Обозреватель - Observer |
Экономика
|
Стабилизация экономики
Б.ЗАМАРАЕВ,
кандидат экономических наук
Главной целью макроэкономической программы, начало осуществления которой пришлось на рубеж 1991-1992 гг., была стабилизация. Задачи - уменьшить и взять под контроль дефицит бюджета, укротить инфляцию, обеспечить стабильный обменный курс рубля, создать условия для экономического роста. Решены ли сегодня эти задачи, в какой мере, и если да, то какой ценой? Наступила ли долгожданная макроэкономическая стабилизация, или же сегодня только кратковременная передышка перед новыми препятствиями, новым витком кризиса? Вот под этим углом зрения, через призму этих вопросов проанализируем и оценим результаты социально-экономического положения страны в первом полугодии 1994 г.
Получив в наследство народное хозяйство с почти полностью потерянным контролем над экономическими процессами, с расстроенными государственными финансами, с постоянно нарастающим спадом производства, Правительство В.Черномырдина, как представляется, смогло обеспечить по крайней мере более или менее сносную управляемость в условиях продолжающегося экономического кризиса. Это утверждение можно проиллюстрировать снижением динамики роста цен, что, несомненно, является серьезным достижением Правительства. Инфляция была сбита с январских 18 до июньских 4% темпов прироста сводного индекса потребительских цен и соответственно с 19 до 8% - индекса
цен производителей на промышленную продукцию (табл. 1). Напомним, что в
прошлом году ни в одном из месяцев (за исключением декабря) темп прироста
цен не опускался ниже отметки в 15%. Экономика приходит в себя после инфляционного
наркотика, когда почти два года подряд месячная инфляция составляла 20-30%.
Сегодня же можно с уверенностью констатировать, что страна выходит из опасности
гиперинфляции, в которую она чуть было не сорвалась в 1992-1993 гг., и
рост цен, похоже, будет контролироваться и в дальнейшем.
Таблица 1
в % к предыдущему месяцу
Является ли снижение динамики цен результатом позитивных изменений в экономике, ее окончательного оздоровления? Ответ будет скорее отрицательным, если рассмотреть причины и факторы, способствовавшие подавлению инфляции. Во-первых, была только приглушена,
но не преодолена подлинная причина общего роста цен, основной его генератор
и источник - инфляция издержек производства. Различные формы и методы государственного
регулирования верхней границы повышения цен позволили сделать их рост более
предсказуемым и плавным. Так, последние резкие скачки цен на продукцию
топливно-сырьевых отраслей были в середине прошлого (когда цена на уголь
подскочила в несколько раз) и начале этого года (цена на нефть и электроэнергию)
(табл. 2). Государственным регулированием была приторможена спираль издержек,
которая по технологическим цепочкам и переделам, через межотраслевые связи
и промежуточную продукцию передается на цены конечных товаров и услуг,
непосредственно потребляемых населением.
Таблица 2 %
Во-вторых, экономика была зажата в жесткие спросовые ограничения. С рубежа 1993-1994 гг. проводится самая жесткая финансово-кредитная политика за последние годы. Инфляция спроса контролируется очень простым способом: людям не платят заработанных ими денег. Задержкой кредитов и выплат по государственным обязательствам Правительству удалось сбить инфляцию ниже 10%-ной отметки в месяц. Вот пример, какой ценой это было достигнуто. Российская Академия наук почти полностью финансируется из федерального бюджета. На встрече лидеров профсоюза работников Академии наук было заявлено: "По сравнению с 1985 г. финансирование отрасли сократилось в 20 раз, зарплата уменьшилась в 5 раз". Сотрудники крупнейших научных центров, таких как Петербургский физико-технический институт, Гатчинский институт ядерной физики, Институт физиологии им. Павлова, получили в I квартале 1994 г. только 50% зарплаты. Задолженность за 1993 г. была выплачена Минфином только в апреле текущего года. В мае и июне средства из государственного бюджета вообще не поступали учреждениям Российской Академии наук. Общий объем просроченной задолженности
по выдаче средств на оплату труда и другие денежные выплаты работникам
предприятий и организаций промышленности, строительства и сельского хозяйства
(не включая средства, перечисленные на счета работников в банки) на 1 июня
1994 г. составил 2940,8 млрд. руб. и возрос по сравнению с 1 января в 4
раза (табл. 3).
Таблица 3 Объемы просроченной задолженности
по выдаче средств на оплату труда
Основной объем просроченной задолженности по оплате труда приходился на предприятия и организации, относящиеся к государственной собственности - 41%, смешанной (без иностранного участия) - 33%, частной - 25%, на предприятия и организации муниципальной собственности и собственности общественных объединений и организаций - менее 1%. При этом задолженность по выдаче средств на оплату труда длительностью более месяца на 1 июня 1994 г. по трем отраслям экономики (промышленность, строительство, сельское хозяйство) составила 1413 млрд. руб., или 48% от общей суммы задолженности. Преобладающей причиной образования задолженности по выдаче средств на оплату труда и другие денежные выплаты является недостаточность или отсутствие средств на расчетных счетах предприятий и организаций. Предприятия и организации в связи с тем, что покупатели не перечислили им средства за готовую продукцию, работы, услуги, не выдали работникам в срок заработную плату на сумму 2,6 трлн. руб., а из-за отсутствия заработанных средств - лишь на 0,3 трлн. руб. Сравним две цифры. Задолженность по оплате труда в 1 полугодии 1994 г. возрастала каждый месяц в среднем на 30%, а прирост потребительских цен к середине года снизился до 4-7% в месяц. Становится ясно, что достижение в области борьбы с инфляцией - это скорее успех Правительства в расходовании средств, только в пределах сумм, поступающих в бюджет. Но это достижение не может быть постоянным без сколь-нибудь последовательной политики на макроэкономическом уровне. ЦЕНА СНИЖЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ - РЕКОРДНЫЙ СПАД ПРОИЗВОДСТВА
Продолжающийся обвальный кризис производства
не дает пока никаких признаков оживления и улучшения экономической ситуации.
Объем промышленного производства стабилизировался на уровне где-то около
75% от прошлого года. Уже сегодня можно с полной уверенностью говорить,
что по результатам всего 1994 г. спад промышленного производства составит
25% к уровню прошлого года. Экономика зажата в недопустимо жесткие спросовые
ограничения и всеобщий кризис сбыта. Экономические индикаторы показывают
резкое снижение деловой активности по всем производственным секторам экономики
(табл. 4). Образовавшийся вначале 1992 г. дисбаланс между реальным платежеспособным
спросом и предложением товаров является на протяжении двух с половиной
лет фактором, обусловливающим сокращение производства продукции как производственно-технического
назначения, так и потребительских товаров и услуг и соответственно валового
внутреннего продукта.
Таблица 4
предыдущего года
В январе-июне 1994 г. из 406 важнейших видов продукции обьем производства по сравнению с аналогичным периодом 1993 г.: увеличился лишь по 14 позициям (в том числе коксовое оборудование, контрольно-кассовые аппараты, дробилки кормов, керамические плитки для полов, постельное белье, морозильники, майонез, колбасные изделия, минеральные воды), что составило 3% от их общего числа; уменьшился по 386 позициям, или 96% от общего числа важнейших видов продукции. В истекшем полугодии из изделий, учитываемых в месячной отчетности, не производились вычислительные и управляющие комплексы, вырубовые машины, маневровые и промышленные тепловозы, льноуборочные комбайны, косилки-плющилки, скренеры. Основной причиной прекращения производства являлось отсутствие платежеспособного спроса на выпускаемую продукцию. Наиболее глубоко спад охватил машиностроение,
где производство основных видов изделий было значительно меньше, чем в
1993 г. Жесткие спросовые ограничения и всеобщий кризис сбыта поразили
как отрасли, выпускающие продукцию производственно-технического назначения
(табл. 5), так и предприятия машиностроения, удовлетворяющие нужды населения
в товарах длительного пользования (табл. 6).
Таблица 5
предыдущего года
Таблица 6
предыдущего года
Основным средством борьбы с жесткими спросовыми ограничениями по-прежнему остаются длительные остановки цехов, конвейеров и рабочих смен. В 1 полугодии текущего года ежемесячно останавливало свои производства более чем на одну смену в среднем каждое четвертое крупное и среднее промышленное предприятие. Понятно, что проблему отсутствия платежеспособного спроса на выпускаемую этими предприятиями продукцию таким способом не решить. Жизнеобеспечивающие сектора экономики
в меньшей степени затронуты кризисом, и показатели спада там не столь значительны,
как, например, в обрабатывающих отраслях промышленности. Но за низкими
цифрами темпов падения скрывается резкое ухудшение воспроизводственных
процессов. Так, например, если что и стабильно в выпуске сельским хозяйством
основных продуктов питания, так это снижение их производства, которое неуклонно
и устойчиво продолжается уже четвертый год подряд (табл. 7).
Таблица 7
НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ СФЕРА
О некотором упорядочении ситуации в
налогово-бюджетной сфере говорит состояние дел с государственными финансами.
Но ни о какой финансовой стабилизации не может быть и речи. Государство
не в состоянии оплачивать даже собственные заказы, выплачивать зарплату
им же нанятым работникам. Дефицит федерального бюджета устойчиво зашкаливает
за 10% от валового внутреннего продукта (табл. 8). Приоритетная цель -
2,5-3%-ный уровень инфляции в месяц - это перспектива только конца 1995
г. В первом квартале нынешнего года, по сообщению Министерства финансов,
было собрано лишь 36% от запланированных налоговых платежей. Основой покрытия
бюджетного дефицита продолжают оставаться инфляционные источники.
Таблица 8 трлн.руб.
С учетом средств, поступивших в Банк России, но не перечисленных на корреспондентские счета Минфина России. В первом полугодии текущего года расходы федерального бюджета составили около 78% от запланированного объема. Это объясняется тем, что доходов собрано лишь 72% от плана, в том числе поступление налогов и обязательных платежей - только 65%. В рамках государственных расходов наивысшие показатели выполнения сложились по следующим статьям:
Продолжает непрерывно ухудшаться финансовое
состояние предприятий и организаций из-за неурегулированности взаиморасчетов
в экономике. Просроченные платежи уже более чем в 3 раза превысили средства
на расчетных счетах, доля убыточных предприятий возросла с 14,7% в декабре
1993 г. до 32,4% в апреле 1994 г. За январь-апрель текущего года сумма
убытков составила около 4 трлн. руб. Наибольший удельный вес убыточных
предприятий приходится на отрасли непроизводственной сферы (жилищно-коммунальное
хозяйство, бытовое обслуживание населения, редакции и издательства и др.).
Резко снизилась рентабельность по всем отраслям экономики (табл.9).
Таблица 9 % к себестоимости
Значительные размеры неплатежей влияют на финансовую устойчивость предприятий и организаций, их платежеспособность. Начиная с III квартала прошлого года динамика соотношения денежных средств и просроченной задолженности поставщикам в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и на транспорте постоянно ухудшается (табл. 10). К маю 1994 г. денежные средства предприятий покрывали просроченную задолженность поставщикам лишь на 27%. КРАТКОСРОЧНАЯ ЦЕЛЬ - НЕ ДОПУСТИТЬ
МАССОВЫХ БАНКРОТСТВ
Сдерживание роста государственных расходов поставило значительную часть обрабатывающей промышленности на грань массовых банкротств. Прогнозируемое 25%-ное снижение промышленного производства, по результатам года, может означать ликвидацию целых секторов обрабатывающей промышленности, несет в себе потенциальную угрозу деиндустриализации страны. Прекращение выдачи льготных кредитов, как это запланировано в бюджете, за исключением сельского хозяйства, угольной промышленности и крупнейших заводов, означает, что сейчас перед предприятиями встает реальная перспектива закрытия, если они не перестроют свою деятельность. То есть это может привести к массовой, открытой безработице, которая в настоящее время продолжает оставаться скрытой. Численность экономически активного населения в июне 1994 г. составила 74,8 млн. чел. В их числе 70,3 млн. чел. (94%) были заняты всеми видами экономической деятельности и 4,5 млн. чел. (6%) не имели занятия, но активно его искали и в соответствии с методологией МОТ классифицировались как безработные. Кроме того, около 4,5 млн. чел. вынужденно работали в режиме неполной рабочей недели и находились в отпусках без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, из них 1,9 млн. чел. работали неполное рабочее время и 2,6 млн. чел. находились в отпусках без сохранения или с частичным сохранением заработной платы. С учетом лиц, не полностью занятых на производстве в силу объективных причин, общий потенциал безработных составляет 9,0 млн. чел., или 12% экономически активного населения. В то же время размер безработицы, офицально зарегистрированный в органах государственной службы занятости, значительно ниже - 1,2 млн. чел., или только 1,6% общей численности экономически активного населения. Наряду с продолжающимся спадом и угрозой массовой безработицы неумолимо увеличивается инфляционный потенциал под действием целого ряда факторов. Важнейшими из них являются сокращение предложения и новые эмиссионные вливания в денежный оборот. В соответствии с утвержденным федеральным бюджетом на 1994 г. основная тяжесть государственных расходов, требующих эмиссионного финансирования, относится ко второму полугодию. Это приведет к увеличению темпов роста денежной массы, а значит, и инфляции в четвертом квартале 1994 - первом квартале 1995 гг. Экономическая ситуация середины года
неоднозначна. На фоне некоторого снижения темпов роста потребительских
цен продолжается спад производства, постоянно ухудшается финансовое состояние
предприятий. Так, за полугодие потери рабочего времени в процентах к табельному
фонду возросли с 15 до 23%, удельный вес убыточных предприятий в общем
объеме обследованных предприятий увеличился с 16 до 33%, в то же время
покрытие денежными средствами, предприятий их просроченной задолженности
поставщикам упало с 75 до 33% (табл. 10).
Таблица 10
К осени экономическая ситуация может развиваться по двум сценариям. Но в любом случае инфляция увеличится и рост потребительских цен будет в пределах 7-10% в месяц. Если несмотря ни на что будет сохраняться жесткая кредитно-денежная политика, то сокращение платежеспособного спроса приведет к росту числа убыточных предприятий. Что, в свою очередь, вплотную приблизит их к рубежу банкротств, а экономику - к массовой безработице. Но все говорит о том, что события будут развиваться по другому сценарию. С целью недопущения массовой безработицы ряду предприятий будет оказана финансовая поддержка, благо уже есть и нормативный акт "О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета". Эти денежные вливания не скажутся на макроэкономических показателях текущего года, спад по-прежнему будет продолжаться, хотя и не такой значительный, как в конце 1993 г. - начале 1994 г. Но самое главное - не будет резкого роста безработицы. Хотя ситуация на рынке труда в любом случае обострится. В связи с прекращением действия сезонного летнего фактора наряду с "застойными" безработными, т.е. неспособными найти работу свыше 8 месяцев, и незанятыми гражданами в Федеральную службу занятости начнут обращаться не поступившие в вузы молодые люди. При этом еще раз следует особо подчеркнуть, что в силу социально-политических причин будет сделано все, чтобы не допустить массовой безработицы. Из вышеизложенного следует, что существенное достижение в 1 полугодии текущего года в борьбе с инфляцией тем не менее не является признаком начала долгожданной стабилизации. Программу макроэкономической стабилизации еще необходимо выработать и последовательно претворить в жизнь. Представляется, что понимание этого стало уже общим местом. Вот цитаты из ряда периодических изданий, придерживающихся различных экономических воззрений. До сих пор "...нет общей концепции экономического развития, которая определила бы наши национальные интересы в экономической области и поставила бы генеральные долговременные цели...". "Промышленную политику, обеспечивающую выборочную правительственную поддержку перспективных секторов и компаний, еще предстоит материализовать." И самая главная мысль, которая постепенно начинает доминировать на страницах печати, - это то, что "России необходимо гибкое государственное регулирование". |
|