Обозреватель - Observer
Военно-политические проблемы


 

ЯДЕРНАЯ БОМБА:
в чьих руках она может оказаться завтра?

Ю.СУХАРЕВ,
кандидат военных наук
Б.КУРДОВ

Сегодня практически во всех регионах мира есть страны, которые, не подтверждая наличие ядерного арсенала, выполняют ядерные программы или могли бы сделать это в течение ближайших десяти лет. В качестве средства его доставки все страны, рассматриваемые как потенциальные претенденты на обладание им, могут использовать непосредственно или с некоторыми техническими усовершенствованиями имеющуюся у них авиационную технику. Кроме того, за последние годы на вооружение многих государств приняты баллистические ракеты оперативно-тактического и тактического назначения. В настоящее время около 30 стран имеют в составе своих вооруженных сил такие ракеты (см. рисунок).

К 2000 году может быть развернуто 100 и более ядерных боеголовок.

К 2000 году может быть развернуто 10 и более ядерных боеголовок.

К 2000 году могут быть развернуты единичные экземпляры ядерных боеголовок.

Страны, заявившие о прекращении или замораживании программ создания ядерного оружия.

Ракеты с дальностью 1000-3500 км состоят на вооружении; разрабатываются, имеются космические ракетоносители, которые при переоборудовании обеспечат соответствующие характеристики; создания заморожены.

Ракеты с дальностью 500-1000 км состоят на вооружении разрабатываются; программы создания заморожены.

Ракеты с дальностью до 500 км состоят на вооружении, разрабатываются.

Рис. Потенциальные возможности некоторых государств мира
по созданию ядерного оружия и развертывания ракетных систем

Страны - претенденты на обладание ядерным оружием условно можно разделить на четыре группы:

1. Претендующие на роль мировых держав или региональных сверхдержава - так называемые "центры силы". Их руководство считает, что наличие ядерного оружия будет способствовать достижению поставленных политических целей.

2. Противопоставившие свою внутреннюю и внешнюю политику соседям и находящиеся в международной или региональной изоляции.

Для их отношений с определенными странами характерна постоянная опасность перерастания межгосударственных противоречий в военное столкновение.

3. Возглавляемые экстремистски на строенными лидерами, полагающими, что ядерное оружие позволит обеспечить проведение радикального курса.

4. Противостоящие более сильным соседям, обладающим или не обладающим ядерным оружием. Наличие его рассматривается ими как единственная возможность сдержать агрессивные намерения "сильного соседа" и обеспечить свою безопасность.

Побудительным" мотивом для появившихся на карте мира новых "центров силы" в их стремлении обзавестись ракетно-ядерным оружием и другими видами оружия массового поражения (О МП) в какой-то мере служит желание уравновесить возникший в результате распада СССР и резко возросшего влияния Запада дисбаланс интересов во многих регионах. В таких условиях они могут предложить свой собственный вариант ядерного устрашения - использование ядерного оружия в качестве гарантии невмешательства "великих держав" в их внутренние дела и средства сдерживания этих держав от участия в региональных конфликтах.

Существенным моментом в вопросе распространения ядерного оружия является то, что основные "болевые точки" этого процесса непосредственно примыкают или находятся на относительно небольшом географическом удалении от границ России.

Имеется научно технический потенциал для создания термоядерного оружия к 2000 году.

Так, несмотря на международное признание за Россией прав на ядерное наследие Советского Союза, Украина, Белоруссия и Казахстан все еще имеют на своей территории стратегическое ядерное оружие. Но если контроль над ядерным оружием, размещенным в Белоруссии, в полной мере осуществляется Вооруженными Силами Российской Федерации, то судьба этого оружия в Казахстане, и особенно на Украине, несмотря на достигнутый существенный прогресс (принятые этими государствами обязательства присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве безъядерных государств), все еще является предметом беспокойства. В этих странах, особенно на Украине, существуют влиятельные внутренние проядерные силы, стремящиеся затормозить процесс избавления от ядерного оружия путем выдвижения многочисленных предварительных условий для окончательного отказа от контроля за ядерным оружием.

Ближний и Средний Восток по-прежнему остается регионом потенциально опасным с точки зрения распространения ядерного оружия. Хотя, по западным оценкам, практически нет сомнений в том, что Тель-Авив обладает ядерным оружием, его решение не подтверждать наличие ядерной программы помогло, с одной стороны, избежать осложнения отношений с США (на поддержку которых Израиль традиционно опирается в своем противоборстве с исламским миром), а с другой - обеспечить ядерную монополию в регионе с целью оказания давления на арабские страны. Ядерному оружию, видимо, отводится роль "последнего средства" в случае резкого изменения баланса сил или возможного поражения на поле боя.

Опубликованные в прессе результаты инспекций ООН, проведенных после войны в зоне Персидского залива, свидетельствуют о том, что Ираку оставалось одни-два года до производства собственного ядерного оружия. Несмотря на то, что он потерпел военное поражение в войне с силами многонациональной коалиции и стал объектом жестких международных инспекций, следящих за уничтожением его потенциала по созданию ядерного, химического и бактериологического оружия, некоторые эксперты продолжают скептически оценивать реальный успех этих инспекций и считают Ирак одним из потенциально наиболее опасных государств в отношении резвертывания ядерного оружия.

По мнению западных экспертов, в 1987 г., оказавшись перед перспективой поражения в войне с Ираком, иранское руководство приняло решение о возобновлении ядерной программы, замороженной в ходе революционных событий, превративших Иран в теократическое государство. Стремление же Тегерана утвердиться в качестве лидера всего мусульманского мира и неприятие его руководством военно-политического диктата со стороны западных стран могут способствовать концентрации усилий в области создания ядерного оружия.

В настоящее время другие ведущие государства этого региона, такие как Египет и Саудовская Аравия, вряд ли готовы поставить под удар свое тесное экономическое и военное сотрудничество с Западом ради сомнительных выгод обретения статуса ядерных держав; отсутствуют фактические данные о стремлении руководства Сирии сделать свою страну ядерной державой. Однако в долгосрочной перспективе, особенно в случае недвусмысленного подтверждения наличия ядерного оружия у Израиля или прорыва в ядерной области какой-либо из стран Ближнего и Среднего Востока, их подходы к этому вопросу могут претерпеть изменения.

В Южной Азии продолжающееся военно-политическое противоборство двух ведущих государств региона - Индии и Пакистана - давно уже перекинулось и на соперничество в области создания ядерного оружия. Общеизвестно, что Индия провела испытания ядерного взрывного устройства в 1974 г. В одном из недавних публичных интервью бывший начальник штаба пакистанской армии генерал М.Бег заявил, что аналогичное испытание в 1987 г. было проведено Пакистаном (некоторые западные специалисты считают, что такие испытания могли быть проведены в рамках двустороннего военно-технического сотрудничества на китайском испытательном полигоне), Уже в период очередного резкого обострения индийско-пакистанских отношений из-за Кашмира весной 1990 г. эти две страны, по мнению ряда американских аналитиков, стояли на пороге ядерной войны. Судя по всему, ни Индия, ни Пакистан на современном этапе не рассматривают возможность отказа от использования ядерного оружия в своей политике взаимного сдерживания. Так, премьер-министр Пакистана Б.Бхутто на встрече с редакторами пакистанских газет 25 ноября 1993 г. заявила: "...все разговоры о свертывании Пакистаном программы ядерных исследований являются безосновательными и беспочвенными...".

Индийское руководство неоднократно подчеркивало, что не стремится к наращиванию арсенала ядерного оружия, но увязывает свой отказ от подписания Договора о нераспространении ядерного оружия с глобальным ядерным разоружением. В качестве предварительного условия участия в каких-либо переговорах по вопросам нераспространения ядерного оружия или создания в Южной Азии свободной от него зоны оно требует фактического признания за Индией статуса ядерного государства.

В Дальневосточном регионе процесс, начатый в 1992 г. заключением соглашения между Северной и Южной Кореей о запрещении создания ядерного оружия, строительства установок по регенерации ядерного топлива и обогащению урана, в настоящее время прерван. По мнению американской и южнокорейской сторон, Пхеньян не выполняет соглашения. Решено возобновить практику проведения совместных американо-южнокорейских учений "Тим Спирит", что вызвало ответную реакцию со стороны КНДР.

Руководство КНДР заявило о выходе страны из Договора о нераспространении ядерного оружия, хотя в дальнейшем им не были предприняты шаги по практической реализации этого заявления. В настоящее время ведется активная дипломатическая игра между КНДР, с одной стороны, и США вместе с Южной Кореей - с другой. Обе выдвигают целый рад предварительных условий. В целом перспективы этих переговоров остаются неясными.

В этих условиях некоторые аналитики не исключают возможности того, что правительство Южной Кореи может счесть гарантии "американского ядерного зонтика" недостаточными и принять решение о возобновлении военной программы ядерных исследований, замороженной ранее по настоянию США.

США, Япония и Южная Корея рассматривают возможность появления ядерного оружия у КНДР как серьезную угрозу своим интересам в этом субрегионе и прорабатывают возможности введения экономических и политических санкций против Пхеньяна. "Утечки информации", периодически публикуемые в средствах массовой информации, свидетельствуют о том, что военно-политическим руководством США и Южной Кореи рассматриваются различные возможности использования военных сил (проведение операции сил специальных операций, нанесение "хирургического" авиационного удара по ядерным объектам КНДР, передача контроля над ними воинским контин-гентам под флагом ООН и т.п.). Эта проблема может стать также причиной нового обострения отношений Соединенных Штатов с Китаем, уже заявившим о своем отказе поддержать введение санкций против КНДР. Кризисное развитие обстановки в этом регионе непосредственным образом затрагивает также и интересы России.

Япония, согласно конституции, взяла на себя обязательство никогда не производить ядерное оружие и не допускать его на свою территорию. Прямых данных о стремлении японского руководства отказаться от этих принципов нет. Тем не менее активная политика Токио по созданию мощной ядерной инфраструктуры в интересах собственной энергетики, значительные запасы плутония, создаваемые в рамках этой программы, вызывают серьезное беспокойство по поводу обретения ею возможностей по производству ядерного оружия. В принципе для начала производства ядерного оружия Японии достаточно было бы принять политическое решение по данному вопросу. Кстати, мировую общественность насторожило недавнее заявление премьер-министра Японии о том, что Япония, в случае необходимости, может начать производство ядерного оружия.

Тайвань, активно занимавшийся разработкой ядерного оружия, впоследствии. под давлением США, вынужден был заморозить свою программу. Тайваньское руководство в случае ухудшения отношений с КНР может принять решение о возобновлении ядерной программы.

Среди других возможных претендентов на обладание ядерным оружием эксперты чаще всего выделяют Алжир, Ливию, ЮАР, а также две ведущие страны Латинской Америки - Аргентину и Бразилию.

Военное руководство Алжира согласилось поставить свои ядерные объекты под контроль МАГАТЭ и присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия. Однако существует некоторая неопределенность, связанная с возможностью прихода к власти в Алжире правительства исламских фундаменталистов, когда обладание ядерным оружием, возможно, стало бы рассматриваться в качестве необходимого условия обеспечения радикального политического курса.

Ливия хотя и проявляла стремление приобрести ядерное оружие, однако, по оценкам большинства экспертов, не располагает достаточной технической базой для его создания. Вместе с тем возможность руководства страны концентрировать большие финансовые средства для масштабных проектов также должна учитываться.

24 марта 1993 г. бывший тогда президентом ЮАР де Клерк признал, что в рамках ядерной программы ЮАР к 1990 г. было собрано 6 ядерных зарядных устройств. Он сообщил также, что с присоединением к Договору о нераспространении ядерного оружия и заключением соглашения с МАГАТЭ по мерам безопасности ЮАР под контролем инспекторов МАГАТЭ произвела ликвидацию всех имевшихся ядерных зарядов и документации по их созданию.

С другой стороны, ЮАР, вступая в эпоху сотрудничества со странами континента, безусловно, будет претендовать на роль политического и экономического лидера если не всего "черного континента", то по меньшей мере южной его части, и в долгосрочной перспективе нельзя исключать, что проблема обладания ядерным оружием может стать для нее вопросом престижа.

Бразилия и Аргентина приняли на себя ряд обязательств, которые поставили программы этих стран под контроль международных инспекций, хотя они и не присоединились к Договору о нераспространении ядерного оружия.

Неконтролируемое распространение таит в себе ряд опасностей, к числу которых можно отнести психологическую неподготовленность и недостаточную политическую зрелость руководства некоторых потенциальных ядерных государств, помноженную на сверхсекретность. Принятие решений по ядерному оружию, осуществляемое в узком кругу, может вылиться в неконтролируемость программ, ослабление внимания к проблемам безопасности и недооценку последствий его развертывания или применения.

Помимо скрытности в вопросе обладания ядерным оружием, недостаток технических знаний и финансовых ресурсов будут также представлять серьезную проблему при разработке технических мер безопасности, порядка обращения с оружием, а также систем оперативного управления им.

При неправильной оценке намерений и действий противостоящей стороны и несоблюдении технических мер сдерживания существенно повышается риск использования в вооруженном конфликте ядерного оружия, даже на ранних стадиях его эскалации.

В возможных столкновениях последствия широкого распространения ядерного оружия могут выйти за пределы территорий непосредственных участников. Зарубежные военные эксперты и политологи рассматривают различные гипотетические сценарии географической эскалации вероятных вооруженных конфликтов. Например, Израиль, говорят они, опасаясь передачи ядерных технологий или готовых ядерных боеприпасов ближневосточным странам, может пойти на проведение военной акции против ядерных объектов Пакистана по типу авиационного налета на иракский ядерный реактор в 1981 г.

Открытое развертывание ядерного оружия в Индии может привести к ядерному соперничеству не только с Пакистаном, но и с Китаем. Развертывание ядерных вооружений в Южной Азии могло бы вовлечь в конфликт США, Китай и Россию с целью поддержки своих союзников в этом регионе.

Таким же образом ядерный кризис между КНДР и Южной Кореей может втянуть в него ряд государств-соседей. Нанесение "превентивного" удара по ядерным объектам КНДР, находящимся в относительной близости от границ России, было бы чревато опасностью выпадения радиоактивных осадков на территорию России и т.п.

Таким образом, перспектива распространения ядерного оружия будет одним из ключевых вопросов обеспечения стабильности и во многом станет определяющей для развития военно-политической обстановки в регионах, в том числе и непосредственно соседствующих с территорией России. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]