не входит даже в первую пятерку стран, куда хотели бы вложить капитал японские фирмы. Японцы отдают предпочтение в этом плане Индонезии, КНР, Таиланду, Малайзии и Вьетнаму.

Ограниченность ресурсов, предлагаемых Сингапуром иностранным инвесторам, вынуждает правительство искать новые подходы в решении проблемы повышения привлекательности страны для потенциальных вкладчиков капитала.

В качестве одного из путей решения этой проблемы правительство видит автоматизацию производства, повышающую производительность труда. В этой связи в стране осуществляются три программы:

Создан центр прикладных исследований по вопросам автоматизации, оказывающий консультационные услуги промышленным компаниям в автоматизации производственных процессов. По состоянию на конец 1990 г. такие разработки были осуществлены для 161 компании; если рекомендации центра будут претворены в жизнь, это позволит высвободить 3,5 тыс.

в услуг, так я для расширения, механизации, модернизации и компьютеризации действующих предприятий.

Законодательной основой льготного налогообложения является "Закон о подоходном налоге" и "Закон о льготах по расширению экономической деятельности", принятые к ним дополнения. Всего в Сингапуре предусмотрено 22 схемы льготного налогообложения.

Статус "пионерного" предприятия предоставляется министерством финансов компаниям, намеревающимся производить продукцию, которую не производят другие фирмы, или те же товары, но с использованием передовой технологии и др. Компании, получившие статус "пионерного" освобождаются от уплаты подоходного налога на срок от 5 до 10 лет со дня выпуска готовой продукции.

Статус "пионерного" предприятия в сфере услуг. Такой статус могут получить фирмы, занятые:

  • оказанием инжиниринговых и технических услуг, занятые консалтингом и научно-исследовательскими исследованиями;
  • оказанием информационных и компьютерных услуг;
  • разработкой промышленного дизайна.
Период освобождения от уплаты подоходного налога для таких фирм может быть 5 и более лет.

Статус "постпионерной" компании. Может быть предоставлен фирме, ранее пользовавшейся льготами в рамках "пионерного" предприятия (в том числе в сфере услуг) или льготами как экспортер промышленной продукции Статус "постпионерной" компании дает право на снижение уровня подоходного корпоративного налога с 32% до 10% в течение 5 лет.

Расширение существующего предприятия. Если предприятие, выпускающее продукцию, намерено расширить свои мощности за счет установки нового, более производительного оборудования, и если объем инвестиций на эти цели превышает 10 млн. синг. долл., то оно может быть освобождено от уплаты налога на дополнительную прибыль в течение 5 лет.

Налоговые льготы на вложенный капитал. Указанные льготы распространяются на одобренные проекты в сфере промышленности, строительства, научно- исследовательских разработках и др., где, как правило, не ожидается быстрой отдачи от капиталовложений. Максимальные льготы могут составлять половину доходов, которые подпадают под налогообложение.

Льготы для развития складского хозяйства и сферы услуг. Для компаний, занятых в сфере складского хозяйства, и которые предоставляют помещения для промышленных товаров, предназначенных на экспорт, а также оказывают рабочих, что эквивалентно 6,2% численности занятых на них рабочих.

Вторая программа предусматривает финансирование работ в автоматизации: к концу прошлого года в соответствии с этой программой в 114 проектов было вложено около 50 млн. долл. США, что должно привести к повышению производительности труда на предприятиях, осуществляющих упомянутые проекты, на 25%.

Третья программа, также направленная на развитие автоматизации в промышленности, предусматривает осуществление различных проектов (в 1990 г. реализовано 10 проектов в восьми отраслях), таких, например, как внедрение поточных швейных линий на фабриках во производству готовое одежды и других.

Вторим генеральным направлением, имеющим особо важное значение, выходящее даже за рамки сугубо утилитарных задач по созданию более благоприятного ига мата для иностранных инвесторов, является развитие регионального сотрудничества в рамках так называемого "треугольника роста", включающего Сингапур, малайзийский штат Джохор и индонезийские острова Батам и Бинтан. Имеются также главы совместной экономической деятельности в более широком треугольнике, включающем Таиланд, Малайзию я Сингапур, однако эти намерения носят более отдаленный характер.

Основная идея такого сотрудничества заключается в привлечении инвестиции из промышленно развитых стран не в какую-то отдельно взятую точку, а в треугольник Сингапур - Джохор - Батам в целом, используя его целиком как плацдарм для деятельности транснациональных корпораций.

Одновременно с увеличением притока иностранных капиталовложений в промышленность Сингапура продолжается вывоз за рубеж сингапурского капитала: в США (2/3 его экспорта), Индию, Малайзию, Таиланд, Индонезию, Австралию, Ирландию, Францию. Канаду, ОАЭ и другие страны. Основная часть инвестиций приходятся на фирмы, занятые в электронной промышленности и транспортном машиностроении, судоремонте, производстве металлоизделий, авиационной, пищевой и других отраслях промышленности.

Вкладывая капитал за рубежом, главным образом, а уже действующие компании, сингапурские фирмы стремятся к рынкам сбыта я к новым технологиям.

4.2. ЛЬГОТНЫЙ РЕЖИМ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ


Правительство Сингапура предоставляет льготный режим налогообложения как для новых капиталовложений в производство товаров иностранцам проектно-конструкторские услуги в этой области, предусмотрено освобождение от подоходного налога прибыли, полученной от экспорта услуг. Срок льготного налогообложения 5 лет. Доходы от операций на внутреннем рынке облагаются налогом в обычном порядке.

Помощь в разработке продукции. Указанные льготы предусмотрены для стимулирования местного производства товаров по собственной технологии и использующих собственный дизайн. В отличие от других систем стимулирования эта предусматривает премиальные выплаты наличными. Премия может доходить до половины расходов на осуществление проекта, но не более 5 тыс. синг. долл. Непременным считаются два условия, во-первых, как минимум 31% капитала компании должен принадлежать местным предпринимателям, во-вторых, разработанный проект, товар или ноу-хау должны представлять потенциальный коммерческий интерес.

Льготы для компаний, использующих новую технологию. Эта схема стимулирования направлена на помощь крупным местным и мелким фирмам в разработке и применении новых технологий, товаров, услуг и др. Приоритетными сферами являются:

  • автоматизация производства и робототехника;
  • микроэлектроника и мекатроника;
  • агротехнология;
  • оптическая и лазерная технология.
Таким фирмам предусматривается возврат от 30% до 50% сумм, затраченных на разработку. В случае если проект очень сложный и гарантирует большую экономическую отдачу, субсидии могут составлять до 90% расходов на рабочую силу и 100% расходов на строительство и оборудование.

Льготы для проведения научно-исследовательских разработок. С целью развития НИОКР, автоматизации и компьютеризации производства предусматривается компенсация расходов, связанных с организацией и проведением научно-исследовательских работ. Размер компенсации может достигать 50% всех ассигнований, включая расходы на приобретение техники. Основные условия получения указанных льгот - в акционерном капитале фирмы не менее 50% должно принадлежать сингапурским предпринимателям.

Льготы для образования операционных центров. Для стимулирования создания в Сингапуре региональных штаб-квартир крупнейших транснациональных корпораций в июне 1986 г. были приняты дополнительные льготы. Открывающие операционные центры транснациональные компании пользуются правом на льготное налогообложение (10% на полученные доходы) в течение 10 лет с возможной пролонгацией этого периода. Кроме того, доходы, полученные от деятельности филиалов операционных центров за рубежом, могут облагаться по льготным тарифам.

В Сингапуре в отличие от некоторых других стран Юго-Восточной Азии налоговые и другие виды финансовых льгот предоставляются различными организациями в зависимости от сферы их деятельности: Управлением экономического развития. Корпорацией развития Джуронга. Сингапурской государственной инвестиционной корпорацией. Банком развития Сингапура. Корпорацией "Интрако", Управлением промышленного развития и др.

4.3. ЭКСПОРТНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗОНЫ И ТЕХНОПАРКИ


Либеральный экспортно-импортный режим Сингапура позволяет рассматривать этот горст-государство факта чески как единую экспортно-производственную зону. Для организации экспортного производства правительство объявило ряд районов промышленными зонами, то есть территориями, полностью оборудованными для создания промышленных предприятий. Государство финансировало создание системы коммуникаций, электроснабжения, связи к других индустриальных систем. К началу 90-х годов в Сингапуре было организовано 25 промышленных районов (в том числе в Джуронге, Кранджя, Сунгев Кадуте, Юти Лоян геи др.), где создано 3362 предприятие с общим числом занятых 183 тыс. человек, что составляет 70% от общего числа работающих в обрабатывающей промышленности страны.

Наиболее крупной промышленной зоной Сингапура является Джуронг, где на территории в 6500 га расположено 1834 предприятия с числом занятых 98 тыс. человек. Преобладающее число предприятий принадлежит иностранным инвесторам, остальные организованы в форме совместных предприятий. Одним из важных преимуществ Джуронга является близость морского промышленного порта, военно-морской базы и хорошо развитые инфраструктурные системы.

На промышленные зоны Сингапура приходится около 80% всего экспорта продукции обрабатывающей промышленности страны.

В Сингапуре постоянно происходит изменение структуры экспорта промышленных изделий в сторону увеличения высокотехнологичной, наукоемкой продукции. Наиболее перспективной формой разработки и создания наукоемких товаров являются научно-промышленные парки.

Для более эффективного использования финансовых средств и координации усилий по выпуску наукоемкой экспортной продукции в 1981 г. в Сингапуре был создан первые научно-производственный парк. Территория технопарка составляет около 30 га, где расположены 5 государственных научно-исследовательских институтов, включая Сингапурский университет и около 45 промышленных корпораций. Технопарк - крупнейший сингапурский центр разработок промышленных технологий и ведущий инновационный центр страны.

В настоящее время парк вносит весомый вклад в реализацию национальной программы развития информационной технологии. Составными частями этой программы является компьютеризация, развитие телекоммуникационных систем, автоматизация информационного обеспечения. В настоящее время по использованию компьютеров Сингапур занимает одно из первых мест в мире. Число установленных профессиональных компьютеров на один миллион жителей увеличилось с 1200 шт. в 1985 г. до 3000 шт. в 1990 г. Если в середине 80-х годов среди местных компаний (с числом занятых более 20 человек) лишь 35% использовали компьютеры, то к началу 90-х годов вычислительную технику внедрили около 70% фирм.

В ближайшие годы правительство Сингапура планирует расширить сеть научно-производственных парков, при этом упор предполагается сделать на создание современных технологий производства сельскохозяйственной редукции. До 1995 г. будут образованы 10 агротехнических парков, где сконцентрируются ведущие специалисты в области зоологии, микробиологии, генетики, биохимии, ветеринарии, энтомологии, биотехнологии и др. Им предстоит принять участие в разработке принципиально новых технологий выращивания овощей и фруктов, разведения рыбы и использования морепродуктов.

Под агропарки правительство отводит 1,7 тыс. га в районах Лоянг, Тампинес, Джалан Каю, Ни Сун, Мандай, Сунгси Тенах, Хонг Ках, Ама Кенг, Лим Чу Канг, Нео Тыо. На этой территории планируется разместить около 500 ферм различного профиля с самой современной технологией. По оценкам ученых, урожайность овощей с применением новой технологии может возрасти с 90 т с га до 200 т с га, производство креветок - с 12 т с га до 30-60 т с га. Как полагают, к середине 90-х годов в парках будет производиться продовольственных товаров на 650 млн. синг. долл., что обеспечит до 87% общих потребностей жителей Сингапура в яйцах, до 20% - в овощах и рыбопродуктах и до 15% - в птице.

Для компаний, которые примут участие в создании агропромышленных парков, предусматривается ряд льгот, которые раньше распространялись лишь на наукоемкие и экспорториентированные отрасли. В частности, иностранные фирмы имеют право на 100%-аый контроль, льготный период при налогообложении устанавливается как для компаний, занятых в электронной промышленности, вдвое сокращается налог на расходы, связанные с научно-исследовательской деятельностью, вводится льготный налог на строительство промышленных сооружений. О своем намерении открыть научно-исследовательские отделения в агропромышленных парках Сингапура объявило около 20 ведущих в этой области ТНК, в том числе из США, Япония и стран Западной Европы.

В перспективе сельскохозяйственную продукцию парков, а также разработанные новые технологии их производства планируется экспортировать в страны азиатско-тихоокеанского региона.

Стремительные темпы развития науко- и интеллектоемких отраслей в Сингапуре постепенно превращают этот город-государство в современный технополис, где будут сочетаться наука, технология, традиционная национальная культура и создаваться новая общность творческих и всесторонне развитых людей.

Новой и весьма своеобразной формой развития науко- и интеллектоемких отраслей в Сингапуре стало создание операционных центров. Правительство страны предлагает ведущим транснациональным корпорациям разместить здесь свои региональные штаб-квартиры для координации деятельности сети филиалов ТНК в данном регионе.

Создание операционных центров предполагает кроме открытия штаб-квартиры создание 

производственной базы, отделения технического обслуживания, центра по разработке новых видов продукции, учебного центра, обменно-рыночного фонда, позволяющего заниматься сбором и обработкой информации. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]