Обозреватель - Observer
Внешняя политика


 

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
("круглый стол" РАУ-Корпорации)



15 июня 1993 г. в московском Парламентском центре на Цветном бульваре прошло обсуждение на тему "Глобальные проблемы российской внешней политики". Инициаторами дискуссии выступили РАУ-Корпорация и информационно-издательское агентство "Обозреватель", фракция "Отчизна" ВС РФ, Союз "Возрождение России", собравшие за "круглым столом" российских парламентариев, известных ученых-международников, военных специалистов, представителей партий и общественных движений, журналистов. Квалифицированный состав участников позволил провести свободный и содержательный обмен мнениями по широкому кругу вопросов, связанных с выработкой внешнеполитической стратегии России, адекватной ее политическому, экономическому и военному весу в мире, новому глобальному соотношению сил, реальным возможностям совершенствования мировой системы.

В выступлениях подчеркивалось, что формирование внешней политики невозможно без определения национальных интересов России. В общем плане они для любой страны состоят, с одной стороны, в нейтрализации внешних угроз, обеспечении условий для невмешательства в ее внутренние дела и предотвращения шантажа извне; с другой стороны, в обеспечении благоприятных внешних условий для внутреннего развития страны с точки зрения сохранения ее экономического, научно-технического, оборонного и, в частности, кадрового потенциала.

На Западе, как правило, в обществе существует широкий консенсус в понимании национальных интересов; в России же вследствие распада СССР и разрыва системы политических, экономических, военных связей, в обстановке крайней поляризации общественных сил складываются зачастую взаимоисключающие точки зрения на этот счет. В интересах государства и общества необходимо как можно скорее преодолеть такое парализующее и чреватое дальнейшей энтропией положение, разблокировав широкую дискуссию вокруг этих вопросов в духе открытости и конструктивности, отказавшись от старых (традиционалистских) и новых (западнических) шаблонов.

Основное внимание участников "круглого стола" было уделено поиску тех внешнеполитических приоритетов, которые могли бы составить ядро новой доктрины, учитывающей стремительные процессы в России и вокруг нее.

По мнению большинства участников дискуссии, национальным интересам России в их приоритетном, обобщенном выражении соответствует максимальное поощрение реинтеграционных тенденций на всем пространстве бывшего Союза. Эти тенденции выражаются в становлении и укреплении единого экономического и оборонного пространства и, на последующих этапах, развитии в направлении той или иной формы конфедеративного устройства. Разумеется , это может происходить исключительно через экономические и политические механизмы на базе добровольного и рационального стремления населения к большему достатку, большей общественной и личной безопасности.

С особой озабоченностью обсуждались негативные для национальных и оборонных интересов России тенденции в ближнем зарубежье. Подчеркивалось, в частности, что настало время наполнить реальным содержанием понятие "зоны особых интересов и ответственности России". Острая полемика развернулась вокруг вопроса о том, являются ли объективными дезинтеграционные процессы в бывшем СССР. Несмотря на различие подходов участники в целом согласились, что реакцией на складывающееся положение может быть лишь сосредоточение усилий вокруг восстановления "великой державы" (не все выступавшие были согласны с таким определением) с присущим ей местом в Евразии и мире. Иначе это будет уже не Россия, а другое государство, и дальнейшее накопление конфликтного потенциала на его просторах станет неизбежным. Глобальный образ действии России объективно предопределен и соответствует интересам стабильности и мира на всем ее пространстве в широком понимании.

Оживленная дискуссия была посвящена и новой модели миропорядка, приходящей на смену прежней, двухполюсной, и ее соответствию интересам России. Согласившись в объективности "многополярного" устройства, участники "круглого стола" высказали множество соображений по глобальным и региональным аспектам российской внешней политики. Приведем лишь некоторые из них, далеко не бесспорные:

o Распад двухполюсной системы, в основе которой лежал стратегический паритет, привел к разбалансировке и дестабилизации международных отношений. Если ранее мировая катастрофа достаточно уверенно предупреждалась, допускались лишь войны на географической периферии сверхдержав (так называемые войны "по доверенности"), то в первой половине 90-х годов вооруженные конфликты постепенно захватили весь мир, включая даже Европу и все более напоминая "ползучую" мировую войну. Свобода национализма приводит к распаду федеративных государств, межэтническим и даже межрелигиозным войнам, взрыву насилия и жестокости. Этому способствовал и добровольный отказ СССР и, позднее, России от "навязанной" им историей геополитической роли.
 

  • Международные, миротворческие по своему назначению организации, эволюционируют в сторону политики силы (Бутрос Гали: "принуждение к миру"). ООН теряет универсальность, все чаще выражая точку зрения индустриальных демократий, ее действия приобретают социальную ориентацию и характер колониальных войн.
  • Изменение диспозиции геополитических центров силы сделало США единственной сверхдержавой, впервые дает ей возможность реализовать, в том числе при поддержке России, американскую концепцию миропорядка. Тенденция диктата и экстремизма в политике США представляется особенно опасной на фоне тех трудностей экономического и внутреннего характера, на пороге которых оказались сами американцы.
  • Не выдерживает критики тезис об отсутствии и, якобы, беспочвенности в новых условиях геополитического соперничества между Россией и США, Западом в целом. "Холодная война" включала в себя как социально-классовые, так и геополитические аспекты, причем в целом ряде регионов и сфер соприкосновения второй фактор оказывался не менее, а то и более важным.
  • "Многополюсная" модель мирового устройства как наиболее соответствующая национальным и государственным интересам России предполагает не установление новых приоритетных союзов России с какими-либо государствами или группами государств (союзы против кого?), а устойчивое развитие, если речь идет о Западе, нормальных, не слишком тесных отношений равноправного партнерства.
  • Новую интенсивность приобретает столкновение интересов по линии Север-Юг. На фоне экологического кризиса точкой приложения усилий развитых стран становится доступ к минеральным, энергетическим и пространственным ресурсам развивающихся стран (опасность нового "экологического" передела мира в ущерб последним).
  • России придется, по-видимому, настраиваться на напряженное отстаивание своих интересов в обстановке внешней нестабильности и в условиях существенного ослабления собственных средств самореализации. Критически оценивалась внешнеполитическая концепция МИД РФ. Высказано мнение о том, что определение внешнеполитического курса контрпродуктивно без опоры на общую теорию национальной безопасности, разработка которой настоятельно необходима, но ведется не систематически и келейно. Нужен центр по обобщению таких исследований и выработке соответствующих рекомендаций руководству страны. Социальный характер российского государства и геополитическая природа мира еще не определились в достаточной мере и потребуются серьезные усилия по внесению корректив в этот документ.

  • Значительное внимание было уделено военным аспектам обсуждаемых проблем, в частности, обороне на принципах разумной достаточности и ее зависимости от уровня угрозы. Подчеркивалось, что Россия должна действовать без оглядки на внешние обстоятельства, исходя исключительно из интересов собственной безопасности, ориентируясь не на "третьестепенные" страны, а на основных конкурентов. Затрагивались проблемы договора СНВ-2 и внешней военно-экономической политики России.

    Информационно-аналитическое агентство "Обозреватель" планирует публиковать материалы "круглого стола" в виде серии статей его участников. Мы будем заинтересованы в сотрудничестве со специалистами, представителями государственных и общественных организаций по затронутой тематике. 

    [ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]