Статьи
Обозреватель - Observer

 

ФРГ: ДО И ПОСЛЕ ВЫБОРОВ В БУНДЕСТАГ



 

Е.Андреев

         Сложная социально-экономическая ситуация в ФРГ и непрекращающиеся дискуссии в немецком обществе в связи с начатыми бывшей правящей “красно-зеленой” коалицией (1998–2005 гг.) непопулярными структурными реформами экономики и системы соцобеспечения до последнего времени определяли внутриполитическое положение, межпартийную борьбу и общественные настроения в стране.
         Кризис в экономике и социальной сфере ФРГ не стал, однако, неожиданностью. В течение ряда последних лет в экономике Германии усиливались застойные явления, следствием чего явилось общее ухудшение социального положения и уровня жизни немцев.
         Темпы роста ВВП в течение 2003 и 2004 гг. были близки к нулю, а в ряде отраслей – отрицательными.
         Безработица несколько лет не опускается ниже отметки в 4 млн. чел., а в начале февраля 2005 г. впервые превысила цифру 5 млн.
         Остро стоит вопрос с выравниванием уровней экономического развития в старых и новых федеральных землях и социально-экономического положения населения на Востоке и Западе ФРГ. Несмотря на колоссальные затраты (с 1991 г. только в рамках федеральных программ в новые земли ФРГ инвестировано около 1,3 трлн. евро бюджетных средств – это до 90 млрд. евро ежегодно), на Востоке Германии почти каждый пятый трудоспособный немец не имеет работы, а средние зарплаты и уровень жизни населения здесь по-прежнему заметно отстают от западных (на 10–15%). Еще один фактор может больно ударить по населению восточной Германии: в связи с расширением Евросоюза с 2007 г. отменяются субсидии ЕС практически всем новым федеральным землям.
         Негативные тенденции в экономике сопровождаются демографическими проблемами (к 2050 г. доля лиц старше 60 лет в населении ФРГ может увеличиться до 36,7%), что уже привело сегодня к значительному “перенапряжению” системы социального обеспечения, резкому росту дефицита госбюджета (соответствующий критерий Маастрихтского договора ЕС нарушается ФРГ уже третий год подряд) и побудило прежнее правительство “красно-зеленой” коалиции разработать пакет реформ, направленных на существенные изменения налогового законодательства и системы социального обеспечения населения. В декабре 2003 г. после длительных дебатов Бундестаг утвердил пакет из 17 законов – компромиссный итог политической борьбы правящей коалиции и парламентской оппозиции по программе реформ, получивший название “Повестка дня – 2010”.
         Программа вызвала резкое неприятие как у значительной части населения ФРГ (по некоторым оценкам, более 70% немцев посчитали ее социально несправедливой), так и в рядах самой СДПГ. Согласно концепции “Повестки дня – 2010”, планировалось:
– увеличить расходы граждан на медицинское обслуживание, 
– снизить размеры пенсий и пособий по безработице,
– сократить ассигнования на социальную сферу. 
         Эксперты, в свою очередь, отмечали, что реальный экономический эффект реформ в конъюнктурных условиях периода 2004–2005 гг. будет низким, а сама санация социальной системы явится дорогостоящим и связанным со значительными издержками для населения мероприятием. Предсказывалось также, что попытка реализовать программу “Повестка дня – 2010” станет причиной или, по меньшей мере, катализатором “заката” любого политика и даже – на некоторое время – целой партии.
         Неблагоприятная конъюнктура в социально-экономической сфере Востока Германии, прежде всего в области занятости, сказалась на настроениях избирателей, проявившись в усилении ультраправых сил и укреплении их позиций среди избирателей. Следствием такого развития событий стал успех праворадикальных Национал-демократической партии Германии и Немецкого народного союза на земельных выборах в Саксонии и Бранденбурге (сентябрь 2004 г.), впервые обеспечивший им представительство в парламентах этих федеральных земель.
         Длительная дискуссия вокруг программы реформ, ее непростое принятие ускорили кризис и в самой СДПГ, серьезно ослабив позиции партии на земельном и коммунальном уровнях.
         К середине 2004 г. рейтинг партии был одним из самых низких за историю ее существования – 25%.
         В 2003–2005 гг. социал-демократы проиграли все земельные и коммунальные выборы, продемонстрировали свою слабость и в ходе выборов в Европарламент в июне 2004 г. (22%).
         Из-за несогласия с проводимой Г.Шредером и в целом руководством партии линией из рядов СДПГ с 1998 г. вышло более 17% членов.
         Обострились внутрипартийные противоречия, усилилось давление на правительство со стороны левого крыла СДПГ, классифицировавшего реформы как явное послабление крупному капиталу и одновременно тяжкое бремя для рядовых налогоплательщиков. Критикуя проводимую руководством СДПГ политику, левые указывали, что она вступает в противоречие с программой партии. Не могли не сказаться на положении СДПГ и трения в отношениях с профсоюзами – традиционным партнером социал-демократов. Негативные тенденции в партии не удалось переломить и после добровольного ухода Г.Шредера (февраль 2004 г.) с поста ее председателя, рассчитывавшего на консолидацию СДПГ после такого “хода”.
         В сложившейся ситуации инициативу перехватила главная оппозиционная сила политического спектра Германии – блок ХДС/ХСС, стремившийся извлечь максимальную выгоду из ослабления основного конкурента.
         Рейтинг блока в 2005 г. стабильно удерживался на отметке 47-48%, на выборах в Европарламент (июль 2004 г.) христианские демократы также получили около 48% голосов избирателей.
         Консерваторы возглавляют на сегодняшний день 11 земельных правительств из 16 и, таким образом, располагают подавляющим большинством в органе представительства земель – Бундесрате, где имели, находясь в оппозиции, возможность блокировать законопроекты “красно-зеленого” правительства.
         “Последней каплей” стало сокрушительное поражение СДПГ (22 мая 2005 г.) на выборах в ландтаг земли Северный Рейн-Вестфалия  – “оплоте” партии, (социал-демократы правили здесь почти 40 лет) и последовавшее за этим заявление тогдашнего канцлера Г.Шрёдера о необходимости проведения досрочных общегерманских парламентских выборов. Возникла принципиально новая ситуация, которая в итоге обернулась сменой власти в Берлине.
         1 июля 2005 г. Г.Шрёдер поставил на голосование в Бундестаге вопрос о доверии канцлеру, надеясь перехватить политическую инициативу и победить в случае досрочных выборов. Ему в доверии, как и ожидалось, было отказано, и Президент ФРГ Х.Келер, руководствуясь положениями Основного закона, объявил о роспуске Бундестага и проведении досрочных парламентских выборов, которые состоялись 18 сентября.
         На досрочных выборах ни одной из политических партий не удалось добиться достаточного перевеса голосов избирателей для формирования правительства.
         В итоге, в Бундестаге 16-го созыва блок ХДС/ХСС получил 226 мандатов (35,2%), СДПГ – 222 мандата (34,2%), СвДП – 61 мандат (9,8%), “Левая партия” (отколовшиеся от СДПГ “левые” и ПДС) – 54 мандата (8,7%), “Зеленые” – 51 мандат (8,1%).
         По итогам межпартийных консультаций лидеры ХДС/ХСС и СДПГ 10 октября объявили о создании правительства двухпартийной “большой коалиции” во главе с будущим канцлером – Председателем ХДС А.Меркель. Канцлер Г.Шрёдер отказался от участия в новом правительстве в любом качестве, подтвердив при этом, что будет способствовать его созданию.
         Официальные коалиционные переговоры начались 17 октября 2005 г. Министерские посты в будущем кабинете уже на этом этапе были распределены между ХДС/ХСС и СДПГ в равной пропорции.
         За ХДС/ХСС были закреплены 8 постов, в том числе канцлера, руководителя Ведомства федерального канцлера в ранге федерального министра, федеральных министров экономики и технологий, внутренних дел, обороны, по делам семьи, престарелых, женщин и молодежи, образования и исследований, защите прав потребителей, продовольствию и сельскому хозяйству.
         За СДПГ – также 8 постов федеральных министров: иностранных дел, финансов, юстиции, экономического сотрудничества и развития, труда и социального обеспечения, здравоохранения, транспорта, строительства и жилищного хозяйства, окружающей среды, охране природы и безопасности реакторов.
         31 октября переговоры, однако, неожиданно забуксовали в связи с отставкой с поста председателя СДПГ Ф.Мюнтеферинга, номинированного на должности вице-канцлера и министра труда и социального обеспечения, а также и отказом от вхождения в правительство в качестве министра экономики и технологий лидера баварской ХСС и премьер-министра Баварии Э.Штойбера. (вместо последнего был номинирован председатель земельной группы ХСС в бундестаге М.Глос). Оперативное урегулирование наметившегося кризиса в рядах социал-демократов (преемником Ф.Мюнтеферинга на посту председателя СДПГ был избран премьер-министр земли Бранденбург М.Платцек) уберегло коалиционные переговоры от дальнейшего “торможения”.
         ХДС/ХСС и СДПГ подписали коалиционный договор и согласовали правительственную платформу к 12 ноября. Её утвердили съезды трех партий (ХДС, ХСС и СДПГ), состоявшиеся 14–16 ноября 2005 г.
         22 ноября Федеральный президент Х.Келер внес кандидатуру А.Меркель в Бундестаг для избрания на пост канцлера.
         Большинство парламентариев поддержали Ангелу Меркель, уроженку ГДР и физика по образованию, отдав за нее 397 из 614 голосов. 202 депутата голосовали против (СвДП, “Левые”, “Зеленые” и даже 49 чел. из рядов правящих ХДС/ХСС и СДПГ).
         В берлинском дворце “Шарлоттенбург” Президент ФРГ Хорст Келер в торжественной обстановке ввёл Ангелу Меркель в должность федерального канцлера Федеративной Республики Германия. В этот же день, 22 ноября, в Бундестаге А.Меркель принесла присягу в качестве главы нового германского кабинета министров.
         Некоторые аналитики уже поспешили провести параллель между новой “большой коалицией” ХДС-СДПГ и существовавшей в Германии черно-красной “коалицией” в 1966–1969 гг. (правительство 60-х годов возглавлял верный последователь Конрада Аденауэра Курт Кизингер, вице-канцлером и министром иностранных дел был лидер германских социал-демократов Вилли Брандт). Первой “большой коалиции” суждено было просуществовать три года, после чего она распалась: слишком велики оказались различия во взглядах на основные направления внутри- и внешнеполитического развития страны. В 1969 г. канцлером Германии стал Вилли Брандт, а “демохристиане” ушли в оппозицию на долгие 13 лет.
         Однако, как представляется, имеются и продиктованные временем различия: политическая система ФРГ до 1983 г. (в этом году партия “Зеленых” прошла в Бундестаг и сформировала там самостоятельную фракцию) была “двухсполовинчатой”, так как на политическую жизнь страны влияли тогда и формировали правительство две крупные партии ФРГ: ХДС/ХСС и СДПГ и одна “поменьше” – Свободно-демократическая партия Германии.
         Сегодня спектр политических партий, представленных в Бундестаге, шире.
         Нельзя не считаться уже и с “объединенными левыми” (сторонники бывшего социал-демократа О.Лафонтена и ПДС), не желающими входить в какие-либо коалиции и с набирающими силу на Востоке Германии праворадикальными НДПГ и ННС.
         Ранее правительства формировались по “полуторному” принципу (за “исключением 1966–1969 гг.), то есть “демохристиане” или социал-демократы формировали кабинеты с либералами или “зелеными” в разных комбинациях (не было лишь “черно-зеленой” коалиции). Сегодня, же при наличии пяти фракций в Бундестаге, возможности для создания различных коалиций богаче – при определенных обстоятельствах это могла бы быть “коалиция светофора” (СДПГ – СвДП – “Зеленые”) или даже “ямайская коалиция” (ХДС – СвДП – “Зеленые”, по цветам флага этой страны), так как христианские демократы и “зеленые” уже работали в правительствах на земельном уровне.
         В общем, удастся ли на сей раз сработаться консерваторам и социал-демократам, покажет время.
         Ясно одно: борьба с безработицей, политика сокращения раздутых государственных расходов и долгов будут находиться в числе приоритетов нового кабинета. Вместе с тем, как отмечают наблюдатели, небесспорно с точки зрения скорых экономических дивидендов намеченное новым правительством введение налога на большие доходы физических лиц (более 250 тыс. евро в год). А скепсис Объединения германских профсоюзов вызывает, в частности, диктуемое, дескать, экономической целесообразностью сокращение срока действия запрета на увольнение рабочих и служащих.
         Оппозиционная СвДП и вовсе считает экономическую программу “большой коалиции” исторической ошибкой, которая “дорого обойдется немцам”, в том числе в контексте ожидаемого в начале 2007 г. повышения НДС с 16% до 19%.
         Германские либералы убеждены, что предлагаемая правительством программа социально-экономических реформ приведет к созданию рабочих мест не в самой Германии, а за ее пределами и не поможет справиться с теми вызовами, все возрастающее “давление” которых на германское общество (при одновременной неспособности бывшего кабинета Г.Шрёдера найти на них эффектный ответ) заставили “красно-зеленую” коалицию решиться на досрочные выборы в Бундестаг.

 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]