Обозреватель - Observer
Военно-политические проблемы

НУЖНА ЛИ ЕВРОПЕ ПРОТИВОРАКЕТНАЯ ОБОРОНА?

В.СИМАКОВ, кандидат военных наук

Все усилия мирового сообщества по ограничению распространения ядерного оружия и ракетных технологий не дают оснований для оптимизма. Несмотря на достаточно активно действующий Договор о нераспространении ядерного оружия и Соглашение о контроле за распространенней ракет и ракетных технологий (РКРТ), реализовать в полной мере режим ограничений не удалось.

Мировое сообщество продолжает сталкиваться с нарастающей угрозой распространения баллистических ракет и оружия массового уничтожения среди "третьих стран".

Ряд стран, не присоединившихся к Договору о нераспространении и режиму РКРТ. продолжают скрытно вести работы по созданию собственного ядерного оружия и баллистических ракет-носителей для этого оружия.

Не срабатывает, как это хотелось бы, и режим контроля за распространением и управлением процессом накопления и использования расщепляющихся материалов в мирных целях, установленный МАГАТЭ. Ряд стран стараются не допускать на свои ядерные объекты инспекторов МАГАТЭ (Корея и др.), или допускают тогда, когда оценить, используется ли расщепляющийся материал в военных целях, не представляется возможным. Другие в силу своего привилегированного положения у западной демократии оказались вне этого контроля (Израиль) и, наконец, третьи, не обращая внимания на реакцию мирового сообщества, скрытно работают над созданием своей атомной бомбы (Пакистан и др.) А весь этот процесс, вопреки стремлению мирового сообщества ограничить распространение ядерного оружия, ведет к тайному увеличению числа членов "ядерного клуба".

Таким образом, продолжающийся процесс расползания во всем мире оружия массового поражения, прежде всего ядерного, и средств его доставки вызывает серьезную обеспокоенность всего мирового сообщества и работает на понижение уровня международной безопасности.

Учитывая, что угрозы, вызванные распространением оружия массового поражения и средств его доставки, реально существуют и продолжают возрастать, становится очевидным, что сейчас уже нельзя полагаться в противодействии этому процессу только на дипломатические и политические меры и на контроль за распространением ядерного оружия и ракетных технологий. В дополнение к указанным мерам необходимы новые подходы к решению проблемы противодействия. 

Одним из так их подходов может быть начало работ в области создания региональных систем ПРО как эффективного средства предотвращения возможного ущерба.

Комплекс мер по обеспечению международной стабильности и безопасности, принимаемый мировым сообществом, включает и ядерное с сдерживание при минимальном уровне стратегических ядерных сил ядерных держав, и систему международных договоров по ограничению и контролю над вооружениями и ряд организационных и технических мер по повышению ядерной безопасности, и меры, обеспечивающие адекватную оценку ракетно-космической обстановки. Все это способствует сдерживанию распространения ядерного оружия. Вместе с тем следует дополнить их мерами по активному противодействию ракетно-ядерному оружию с помощью средств ПРО. Анализ возможных потенциальных обладателей ядерного и ракетного оружия и технологических возможностей стран, способных реализовать региональную ПРО, показывает, что в первую очередь региональные системы ПРО и именно они находятся в зоне досягаемости баллистических ракет, которыми обладают амбициозные тоталитарные режимы в странах Ближнего и Среднего Востока, севера Африки и Корейского полуострова.

Развертываемые тоталитарными режимами баллистические ракеты обладают дальностью полета 1000 и более километров, что трудно объяснить лишь сдерживанием или оборонительной необходимостью от потенциальных противников, находящихся поблизости в сопредельных странах.

Следовательно, ракеты, которые могут нанести удар по целям, расположенным далеко за пределами территории возможного противника, предназначаются не только для обороны. Вряд ли это можно считать ошибкой или просчетом? Стремление государств с тоталитарными режимами к обладанию ракетным оружием большой дальности вызывает серьезную озабоченность у миролюбивых стран и заставляет многих из них помимо международных мер противодействия начать рассмотрение проблемы создания своих систем противоракетной обороны. В настоящее время единственным международным правовым документом, регламентирующим ограничения на развертывание систем ПРО против межконтинентальных баллистических ракет, является Договор по ПРО 1972г. Этот Договор является двусторонним и касается только США и России.

В соответствии с ним в США была в свое время развернута система ПРО (впоследствии демонтированная) для защиты от МБР базы Гранд-фокс. В России была создана система обороны от МБР столицы России - г.Москвы.

В настоящее время ситуация в области безопасности существенно Отличается от ситуации, в которой в 1972 г. был подписан договор по ПРО. Сегодня в отношениях России с США отсутствует прежняя напряженность. В то же время растет угроза распространения БР и оружия массового поражения. Это заставляет демократические страны более активно реагировать на эти угрозы. Что касается создания систем ПРО против оперативно-тактических ракет или ракет средней дальности, то они не подпадают под действие Договора по ПРО 1972 г. Кроме того, все страны вправе сами принимать решение на развертывание региональной ПРО от оперативно-тактических ракет, и это решение определяется лишь финансовыми и технологическими возможностями той или иной страны: или блока стран.

Вместе с тем уже сегодня ясно, что необходима договоренность между заинтересованными странами по ограничению параметров такой системы с тем, чтобы исключить придание ей способности борьбы с межконтинентальным и баллистическими ракетами (МБР). 

В России и США накоплен большой опыт по разработке отдельных компонентов ПРО и системы в целом. Однако существенное сокращение ассигнований на опытно-конструкторские работы в области новейших военных технологий, в том числе в области ПРО и высокоточного оружия, может привести к отставанию в этих важнейших направлениях развития вооружений от США, а возможно, и от других стран.

Следовательно, необходимо изыскать возможности продолжения работ по совершенствованию системы ПРО, как средства активного противодействия ракетно-ядерным вооружениям "третьих стран". В условиях жестких бюджетных ограничений на выделяемые Министерству обороны ассигнования такой подход поможет сохранить имеющийся научно-технический потенциал в этом наукоемком направлении по разработке и совершенствованию оборонительных вооружений. Это тем более необходимо, что информационные средства ПРО могли бы обеспечить решение дополнительных задач в интересах предупреждения о ракетном нападении на тех направлениях, которые могут оказаться неприкрытыми из-за приостановки работы отдельных РЛС, входящих в систему предупреждения о ракетном нападении и оказавшихся в настоящее время вне пределов России (РЛС в Скрунде и др.).

Проведенная рядом исследовательских организаций оценка возможностей новых обладателей ракетного оружия показывает, что практически все государства Европы досягаемы для ракете дальностью 2000-3000 км, разрабатываемых или уже имеющихся во многих странах Ближнего и Среднего Востока и севера Африки.

Аналогичная ситуация складывается и в других ракетно-опасных регионах, в том числе и на Дальнем Востоке, Таким образом, угроза одиночного ракетного удара, будь он провокационный, террористический или иного рода, становится реальной. В связи с этим стремление ряда стран Западной Европы и США провести исследования по созданию региональной ПРО для защиты от ракетного удара группировок войск и наиболее важных военных и гражданских объектов в Европе и Японии является, на наш взгляд, вполне оправданным.

Особенно это касается экологически опасных объектов, разрушение которых может привести к тяжелым экологическим последствиям. При принятии окончательного решения на создание региональной ПРО необходимо учитывать и его правовую сторону. Формально, как уже отмечалось выше, система ПРО такого рода не подпадает под действие Договора по ПРО 1972 г. Однако необходима определенная осторожность при подходе к реализации региональной ПРО. Граница ее возможностей, вообще говоря, условна. Поэтому необходима регламентация основных характеристик региональной ПРО и их не противоречие Договору по ограничению распространения ракет и ракетных технологий, аналогичного Договору о нераспространении ядерного оружия. Это было бы важным шагом на пути снижения новых угроз безопасности и стабильности. Другим шагом по противодействию нарастающей угрозе, связан ной с распространением ОМП и БР, могло бы стать развертывание тактической ПРО в регионах, подверженных этим угрозам.
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]