Внешняя политика
Обозреватель - Observer


 

ПРОЦЕСС
НОВОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА


В своем выступлении в Гармише (Германия) 5 июня 1993 г.
министр обороны США Л. ЭСПИН сказал следующее:


Мы собрались здесь - и союзники, и бывшие противники, - чтобы отпраздновать открытие учреждения, которое должно еще более сблизить нас. Мы открываем этот центр в 46-ю годовщину знаменитой речи, произнесенной Джорджем Маршаллом в Гарварде. Многие из тех, кто вспоминает об этом историческом событии, обычно говорят о плане Маршалла. Я же хочу поговорить о программе Маршалла, которая лишь частично была реализована выполнением плана, названного в его честь.

46 лет назад, в этот самый день Госсекретарь Маршалл выдвинул очень интересное предложение: если будет разработан совместный план, который "поста вит на ноги европейскую экономику", то Соединенные Штаты поддержат этот план и предоставят финансовую помощь "в том объеме, который для нас окажется практически приемлемым".

Многие успели забыть, что Джордж Маршалл сделал это предложение всем странам от Атлантики до Урала, в том числе Советскому Союзу и странам Восточной Европы.

По своей природе программа Маршалла была всеобъемлющей и предполагала сотрудничество экономически развитых демократических государств в сфере международных отношений и с учетом интересов взаимной безопасности. Из нее не исключалось ни одно государство.

Но тогда осуществлению этой программы помешали определенные обстоятельства. Сталин отклонил это предложение. Опустился "железный занавес". Программа Маршалла была реализована лишь наполовину.

Это было 46 лет назад. Сегодня перед нами открывается беспрецедентная возможность: не выдвигать нового плана Маршалла, но подтвердить свою приверженность программе Маршалла. Эта программа должна была сделать Европу единой и свободной. Ее осуществление - в нашей власти. Чтобы использовать данный нам шанс, необходимо сделать две веши.

Во-первых, на месте структур "холодной" войны, созданных для разделенной на два лагеря Европы, необходимо построить новую систему европейской безопасности для нейтрализации сегодняшних источников угрозы.

Во-вторых, необходимо обеспечить успех демократических и экономических реформ в этих странах, обращая особое внимание на мужественные усилия реформаторов в России, на Украине и в других республиках бывшего Советского Союза, а также в странах Восточной Европы. Я верю в то, что Маршалловскому центру, который мы открываем сегодня, суждено сыграть центральную роль в выполнении обеих этих задач. Позвольте мне остановиться на каждой из них в отдельности.

Новая система безопасности для Европы. В годы холодной войны Европа была поделена между двумя враждебными союзами. Общей безопасности не было, была безопасность друг от друга.

Сегодня все страны Европы оказались перед лицом новых источников угрозы, что требует от нас объединения усилий. Основная угроза исходит от этнических и национальных конфликтов, разразившихся после окончания холодной войны. Бывшая Югославия уже охвачена таким конфликтом, он угрожает и ряду периферийных государств бывшего Советского Союза.

Этнические конфликты дестабилизируют страну, где они бушуют, и угрожают распространиться на соседние государства. Даже те страны региона, которым этнические и национальные конфликты прямой угрозы не несут, могут оказаться жертвами экономических срывов и стать местом паломничества беженцев.

Поэтому новая Европа должна собрать силы для того, чтобы справиться с историческим наследием прошлого - не только периода холодной войны, но и целых столетий вражды, этой войне предшествовавших. Холодная война подавила, но не искоренила, застарелую вражду и недовольство, которые могут воспламениться -и уже воспламеняются - так же, как воспламенилась межнациональная ненависть на Балканах. Это может угрожать стабильности всей Европы. Соединенные Штаты не могут бесстрастно взирать на нестабильность и конфликты в Европе, ярким подтверждением чего является участие США в двух мировых войнах в нынешнем столетии.

Так как же тогда создать новую систему безопасности для такого огромного региона? Во всяком случае, не попытками подорвать силу и сплоченность НАТО, силу и сплоченность наших двусторонних отношений с членами этого блока, в том числе с Германией, на чьей территории мы сейчас находимся. И не провозглашением каких-то новых великих архитектурных проектов. И не бесплодными спорами по поводу того, какой именно из ныне существующих организаций надлежит делать то-то или то-то. Мне кажется, мы должны подойти к этой проблеме с прагматизмом и терпением и начать нить за нитью плести над этой обширной территорией надежную сеть безопасности.

План Соединенных Штатов, направленный на достижение этих целей, предполагает выдвижение трех взаимодополняющих инициатив.

Во-первых, мы должны укрепить и расширить уже существующие и действующие структуры - НАТО, Североатлантический совет сотрудничества, группу министров обороны стран НАТО и бывшего Варшавского договора, а также СБСЕ.

Во-вторых, нам нужно укрепить двусторонние отношения между всеми странами, расположенными в этом регионе. Соединенные Штаты намерены расширять двусторонние экономические, политические и военные связи с каждой из стран, которые будут участвовать в осуществлении программ нового Маршалловского центра. Министр обороны Германии Руйе только что немного рассказал о том, что мы предпринимаем на двусторонней основе; мы обращаемся и к другим государствам с призывом последовать нашему примеру.

В-третьих, мы хотим расширения взаимопонимания между соседними странами и создания между ними союзов. Например, народы Польши, Венгрии и Чешской и Словацкой Республик могли бы войти в одну из таких групп или группировок, способных устранить между соседними государствами озабоченность по поводу безопасности и укрепить - в более широком смысле - безопасность всех нас.

Во всей этой работе Маршалловский центр будет играть центральную роль с точки зрения укрепления структур безопасности новой Европы. Он подчеркивает приверженность США идее создания нового партнерства между Востоком и Западом. Он станет частью сети тех двусторонних и многосторонних организаций, которые должны послужить нашему дальнейшему сближению.

Центр станет тем местом, где будет разрабатываться всеобъемлющая система укрепления национальной безопасности и снижения угрозы ядерной войны и террора. Он будет способен поддерживать военные структуры, подотчетные демократически избранным правительствам. Он способен поддерживать развитие демилитаризованных и сориентированных на рынок экономических систем. Он способен поддерживать деятельность сокращенных вооруженных сил, чьи функции связаны не с агрессией, а с обороной. Центр будет содействовать развитию современных, профессиональных и сориентированных на оборону военных комплексов в странах, в прошлом принадлежавших к Варшавскому договору. Он поможет подготовить военных специалистов из числа гражданских лиц, принять на вооружение демократические методы военного планирования и управления и углубить региональное сотрудничество в оборонной области. Создание Маршалловского центра знаменует собой небольшой, но важный шаг вперед по пути строительства новых структур европейской безопасности.

Второй из наших задач, касающихся реализации незавершенной программы Маршалла, является поддержка демократических и экономических реформ во всем регионе, но особенно в России.

Если российские реформы провалятся и уступят место диктатуре или анархии, то риск и расходы Запада и восточноевропейских соседей России очень и очень возрастут. Это подорвет перспективы партнерства, поставит возникающие в Европе структуры безопасности под давление, значительно увеличит риск конфликта в восточных странах и выдвинет новые требования в плане наших собственных - я имею в виду американских - расходов на оборону.

Успех русских реформаторов даст стимул силам демократии и экономических реформ в республиках за пределами России и укрепит фундамент экономического сотрудничества между ними. По аналогии, успех демократических и экономических реформ на Украине и в других республиках вне России будет способствовать успеху русских реформ и восстановлению региональных экономических связей на демократической, не имперской основе.

.. В этом контексте я хотел бы остановиться непосредственно на тех отношениях, которые мы пытаемся установить в наших контактах с Россией, а также на вопросах европейской безопасности.

Нет никаких сомнений в том, что Россия является ключевым - я подчеркиваю, ключевым - фактором в создании атмосферы безопасности как для Соединенных Штатов, так и для Европы. Как министр обороны Соединенных Штатов я считаю, что военные расходы можно снизить лишь тогда, когда снизится угроза нашей безопасности, безопасности наших союзников и безопасности всех демократических государств мира. Используя экономический термин применительно к вопросу безопасности, я бы сказал, что успех русских реформ является крупнейшим из факторов, влияющих на "спрос" на американские оборонные структуры, а также спрос на оборонные доллары.

Я уверен, что демократическая, не имперская Россия будет лучшей гарантией стабильности и безопасности новой Европы. Демократическая Россия, принимающая активное участие в жизни евроатлантического сообщества государств, укрепит в соседних странах ощущение безопасности, снизит риск отката к деструктивной практике прошлого и сделает возможным дальнейшее преобразование структур европейской безопасности во всеобщие, основанные на сотрудничестве, структуры.

Наше сотрудничество с Россией в области безопасности не должно вызывать опасений у наших европейских друзей и союзников. Оно отнюдь не означает снижения нашей заботы о безопасности Европы. Наоборот, его надо рассматривать как средство укрепления нашей общей безопасности. К тому же мы сотрудничаем не только с Москвой. Мы хотим укрепления наших контактов в области безопасности со всеми странами бывшего Советского Союза и Варшавского договора.

Как заметил Президент, "движение к политическим и экономическим реформам в России и других новых государствах бывшего Советского Союза является главной с точки зрения безопасности проблемой сегодняшнего дня". Мы должны сотрудничать в попытках интегрировать страны Центральной и Восточной Европы в новую Европу и обеспечить успех реформ.

Каким образом можно этого добиться? С точки зрения экономики, Европейское Сообщество призвано сыграть чрезвычайно важную роль в том, что произойдет в восточных государствах. Чтобы демократические и экономические реформы успешно осуществились, жители Центральной и Восточной Европы должны иметь доступ к западным рынкам, инвестициям и помощи в строительстве структур свободной рыночной экономики. Перспектива вступления в сообщество укрепляет реформы. Тесный контакт помогает сблизить новые демократические государства Европы со странами Запада.

С точки зрения безопасности, НАТО не принимает солидарность за негибкость. Нам необходимо решить, каким образом наши тесные связи с восточными демократическими государствами будут развиваться. В настоящее время, однако, мы должны определить те новаторские методы, которые способны приблизить партнеров из Центральной и Восточной Европы к нашему союзу.

Во всей этой работе Маршалловский центр способен сыграть чрезвычайно важную роль. Для нас он станет местом обмена идеями и техническими консультациями. Он поможет созданию системы связей между молодыми независимыми государствами.

В заключение я хотел бы снова подчеркнуть, что мы вошли в чрезвычайно важный период истории - период, дающий нам возможность реализовать в полном объеме программу Джорджа Маршалла, нацеленную на строительство свободной и процветающей Европы. Переход от коммунизма к демократии и свободе рынка - это процесс, открывающий дорогу в долгожданный мир после холодной войны - мир, в котором отсутствует не только конфронтация сверхдержав, но и расширяется демократическое сообщество наций, которое охватит весь континент и выйдет за его пределы.

Сегодня у нас есть возможность выковать новые связи в сотрудничестве с нашими бывшими противниками ради мира и безопасности в Европе. Маршалловский центр подчеркивает приверженность Соединенных Штатов новому партнерству между Востоком и Западом. Это станет частью той системы связей, которая сближает всех нас.

Люди в обеих половинах некогда разделенной Европы заявляют о своей поддержке демократии, свободы рынка, а также мира и общей безопасности. Совместными усилиями мы можем и должны поддерживать, охранять и защищать эти ценности. Именно этого и ожидал от нас Джордж Маршалл. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]