Обозреватель - Observer
Внутренняя политика


 

МОГУЩЕСТВО АМЕРИКИ БУДЕТ ПРИРАСТАТЬ...
РОССИЙСКИМИ УМАМИ?

В.ПОШАТАЕВ,
кандидат философских наук

 
    Редкий день в средствах массовой информации не появляется материал об "утечке умов" из России, особенно из стана науки. Этой теме в конце февраля был посвящен международный семинар, проводившийся в Москве по инициативе Министерства науки и технической политики РФ, Комитета по проблеме "утечки умов" при Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО и Регионального бюро по науке и технологиям для Европы (ЮНЕСКО - РОСТЕ). Российские и зарубежные эксперты обсудили доклад, который в доработанном виде решено было направить Правительству РФ. Основные положения доклада и собственные выводы автора, много лет занимавшегося вопросами организации науки и научного творчества, предлагаются вниманию читателей "Обозревателя".

Едем мы, друзья...

Многим россиянам помнятся эти слова из песни, которая в конце 50-х - начале 60-х годов была своего рода гимном молодежи, движимой (лексика тех лет) энтузиазмом, патриотическими чувствами, призывами партии и комсомола, - движимой на Восток, на освоение целинных и залежных земель. Сейчас молодежь в основном едет на Запад. И с другой целью, по другим мотивам.

Конец 80-х - начало 90-х годов отмечены буквально обвальной эмиграцией из страны. Это было вызвано, с одной стороны, углубляющимися социально-экономическим кризисом общества, а с другой - либерализацией режима регулирования выезда: мы стали, как все. Эмиграционная волна захватила практически все социальные группы населения, но прежде всего интеллигенцию, которая в наибольшей степени пострадала от социальных последствий кризиса, в том числе научная интеллигенция.

Международные эксперты считают: если абсолютные величины оттока кадров из науки сохранятся на уровне 1991-1992 гг., то к 2000 г. наука в России прекратит свое существование. Если же сохранится относительная величина оттока, то к 2000 г. в науке численность занятых составит около 700 тыс. чел., т.е. 25% от уровня 1992 г. Российские эксперты полагают, что второй вариант наиболее вероятен, хотя, по мнению многих, число ученых будет меньше, и в основном это будут люди из сфер науки, не пользующиеся спросом за рубежом.

Надеяться на заметное пополнение рядов ученых за счет молодых кадров не приходится. В справке Миннауки по итогам 1993 г. отмечается, что доля выпускников вузов, связывающих свою карьеру с научной работой, уменьшается. Некоторые вузы, исследовательские институты подумывают о закрытии аспирантуры - нет пополнения.

Уезжают (не только ученые, вообще эмигранты) практически на все континенты. Едут в основном в Израиль, США, Германию, Грецию. До 1993 г. 45% покидавших Россию направлялись в Израиль.

Наибольшей "наукоемкостью" характеризуется поток эмигрантов в США. В 1990-1993 гг. в США эмигрировало 4,5 тыс. ученых.

Возросла эмиграция российских ученых и в страны третьего мира, которые в отличие от США и Германии предъявляют спрос на кадры средней квалификации. Большой спрос на российских ученых, в первую очередь на профессорско-преподавательский состав, существует в Китае. Южная Корея ждет прибытия около тысячи российских ученых. Иран и Ирак, заинтересованные в первую очередь в специалистах по ядерным технологиям и готовые платить им значительно выше, чем в США, проявляют повышенное внимание к странам СНГ, в том числе к России.
 

Патриотично - не патриотично?

Не хотелось бы думать, что эти вопросы не возникают перед многими учеными, покидающими свою Родину, стены лабораторий, друзей. Тем более, что нередко их ждут и горькие разочарования на новом месте - не все могут найти себя в профессиональном плане.

Большая часть научных работников, выехавших из России по каналам этнической эмиграции, были вынуждены уйти из сферы исследований и разработок, не надеясь уже вернуться к любимому делу. По мнению 50 опрошенных руководителей ведущих зарубежных научных центров, проблемы адаптации российских ученых-эмигрантов обусловлены плохим знанием иностранных языков (75% опрошенных), трудностями в общении с коллегами (21%) и со студентами (67%), незнанием зарубежной научной литературы (17%).

Словом, фортуна улыбается не всем. Но вопрос сейчас не в этом. Важно понять, почему люди (в основной массе) поднимаются и уезжают. Осудить и заклеймить проще всего. Сложнее трезво смотреть на вещи и делать правильные выводы. Но иного пути нет.

Итак - причина. В ходе социологического опроса, проведенного среди 18 научных институтов, 42% респондентов указали, что всерьез задумываются о выезде для работы за рубеж, хотя возможности для этого пока не имеют, 8% опрошенных намерены выехать в ближайшее время, 5% рассматривают вопрос о своем выезде за границу потому, что у них лично появилась работа за границей. Лишь 23% не рассматривают свою возможность выезда за границу.

Анализируя перспективы решения этой проблемы, 31 %ответивших на вопрос об "утечке умов" указали на то, что факторы, определяющие отток ученых из страны, имеют глубинный характер и не могут быть устранены в ближайшее время. К общей причине переживаемых наукой трудностей респонденты отнесли "нынешнее состояние общества".

В качестве второй совокупности факторов, обусловливающих отток ученых за рубеж, респонденты указывают на сложившийся низкий уровень престижа науки в обществе, на атмосферу уязвимости, незащищенности, в которой оказалась наука, неясность для ученых своей перспективы. Удручающе действует на ученых невостребованность их творческих способностей: 46% считают, что реализуют свой научный потенциал полностью, 31% полагают, что используют его лишь наполовину, 13% - в малой степени.

Тема оплаты труда научных сотрудников как один из определяющих факторов, обусловливающих "утечку умов", затрагивается в ходе социологических опросов почти всеми респондентами. Абсолютное большинство ученых полагают, что уровень оплаты научного труда необходимо поднять до международных стандартов, повысив его в 10-30 раз. В качестве важнейшего шага в этом направлении предлагается переход к контрактной системе в проведении исследований.

На втором месте по значимости - переоценка обществом социальной значимости интеллектуального труда (в качестве причины отъезда отметили 53%). Почти так же оценивают недостаточные возможности реализовать себя как ученого в России 50%. Нестабильность политической ситуации, угрозу социальных беспорядков отметили в качестве причины выезда 40% ученых, профессоров и преподавателей московских вузов; 35% опрошенных называют в качестве мотива выезда беспокойство за судьбу детей. Столько же опрошенных назвали общее ухудшение экономической обстановки, угрозу безработицы. Еще 19% опрошенных отметили в качестве причины эмиграции низкий уровень защищенности ученых, юридического оформления результатов научной деятельности.

Среди отраслей науки, особенно затронутых эмиграцией, лидируют математика и вычислительная техника. В последние годы на международном рынке труда вырос спрос на программистов из России - и, конечно же, молодых: 25% выпускников элитарных вузов России по математическим специальностям сейчас ежегодно уезжают за границу. Не отстают от них и физики.

Понятно, что работодатели, принимающие наших ученых, заинтересованы получить не просто обладателей дипломов, а наиболее талантливых, перспективных специалистов, уже создавших себе имя в науке или подающих большие надежды.

В результате из страны уезжают наиболее активно работающие, талантливая молодежь и ученые среднего возраста, уже достигшие значительных научных результатов и известные по публикациям за рубежом. Большая часть выехавших на постоянное место жительства за границу ученых из РАН имеет степень кандидата (55,9%) и доктора (16,2%) наук. Почти половина (48,5%) покинувших страну не достигла сорокалетнего возраста.

Страна, несомненно, несет значительные материальные потери, которые она затратила на подготовку специалистов и научных кадров. Расчеты, проведенные по методике ООН (вычет из совокупного общественного продукта страны суммы прямых и косвенных расходов на подготовку выезжающих кадров и упущенной выгоды от деятельности эмигрантов в этой стране), по состоянию на начало 1991 г. показывают, что при отъезде одного специалиста страна теряет около 300 тыс. долл. Если подтвердится прогноз ежегодной эмиграции Минэкономики России - 200-250 тыс. чел., то страна будет терять ежегодно 60-75 млрд. долл., значительная "заслуга" в этом будет приходиться на ученых.
 

Что же делать? Как быть?

Ясно, что отгородиться от мира высоким забором или строгими запретительными законами в современных условиях немыслимо. Это не пошло бы на пользу ни науке, ни ученым, ни экономике страны. Нужны иные меры, иные пути.

Думается, большая работа, большие усилия американского финансиста Джорджа Сороса, выделяющего средства для поддержания российских ученых, исследований, которые они проводят у себя на Родине, - одно из решений проблемы. Иногда у нас в печати встречаются критические материалы или же выражающие сомнение, недоверие к филантропической деятельности Сороса. Наверное, основания есть для каких-то критических высказываний. Но вряд ли уязвленное национальное самолюбие должно при этом брать верх, видеть в действиях финансиста не благородство, а лишь злейший умысел - скупить всю российскую науку на корню.

Да, получение грантов процесс не бескорыстный. Мы делимся информацией. И, естественно, в каждом конкретном случае надо быть осмотрительным. Да, иные ученые вместо углубленной работы над своей темой днями, неделями составляют планы, пишут заявки на гранты. Но в конечном итоге выигрывает наука. И мировая, и российская. А это - главное.

Ученым во взаимоотношениях с фондами тоже нужна помощь, я бы сказал, государственная поддержка. Тем более, что фондов становится все больше. Ищет таланты не только Сорос. Ищут фонд Карнеги, крупнейший благотворительный фонд в США, Центр Ховарда Хьюза, фонд поддержки российско-германских исследований "Фольксваген", австрийской фирмой совместно с РАН организован фонд "Российской науки", объявил конкурс на гранты фонд Миттерана.

Да и миграционные процессы не должны представляться нам как стихийный процесс. Кстати, первые шаги в этом направлении сделаны. Подготовлен проект Федеральной программы.

Разработанный проект Федеральной программы регулирования интеллектуальной миграции призван объединить усилия государственных органов и альтернативных структур, международных организаций и фондов, научной общественности в интересах защиты отечественного интеллектуального потенциала.

Целями программы являются: разработка принципов и механизмов долгосрочной национальной политики России в области миграции ученых и специалистов и формирование системы конкретных мер по реализации этой политики; сведение к минимуму ущерба от отъезда за рубеж научно-технической и творческой интеллигенции путем создания адекватных организационно-правовых и социально-экономических условий труда и быта ученых и специалистов в России и их эффективного участия в международном разделении труда.

Важнейшей задачей программы является разработка рационального механизма управления процессом интеллектуальной миграции и создание условий для его эффективного функционирования.

Основные мероприятия программы могут быть реализованы в три этапа. На первом этапе выдвигается задача сохранить научную элиту России, не дать погибнуть ведущим научным школам страны. Вместе с тем процесс "утечки умов" требуется ввести в цивилизованные рамки. В этих целях планируется предпринять усилия для изменения формы миграции от безвозвратной (пока еще преобладающей) к контрактной временной эмиграции.

На втором (среднесрочном) этапе предполагается существенное изменение в связи с переходом к рынку структуры науки, форм и источников ее финансирования и т.д. Заказчиками разработок ученых наряду с государством, роль которого постепенно будет уменьшаться, станут независимые структуры, акционерные общества, различные фонды. Трансформация науки в этих направлениях создает благоприятные условия для взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными научными центрами и фирмами, производящими наукоемкую продукцию. Все это позволит стабилизировать научные разработки и затем обеспечит их развитие, рост, что кардинальным образом скажется на миграции интеллектуалов.

Третий, перспективный, этап регулирования интеллектуальной миграции может начаться тогда, когда Россия, преодолев трудности переходного периода, сформирует динамичную рыночную экономику и эффективно функционирующее гражданское общество, предъявляющее высокий спрос на научные идеи. Этот этап откроет реальные возможности для широкого возвращения ученых-эмигрантов на Родину, а также для привлечения иностранных ученых для работы в российских научных центрах.

Программа является государственной, долгосрочной и утверждается постановлением Правительства. Общая координация работ по программе осуществляется Министерством науки и технической политики Российской Федерации.

Государственное участие в финансировании программы предполагает:

  • выделение бюджетных средств на развитие науки, культуры, высшего образования с учетом возможных обострений проблемы интеллектуальной миграции;
  • установление льготных режимов налогообложения для предприятий и фирм при осуществлении ими инвестиций или реализации иных проектов, способствующих достижению целей программы;
  • мобилизацию средств, поступающих от отечественных и зарубежных неправительственных организаций.
Основными силами реализации программы должны стать: во-первых, государственные органы, чью деятельность координирует Миннауки России; во-вторых, научное сообщество, общественность, представители коммерческих структур и средств массовой информации; в-третьих, международные организации и фонды, а также определенные структуры тех стран, которые оказывают помощь российской науке; в-четвертых, соответствующие подразделения Федеральной миграционной службы России.

После утверждения программы на государственном уровне в рамках Миннауки России создается специальное подразделение (управление или агентство по вопросам интеллектуальной миграции), выполняющее функции генеральной дирекции программы, а также межведомственный научный совет с привлечением представителей научного сообщества, экспертов международных организаций и т.п., отвечающий за научное, в том числе исследовательское, обеспечение программы.

Общими усилиями научного сообщества, коммерческих кругов, государства, международных организаций создается Всероссийская биржа научного труда, занимающаяся на коммерческой основе всем комплексом вопросов, связанных с обеспечением цивилизованных условий перемещения ученых и специалистов, - от контрактации за рубежом до трудоустройства на Родине.

Хочется надеяться: пути решения проблемы будут найдены. Тем более, что и законодательные органы России наконец-то поняли: наша наука у края пропасти. В конце марта Государственная Дума приняла постановление "О кризисном положении в российской науке", в котором, в частности, отмечается:

"В научных учреждениях Российской Академии наук (РАН), отраслевых академиях, министерствах, ведомствах и в вузах сложилась ситуация, граничащая с катастрофой".

Предлагается Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос об обеспечении сохранения и развития научного потенциала страны на основе приоритетного финансирования фундаментальных и перспективных прикладных исследований за счет увеличения расходов бюджетов всех уровней на эти цели путем соответствующего расширения доходной базы федерального бюджета прежде всего за счет сокращения расходов на содержание государственного аппарата и масштабов субвенций территориям.

Как говорится, дай-то Бог! 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]