Внутренняя политика
Обозреватель - Observer


 

"ТЕНИ" КАБИНЕТА МИНИСТРОВ
ИЛИ "ТЕНЕВЫЕ КАБИНЕТЫ"
КАК ФЕНОМЕН РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ

В.БЕРЕЗОВСКИЙ

 

Политическая "символика" России пополнилась еще одним иноземным атрибутом - "теневыми кабинетами". Последнее, как и многое другое, заимствовано из солидного арсенала англо-саксонской и романо-германской политической практики. Однако, как и прочие политические феномены указанного происхождения, настоящее явление в российской практике приобретает весьма специфическое содержание. Главное в этой специфике - удивительная похожесть генезиса тенекабинетных образований на процесс формирования первых некоммунистических советских партий еще во времена "перестройки".

Классические "теневые кабинеты", прежде всего в Англии, - это практически официальные субъекты политической жизни. Они образуются ведущими политическими партиями и поэтому являются серьезным резервом квалифицированных и информированных кадров государственных политиков на случай прихода к власти одной из партий. Традиционно с членами таких кабинетов должны проводиться официальные консультации действующих министров и депутатов Парламента, а в общественном мнении "теневые" адекватны официальным фигурам. Однако в большинстве случаев традиция функционирования "теневых правительств" далека от такой полномасштабной формы и замыкается на внутрипартийное или, что еще чаще - на межпартийное функционирование, скорее выполняя психологическую подготовку тех или иных общественных деятелей к исполнению роли государственных руководителей.

В России же "теневые кабинеты" в большинстве своем являются средствами политической борьбы различных партий и движений, а подчас выступают как самостоятельные политические организации.

Весна-лето 1992 года явились временем рождения большинства "теневых кабинетов". Первый из них был образован фракцией Верховного Совета России "Радикальные демократы" еще осенью 1991 года. Презентация состоялась в феврале 1992 года. Персональный состав первого "теневого кабинета" был несколько необычным: в нем не оказалось ангажированных политиков или незадействованных государственных деятелей. Среди наиболее известных: политолог, гражданин Соединенных Штатов Америки, бывший советский эмигрант Александр Янов - в качестве главы Кабинета; кроме него - вице-премьер Правительства Москвы Юрий Андреев (он курировал экономические вопросы); генерал-майор в отставке Александр Владимиров (министр обороны); Александр Никитин (внешняя политика); за связь с общественными организациями отвечал известный эксперт Михаил Малютин. Финансовым спонсором Кабинета стал Фонд поддержки демократических преобразований в России во главе с Президентом, народным депутатом России, ныне - первым заместителем Председателя Федерального информационного центра Сергеем Юшенковым.

Свою стратегическую политическую задачу этот "теневой кабинет" обозначил как "необходимость выработки наиболее приемлемых решений для структур законодательной и исполнительной власти на основе тщательного анализа ситуации в России для разработки идеологии переходного периода, то есть генеральной стратегии нейтрализации попыток реставрировать в России тоталитаризм или авторитарный режим".

Однако ничего существенного, кроме нескольких статей Якова, Кабинет этот не оставил, и к середине 1992 г. прекратил свою деятельность, а его участники растворились в различных оргкомитетах Конгресса интеллигенции России и Форума сторонников реформ.

Следующие два Кабинета родились в апреле 1992 года. Один из них под названием ПРАВИТЕЛЬСТВО НАЦИОНАЛЬНОГО ЕДИНСТВА (ПНЕ) существует до сих пор. Его учредила на своем съезде партия "Демократический Союз - Гражданский путь" по инициативе лидера партии Владимира Данилова.

Набор в Правительство национального единства состоялся сразу после съезда явочным порядком на собрании группы бывших политических заключенных, составивших первую декларацию ПНЕ. Первоначально в состав Правительства вошли: Владимир Данилов - координатор ПНЕ, Сергей Лузан - министр экономических реформ, Николай Дедовских - министр межрегиональных отношений, Сергей Потуткин - уполномоченный ПНЕ по южному региону, Олег Софяник - уполномоченный ПНЕ по Крыму. Через год после первого набора состав Правительства пополнили такие диссиденты еще советской эпохи, как председатель ЦК свободных профсоюзов Владимир Клебанов, Виктор Абанькин, Рональд Мухамедьяров и малоизвестные: Валерий Янин, Михаил Иванов, Геннадий Смирнов, Алексей Удачин, Александр Щербаков, Юрий Абрамов. В перспективе предполагается, что ПНЕ возглавит известный советский политический диссидент Владимир Буковский.

Важнейшая задача ПНЕ заключается в том, чтобы "прервать правопреемственность преступной советской власти и запустить механизм полноценного учредительного процесса". До созыва Учредительного собрания ПНЕ готово взять на себя функции фактического Временного правительства. В его функции должно войти обеспечениена переходный период целостности контролируемой правительством территории; остановка экономической катастрофы; "массовая раздача государственной собственности всем гражданам в течение трех месяцев со времени прихода к власти и обеспечение права ее защиты вплоть до применения огнестрельного оружия; запуск в действие такой налоговой и кредитной политики, чтобы она стимул провала при приоритете отечественных производителей привлечение в российскую экономику иностранных инвесторов". Основой нового учредительного процесса Правительство национального единства считает раздачу "всем гражданам собственности с той целью, чтобы на выборы в Учредительное собрание они пришли уже как собственники, имеющие свои интересы, и могли бы отдать свои голоса за те политические силы, которые эти интересы будут защищать".

Практическая попытка создать единый блок политических сил, который должен был бы поддержать ПНЕ, окончилась безрезультатно ("его просто не из кого было создать"). Причина тому - главный политический принцип учредителя в лице "ДС - Гражданский путь", - внесистемная оппозиция, не признающая существующий конституционный законопорядок. Механизм прихода к власти ориентирован не только на всеобщие выборы, нов значительной степени - на "гребень социального взрыва, который рано или поздно сметет существующее ныне правительство".

Есть также и другой механизм, который запущен параллельно уже сейчас, - опора на суверенизовавшиеся регионы страны, которые готовы будут признать Правительство национального единства и подчиняться ему. Это комбинируется с такой компонентой, как создание в регионах параллельных структур власти, которые могли бы контролировать ситуацию и подчинялись бы ПНЕ.

При создании ТЕНЕВОГО КАБИНЕТА МИНИСТРОВ Л ИБЕРАЛЬНО-ДЕМОКРА ТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ РОССИИ какая-либо определенная модель подобных "кабинетов" на Западе, в частности в Англии, не использовалась, - утверждают его организаторы. Значительную роль в данном случае играет то, что Председатель этого теневого правительства - Владимир Жириновский - способен при определенных условиях, как показывает его президентский тур 1991 г., занять высокий государственный пост в стране.

Фраза Жириновского о том, что "не обязательно каждый человек, входящий в состав теневого кабинета, станет министром", демонстрирует, по существу, конкурсные начала в подборе кадров будущих руководителей исполнительных ведомств страны, если осуществится переход из теневого состояния в реальное. Главной задачей "теневых" министров является составление общей концепции партии в области, где он компетентен и за которую он, как министр, отвечает. Руководство ЛДПР не отрицает того, что постепенно этот "теневой кабинет" может приблизится к английской модели аналогичных структур, то есть стать консультативным органом действующего Правительства, если партия или се лидер займут место в официальной государственной нише.

Образованный в июне 1992 г. "Теневой кабинет" ЛДПР уже успел обновить свой первый состав, обрести компетентных экспертов, обслуживающих его потребности. В числе министров, кроме Председателя ЛДПР, такие деятели партии и политики сотрудничающие с ней, как Ю.Вузов - министр внешней торговли, А.Митрофанов - министр иностранных дел, М.Мусатов - товарищ военного министра, писатель Э.Лнмонов - директор Всероссийского бюро расследований (ВБР), А.Халитов - министр продовольствия и земледелия, А.Курбский - министр минерально-сырьевых ресурсов, С.Жариков -министр культуры и по делам молодежи, А.Архипов - министр информации, М.Иванов вице-премьер, С.Жебровский - министр экономики и главный редактор газеты "Либерал", В.Иванов - министр национального здоровья, А.Венгеровский - министр науки.

Одна из главный целей, которую преследовало руководство ЛДПР на первом этапе создания своего "теневого кабинета", заключалась в том, чтобы "начать работать над программами экономического и политического возрождения России и глубже понять те процессы, которые происходят в стране." В целом же "теневой кабинет" разделяет программные и идеологические установки Либерально-демократической партии России. Стратегия этого "теневого" Правительства ориентирована на "возрождение Российской государственности...на путях создания правового государства с президентской формой правления и регулируемой рыночной экономикой". В экономической области "теневой кабинет" ЛДПР выступает за "высокоэффективную социально ориентированную экономику. Отправной точкой ее развития должна стать смешанная экономика, основанная на взаимодействии различных социально-экономических укладов в условиях рыночного хозяйства".

Первым шагом Кабинета в случае прихода к власти будет "определение Российской государственности - государственная граница, гимн, флаг, статус (как политический, так и экономический) в мировом сообществе и среди республик бывшего СССР". Важнейшим принципом в отношении кадрового состава государственных органов должно стать "обеспечение преемственности властей, как это принято во всем цивилизованном мире. Наша задача - сохранить весь квалифицированный аппарат во всех министерствах". Именно поэтому одним из законов должен стать закон "О государственных служащих и государственной службе".

Попытки солидного подхода к деятельности "теневого кабинета" и его перспективам демонстрирует не только ЛДПР. Так, постояннодействующие комитеты НЕОБЪЯВЛЕННОГО ТЕНЕВОГО КАБИНЕТА ПОЛИТИЧЕСКОГО БЛОКА "ГРАЖДАНСКИЙ СОЮЗ" (ГС) по экологии, финансовой реформе, торговле и ресурсам, внешнеэкономическим связям, приватизации и некоторые другие при необходимости могут взять на себя управление той или иной промышленной отраслью или министерством, т.е. фактически являются структурой, на которую ГС может опереться в случае прихода к власти.

Не беспочвенны разговоры о том, что есть определенный список людей, которых ГС стремится уже сейчас внедрить в правительственные структуры и иные органы исполнительной власти. По различным данным, к числу таковых относятся нынешний вице-президент А. Руцкой, бывший вице-премьер Г.Хижа, лидер Всероссийского Союза "Обновление" А.Владиславлев, руководитель Российского союза промышленников и предпринимателей А.Вольский, Председатель Демократической партии России Н.Травкин, бывший министр промышленности А.Титкин, нынешний Председатель комитета по промышленной политике И.Шурчков, Председатель Центрального банка России В.Геращенко. Председатель планово-бюджетного комитета Верховного Совета А.Починок, Председатель Высшего экономического совета при Президиуме Верховного Совета РФ В.Исправников, руководитель Исследовательского центра при Правительстве РФ Е.Сабуров и т.д. Существующая встроенность многих кандидатов в структуры действующей вертикали исполнительной власти не требует от лидеров ГС создания особой теневой структуры, однако, существует, видимо, потребность в наличии такого списка на случай прихода к власти в результате выборов или поручения сформировать Кабинет. которое может в определенных обстоятельствах последовать либо от Президента, либо от Парламента.

Интеллектуальную основу для ведения концептуальных и операциональных разработок правительственной программы составляют эксперты Российского союза промышленников и предпринимателей (институт Е.Ясина), Института политики народной партии "Свободная Россия", ряда независимых исследовательских центров, большинства институтов экономического профиля Российской академии наук.

ГС консультируют и некоторые зарубежные экспертные структуры.

Общая ориентация ГС на "корректировку политического курса руководства страны, перехода к подлинно конструктивной политике, способной удержать Россию в рамках конституционного развития и избежать нового периода революционных потрясений", - парламентско-президентская форма правления.

Три других "теневых кабинета", хотя и родились в нише радикальной оппозиции и соответствуют в своей оппозиционной ориентации официальному правительственному курсу, все-таки имеют значительные расхождения в базовых ценностях, особенно в части экономических постулатов.

ТЕНЕВОЕ РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (ТРКП РСФСР) образовалось на Российском съезде рабочих, крестьян, специалистов и служащих 17-18 октября 1992 г. в Нижнем Новгороде. Его составили лидеры Объединенного фронта трудящихся СССР и РСФСР, деятели Российской коммунистической рабочей партии (РКРП). Идеологом является профессор Академии труда А.Сергеев, разработчик представленной в феврале 1993 г. Центральному Исполнительному Комитету Советов трудящихся Правительственной программы. Основные положения ее экономической части были ангажированы в докладах на съезде Советов трудящихся, а затем на Международной научно-практической конференции "За спасение и возрождение экономики страны" в Москве.

Политическое ядро Правительства составили: журналист-международник, депутат Моссовета, лидер РКРП и движения "Трудовая Россия" Виктор Анпилов; генерал-полковник Альберт Макашов; народный депутат России, бывший член ГКЧП СССР Василий Стародубцев; генеральный директор одного из производственных объединений Валерий Кабаидзе; бывший сотрудник Генеральной прокуратуры СССР политобозреватель газеты "Правда" Виктор Илюхин; координатор депутатской фракции ВС РФ "Коммунисты России" Юрий Слободкин. Последний, как и Алексей Сергеев, может быть причислен к идеологам Правительства как разработчик проекта Конституции РСФСР, принятого в качестве основополагающего программного документа Рабоче-крестьянского правительства. Влиятельным человеком в этой структуре является и Председатель Российского Исполнительного комитета (РИК) Советов рабочих и Нижегородского совета рабочих, член Оргбюро ЦК РКРП Дмитрий Игошин. Глава Правительства не определен до сих пор из-за опасности раскола на этой почве. Правительство, поэтому, построено по принципу "коллективного руководства".

Политическая линия этого "теневого правительства" определяется "Трудовой Россией" и Российской Коммунистической Рабочей партией, ориентированными на "свержение правительства Ельцина" и замену его "Правительством трудового народа".

"Только руководство экономикой со стороны Советов, избранных через трудовые коллективы, может действительно реализовать такую экономическую программу, которая будет означать спасение экономики России, ее возрождение, ее движение вперед... Советы должны превратиться в органы, регулирующие все производство", - это ключ к грядущим политическим преобразованиям, которые намерена осуществлять эта теневая правительственная структура.

Непременным условием преодоления кризиса и подлинной стабилизации экономики это теневое правительство считает недопущение приватизации, особенно крупных и средних предприятий: "Не приватизация, а советизация экономики - вот что нам нужно!"

Революционный настрой на приход к власти, характерный для ТРКП, вполне солидаризуется с базовыми основаниями еще одной "теневой структуры". Это ПОСТОЯННЫЙ ПРЕЗИДИУМСЪЕЗДА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СССР (ППС СССР). Особенностью этого образования является некоторая его легитимность как части неотмененного, а как бы законсервированного съезда народных депутатов СССР.

Председателем ППС СССР была избрана народный депутат СССР Сажи Умалатова, членами: полковник Виктор Алкснис, генерал Альберт Макашов, доцент Юрий Галик, профессор Александр Крайко, лидеры Социалистической партии трудящихся Рой Медведев и Анатолий Денисов, водитель Леонид Сухов. Всего - 15 человек.

Первые решения этого неформального съезда советских депутатов были подкреплены массовой акцией 17 марта, организованной рядом коммунистических и российских патриотических организаций названной Всенародным вече.

Позднее Программа "основополагающих" мероприятий, разработанная Президиумом, предложила в качестве первого шага избрание не только Главы государства СССР, но и формирование Правительства народного доверия. Последнее должно "немедленно: закрыть границы, определенные Конституцией СССР; установить жесткую монополию внешней торговли; отменить коммерческие цены; запретить спекуляцию под страхом смертной казни; восстановить боеспособность единых Вооруженных Сил страны; прекратить межнациональные войны". Важнейшим актом Правительства должно стать его решение "о возмещении потерь трудящимся по трудовым вкладам за счет конфискации награбленного спекулянтами, торговцами сырьевыми ресурсами страны".

Стратегическая задача ППС СССР - "воссоздание разрушенной незаконным переворотом нашей великой Родины - Союза ССР, который юридически продолжает существовать". В нынешних условиях такая формулировка является, скорее, политической декларацией, нежели практическим документом. Комплекс этих и иных решений ППС составляет определенную юридическую базу для оформления некоторых решений легитимного свойства, если для их принятия появятся соответствующие возможности, например, педалирование вопроса о недостаточности юридических оснований для ликвидации СССР способом, реализованным в конце 1991 г.

Конец 1992 г. ознаменовался созданием близкого по ориентации к ТРКП и ППС СССР ТЕНЕВОГО КАБИНЕТА ФРОНТА НАЦИОНАЛЬНОГО СПАСЕНИЯ (ТК ФНС). Однако концептуальные основы разводят в разные стороны Рабоче-крестьянское правительство и ТК ФНС. Первое категорически против государственно-корпоративной экономики, которая провозглашается в "Экономической платформе объединенной оппозиции", "прокладывающей через приватизацию путь к праву частной собственности". Второе - не приемлет ту модель возрождения советской власти, которую предлагает ТРКП.

Полный список членов Кабинета, по словам одного из авторитетов оппозиции Ильи Константинова, будет готов "к моменту решительных действий", хотя "Комитет национального спасения" (КНС) был образован еще 23 февраля 1993 г. на большом объединенном митинге радикальной оппозиции в Москве. В состав КНС тогда вошел практически весь цвет радикальной антипрезидентской оппозиции. В качестве Председателя КНС - А.Макашов, генерал-полковник, сопредседатель Фронта национального спасения; вопросы обороны поручены народному депутату России и руководителю экспертно-аналитической группы Президиума ВС РФ генерал-полковнику В.Ачалову; юстиции - бывшему руководящему работнику Генеральной прокуратуры СССР В.Илюхкну; экономика - председателю Кемеровского областного Совета народных депутатов А.Тулееву; социальные вопросы - В.Ивченкову; иностранные дела - народному депутату России, председателю Конституционно-демократической партии, сопредседателю Фронта Национального Спасения М.Астафьеву. Кроме них, в числе КНС такие лидеры "непримиримой оппозиции" как народный депутат России, председатель Российского общенародного союза Сергей Бабурин; народный депутат России, координатор парламентского блока фракций "Российское единство" и Общественного комитета защиты Конституции В.Исаков; народный депутат России, координатор парламентского блока фракций "Российское единство" Н.Павлов; народный депутат России, председатель Исполкома Фронта Национального Спасения И.Константинов; народный депутат России, член руководства ФНС С.Горячева; член руководства ФНС, председатель Постоянного Президиума съезда народных депутатов С.Умалатова.

Другой лидер ФНС Григорий Саенко подчеркивает, что ныне затруднительно назвать срок, "когда приход к власти этого правительства станет возможным. Однако чем стремительнее в стране ухудшается ситуация, тем стремительнее этот момент приближается".

Стратегия политической программы КНС предусматривает в качестве приоритетов "интересы национальной безопасности страны прежде всего, включая неприкосновенность границ России, неизменность ее территории, укрепление отношений Российской Федерации с теми народами, которые образуют Российскую Федерацию". В экономике упор, прежде всего, делается на резервы, собственные сырьевые и трудовые ресурсы, отечественный научный потенциал, национальный российский рубль и "какое-то взаимное сотрудничество со всем остальным деловым миром". КНС в вопросе о государственном строительстве ориентируется на возрождение СССР, трактуя его как историческую Россию (читай - Российскую империю).

Политическую экзотику в "тенекабинетном движении" представляет ОБЩЕСТВЕННОЕ РУССКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИИ (ОРПР), созданное в июле 1992 г. по инициативе Русской партии, провозгласившей на своем II съезде "образование Русского государства со столицей в г. Москве" и избравшей первый состав Общественного русского правительства.

Характерная особенность этого Кабинета - его "самоутверждение" в качестве не теневой, а параллельной структуры, хотя и действующей на ниве общественной деятельности.

Глава ОРПР - Председатель Русской партии, академик Русской академии Виктор Корчагин опирается на следующих общественных министров: обороны - полковник В.Милосердов в начальник Генерального штаба ВС РФ К.Белкин; иностранных дел - В. Филатов; экономики-С.Петров; промышленности - Н.Попов; социального обеспечения - В.Борисов; энергетики -Б.Сладков; информации - главный редакторна-шумевших русских патриотических газет "Пульс Тушина" и "Русский пульс" В.Фомичев; культуры - директор Русского культурного центра поэт Т.Пономарева; генеральный прокурор - В.Илюхин.

Вакантным остается пост "Главы Русского государства России". Пока его функции исполняет Председатель Правительства В.Корчагин. Одним из своих решений он включил в состав Общественного русского правительства России с последующим уточнением их должностей почти всю основную патриотическую и державно-коммунистическую элиту: от движения "Трудовая Россия" до "Памяти" и "Союза русского народа".

Способ действий, который провозгласило ОРПР, предполагает "путь политической борьбы конституционными методами против либерализации и приватизации, развала единого государства, ограбления народа и России, за сохранение единой армии - гаранта стабильности внутри страны".

В экономической сфере не отвергается право человека на частную собственность путем "равноправной приватизации" и выдачи каждой семье сертификата стоимостью в один миллион рублей. "Современное oтечественное предпринимательство сможет стать наступательно-активным, формирующим здоровый образ жизни, если государство будет не мешать, а помогать становлению отечественного предпринимательства". При этом правительство планирует "озаботиться бизнесом русским, насильственно прерванным после революции". 

* * *

Политический быт российских "теневых кабинетов" не позволяет пока говорить о какой-либо их существенной роли в политической жизни страница исключением, пожалуй, соответствующих формирований по линии Граждане кого Союза и Фронта национального спасения. Первый имеет определенное представительство как в новом составе Совета министров страны, так и в Парламенте, а второй - поддержку наиболее многочисленной депутатской коалиции "Российское единство" в российском Парламенте. Однако потенциал их теневых кабинетов в случае получения хотя бы одним из них официального статуса может оказаться значительным. А это способствует развитию в недрах неправительственной политики серьезных государственных программ и подготовке квалифицированных кадров, способных в любую минуту быть задействованными в государственной службе.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]