Обозреватель - Observer
Экономика


 
 

В помощь предпринимателю

НИДЕРЛАНДЫ - ТОРГОВЫЙ ПАРТНЕР*


Инвестиционная политика

Нидерланды являются одной из наиболее интегрированных в мировое хозяйство стран.В 90-е годы Голландия занимала девятое место в мировой торговле. Экспортная квота в настоящее время составляет до 60% валового продукта.

Огромную роль в национальной экономике играет участие страны в международном движении капиталов. Правительство страны нацелено на проведение активной инвестиционной политики (рис. 1).
 

Основными иностранными инвесторамиявляются Бельгия, США, Англия, Германия и Фракция. В последние годы значительно возросла роль таких стран, как Япония, Швейцария, Австрия, а также Скандинавских стран. Около 8% всех инвестиций в Нидерланды за этот период осуществили развивающиеся страны.

На предприятия с иностранными инвестициями приходится до 20% промышленного производства и 21% всех Зсшятыхв Голландии. Из 300 крупнейших мировых компаний (по списку "Форчун") свыше 150 имеют в Нидерландах филиалы.

Нидерланды привлекательны для иностранных инвесторов по целому ряду показателей:

  • развитая инфраструктура;
  • высокий уровень квалификации местной рабочей силы ("качество" высшего образования, знание иностранных языков и т.д.);
  • объем собственных заграничных инвестиций;

  • o льготное торговое законодательство;

  • низкие издержки по содержанию филиалов (стоимость аренды, электричества, газа и т.д.);
  • политическая и экономическая стабильность в стране.
Активную политику по привлечению иностранных инвестиций в Нидерланды проводит Нидерландское Агентство по Иностранным Инвестициям (НАИИ) - подразделение Министерства экономики Нидерландов, имеющее собственные представительства или постоянных представителей в столицах Японии, Кореи, Тайваня, 4 офиса в США (Нью-Йорк, Сан-Франциско, Лос-Анджелес), а также в Австрии, Финляндии, Франции, Германии, Норвегии, Швеции, Швейцарии и Великобритании.

Правительство Нидерландов отводит этому агентству роль важнейшего инструмента в проведении инвестиционной политики. Освобождение дочерних компаний от налогообложения превратило страну в плацдарм транснациональных корпораций (ТНК).

В 1992 г. НАИИ оказало иностранным инвесторам помощь в осуществлении 67 инвестиционных проектов в Голландии на общую сумму 2,162 млрд. голл. гульденов (в 1991 г. - 62 проекта на сумму 861 млн. голл. гульденов). В результате в 1992 г. было создано 2605 новых рабочих мест (в 1991 г. - 2388). Из этих 67 крупнейших инвесторов 29 приходилось на США, 18 - на Японию, 20 - на Европу, в том числе 7 - на Великобританию.

Вместе с тем в последнее время отчетливо проявились признаки ухудшения инвестиционной привлекательности Нидерландов. Курс голл. гульдена к доллару США в 1992 г. составил около 1,8 голл. гульдена за 1 долл. США.

Известные финансово-консалтинговые компании "Прайс Ватерхауз" и "Купере энд Либ-ранд" опубликовали результаты специального исследования: "Нидерланды уже не налоговый рай для ТНК". По данным, опубликованным в 1992 г., не менее 35 крупных потенциальных иностранных инвесторов предпочли Нидерландам в последние 5 лет другие страны (например, Бельгию и Ирландию). Предполагаемый объем этих упущенных инвестиций - 5 млрд. гульденов. Принимая во внимание, что далеко не все инвесторы обращались к НАИИ и голландским консультантам, можно предположить, что реальный объем этих потенциальных инвестиций мог бы быть значительно выше. НАИИ считает, что Голландия теряет интерес для иностранных инвесторов, так как ныне введено более гибкое законодательство в других европейских странах.

Тем не менее подготовленный Всемирным экономическим форумом и Международным институтом по менеджменту в Лозанне обзор свидетельствует о том, что Нидерланды занимают 6-е место в мире по так называемой шкале конкурентоспособности, что связывается с открытостью и ориентацией на внешние рынки голландской экономики. Хорошие показатели страна имеет по внешней торговле, прямым иностранным инвестициям, финансам, созданию СП с иностранными партнерами и т.д. Первые места, согласно докладу, занимают Япония, Германия, Швейцария, Дания и США.

Невысокий рейтинг был дан налоговой системе, уровню социальных отчислений, чрезмерно дорогой системе социального обеспечения.

Сама Голландия - также один из крупнейших мировых инвесторов (рис. 2).
 

В табл. 1 показано распределение голландских прямых инвестиций за рубежом и иностранных прямых инвестиций в Нидерландах, в табл. 2 аналогичные данные даются с распределением по отраслям.

Таблица 1

Прямые инвестиции по странам (группам стран)*


млн.голл.гульденов

СТРАНА
ГОДЫ
1983
1984
1985
1986
1987
1988
1989
1990
1991
1992
Нидерландские инвестиции за границей
ЕС
Бельгия и Люксембург
164
-1.062
-476
-501
-228
-1.398
-3.697
-4.325
-3.207
-2.504
ФРГ
-42
95
-497
46
-205
-962
-1.707
-1.604
-1.389
-1 502
Фракция
-274
-522
-467
-567
-265
-642
-1.262
-1.930
-1.519
-2.481
Италия
-129
-63
-69
-180
-316
476
-331
-542
-371
-669
Великобритания
-3.063
-3.618
-1.623
-3321
-4.836
1.225
-4.228
-3782
-7.010
-3.058
Прочие страны ЕС
-269
-398
-309
-712
-85
-651
-1.125
-1.626
-1.888
-2.562
ИТОГО ЕС
-3.614
-5.567
-3.440
-5236
-5.935
-1.952
-12.349
-13.810
-15.385
-12.775
США
-1.713
-1.385
-3.485
-1.518
-6.773
-3.016
-7.323
-5.388
-2.763
-5.432
Прочие развитые Страны
-199
-460
-157
-590
-977
-1.576
-2.046
-2.240
-1.429
-124
Япония
-87
-54
-183
54-
-32
-122
-55
-301
-353
за
Швейцария
-262
133
-59
-70
-171
-1.090
-355
-1.645
-439
-138
Развивающиеся страны
-462
-706
-2.317
-364
-671
-1.507
-2.716
-2.388
-2.995
-824
Нидерландские Антилы и Аруба
97
.51
-730
-192
158
-787
-89
-795
-731
182
ИТОГО
-5.988
-8.118
-9399
-7.708
-14.356
-8.051
-24.435
-23.826
-32.571
-19.156
Иностранные инвестиции в Нидерландах
ЕС
-308
636
-62
-21
387
1.711
3.387
3.280
2.409
4.004
Бельгия и Люксембург
33
378
403
1.037
388
-216
984
1.598
737
648
ФРГ
122
202
39
-179
112
185
603
1.957
372
979
Франция
-41
-24
17
7
-9
35
-16
39
29
256
Италия
248
340
470
1.440
2.200
3.674
1.848
2.440
-470
-1.602
Великобритания
-51
3
-8
27
45
458
372
374
295
380
ИТОГО ЕС
2
1.535
858
2.316
3.123
5.847
7.178
9.687
3.371
4.665
США
499
129
-859
-616
-460
-463
2.270
2.108
2.951
1.018
Прочие развитые страны
974
-225
1.034
1.038
335
1.477
3.513
2.970
808
2.542
Япония
140
-15
60
137
70
687
525
521
832
286
Швейцария
525
-386
820
-229
301
230
1.942
1.539
677
1.916
Развивающиеся страны
685
445
1.098
1.829
1.376
1.198
549
1.131
2.369
384
Нидерландские Антилы и Аруба
598
468
160
925
735
748
642
1.813
1.960
363
ИТОГО
2.159
1.884
2.131
4.561
4.674
8.059
13,510
15.895
9.500
8.610
Сальдо прямых инвестиций
ЕС 
-3.612
-4.032
-2.582
-2.926
-2.812
3.896
-5.172
-4.123
-12.014
-8.111
США
-1.214
-1.257
-4344
-2134
-6-933
-3.479
-5.053
-3281
188
-4.414
Прочие развитые страны
775
-685
876
447
-643
-99
1 467
730
-621
2.418
Развивающиеся страны
223
-260
-1.219
1.465
705
-310
-2.167
-1.257
-625
-440
ИТОГО САЛЬДО ПРЯМЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
-3.828
-6.235
-7.268
-3.147
-9.682
8
-10.925
-7.931
-13.072
-10.546

* Источник: годовой отчет Центрального Банка Нидерландов за 1992 г.
 


Таблица 2

Прямые инвестиции по отраслям


млн. голл. гульденов

ОТРАСЛЬ
Годы
1983
1984
1985
1986
1987
1988
1987
1990
1991
1992
 
Нидерландские инвестиции за границей
Сельское хозяйство и рыболовство
3
-17
-8
3
-11
-28
33
8
-41
12
Промышленность
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добывающая, нефтяная и химическая
-2.942
-5.255
-4.520
-2.177
-3.010
182
-5.467
-2.518
-4.152
-1.343
Металлообрабатывающая и электротехническая
-479
-399
-881
56
-3.400
-2.090
-2.916
-2.012
-4.304
-3.338
Пищевая
-120
-551
-944
56
-1.977
-194
-3.622
-3.751
-1.060
-3.045
Прочие отрасли
-30
-129
-330
-770
-300
-1.139
-1.436
-1.566
-989
-1.650
ИТОГО промышленность
-3.571
-6.334
-6.675
-2.834
-8.687
-3.241
-13.441
-9.846
-10.504
-9.376
Строительство
197
-167
-332
-98
-185
142
-51
-191
-341
165
Услуги
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Торговля
-738
-217
-710
-838
-1.282
-1.383
-1.733
-2.893
-3.032
-1.495
Транспорт и коммуникации
-31
-114
-43
-239
-41
-327
-1.215
-389
-540
-731
Банковское и страховое дело
-1.142
-952
-1.546
-2196
-2.390
-2.116
-3.192
-4.890
-3.542
-2.239
Прочие услуги
-706
-318
-85
-1.505
-1.759
-1.096
-4.835
-5.625
-4.570
-5.492
ИТОГО услуги
-2.617
-1.600
-2.384
-4.778
-5.472
-4.923
-10.976
-13.797
-11.685
-9.957
ИТОГО
-5.988
-8.118
-9.399
-7.708
-14,356
-8.051
-24.435
-23.826
-22.571
-19.156

 

Иностранные инвестиции в Нидерландах
Сельское хозяйство и рыболовство
-19
-21
26
-13
17
4
-9
32
34
15
Промышленность
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добывающая, нефтяная и химическая
-120
-362
5
2.463
2.296
1.817
3.040
4.482
991
-767
Металлообрабатывающая и электротехническая
64
699
370
518
330
377
1.012
1.291
969
1.408
Пищевая
383
532
160
233
1.235
58
2.171
1.292
778
347
Прочие отрасли
195
114
146
330
433
1.043
1.845
624
-194
735
ИТОГО промышленность
522
984
680
3.544
4.294
3.295
8.069
7.688
2.544
1.723
Строительство
6
163
208
52
46
410
209
-205
150
106
Услуги
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Торговля
701
-200
841
914
-1.144
1.820
1.599
1.345
3.242
2.018
Транспорт и коммуникации
19
150
160
39
64
238
363
77
76
475
Банковское и страховое дело
411
430
88
123
177
169
960
3.334
203
15
Прочие услуги
519
377
128
-97
1.218
2.123
2.319
3.624
3.249
4.257
ИТОГО услуги
1.650
758
1.217
978
316
4.350
5.241
8.379
6.771
6.766
ИТОГО
2,159
1.884
2,131
4.561
4.674
8.059
13-510
15.895
9.5QQ
8.610

 

Сальдо прямых инвестиций
Сельское хозяйство и рыболовство
-16
-38
18
-10
6
-24
24
41
-7
27
Промышленность
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добывающая, нефтяная и химическая
-3.062
-5.617
-4.515
286
-714
1.998
-2.427
1.964
-3.161
-2.110
Металлообрабатывающая и электротехническая
-415
300
-511
574
-3.071
-1.712
-1.904
-721
-3.335
-1.930
Пищевая
263
-19
-784
289
-742
-136
-1.451
-2.459
-282
-2.698
Прочие отрасли
165
-15
-184
-440
133
-96
409
-942
-1.183
-915
ИТОГО промышленность
-3.049
-5.350
-5.995
710
-4.393
54
-5.372
-2.158
-7.960
-7.653
Строительство
203
-4
-124
-46
-139
552
159
-396
-191
271
Услуги
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Торговля
-37
-417
131
76
-2.425
437
-135
-1.548
210
523
Транспорт и коммуникации
-12
36
117
-200
23
-89
-852
-312
-464
-256
Банковское и страховое дело
-731
-522
-1.458
-2.073
-2.213
-1.947
-2.232
-1.556
-3.339
-2.224
Прочие услуги
-187
59
43
-1.602
-541
1.027
-2.516
-2.001
-1.321
-1.235
ИТОГО услуги
-967
-842
-1.167
-3.800
-5.156
-573
-5.735
-5.418
-4.913
-3.191
ИТОГО САЛЬДО ПРЯМЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
-3.S28
-6.235
-7.268
-3.147
-9.682
8
-10.925
-7.931
-13.072
-10.546

 
 
 
 
 
 
 

Источник: годовой отчет Центрального Банка Нидерландов за 1992 г.

Определенное влияние в последнее время правительство Нидерландов уделяет проведению инвестиционной политики в странах Восточной Европы. К апрелю 1992 г. нидерландскими предпринимателями были вложены средства в 733 СП в странах Восточной Европы (табл. 3). В целом это составляло 2,15% от числа всех зарегистрированных в то время СП в Восточной Европе (для России этот показатель составил 1,15%).
 


Таблица 3

Нидерландские совместные предприятия
в Центральной и Восточной Европе (на 15.03.92 г.)
СТРАНА
Общее количество СП
Число СП с голландским капиталом
Доля Нидер-
ландов, %
Болгария
239
1
0,00
Россия
2600
30
1,15
Румыния
9327
162
1,74
Югославия (бывш.)
2669
11
0,41
Венгрия
11000
200
1,82
Польша
5286
298
5,63
Чехословакия (бывш.)
3000
31
1,03
ИТОГО:
34121
733
2,15

 
 
 
 
 
 
 

Источник: "OPUS MAGAZINE", апрель 1992 г.

По информации, на середину 1993 г. в России создано около 40 СП с участием голландских фирм.

Правительством Нидерландов предусматривается выделение 180 млн. голл. гульденов Министерству Нидерландов на 6-летний период для разработки программ двустороннейтехнической помощи "ТА008"странам СНГ. Большая часть этих программ приходится на Россию, к осуществлению которых, и связанных с ними инвестиций, привлекаются известные голландские фирмы "Шелл", "Газюни", "Ахолд", "Кема" и др. На 1993 г. выделяется около 44 млн. голл. гульденов.

Программы IBTA (Investment Promotion and Technical Assistance) FMO предусматривают выделение средств голландским фирмам, осуществляющим капвложения в восточноевропейские страны, в том числе и в Россию, на разработку инвестиционных проектов. Хотя размеры этих ассигнований к настоящему времени сильно ограничены.

Торгпредством Российской Федерации в Нидерландах были проведены предварительные переговоры с крупнейшими голландскими банками по возможности осуществления залоговых операций через Комитет РФ по драгметаллам и драгкамням и Государственную инвестиционную корпорацию для стимулирования нидерландских инвесторов к капиталовложениям в российскую экономику. В настоящее время два крупнейших банка Нидерландов проявили интерес к проекту и готовят предложения.

О серьезности намерений голландских инвесторов в отношении России свидетельствуют данные исследования, проведенного одной из известнейших международных консалтинговых фирм "Делойт Туше Томатсу Интернешнл". Опрос проводился среди 400 фирм 20 индустриально развитых стран. 36% всех опрошенных в Нидерландах фирм выразили интерес к инвестициям в экономику России, в то время как к Югославии - 4%, Румынии - 12%, Болгарии - 16%, Балтийским странам - 12%. Вместе с тем гораздо выше был интерес к Чехословакии - 68%, Венгрии - 65%, Польше - 60%. 

НАЛОГОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ
МЕЖДУ НИДЕРЛАНДАМИ И США

Новое соглашение между Нидерландами и США о налогах заключено в декабре 1992 г. в Вашингтоне.

Федерация нидерландских предприятий (ФНО) назвала договор "неплохим" и, по ее мнению, участникам нидерландской делегации по сравнению с недавно подписанными аналогичными договорами между США и Францией, Германией и Испанией удалось достичь определенных положительных результатов. Новый договор по некоторым положениям менее благоприятный, чем старый договор образца 1948 г. Однако имеются некоторые положительные сдвиги по сравнению с прошлыми договоренностями, например, в области налога с дивиденда. Нормально действующая ставка тарифа равняется 15%, однако, при участии в капитале, начиная с 10% вводится сейчас пониженный тариф в 5 %. В старом договоре эта граница низкого тарифа находилась при участии в капитале с 25%.

Нидерландские филиалы, которые в настоящее время почти без обложения переводят проценты и роялти из США в свои головные конторы, не будут особенно довольны новым договором, так как Нидерланды взяли на себя бязательство до внесения изменений в законодательство прикрыть этот канал утечки средств.

Министерство финансов Нидерландов видит важный результат в том, что новый финансовый договор дает нидерландским предприятиям и вкладчикам больше гарантий в том, что они подпадут под американский фиск.

Благодаря старому договору Нидерландам удалось стать страной, в которой многонациональные корпорации разместили свои головные конторы.

Договоренности, которые были достигнуты об избежании двойного налогообложения на доходы как в Нидерландах, так и США считаются благоприятными и дают инвесторам больше гарантий использования фискального законодательства США.

Важным положением, зафиксированным в договоре, является противодействие так называемой "трити шоппинг", при которой иностранные предприятия используют Нидерланды как трамплин для своей деятельности в США. Путем создания в Нидерландах фирмы, часто в форме "бумажной", каждое иностранное предприятие могло извлекать выгоду из-за благоприятных налоговых льгот между Нидерландами и США.

Многие суммы нефтяных долларов из Среднего Востока через Нидерланды напрямую поступали в США.

Новый договор приведет к исчезновению так называемых "почтовых" компаний, которые образовываются в Нидерландах из-за существующего льготного соглашения по переводу низко облагаемой налогом прибыли.

Для получения права воспользоваться льготными положениями договора имеют юридические лица (компании), имеющие тесные связи с одной из стран, подписавших договор, и при соблюдении одного из следующих условий:

  • Акции должны котироваться на биржах в Нидерландах или США, а также регулярно и в достаточном объеме присутствовать в обороте. Для этого разрешено показывать торговлю ими и на других иностранных биржах. (Договор между США и Германией от 1989 г. этой статьи не имеет.)
  • Если акции не котируются ни на одной из бирж, то обязательно, чтобы более 50% акций предприятия находилось в руках жителей Нидерландов или США. Для Нидерландов действует исключение, что в число жителей включаются и лица из других стран ЕС при условии, что США заключили с этой страной соглашение о налогах.
  • Предприятие должно развивать "реальную деятельность" в стране учреждения, при этом принимается во внимание объем имущества предприятия (активы), брутто-доходы и сто имость расходов на зарплату. Учитывая относительно небольшой оборот нидерландской промышленности по сравнению с США, объем операций созданной в Нидерландах компании должен быть по меньшей мере равен 10% деятельности в США. В ряде случаев в зачет принимается и деятельность этой компании в других странах ЕС.
  • Созданная в Нидерландах головная контора должна распространять свое руководство по меньшей мере на 5 стран. Головная контора должна осуществлять различные виды деятельности, например, наблюдение и контроль, финансирование, но последнее не должно являться главной деятельностью головной конторы. Последнее требование должно явиться преградой так называемым "почтовым".
  • Если предприятие не соответствует ни одному из перечисленных требований, то договор о налогах дает нидерландским и американским властям возможность использовать положение договора с учетом так называемой оговорки - "сетка". При этом действует условие, что договор о налогах не является основной причиной регистрации в Нидерландах или США.
Пенсионные фонды и благотворительные учреждения освобождаются от взимания налогов со своих доходов, которые можно переводить из США.

Для пенсионных фондов эта льгота касается только дивидендов и ренты.

Одно из изменений в новом соглашении касается взимания налогов с прибылей, полученных при продаже недвижимости. Впредь можно также и прибыли облагать налогом, если продается не сама недвижимость, а акции компании, которой эта недвижимость принадлежит.

Определено также, что, начиная с даты начала действия договора, дочерняя компания нидерландского предприятия в США может быть обложена дополнительным налогом с прибыли в размере 5%, если эта прибыль не будет снова инвестирована в США.

С дивидендов, которые выплачиваются инвестиционным учреждением, будет взиматься другой налог, чем существующий сейчас налог в 15%. В особых случаях, когда учреждение, занимающееся недвижимостью, выплачивает дивиденды какой-либо организации (но не другому инвестиционному учреждению) или физическому лицу, которые имеют по меньшей мере 25% участия, взимается налог в размере 30% в США или 25% в Нидерландах. Новый договоре налогах, переговоры о котором велись в течение 10 лет, заменит старый, датированный еще 1948 г.

Договор после ратификации нидерландским парламентом и американским сенатом вступит в силу в 1994 г. 

Материал подготовлен
торгпредством России в Нидерландах

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]