Внутренняя политика
Обозреватель - Observer


 
 

25 июля o День Военно-Морского Флота
 

ДОЖИВЕТ ЛИ РОССИЙСКИЙ
ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ
ДО СВОЕГО ЮБИЛЕЯ?
(Военно-Морской Флот России,
его проблемы сегодня и в обозримой перспективе)

В.ЗАБОРСКИЙ

 

Близится трехсотлетний юбилей Военно-морского Флота России. Триста лет назад, в 1696 году. Боярская Дума Русского Царства после второго азовского похода Петра Первого постановила: "Морским судам быть..."

Именно с этой азовской кампании, успех которой впервые позволил России укрепиться на побережье Азовского моря и начинается летопись истории Российского флота.

Исторически Россия всегда стремилась иметь свободные выходы к морям. Эти интересы касались морской торговли, что позволяло России экономически сблизиться с другими странами, а также промышлять рыбу и морского зверя. Торговля и морской промысел давали российской казне большую прибыль. В последующем торговое судоходство становится энергичным ускорителем развития экономики и государственности, а это, в свою очередь, потребовало защиты политических и экономических интересов государства на море, что понимал уже Иван Грозный, который в Ливонской войне пытался возвратить России выход к Балтийскому морю. Но только Петру Первому удалось разрешить эту проблему и закрепить выход России на моря и океаны победами созданного им Российского военного флота.

Использование военно-морского флота как эффективного средства военно-политического давления в целях защиты национальных интересов нередко применялось государственным руководством России. Вот несколько примеров:

  • В 1783 г. благодаря господству Российского флота на Черном море к Россия без войны был присоединен Крым.
  • В 1833 г. эскадра Российского флота под командованием адмирала М.П. Лазарева была введена в Босфор, что остановило войну Турции с Египтом.
  • В 1863 г. эскадры адмиралов С.Лесовского и А. Попова, скрытно направленные одновременно через Тихий океан и Атлантику к берегам Америки, способствовали завершению в США гражданской войны Севера и Юга и предотвратили вмешательство в нее Англии и Франции.
После Октябрьской революции главным предназначением наш его военно-морского флота считалось отражение возможной агрессии с моря и защита страны с морских направлений. В послевоенное время советский военно-морской флот использовался как эффективное средство военно-политического давления, для решения политических задач в тех или иных регионах. Так, ввод в 1967 г. в Средиземное море кораблей нашего флота обеспечил прекращение израильской агрессии против Египта и Сирии и способствовал успеху усилий советского руководства по локализации ближневосточного конфликта. Постоя иное нахождение на этом театре нашей Средиземноморской эскадры (расформирована в декабре 1992 г.), серьезно сдерживало любителей военных авантюр от рискованных акций против союзных или государств региона и являлось на протяжении двух с половиной десятилетий для наших дипломатов весомым подспорьем в разрешении возникавших кризисных ситуаций в странах Средиземноморья.

В последней арабо-израильской войне 1973 г. корабли Средиземноморской эскадры оказывали непосредственную поддержку воюющим Сирии и Египту конвоированием транспортов в их порты.

То же можно сказать о действиях наших оперативных эскадр и соединений флота в этот период в Индийском океане. Красном море, Персидском заливе.

Военно-морской флот нашей страны бурно развивался в годы, предшествовавшие горбачевской перестройке. И к середине 80-х годов вышел по численности и боевым возможностям на второе место в мире после США и еще более упрочил положение нашего государства на мировой арене, как Великой морской державы.

История Российского флота изобилует драматическими коллизиями. Были в ней и блистательные победы, и тяжелые поражения, периоды развала (последний "погром" флоту учинил в 1955-1964 гг. "новатор-стратег" Никита Хрущев), и возрождения, как, например, в 1907-1914 гг. и в последние два "доперестроечных" десятилетия. Сегодня, приближаясь к своему юбилею, Военно-Морской Флот России, по мнению профессионалов, снова подходит к критическому пику своего существования, преодолеть который без ощутимых потерь он сможет только с принятием и неукоснительной реализацией крупных мер на государственном уровне, поскольку сегодняшнее состояние флота, по независящим от его командования и личного состава причинам, можно охарактеризовать одним словом - тяжелейшее.

Вывести флот из этого состояния не помогут традиционные оргмеры вроде смены Главнокомандующих ВМФ, снятия с должностей командующих флотов, командиров соединений и других флотских должностных лиц: нужны государственные решения и их неукоснительное выполнение. Так, совершенно непонятно, почему в 1992 г. в течение всего 7-8 месяцев было сменено сразу все высшее командование ВМФ:

Главнокомандующий, Первый заместитель Главнокомандующего и Начальник Главного штаба ВМФ (соответственно адмиралы флота Чернавин В.Н. Капитанец И.М., Макаров К.В.).

Экономический и политический кризис, в котором вдруг оказалось наше вчера еще мощное и единое государство, обусловливают то тяжелое положение, в котором находятся Вооруженные Силы и их составная часть - Военно-морской Флот.

Военно-морской Флот - важнейший элемент морской мощи, обеспечивающий благоприятные условия функционирования, развития и укрепления нации и государства.

Такие интересы на море всегда были у России. Сохраняются ли они сегодня? Безусловно:

ведь необходимость беспрепятственного выхода к морям и безопасность своих морских рубежей одинаково важны как для Российской Империи

XIX века, так и для возрожденной России конца

XX века. Следовательно, России необходим соответствующий ее положению в мировом сообществе Военно-морской Флот. Однако именно эти интересы сегодня, в условиях развала единого мощного унитарного государства, оказываются под серьезной угрозой.

Не вдаваясь в детали современного геополитического положения России, остановимся на отдельных геостратегических моментах сегодняшней обстановки, затрагивающих непосредственно национальные интересы России на море. Вот как оценивает эту обстановку женщина, очень самобытный ученый-историк Н.Нарочницкая: "...Россия в ее последней исторической форме - СССР - зашаталась, началось ее расчленение. Охваченная нигилизмом в отношении собственной истории "демократическая"

Москва возрождает троцкистскую интерпретацию "ненавистной империи" и разрушает собственное государство.

Катастрофическое нарушение мирового равновесия привело в движение цивилизации. Представляющие их государства и их союзы фактически начали борьбу за российское наследство. Главный удар направлен на морские рубежи. На Северо-Западе Россия возвращена к положению "до Ливонской войны", при этом Прибалтика объявлена зоной стратегических интересов США. На Юге Россия стоит на пороге того, чтобы оказаться в положении "после Крымской войны" и потерять статус черноморской державы".

Если окончательно развал Советского Союза, а вслед за ним, видимо, и Российской Федерации, будет завершен, - в этом случае Россия в скором времени превратится, если посмотреть на карту, в некую лентообразную фигуру, вытянутую с запада на восток от Смоленска до Владивостока с отростками на север и юг, отсеченную от своих южных, западных и, частично, северных исторических границ. Это серьезно ущемит российские национальные интересы в мире и существенно ограничит возможности их защиты, поскольку:

1. Россия будет отрезана от выходов к двум исключительно важным в политическом, военном и экономическом отношении, центральным по их расположению на евроазиатском континенте морям, - Балтийскому и Черному, откуда, собственно, и "пошел" Российский военный и торговый флот.

2. Резко сужаются возможности базирования и военного, и торгового флота. Фактически у России остается только около 20 % всего освоенного ею веками морского побережья, ее так называемых внутренних морей - Балтийского. Черного и Каспийского. Из инфраструктуры базирования выпадает значительное количество военно-морских баз и портов на Балтике (Таллинн, Палдиски, Рига, Лиепайя. Вентспилс. Клайпеда), на Черном море (Севастополь, Донузлав, Николаев, Одесса, Измаил, Очаков, Феодосия, Керчь, Сухуми, Батуми, Поти) и на Каспии (Баку, Красноводск).

Реально у Балтийского флота остаются только два оборудованных опорных пункта базирования: Балтийск с Калининградом и Кронштадт. Кроме того, для доступа к Балтийску и Калининграду должен быть предусмотрен денационализированный коридор через территорию Литвы, наподобие Данцигского коридора через Польшу для бывшей Восточной Пруссии.

Черноморский флот вытесняется в район Новороссийска, который недостаточно приспособлен для базирования военно-морских сил, и на черноморское курортное побережье Краснодарского края, где вообще отсутствует оборудованные пункты для базирования военного флота.

Кроме того, если, не дай Бог, произойдет передача японкам Южных Курил, под угрозу будет поставлен свободный выход в океан нашего Тихоокеанского флота.

3.3начительносократитсясудост роение, поскольку выпадает мощный узел судостроительных заводов Украины и Крыма (Николаев, Киев, Керчь), а также судоремонтные заводы, где строились малые корабли и суда отдельных типов (Севастополь, Таллинн, Поти).

4. Возрастет нагрузка грузопотоков на оставшиеся в пределах России порты Балтийского и Черного морей. Пропускная способность этих портов недостаточна. Это потребует перераспределения части морских грузов на порты Северного и Тихоокеанского бассейнов, что, в свою очередь, потребует увеличения объема и интенсивности перевозок грузов из этих районов наземным и речным транспортом через всю страну. Иными словами, придется переорганизовывать всю систему транспортных грузопотоков России. Вот в таких условиях оказался наш вчера еще мощный океанский флот, да и торговый тоже. Эти условия пока что все более ухудшаются и обостряются.

Сегодня наш Военно-Морской Флот, несмотря на трудности и сложность его содержания и функционирования, благодаря отчаянным усилиям, предпринимаемым командованием - Главнокомандующим ВМФ адмиралом флота В.Чернавиным, сменившим его адмиралом Ф.Громовым, Главным штабом ВМФ, Центральными управлениями, командованием флотов, - пока еще остается вторым в мире по численности и боевым возможностям. В его составе (по данным на конец 1992 г.) около 140 атомных подводных лодок различного назначения, свыше 800 боевых кораблей и катеров различных классов и подклассов, около 1800самолетов и вертолетов, кроме того, значительное количество кораблей спецназначения, судов обеспечения, а также других плавсредств. Значителен состав войск и боевых средств береговой обороны, подразделений морской пехоты.

Как же отражаются на состоянии Военно-Морского Флота перечисленные негативные факторы сегодняшней обстановки в стране, в чем сущность флотских проблем? Это - резкое сокращение ассигнований на все флотские нужды.

ВО-ПЕРВЫХ. Почти не строятся новые корабли. За 1992 г. впервые за десятилетия, а может, и за столетия нашей истории, на судостроительных верфях не заложено ни одного боевого корабля. Заморожены работы по созданию примерно половины строящихся на разводах боевых кораблей (их более сотни). Не решен вопрос о достройке полутора десятков новых кораблей на судостроительных заводах ставшей независимой Украины. Среди этих кораблей тяжелый авианесущий крейсер "Варяг", готовность которого уже в 1990 г. составляла около 70 %. Его собрат, атомный авианесущий крейсер "Ульяновск", пошел под нож. Украина самовольно наложила "руку" на недостроенный разведывательный корабль "Приднепровье" с уникальным спецвооружением, предназначенным для арктических условий. Украинские власти "перекрестили" его в "Славутич". не допустили на него прибывший с Северного флота для приема корабля экипаж, заменив его местной неподготовленной командой, и объявили корабль первым (!) боевым кораблем независимой Украины, возведя его в ранг "корабля управления". По оценкам специалистов, достройка кораблей на украинских заводах обеспечила бы занятость на 3-5 лет персонала судостроительных заводов Николаевской группы, которые сейчас простаивают. Тем более, что разделка и утилизация этих кораблей никакой выгоды не даст, поскольку средств на это потребуется не меньше, чем на достройку.

ВО-ВТОРЫХ. Эксплуатация и ремонт кораблей и вооружения на флотах крайне неудовлетворительны. Средств на эти нужды выделяется недостаточно, что позволяет проводить главным образом только плановые ремонты стратегических подводных лодок и незначительного числа кораблей другого назначения. Нуждаются в ремонте более ста надводных кораблей, у которых давно истекли все межремонтные сроки. В частности, поставлены на прикол оба тяжелых авианесущих крейсера ("Минск" и "Новороссийск") Тихоокеанского флота. Эта же участь постигла и тяжелый авианесущий крейсер "Киев" Северного флота. Остаются в строю всего два более-менее боеготовных авианесущих корабля - "Адмирал Кузнецов" и "Адмирал Горшков" (бывший "Баку"), оба Северного флота. Впрочем, вопрос об авиации для "Адмирала Кузнецова" (самолеты Су-27к и МиГ-29) тоже до конца пока не разрешен.

В-ТРЕТЬИХ. Громадным потенциальным ущербом может обернуться в будущем прекращение финансирования большого количества НИОКР по флотской тематике. Приостанавливаются и закрываются актуальные работы и проекты. В тяжелейшем положении, буквально под угрозой закрытия, оказываются конструкторские бюро, имеющие большой опыт проектирования кораблей и конструирования морского вооружения, а также научно-исследовательские институты, выполняющие сложные исследования по военной тематике. Это может привести к безвозвратной утрате бесценного научного и конструкторского потенциала, разрушению складывавшихся десятилетиями творческих коллективов конструкторских бюро и институтов.

Как сообщила "Красная Звезда" (а 13.03.93), "...Из полутора тысяч оборонных предприятий в конце 1992 года более 20 простаивали, 140 находились на грани остановки, примерно 400 работали в сокращенном режиме ... Из конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов оборонного профиля ушло примерно 30 % научных кадров". Конечно, когда квалифицированный инженер КБ "оборонки" получает за свой труд меньше уборщицы коммерческого банка, что явно ненормально, неизбежен уход научных и инженерно-технических кадров из ВПК. В то же время, посольству США в Москве предписано в два дня оформлять визу и обеспечивать выезд в Америку российских работников ВПК, поскольку "эти русские мозги" стоят дешево (на уровне пособия по безработице). К сожалению некоторые наши соотечественники клюют на эту приманку.

Какими последствиями чревато влияние названных негативных факторов на ВМФ? Прежде всего, наносится сокрушительный удар по корабельному составу флотов, видимо, аналогичная угроза касается и морской авиации. На сегодня доля современных кораблей в боевом составе ВМФ, то есть кораблей, выслуживших менее половины установленного срока службы 25-30 лет, составляет примерно около трети. При нормальных темпах вывода устаревающих кораблей из боевого состава, а эти темпы сегодня существенно повышены из-за той же самой необеспеченности ремонтом и эксплуатационными ресурсами, нетрудно подсчитать, что где-то к 2003-2005 гг. от сегодняшней численности корабельного состава останется всего одна треть, если не меньше.

Такой военно-морской флот для России бесполезен, потому что не будет соответствовать ее положению как Великой Морской Державы, 40% границ которой проходит по побережью морей и океанов, и не способен будет защитить ее, а также обеспечить ее национальные интересы на море, престиж и положение в мире.

Современный военно-морской флот можно построить и подготовить к войне только в мирное время и в экономически стабильной стране. Это объясняется сложностью его технического оснащения, необходимостью развитой конструкторской и промышленной базы, в том числе мощного кораблестроения, заводов военного профиля продукции, наличия высококвалифицированных рабочих, инженерно-конструкторских кадров и подготовленного личного состава флота, а также разветвленной и всеобъемлющей системы базирования и обеспечения.

В строительстве боевого корабля среднего водоизмещения, не говоря уже о крупных кораблях, участвуют сотни заводов разных регионов страны. Разрыв связей между ними, что сейчас произошло и происходит повсеместно, губителен для кораблестроения, флота, как, впрочем, и страны в целом.

Следующей глобальной проблемой ВМФ, непосредственно влияющей на его боевые возможности, является недостаточность на флотах инфраструктуры базирования и обеспечения: причальный фронт, мощности судоремонтных заводов и производственных флотских предприятий, доковое хозяйство и другое портовое оборудование, хранилища, арсеналы я прочие береговые строения и сооружения.

По ряду субъективных и объективных причин развитию системы базирования флота в последние два десятилетия уделялось меньше внимания, чем корабельному составу и боевым средствам. Это объяснялось отчасти систематическим "урезанием" руководством Министерства обороны ассигнований, выделяемых из общего оборонного бюджета на нужды флота.

В этих условиях командованием ВМФ большая часть ассигнований вынужденно направлялась на кораблестроение и развитие боевых средств флота, иначе не удалось бы восстановить флот после его "хрущевского погрома", впоследствии комплексно приступить к реконструкции и расширению системы базирования. Но лучшие времена не наступили, и рассчитывать приходится только на местные строительные организации флотов, которые маломощны и способны выполнять только в ограниченном объеме крупные трудоемкие работы по строительству береговых сооружений. Тем более, что их основные усилия и фонды, как и капиталовложения, направляются прежде всего на строительство жилья, особенно на Севере и Дальнем Востоке, где базируются силы наших главных флотов.

Улучшения условий базирования флотов в обозримой перспективе ожидать не приходится, тем более учитывая обстановку на Балтике и Черном море, да и на Каспии тоже. Оценку возможностей базирования Балтийского флота, дает его командующий, адмирал В.Егоров: "Мне обидно, что мы теряем пункты базирования, теряем фактически лучшие наши военно-морские базы на Балтике. Базы, где сосредоточены наши основные фонды. Традиционно мы говорили, что главная база флота - Балтийск. Но если посчитать материальные средства, которые были вложены в базы, то Балтийск оказывается на последнем месте. Это может вызвать удивление, но это так. И влечет это за собой очень сложную проблему. Выводить силы флота из Таллинна, Лиепайи, Риги целесообразно, лишь проделав большую работу по дооборудованию Балтийска причальным фронтом, инженерными сетями для строительства жилья. Ни для кого не секрет, что с лучшей обустроенностью в пунктах базирования мы в Прибалтике теряем и лучший жилой фонд. И потому у меня, конечно, вывод этот вызывает чувство горечи по теряемому бесценному достоянию, созданному многими поколениями ваших людей ("Красная Звезда", 22.03.93).

Есть и еще одна важная и неотложная проблема, которая может быть разрешена голько при наличии соответствующей масштабной государственной программы, - это проблема утилизации около сотни выслуживших свои сроки и находящихся в отстое на Северном и Тихоокеанском флотах атомных подводных лодок. Все попытки командования ВМФ добиться решения этой проблемы в государственных инстанциях пока безрезультатны. Работы по разделке корпусов, извлечению реакторов, их консервации с последующей разборкой и утилизацией в состоянии проводить только крупные судостроительные пли судоремонтные заводы. Для этого им необходимо развернуть новые производственные мощности с соответствующим технологическим оборудованием, построить хранилища отработанных реакторов и пр. Но на это нужны дополнительные ассигнования я материальные средства, и ...снова круг замыкается.

Развертывание необходимых производств и технологических линий для утилизации подводных лодок сулит и определенную экономическую выгоду, так как в казну пойдут отчисления, в том числе и в валюте, от реализации ядерного горючего реакторов, корабельного металлолома и цветных металлов, которые в большом количестве используются в подводном кораблестроении. Промедление с решением этой проблемы чревато непредсказуемо тяжелыми последствиями: катастрофой для районов Севера и Дальнего Востока не менее серьезной, чем Чернобыль.

Недавно любопытное предложение по решению этой проблемы поступило от посла России в США г-на Лухинз. В официальном документе из США, подписанном им, предлагается перечень услуг какой-то американской фирмы по утилизации наших подводных лодок. Для этого необходимо подводную лодку отбуксировать в Портсмут, там из нее вырежут реактор, который нам же следует забрать назад, остальное останется в Америке. Такое предложение свидетельствует либо о полной бездарности аппарата посольства, либо о непонятном лоббизме посла и его сотрудников, пробивающих выгодный для американцев, но неприемлемый для страны заказ.

Дальнейшая перспектива развития ВМФ - проблема тоже крайне болезненная. Ранее разработанные кораблестроительные программы - десятилетняя, уточненное пятилетние планы военного кораблестроения и др. - сорваны. Прекращена надолго, если не навсегда, с большим трудом развернутая авианосная программа. Сейчас говорить о возобновлении строительства таких сложных кораблей не приходится. Тем более, если судостроительные заводы Николаева полностью отпадут от российского военного кораблестроения, придется готовить место на российских верфях, где бы можно было строить такие корабли. Потребуется соответствующее крупное дооборудование предназначенного для этих целей завода.

Остается надежда, что удастся достроить "Варяг", - тогда флот будет иметь два авианосца с современной палубной авиацией горизонтального взлета, по одному на Северном и Тихоокеанском флотах. Однако в сегодняшних условиях содержание в боеготовности таких кораблей. Видимо, еще более сложная проблема для ВМФ, чем их строительство.

Надо сказать, что история развертывания строительства наших авианесущих кораблей, где мы отстали от ведущих морских держав на полвека, - тема отдельного разговора. Программа строительства таких кораблей выстрадана, можно сказать, кровью многих военных и гражданских специалистов, руководителей военного ведомства и оборонных отраслей промышленности. Жаль, что она загублена. В то же время, по глубокому убеждению большинства военно-морских специалистов, без авианосцев и сегодня, и в обозримом будущем бессмысленно содержать более-менее значимый и надводный, и подводный флот. Надо будет перейти на прибрежные мелкие корабли, отказавшись от каких-либо притязаний на "морские просторы". Впрочем, это отдельная тема, но очень обидно будет, если наш сегодня еще океанский флот выродится все же во что-то, напоминающее сообщество петровских галер и шняв, с чего, собственно, и начинался Российский флот.

Если же серьезно оценивать возможности дальнейшего развития ВМФ с учетом полученных у нас и в мире достижений науки и техники, то при условии соответствующего внимания и должного материального обеспечения вполне вероятно, что в не столь отдаленном будущем в развитии своих боевых средств флот мог бы занять одно из ведущих мест в Вооруженных Силах, не только как универсальная мощная сила всех видов вооруженной борьбы на море, одна из составляющих триады наших стратегических ядерных сил, ной как сила, способная защитить страну от ударов из космоса.

Итак, напрашивается довольно грустный вывод: а нужен ли вообще военно-морской флот сегодняшней России, ее руководителям, Правительству, Президенту? Или флот для них всего лишь обуза? Как известно, командование ВМФ, Главнокомандующий ВМФ адмирал флота В.Чернавин, сменивший его адмирал Ф.Громов, Главный штаб. Центральные управления ВМФ, командующие флотами со своими штабами прилагают отчаянные усилия, чтобы удержать флот в боевой готовности и чтобы офицеры плавсостава не покинули корабли. На помощь флоту приходят ветераны, общественные деятели, разного рода доброхоты. Но вряд ли можно сказать, чтобы обеспокоенность судьбой флота затронула высшие эшелоны государственной власти.

Остается надеяться, что в итоге все образуется. Иначе просто не может быть: другой вопрос - как и какие силы это осуществят?

15 марта с.г. в С.-Петербурге Комитетом "Общественность в защиту флота" проведена конференция на тему "Какой флот нужен России". На конференции присутствовало все руководство Военно-Морского Флота, военного кораблестроения, оборонных отраслей промышленности. В конференции принял участие первый заместитель Министра обороны А.Кокошин. На конференции выработан ряд предложений по решению проблем флота. Основные из них:

1. Обеспечить выживаемость флота в условиях нестабильности и кризиса экономики, в первую очередь сохранять, по мере возможности, боевой состав флота и кадры плавсостава. Достроить заложенные корабли.

2. Сохранить научный, проектно-конструкторский и производственный потенциал, а также базу кораблестроения и вооружения, обеспечить их приемлемое функционирование и регулярное пополнение флота новыми кораблями и вооружениями, хоть и в сокращенных количествах. Инженерные и научные кадры наших оборонных КБ и НИИ должны быть сохранены любой ценой, вплоть до разрешения проектирования и конструирования "на палку" в ожидании лучших времен.

3. Завершить разработку военно-морской части военной доктрины, где определить, для чего флот нужен стране и каким он должен быть.

4. Постепенно планомерно реконструировать и наращивать ремонтные возможности флотов и инфраструктуру их базирования.

Кроме того, на конференции высказано предложение соответствующим инстанциям ВМФ (или МО России) в установленном порядке обратиться в законодательные и правительственные структуры с предложением о введении должностного поста Военно-морского министра России как члена Правительства и сформировании на базе Главного штаба и Центральных управлений ВМФ Военно-морского министерства. Такая централизованная система управления полностью оправдала себя в ходе интенсивного строительства флота в предвоенный период, в войну и в послевоенные годы.

И последнее. Испокон веков одним из главных направлений внешней политики недругов России было и остается: всеми силами не позволить ей развивать и укреплять свой флот - и военный, и гражданский (торговый), закрыть ему доступ к морским и океанским коммуникациям, изолировать страну в ее сухопутных границах, не допустить до разработки и защиты богатств мирового океана. Цель такой политики ясна: нация или страна, не владеющая морской силой или почему-либо утратившая ее, отрешается от участия в решении мировых проблем,, лишается уверенности в своей независимости и безопасности.

До 300-летнего юбилея Российского Военно-морского Флота остается три года. Очень хотелось бы, чтобы за это время основные флотские проблемы хоть и не в полном объеме, но принципиально были решены и в день своего юбилея наш флот предстал перед народом своей страны достойным преемником и продолжателем морской славы. России. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]