Экономика
Обозреватель - Observer


 

Народнохозяйственные комплексы

АПК: ОТ РОМАНТИЗМА К РЕАЛЬНОСТЯМ ЖИЗНИ

Е.СТРОЕВ,
глава администрации Орловской области

 

Давно замечено, что побеждает не тот, кто слепо и грубо ломает все на пути к цели, а тот, кто сеет семена нового и терпеливо, как садовник, взращивает, лелеет молодые хрупкие всходы, создаёт им нужные условия и оберегает от ненастной погоды. Это важно еще и потому, что дело мы имеем с человеческим материалом, традициями и привычками наших граждан, всего народа- Ведь сами реформы -не самоцель, а лишь средство для создания качественно новых условий для улучшения жизни людей.

Сегодня мы столкнулись с разрушением традиционно сложившихся экономических связей, затянувшимся спадом производства, снижением спроса на отечественную продукцию, что поставило на грань разорения многие предприятия и соответственно грозит безработицей трудовым коллективам. Под обвал попадают не только изжившие себя Структуры, но и крайне необходимые, перспективные производства.

Экспансия залежалого продукта из-за рубежа закрыла дорогу своим производителям к крупным традиционным рынкам. В ряде районов и областей скопилось на складах огромное количество продовольствия: сливочного масла, мяса, сахара, картофеля, зерна.

Дело дошло до того, что" получив в 1993 г. самый высокий урожай зерновых за всю историю, продав вдвое больше зерна в федеральный фонд, область до сих пор не может рассчитаться по кредитам, выплатить зарплату механизаторам.

Удар ниже пояса по селу в 1992 и 1993 гг., действительно, вызвал шок. Финансовое положение большинства сельскохозяйственных производителей сегодня оказалось катастрофическим, парализуется их хозяйственная деятельность. Село оказалось на грани банкротства. А главное, мы потеряли не просто разбег, мы потеряли эволюционный путь развития, перейдя к революционности стали менять все- и плохое, и хорошее.

Вызывает тревогу все понижающийся уровень использования достижений науки и техники. В упадок приходит селекция, разрушаются, дышат на ладан элитно-семеноводческие племенные хозяйства. Значительная часть высокоценного племенного скота забивается на мясо, что подрывает основы интенсификации и повышения эффективности производства. Все это говорит о том, что надеяться на изменения в лучшую сторону в ближайшем будущем не приходится.

В такой ситуации до экономически эффективного рынка нам еще очень далеко. Да это и понятно. Экономический механизм регулирования рыночных отношений формируется десятилетиями. Мы же пока имеем дикий рынок, со многими парадоксами. Одним из них является неэквивалентность обмена между селом и городом, что очень больно бьет по аграрной сфере экономики. Например, в течение последних лет совокупный индекс цен на сельскохозяйственную продукцию вырос в 110 раз, а на продукцию промышленности и услуги, оказываемые селу, - в 407 раз. Если в 1991 г. на приобретение 1т минеральных удобрений и бензина требовалось продать по 0,5 т зерна, то в 1993 г. соответственно -- 3,4 и 1,? т, т. е. в 6,8 и 3,4 раза больше. Молока сегодня нужно продавать в 3,3 раза больше, чем в 1991 г., чтобы приобрести трактор ДТ-75, в 6 раз больше - трактор МТЗ-80, в 26 раз больше - комбайн и т.д. Из-за "ножниц" цен селяне России недополучают триллионы рублей выручки за свою продукцию.

Из-за нарушения государственно-заготовительной системы к сельским товаропроизводителям прилипли многочисленные перекупщики и спекулянты. Крестьяне продают свой товар в 3-5 раз дешевле, чем мы покупаем его в магазинах. Например, доля затрат сельских товаропроизводителей в общих затратах на производство конечной молочной продукции составляет более 80%. При этом крестьяне получают до 30% убытка от молока, а перекупщики - выгоду. В частности, при затратах 9% последние получают 34% прибыли. Государство, не тратя ни рубля, получает около 60% прибыли (НДС и другие налоги). Такая же картина и по мясу. И после этого у некоторых деятелей поворачивается язык говорить, что сельское хозяйство - это черная дыра. Да это же Клондайк для государства!
 

Село неотъемлемая часть экономики

Постулат о том, что для повышения эффективности производства стоит лишь ликвидировать неэффективные предприятия. - слишком простая и прямолинейная формула. Каждому ясно, что рынок - следствие производства. Без товара нет рынка, а это значит, что наряду с укреплением рубля мы просто обязаны экономическими мерами стимулировать эффективное производство, в том числе путем создания целевых программ.

Реформы - не наше изобретение. Их во всех странах начинали с сельского хозяйства. Пример тому Франция, Германия, Мексика, Китай... Всюду эта сфера экономики являлась основой, базисом реформ. А нам с огромными пространствами земель сам Бог повелел начинать с села. Агропромышленный комплекс - не закрытая экономическая система. Он получает свыше 30% продукции других комплексов (машиностроительного - 30,2 %, металлургического - 31,8%, топливного-32%, строительного- 33%, химико-лесного - 38,5% и т.д.). А это значит, что село не только ежедневно поставляет горожанину продукты питания, но и обеспечивает последнего рабочими местами, защищает общество от потрясений.

Сегодня, когда финансовое положение сельского хозяйства доведено до критической отметки, когда не на что стало приобретать материально-технические ресурсы, когда техника, удобрения, строительные материалы стали невостребованными, останавливаются тракторные заводы, заводы по производству удобрений, комбайнов, другие предприятия, поставляющие селу свою продукцию, сотни тысяч рабочих оказались за забором. Где они найдут себе средства для жизни?

Словом, говоря о сельском хозяйстве, нужно не забывать, что эта сфера экономики тесно интегрируется со всеми отраслями народнохозяйственного комплекса.

На положении села сильно отразится гипертрофированная специализация нашей республики на отраслях промышленного и добывающего комплекса. Доля же села была сведена до 15,2% в валовом национальном продукте, в то время как в Прибалтике - свыше 50%. Вот и шли все вложения государственных средств не в сердце России, а опять на окраины.

В результате фондообеспеченность сельского хозяйства России в 12разменыпе, чем в Прибалтике и Молдавии, мелиорация земель составляет 8 8,5% в Литве и 6,2% в России. Столь же велик был разрыв в уровнях газификации, в социальном обустройстве села. Таким вот образом искусственно создавался бедный регион.

В этих условиях появилась потребность в серьезной структурной перестройке всей экономики страны в направлении повышения доли АПК в народном хозяйстве. Без этого России трудно будет накормить свой народ.

В конце января этого года в Орле проводилось совещание по инициативе Президента Российской Федерации Б.Ельцина, Председателя Правительства В.Черномырдина, а также глав областных администраций Центральной России. Совещание положило начало принципиально новым подходам в осуществлении глубоких экономических и социальных преобразований на основе региональных целевых программ.
 

Оживут ли деревни-призраки?

Наконец, самое гнетущее - это социально-демографическая ситуация в регионе. особенно на селе. У нас она выглядит очень драматично, даже на фоне неблагоприятной обстановки в России в целом. Ее основные характеристики: очень низкая рождаемость, высокая смертность, отрицательный естественный прирост населения. Здесь, к несчастью, мы впереди России всей.

Общественные потрясения больно ударили по этому региону. Первая мировая и гражданская войны привели к потере большей части мужского населения. Значительное количество крестьян было принудительно выселено в процессе коллективизации. В годы Великой Отечественной войны эти места превратились в пепелища. В послевоенное время эшелоны с молодыми людьми уходили отсюда на различные ударные стройки, на целину.

Только из Орловской области выбыло более полумиллиона человек. Ехали в Сибирь, Молдавию, Прибалтику, возводили там больницы, дороги, отстраивали целые территории и города.

Поэтому и неудивительно, что как в нашей области, так и во всем регионе появились деревни-призраки, состоящие из одних стариков. Десятки тысяч русских селений перестали существовать. В 17 областях Центральной России сельское население сократилось с 16,5 млн. чел. в 1959 г. до 9,6 млн. чел. к началу 1993г.

Работать на селе в прямом и переносном смысле сегодня некому. Остались в русской деревне пенсионеры и люди в основном старшего трудоспособного возраста. Доля молодых всего лишь 21 % (в Российской Федерации - 26), населения в трудоспособном возрасте-50% (в России-51,5%). Молодежи в орловском селе всего 15,3%.

Сухое перечисление этих цифр приводит к горькому выводу о явном неблагополучии. В ряде мест ухудшение демографической ситуации становится необратимым. Посудите сами; количество детей до 16-летнего возраста за 35 лет уменьшилось, например, в Орловской области с 225 до 70 тыс. чел., т.е. в 3 раза.

Отсутствие элементарных условий жизни, бытового, медицинского, торгового и культурного обслуживания создает у оставшихся селян чувство безысходности, порождает апатию и отсутствие мотивов к производительному труду. При таком положении под вопрос ставится не только сама возможность реформирования, но и сохранение сельской глубинки в качестве обитаемого пространства.

Если не принять кардинальных мер по созданию благоприятных условий жизни, демогрфический кризис на территории исконной России станет необратимым. Говорю об этом так подробно потому, что появилась возможность "донаселения" деревни за счет военнослужащих, русских переселенцев и беженцев из ближнего зарубежья. На нынешнем этапе этот процесс носит стихийный, неуправляемый характер, благодаря чему большая часть оседает в областях с достаточно высокой плотностью населения, а до малонаселенных районов миграционные потоки практически не доходят.

Поэтому наиболее правильным решением было бы размещение какого-то числа наших соотечественников из вынужденных эмигрантов в сельских районах России. Соединив эти две, пожалуй, самые большие беды нашей страны, мы выйдем на положительное решение; с одной стороны, обустраиваем россиян-беженцев, даем жилье, обеспечиваем работой. С другой - село получает дополнительную рабочую силу, деревни-призраки оживают.

Нельзя допускать, чтобы отпущенные Правительством средства на Этиткли были распылены. Нужно обдуманное, взвешенное решение.

Хотел бы подчеркнуть, что разовыми, частными решениями не обойтись. Как не решат проблемы и любые ведомственные, отраслевые, узкообластные, а также чисто технократические подходы. Они изначально обречены на провал.
 

Житница России

Принятие общенациональной Государственной программы возрождения Центральной России в полной мере отвечает интересам государства и требованиям формулы, выдвинутой Президентом Российской Федерации Б.Ельциным:

"Сильные регионы - условие процветания России". Это справедливо по отношению к любой части нашей великой страны, но особенно - к ее центральной части. Даже само традиционное название регионов говорит за себя - земледельческий центр. Именно здесь самые большие потенциальные возможности.

В наших областях сосредоточены лучшие земли - черноземы, которые составляют около двух третей всей пашни. Общая площадь сельскохозяйственных угодий региона занимает более 46 млн. га, или свыше четверти всего поля России.

Средняя сумма эффективных температур здесь колеблется от 2000 до 270б градусов, безморозный период длится от 135 до 155 дней в году. Годовое количество осадков составляет 450-600 мм.

Достаточно благоприятные почвенно-климатические условия, наряду с высокой освоенностью и распаханностью земель, создают необходимые предпосылки для эффективного возделывания зерновых, сахарной свеклы, подсолнечника, картофеля, конопли, льна и в конечном счете - для устойчивого ведения всего сельского хозяйства.

Регион производит 30,5% валовой продукций сельского хозяйства России, 47% зерна, 57,4% свекловичного сахара, 52,4% плодов и ягод, 29% мяса и молока.

На сегодня только у десяти краев и областей Российской Федерации, в число которых входят Белгородская, Воронежская, Волгоградская, Орловская, Пензенская, Ростовская, Тамбовская и Ульяновская, объем вывоза значительно превышает ввоз продукции АПК. Остальные же области Российской Федерации 50 и более процентов продовольствия завозят для обеспечения своих потребностей.

После отделения Украины и Казахстана Центральная Россия становится наиболее приоритетным регионом по эффективности вложений в сельское хозяйство.

Кроме того, именно здесь сконцентрирован огромный научный ц промышленный потенциал, в том числе сельскохозяйственного машиностроения. Такие предприятия, как Волгоградский и Липецкий тракторные. Рязанский и Тульский комбайновые. Этими гигантами наряду с заводами Пензы, Воронежа, Орла, Курска, Рязани, Саратова выпускается более 60% сельскохозяйственной техники, комплектующих и запасных частей.

Главным стержнем дальнейшего развития АПК Центральной России мы предлагаем взять решение зерновой проблемы.

О больших потенциальных возможностях представленных здесь регионов свидетельствует опыт наше? области. Используя интенсивные технологии даже при более низкой фондообеспеченности по сравнению со средними показателями по России, сельские товаропроизводители устойчиво получают урожайность зерновых в пределах 25 ц с га. В 1993 г. урожайность составила почти 27 ц. Причем свыше 30% хозяйств области получают 40-55 ц зерна с га, а треть всех хозяйств - свыше 35 ц. Два самых крупных района - Ливонский и Новодеревеньковский - подошли к урожаю в 40 ц с га.

Элементарные расчеты показывают, что если в этой зоне выйти на уровень урожайности, реально достигнутой даже Орловской областью, имеющей не самые лучшие условия, то при нынешних посевных площадях можно дополнительно получить около 15 млн. т зерна. При этом в структуре посевов ведущее место должны занять пшеница, кукуруза, горох, соя, другие бобовые культуры. Но, видимо, при серьезном подходе надо ставить задачу выйти на урожай в 30-34 ц с га.

Как сопутствующее производству зерна освоение рациональных севооборотов должно стать основой наращивания производства сахара и растительного масла. Только за счет роста урожайности сахарной свеклы и повышения выхода сахара на 1-2% на основе применения современных технологий центральные области способны дать увеличение его производства как минимум в 1,5 раза.

Уже сегодня у нас есть семена гороха на неосыпаемой и неполегаемой основе с урожайностью 40-60 ц с га, пшеницы - 60-80 ц с га. А фермер Жуковин мечтает собрать урожай в 90 ц - 60 он уже получает.

Все это можно решать, если обеспечить село передовыми технологиями, средствами защиты растений, наладить нэ наших заводах выпуск современной техники, дать удобрения под программированный урожай, а главное - развернуть почвозащитные системы земледелия - спасти гумус, который ныне "чулком" сползает с нашего плодородного края. Настало время всерьез заняться проблемой "зеленой революции".
 

Центральное звено

Особо хочу остановиться на аграрной, и прежде всего земельной реформе, как центральном звене всех преобразований.

Вот уже на протяжении 5-7 лет мы ищем наиболее результативные подходы к решению этой задачи. В основу взяли многоукладную экономику, признание права собственности на землю и рыночные отношения. Шли путем аренды, расширения прав крестьянина распоряжаться своей продукцией, поддерживали первопроходцев фермерского движения.

Познали на этом направлении и взлет, когда среднегодовые темпы роста по области составляли свыше 10%, все хозяйства были рентабельны, бурно строилось жилье, дороги, когда задача произвести на каждого жителя области 3 т зерна, 1 т молока и 2 ц мяса становилась реальностью.

В июне прошлого года мы провели международную экономическую конференцию по той же проблеме. Академическая наука определила для себя Орловскую область экспериментальной базой на втором этапе реформ.

Ныне, к сожалению, поступательное движение аграрного сектора приостановлено. Безумие в ценообразовании серьезно подорвало этот процесс. Колхозы и совхозы, особенно слабые, вовсе остались на мели. В особо тяжелом положении птицеводство; слишком уж высоки энергозатраты. Именно это обстоятельство сделало отрасль нерентабельной.

Жизнь, конечно, на этом не остановилась. Сработала прежде всего крестьянская мудрость - надежда на собственные силы.

Большинство предприятий, хозяйств активно ищет свое место в рынке. Быстро стало расти крестьянское подворье. Его удельный вес сегодня достигает 30 % в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции. С трудом, но все же продолжает увеличиваться численность фермеров, отрабатывается специализация.

Интересный процесс - это наметившееся слияние промышленного, банковского и аграрного капитала. Уже не надоевшая всем шефская помощь, а экономический интерес толкают их к объединению усилий.

Крупнейший сталепрокатный завод создал акционерное предприятие с двумя колхозами, совершенствуя условия труда, быта крестьян, он получает дешевые продукты для рабочих. Такую же работу в хозяйстве "Казьминское" Свердловского района ведет завод им. Медведева. Акционерное общество "Люберецкие ковры" с совхозом им. Тургенева вложило за год около 700 млн. руб. в развитие села. Такое сотрудничество дает положительные результаты. Строятся дороги, объекты переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, жилье, обновляется техника, организуются всевозможные подсобные предприятия и т.д. Это один из путей реформирования колхозов и совхозов.

Повторю то, что однажды уже говорил на международной конференции:

"То, что не удалось сделать в ходе великой реформы 1861 г., в период столыпинских преобразований, в период нэпа, обязано сделать наше поколение: отдать крестьянину землю, обеспечить, наконец, возможность распоряжаться результатами своего труда. Форму организации труда он определит сам. Не садитесь только ему на шею в очередной раз".

В январе мы провели семинар, где обсудили с руководителями области ход реформы в Новодеревеньковском районе. Здесь активно идет процесс реформирования общественного производства. Люди получают свидетельства на право собственности на свой земельный и имущественный пай. Мы впервые выходим на международный опыт, когда аренда обретает новое дыхание. Человек может работать на своей земле сам или отдать ее рачительному хозяину в наем.

Конечно, нужны законы, механизмы регулирования земельных отношений. Необходимо установить санкции на нерациональное использование угодий, ввести земельный налог как главный показатель отношений с государством, не обирая таким путем хорошо работающего. Нужны кадастровый и мониторинговый законы, а дальше и земельный банк, но особенно нужна правильная кредитная и инвестиционная политика. Нельзя же, в самом деле, сельскому хозяйству с длительным производственным циклом выдавать кредиты с процентной ставкой как на приобретение "сникерсов". Нужна государственная политика протекционизма. Весь мир идет этой дорогой.

С участием и под определенным патронажем государственных органов управления должно также происходить формирование рыночной инфраструктуры. Особенно ускоренного развития требует информационная составляющая этой инфраструктуры, ибо бесполезно пытаться обеспечить развитие нашего производства, если использовать примитивные рыночные технологии, не внедрять современные средства информатизации.

Вместе с Госкомимуществом мы сейчас активно ведем подготовку к созданию в Орле регионального операционного центра товарно-фондового рынка и развертыванию современных систем связи.

Впервые с Московской мэрией установились взаимовыгодные контакты, заключены прямые договоры на поставку продовольствия москвичам и получение льготных кредитов, технической помощи для орловских предприятий. Надеюсь, что эти связи будут расширяться.

Одновременно мы ищем пути выхода на внешний рынок. Со Словакией подписали договор на поставку орловского зерна.

Сущность аграрной реформы - преобразование отношений собственности. В связи с этим меняются и организационно-экономические отношения, в частности арендные, развивается многоукладность. Но нельзя принудительно загонять людей в "рай", нужно учитывать конкретные местные условия, опыт, субъективные моменты.

Словом, от романтизма в аграрных преобразованиях надо переходить к реальностям жизни, заземляться, учитывать местные условия, находить правильные решения.

Важно знать еще одну особенность. В жизни объективно встретились два реальных потока: частное фермерское движение и крупные промышленные технологии. Умелое их сочетание только поможет друг другу, заполнит те ниши, где неэффективно крупное производство. В конечном счете судьей станет рынок.

* * *


А.В. Чаянов в свое время отмечал: "Деятельность сельского хозяйства носит настолько индивидуальный, местный характер, что никакая руководящая сила извне не сможет вести хозяйство, если оно сколь-нибудь интенсивно... Только хозяин, долгие годы практикой изучивший свое хозяйство, может успешно вести его, а тем более его реформировать".

Думаю, нам не вредно знать опыт мудрого реформатора!

Возвращаясь к предложению о разработке Программы возрождения Центральной России, хочу высказать твердое убеждение в том, что она должна стать приоритетной. Государственный характер Программы видится мне:

Во-первых, как огромное, конкретное и мобилизующее всех общенацио-нальное дело, способное не разъединить, а сплотить людей. Нельзя недооценивать ту простую истину, которая гласит: "Нет ничего сильнее идеи, время которой пришло".

Во-вторых, и нужно говорить об этом открыто, возрождение Центральной России невозможно без крупных целевых инвестиций, в том числе государственных. Оно невозможно без принятия на федеральном уровне политических, законодательных и других решений для привлечения в регион частных и иностранных капиталов, технологий, создания совместных производств.

Наконец, государственный смысл Программы возрождения Центральной России - в историческом значении этой задачи и ее масштабах.

Известно, что истинно культурным ядром державы с XVI по XX век являлась Центральная Россия. Именно ее ресурсы, месторасположение и потенциал сделали относительно небольшую Московию мировой геополитической величиной.

Сюда веками стекался вольный, свободолюбивый народ. Он укреплял и оберегал границы государства. Он же и сам не раз подвергался жестокому насилию. Край этот всегда был красным от крови, насилия и надругательств над народом. Не случайно все выступления, начиная от Ивана Болотникова, событий 1905-1906 гг., антоновское движение, брали свое начало отсюда.

А сколько здесь пролито крови в две последние войны!

* * *


Думаю, хватит мудрости понять, что этот край, со своим богатством, сильный духом народа, со своей вековой культурой, при целенаправленной поддержке Правительства, станет самой мощной опорой обновленной России.

А с сильным и добрым хозяином, как правило, хотят дружить все соседи!

Мы верим в расцвет этого благодатного русского края! 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]