Обозреватель - Observer |
Внешняя политика
|
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
15 июня 1993 г. в московском Парламентском центре на Цветном бульваре прошло обсуждение на тему "Глобальные проблемы российской внешней политики". Инициаторами дискуссии выступили РАУ-Корпорация и информационно-издательское агентство "Обозреватель", фракция "Отчизна" ВС РФ, Союз "Возрождение России", собравшие за "круглым столом" российских парламентариев, известных ученых-международников, военных специалистов, представителей партий и общественных движений, журналистов. Квалифицированный состав участников позволил провести свободный и содержательный обмен мнениями по широкому кругу вопросов, связанных с выработкой внешнеполитической стратегии России, адекватной ее политическому, экономическому и военному весу в мире, новому глобальному соотношению сил, реальным возможностям совершенствования мировой системы. В выступлениях подчеркивалось, что формирование внешней политики невозможно без определения национальных интересов России. В общем плане они для любой страны состоят, с одной стороны, в нейтрализации внешних угроз, обеспечении условий для невмешательства в ее внутренние дела и предотвращения шантажа извне; с другой стороны, в обеспечении благоприятных внешних условий для внутреннего развития страны с точки зрения сохранения ее экономического, научно-технического, оборонного и, в частности, кадрового потенциала. На Западе, как правило, в обществе существует широкий консенсус в понимании национальных интересов; в России же вследствие распада СССР и разрыва системы политических, экономических, военных связей, в обстановке крайней поляризации общественных сил складываются зачастую взаимоисключающие точки зрения на этот счет. В интересах государства и общества необходимо как можно скорее преодолеть такое парализующее и чреватое дальнейшей энтропией положение, разблокировав широкую дискуссию вокруг этих вопросов в духе открытости и конструктивности, отказавшись от старых (традиционалистских) и новых (западнических) шаблонов. Основное внимание участников "круглого стола" было уделено поиску тех внешнеполитических приоритетов, которые могли бы составить ядро новой доктрины, учитывающей стремительные процессы в России и вокруг нее. По мнению большинства участников дискуссии, национальным интересам России в их приоритетном, обобщенном выражении соответствует максимальное поощрение реинтеграционных тенденций на всем пространстве бывшего Союза. Эти тенденции выражаются в становлении и укреплении единого экономического и оборонного пространства и, на последующих этапах, развитии в направлении той или иной формы конфедеративного устройства. Разумеется , это может происходить исключительно через экономические и политические механизмы на базе добровольного и рационального стремления населения к большему достатку, большей общественной и личной безопасности. С особой озабоченностью обсуждались негативные для национальных и оборонных интересов России тенденции в ближнем зарубежье. Подчеркивалось, в частности, что настало время наполнить реальным содержанием понятие "зоны особых интересов и ответственности России". Острая полемика развернулась вокруг вопроса о том, являются ли объективными дезинтеграционные процессы в бывшем СССР. Несмотря на различие подходов участники в целом согласились, что реакцией на складывающееся положение может быть лишь сосредоточение усилий вокруг восстановления "великой державы" (не все выступавшие были согласны с таким определением) с присущим ей местом в Евразии и мире. Иначе это будет уже не Россия, а другое государство, и дальнейшее накопление конфликтного потенциала на его просторах станет неизбежным. Глобальный образ действии России объективно предопределен и соответствует интересам стабильности и мира на всем ее пространстве в широком понимании. Оживленная дискуссия была посвящена и новой модели миропорядка, приходящей на смену прежней, двухполюсной, и ее соответствию интересам России. Согласившись в объективности "многополярного" устройства, участники "круглого стола" высказали множество соображений по глобальным и региональным аспектам российской внешней политики. Приведем лишь некоторые из них, далеко не бесспорные: o Распад двухполюсной системы, в основе
которой лежал стратегический паритет, привел к разбалансировке и дестабилизации
международных отношений. Если ранее мировая катастрофа достаточно уверенно
предупреждалась, допускались лишь войны на географической периферии сверхдержав
(так называемые войны "по доверенности"), то в первой половине 90-х годов
вооруженные конфликты постепенно захватили весь мир, включая даже Европу
и все более напоминая "ползучую" мировую войну. Свобода национализма приводит
к распаду федеративных государств, межэтническим и даже межрелигиозным
войнам, взрыву насилия и жестокости. Этому способствовал и добровольный
отказ СССР и, позднее, России от "навязанной" им историей геополитической
роли.
Информационно-аналитическое агентство "Обозреватель" планирует публиковать материалы "круглого стола" в виде серии статей его участников. Мы будем заинтересованы в сотрудничестве со специалистами, представителями государственных и общественных организаций по затронутой тематике. |
|