ФРГ: ДО И ПОСЛЕ ВЫБОРОВ В БУНДЕСТАГ
Е.Андреев
Сложная социально-экономическая
ситуация в ФРГ и непрекращающиеся дискуссии в немецком обществе в связи
с начатыми бывшей правящей “красно-зеленой” коалицией (1998–2005 гг.) непопулярными
структурными реформами экономики и системы соцобеспечения до последнего
времени определяли внутриполитическое положение, межпартийную борьбу и
общественные настроения в стране.
Кризис в экономике
и социальной сфере ФРГ не стал, однако, неожиданностью. В течение ряда
последних лет в экономике Германии усиливались застойные явления, следствием
чего явилось общее ухудшение социального положения и уровня жизни немцев.
Темпы роста ВВП в
течение 2003 и 2004 гг. были близки к нулю, а в ряде отраслей – отрицательными.
Безработица несколько
лет не опускается ниже отметки в 4 млн. чел., а в начале февраля 2005 г.
впервые превысила цифру 5 млн.
Остро стоит вопрос
с выравниванием уровней экономического развития в старых и новых федеральных
землях и социально-экономического положения населения на Востоке и Западе
ФРГ. Несмотря на колоссальные затраты (с 1991 г. только в рамках федеральных
программ в новые земли ФРГ инвестировано около 1,3 трлн. евро бюджетных
средств – это до 90 млрд. евро ежегодно), на Востоке Германии почти каждый
пятый трудоспособный немец не имеет работы, а средние зарплаты и уровень
жизни населения здесь по-прежнему заметно отстают от западных (на 10–15%).
Еще один фактор может больно ударить по населению восточной Германии: в
связи с расширением Евросоюза с 2007 г. отменяются субсидии ЕС практически
всем новым федеральным землям.
Негативные тенденции
в экономике сопровождаются демографическими проблемами (к 2050 г. доля
лиц старше 60 лет в населении ФРГ может увеличиться до 36,7%), что уже
привело сегодня к значительному “перенапряжению” системы социального обеспечения,
резкому росту дефицита госбюджета (соответствующий критерий Маастрихтского
договора ЕС нарушается ФРГ уже третий год подряд) и побудило прежнее правительство
“красно-зеленой” коалиции разработать пакет реформ, направленных на существенные
изменения налогового законодательства и системы социального обеспечения
населения. В декабре 2003 г. после длительных дебатов Бундестаг утвердил
пакет из 17 законов – компромиссный итог политической борьбы правящей коалиции
и парламентской оппозиции по программе реформ, получивший название “Повестка
дня – 2010”.
Программа вызвала
резкое неприятие как у значительной части населения ФРГ (по некоторым оценкам,
более 70% немцев посчитали ее социально несправедливой), так и в рядах
самой СДПГ. Согласно концепции “Повестки дня – 2010”, планировалось:
– увеличить расходы граждан на медицинское обслуживание,
– снизить размеры пенсий и пособий по безработице,
– сократить ассигнования на социальную сферу.
Эксперты, в свою очередь,
отмечали, что реальный экономический эффект реформ в конъюнктурных условиях
периода 2004–2005 гг. будет низким, а сама санация социальной системы явится
дорогостоящим и связанным со значительными издержками для населения мероприятием.
Предсказывалось также, что попытка реализовать программу “Повестка дня
– 2010” станет причиной или, по меньшей мере, катализатором “заката” любого
политика и даже – на некоторое время – целой партии.
Неблагоприятная конъюнктура
в социально-экономической сфере Востока Германии, прежде всего в области
занятости, сказалась на настроениях избирателей, проявившись в усилении
ультраправых сил и укреплении их позиций среди избирателей. Следствием
такого развития событий стал успех праворадикальных Национал-демократической
партии Германии и Немецкого народного союза на земельных выборах в Саксонии
и Бранденбурге (сентябрь 2004 г.), впервые обеспечивший им представительство
в парламентах этих федеральных земель.
Длительная дискуссия
вокруг программы реформ, ее непростое принятие ускорили кризис и в самой
СДПГ, серьезно ослабив позиции партии на земельном и коммунальном уровнях.
К середине 2004 г.
рейтинг партии был одним из самых низких за историю ее существования –
25%.
В 2003–2005 гг. социал-демократы
проиграли все земельные и коммунальные выборы, продемонстрировали свою
слабость и в ходе выборов в Европарламент в июне 2004 г. (22%).
Из-за несогласия с
проводимой Г.Шредером и в целом руководством партии линией из рядов СДПГ
с 1998 г. вышло более 17% членов.
Обострились внутрипартийные
противоречия, усилилось давление на правительство со стороны левого крыла
СДПГ, классифицировавшего реформы как явное послабление крупному капиталу
и одновременно тяжкое бремя для рядовых налогоплательщиков. Критикуя проводимую
руководством СДПГ политику, левые указывали, что она вступает в противоречие
с программой партии. Не могли не сказаться на положении СДПГ и трения в
отношениях с профсоюзами – традиционным партнером социал-демократов. Негативные
тенденции в партии не удалось переломить и после добровольного ухода Г.Шредера
(февраль 2004 г.) с поста ее председателя, рассчитывавшего на консолидацию
СДПГ после такого “хода”.
В сложившейся ситуации
инициативу перехватила главная оппозиционная сила политического спектра
Германии – блок ХДС/ХСС, стремившийся извлечь максимальную выгоду из ослабления
основного конкурента.
Рейтинг блока в 2005
г. стабильно удерживался на отметке 47-48%, на выборах в Европарламент
(июль 2004 г.) христианские демократы также получили около 48% голосов
избирателей.
Консерваторы возглавляют
на сегодняшний день 11 земельных правительств из 16 и, таким образом, располагают
подавляющим большинством в органе представительства земель – Бундесрате,
где имели, находясь в оппозиции, возможность блокировать законопроекты
“красно-зеленого” правительства.
“Последней каплей”
стало сокрушительное поражение СДПГ (22 мая 2005 г.) на выборах в ландтаг
земли Северный Рейн-Вестфалия – “оплоте” партии, (социал-демократы
правили здесь почти 40 лет) и последовавшее за этим заявление тогдашнего
канцлера Г.Шрёдера о необходимости проведения досрочных общегерманских
парламентских выборов. Возникла принципиально новая ситуация, которая в
итоге обернулась сменой власти в Берлине.
1 июля 2005 г. Г.Шрёдер
поставил на голосование в Бундестаге вопрос о доверии канцлеру, надеясь
перехватить политическую инициативу и победить в случае досрочных выборов.
Ему в доверии, как и ожидалось, было отказано, и Президент ФРГ Х.Келер,
руководствуясь положениями Основного закона, объявил о роспуске Бундестага
и проведении досрочных парламентских выборов, которые состоялись 18 сентября.
На досрочных выборах
ни одной из политических партий не удалось добиться достаточного перевеса
голосов избирателей для формирования правительства.
В итоге, в Бундестаге
16-го созыва блок ХДС/ХСС получил 226 мандатов (35,2%), СДПГ – 222 мандата
(34,2%), СвДП – 61 мандат (9,8%), “Левая партия” (отколовшиеся от СДПГ
“левые” и ПДС) – 54 мандата (8,7%), “Зеленые” – 51 мандат (8,1%).
По итогам межпартийных
консультаций лидеры ХДС/ХСС и СДПГ 10 октября объявили о создании правительства
двухпартийной “большой коалиции” во главе с будущим канцлером – Председателем
ХДС А.Меркель. Канцлер Г.Шрёдер отказался от участия в новом правительстве
в любом качестве, подтвердив при этом, что будет способствовать его созданию.
Официальные коалиционные
переговоры начались 17 октября 2005 г. Министерские посты в будущем кабинете
уже на этом этапе были распределены между ХДС/ХСС и СДПГ в равной пропорции.
За ХДС/ХСС были закреплены
8 постов, в том числе канцлера, руководителя Ведомства федерального канцлера
в ранге федерального министра, федеральных министров экономики и технологий,
внутренних дел, обороны, по делам семьи, престарелых, женщин и молодежи,
образования и исследований, защите прав потребителей, продовольствию и
сельскому хозяйству.
За СДПГ – также 8
постов федеральных министров: иностранных дел, финансов, юстиции, экономического
сотрудничества и развития, труда и социального обеспечения, здравоохранения,
транспорта, строительства и жилищного хозяйства, окружающей среды, охране
природы и безопасности реакторов.
31 октября переговоры,
однако, неожиданно забуксовали в связи с отставкой с поста председателя
СДПГ Ф.Мюнтеферинга, номинированного на должности вице-канцлера и министра
труда и социального обеспечения, а также и отказом от вхождения в правительство
в качестве министра экономики и технологий лидера баварской ХСС и премьер-министра
Баварии Э.Штойбера. (вместо последнего был номинирован председатель земельной
группы ХСС в бундестаге М.Глос). Оперативное урегулирование наметившегося
кризиса в рядах социал-демократов (преемником Ф.Мюнтеферинга на посту председателя
СДПГ был избран премьер-министр земли Бранденбург М.Платцек) уберегло коалиционные
переговоры от дальнейшего “торможения”.
ХДС/ХСС и СДПГ подписали
коалиционный договор и согласовали правительственную платформу к 12 ноября.
Её утвердили съезды трех партий (ХДС, ХСС и СДПГ), состоявшиеся 14–16 ноября
2005 г.
22 ноября Федеральный
президент Х.Келер внес кандидатуру А.Меркель в Бундестаг для избрания на
пост канцлера.
Большинство парламентариев
поддержали Ангелу Меркель, уроженку ГДР и физика по образованию, отдав
за нее 397 из 614 голосов. 202 депутата голосовали против (СвДП, “Левые”,
“Зеленые” и даже 49 чел. из рядов правящих ХДС/ХСС и СДПГ).
В берлинском дворце
“Шарлоттенбург” Президент ФРГ Хорст Келер в торжественной обстановке ввёл
Ангелу Меркель в должность федерального канцлера Федеративной Республики
Германия. В этот же день, 22 ноября, в Бундестаге А.Меркель принесла присягу
в качестве главы нового германского кабинета министров.
Некоторые аналитики
уже поспешили провести параллель между новой “большой коалицией” ХДС-СДПГ
и существовавшей в Германии черно-красной “коалицией” в 1966–1969 гг. (правительство
60-х годов возглавлял верный последователь Конрада Аденауэра Курт Кизингер,
вице-канцлером и министром иностранных дел был лидер германских социал-демократов
Вилли Брандт). Первой “большой коалиции” суждено было просуществовать три
года, после чего она распалась: слишком велики оказались различия во взглядах
на основные направления внутри- и внешнеполитического развития страны.
В 1969 г. канцлером Германии стал Вилли Брандт, а “демохристиане” ушли
в оппозицию на долгие 13 лет.
Однако, как представляется,
имеются и продиктованные временем различия: политическая система ФРГ до
1983 г. (в этом году партия “Зеленых” прошла в Бундестаг и сформировала
там самостоятельную фракцию) была “двухсполовинчатой”, так как на политическую
жизнь страны влияли тогда и формировали правительство две крупные партии
ФРГ: ХДС/ХСС и СДПГ и одна “поменьше” – Свободно-демократическая партия
Германии.
Сегодня спектр политических
партий, представленных в Бундестаге, шире.
Нельзя не считаться
уже и с “объединенными левыми” (сторонники бывшего социал-демократа О.Лафонтена
и ПДС), не желающими входить в какие-либо коалиции и с набирающими силу
на Востоке Германии праворадикальными НДПГ и ННС.
Ранее правительства
формировались по “полуторному” принципу (за “исключением 1966–1969 гг.),
то есть “демохристиане” или социал-демократы формировали кабинеты с либералами
или “зелеными” в разных комбинациях (не было лишь “черно-зеленой” коалиции).
Сегодня, же при наличии пяти фракций в Бундестаге, возможности для создания
различных коалиций богаче – при определенных обстоятельствах это могла
бы быть “коалиция светофора” (СДПГ – СвДП – “Зеленые”) или даже “ямайская
коалиция” (ХДС – СвДП – “Зеленые”, по цветам флага этой страны), так как
христианские демократы и “зеленые” уже работали в правительствах на земельном
уровне.
В общем, удастся ли
на сей раз сработаться консерваторам и социал-демократам, покажет время.
Ясно одно: борьба
с безработицей, политика сокращения раздутых государственных расходов и
долгов будут находиться в числе приоритетов нового кабинета. Вместе с тем,
как отмечают наблюдатели, небесспорно с точки зрения скорых экономических
дивидендов намеченное новым правительством введение налога на большие доходы
физических лиц (более 250 тыс. евро в год). А скепсис Объединения германских
профсоюзов вызывает, в частности, диктуемое, дескать, экономической целесообразностью
сокращение срока действия запрета на увольнение рабочих и служащих.
Оппозиционная СвДП
и вовсе считает экономическую программу “большой коалиции” исторической
ошибкой, которая “дорого обойдется немцам”, в том числе в контексте ожидаемого
в начале 2007 г. повышения НДС с 16% до 19%.
Германские либералы
убеждены, что предлагаемая правительством программа социально-экономических
реформ приведет к созданию рабочих мест не в самой Германии, а за ее пределами
и не поможет справиться с теми вызовами, все возрастающее “давление” которых
на германское общество (при одновременной неспособности бывшего кабинета
Г.Шрёдера найти на них эффектный ответ) заставили “красно-зеленую” коалицию
решиться на досрочные выборы в Бундестаг.
|