Экономика
Обозреватель - Observer


 
 

В помощь предпринимателю
 

РЕСПУБЛИКА ФИЛИППИНЫ*

ВАЖНЕЙШИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Площадь
300 тыс. кв. км.
Климат
тропический
Температура
+24°С-+35° С
Население
60,3 млн. чел.
Государственный язык
тагальский
Язык делового общения
английский
Религия
романская католическая, мусульманская
Государственное устройство
республика
Административно-территориальное деление
Филиппины расположены на островах Филиппинского архипелага в зап. части Тихого океана, из них 11 крупных (96% территории страны) -Лусон, Минданао. Самар, Негрос, Палаван, Папай, Миндоро, Лейте, Себу. Бохояь, Масбате. Столица - г. Манила. В административном отношении территория страны разделена на 73 провинции
Поясное время
плюс 5 часов к Московскому
Объем ВНП млрд. доля. США
45,9 (1990 г.), 47,6 (1991г.)
Темп прироста ВНП,%
3,1 (1990 г.), 2,5-3,9 (1991 г.)
ВНП на душу населения, доля.
778 (1990 г.), 788,1 (1991 г.)
Темп инфляции, % в/од
14,5-17 (1990г.), 16,5-18 (1991 г.)
Курс национальной валюты, нею
36 песо -1 долл. США (июнь 1991г.)
Длина дорог, км
шоссейных - 162 000, железных - 474
Число портов
323
Число аэропортов
87, из них 6 международного класса
Экспорт, млрд. доля. США
8,07 (1990 г.), 6,50 (1991 г.)
Основные статьи экспорта
одежда, полупроводники и микросхемы, кокосовое масло, медный концентрат, бананы, сахар, железная руда, золото, консервированные ананасы
Основные экспортные рынки, %
США - 38, Япония - 20, ЕЭС - 18, Гонконг - 4
Импорт, млрд. долл. США
11,87 (1990 г.), 9,7 (1991 г.)
Основные статьи импорта
минеральное топливо, машиностроение, транспортное оборудование. металлоизделия, текстиль, химикаты, искусственный каучук и пластик
Основные источники импорта, %
США - 21. Япония - 19. ЕЭС -12, АСЕАН - 9. Тайвань - 7, Гонконг - 5
Золотовалютные резервы
2,42 млрд. долл. США
Внешний долг
33,0 млрд. долл. США
Иностранные капиталовложения, млрд. долл. США
7,9 (1990 г.)
Основные иностранные инвесторы
Япония, Тайвань, Гонконг, США, Китай, Сингапур, Австралия
Число иностранных туристов
1,27 млн. чел., доходы от туризма -1,91 млрд. долл. США (1990 г.)

ВНЕШНЕТОРГОВОЕ, ВАЛЮТНОЕ, НАЛОГОВОЕ
И ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО


1. ВНЕШНЕТОРГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ


1.1. Экспортные операция

1.2. Импортные операции

2. ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО


2.1. Национальная денежная единица и государственные органы, обслуживающие и регулирующие валютные отношения

2.2. Ограничения и сделки с наличными деньгами

2.3. Ограничения по безналичным расчетам

2.4. Валютные аспекты экспортно-импортных операций

3. НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ


3.1. Структура косвенного налогообложения

3.2. Подоходный налог

3.3. Прочие налоги

3.4. Межгосударственные соглашения об устранения двойного налогообложения

4. ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО


4.1. Инвестиционная политика государства и льготы для инвесторов

4.2. Льготный режим для различных видов капиталовложений

4.3. Ограничения на деятельность иностранного капитала

4.4. Правила регистрации инвестиционных операций

4.5. Правила въезда на Филиппины

1. ВНЕШНЕТОРГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

1.1. ЭКСПОРТНЫЕ ОПЕРАЦИИ


В целях скорейшего увеличения экспорта страны президентским Указом № 930 введена в действие упрощенная процедура совершения экспортных операций и до минимума сокращены таможенные формальности.

Но в соответствии с исполнительным приказом № 1016 предусмотрен досмотр ряда видов товаров на предмет экспортной чистоты.

Экспорт некоторых видов товаров на Филиппинах подлежит ограничению. Объем ограничений и список товаров постоянно меняются. Точные данные на текущую дату можно узнать в Таможенном комитете или Министерстве торговли и промышленности. Кроме того, если поставка товара с использованием экспортного кредита, то она подлежит соответствующему регулированию в рамках Экспортного кредитного соглашения.

По законодательству Филиппин экспортеры обязаны в течение трех дней с момента получения сдать всю экспортную выручку в обмен на местную валюту в уполномоченные банки. Данное правило, однако, не является ограничителем импорта, поскольку иностранная валюта по импортным товарным операциям продается достаточно свободно. Окончательные платежи по экспорту должны быть произведены в течение 60 дней с момента поставки. Предоплата должна быть погашена в течение года и на сумму предоплаты не начисляются проценты.

1.2. ИМПОРТНЫЕ ОПЕРАЦИИ


Импортные операции на Филиппинах характеризуются высокой степенью либерализации. Ввоз в страну некоторых видов товаров регулируется или ограничивается по причине сохранения здоровья нации, безопасности, соблюдения принятых международных обязательств, содействия развитию и структурной перестройки промышленности. Разрешения Центрального банка на импорт товаров, не подлежащих регулированию, не требуется.

Для исполнения импортных контрактов стоимостью 1 тыс. долл. и более, как правило, требуется аккредитивная форма расчетов. Для некоторых фирм-производителей сделаны исключения. Последним разрешается осуществлять такую форму расчета, как платеж против документов или по открытому счету. И в том и в другом случае минимальный срок платежа -180 дней. Платежи сроком более 360 дней требуют предварительного одобрения Центрального банка. Кроме вышеназванных, никаких более ограничений на платежи по импорту не имеется.

Фирмы со 100%-ным иностранным капиталом, чья продукция идет полностью на экспорт, обладают полной свободой в выборе форм расчета как по экспорту, так и по импорту.

2. ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО


2.1. НАЦИОНАЛЬНАЯ ДЕНЕЖНАЯ ЕДИНИЦА И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ.
ОБСЛУЖИВАЮЩИЕ И РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВАЛЮТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ


На Филиппинах валютная деятельность регулируется Центральным банком, действующим на основе решений, принимаемых Денежно-кредитным комитетом (The Monetary Board). Помимо коммерческих банков, право на совершение сделок с иностранной валютой имеют сберегательные и сельскохозяйственные банки, а также туристические конторы, получившие специальное разрешение Центрального банка страны. При определенных условиях им разрешено покупать у туристов и других подобных нерезидентов иностранную валюту в обмен на песо. Существуют также организации и фирмы (зарегистрированные в Департаменте по туризму или в другом государственном органе, выдающем соответствующие лицензии), обладающие правом принимать платежи в иностранной валюте за проданные товары и оказанные услуги.

В связи с реорганизацией филиппинского внешнего долга заметную роль в валютной сфере экономики страны играет Корпорация по переоформлению и выплате частной задолженности. Это учреждение было создано правительством Филиппин для реализации разработанной Центральным банком специальной программы по погашению внешних долгов частных корпораций (в данную программу могут быть включены долги определенной категории:

  • не связанные с торговыми операциями;
  • представленные банковскими или финансовыми институтами, за исключением многонациональных организаций и правительств стран-членов Парижского клуба;
  • подлежащие погашению в период с 17 октября по 31 декабря 1992 г.). Корпорация заключает с должниками различные форвардные контракты.
Внутреннее денежное обращение Филиппин обслуживается основной денежной единицей -песо, состоящей из 100 сентавос. Отличительный знак национальной валюты: Р.

2.2. ОГРАНИЧЕНИЯ НА СДЕЛКИ С НАЛИЧНЫМИ ДЕНЬГАМИ


Ограничения по зарубежным заимствованиям. На Филиппинах рестрикции по внешним займам довольно обширны. Для их получения требуется предварительное разрешение Центрального банка, который проводит экспертизу займа на предмет его объема стоимости, продолжительности и т.п., а также сточки зрения экономической целесообразности финансируемого проекта. В основном иностранное заимствование допускается только в качестве валютного покрытия расходов на приоритетные проекты, включенные в национальный план социально-экономического развития, разработанный Департаментом по развитию национальной экономики, а именно: в производство продовольствия и сельскохозяйственное развитие; в энергетику; экспорториентированные производства, использующие местные ресурсы; объекты инфраструктуры; средства связи; развитие транспортной сети.

Перевод прибылей и репатриация инвестированного капитала. На Филиппинах перевод за рубеж доходов и репатриация капитала осуществляется только с зарегистрированных иностранных предприятий с раз решения Центрального банка. Перевод доходов иностранной компании (в виде роялти, ренты, комиссионных и гонораров), осуществляемого в рамках технологического трансферта допускается при регистрации соответствующего соглашения в Департаменте по технологическому трансферту Министерства торговли и промышленности. Обслуживание внешней задолженности (перевод амортизационных и процентных платежей) происходит без проволочек при обязательном соблюдении условия регистрации ссудного контракта в Центральном банке.

2.3. ОГРАНИЧЕНИЯ ПО БЕЗНАЛИЧНЫМ РАСЧЕТАМ


Заблокированные счета. На Филиппинах законодательно закреплена возможность блокировки счетов, если соответствующее соглашение по иностранным инвестициям не зарегистрировано в Центральном банке.

Счета нерезидентов. На Филиппинах нерезиденты имеют право держать иностранную валюту на различных условиях в уполномоченных банках. При этом эти вклады рассматриваются как часть международных резервов Филиппин. Иностранная валюта, поступающая по сделкам купли-продажи, предоставлению услуг и т.п., подлежит продаже уполномоченным банкам. Депозитом может быть иностранная валюта, имеющая иные источники. В стране нет ограничений на перевод за границу или изъятие депозитарием своих средств, если иное не оговорено в контракте между банком и вкладчиком.

Ограничения заимствования из местных источников. На Филиппинах фирмы с долей иностранного участия более 40% могут осуществлять заем в песо только с разрешения Комитета по внутренним займам. Основным условием благополучного разрешения является участие иностранного партнера в программе по конверсии внешней задолженности в функционирующий капитал.

2.4. ВАЛЮТНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ


По общему правилу импорт на Филиппины достаточно либерализирован за исключением запрещенных товаров. Вместе с тем существуют постоянно изменяющиеся списки товаров, импорт которых регулируется или ограничивается по причинам сохранения здоровья нации, безопасности, международных обязательств, а также по причинам содействия развитию и рационализации местной промышленности. В отношении либерализированных товаров одобрения Центрального банка не требуется.

Ограничения по экспорту. На Филиппинах действует жесткое правило, согласно которому вся экспортная выручка сдается уполномоченным агентам банков в обмен на местную валюту в течение 3 рабочих дней с момента ее получения на Филиппинах.

На Филиппинах также имеется определенное ограничение по видам товаров, которые могут быть допущены к экспорту. Действуют и унифицированные правила по условиям получения экспортных кредитов.

3. НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ


На Филиппинах 80% доходов государства составляют налоговые поступления. Подавляющая часть налогов используется на нужды центрального правительства. В то же время в соответствии с Президентским указом № 231 право на взимание некоторых видов налогов на предпринимательскую деятельность предоставлено провинциям, городам, муниципалитетам.

3.1. СТРУКТУРА КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ


В настоящее время на Филиппинах действуют четыре основные вида косвенных налогов: акцизный сбор, налог на добавленную стоимость, процентный налог на некоторые виды бизнеса и налог на документооборот.

Акцизные налоги. Акцизные налоги делятся на специфические и адвалорные (стоимостные). Специфический налог взимается в зависимости от веса, объема, мощности или другой единицы физического измерения товара. Адвалорный налог базируется на основе продажной или иной цены продукта.

Акцизному налогообложению подлежат товары, изготовленные или произведенные на Филиппинах для внутренней продажи, потребления и распределения. Импортируемые товары не составляют исключения, при этом акцизный налог взимается наряду с таможенной пошлиной. В случае, если произведенный на Филиппинах товар вывозится (без возврата) из страны, то уплаченный акцизный сбор возвращается экспортеру по предоставлению доказательств экспорта и получению соответствующей валютной выручки.

Акцизный налог pacпpocтpaняется на следующие продукты: дистиллированный спирт, вино, табак и сигареты, масла и горючесмазочные материалы, пиротехнические изделия, кинофильмы, сахарин, автомобили, минеральные продукты (включая уголь и нефть), а также предметы роскоши (ювелирные изделия, духи и туалетная вода, яхты и другие корабли, предназначенные для спорта или развлечения). Номенклатура товаров, подлежащих обложению акцизным налогом, время от времени пересматривается. Так, в прошлом году налог на сложные ликеры, спички и видеомагнитофоны был отменен.

Налог на добавленную стоимость. Система налогов на добавленную стоимость (НДС) была введена на Филиппинах Постановлением № 273 от 1 января 1988 года. Данный налог распространяется практически на все виды продаж товаров и услуг. Предприятия сосреднегодовым объемом продаж или доходов, не превышающих 200 тыс. песо, освобождаются от НДС, но уплачивают 2% от их совокупного дохода.

НДС на продажу товара. Налог на добавленную стоимость взимается в размере 10% с продажной цены товара (любого товара, исключая недвижимость и продукты интеллектуального труда). При исчислении цены товара включается стоимость упаковки, транспортные расходы, страхование, а также акциз (если товар подлежит акцизному сбору). При этом занижение цены на 30%. по сравнению с аналогичным товаром, считается неправомерной, и НДС исчисляется на базе средней цены.

НДС подлежат следующие товары:

  • все товары, подпадающие под акциз, за исключением некоторых нефтепродуктов;
  • все товары, классифицируемые ранее как несущественные, существенные и обычные и подлежащие налогу с продаж;
  • все товары, ранее подлежащие 12,5% дополнительному налогу с продаж;
  • полезные ископаемые, подлежащие обложением роялти, также облагаются 10% НДС.
НДС на продажу услуг. Базовая цена расчета НДС на проданные услуги включает в себя не только стоимость самой услуги, но и поставленного вместе с ней материала. Учитываются также платежи, полученные в форме предоплаты.

10% НДС подлежат следующие услуги:

  • услуги, оказываемые лицами, имеющими статус независимых предпринимателей;
  • владельцы, использователи и дистрибьюторы кинофильмов;
  • брокеры всех видов бирж.
НДС на импорт. 10% НДС распространяется на товары, ввозимые из-за рубежа для использования и перепродаж. Базой для расчета НДС служит цена, указанная в таможенных документах, увеличенная на сумму соответствующих налогов.

Плательщик НДС имеет право включать уплаченный налог в продажную стоимость своей продукции или услуги, т.е. переложить его на покупателя. Стоимость налога при этом может быть указана отдельной строкой.

Система налогообложения добавленной стоимости предусматривает ряд налоговых скидок и льгот.

Так, например, от налога освобождены импортные комплектующие узлы и детали ряда производств, некоторые виды капитального оборудования, продукция пионерных отраслей производства, перечень которой утвержден Комитетом по инвестициям 1 августа 1987 года.

Полностью или частично освобождены от уплаты НДС:

  • экспортные операции на свободно конвертируемую валюту, включая внутренний экспорт нерезидентам страны;
  • продукция, продаваемая покупателям, имеющим специальные налоговые льготы (например, поставка продукции на военные базы США на территории Филиппин);
  • предоставление различного рода услуг лицам, осуществляющим бизнес за пределами Филиппин.
Следующие товары освобождены от НДС (перечень неполный):
    o пищевая сельскохозяйственная продукция, морепродукты, лесные товары, продаваемые производителями или собственниками земли, на которой были произведены данные товары;
  • импорт с/х и морепродуктов;
  • медицинские и ветеринарные услуги;
  • удобрения, пестициды, гербициды и химические составляющие для их производства, семена, животные и корма, мясо и рыба;
  • книжная продукция, включая газеты, журналы и бюллетени, при условии, что последние издаются регулярно по фиксированным ценам и не имеют исключительно рекламный характер.
Процентный налог. Ниже приводится перечень видов деятельности, облагаемых процентным налогом (взимание последнего освобождает плательщика выплачивать НДС):
  • содержание отелей, мотелей и аналогичных заведений;
  • транспортное и гаражное обслуживание;
  • сделки с ценными бумагами;
  • операции с использованием средств связи (телефон, телеграф, факс, телекс и др.);
  • банковское и небанковское финансовое обслуживание;
  • деятельность страховых компаний;
  • выручка ипподромов, игорных домов и пр. В табл. 1 приведены примеры ставок процентного налога.

 

Таблица 1

Примеры ставок процентного налога
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТАВКА НАЛОГА
Банковский доход от: заемных, финансовых и лизинговых операций 1%, 3 или 5% от общего дохода в зависимости от срока платежа. В случае превышения срока платежа 7 дней налог не платится
Дивиденды Освобождены
Прочие виды деятельности 5% совокупного дохода
Страховые компании, работающие на Филип-пинах 5% совокупного дохода
Компании, добывающие неметаллические виды сырья 3% от стоимости отгруженного продукта
Компании, добывающие металлические руды 5% от стоимости отгруженного продукта
Транспортное обслуживание 3% совокупного дохода
Посреднические операции с ценными бумагами 6% совокупного дохода

Налог на документооборот. При оформлении документов определенных видов деловых операций требуется наличие налоговой марки, подтверждающей гербовый сбор. Приводимая ниже табл. 2 содержит ряд сделок, по которым взимается гербовый сбор.
 


Таблица 2

Документы, сопровождаемые налоговой маркой
ДОКУМЕНТ
СТОИМОСТЬ МАРКИ, ПЕСО
Банковские чеки 0.20 - за каждый чек независимо от его суммы
Облигации, долговые обязательства 1 - за каждые 200 песо по документам
Акции и сертификаты по акциям 1,7 - за каждые 200 песо номинала. При передаче акции взимается ОД - за каждые 200 песо номинала
Сделки по продаже или передача недвижимости 10 - если стоимость имущества не превышает 1 тыс. песо; дополнительно 10 песо за каждые последующие тыс. песо
Векселя (переводные или непереводные) 0,20 - за каждые 200 песо номинале

Кроме указанных в таблице, гербовым сбором облагаются коносамент, все виды счетов, страховой полис, документооборот деятельности складов и отелей., ипотечные и закладные операции, оформление доверенности, предоставление юридических услуг и др.

Существует также дополнительный "марочный" налог, который взимается при регистрации частного владения на легковые автомобили, мотоциклы, мотороллеры, мопеды.

3.2. ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ


Местные предприятия, включая совместные и товарищества, платят 35% с ч истого среднегодового дохода, полученного из всех источников. Исключение составляют товарищества с неограниченной ответственностью, совместные предприятия , работающие в области строительства и разработки различных видов энергии (нефть, уголь, геотермальные источники), а также корпорации, выполняющие правительственные заказы, и др. Некоторые виды деятельности, не подлежащие налогообложению по основной ставке, приведены в табл. 3.
 


Таблица 3

Налоговые ставки на некоторые виды деятельности
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТАВКА ПОДОХОДНОГО НАЛОГА
Учебные заведения (коммерческие) 10%, если же доход от не основной деятель-ности превышает подовику совокупного дохода, то - 35%
Некоммерческие учебные заведения Освобождены от налога по Конституции страны 1987 года
Страховые компании 10% совокупного дохода из всех источников
Местные
Иностранные
10% совокупного дохода. полученного на Филиппинах

Доходы иностранных фирм подлежат налогообложению только в части полученных из источников на Филиппинах. Обычно ставки налога для фирмы-нерезидента составляют 35% совокупного налога. Процентный доход по зарубежным займам фирмы-нерезидента облагается 20-ным налогом. Инофирма, занятая в кинопроизводстве и прокате выплачивает 25% совокупного дохода. Такой же налог установлен для международных транспортных компаний. При страховании судна у владельца нерезидента филиппинским юридическим или физическим лицом выплачивается 4,5%. Премии по перестрахованию, полученные инофирмой нерезидентом из филиппинских источников, не облагаются налогом.

Плата за аренду транспортных средств, машин и другого оборудования, поступающая к нерезиденту, облагается по ставке от 5 до 10%.

Иностранная компания-резидент облагается по той же ставке и в том же порядке, что и местная фирма. Доходы, переводимые филиалом материнской компании за рубеж подлежат налогообложению в размере 15% (за исключением, если инофирма резидент зарегистрирована в специальной экспортной зоне). Переводы тех же доходов, получаемых от операций с нефтью облагаются по ставке 7,5%.

Под доходами, полученными из источников на Филиппинах, подразумеваются следующие:

  • проценты, полученные от заимодателя, находящегося на Филиппинах;
  • дивиденды от местных и, в некоторых случаях, от иностранных предприятий;
  • компенсация за услуги, оказанные на Филиппинах;
  • доходы от продаж имущества, расположенного на Филиппинах:
  • рента и роялти, полученные от собственности на Филиппинах, включая патенты, права использования, ноу-хау, торговые марки и т.д.
Облагаемые в настоящее время на Филиппинах доходы в форме роялти включают в себя также услуги по техническому содействию, оказанные компании-резиденту. Налоговое законодательство Филиппин подробно оговаривает виды услуг, оказанных за границей, но причисляемых к полученным из Филиппин источникам. Доход, полученный от продажи акций местной компании, расценивается как филиппинский вне зависимости от места осуществления сделки.

Подоходный корпоративный налог на Филиппинах уплачивается на основе представляемой декларации ежеквартально нарастающим итогом в течение 60 дней следующего квартала. К 15 апреля (начало нового финансового года) осуществляется годовая коррекция произведенных платежей в сторону уменьшения (если имела место перс плата) или увеличения налогового взноса (если имела место недоплата). В первом случае выплаченные суммы могут по желанию засчитываться в качестве последующих платежей будущего периода.

Филиал или дочерняя компания. Рассмотрим коротко преимущества и недостатки (сточки зрения уплаты налогов) иностранного инвестирования на Филиппинах в форме филиала по сравнению с дочерней компанией.

Облагаются налогами доходы филиала полученные только из филиппинских источников. Доходы дочерней компании облагаются полностью вне зависимости от источника их происхождения. В последнем варианте негативный эффект может быть уменьшен предоставлением определенных налоговых льгот на основе межгосударственных соглашений об устранении двойного налогообложения.

Чистый (т.е. после уплаты налогов) доход филиала при переводе в головную компанию облагается по ставке 15 %, дочерней компании - 35%. (При определенных обстоятельствах последняя цифра может уменьшаться до 15%.)

Компания имеет право перекладывать на счет своего филиала часть своих расходов, тем самым уменьшая или увеличивая прибыль последнего. Формально материнская компания лишена такой возможности по отношению к дочерней компании. В этом случае, однако, аналогичную операцию можно проделать при помощи подписания между сторонами соглашения о техническом содействии.

Если операции обещают быть прибыльными и имеются планы по реинвестиции доходов на Филиппинах, то в этом случае выгоднее открывать дочернюю компанию, поскольку получаемые дивиденды подлежат налогообложению только тогда, когда они декларируются перед материнской компанией.

В варианте с филиалом возможности накопления без налогового бремени представляются затруднительными.

Финансовые результаты деятельности филиала объединяются с результатами головной компании и по совокупности облагаются налогом в стране базирования головной компании.

Большим преимуществом организации дочерней компании является ее статус юридического лица. Материнская компания не отвечает по обязательствам своей филиппинской дочерней компании и наоборот.

Создаваемый на Филиппинах филиал обязан приобрести государственные ценные бумаги на сумму 100 тыс. песо и далее на сумму 2% от годового совокупного дохода, если последний превышает 5 млн. песо. К дочерней компании такие требования не предъявляются.

Налогообложение индивидуальных доходов. Существующая ныне на Филиппинах система налогообложения индивидуальных доходов была введена в 1982 году. В соответствии с ней индивидуальный доход классифицируется на компенсационный, деловой и пассивный.

Пассивный доход - это дивиденды, проценты, роялти и премии. Компенсационный доход включает в себя все виды платежей, возникающих во взаимоотношениях работник - работодатель. К деловому доходу относятся все те доходы, не попавшие в первые две группы.

Ставки по компенсационному и деловому доходам колеблются от 1 до 35%.

Иностранцы-нерезиденты, занятые в торговле или бизнесе на Филиппинах, облагаются по тем же ставкам, что и местные жители и иностранцы-резиденты, за исключением доходов по дивидендам, акциям в товариществах (которые облагаются, как корпорация), процентам роялти и премиям, облагаемым по ставке 30%.

Доход лиц-резидентов облагается независимо от их источников. Нерезиденты платят налог только с доходов, полученных на Филиппинах.

Существуют налоговые льготы (в тыс. песо): 6,0 - для одиноких; 7,5 - для членов семей; 12,0 - для семейных; 3,0 - за каждого ребенка (но не более четырех).

Все виды доходов иностранцев-нерезидентов, получаемые не от бизнеса, облагаются по ставке 30%. Иностранец-нерезидент считается занимающимся бизнесом на Филиппинах, если он находится в стране более 180 дней (по совокупности) в календарном году.

Резиденту-иностранцу на Филиппинах предоставляются определенные налоговые льготы, если страна его гражданства предоставляет аналогичные льготы филиппинским гражданам.

3.3. ПРОЧИЕ НАЛОГИ


Налог на использование международной сети связи на Филиппинах составляет 10%.

Налог на доходы частных лиц и предприятий от продаж акций составляет 10%, если сумма дохода не превышает 100 тыс. песо и 20%, если доход превышает эту цифру. Если продажа акций, котирующихся на местной бирже, осуществляется через эту биржу, то налог составляет 0,25% от суммы продажи.

Налог на доходы от продажи недвижимости частным лицам составляет 5%.

Налог на экспорт взимается за вывоз из стран леса-кругляка в размере 20% от стоимости фоб порт Филиппин.

3.4. МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ
ОБ УСТРАНЕНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ


Филиппины подписали и ратифицировали соглашения об устранении двойного налогообложения со следующим и странами: Австралией, Австрией, Бельгией, Канадой, Данией, Финляндией, Францией, Индонезией, Италией, Японией, Кореей, Малайзией, Новой Зеландией, Пакистаном, Сингапуром, Швецией, Таиландом, Великобританией, США и Германией.

4. ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО


4.1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
И ЛЬГОТЫ ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ


Вся необходимая местным и иностранным предприятиям информация об инвестиционной деятельности на Филиппинах содержится в Своде инвестиционных правил (Omnibus Investment Code (Постановление № 226 от 1987 г.). Общее руководство процессом инвестирования осуществляет Министерство торговли и промышленности. Непосредственные задачи возложены на Комитет по инвестициям (Board of Investments) и Директорат экспортных производственных зон (Export Processing Zone Anthority). В целом государственная политика в области инвестирования направлена на стимулирование капиталовложений в различные сектора экономики, увеличивающие занятость, повышающие производительность и качество труда, международную конкурентоспособность, объем и стоимость экспорта, расширяющие использование природных ресурсов, создающие базис для долгосрочного развития экономики, а также ускоряющие развитие отсталых регионов страны.

Существует пересматриваемый ежегодно план приоритетных инвестиций. Иностранный инвестор, желающий получить льготный режим для своих капиталовложений должен вкладывать средства именно в эти направления. Приоритетные инвестиции делятся на пионерные и не пионерные. Доля иностранного участия в первых может быть стопроцентной. В предприятиях не пионерных иностранный капитал не должен превышать 40%, исключение составляют предприятия, производящие не менее 70% продукции, которая идет на экспорт и предприятия, расположенные в экспортно-производственных зонах (ЭПЗ).

Для иностранных предприятий, увеличивающих долю капитала, предусмотрено расширение льгот. В ряде отраслей последовательное увеличение в предприятии доли филиппинского капитала обязательно. Это правило не распространяется на иностранные предприятия, зарегистрированные в экспортно-производственных зонах Филиппин. Кроме того, им предоставлено право заниматься любым видом производственного бизнеса. В настоящее время на Филиппинах существует 4 действующие ЭПЗ - Mariveles-Bataan; Mactan-Cebu; Baguio City; Rosario-Cavite. Вся продукция фирм, расположенных в зонах, предназначается на экспорт. В некоторых случаях с разрешения Директората ЭПЗ 30% продукции может поступать на внутренний рынок.

Если иностранный инвестор хочет вложить более 40% капитала в предприятие неприоритетного направления, требуется разрешение Комитета по инвестициям. Как правило, такое разрешение выдается при соблюдении следующих условий: данный вид деятельности освоен на Филиппинах не полностью; деятельность не противоречит существующим законам и не наносит ущерба приоритетным направлениям; не носит монополистического или ограничительного характера.

Для иностранного инвестирования на условиях не более 40% капитала действует уведомительный характер, т.е. чтобы открыть такое предприятие, достаточно заполнить специальный бланк и отдать его в Комитет по инвестициям для статистических целей.

Все корпорации, товарищества, филиалы и дочерние компании, представительства и отделения иностранных фирм должны быть зарегистрированы в Комиссии по ценным бумагам и валюте. В целях обеспечения перевода прибылей и репатриации капитала все иностранные инвестиции должны быть зафиксированы также в Центральном банке Филиппин.

Иностранное инвестирование на Филиппинах может быть осуществлено как в денежной форме, так в виде материальных активов - капитальных товаров, патентов и других прав.

Помимо прямого инвестирования иностранному предпринимателю доступны на Филиппинах и другие виды деловой активности: заключение любых законных контрактов; назначение представителями или дистрибьюторами местных лиц, а также иностранцев, проживающих на Филиппинах более 150 дней в календарном году; участие в наблюдении, контроле и управлении местными фирмами и прочее.

4.2. ЛЬГОТНЫЙ РЕЖИМ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ


Предприятия, зарегистрированные Комитетом по инвестициям, имеют ряд льгот. Так, вновь зарегистрированные пионерные фирмы освобождаются от уплаты подоходного налога в течение 6 лет, не пионерные в течение 4 лет с момента получения прибыли. При наличии дополнительных обстоятельств (использование местного сырья и иностранной рабочей силы; обеспечение в течение 3 лет ежегодной чистой валютной прибыли не менее 500 тыс. долл. и др.) этот срок может быть пролонгирован неоднократно.

Фирмам, осуществляющим расширение производства, предоставляется скидка с подоходного налога пропорционально увеличению оборота.

В течение 5 лет, зарегистрированным предприятиям разрешается уменьшать налогооблагаемый доход на сумму эквивалентную 50% фонда заработной платы (при наличии соответствия, установленного Комитетом соотношения между объемом капитала и количеством работников).

Вновь созданные и расширяющиеся предприятия при импорте машин, оборудования и комплектующих изделий полностью освобождаются от уплаты таможенных сборов и соответствующих внутренних налогов на их использование. Данная льгота будет иметь силу до истечения срока действия Свода инвестиционного законодательства. Местное производство, а также импорт генетического материала и биотехнологии освобожден от всех видов пошлин и налогов в течение 10 лет с момента регистрации фирмы или начала ее коммерческой деятельности.

Существенные налоговые и таможенные льготы предоставляются на сырьевые материалы, используемые для производства экспортной продукции.

Инвестиционная деятельность на Филиппинах стимулируется не только финансовыми рычагами, но и при помощи других инструментов. Так, на вывоз-ввоз ряда товаров распространяется упрощенная таможенная процедура (например, на машины, оборудование, комплектующие изделия и материалы и др.).

Фирмам, принадлежащим национальному капиталу, позволено в течение 5 лет иметь руководителей из числа иностранных специалистов.

Предприятиям, осуществляющим бизнес в наименее развитых регионах страны, предоставляются дополнительные льготы. Во-первых, они имеют льготы пионерного предприятия вне зависимости от вида деятельности. Во-вторых, затраты этих фирм, направляемые в объекты строительства и инфраструктуры, не облагаются налогом. В-третьих, по многим позициям для этих компаний ставка налоговой льготы удваивается.

Фирмы, зарегистрированные в экспортно-производственных зонах, пользуются теми же льготами, что компании зарегистрированные Комитетом по инвестициям. Кроме того, они имеют ряд дополнительных льгот (пониженное налогообложение, освобождение от уплаты местных налогов и др.).

Президентским указом № 1034 от сентября 1976 года иностранным банкам разрешается создавать свои офшорные отделения на Филиппинах. Уставный капитал такого банка должен быть не менее 1 млн. долл. Сделки этих банков с иностранной валютой для нерезидентов и других офшорных банков, местных коммерческих банков и филиалов иностранных банков освобождены от налогов. Доходы по процентам от валютного займа резидентов облагаются в размере 10%. Иностранному персоналу отделений предоставляются многоразовые въездные визы. Провозимые ими вещи не подлежат таможенному сбору. Доход отделений облагается по ставке 15%.

В целях развития малого бизнеса вне пределов Большой Манилы и других урбанизированных центров 14 декабря 1989 года Конгрессом страны был принят Республиканский Акт, освобождающий малые предприятия от уплаты всех видов налогов, кроме налогов на недвижимое имущество, доходов на капитал и импортные операции. Малыми предприятиями считаются фирмы с числом занятых не более 20 человек и капиталом на момент регистрации не превышающим 500 тыс. песо.

4.3. ОГРАНИЧЕНИЯ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА


На Филиппинах ряд видов производств с иностранным участием требует наличия определенной минимальной доли местного капитала:

60% - для общественных организаций, осуществляющих коммерческую деятельность, внутреннего авиационного транспорта, финансовых компаний, поставщиков по государственным контрактам, агробизнеса, добычи полезных ископаемых, рыболовства, энергетики;

70% - для банковских институтов (включая частные банки развития и сбербанки);

75% - для строительства в государственном секторе.

В некоторые отрасли национального хозяйства иностранный капитал не допускается полностью или частично.

Так, в розничной торговле деятельность фирм с иностранным участием в целом запрещена. Исключения составляют фирмы, поставляющие продукцию торговым или промышленным компаниям, работающим по государственным заказам или продающим свою продукцию также торговым и промышленным компаниям.

4.4. ПРАВИЛА РЕГИСТРАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ОПЕРАЦИЙ


Иностранные капиталовложения в сферы со льготным режимом оформляются согласно следующим положениям:

1. Претендент подает заявления и другие необходимые документы, один из которых включает технико-экономическое обоснование.

2. Регистрационная комиссия комитета по инвестициям проверяет заявление на предмет соответствия всем необходимым требованиям. Эта процедура обычно занимает один-два дня.

3. После того, как заявление проверено и принято Комитетом по инвестициям, претендент должен опубликовать свои коммерческие предложения в одной из местных газет с обычным тиражом. Через неделю после публикации Комитет собирает мнение общественности. Этот процесс обычно занимает 10 дней.

4. Если общественность не реагирует, комитет сам анализирует заявление. Оценка этого заявления обычно требует 20 рабочих дней.

5. Если нет вопросов и возражений от отдельных индустриальных групп, проект, предоставленный в Комитет по инвестициям, рассматривается на его заседаниях еженедельно.

6. Если комитет находит, что проект удовлетворяет всем требованиям, тогда он выдает одобрительное письмо претенденту, который должен в течение 30 дней уладить все необходимые дополнительные формальности.

7. После этого претенденту выдается свидетельство о регистрации. Обычно на это требуется одна неделя.

Иностранные капиталовложения в экспортно-производственных зонах регистрируются следующим образом:

1. Претендент представляет прошение на регистрацию вместе с технико-экономическим обоснованием и другие необходимые документы.

2. После получения документов руководство ЭПЗ оценивает их в течение двух недель. Оценка проходит по двум критериям: технико-экономическое обоснование и использование сырья.

3. После оценки проекта ЭПЗ Комитет дает свои рекомендации, одобряя или отвергая проект.

4. Претендент получает письмо, содержащее решение Комитета, относительно прошения. Если руководство ЭПЗ одобряет прошение, то Комитет определяет условия предварительной регистрации.

5. Если претендент согласен с условиями, заключается и подписывается контракт между ЭПЗ и фирмой-претендентом. После этого фирма-претендент должна заплатить регистрационный налог 1000 песо.

6. Секретариат комитета ЭПЗ выдает свидетельство о регистрации и компания получает регистрационный номер, по которому она и идентифицируется в дальнейшем.

4.5. ПРАВИЛА ВЪЕЗДА НА ФИЛИППИНЫ


Любой иностранец, имеющий право на въезд в страну на условиях коммерческого договора, может быть квалифицирован как не иммигрант,

имеющий визу для торговли и осуществляющий торговые операции между Филиппинами я государством, представителем которого он является, или развивать и руководить действиями предприятия, в которое он вложил значительную долю капитала.

Иностранные специалисты могут быть приняты на Филиппинах с заранее оформленной визой на работу, если знания и умения, которыми они обладают, необходимы стране, или ощущается нехватка специалистов в этих областях.

Иностранцы могут приезжать на Филиппины для осуществления коммерческих операций, а также просто как туристы с целью развлечения и улучшения здоровья, имея при этом временную гостевую визу на период 59 дней, которая может быть продлена на период до одного года. Каждый иностранец, который собирается пробыть на Филиппинах более 59 дней, должен пройти регистрацию в Комиссии по иммиграции и выезду или в муниципалитете в районах за пределами Манилы.

Согласно законодательному Постановлению № 408 иностранцы, кроме тех национальностей, которые специально перечислены, могут пребывать на Филиппинах без визы сроком до 21 дня.

Иностранец, который квалифицирован как "не иммигрант", может обратиться за разрешением на постоянное проживание, не покидая Филиппин.

Если иностранец хочет и в состоянии вложить по меньшей мере 75 тыс. долл. в развитие Филиппин, он может обратиться за специальной визой для проживания в стране. Выдача этой визы зависит также от того, насколько человек, получающий ее, отвечает следующим требованиям:

  • он не должен быть замечен ни в каких преступлениях и безупречен в моральном отношении;
  • иметь хорошее состояние здоровья без психических расстройств и отклонений.
Человек, обладающий такой визой, может находиться на Филиппинах до тех пор, пока он осуществляет свои капиталовложения.
 

* Материал продолжает серию публикаций "В помощь предпринимателю". См. "Обозреватель" 1993 г.: № 1 (5), № 3 (7) - Китай, № 10 (14) - Малайзия, № 11 (15) - Королевство Таиланд, № 13 (17) - Тайвань, № 14 (18) - Япония, № 15 (19) - Сингапур.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]