Статьи
Обозреватель - Observer

 БОЛЕЕ БЕЗОПАСНЫЙ МИР:
НАША ОБЩАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ



 

А.Абашидзе,
Председатель Комиссии международного права
Российской Ассоциации Содействия ООН,
доктор юридических наук, профессор.


        В 2005 г. отмечается 60-летие создания Организации Объединенных Наций (ООН). В сентябре 2005 г. будет проходить саммит, который посвящается обзору выполнения Декларации тысячелетия. 

        В России также будет широко отмечаться эта дата. Только в рамках Российской Ассоциации Содействия ООН запланировано более десяти различных мероприятий, в том числе проведение круглого стола по международно-правовым проблемам повышения эффективности ООН в условиях новых угроз и вызовов. В отличие от предыдущих годов организаторам не приходится самим определять приоритетные аспекты для повестки дня дискуссии на этом круглом столе. Дело в том, что сама ООН представила документ, который может послужить объектом широкой дискуссии общественности. Все по порядку.

        Выступая в Генеральной Ассамблее в сентябре 2003 г. Генеральный секретарь ООН Кофи А.Аннан объявил о намерении созвать группу высокого уровня в составе видных деятелей, которая представила бы ему общее, всеобъемлющее мнение относительно перспектив решения важных вопросов по обеспечению коллективной безопасности. Группу высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам возглавил бывший премьер-министр Таиланда Анан Паньярачун.

        В эту группу вошли: Робер Бадэнтер (Франция), Жуан Баэна Суарис (Бразилия), Гру Харлен Брундтланд (Норвегия), Мэри Шинери-Хессе (Гана), Гарет Эванс (Австрия), Дэвид Ханней (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии), Энрике Иглесиас (Уругвай), Амр Мусса (Египет), Сатиш Намбьяр (Индия), Садако Огата (Япония), Евгений Примаков (Российская Федерация), Цянь Цигэнь (Китай), Салим Салим (Объединенная Республика Танзания), Нафис Садик (Пакистан) и Брент Скоукрофт (США). 

        Группа высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам 1 декабря 2004 г. представила Генеральному секретарю ООН доклад, озаглавленный "Более безопасный мир: наша общая ответственность". Генеральный секретарь ООН Кофи А.Аннан 8 декабря 2004 г. представил данный доклад на 59-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН. 

        Доклад в объеме 95 страниц отличается широтой охвата и большой глубиной. В нем изложено новое видение коллективной ответственности и проанализированы основные угрозы международному миру и безопасности. 

        В Докладе содержится 101 рекомендация, направленные на создание новой системы коллективной безопасности для борьбы с современными угрозами человечеству. В целом, в нем предлагаются радикальные меры, направленные на укрепление ООН. 

        Простой перечень разделов Доклада (их XX) показывает его всеобъемлющий характер: 

                I. Различные миры: 1945 г. и 2005 г.;
               II. Аргументы в пользу всеобъемлющей системы коллективной безопасности;
              III. Нищета, инфекционные болезни и экологическая деградация;
             IV. Конфликт между государствами и внутри государств;
              V. Ядерное, радиологическое, химическое и биологическое оружие;
             VI. Терроризм;
            VII. Транснациональная организованная преступность;
           VIII. Роль санкции;
            IX. Применение силы: правила и руководящие принципы;
             X. Потенциал принуждения к миру и поддержания мира;
            XI. Постконфликтное миростроительство;
           XII. Защита гражданских лиц;
          XIII. Генеральная Ассамблея;
         XIV. Совет Безопасности;
          XV. Комиссия по миростроительству;
         XVI. Региональные организации;
        XVII. Экономический и Социальный Совет;
        XVIII. Комиссия по правам человека;
          XIX. Секретариат;
           XX. Устав Организации Объединенных Наций. 

        Можно выделить ряд положений Доклада, предусматривающих изменение концептуальных основ деятельности ООН и реформирования ее главных органов: 

            - Группа пришла к выводу, что успехи ООН в устранении серьезных угроз для международного мира и безопасности гораздо значительнее, чем признается, но что тем не менее необходимо осуществлять крупные изменения для того, чтобы ООН была эффективным механизмом, который в состоянии обеспечивать коллективную безопасность для всех в XXI веке. В Докладе приводятся основные аргументы Группы в пользу создания более всеобъемлющей системы коллективной безопасности, которая сможет противостоять как новым, так и старым угрозам и будет отвечать интересам безопасности всех стран - богатых и бедных, слабых и сильных. Система коллективной безопасности должна строиться вокруг ответственных государств.

            - К числу новых угроз человечеству отнесены: ядерный терроризм, транснациональная организованная преступность, инфекционные болезни, экологическая деградация. При этом в Докладе заявлено, что все угрозы современного мира взаимосвязаны. Например, Группа пришла к выводу о том, что расширение масштабов транснациональный организованной преступности превышает уровень опасности всех других угроз. Отсюда вывод: угроза одному должна рассматриваться как угроза всем.

            - В Докладе подтверждается право государства на самозащиту, в том числе право на предупреждение нападения. 

            - Группа предлагает Совету Безопасности ООН в случае угрозы терроризма или применения оружия массового уничтожения действовать превентивно. 

            - Группа определила пять критериев, которыми должен руководствоваться Совет Безопасности при принятии решений об использовании силы: серьезность угрозы; наличие четкой цели; исчерпанность всех прочих мер; пропорциональность применяемой силы; учет всех последствий. 

            - В Докладе рассматриваются основы коллективной ответственности за защиту этнических или национальных групп от геноцида, этнических чисток и аналогичных международных преступлений. В Докладе отмечается, что защитить такие группы от подобных международных преступлений - это обязанность государств. Однако если они не справляются с задачей или же не желают этого, то тогда должно вмешаться международного сообщество, действуя, в том числе и превентивно. 

            - К числу важных изменений относится предложение о расширении Совета Безопасности ООН с 15 до 24 государств. При этом в Докладе предлагаются две модели расширения: первая модель предусматривает увеличение числа постоянных членов Совета Безопасности, но без предоставления им права вето; вторая модель предусматривает создание категории членов Совета Безопасности, которые избираются на длительный срок, но не являются постоянными членами Совета Безопасности. 

            - В Докладе упор делается на то, что развитие является необходимой основой новой концепции коллективной безопасности. В связи с этим подчеркивается необходимость выделения адекватных ресурсов на достижение целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия. 

            - В Докладе большое внимание уделено проблемам биологической безопасности. В связи с этим отмечается уязвимость нынешней системы здравоохранения для новых инфекционных болезней и предлагается восстановить глобальную систему здравоохранения. Группа подчеркивает создание основ для эффективной глобальной защиты от биотерроризма. 

            - Для предотвращения возникновения новых угроз предлагается совершенствовать такие важные инструменты, как санкции и посредничество. 

            - В Докладе указывается на неустойчивость режима ядерного нераспространения. Для укрепления режима нераспространения предлагается принять Дополнительный протокол, предусматривающий стимул для государств, побуждающий их отказаться от создания собственных установок по обогащению урана и т.д. 

            - Группа призывает ООН разработать эффективную контртеррористическую стратегию, которая характеризовалась бы уважением законности и всеобщим соблюдением прав человека. Группа также призвала ГА ООН преодолеть существующие в ней разногласия и заключить всеобъемлющую конвенцию о терроризме. В этом отношении Доклад является ценным тем, что Группа выделяет элементы, которые должны быть по ее мнению включены в определение терроризма;

            - Группа отмечает важность постконфликтного миростроительства в контексте новых вызовов и, в связи с этим предлагает создание нового межправительственного органа - Комиссии по миростроительству, а также специализированного подразделения в рамках Секретариата ООН. 

            - Достаточное количество рекомендаций Группы предназначены для главных органов ООН, специализированных учреждений ООН, а также для межправительственных органов вне рамок ООН, что предполагает дальнейшие консультации Генерального секретаря ООН с этими органами и организациями. 

        В предстоящем докладе Генерального секретаря ООН государствам-членам в марте 2005 г. будут отражены конкретные шаги, предпринятые Генеральным секретарем ООН для осуществления положений данного Доклада.

        Комиссия по международному праву РАС ООН намеревается в апреле 2005 г. провести круглый стол, на котором будут обсуждены аспекты, отраженные в этом Докладе, а также в предстоящем докладе Генерального секретаря ООН, который будет представлен государствам-членам ООН в марте 2005 г. 

Примечания 

         1 Термин "Берлин-плюс" является напоминанием о прошедшем в 1996 г. берлинском заседании, на котором министры иностранных дел НАТО договорились о создании ЕПБО и о предоставлении с данной целью сил и средств Альянса в распоряжение ЕС. Договоренности "Берлин-плюс" направлены на то, чтобы избежать излишнего дублирования средств. Они включают четыре элемента: гарантированный доступ ЕС к оперативному планированию НАТО, допущение наличия возможностей НАТО, а также общих сил и средств, которые могут быть предоставлены в распоряжение Евросоюза, варианты европейского командования НАТО для операций под руководством ЕС, включая развитие европейской функции заместителя ВГК ОВС НАТО в Европе и адаптацию системы военного планирования НАТО, учитывая возможность предоставления сил для операций ЕС. Договоренности "Берлин-плюс" сейчас претворяются в жизнь в рамках операции "Конкордия" в бывшей югославской Республике Македония, где впервые были применены военные силы Евросоюза.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]