Конституция РФ (альтернативные проекты) I том
Обозреватель - Observer


 

ОСНОВНОЙ ЗАКОН РОССИИ



Мы, народ России, в целях сохранения, продолжения и развития российской государственности, датированной 862 годом; для охраны общественной безопасности, организации обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения существующего и будущих поколений благами и свободами, а также провозглашая правопреемство Российской империи, установленной в 1721 г., Российской Республики, установленной в 1917 г., и Союза Советских Социалистических Республик, установленного в 1922 г., принимаем нижеследующий Основной Закон России.

Статья первая

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УКЛАД


1.1. Россия есть единое, неделимое и суверенное государство, основанное на праве.

Суверенитет принадлежит всем гражданам России; он неотчуждаем и неотъемлем. Никто не имеет права присваивать или принимать на себя его осуществление.

1.2. Источником власти являются граждане России.

Граждане осуществляют государственную власть через органы власти, а также через органы самоуправления, определенные Основным Законом.

В России осуществляется республиканская форма правления.

1.3. Гражданами России являются подданные Российской Империи, граждане Российской Республики и граждане Союза Советских Социалистических Республик и их дети, добровольно не отказавшиеся от гражданства и не принявшие гражданства других государств, а также их потомки независимо от места рождения и места проживания, если они не приняли гражданство других государств, а равно если они приняли такое гражданство по принуждению.

1.4. Государственный суверенитет России распространяется на все территории, водное и воздушное пространство, недра, континентальный шельф и иные объекты, принадлежащие ей по праву.

Решения в отношении вопросов суверенитета вправе принимать только органы законодательной власти в соответствии с законами, действующими на момент принятия решения.

Россия не признает никакие ограничения или умаления суверенитета, в том числе и в отношении правопреемства, принятого Россией согласно Основному Закону.

1.5. Государственную власть в России осуществляет Глава государства и правительство России, разделенное на органы законодательной, исполнительной и судебной власти, предусмотренные Основным Законом.

Глава государства, правительство, учреждения, им образованные, а также государственные служащие могут действовать только в соответствии с полномочиями, прямо определенными Основным Законом и законами, принятыми органом законодательной власти России.

1.6. Законодательный орган власти вправе распоряжаться территорией или иной собственностью, принадлежащей России в соответствии с Основным Законом.

Ничто в Основном Законе не может толковаться в ущерб законным притязаниям России.

1.7. Во имя интересов граждан, демократического общества и государственных интересов

России Глава Государства и правительство в соответствии со своими полномочиями:

а) защищает суверенитет, территориальную целостность и национальные интересы России;

б) обеспечивает государственную безопасность, общественный порядок и обороноспособность России;

в) утверждает и охраняет права и свободы граждан России, их честь, достоинство и законные интересы;

г) защищает и покровительствует гражданам за пределами России;

д) создает условия и поощряет хозяйственную инициативу и предприимчивость, направленные на развитие экономики, рост производительности и качества труда;

е) регулирует экономическую деятельность;

ж) принимает меры по охране окружающей природной среды, рационального использования земли и ее недр и природных ресурсов;

з) создает условия для научного и интеллектуального развития, подготовки научных кадров;

и) обеспечивает благоприятные условия в области трудовых отношений;

к) развивает системы здравоохранения, социального обеспечения, инфраструктуры, народного образования, физической культуры и спорта;

л) принимает меры по поощрению использования результатов научных исследований и разработок в народном хозяйстве, государственной деятельности и иных сферах;

м) обеспечивает охрану, использование и поощрение искусства и художественного творчества.

1.8. Административно-территориальное устройство России представляет собой федерацию равноправных территорий, именуемых губерниями.

1.9. Ни одна губерния не может вступать в договоры, союзы и конфедерации, выпускать платежные средства, лишать кого-либо гражданских и имущественных прав, принимать решения, нарушающие обязательства по договорам либо имеющие обратную силу.

Ни одна губерния не может вводить таможенные сборы либо пошлины на ввоз или вывоз товаров.

1.10. Местопребыванием Главы государства и правительства России является город Москва.

Земский Собор может определить местопребыванием Главы государства и правительства специальный округ вне пределов города Москвы и Московской губернии и равно не входящий в какую-либо иную губернию, о чем должен быть принят закон.

1.11. Все денежные средства, необходимые для обеспечения деятельности Главы государства, Правительства и Российской избирательной комиссии, сосредотачиваются в Государственном казначействе, а для обеспечения деятельности правлений губерний и самоуправлений - в губернских казначействах и его отделениях на местах.

Никакие денежные средства не могут быть получены из казначейства иначе, как на основании утвержденной росписи доходов и расходов на соответствующий бюджетный год, а если роспись не утверждена - на основании соответственно постановления Земского Собора; постановления губернского земского собрания; решения органа представительного самоуправления.

1.12. Президент, члены Земского Собора, Кабинета Министров, судьи, мировые судьи, члены правлений губерний, самоуправления и другие служащие государства получают за счет средств казначейства установленное законом жалование.

Жалование Президента не может быть увеличено или уменьшено в течение срока его полномочий.

Жалование членам Земского Собора, членам Кабинета Министров, судьям, членам органов представительной власти губерний, членам органов представительного самоуправления устанавливается одинаковое независимо от исполняемых в соответствующем органе должностей или функций.

1.13. Правомочия, определенные Основным Законом в отношении органов власти, должностных лиц, а равно граждан России не могут быть передоверены ими кому-либо, а равно приостановлены.

1.14. Иммунитет в отношении отстранения от должности принадлежит депутатам Государственной Думы, сенаторам Сената, членам губернских земских собраний и членам представительных органов самоуправления, занимающих выборные должности в этих органах власти.

1.15. Граждане, поступающие на службу России, если они обязаны получать содержание из средств государственного казначейства, в первый день службы принимают и подписывают присягу на верность России, народу и Основному Закону в порядке, установленном законом.

1.16. Отстранение от должности находящихся на службе России граждан, не имеющих иммунитета, может иметь место при обвинении их в измене, мятеже, взяточничестве или ином тяжком преступлении.

1.17. Изменой России считается ведение войны против нее, присоединение к ее врагам, оказание им помощи и услуг и иные умышленные деяния, покушающиеся на ее суверенитет, территориальную целостность и национальные интересы.

Мятежом считается деяние находящихся на службе России граждан по неисполнению или нарушению положений Основного Закона.

Более подробные правила в отношении измены и мятежа и их пресечения устанавливаются законом.

1.18. Основной Закон действует на территории первоначальных губерний, на которые распространяется суверенитет России на момент вступления его в силу.

В остальных частях России он вступает в силу по их присоединении.

Статья вторая

ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА


2.1. Все граждане равны перед законом, властью и правосудием независимо от какого бы то ни было различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, этнического и социального происхождения, имущественного, сословного положения или иного обстоятельства.

2.2. Каждый человек обладает неотъемлемым правом на жизнь. Никто не может быть произвольно лишен жизни, за исключением смертной казни.

Смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления в соответствии с законом и только компетентным судом.

Каждый, кто приговорен к смертной казни, имеет право просить о помиловании или о смягчении приговора. Амнистия, помилование или замена смертного приговора могут быть дарованы во всех случаях.

Смертный приговор не выносится за преступления, совершенные лицами моложе восемнадцати лет, и не приводится в исполнение в отношении беременных женщин.

2.3. Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению и наказанию.

Ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским, научным или иным опытам.

2.4. Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии, а равно принуждаться к принудительному или обязательному труду.

2.5. Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей. Никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которая установлена законом.

Каждому арестованному сообщаются при аресте причины его ареста и в срочном порядке сообщается любое предъявляемое ему обвинение.

Каждое арестованное и задержанное по уголовному обвинению лицо в течение не более трех часов доставляется к судье, которому принадлежит по закону право осуществлять судебную власть, и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение. Содержание под стражей лиц, ожидающих судебного разбирательства, не должно быть общим правилом, но освобождение может ставиться в зависимость от представления гарантий явки на суд, явки на судебное разбирательство и, в случае необходимости, явки для исполнения приговора.

Каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство его дела в суде, чтобы этот суд мог безотлагательно вынести постановление относительно законности его содержания и распорядиться о его освобождении, если задержание незаконно.

Каждый, кто был жертвой незаконного ареста или содержания под стражей, имеет право на компенсацию.

2.6. Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности.

Никто не может быть лишен свободы на том только основании, что он не в состоянии выполнять какое-либо договорное обязательство.

2.7. Гражданам принадлежит право на свободное передвижение и свободу выбора местожительства в России, право покидать и право въезжать в Россию. Реализация этого права устанавливается законом.

2.8. Каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

Каждый обвиняемый в уголовной преступлении имеет право и считается невиновным, пока виновность его не будет доказана согласно закону. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют какой-либо юридической силы.

2.9. Каждый имеет право при рассмотрении любого предъявляемого ему уголовного обвинения как минимум на следующие гарантии на основе полного равенства:

    - быть в срочном порядке и подробно уведомленным на языке, который он понимает, о характере и основании предъявляемого ему обвинения;

    - иметь достаточное время и возможность для подготовки своей защиты и сноситься с выбранным им самим защитником;

    - быть судимым без неоправданной задержки;

    - быть судимым в его присутствии и защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника;

    - допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, и иметь право на вызов и допрос его свидетелей на тех же условиях, какие существуют для свидетелей, показывающих против него;

    - пользоваться бесплатной помощью переводчика, если не понимает русского языка или не говорит на этом языке;

    - не быть принуждаемым к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным, а равно в отношении родителей и членов семьи.

2.10. Каждый, кто осужден за преступление, имеет право на то, чтобы его осуждение и приговор были пересмотрены вышестоящей судебной инстанцией в порядке апелляции или кассации согласно закону.

Если лицо окончательным решением было осуждено за уголовное преступление и если вынесенный ему приговор был впоследствии отменен, или ему было даровано помилование на том основании, что какое-либо новое или вновь обнаруженное обстоятельство неоспоримо доказывает наличие судебной ошибки, то это лицо, понесшее наказание в результате такого осуждения, получает компенсацию согласно закону, если не будет доказано, что указанное неизвестное обстоятельство не было в свое время обнаружено исключительно или отчасти по его вине.

Никто не должен быть вторично судим или наказан за преступление, за которое он уже был окончательно осужден или оправдан в соответствии с законом и уголовно-процессуальным правом России.

2.11. Никто не может быть признан виновным в совершении уголовного преступления вследствие какого-либо действия или упущения, которое, согласно действовавшему в момент его совершения закону, не являлось уголовным преступлением. Равным образом не может назначаться более тяжкое наказание, чем то, которое подлежало применению в момент совершения уголовного преступления. Если после совершения преступления законом устанавливается более легкое наказание, действие этого закона распространяется на данного преступника.

2.12. Каждый гражданин, где бы он ни находился, имеет право на признание его право субъектности.

2.13. Гражданин не может подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его личную и семенную жизнь, произвольным или незаконным посягательствам на его честь и репутацию.

Каждый имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни гражданина без его добровольного согласия не допускается, кроме случаев, указанных в законе.

Жилище неприкосновенно, никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем граждан. Ордера на обыск или проникновение в жилище не выдаются без достаточных оснований, подтвержденных показаниями. Такие ордера могут выдаваться только компетентным судьей и должны содержать подробное описание места обыска, а также подлежащих аресту лиц или имущества.

2.14. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении, религиозных и ритуальных обрядов и учений.

Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору.

Родители и законные опекуны вправе обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями.

Культовые сооружения и предметы культов не могут использоваться в нерелигиозных целях, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Служителями религиозных культов вправе быть только граждане.

2.15. Каждый гражданин имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений, а равно право на свободное выражение своего мнения, которое включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения или иным способом по своему выбору.

Ограничения этих прав могут быть установлены только законом и являться необходимыми для уважения прав и репутации других лиц и для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения.

2.16. Пропаганда войны, а также публичные выступления в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющие

собой подстрекательство к дискриминации, вражде или реальному насилию запрещаются.

2.17. Никакой орган власти не может ограничивать каким-либо образом право граждан на мирные собрания, митинги, шествия, демонстрации и пикетирование.

2.18. Каждый гражданин по достижении 18 лет имеет право на свободу ассоциаций с другими гражданами, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов, за исключением входящих в состав вооруженных сил, полиции или администрации.

2.19. Граждане, достигшие 18 лет, имеют право на объединение в политические партии, общественные организации, а равно политические массовые движения, которые вправе иметь территориальные структуры.

Уставы партий и движений регистрируются в Российской избирательной комиссии, после чего они вправе выражать политическую волю от имени своих членов или участников движения и участвовать в выборах.

Партии и движения в январе и июле публикуют данные об источниках денежных средств и принадлежащем им имуществе за предыдущий период.

Не могут быть членами партии и участниками движений Президент, должностные лица и служащие рабочих органов Президента, Контрольной палаты и Ревизионной палаты, рабочих органов Земского Собора, рабочих органов Премьер-министра, Кабинета Министров и министров; губернских канцелярий и административных комитетов, судьи и служащие органов судебной власти, органов административного самоуправления, служащие Российской избирательной комиссии, служащие органов надзора и следствия, служащие специализированных учреждений России.

Порядок деятельности партий, общественных организаций и движений определяется законом.

2.20. Гражданин вправе одновременно быть членом только одного выборного органа власти.

2.21. Закон и органы власти обязаны защищать семью как естественную и основную ячейку общества.

Мужчины и женщины, достигшие брачного возраста, вправе вступать в брак и основывать семью, при этом ни один брак не может быть заключен без свободного и полного согласия вступающих в брак.

2.22. Каждый ребенок, родившийся под юрисдикцией России, вправе быть немедленно после рождения зарегистрирован и наречен, приобретая тем самым гражданство России.

Меры защиты малолетних граждан со стороны семьи, общества и государства определяются законом и органами власти.

2.23. Закон и органы власти обеспечивают каждому гражданину право и возможность принимать участие в ведении государственных дел, голосовать и быть избранным на периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

2.24. Граждане, принадлежащие к этническим, религиозным и языковым меньшинствам вправе совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком.

Никто не может быть принуждаем к определению и указанию на принадлежность к меньшинству, а равно никто не может требовать особых прав на основании такой принадлежности.

2.25. Законом обеспечиваются права, привилегии и традиции, исторически принадлежащие казачеству как особому сословию России.

2.26. Каждый гражданин, достигший 16-летнего возраста, имеет право на труд, которое включает право на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается.

Органы власти обязаны повседневно принимать надлежащие меры к обеспечению этого права, включая программы профессионально-технического обучения и подготовки, пути и методы достижения неуклонного экономического, социального и культурного развития и полной производительной занятости в условиях, гарантирующих основные политические и экономические свободы человека и гражданина.

2.27. Граждане имеют право на справедливые и благоприятные условия труда, включая, в частности, вознаграждение, обеспечивающее как минимум всем трудящимся справедливую заработную плату и равное вознаграждение за труд равной ценности; удовлетворительное существование для них самих и их семей; условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; одинаковую для всех возможность продвижения в работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации; отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, а равно вознаграждение за праздничные дни.

2.28. Профессиональные союзы вправе образовывать национальные федерации или конференции, которые в свою очередь могут основывать международные профессиональные организации или присоединяться к таковым.

Профессиональные союзы вправе функционировать беспрепятственно без каких-либо ограничений, кроме тех, которые могут быть предусмотрены законом. 1-7П

2.29. Граждане имеют право на забастовки, осуществление которых определяется законом.

Право на забастовки не распространяется на граждан, входящих в состав вооруженных сил, полиции или администрации.

2.30. Каждый гражданин имеет право на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца, вдовства, сиротства и в иных установленных законом случаях, а также на социальное страхование.

Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.

2.31. Закон устанавливает специальную охрану матерям в течение разумного периода до и после родов, в течение которого работающим матерям должен предоставляться оплачиваемый отпуск или отпуск с достаточными пособиями по социальному обеспечению.

2.32. Законом устанавливаются особые меры охраны и помощи в отношении детей и подростков.

2.33. Законом устанавливаются надлежащие меры по обеспечению осуществления достаточного жизненного уровня гражданина и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и направленные на непрерывное улучшение условий жизни.

2.34. Государство обязано принимать меры/ обеспечивающие право каждого гражданина на свободу от голода, включая проведение конкретных программ для улучшения методов производства, хранения и распределения продуктов питания.

2.35. Каждый гражданин имеет право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.

Государство обязано проводить мероприятия, необходимые для обеспечения сокращения мертворождаемости и детской смертности и здорового развития ребенка; улучшение всех аспектов гигиены внешней среды и гигиены труда в промышленности; предупреждение и лечение эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней и борьбы с ними; создание условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни.

Каждый гражданин имеет право на бесплатную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения.

2.36. Каждый гражданин имеет право на образование. Государство обеспечивает обязательность и бесплатность для граждан начального и среднего образования.

Высшее образование одинаково доступно для всех граждан на основе способностей. Условия обеспечения права на образование определяются законом.

Право отдельных граждан и организаций на создание учебных заведений и руководство ими определяется законом.

2.37. Каждый гражданин имеет право на участие в культурной жизни, на пользование результатами научного прогресса и их практического применения и пользование защитой моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, автором которых он является.

2.38. Гражданство России пожизненно и неотчуждаемо.

Гражданин не может быть выслан за пределы России, а равно не может быть выдан другому государству или объявлен вне защиты или юрисдикции России или лишен ее покровительства, где бы он ни находился.

Приобретение и прекращение гражданства России определяются законом.

2.39. Граждане других государств, находящиеся на территории России законно, обладают правами и свободами, определяемыми законами, на началах взаимности по отношению к гражданам России в тех государствах, гражданами которых они являются.

Правосубъектность лиц без гражданства на территории России устанавливается законом.

2.40. Гражданин, подлежащий воинской повинности на службе России, убеждения которого противоречат применению оружия против человеческой жизни, имеет право на замену этой службы иной гражданской повинностью в порядке, определяемом законом.

2.41. Граждане лично или коллективно имеют право направлять петиции и иные обращения любому государственному органу или должностному лицу, которые обязаны рассмотреть их, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный законом срок.

2.42. Каждый гражданин имеет неотчуждаемое право быть собственником.

Право наследования гарантируется законом. Право предпринимательской деятельности, не запрещенной законом, гарантируется.

2.43. Граждане имеют право на жилище в домах государственного и муниципального жилищного фондов в соответствии с законом и актом правового регулирования губернии.

2.44. Каждый гражданин вправе защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не противоречащими закону.

2.45. Государство обеспечивает гражданину возможность ознакомиться с документами, непосредственно относящимися к гражданину или его семье в порядке, определяемом законом.

2.46. Гражданин имеет право на компенсацию от преступлений или злоупотреблений со стороны власти в установленном законом порядке.

2.47. Право хранить, носить и использовать оружие, принадлежащее гражданам, определяется законом.

2.48. Наказание граждан или ограничение их прав могут предусматриваться только законами, при этом такие законы вступают в силу только после их опубликования в официальном порядке и не ранее, чем через три месяца после этого.

2.49. Права и свободы человека принадлежат ему от рождения.

Перечень прав и свобод, закрепленных Основным Законом, не является исчерпывающим и не умаляет других прав и свобод человека и гражданина.

Никакое право или свобода не может ограничить или отменить другое право или свободу.

2.50. Пользование правами, предусмотренными Основным Законом, не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законами и которые необходимы в интересах суверенитета, государственной безопасности или общественного порядка или для ограждения прав и свобод других граждан, а также для охраны здоровья и морали.

2.51. Каждый человек, находящийся в пределах юрисдикции России, обязан соблюдать Основной Закон и законы России, уважать права и свободы, традиции и верования других лиц, нести иные установленные законом обязанности.

Незнание официально опубликованного закона не освобождает от ответственности за его несоблюдение.

Исполнение явно преступного или явно не соответствующего закону приказа влечет за собой ответственность по закону.

2.52. Законом устанавливается ответственность за действие или бездействие, связанные с покушением на природу и окружающую природную среду, животный и растительный мир, историческое и культурное наследие, памятники истории, культуры и природы.

2.53. Служба России открыта для граждан в зависимости от их здоровья, образования и способностей по достижении 21-летнего возраста и прекращается по достижении 60-летнего возраста.

Граждане, находящиеся на службе России, не могут совмещать эту службу с какой-либо иной публичной или частной деятельностью, за которую полагается вознаграждение.

2.54. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

2.55. Граждане в порядке, установленном законом, обязаны участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей.

2.56. Граждане обязаны защищать Россию, если имеет место покушение на ее суверенитет, а мужчины нести военную службу в соответствии

с законом.

2.57. Любое принуждение граждан к исполнению обязанностей или повинностей, не предусмотренных Основным Законом и законами России, наказывается согласно закону.

2.58. Гражданское состояние удостоверяется паспортом гражданина России. Паспортная система едина и определяется законом.

Статья третья

ГЛАВА ГОСУДАРСТВА


3.1. Полномочия главы государства выполняет Президент России, избираемый без прений Земским Собором на пять лет.

3.2. На должность Президента может быть избран тот, кто является гражданином России по рождению, не имеет и не имел другого гражданства, достиг сорокапятилетнего возраста, но не более шестидесятипятилетнего возраста, постоянно проживает в России перед назначением на должность не менее пятнадцати лет, избирался в состав Государственной Думы или Сената и не слагал с себя полномочий, не занимал должности в органах исполнительной власти России перед назначением в течение не менее десяти лет.

Одно и то же лицо может быть Президентом не более одного срока и не может избираться повторно на эту должность.

3.3. Рабочим органом Президента является Государственный секретариат, возглавляемый Государственным секретарем, который назначается на эту должность Президентом с совета и согласия Сената на срок полномочий Президента.

3.4. К ведению Президента относятся:

а) периодическое представление Земскому Собору и народу послания, но не реже одного раза в год;

б) назначение и отзыв дипломатических представителей России с совета и согласия Сената и Государственной Думы;

в) выполнение полномочий верховного главнокомандующего вооруженными силами России согласно закону;

г) помилование за преступление против России, за исключение случаев осуждения за измену или мятеж;

д) принятие верительных и отзывных грамот дипломатических представителей в России;

е) награждение государственными наградами, присвоение специальных званий, высших воинских званий в порядке, определяемом законом;

ж) объявление чрезвычайной ситуации в соответствии с законом;

з) решение вопросов гражданства;

и) предоставление политического убежища.

3.5. Для обеспечения Президентом своих полномочий при нем состоят Совет безопасности, Контрольная палата и Ревизионная палата.

В состав Совета безопасности по должности входят Государственный контролер, Государственный ревизор, председатель Государственной Думы, председатель Сената, Государственный секретарь, Премьер-министр, министры внешних сношений, обороны, внутренних дел и полиции, государственной безопасности, экономики и финансов, канцлер, председатель Верховного Суда, Генеральный Прокурор, руководители специализированных учреждений, организаций России. Структура, полномочия и порядок формирования Совета безопасности определяется законом.

Контрольная палата обеспечивает общий контроль за состоянием России и возглавляется Государственным контролером.

Ревизионная палата проводит ревизии деятельности органов исполнительной власти, состояния дел в губерниях, Прокуратуре, Следственной палате, в специализированных учреждениях и организациях России, в Российской избирательной комиссии и возглавляется Государственным ревизором.

Государственный контролер и Государственный ревизор назначаются на должность Президентом с совета и согласия Земского Собора на срок полномочий Президента.

Структура, полномочия и порядок деятельности Контрольной палаты и Ревизионной палаты определяются законами.

3.6. Законы и постановления Земского Собора представляются Президенту, который подписывает их в течение четырнадцати дней с момента принятия, после чего они немедленно публикуются.

Президент может до подписания закона или постановления мотивированно предложить Земскому Собору повторно их рассмотреть. Если хотя бы одна из палат не согласится на повторное рассмотрение, Президент обязан подписать закон или постановление в течение трех дней.

Закон не может быть возвращен позднее чем за десять дней окончания сессии палат.

3.7. Список лиц, могущих быть избранными на должность Президента, публикуется для всеобщего сведения за девяносто дней до дня голосования Государственным секретариатом, Юридической палатой и Государственной канцелярией.

Граждане, включенные в указанный список и желающие баллотироваться на должность Президента, подают письменное заявление в течение тридцати дней в Российскую избирательную комиссию, которая публикует общий список кандидатов в течение пятнадцати дней, но не менее чем за сорок дней до голосования.

3.8. Президент избирается на совместном заседании палат Земского Собора тайным голосование большинством в две трети от установленного числа членов Собора.

Если Президент не избран при первом голосовании, следующие голосования проводятся через каждые десять дней, при этом после третьего голосования достаточно абсолютное большинство от установленного числа членов Собора. Земский Собор не прекращает заседаний до избрания Президента.

3.9. Если должность Президента не занята или прекращены полномочия Президента, она исполняется впредь до вступления в должность вновь избранного Президента совместно председателями Государственной Думы и Сената.

3.10. Президент вступает в должность на тридцатый день после избрания в порядке, установленном законом.

При вступлении в должность Президент приносит следующую присягу: "Я торжественно клянусь, что буду честно выполнять обязанности Президента и по мере своих сил охранять и защищать Основной Закон России".

3.11. Президент по вопросам, отнесенным к его ведению, издает указы.

3.12. Президент не вправе подать в отставку, за исключением мотивов ухудшения состояния здоровья.

Полномочия Президента прекращаются: по истечении их срока; отставки; стойкой неспособности их осуществлять; отрешения от должности; кончины.

Полномочия в связи с истечением срока прекращаются с момента принесения присяги вновь избранным Президентом.

Полномочия в связи с отставкой прекращаются на десятый день с момента подачи в отставку, в течение которых он не вправе делать какие-либо назначения.

Полномочия в связи со стойкой неспособностью их осуществлять прекращаются с момента провозглашения решения Верховного Суда по представлению государственной комиссии, назначенной совместным постановлением Государственной Думы и Сената.

Полномочия в связи с отрешением от должности прекращаются с момента провозглашения решения Сената согласно Основному Закону.

Статья четвертая

ОРГАНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ


4.1. Законодательная власть принадлежит Земскому Собору, который состоит из трех палат - Государственной Думы, Сената и Государственного Совета.

4.2. Государственная Дума состоит из 500 депутатов, избираемых на два года по общенациональным партийным спискам.

Сенат состоит из двух сенаторов, избираемых от каждой губернии на шесть лет от равных по численности избирателей губернских избирательных округов.

Государственный Совет состоит из председателей палат губернских земских собраний.

4.3. После первых выборов сенаторы от каждой губернии путем жребия разделяются на две равные части. Места сенаторов первой группы становятся вакантными по истечении трех лет после первых выборов, второй группы - по истечении шести лет после первых выборов. В дальнейшем все сенаторы избираются на шесть лет.

4.4. К ведению Земского Собора относятся:

а) установление и взимание единообразных налогов, пошлин и сборов для обеспечения обороны и благосостояния;

б) заключение займов от имени России;

в) принятие изменений к Основному Закону России;

г) ратификация и денонсация международных договоров России с другими государствами;

д) принятие в Россию новых губерний;

е) изменение внешних границ России;

ж) регулирование внешней торговли и торговли между отдельными губерниями;

з) установление правил о гражданстве и натурализации;

и) установление правил о неплатежеспособности и банкротстве;

к) установление единообразных правил, регулирующих отношения собственности, бюджетной и финансовой системы, определение ценности национальной и иностранных валют;

л) регулирование отношений в области охраны окружающей природной среды;

м) установление порядка организации и деятельности органов правительства, правления и самоуправления;

н) определение статуса политических партий, общественных организаций и массовых движений, а также церкви, осуществляющих деятельность на территории России;

о) утверждение государственной росписи доходов и расходов России;

п) определение планов и программ экономического и социального развития;

р) определение основных мероприятий по обороне и государственной безопасности;

с) учреждение государственных наград и установление почетных званий;

т) признание других государств либо согласие на участие в деятельности или учреждении межгосударственных или международных организаций;

у) решение вопросов войны и мира.

4.5. Земский Собор проводит совместные заседания только в случаях, предусмотренных Основным Законом, при этом председательствуют на таких заседаниях поочередно председатели палат.

4.6. Государственная Дума и Сенат являются постоянно действующими палатами, прерывающими свои заседания с 15 декабря по 15 января и с 15 июня по 1 августа.

Государственный Совет собирается в год на две сессии - с 1 ноября по 14 декабря и с 1 мая по 14 июня.

4.7. Принятие, изменение, отмена и толкование законов относится к совместному ведению Государственной Думы и Сената, которые равноправны, при этом законопроект проходит три чтения в каждой палате.

Право вносить законопроекты на рассмотрение палат принадлежит членам этих палат.

4.8. Государственная Дума и Сенат принимают законодательство: об административно-территориальном устройстве; об избирательной системе; о статусе депутатов и сенаторов; о статусе органов исполнительной власти; о судоустройстве; о статусе органов судебной власти; о статусе судей, мировых судей, присяжных заседателей;

о статусе представительной и административной власти губерний; о статусе органов самоуправления; о статусе специализированных учреждений, ведомств и организаций; о гражданстве и натурализации; о политических партиях, общественных организациях и массовых движениях; о статусе церкви; о государственной символике; о государственных наградах; о специальных и почетных званиях; о воинских званиях; о государственных праздниках; гражданское; трудовое; о социальном обеспечении; здравоохранительное; о народном образовании; о науке и научных исследованиях; о культурном развитии;

об иностранцах и лицах без гражданства; земельное; горное; водное; лесное; об охране природы и животного мира; хозяйственное; финансово-кредитное; строительное; промысловое; транспортное; о внешнеэкономической деятельности; таможенное; о государственной границе; о воинской повинности и воинской службе; о флагах и знаменах; о государственной службе; об адвокатуре; о нотариате; о гражданском судопроизводстве; административное; уголовное; об уголовном судопроизводстве; исправительное; о национальной валюте; о государственном регулировании цен; антимонопольное; бюджетное; налоговое; о континентальном шельфе и экономической зоне; об обороне государства; о государственной безопасности и государственной тайне; о предметах специального оборота; об амнистиях и помилованиях; о стандартах, мерах и эталонах; бухгалтерское; о статистике; о геологии, геодезии, картографии и метеорологии; о чрезвычайных ситуациях; о военном положении; иные законы, предусмотренные Основным Законом, а равно необходимые для обеспечения положений Основного Закона.

4.9. Для осуществления полномочий на заседании палаты необходимо присутствие не менее половины установленного количества членов палаты.

Решение в палате считается принятым, если за него подано более половины голосов от числа присутствующих на заседании.

4.10. Государственная Дума и Сенат избирают сроком на двенадцать месяцев из своего состава председателей палат, их заместителей и секретарей.

Государственный Совет избирает из своего состава председателя сессии, его заместителей и секретарей.

4.11. По вопросам, не отнесенным Основным Законом к законам, Земский Собор принимает постановления, которые имеют силу закона. Принятие, изменение, отмена и толкование постановлений относится к совместному ведению Государственной Думы, Сената и Государственного Совета, которые равноправны, при этом проект постановления проходит два чтения в каждой палате.

Право вносить проекты постановлений на рассмотрение палат принадлежит членам этих палат и Кабинету Министров.

По вопросам, связанным с согласованием кандидатов на государственные должности, Земский Собор или его палаты принимают резолюции, которые проходят одно чтение.

4.12. Вопрос об отстранении от должности возбуждается соответствующим законодательным или представительным органом власти в отношении лиц, занимающих должности, находящиеся в их юрисдикции согласно Основному Закону или закону.

В Земском Соборе вопрос об отстранении от должности может быть возбужден Государственной думой в отношении Президента, Государственного секретаря, Государственного контролера, Государственного ревизора, высших должностных лиц Юридической палаты, Счетной палаты, Экспертной палаты, членов Кабинета Министров, Генерального Прокурора России, специальных прокуроров России, высших должностных лиц Следственной палаты России, высших и старших должностных лиц специализированных учреждений России, высших должностных лиц Российской избирательной комиссии.

Резолюция об отстранении от должности в Государственной Думе считается принятой, если за нее подано более половины голосов от установленного числа депутатов.

Сенату принадлежит исключительное право осуществлять рассмотрение обвинения по отрешению от должности на основании резолюции Государственной Думы.

Для рассмотрения вопроса по отстранению от должности Сенат проводит специальное заседание под председательством члена Верховного Суда, при этом рассмотрение иных вопросов не производится.

Сенат приступает к рассмотрению обвинения в течение трех дней с момента вынесения резолюции Государственной Думой.

Решение в Сенате об отстранении от должности считается принятым, если за него подано более двух третей установленного числа сенаторов, при этом проводится только одно голосование.

В случае принятия решения Сенатом, оно вступает в силу с момента объявления и ограничивается немедленным отстранением от должности и лишением права занимать какую-либо должность или иметь полномочия на службе России.

В дальнейшем отстраненному от должности предъявляется обвинение в порядке уголовного судопроизводства согласно закону.

4.13. Рабочими органами Земского Собора являются Юридическая Палата, Счетная палата, Экспертная палата, порядок организации и компетенция которых определяются законом.

4.14. Органы исполнительной власти, правления губерний, ведомства надзора и следствия, специализированные учреждения и ведомства, Российская избирательная комиссия подают Земскому Собору и Президенту отчеты о состоянии дел регулярно, но не реже одного раза в год.

4.15. Акты законодательства состоят из Основного Закона и отдельных законов, которые объединяются в Свод законов России. Акты законодательства не могут противоречить Основному Закону и друг другу.

Издание Собрания законов России и Свода законов России осуществляет Юридическая палата.

Статья пятая

ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ


5.1. Исполнительная власть осуществляется Кабинетом Министров, который состоит из Премьер-министра, товарищей Премьер-министра, министров и канцлера.

Кабинет Министров проводит заседания по инициативе и под председательством Премьер-министра для обсуждения и выработки общих мероприятий, связанных с исполнением полномочий, принадлежащих исполнительной власти согласно законам и постановлениям Земского Собора.

Вопросы, отнесенные к компетенции нескольких министров либо не входящие в компетенцию определенного министра решаются исполнительными приказами Премьер-министра.

Вопросы, отнесенные к компетенции определенного министра, решаются исполнительными приказами этого министра.

5.2. Премьер-министр избирается Земским Собором большинством голосов членов каждой палаты на четыре года, но не более удвоенного срока полномочий состава Государственной Думы.

5.3. Товарищи Премьер-министра, министры и канцлер назначаются на должность Премьер-министром с совета и согласия Сената и Государственного Совета на срок полномочий Премьер-министра.

5.4. Отставка Премьер-министра влечет за собой отставку всех членов Кабинета Министров.

5.5. В состав Кабинета Министров входят министры: внешних сношений; обороны; внутренних дел и полиции; государственной безопасности; путей сообщения и связи; энергетики; экономики и финансов; государственных имуществ; здравоохранения и социального обеспечения; государственного строительства и инфраструктуры; науки, образования и культуры; юстиции; сельского хозяйства и заготовок; торговли и промышленности.

5.6. Рабочим органом Премьер-министра и Кабинета Министров является государственная канцелярия, возглавляемая канцлером. Рабочими органами министров являются министерства, состоящие из департаментов, управлений и отделений.

5.7. При назначении членом Кабинета Министров премьер-министр, его товарищи, министры и канцлер должны быть членами Земского Собора.

5.8. К ведению Премьер-министра относятся:

а) замещение всех вакансий в министерствах и государственной канцелярии для должностных лиц, если для этого не требуется совета и согласия Сената и Государственного Совета;

б) обеспечение точного соблюдения законов исполнительной властью;

в) определение в соответствии с законами полномочий должностных лиц органов исполнительной власти России;

г) предложение Земскому Собору мер, принятие которых необходимо и полезно для интересов и блага России;

д) назначение должностных лиц России с совета и согласия Сената и Государственной Думы, о назначении которых в Основном Законе нет иных правил и должности которых определены законом, если их назначение не отнесено к компетенции иных членов Кабинета Министров;

е) представление Земскому Собору предложений по образованию, реорганизации и упразднению министерств;

ж) принятие с согласия Сената и Государственного Собрания отставки отдельных членов Кабинета Министров;

з) принятие мер по обеспечению государственной безопасности и общественного порядка, когда они подвергаются угрозе на всей территории России или в нескольких смежных губерниях;

и) разработка и представление Земскому Собору государственной росписи доходов и расходов России.

5.9. К ведению министров в соответствии с их полномочиями, определенными Основным Законом и законами, относятся:

а) решение вопросов государственного управления, отнесенных к ведению исполнительного органа;

б) принятие мер в интересах государства, защите прав, свобод и интересов граждан и народа России;

в) регулирование соответствующей сферы народного хозяйства.

5.10. Премьер-министр и министры по вопросам, отнесенным к их ведению, издают приказы, которые обязательны к исполнению на территории России.

Приказ может быть опротестован, если он не соответствует или противоречит актам законодательства или постановлениям Земского Собора, решениям и приговорам суда, вступившим в силу, а также решениям Российской избирательной комиссии по вопросам ее компетенции.

Порядок опротестования и отмены приказов устанавливается законом.

Статья шестая

ОРГАНЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ


6.1. Судебная власть осуществляется Верховным Судом, губернскими, городскими, уездными, районными и волостными судами, а также мировыми судьями.

Организация и порядок деятельности судов определяется законами.

Члены суда избирают из своего состава председателя сроком на два года.

6.2. Судьи сохраняют свой должности до достижения 70-летнего возраста и пока их поведение является безупречным.

6.3. Вакантные судебные должности замещаются в Верховном Суде решением Сената и Государственной Думы; в иных судах - соответствующими представительными органами власти по представлению министра юстиции.

6.4. Мировые судьи избираются гражданами соответствующего судебного округа сроком на десять лет.

6.5. К ведению Верховного Суда относится:

а) рассмотрение дел в качестве суда первой инстанции в случаях, предусмотренных законами;

б) рассмотрение уголовных дел в качестве суда первой инстанции по делам об измене или мятеже в отношении членов Кабинета Министров, послов, дипломатических представителей России, высших должностных лиц Вооруженных Сил России;

в) рассмотрение дел в качестве апелляционной инстанции, а также кассационной инстанции в случаях, предусмотренных законами;

г) разрешение споров между губернскими судами;

д) рассмотрение жалоб и протестов на приговоры и решения губернских судов;

е) издание руководящих разъяснений по вопросам судебной практики;

ж) рассмотрение дел о соответствии законов и иных актов органов законодательной власти, актов органов исполнительной власти и актов органов самоуправления губерний, а также договоров, подписанных или ратифицированных от имени России, Основному Закону в порядке, предусмотренном законами.

6.6. Рассмотрению в судах подлежат гражданские и уголовные дела, предусмотренные законами, а также споры, которые не могут быть разрешены третейским судом.

К ведению губернских, городских, уездных, районных и волостных судов, а также к ведению мировых судей относится рассмотрение уголовных, гражданских, административных и иных дел в порядке, предусмотренном законами.

6.7. Рассмотрение дел в судах осуществляется с участием жюри присяжных заседателей профессиональным судьей или коллегией из трех профессиональных судей либо профессиональными судьями или судьей в порядке и случаях, установленных законом.

6.8. Судьи и присяжные заседатели неприкосновенны, независимы и подчиняются только Основному Закону и закону.

6.9. Рассмотрение дел в судах осуществляется на началах состязательности и равенства сторон перед судом и законом.

Разбирательство дел в судах открытое, за исключением случаев, установленных законом.

6.10. Судопроизводство ведется на русском языке с обеспечением лицам, не владеющим этим языком, полного ознакомления с материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика и право выступать в суде на родном языке.

6.11. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом.

6.12. Деятельность адвоката определяется законом.

6.13. Приговоры и решения суда и мирового судьи, вступившие в силу, подлежат защите наравне с законами.

Статья седьмая

ПРАВЛЕНИЯ ГУБЕРНИЙ


7.1. Власть в губернии осуществляет правление губернии, разделенное на органы представительной, административной и судебной власти, предусмотренные Основным Законом.

7.2. Органом представительной власти губернии является губернское земское собрание, состоящее из двух палат - палаты представителей и палаты советников.

Палата представителей избирается на два года от равных по численности избирателей избирательных округов, но не менее одного представителя от пятидесяти тысяч жителей.

Палата советников избирается на четыре года в количестве 50 депутатов от равных по численности избирателей избирательных округов.

7.3. К ведению губернского земского собрания относятся:

а) принятие губернского уложения;

б) издание актов правового регулирования, устанавливающих нормы и правила, не отнесенные Основным Законом к полномочиям правительства России;

в) установление губернских налогов и сборов;

г) утверждение губернской росписи доходов и расходов на бюджетный год или меньший срок;

д) принятие планов и программ экономического, социального или экологического развития;

е) решение в соответствии с законом вопросов административно-территориального устройства губерний;

ж) регулирование в соответствии с законом горных, земельных, градостроительных, санитарных, транспортных, экономических, сельскохозяйственных, социальных, торговых, культурных и иных вопросов внутригубернского развития;

з) определение схемы и структуры губернской административной власти, полномочий и порядка назначения ее должностных лиц;

и) обеспечение контроля за исполнением на территории губернии решений правительства России, а также собственных решений;

к) установление регламента своей работы.

7.4. Органом административной власти губернии является губернская земская управа, которая состоит из губернатора, товарищей губернатора и губернских управляющих. .

Губернская земская управа проводит заседания по инициативе и под председательством губернатора для обсуждения и выработки общих мероприятий, связанных с исполнением полномочий, принадлежащих административной власти губернии.

Вопросы, отнесенные к компетенции нескольких губернских управляющих либо не входящих в компетенцию определенного управляющего, решаются распоряжениями губернатора.

Вопросы, отнесенные к компетенции губернского управляющего, решаются распоряжениями этого управляющего.

Административная власть может также осуществляться специализированными административными комитетами, действующими согласно закону или губернскому уложению.

7.5. Губернатор избирается губернским земским собранием большинством голосов членов каждой палаты на четыре года, но не более срока полномочий палаты советников.

Товарищи губернатора и губернские управляющие назначаются на должность губернатором с совета и согласия палат губернского земского собрания.

Отставка губернатора влечет за собой отставку всех членов губернской земской управы.

7.6. Рабочим органом губернатора и губернской земской управы является губернская канцелярия.

Рабочими органами губернских управляющих являются административные комитеты, состоящие из отделов.

7.7. При назначении членов губернской земской управы губернатор, товарищи губернатора должны быть членами губернского земского собрания.

7.8. Компетенция, полномочия и порядок деятельности членов губернской земской управы определяются в соответствии с законами России и губернским уложением, а также губернскими актами правового регулирования.

7.9. Органом судебной власти губернии является губернский суд, организация и порядок деятельности которого определяется статьей шестой Основного Закона и законами.

7.10. Правовые акты и иные решения губернского земского собрания подлежат исполнению на территории соответствующей губернии и подлежат государственной защите наравне с законами.

Статья восьмая

ОРГАНЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ


8.1. Самоуправление осуществляется в городах, уездах, волостях и районах в крупных городах.

8.2. Самоуправление разделяется на органы представительной, административной и судебной власти, предусмотренные Основным Законом.

8.3. Органом представительного самоуправления в городах и районах в городе являются городские и районные думы, в уездах и волостях - уездные и волостные собрания.

8.4. Городские думы в городах с населением более двух миллионов состоят из двух палат аналогично правилам, установленным для губернских земских собраний.

8.5. Законом устанавливается перечень городов, которые входят в состав уездов и в которых не избираются органы самоуправления, а также перечень городов, в которых образуются районы.

8.6. Городские думы, которые не делятся на палаты, а также районные думы избираются на два года от равных по численности избирателей избирательных округов, но не менее одного представителя от пяти тысяч жителей.

8.7. Уездные и волостные собрания избираются на два года от равных по численности избирателей избирательных округов, но не менее одного представителя от одной тысячи жителей.

8.8. К ведению органов представительного самоуправления относятся:

а) принятие устава о самоуправлении города, уезда, волости или района в соответствии с законами и губернскими актами правового регулирования;

б) установление местных налогов и сборов;

в) утверждение местной росписи доходов и расходов на бюджетный год или меньший срок;

г) регулирование в соответствии с законами и губернскими актами местных вопросов развития территории;

д) определение схемы и структуры местной административной власти, полномочий и порядка назначения служащих административного самоуправления;

е) обеспечение контроля за исполнением на территории самоуправления решений правительства России, правления губернии, а также собственных решений;

ж) установление регламента своей работы.

8.9. Административное самоуправление осуществляется городским, районным, уездным и волостным управляющим и подчиненными ему структурными подразделениями.

8.10. Управляющий избирается органом представительного самоуправления большинство голосов на срок своих полномочий, при этом он должен быть членом этого органа.

Заведующие структурными подразделениями назначаются на должность управляющим с совета и согласия органа представительного самоуправления на срок полномочий управляющего.

Отставка управляющего влечет за собой отставку заведующих структурными подразделениями.

8.11. Компетенция, полномочия и порядок деятельности административного самоуправления определяются уставом о самоуправлении, губернскими актами правового регулирования и законами.

8.12. Органами судебной власти в городах, уездах, волостях и районах являются соответственно городские, уездные, волостные и районные суды, организация и порядок деятельности которых определяются статьей шестой Основного Закона и законами.

8.13. Правовые акты и иные решения органов представительного самоуправления подлежат исполнению на территории самоуправления и подлежат государственной защите наравне с законами.

Статья девятая

ВЕДОМСТВА НАДЗОРА И СЛЕДСТВИЯ


9.1. Прокуратура России осуществляет надзор заточным и единообразным исполнением Основного Закона и законов органами исполнительной власти, органами судебной власти, управлением губерний, органами самоуправления, физическими и юридическими лицами, иностранцами и лицами без гражданства, а также поддерживает государственные обвинения в суде.

Прокуратура возглавляется Генеральным прокурором России, назначаемым Земским Собором на пять лет.

Специальные прокуроры России назначаются Генеральным прокурором с совета и согласия Сената и Государственной Думы на срок полномочий Генерального прокурора.

Прокуроры губерний назначаются Генеральным прокурором с совета и согласия губернских земских собраний на срок полномочий Генерального прокурора.

Прокуроры городов, уездов, волостей и районов назначаются Генеральным прокурором по представлению прокуроров губерний с совета и согласия соответствующих органов представительного самоуправления на срок полномочий Генерального прокурора.

Порядок деятельности и компетенции Прокуратуры определяются законом.

9.2. Следственная палата России осуществляет предварительное следствие по обвинению в совершении уголовных преступлений за исключением дел частного обвинения и состоит из Главной следственной палаты и подотчетных ей специальных палат, а также губернских следственных палат и их территориальных отделений.

Следственная палата не вправе поддерживать обвинение в суде, а равно служащие палат, расследовавшие дело, не могут быть свидетелями обвинения.

Порядок деятельности и компетенции Следственной палаты России определяется законом об уголовном судопроизводстве.

Статья десятая

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ


10.1. Специализированные учреждения России образуют Земский Собор; специализированные учреждения губерний образуют губернское земское собрание; специализированные учреждения в городах, уездах, волостях и районах образуют соответствующие органы представительного самоуправления.

10.2. К специализированным учреждениям России относятся: Государственный банк России; Российское информационное агентство; Российское статистическое агентство; Российский совет стратегического планирования; Вооруженные силы; Полиция; Государственное казначейство.

Структура, организационная основа, компетенция и полномочия специализированных учреждений устанавливаются законами.

10.3. К специализированным организациям России относятся: Ассоциация народов России; Ассоциация предприятий и предпринимателей России; Российская академия наук.

Структура, организационная основа, компетенция и полномочия специализированных организаций устанавливаются законами, при этом организации наделяются правом законодательной инициативы.

10.4. Служащими специализированных учреждений и организаций могут быть только граждане России.

Статья одиннадцатая

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА


11.1. Выборы депутатов Государственной Думы, сенаторов Сената, членов губернских земских собраний, членов представительных органов самоуправления, а также мировых судей являются прямыми, личными, непередаваемыми, всеобщими и равными при тайном голосовании.

Участие в голосовании является обязательным.

11.2. Избирателями считаются граждане России, достигшие 18-летнего возраста, не лишенные судом дееспособности, обладающие гражданскими и политическими правами, определенными законом, внесенные в списки избирателей.

11.3. Не включаются в списки избирателей граждане, в отношении которых вступил в силу приговор суда за совершение умышленного преступления, если мерой наказания избрано лишение свободы; совершеннолетние, находящиеся под опекой; лица, в отношении которых вступило в силу решение суда о банкротстве, если они не восстановлены в правах.

11.4. Внесение в списки избирателей обязательно. Списки избирателей составляются по территориям самоуправления. Никто не может быть внесен в несколько избирательных списков.

11.5. Граждане, находящиеся за пределами России в других государствах и зарегистрированные в консульствах, вносятся в избирательный список территории самоуправления последнего постоянного местожительства.

11.6. Не могут быть кандидатами в любые выборные должности: Президент; должностные лица и служащие Государственного секретариата, Совета Безопасности, Контрольной Палаты и Ревизионной Палаты; члены Кабинета Министров; должностные лица Государственной канцелярии и министерств; судьи; члены губернских земских управ; должностные лица специализированных учреждений и организаций России; граждане, находящиеся на службе других государств или международных органов; граждане, постоянно проживающие за пределами России, если это не связано с обязанностями по службе государству; граждане, не обладающие активным избирательным правом; руководители предприятий или предприниматели, пользующиеся гарантиями, субсидиями или иными ресурсами государства; лица, осуществлявшие благотворительность за счет личных средств для неопределенного количества жителей менее чем за двенадцать месяцев до дня назначения выборов.

11.7. Кандидатом на любую выборную должность может быть гражданин по рождению, постоянно проживающий в России десять и более лет, имеющий диплом о высшем образовании, признаваемый законом; имеющий самостоятельный источник дохода для себя и своей семьи; являющийся собственником недвижимости, не заложенной и не состоящей под судебным арестом.

11.8. Может быть кандидатом в депутаты Государственной Думы гражданин, которому в день выдвижения исполнилось двадцать пять лет.

11.9. Может быть кандидатом в сенаторы Сената гражданин, которому в день выдвижения исполнилось тридцать пять лет.

11.10. Может быть кандидатом в мировые судьи гражданин, которому в день выдвижения исполнилось тридцать лет и который не менее пяти лет перед выдвижением прожил на территории самоуправления, в пределах которого состоит судебный округ.

11.11. Может быть кандидатом в члены палаты представителей губернского земского собрания гражданин, которому в день выдвижения исполнился двадцать один год, постоянно проживающий в губернии не менее пяти лет перед выдвижением.

11.12. Может быть кандидатом в члены палаты советников губернского земского собрания гражданин, которому в день выдвижения исполнилось тридцать пять лет, постоянно проживающий в губернии не менее пяти лет перед выдвижением.

11.13. Может быть кандидатом в члены городских и районных дум и уездных и волостных собраний гражданин, которому в день выдвижения исполнился двадцать один год, постоянно проживающий или постоянно работающий на территории органа самоуправления не менее пяти лет перед выдвижением.

11.14. Должность мирового судьи несовместима со званием депутата, а звание депутата - с должностью мирового судьи. Указанное обстоятельство не препятствует выдвижению кандидатуры в нескольких списках, если выборы назначены одновременно.

11.15. Кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются списком политической партии, а палаты представителей губернского земского собрания - списком губернской организации политической партии в порядке, определенном уставом партии, зарегистрированной Российской избирательной Комиссией не менее чем за три месяца до даты объявления выборов.

11.16. Кандидат в сенаторы Сената выдвигается самим гражданином, что должно быть подтверждено большинством собрания граждан численностью не менее 300 человек, проживающих на территории избирательного округа.

11.17. Кандидат в члены палаты советников губернского земского собрания выдвигается самим гражданином, что должно быть подтверждено большинством собрания граждан численностью не менее 150 человек, проживающих на территории избирательного округа.

11.18. Кандидат в члены представительного органа самоуправления выдвигается самим гражданином, что должно быть подтверждено большинством собрания граждан численностью не менее 50 человек, проживающих на территории избирательного округа.

11.19. Кандидат на любые выборные должности, если он выдвигается самостоятельно, и каждая партия, представившая список для голосования, вносит залог, который обращается в доход казны, если кандидат не избран.

11.20. Если место в выборном органе власти оказывается вакантным, Российская избирательная комиссия или ее территориальный орган назначает довыборы, которые проводятся не ранее двух и не позже трех месяцев со дня открытия вакансии.

11.21. Подготовка, проведение и организация выборов, ведение списков избирателей, регистрация уставов партий и движений, регистрация кандидатов, определение границ избирательных округов и участков голосования, а также иные полномочия по обеспечению избирательной системы принадлежат Российской избирательной комиссии, состоящей из лиц, назначаемых Земским Собором сроком на 10 лет.

11.22. Избирательные права согласно настоящей статьи определяются законом.

Статья двенадцатая

СИМВОЛЫ ГОСУДАРСТВА


12.1. Государственный герб России представляет собой изображение черного двуглавого орла, увенчанного тремя коронами, держащего в лапах скипетр и державу и имеющего на груди герб Московский, окруженный цепью ордена святого апостола Андрея Первозванного, а на крыльях - гербы исторических царств и великих княжеств России. Подробное описание и применение государственного герба определяются законом.

12.2. Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище с равновеликими горизонтальными полосами: верхняя полоса черного цвета, средняя - золотого цвета, нижняя - белого цвета. Подробное описание и применение государственного флага определяются законом.

12.3. Слова, мелодия и порядок применения государственного гимна России определяются законом.

12.4. Гербы губерний и городов утверждаются Сенатом по представлению губернских земских собраний.

12.5. К актам Президента, правительства, правлений губерний, самоуправления прилагается государственная печать в ознаменование окончательного их утверждения. Порядок применения государственной печати определяется законом.

Статья тринадцатая

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


13.1. Настоящий Основной Закон вступает в силу на всей территории России на следующий день после его опубликования. С этого дня утрачивает силу Конституция (Основной закон) Российской Федерации - России от 12 апреля 1978 года, а равно действующее на этот день право, если оно противоречит Основному Закону.

13.2. Законопроекты об изменении Основного Закона могут исходить от группы членов Земского Собора численностью не менее одной трети установленного количества, а также от не менее трети губернских земских собраний.

Законопроект об изменении Основного Закона должен быть обязательно рассмотрен всеми палатами Земского Собора, но не ранее шести месяцев после подачи.

Законопроект об изменении Основного Закона проходит три чтения в каждой палате и считается принятым, если за него подано более двух третей голосов от установленного количества членов каждой палаты на совместном заседании Земского Собора.

13.3. Если в течение шести месяцев со дня начала рассмотрения законопроекта об изменении Основного Закона не будет принят соответствующий Закон, законопроект считается отклоненным и не может быть возобновлен в течение не менее двух лет.

Статья четырнадцатая

ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


14.1. С момента вступления в силу Основного Закона не отмененные на эту дату законодательные акты Российской Федерации, РСФСР и СССР подлежат применению в части, соответствующей Основному Закону.

14.2. Право в отношении должностных лиц на службе России, установленное Основным Законом, имеет обратную силу.

14.3. Лицо, занимающее должность Президента Российской Федерации на момент вступления в силу Основного Закона, со следующего дня исполняет обязанности Президента России, если в день вступления в силу Основного Закона принесет присягу на верность России, народу и Основному Закону согласно п.3.10.

Если он не принесет присягу, откажется или уклонится от принесения присяги, то его полномочия прекращаются в день вступления в силу Основного Закона.

Если Президент Российской Федерации не вступает в должность Президента России, обязанности последнего переходят к Вице-президенту Российской Федерации с соблюдением правил настоящего пункта.

Если Вице-президент Российской Федерации не принесет присягу, откажется или уклонится от принесения присяги, должность Президента России занимает Председатель Верховного Совета Российской Федерации с соблюдением тех же правил.

14.4. С момента вступления в силу Основного Закона должность Вице-президента упраздняется.

Лицо, занимающее должность Вице-президента Российской федерации на момент вступления в силу Основного Закона, в случае согласия исполняет обязанности Государственного секретаря или Государственного контролера.

14.5. Съезд народных депутатов преобразуется в Земский Собор, при этом депутаты от территориальных избирательных округов образуют Государственную Думу, депутаты от национально-территориальных округов, республик, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга образуют Сенат.

В течение не более месяца с момента вступления в силу Основного Закона Государственный Совет и Сенат избирают из своего состава председателей палат, их заместителей и секретарей.

14.6. В месячный срок с момента вступления в силу Основного Закона Земский Собор преобразует структуры, ранее созданные при Съезде или Верховном Совете Российской федерации, для исполнения обязанностей Юридической палаты, Счетной палаты и Экспертной палаты.

14.7. Члены Совета Министров - Правительства Российской Федерации, занимающие должности на момент вступления в силу Основного Закона, если в этот день они примут и подпишут присягу на верность России, народу и Основному Закону, исполняют обязанности членов Кабинета Министров.

В течение 15 дней с момента вступления в силу Основного Закона Земский Собор избирает исполняющего обязанности Премьер-министра, в течение 15 дней после этого - исполняющих обязанности других членов Кабинета Министров в порядке, предусмотренном ст.5.

14.8. Судьи Конституционного Суда, Верховного суда и Высшего арбитражного суда Российской Федерации составляют исполняющих обязанности судей Верховного Суда России.

Впредь до принятия закона об организации и порядке деятельности Верховного Суда России обязанности председателя этого Суда исполняет председатель Конституционного Суда Российской Федерации.

14.9. Судьи арбитражных судов республик в составе Российской Федерации, краевых, областных судов и арбитражных судов, Московского, Санкт-Петербургского городских судов, арбитражных и военных судов составляют исполняющих обязанностей судей соответственно губернских судов, Московского городского губернского суда и Санкт-Петербургского городского губернского суда.

Равным образом составляются исполняющие обязанности судей городских, районных, уездных и волостных судов.

14.10. Съезды народных депутатов или Верховные Советы республик в составе Российской Федерации, Советы народных депутатов краев, областей, городов федерального значения преобразуются в соответствующие губернские земские собрания, которые на палаты не делятся.

14.11. Советы народных депутатов автономной области, автономных округов, соответствующие местные Советы народных депутатов преобразуются соответственно в городские и районные думы и в уездные и волостные собрания.

14.12. Лица, занимающие должность Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров на момент вступления в силу Основного Закона, со следующего дня исполняют обязанности соответственно Генерального прокурора России, специальных прокуроров России, прокуроров губерний, городов, уездов, волостей и районов.

14.13. Все органы, которые на момент вступления в силу Основного Закона имели полномочия вести предварительное следствие согласно уголовно-процессуальному закону, преобразуются в Следственную палату России и ее территориальные подразделения.

14.14. Государственная налоговая служба Российской Федерации выполняет функции Государственного казначейства.

14.15. Милиция с момента вступления в силу Основного Закона именуется полицией.

14.16. Народные депутаты Российской Федерации, краевых, областных Советов и Советов федеральных городов, местных Советов народных депутатов сохраняют свои полномочия.

14.17. С момента вступления в силу Основного Закона Федеративный договор от 31 марта 1992 г. утрачивает силу.

14.18. Центральная избирательная комиссия и другие избирательные комиссии составляют структуру, исполняющую функции Российской избирательной комиссии.

14.19. Послы, консулы и другие дипломатические представители Российской Федерации осуществляют исполнение своих обязанностей в качестве представителей России.

14.20. Лица, упомянутые в настоящей статье, в день вступления в силу Основного Закона принимают и подписывают присягу на верность России, народу и Основному Закону, что дает основание для исполнения соответствующих обязанностей.

14.21. Статус губерний приобретают республики в составе Российской Федерации, края, области, города Москва и Санкт-Петербург, при этом сохраняются их наименования.

14.22. Выборы в Государственную Думу и Сенат проводятся не ранее шести и не позже двенадцати месяцев со дня введения в действие Основного Закона.

14.23. Выборы в губернские земские собрания проводятся не ранее шести и не позже двенадцати месяцев после принятия законодательства об административно-территориальном устройстве России, но не позже чем через двадцать четыре месяца со дня введения в действие Основного Закона.

14.24. Выборы в органы представительного самоуправления в губерниях проводятся не ранее шести и не позже двенадцати месяцев после принятия в соответствующей губернии административно-территориального устройства, но не позже чем через тридцать шесть месяцев со дня введения в действие Основного Закона. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]