Обозреватель - Observer
Экономика


 

Топливно-энергетический комплекс
 

Энергетическая стратегия России до 2010 г.*

Ю. КОРСУН,
заместитель министра Министерства топлива
и энергетики Российской Федерации

 

от РЕДАКЦИИ

В № 16-17 и 19-20 журнала "Обозреватель - Observer" представлена Энергетическая стратегия России до 2010 г., включающая следующие положения:

  • Цели и средства реализации Энергетической стратегии.
  • Прогноз и формирование энергетического спроса.
  • Механизм реализации энергетической политики.
  • Совершенствование производственной структуры ТЖ.
  • Региональная энергетическая политика.
  • Научно-техническая и экологическая политика.
  • Внешнеэкономическое сотрудничество и энергетическая дипломатия.

Цели и средства реализации Энергетической стратегии

Главной целью Энергетической стратегии России является определение путей и формирование условий наиболее эффективного использования энергетических ресурсов и производственного потенциала ТЭК для подъема жизненного уровня населения и социально-экономического возрождения страны. Большие запасы высокоэффективных по мировым нормам энергетических ресурсов при умелой ценовой и налоговой политике могут и должны дать внутренние и внешние финансовые ресурсы для снижения налогообложения населения, сдерживания инфляции и поддержки российских товаропроизводителей.

Вторая цель Энергетической стратегии - обеспечить достойную роль энергии как фактора роста производительности труда и средства повышения качества жизни населения. Необходимо переориентировать систему энергоснабжения на повышение доли энергетических услуг населению и приоритетное обеспечение коммунально-бытовых нужд, пассажирского транспорта, производства продуктов питания высококачественными энергоносителями-электроэнергией, газом, моторным топливом и др. - при снижении в общем энергетическом балансе доли промышленного энергопотребления.

Проект Основных положений программы "Энергетическая стратегия России" разработан Межведомственной комиссией под руководством министра топлива и энергетики Российской Федерации Ю.Шафраника с участием научно-исследовательских коллективов Российской Академии наук. Сибирского отделения РАН, топливно-энергетического комплекса, Минэкономики России, акционерных обществ, ассоциаций, научно-производственных объединений, центров и предприятий.

Энергетическая стратегия ставит целью также радикально уменьшить использование материальных, трудовых и природных ресурсов на обеспечение нужд общества в энергии.

Важная цель Энергетической стратегии - существенно снизить техногенную нагрузку ТЭК на окружающую среду.

Исходя из указанных целей, Энергетическая стратегия России призвана определить приоритеты, направления и средства коренной перестройки структурной, региональной и технологической политики в энергоснабжении страны. В отличие от прежней ориентации на крупномасштабное наращивание производства энергетических ресурсов, высшим приоритетом Энергетической стратегии является повышение эффективности энергопотребления и энергосбережение.

Одной из важных причин недостаточной конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке является ее высокая энергоемкость. При ее сохранении выгоднее экспортировать первичное топливо, а не конечную продукцию, что окончательно закрепит за Россией ее сегодняшнюю роль сырьевого придатка индустриальных стран мира.

При рационализации энергопользования снимется непосильный для ТЭК и разорительный для страны рост спроса на энергоносители, что позволит добиться экономического эффекта, пятикратно окупающего затраты на энергосбережение.

Энергосбережение позволит также на 15-20% уменьшить вредные выбросы в атмосферу.

Сэкономленные энергоресурсы - основной источник обеспечения необходимого экспорта топлива и энергии.

Новая структурная политика в области энергетики на ближайшие 10-15 лет означает:

  • повышение эффективности использования природного газа и его доли во внутреннем потреблении и экспорте;
  • приоритет глубокой переработки и комплексного использования углеводородного сырья;
  • повышение качества углепродуктов, стабилизацию и затем наращивание объемов угледобычи (в основном открытым способом) по мере освоения экологически приемлемых технологий его использования;
  • преодоление спада и умеренный рост добычи нефти;
  • интенсификацию освоения местных энергоресурсов (гидроэнергия, торф и др.) и увеличение использования нетрадиционных в первую очередь возобновляемых ресурсов (солнечной, ветровой, геотермальной энергии, шахтного метана, биогаза и т.д.);
  • повышение надежности АЭС за счет снижения количества нештатных ситуаций при работе блоков первого поколения (и если необходимо - досрочного их демонтажа) и освоения новых реакторов с повышенной степенью безопасности и более экономичных, в том числе малой мощности.


ЦЕЛИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ:

  • определить пути и сформировать условия наиболее эффективного использования энергетических ресурсов и производственного потенциала ТЭК для социально-экономического возрождения страны;
  • обеспечить использование энергии как фактора роста производительности труда и средства повышения качества жизни населения;
  • уменьшить использование материальных, трудовых и природных ресурсов для обеспечения потребности общества в энергии;
  • снизить техногенную нагрузку ТЭК на окружающую среду.
В последующей перспективе структурная политика должна обеспечить возможность широкого использования как традиционных, так и новых энергетических ресурсов.

Новая региональная энергетическая политика должна будет обеспечить сочетание естественного стремления регионов к самоуправлению и самообеспечению конечными энергоносителями (электрической и тепловой энергией, моторным и бытовым топливом) при сохранении единства ТЭК России как важнейшего фактора хозяйственной и политической интеграции стран - путем дальнейшего развития единых федеральных энергетических систем (электроэнергетической, газо- и нефтеснабжающих), совершенствования действующих и создания новых межрегиональных и межотраслевых топливно-энергетических связей и баз.

Интересы регионов будут учтены также за счет расширения их доли собственности в основных фондах энергетических объектов федерального значения при сохранении единства технологического управления энергетическими системами.

Региональная энергетическая политика будет учитывать принципиальные различия условий энергоснабжения и структуры топливно-энергетического баланса таких зон страны, как северные, южные и центральные районы европейской части России, Урал, Сибирь, Дальний Восток и районы Крайнего Севера.

Новая техническая политика в области энергетики будет ориентироваться на:

  • коренное повышение экономической и энергетической эффективности всех стадий добычи, преобразования, распределения и использования энергетических ресурсов;
  • эффективную децентрализацию энергоснабжения и деконцентрацию источников энергии, приближение их к потребителям энергии;
  • экологическую и аварийную безопасность источников энергии и надежность энергоснабжения потребителей;
  • разработку качественно новых технологий для устойчивого развития энергетики (энергетически чистых угольных и безопасных атомных электростанций, эффективных технологий использования новых источников энергии и т.д.).
Главным средством достижения целей и реализации приоритетов Энергетической стратегии является формирование энергетического рынка, контролируемого государством с помощью:
  • ценовой и налоговой политики, обеспечивающей ликвидацию перекосов цен на энергоносители и другие товары при постепенном переходе к ценам на топливо, соответствующим в качестве верхнего предела ценам мирового рынка, а нижнего - ценам самофинансирования предприятий; уменьшение налогов на обрабатывающую промышленность и сферу услуг за счет рентных платежей и налогов на сверхприбыль топливных предприятий;
  • формирования конкурентной среды в энергетике путем создания полноценных хозяйственных субъектов рынка и рыночной инфраструктуры;
  • совершенствования законодательства и разработки достаточно полной системы нормативных актов в виде Энергетического кодекса Российской Федерации, регулирующих взаимоотношения субъектов энергетического рынка между собой, с органами государственного управления и общественностью. В рамках контролируемого рынка государство должно обеспечить:
  • создание системы стимулов и условий для энергосбережения и повышения эффективности использования энергии;
  • дерегулирование экспорта энергоресурсов и импорта энергетического оборудования и материалов;
  • проведение активной инвестиционной политики путем создания условий для самофинансирования топливно-энергетических предприятий и расширения круга инвесторов при минимизации бюджетных капитальных вложений;
  • привлечение в ТЭК иностранных инвестиций.

Прогноз и формирование энергетического спроса


Спрос на энергию определяется тремя главными факторами: 

      развитием экономики
            эффективностью энергоиспользования
                  динамикой цен на энергоносители
Особенность России как крупнейшего экспортера энергоресурсов заключается в том, что эти факторы тесно взаимосвязаны и совместно формируют возможные сценарии развития.

Оценка будущего спроса на энергию выполнена для трех вариантов развития социально-экономической ситуации в стране: оптимистического, вероятного и пессимистического (см. рисунок).


Оптимистический сценарий характеризуется успешной реализацией планов Правительства по финансовой стабилизации экономики в 1994 г., замедлением спада производства в 1995 г. и его преодолением в 1996 г. с быстрым восстановлением экономики к 2000 г. и последующим устойчивым ее ростом с темпом 3,5-4% в год. Этот сценарий предусматривает коренную смену общественного уклада с переструктуризацией экономики, проведение интенсивной энерго- и ресурсосберегающей политики, главным условием которой будут высокие (соответствующие структуре мировых цен) цены на природные ресурсы и энергоносители.

Докризисный уровень жизни населения в этом сценарии будет восстановлен уже до 2000 г. и к 2010 г. он превысит современные показатели жизненного уровня стран Европейского союза.

Вероятный сценарий исходит из преодоления экономического спада в 1997- 1998 гг., восстановления в течение семи-восьми лет экономики на докризисном уровне и последующего роста с темпом 3-3,5% в год. Этот сценарий также ориентирован на активную энерго- и ресурсосберегающую политику, но менее эффективную, чем в оптимистическом сценарии, в частности, из-за более умеренной ценовой политики и меньших инвестиционных возможностей для переструктуризации экономики.

Докризисный уровень жизни населения будет восстановлен на 2-3 года позднее, чем в оптимистическом сценарии, и его последующий рост будет заметно меньшим.

Пессимистический сценарий имитирует продолжение экономической стагнации практически до 2000 г. с отставанием восстановления жизненного уровня населения на срок жизни целого поколения.

Прогноз потребностей народного хозяйства России в основных видах топлива и энергии выполнен через индикаторы среднего жизненного уровня населения с использованием укрупненных интегральных затрат энергоносителей на единицу каждого вида потребительских продуктов. При этом наряду с прямыми энергетическими услугами населению учтены и все косвенные затраты по цепочке смежных производств.

На динамику энергетического спроса существенное влияние оказывают масштабы энергосбережения.

Десятилетия неэффективного использования энергоресурсов создали в России огромный неиспользованный потенциал энергосбережения, достигающий 40-45% современного энергопотребления (460-540 млн. т усл. топлива). Одна треть этого потенциала, использование которого намного дешевле, чем увеличение добычи топлива, сосредоточена в самом ТЭК, главным образом в электроэнергетике и теплоснабжении. Вторая треть этого потенциала находится в промышленности (в том числе 7-8% в металлургии, 4-5% в промышленности строительных материалов), почти 20% - в коммунально-бытовом секторе и еще 10% - на транспорте (табл. 1).
 


Таблица 1

Потенциал экономии энергетических ресурсов в России


ОТРАСЛИ
Природный газ, млрд. куб. м
Нефтепро-дукты,
млн. т.
Уголь, кокс, млн.т. усл. топлива
Электро-энергия, млрд. кВтч
Тепло-энергия, млн.Гкал
Всего млн.т усл. топлива
Топливно- энергетический комплекс:
45—60
15—17
33—39
38—46
160—180
150—180
добыча нефти
5—10
6—12
добыча угля
8—10
2,5—3,5
транспорт энергоносителей
8—9
7—8
30—36
150—170
52—59
электро- и теплоэнергетика
32—42
10—12
26—31
80—97
нефтепереработка
4,5—5
9—10
8—9
Коммунально-бытовая сфера
10
0,6—0,8
21—23
65—70
120—145
75—83
Сельское хозяйство
1,4—1,5
14—15
1,5—1,7
8—10
4
27—29
Транспорт
29-34
42—50
Промышленность:
34—42
6—7
12—14
220—265
167—205
168—190
общепромышленные мероприятия
10—13
0,5
150—185
75—100
73—92
металлургия
12—15
2
10—11
20—24
5—6
34—39
машиностроение
—(3—4)
0,5
55—60
15—16
строительные материалы
10—11,5
1,7—2
2—2,5
—(8,5—10)
40—45
20—23
химия и нефтехимия
5—6
4—5
12—15
9—10
лесобумажная промышленность
0,3—0,7
1—2
35—40
8—10
ВСЕГО
100—110
65—75
70—80
330—390
450—540
460—545

В рамках Энергетической стратегии разработана целостная программа использования энергетического потенциала, образующегося в результате проведения политики энергосбережения, основанной на комплексе наиболее эффективных первоочередных мер экономии энергии и приоритете последующего обновления технологий.

Реализация этой программы предусматривает в качестве главного средства проведение эффективной ценовой политики. Наряду с этим в период до приведения внутренних цен на энергоресурсы в соответствие мировым ценам понадобятся специальные меры экономического стимулирования энергосбережения, в частности, достаточно сложный комплекс административных (введение стандартов энергопотребления, штрафных санкций и т.д.) и организационных (создание фондов энергосбережения, фирм для реализации мер энергосбережения и т.д.) мероприятий.

В зависимости от полноты реализации этих мероприятий и их успешности в стратегии рассматриваются два варианта энергосбережения: оптимистический и вероятностный (табл.2).
 


Таблица 2

Варианты энергосбережения (относительно 1992 г.)


млн.т усл. топлива в год

НАПРАВЛЕНИЯ
1995 г.
2000 г.
2010 г.
вероят.
оптим.
вероят.
оптим.
вероят.
оптим.
Экономия энергетических ресурсов
20
70
100
240
430
720
В том числе за счет:
оргтехмероприятий
20
40j
50
80
80
110
энергосберегающих технологий
10
30
100
220
360
совершенствования структуры экономики
0
20
20
60
130
250

В оптимистическом варианте предусмотрена реализация к 2008-2010 гг. всего экономически оправданного потенциала энергосбережения. Это требует очень больших инвестиций и полной структурной перестройки экономики, что может оказаться нереальным. Поэтому в вероятностном варианте предусмотрена реализация только безусловно эффективной части потенциала, которая выгодна самим предприятиям и не потребует специальных мер стимулирования.

Интенсивность энергосбережения решающим образом сказывается на сценариях энергопотребления: при оптимистическом энергосбережении можно было бы на длительный период стабилизировать энергопотребление народного хозяйства на уровне ниже современного, а в вероятностном варианте потребность в энергии будет расти и превысит к концу периода ее величину в докризисном 1990 г.

И з всех возможных сочетаний сценариев развития экономики и вариантов энергосбережения в Энергетической стратегии детально проработаны четыре сценария энергопотребления, дающие минимальные и максимальные уровни перспективной потребности в энергии (табл. 3).
 


Таблица 3

Диапазоны потребности в энергии
народного хозяйства России


ЭНЕРГОНОСИТЕЛИ
1990 г.
1993 г.
1995 г.
2000 г.
2010 г.
Электроэнергия, млрд. кВтч:
1073
937
840—890
800—990
1050—1250
душевое электропотребление, тыс. кВтч/чел.
7,22
6,42
5,7—6,0
5.8-6,6
7,1-8,3
электроемкость валового продукта,%
100
141
171—148
178—108
138—94
Теплоэнергия (централизованная), млн. Гкал
2075
1950
1840—1870
1810—1920
1880—2010
Моторное топливо, млн.т
104
76
74—76
76—80
83—95
Первичные энергоресурсы — всего, млн. т усл. топлива:
1257
1093
990—1050
950—1090
1010—1200
душевое энергопотребление, т усл. топлива/чел.
8,46
7,38
7.2-7,3
6,5-7,3
6.7-7,9
энергоемкость валового продукта, %
100
140
170—155
168—102
110—77

Во всех сценариях предусматривается приоритетное обеспечение энергией первоочередных потребностей людей - в удобном жилье, полноценном питании, транспортных и информационных услугах - не только количественно, но и за счет использования на эти цели более высококачественных энергоносителей.

Переориентация энергопотребления с производственных нужд на жизнеобеспечение населения уже отчетливо проявилась в последние три года. Этому содействовали льготные тарифы на энергоносители для бытовых нужд, части предприятий сферы услуг, для сельского хозяйства и общественного транспорта. Льготы по энергообеспечению в этих сферах придется сохранять еще достаточно долго (как минимум до начала выхода экономики из кризиса), снижая их относительно и делая все более адресными.

Социальная переориентация энергопотребления показана в табл. 4.
 


Таблица 4

% от общего объема

НАПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЯ
1985 г.
1990 г.
1994 г.
2000 г.
2010 г.
Электроэнергия
29,5
31,1
41—42
43—44
Отопление и горячее водоснабжение
42—43
44
48—49
Газоснабжение
в 1,5 раза (в среднем)
в 2 раза (в сельской местности)
Первичные энергоресурсы
24-25
28—29
30—32

Решение проблемы газификации в сельской местности является важным социальным приоритетом Энергетической стратегии. Особую важность проблема газификации приобретает для восточных районов страны.

Главным средством реализации этого приоритета в новых экономических условиях послужат на первом этапе льготные тарифы на газ, а в последующем - специальные меры экономического стимулирования сельской газификации: льготные кредиты на сооружение сетей и покупку оборудования, совместное акционирование РАО "Газпром", газораспределительных компаний, ассоциаций газопотребителей и т.д.

Важной социальной задачей является улучшение обеспечения населения сжиженным газом: пропаном, бутаном и т.д. Для этого его производство должно возрасти в 3-4 раза (до 20-22 млн.т в год) с опережающим развитием транспортной и распределительной инфраструктуры.

В целом политика переориентации энергопотребления на жизнеобеспечение населения с широким применением соответствующих льгот и других экономических стимулов приведет к повышению доли этих нужд в общем потреблении первичных энергоресурсов в России с 24-25% в настоящее время до 28-29% в 2000 г, и 30-32% в 2010 г. 

Механизм реализации энергетической политики


Ценовая и налоговая политика является стержнем новой энергетической политики, именно она позволит превратить ТЭК в важнейший источник бюджетных поступлений, в мощный антиинфляционный фактор за счет налоговых и, главное, рентных платежей топливных предприятий, а также изменить энергорасточительный характер российской экономики. Неверная же ценовая политика может вызвать либо обвал топливных отраслей из-за нехватки инвестиций, либо чрезмерную инфляцию и массовое банкротство энергоемких предприятий при слишком быстром повышении цен на топливо.

Поэтому Стратегией предусмотрена гибкая и дифференцированная ценовая политика.

Ценовая и налоговая политика является стержнем новой энергетической политики, именно она позволит превратить ТЭК в важнейший источник бюджетных поступлений, в мощный антиинфляционный фактор за счет налоговых и, главное, рентных платежей топливных предприятий, а также изменить энергорасточительный характер российской экономики. Неверная же ценовая политика может вызвать либо обвал топливных отраслей из-за нехватки инвестиций, либо чрезмерную инфляцию и массовое банкротство энергоемких предприятий при слишком быстром повышении цен на топливо.

Проведенная в середине 1993 г. либерализация цен на нефть, нефтепродукты и уголь не должна распространяться на продукцию так называемых естественных монополий: природный газ, электроэнергию и тепло централизованных источников. Цены этих энергоносителей будут устанавливаться государством

на федеральном и региональном уровнях через свои органы, ответственные за функционирование топливно-энергетического комплекса. При этом федеральная энергетическая комиссия как вневедомственный орган должна определять общие правила ценообразования на оптовых рынках газа и электроэнергии, а региональные комиссии - для разных категорий потребителей на своих территориях.

После либерализации цены на нефть и нефтепродукты имеют тенденцию приближения к мировым ценам (через эквивалент обменного курса рубля). Изменяя размеры пошлин на экспорт нефти и нефтепродуктов и устанавливая цены на газ, государство сможет в широком диапазоне регулировать цены на все виды энергоносителей. Допустимая нижняя граница диапазона регулирования определяется ценой самофинансирования энергетических предприятий (компенсация всех видов затрат, включая инвестиции, и получение достойной прибыли), а верхняя- мировыми ценами на нефть, нефтепродукты и газ, уменьшенными на величину издержек по транспорту топлива из России. При регулировании будет также учитываться взаимозависимость цен на различные энергоносители в соответствии с их потребительскими качествами.

В пределах этих диапазонов государство будет проводить политику цен, совмещающую выборочный протекционизм энергоемких предприятий, жизненно важных для экономики и обороны страны, со стремлением в наибольшей мере заменить налоги на прибыль и добавленную стоимость в обрабатывающей промышленности и сфере услуг рентными платежами и прогрессивным налогом на сверхприбыль в топливных и других ресурсных отраслях, особенно в газовой и нефтяной промышленности.

Первой целью такого регулирования будет достижение цен самофинансирования газовой и нефтяной промышленности (угольные предприятия при этом еще будут нуждаться в дотациях из бюджета). Это означает повышение цен на газ в 1,5-1,7 раза (относительно цены середины 1994 г.), что, по расчетам разных специалистов, повысит общий индекс цен на 14-20%.

Такое повышение цен на газ и конкурирующие с ним энергоресурсы позволит увеличить поступления в бюджет от ТЭК на 50%. Свыше половины этой суммы можно будет направить на поддержку малообеспеченных слоев населения, на компенсацию роста энергозатрат транспорту общего пользования, на кредиты для тех же целей сельскому хозяйству и на выборную поддержку энергоемких производств.

Второй задачей ценовой политики должно стать постепенное приближение цен на топливо в России к мировым ценам. Это означает рост внутренних цен на энергоресурсы еще в полтора-два раза по сравнению с ценами самофинансирования нефтегазового комплекса и почти удвоит поступления в бюджет от предприятий ТЭК. Именно тогда появится возможность примерно наполовину уменьшить подоходный налог на средние слои населения и налог на добавленную стоимость во всех отраслях народного хозяйства.

Переход от цен самофинансирования к соответствию мировым ценам должен осуществляться в несколько приемов с паузами для контроля реакции потребителей и их адресной поддержки.

Формирование конкурентной среды в ТЭК будет направлено на снижение издержек производства и повышение качества предоставляемых потребителю энергетических услуг. Оно будет осуществляться главным образом путем разгосударствления предприятий ТЭК преимущественно через акционирование. С развитием рыночных отношений все большее значение будет иметь приватизация действующих предприятий ТЭК и создание новых частных и акционерных структур. При этом государство через Минтопэнерго РФ будет осуществлять контроль за эффективностью использования производственных фондов и природных ресурсов в топливно-энергетическом комплексе независимо от форм собственности хозяйствующих субъектов.

Предоставляя определенные преимущества мелкому и среднему бизнесу, государство одновременно будет поощрять образование крупных интегрированных энергокомпаний, охватывающих различные стадии производства, преобразования и распределения энергоресурсов, и оказывать поддержку формирующимся трансрегиональным структурам, особенно нефтегазовым, обеспечивающим выход российского капитала на мировой рынок.

Важной частью создания конкурентной среды в энергетике является продуманный и тщательно организованный процесс создания рыночных отношений в "естественных" монополиях: газоснабжении, электроэнергетике и централизованном теплоснабжении. Предусматривается реализовать в этих сложных физико-технических системах конкурентные отношения производителей и потребителей на основе принципа свободного доступа к сетям при сохранении преимуществ созданных в стране единых энергетических систем и государственного контроля за ценами.

В Энергетической стратегии представлены основные направления развития рыночных отношений с учетом технологической специфики отдельных отраслей ТЭК. Их главная задача - не потеряв технологических и экономических преимуществ естественных монополий, создать условия для развития конкуренции энергопроизводителей в интересах потребителей, а также содействовать развитию межотраслевой интеграции (угольно-энергетических компаний, нефтяных компаний "от скважины до бензоколонки" и т.п.).

Система стимулов и условий для энергосбережения и повышения эффективности использования энергии необходима для реализации огромного потенциала экономии энергии в России.

Мировой опыт последних десятилетий показал, что интенсификация энергосбережения невозможна без кратного роста цен на энергию. Но тот же мировой опыт свидетельствует о недостаточности только ценовых импульсов для проведения эффективной энергосберегающей политики. Необходимы дополнительные экономические и чисто нормативные меры, а также большая информационная и пропагандистская работа с тем, чтобы энергосбережение пришло на смену энергорасточительству как общий стиль жизни общества.

К дополнительным экономическим стимулам относятся льготные кредиты и налоговые льготы на осуществление энергосберегающих мероприятий и производство энергоэффективного оборудования и материалов, а также создание специальных фондов энергосбережения для предоставления этих льгот и аккумулирования необходимых средств для инвестиций.

К нормативным мерам относится:

  • пересмотр существующих норм, правил и регламентов, определяющих расходование топлива и энергии в части ужесточения требований к энергосбережению;
  • разработка правил учета и контроля энергопотребления с соответствующим обязательным приборным оснащением и контрольно-регулирующей аппаратурой;
  • установление стандартов энергопотребления или энергопотерь, а также санкций за их нарушение и обязательной сертификации энергопотребляющих изделий массового использования на соответствие нормативным показателям энергосбережения с указанием среднегодового потребления энергии.
Информационное обеспечение энергосбережения включает его массовую популяризацию среди населения и обучение персонала, создание доступных банков энергосберегающих мер, технологий и оборудования, автоматизированных банков данных по нормативно-технической документации, проведение конференций и семинаров по обмену опытом, пропаганда энергосбережения в средствах массовой информации и т.д.

Правильная ценовая политика и умелое использование всего комплекса названных мер позволят реализовать к 2000 г. не менее половины имеющегося потенциала энергосбережения и использовать его полностью в экономически эффективных пределах к 2007-2010 гг.

Экономическая политика в инвестиционной сфере будет направлена:

    во-первых, на Стимулирование инвестиционной активности, т.е. создание экономической заинтересованности в направлении имеющихся финансовых ресурсов на инвестиционные цели (а не только на нужды потребления);

    во-вторых, на создание условий для нормальной реализации капиталовложений, что потребует существенного повышения надежности выполнения договорных обязательств в капитальном строительстве, значительного сокращения продолжительности и повышения качества строительства.

Активизация инвестиционных процессов будет достигаться прежде всего путем создания условий для самофинансирования предприятий ТЭК при минимизации (благодаря конкуренции) затрат общества на энергообеспечение.

В этих целях будет введена практика применения ускоренной амортизации основных фондов, процедуры которой будут четко регламентироваться государством.

Амортизационная политика должна обеспечить прекращение недоамортизации основных фондов и ликвидацию разрыва между начисленным износом и амортизацией к моменту списания основных фондов. Это предопределит реальную возможность финансировать простое воспроизводство за счет амортизационных ресурсов без привлечения прибыли.

Для создания новых производственных мощностей, освоения крупных месторождений топлива и развития энергетических баз государство будет поощрять расширение круга инвесторов в ТЭК за счет аккумулирования средств отечественных и зарубежных потребителей топлива и энергии и населения путем создания внебюджетных и целевых федеральных, отраслевых и региональных фондов и инвестиционных компаний.

Первейшей задачей государства станет привлечение инвесторов других форм собственности для финансирования государственных программ на экономически привлекательных для них условиях.

Основными формами государственного стимулирования и оказания помощи негосударственным инвесторам в реализации таких программ станут:

  • непосредственное долевое участие государства в создании нужных обществу производств и, в частности, предоставление частным инвесторам до 25 -40% льготного инвестиционного кредита или государственных капитальных вложений;
  • полное или частичное освобождение таких инвесторов от налога на капиталовложения и налога на добавленную стоимость;
  • создание "налоговых каникул" на первые 3-4 года работы новых предприятий и производств или на срок работы до получения прибыли.
По мере развития рыночных отношений будет меняться и соотношение между тремя основными источниками финансирования инвестиций в ТЭК: 
      роль бюджетных средств будет снижаться
          доля финансовых ресурсов предприятий ТЭК и привлечение средств -
          возрастать, достигая 90-95% к концу рассматриваемого периода.
Во всех случаях централизованные инвестиционные ресурсы будут выделяться на принципах возвратности, эффективности и целевого использования.

Система нормативно-законодательных актов должна составить Энергетический кодекс России (табл. 5).
 


Таблица 5

Система нормативно-законодательных актов должна составить
Энергетический кодекс России


Нормативные акты
Законы
Российской Федерации
Указы Президента
Российской Федерации
Постановления Правительства Российской Федерации
Цель
Повысить эффективность использования ТЭР "Об энергосбережении и повышении эффективности использования топлива и энергии" "О государственной финансовой поддержке энергосбережения", "О введении экономических санкций за нерациональное использование энергоресурсов в народном хозяйстве" "О неотложных мерах по энергосбережению", "Об экономических санкциях за нерациональное и безучетное использование энергоресурсов и льготах за энергосбережение"
Стабилизировать финансовое со-стояние отраслей и предприятий ТЭК "О специальном налоге для создания фонда финансовой поддержки угольной промыш-ленности", "О системе плате-жей за пользование природ-ными ресурсами" "Об упорядочении расчетов за топливно-энергетические ресурсы, поставленные (отпущенные) предприятиями и организациями топливно-энергетического комплекса", "О внебюджетных фондах финансового регули-рования в ТЭК на период до 1995 г." "О создании в основных топ-ливо- и энергопроизводя-щих регионах целевого фонда долгосрочного кредитования ТЭК"
Обеспечить устойчивое разви-тие отраслей ТЭК, надежное топливо- и энергоснабжение потребителей Энергетический кодекс России" ("Об основах феде-ральной энергетической политики", "Об энерго-сбережении и повышении эффективности использования топлива и энергии", "О нед-рах", "О нефти и газе", "Об электроэнергетике", "Об ис-пользовании атомной энер-гии", "Об использовании не-традиционных видов энергии", "Об экологической безопас-ности объектов ТЭК" и др.) "О совершенствовании работы с иностранными инвестициями" "О формировании про-мышленно-банковских групп", "Об от мене налогов на инве-стиции в техническое перево-оружение и развитие предпри-ятий ТЭК и в осуществление энергосберегающих мероприя-тий", "Об освобождении от уплаты таможенных пошлин на экспортные по ставки нефти, газового конденсата и продуктов их переработки по квотам предприятий при усло-вии направления валютной выручки на ре конструкцию и удовлетворение их производ-ственно-технических нужд и импортные поставки обору-дования и материалов на указанные нужды"3
Повысить управ-ляемость предпри-ятий и отраслей ТЭК, усилить роль государственного регулирования "О приватизации государст-венных и муниципальных предприятий"4, "О недрах"5, "О по рядке взаимодействия органов государственной исполнитель ной власти Российской Федерации и ее субъектов", "О свободных экономических зонах"
Развить политику приватизации, сформировать рыночную среду в сфере производ-ства и потребления ТЭР "Об основах энергетической политики", "О государствен-ной программе приватизации государственных муници-пальных предприятий в Российской Федерации", "О разделении административных монополий", "О приватизации объектов научно-технической сферы"
Сохранить природ-ную среду, обес-печить экологиче-скую безопасность населения "Об экологической безопасности объектов ТЭК", "О радиационной без-опасности населения" "Национальный план действий по охране окружающей при-родной среды"

1 Совокупность законов Российской Федерации.

2 Распространить действие указа на отечественных инвесторов всех форм собственности.

3 Продлить срок действия постановления на 1994-1995 гг., распространив его на предприятия угольной промышленности и электроэнергетики.

Принять дополнение к закону, предусматривающее наделение Минтопэнерго России необходимыми функциями для государственного управления имуществом ТЭК.

5 Принять поправку к закону, предусматривающую участие Минтопэнерго России в решении вопросов регулирования недропользования, включая закрепление за Минтопэнерго России функции контроля за выполнением лицензиатами условий, оговоренных в полученных ими лицензиях.

Базовым документом этой системы станет Закон РФ "Об основах федеральной энергетической политики" (Основы законодательства), в котором будут уточнены полномочия и ответственность федеральных и региональных органов в вопросах формирования и реализации Энергетической стратегии, означена роль государства в развитии и управлении ТЭК, определены основные положения об энергетическом рынке.

В систему законодательных актов будут входить федеральные законы:

  • о недрах,
  • о нефти и газе,
  • об энергосбережении и эффективном использовании топлива и энергии,
  • об электроэнергетике,
  • об использовании атомной энергии,
  • об использовании нетрадиционных возобновляемых источниках энергии,
  • об экологической безопасности объектов ТЭК,
  • об охране и безопасности труда в угольной промышленности и др.
Помимо Энергетического кодекса необходимо уточнение и корректировка общехозяйственного законодательства применительно к особенностям деятельности ТЭК.

Отдельные нормативные решения, закрепляющие положения и механизмы Стратегии, в соответствии с полномочиями, предусмотренными Федеративным договором, будут приняты указами Президента России, постановлениями Правительства России и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Энергетическая стратегия России не есть планово-директивный документ, а система приоритетов и механизмов осуществления новой энергетической политики. В процессе своей реализации Стратегия будет адаптироваться к текущей экономической ситуации. В то же время перспективы развития ТЭК неизбежно будут определять и важнейшие направления экономического возрождения России.

(Продолжение следует)



* Проект Основных положений программы "Энергетическая стратегия России" разработан Межведомственной комиссией под руководством министра топлива и энергетики Российской Федерации Ю.Шафраника с участием научно-исследовательских коллективов Российской Академии наук, Сибирского отделения РАН, топливно-энергетического комплекса, Минэкономики России, акционерных обществ, ассоциаций, научно-производственных объединений, центров и предприятий.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]