Общие проблемы внешней политики
Обозреватель - Observer


 

ИНТЕРЕСЫ РОССИИ
И СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ



 

А.ФИЛИППОВ

В ходе дискуссии участники круглого стола высказывали различные точки зрения на национальные интересы России. Отмечалось, что в обществе необходимо достигнуть консенсуса по данной проблеме. В этой связи возникает несколько вопросов, ответы на которые пока трудно получить.

Во-первых, каков механизм выработки внешней политики России, принятия решений и их реализации. Здесь мы являемся свидетелями полного отсутствия ясности. Существует несколько вариантов концепции внешней политики нашей страны. Год тому назад "Независимая газета" опубликовала один из вариантов, подготовленный рядом ведущих специалистов-международников. Однако, к сожалению, серьезной публичной дискуссии по этому материалу так и не состоялось. Очевидно, общественность больше интересуют проблемы физического выживания в условиях экономических реформ внутри страны нежели вопросы внешней политики. Концепция внешней политики, разработанная российским МИДом, так и не стала достоянием широкой общественности.

Таким образом, мы не знаем, как будут развиваться отношения России с внешним миром. Можно предположить, что кроме четкой линии на сотрудничество (партнерство, союз) с США, других четко определенных направлений у нашей дипломатии нет. Мы, очевидно, будем свидетелями очередных шараханий во внешней политике, заявлений Президента, разъяснений его пресс-секретаря о том, что имелось в виду по тому или другому вопросу, а также быстрого реагирования МИДа по итогам новых акций американских друзей.

Где же вырабатывается внешняя политика? Различные партии и движения фактически лишены возможности влиять на процесс ее выработки. Парламент пытается поднимать голос по внешнеполитическим вопросам, этот голос остается в стенах Белого дома и не слышен во властных структурах. МИД его игнорирует, Совет безопасности не слышит, Президент на дух не переносит народных избранников. Остается только один возможный ответ - кухня внешней политики находится в президентской администрации и ее создатели подгоняют внешнюю политику под свои собственные интересы и интересы тех кругов за рубежом, с которыми они связали свою судьбу. Что касается судьбы России, то она решается по принципу: "что хорошо для Америки, хорошо для всех".

Во-вторых: в проекте Конституции, внесенном Президентом, в ряде статей, а также в Договоре о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации (аналогично краев, областей, городов Москва и Санкт-Петербург, автономных областей, округов и т.д.) внешняя политика и международные отношения, Международные договоры, вопросы войны и мира, внешнеэкономические связи относятся к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации. С другой стороны, там же говорится, что республики в составе Российской Федерации (края, области, города Москва и Санкт-Петербург и т.д.) являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических отношений, соглашений с другими республиками, краями, областями и т.д. Интересно отметить, что здесь не идет речь о зарубежных странах. На практике же субъекты Федерации приватизируют внешнюю политику. Татарстан, Чечня и другие субъекты Федерации активно выходят на международную арену не только в экономической, но и в политической области. И здесь полный разнобой. Интересно, сколько суверенитета возьмут субъекты Федерации во внешней политике? Многочисленные сообщения прессы говорят о том, что провинция не хочет быть в отрыве от дальнего и ближнего зарубежья. Республики, края, области открывают свои представительства за рубежом, их лидеры осуществляют рабочие визиты в различные столицы мира. Все это будет продолжаться и впредь, поскольку их интересы никак не учитываются федеральными властями при выработке и реализации внешней политики. Зарубежные предприниматели, которых активно поддерживают свои правительства, предпочитают налаживать прямые связи, минуя недостаточно дееспособный Центр.

В структуре МИД есть подразделение, которое занимается связями со странами СНГ, но нет подразделения, которое занималось бы субъектами Федерации, координацией их связей с внешним миром, анализом и учетом их интересов в ближнем и дальнем зарубежье. Поэтому по всей стране проводятся семинары, встречи, конференции экономического и политического характера, участниками которых являются представители правительств зарубежных стран, местной администрации, промышленники, где обсуждаются важные проблемы, которые не всегда соответствуют национальным интересам всей Федерации. Так продолжится до тех пор, пока не будет отработан механизм участия субъектов Федерации в процессе выработки и реализации внешней политики России. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]