Военно-политические проблемы
Обозреватель - Observer

 ВЫРВЕТСЯ ЛИ НА СВОБОДУ "ЯДЕРНЫЙ ДЖИНН"?


Вячеслав Круглов,
доктор военных наук
Андрей Скуридин

 

 Возможно ли "ядерное" решение кашмирской проблемы?


Одной из наиболее взрывоопасных проблем международных отношений является многолетний тлеющий конфликт Индии и Пакистана из-за Кашмира. За 56 лет своего существования Индия и Пакистан уже дважды воевали из-за этого. Вот почему в июне 2002 г. весь мир с величайшей тревогой наблюдал за очередным кризисом в их отношениях. К подобным обострениям человечество, похоже, уже привыкло. Однако с 1998 г. все кардинально изменилось: оба государства стали ядерными, проведя серию испытаний ядерного оружия. Имея до четырех десятков (Пакистан) и до сотни (Индия) ядерных зарядов, эти страны стали способны к "ядерному" выяснению вопроса, кто прав в кашмирском противостоянии. Тем более что они имеют соответствующие носители ядерного оружия.

Индия имеет ракеты малой, средней и большой дальности. Самой мощной является ракета Агни-2, двухступенчатая, с твердотопливным двигателем, дальность - до 3000 км, масса боеголовки до 1000 кг, мощность - до 200 кт в тротиловом эквиваленте (это, между прочим, десять Хиросим!). В настоящее время в Индии заканчивается разработка более совершенного варианта этой ракеты - Агни-3 с дальностью до 3,5 тыс. км. По оценке экспертов, к 2006 г. Индия в состоянии произвести до 150 ядерных зарядов.

Ракетно-ядерный потенциал Пакистана много меньше. Он имеет на вооружении тактические ракеты "Хатф-1" и "Хатф-2" с дальностью стрельбы 80 и 300 км соответственно. Главную ударную его мощь составляют ракеты "Хатф-7" ("Шахин-2"). Эта ракета является паки-стан-ским вариантом китайской двухступенчатой ракеты М-18. Она имеет дальность до 2 000 км, вес боеголовки до 500 кг, мощность несколько десятков килотонн в тротиловом эквиваленте. К 2006 г. Пакистан, по оценкам специалистов, может произвести до 50-ти ядерных зарядов.

Следовательно в настоящее время Индия имеет большое превосходство над Пакистаном в ракетно-ядерных вооружениях. Если учесть, что она располагает большими возможностями по их созданию и производству, то не исключено, что Индия через определенное время может перейти в разряд крупных ядерных держав. Политическое руководство Индии определилось, в целом, с ядерной доктриной, которая официально, правда, еще не утверждена. Согласно этой доктрине, Индия намерена придерживаться политики неприменения ядерного оружия первой и против не ядерных государств. Однако Пакистан, повторим, стал ядерным государством. Руководство этой страны пока не обнародовало свою ядерную доктрину (стратегию). Однако о ней можно судить хотя бы по тому, что Исламабад неоднократно отказывался от предложения Дели заключить межгосударственное соглашение о неприменении ядерного оружия. Пакистан не хочет себя связывать таким обязательством по многим причинам, одной из которых является, как минимум, двукратное преимущество Индии в обычных во-оружениях. Поэтому Пакистан принимает активные меры для компенсации этого превосходства Индии. В 2001 г. в Пакистане принят план создания ядерных сил в ближайшие 15 лет. Согласно этому плану, ядерным оружием предусматривается оснастить не только ракетные войска, что сейчас уже делается, но и военно-воздушные и военно-морские силы.

Таким образом, даже имеющегося ядерного потенциала Индии и Пакистана вполне достаточно для того, чтобы развязать локальную ядерную войну. С учетом их активных усилий по наращиванию ядерных вооружений, перспектива такой войны становится одной из самых сильных "головных болей" человечества. Такая ситуация усугубляется тем, что Индия и Пакистан имеют "нулевой" опыт в области ядерного сдерживания, принципов санкционирования применения ядерного оружия и т.п. Имея в виду, что политическая власть в Пакистане традиционно принадлежит военным кругам, то это обстоятельство лишь отягощает разрешение любого конфликта политическими средствами, особенно если конфликт вплотную подойдет к стадии возможного применения ядерного оружия. Хотя вероятность его применения в столкновении между Индией и Пакистаном и остается низкой, события июня 2002 г. показали, что этого исключить нельзя. Такая вероятность может увеличиться в случае, если вооруженное столкновение превратится в широкомасштабную войну с применением обычного оружия и одна из сторон будет терпеть поражение и возникнет угроза существования ее как государства. Такой исход в большей степени возможен для Пакистана (если на помощь ему не придут крупные государства), поэтому именно он будет склонен к применению ядерного оружия первым. Однако ответный удар Индии обернулся бы для Пакистана еще большей катастрофой, чем поражение в обычной войне.

Если допустить гипотетический ядерный конфликт между Индией и Пакистаном в форме обмена ядерными ударами, то он, по единодушному мнению экспертов, будет сопровождаться глобальными экологическими катастрофами. Прежде всего, будут человеческие жертвы (десятки миллионов человек), нару--шится экологический баланс, по-страдает животный и растительный мир. Ядерные взрывы вызовут большие разрушения, пожары, поражение всего живого ионизирующим и световым излучением, радиоактивное заражение обширных территорий. Если при этом будут разрушены вредные производства, например, нефтяные и химические предприятия, то человеческие жертвы и негативные экологические последствия возрастут еще больше. Нанесение ядерных ударов по горной местности может вызвать землетрясения, оползни, обвалы, разрушение плотин, наводнение и др. Будут трансграничные переносы радиоактивных веществ и пыли на территории сопредельный и других государств, в том числе и России. Для России, Беларуси и Украины, уже испытавших последствия Чернобыльской аварии, это совершенно недопустимо. Поэтому в национальных интересах Российской Федерации - установление прочного мира в отношениях Индии и Пакистана, как впрочем, и во всем этом регионе в целом.

В этом контексте решение США о выходе из Договора по ПРО 1972 г. еще более усугубляет ситуацию в этом районе, ускоряет темпы создания ядерных вооружений здесь и в целом во всем мире. Не секрет, что ПРО США, помимо России, в перспективе направлено и против КНР. В ответ на это Китай усиленно вооружается, создавая ядерные средства, способные пробить американ-ский противоракетный щит. В свою очередь, Индия, у которой есть нерешенные территориальные проблемы с КНР, также ускоряет свои ядерные программы. Пакистан, естественно, не желает отставать. Израиль, в противодействие исламским радикалам, также, хотя и тайно, пополняет свои ядерные арсеналы. Ядерные действия Израиля вызывают соответствующие усилия Ирана, боящегося остаться на обочине автобана в "ядерный мир". В результате весь этот регион охвачен невидимой ядерной лихорадкой. Такая ситуация на руку международным террористам, которые давно ищут возможность приобрести ядерное оружие или ядерные материалы и шантажировать ими мировое сообщество. Таким оказывается реальный вклад США в "антитеррористическую" борьбу, в нераспространение ядерного оружия и ракетно-ядерных технологий. При этом обстановка обостряется тем, что этот регион не охвачен никакой системой контроля за хранением, перемещением и испытаниями ракетно-ядерного оружия. Даже при испытаниях ракет возможна ситуация ошибки, когда запущенная ракета может улететь в другую страну. Что тогда? Ядерная война?

Вот почему необходима радикальная трансформация всей международно-правовой системы контроля за распространением оружия массового уничтожения и средств его доставки. Чтобы у сильных мира сего не было любимчиков и исключений (как ядерный Израиль у США), и так называемых изгоев (как безъядерный Иран для тех же США), а был бы одинаковый подход ко всем странам региона. Только в этом случае человечество будет способно удержать "ядерный джинн" в бутылке. Не надо забывать, что сказка о джинне - восточная, а в каждой сказке - есть доля (и только!) сказки…

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]