Региональные аспекты внешней политики
Обозреватель - Observer


 

НОВЫЙ РЕГИОНАЛИЗМ В ЕВРОПЕ



 

Н.БУХАРИН,
кандидат исторических наук
Д.МАРКОВ,
кандидат экономических наук

 

Хотя мир и перестал быть двухполюсным, социально-экономический занавес между Восточной и Западной Европой продолжает сохраняться. Не только экономические, но и политические структуры и уровни развития стран Центральной, Юго-Восточной и Восточной Европы весьма отстают от Европы Западной. Маловероятно, что это отставание будет преодолено в ближайшем будущем. Такое преодоление потребовало бы от Европейского Сообщества (ЕС) огромных финансовых усилий, которые превышают их возможности. Поэтому вместо концепции однородно интегрированной Европы появилась идея расширяющейся, внутренне сложной, но взаимосвязанной "новой архитектуры Европы". Она должна состоять из системы региональных структур, созданных на окраинах ЕС и Западной Европы, но под их контролем и с их помощью. Это должно обеспечить контроль за экономическими и политическими переменами в центре, на юго-востоке и востоке Европы, а также сохранение и углубление связей Центральной и Юго-Восточной Европы с Западом.

Следует иметь в виду, что после "бархатных" революций 1989 года и ликвидации СЭВ и ОВД в восточноевропейских странах началась интенсивная переориентация внешнеполитических и внешнеэкономических связей на Западную Европу и США. К настоящему времени уже около 60-70 % внешней торговли подавляющего большинства государств Восточной Европы ориентировано на Запад. Одновременно почти все эти страны провозгласили одной из своих главных задач достижение полноправного членства в ЕС. Однако вслед за первоначальными относительными успехами данный процесс столкнулся с объективными трудностями.

Хотя шестерка восточноевропейских государств (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния и Болгария) добилась подписания соглашений об их статусе ассоциированных членов ЕС, эти соглашения еще не ратифицированы всеми западноевропейскими парламентами. Что же касается полноправного участия названных стран в Европейском Сообществе, то перспектива этого, судя по всему, отодвигается за рамки текущего столетия.

Таким образом, восточноевропейские государства на обозримую перспективу остаются на периферии индустриально развитого Запада и вынуждены искать возможности расширения своих внешних связей не только в этом, но и в других направлениях, в том числе на путях формирования региональных группировок с соседними странами.

На образование региональных группировок в Восточной Европе существенное влияние оказывают проявляющиеся здесь - помимо вышеназванной - две основные тенденции. С одной стороны, в результате системных преобразований развернулся процесс становления демократических правовых государств с гражданским обществом и рыночной экономикой. Следствием этого является относительное обособление восточноевропейских государств и распад некоторых многонациональных государственных образований (Югославии и Чехословакии). Помимо национального фактора к сравнительному обособлению ведут защита внутреннего рынка, а также вновь проявившиеся на переломном этапе давние противоречия между странами рассматриваемого региона.

С другой стороны, вполне отчетливо проявляется и другая тенденция, а именно - стремление к углублению взаимодействия с ближними и дальними соседями в Восточной Европе. Тем самым - когда ОВД и СЭВ уже ликвидированы, а участие в НАТО и ЗЭС и Европейском Сообществе отодвинулось на дальнюю перспективу - восточноевропейские страны стремятся обеспечить укрепление своей безопасности, использовать возможность расширения внешнеэкономических связей, а также содействовать урегулированию положения национальных меньшинств.

За последние годы в Центрально-Восточной Европе было создано несколько региональных группировок. В одну из них - Вышеградскую группу - объединились только страны Центральной Европы. Остальные региональные инициативы являются формой сотрудничества различных стран Восточной и Западной Европы. Сюда относятся Центральноевропейская инициатива, Черноморская зона экономическо-госсотрудничества, Совет государств Балтийского моря, Карпатский регион Европы, Баренцево-Евроарктический регион.

По существу, все они представляют собой лишь зародыши регионального сотрудничества.

Вышеградская группа была создана в феврале 1991 г. во время встречи лидеров Венгрии, Польши и Чехословакии. Вначале преследовались, прежде всего, политические цели. Такими целями были ускорение ликвидации "организаций прежней эпохи" - Варшавского Договора и Совета Экономической Взаимопомощи, взаимное сотрудничество в военной области и проведение общей политической линии в отношении Запада с целью ускорения вступления в ЕЭС. Вышеградской группе удалось быстро профорсировать, несмотря на сопротивление Советского Союза, роспуск ОВД и СЭВ. Однако ответного "подарка" со стороны Запада не последовало: мечты на быстрое членство в ЕЭС оказались иллюзиями. В связи с распадом Советского Союза сотрудничество в вопросах безопасности потеряло прежнюю актуальность.

В результате в 1992 г. факторы, которые привели к созданию Вышеградской группы, исчерпали себя, и она стала переживать кризис. Его стали усиливать дезинтеграционные процессы в Чехословакии, словацко-венгерские противоречия, связанные с положением венгерского меньшинства в Словакии, а также словацко-венгерский конфликт по поводу строительства плотины на Дунае. Характерно, что за 1990-1992 гг. удельный вес взаимной торговли стран-участниц Вышеградской группы в общем объеме их внешних связей сократился. Поэтому премьер-министр Чехословакии Вацлав Клаус в одном из интервью заявил, что сотрудничество в рамках Вышеградской группы является малоэффективным и сомнительной является его целесообразность.

В Румынии и Словакии стали поговаривать о возможности создания оси Братислава- Бухарест - Белград, с последующим включением Киева и Москвы. На эту тему даже велись переговоры.

Однако Запад заинтересован в существовании Вышеградской группы, рассматривая ее как важный элемент стабилизации этой части Европы и этап на пути ее членства в ЕС. Эта группа - 65 млн. жителей, она имеет важное геостратегическое положение, в том числе, с точки зрения перспектив развития торговых контактов между Востоком и Западом. Страны Западной Европы рассматривают ее как отдельный субъект, о чем свидетельствует постоянный политический диалог с ЕС, а также с НАТО.

21 декабря 1992 г. в Кракове члены Вышеградской группы подписали Центрально-европейское соглашение о свободной торговле. Оно вступило в силу 1 марта 1993 г. В соответствии с этим соглашением страны Группы в течение восьми лет до 1 января 2001 года полностью устранят таможенные тарифы и другие барьеры на пути взаимной торговли промышленными товарами. Вместе с тем, не предполагается полной либерализации торговли продукцией сельского хозяйства.

Либерализация торговли промышленными товарами будет осуществляться поэтапно. Все товары разделены на три части. На товары первой группы пошлины будут отменены сразу же, на товары второй группы - в течение 4-5 лет, третьей - до января 2001 г. В частности, к последней группе отнесены некоторые виды металлургической продукции, текстильной и обувной промышленности. Основная цель соглашения - придать новые стимулы экономическим связям в Центральной Европе.

Естественно, что государства, создавшие эту группу, получат более легкий доступ друг к другу. Однако прочие государства попадают в худшее положение, чем это было до сих пор. Это в первую очередь касается стран СНГ.

Реализация соглашения потребует проведения странами Группы общей энергетической, монетарной, финансовой, внешнеэкономической, приватизационной политики. Разные темпы протекания социально-экономических процессов и разные интересы могут повлечь за собой противоречия и конфликты, которые, в свою очередь, могут сделать невозможным осуществление совместной политики и целей этого соглашения.

14 февраля страны Восточной Европы создали первый еврорегион - "Карпаты". Соглашение о его создании подписали местные власти Венгрии, Польши и Украины. Роль ассоциированного члена в этой организации получила Словакия.

В апреле были намечены пути финансирования и реализации совместных проектов по обустройству приграничной инфраструктуры, подготовке кадров путем сотрудничества учебных заведений региона, созданию банка коммерческой информации и т.д. Были образованы четыре комиссии - по экономике, гуманитарным вопросам, проблемам экологии и здравоохранения, контрольная. Председателем ассоциации стран Карпатского еврорегиона избран Сергей Устич, первый заместитель главы Закарпатской облгосадминистрации. Постоянным местопребыванием является город Санок (Польша).

Первой региональной группировкой, объединяющей страны Восточной и Западной Европы, стала Пентагональ, созданная 1 августа 1990 г. Инициатором ее создания явилась Италия. В состав Пентагонали вошли также Австрия, Югославия, Венгрия и Чехословакия. После принятия Польши в июле 1991 г. она была переименована в Гексагональ. Основной своей функцией она считает создание региональной экономической инфраструктуры для процесса интеграции Европы. В рамках 13 проектов сотрудничества преобладают мероприятия в области транспорта, телекоммуникации, энергетики, экологии и культуры.

В последнее время Гексагональ была переименована в Центрально-европейскую инициативу. Ее состав в результате распада Югославии изменился. В настоящее время в нее входят Австрия, Венгрия, Италия, Польша, Словакия, Чехия, Словения, Хорватия и Босния-Герцеговина, Македония. В качестве наблюдателей в работе принимают участие Беларусь, Болгария, Румыния и Украина. Война на территории бывшей Югославии создала серьезные трудности в деятельности инициативы. Вместе с тем, сотрудничество в ее рамках не было прервано. Сформировались институциональные формы сотрудничества: раз в год встречаются премьеры, два раза в год министры иностранных дел. Регулярно собирается Комитет национальных координаторов.

Совет государств Балтийского моря (СГБМ) был создан в марте 1992 г. в г. Копенгаген. В его состав вошли Германия, Дания, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Россия, Финляндия, Швеция и Эстония. СГБМ как региональный координационный орган стремится к развитию сотрудничества, которое должно привести к "большой политической и экономической стабилизации в регионе и региональной идентификации".

Совет функционирует на уровне министров иностранных дел и собирается раз в год. Его исполнительным органом является Комитет старших должностных лиц.

Основными направлениями сотрудничества являются: содействие новым демократическим институтам; экономическая и технологическая помощь и сотрудничество; здравоохранение и гуманитарные вопросы; охрана окружающей среды и энергетика; культура, просвещение, туризм и информация; транспорт и коммуникация; сотрудничество между регионами.

Государства - члены СГБМ рассматривают свое сотрудничество как важный элемент создания европейской "архитектуры". Совет не занимается вопросами военной безопасности и не намерен заменять существующие традиционные каналы двустороннего сотрудничества.

Декларация о создании Черноморской зоны экономического сотрудничества (ЧЗЭС) была подписана в Стамбуле летом 1992 г. Ее участниками стали Болгария, Румыния, Молдавия, Украина, Россия, Грузия, Азербайджан, Армения и Турция. Решением Совета Министров иностранных дел стран-участниц было создано 8 рабочих групп по разным направлениям сотрудничества. Каждая из групп возглавляется одной из стран-участниц.

Главная задача ЧЗЭС - разработка плана экономического регионального сотрудничества, чтобы содействовать политической стабильности и экономическому развитию, а также переходу посткоммунистических стран к рыночной экономике. Это сотрудничество должно лишь дополнять процесс европейской интеграции. Оно осуществляется в таких сферах, как транспорт, связь, информатика, горнодобывающая промышленность, переработка минерального сырья, энергетика, туризм, сельское хозяйство, обмен торговой и экономической информации и т.д. Специфика ЧЗЭС связана с ее ориентацией на неправительственное сотрудничество.

Такой регионализм - явление новое, и трудно пока говорить о его плодотворности. Вне всякого сомнения, он может способствовать региональному сотрудничеству. Будет ли он содействовать европейской интеграции - покажет время.

Запад надеется, что создание различных региональных группировок будет способствовать формированию новых факторов стабилизации в этой части Европейского континента. Он взял курс на весьма длительное по времени включение Центральной и Юго-Восточной Европы в структуры ЕС и НАТО.

Естественно, что не все страны Восточноевропейского региона имеют равные и быстрые шансы на включение в западные структуры. Претендентами номер один являются Венгрия, Польша, Чехия и Словакия. Это - страны, где процесс перехода к демократии и рыночной экономике наиболее продвинулся вперед. Не случайно они вместе образовали так называемую Вышеградскую группу как структуру регионального сотрудничества. Но и внутри этой группы идет борьба. Чехия претендует на первоочередное включение в ЕЭС и НАТО, что вызывает раздражение и критику остальных партнеров.

В связи с тем, что быстрое членство в ЕЭС и НАТО не предвидится, президент РП Лех Валенса счел, что Польша должна взять на себя концептуальную и организационную инициативу в выработке форм новой регионализации Восточной Европы. В 1992 г. во время визита в Германию он выдвинул идею создания ЕЭС-бис и НАТО-бис на переходный период. В новые организации должны были бы войти бывшие страны СЭВ и Варшавского Договора. Внутри страны эта идея была подвергнута критике. Она фактически вела к закреплению деления Европы на две части и отодвигала на неопределенное время членство Польши в западных структурах. А туда хочется попасть как можно скорее. Для этого Запад можно попугать и угрозой со стороны России в связи с возрождением там имперских устремлений. Идея Валенсы оказалась неудачной, и он вскоре спустил ее на тормозах.

В наиболее сложной ситуации оказались Украина и Беларусь. С одной стороны, Венгрия и Польша в отношении Украины, а Польша в отношении Беларуси взяли на себя роль проводника этих стран на Запад, в западноевропейские структуры, а с другой - не очень-то заинтересованы в этом, так как это только бы оттягивало время их собственного вступления. По этой же причине Вышеградская группа не желает принимать в свой состав Украину. Такая ситуация неизбежно толкает Киев и Минск к экономическому, а затем и к политическому союзу в рамках СНГ.

Украина решает задачу закрепления себя на политической карте Европы как независимого государства и важного субъекта международных отношений, ей еще только предстоит найти свое место в Европе. Ни ближний, ни дальний Запад "не пускает" Украину в свои международные организации. ЕС и НАТО в переговорах с ней не намекают на взаимность даже в отдаленном будущем. Политику закрытых дверей по отношению к Украине проводит и Вышеградская группа.

Чтобы как-то преодолеть возникшую изоляцию, украинский президент Л.Кравчук в феврале 1993 г. выступил в Будапеште с инициативой создания зоны стабильности и безопасности в регионе Центральной и Восточной Европы. В нее бы входили государства Балтии, Беларусь, Украина, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Австрия, а также, возможно, Болгария и Румыния. В апреле в Киеве был подготовлен проект создания Центрально-Восточноевропейского пространства стабильности и безопасности (ЦВПСБ). Оно бы действовало под лозунгом "Безопасность для себя - через безопасность для всех" и не являлось "санитарным кордоном" от России, а было бы звеном связи в развитии трансатлантической системы безопасности в пространстве СБСЕ от Ванкувера до Владивостока.

Украинские власти рассматривают ЦВПСБ не в качестве какой-то новой военно-политической организации, не как новый Варшавский Договор, а скорее как механизм двусторонних и многосторонних консультаций с целью устранить существующие спорные проблемы и не допустить возникновения новых. Под общими проблемами они понимают и территориальные вопросы, и собственную безопасность в условиях "вакуума безопасности", создавшегося после распада Варшавского Договора и отказа НАТО принимать кого-либо в свои члены, и обеспечение прав национальных меньшинств, и необходимость создания общего постсоциалистического экономического рынка. В новой зоне украинским властям видится средство предотвращения балканизации отношений между странами Центральной и Восточной Европы.

Естественно, что за поддержкой этого проекта Украина в первую очередь обратилась к Венгрии и Польше. Однако он вызвал у этих стран весьма сдержанный, хотя и вежливый отклик. В официальном коммюнике, принятом после завершения украинско-венгерских переговоров 30 апреля 1993 г. в Ужгороде, говорилось, что "венгерская сторона выразила готовность сотрудничать с украинской стороной в продвижении и дальнейшей разработке инициативы президента Украины по созданию зоны стабильности и безопасности в регионе Центральной Восточной Европы. С этой целью в ближайшее время начнутся консультации экспертов".

Украина особенно надеялась на одобрение плана Кравчука со стороны Польши, так как он был близок к идее польского президента Л.Валенсы о создании НАТО-бис и ЕЭС-бис. Правда, предложенные Валенсой структуры должны были контролироваться Брюсселем. Однако президент РП к этому времени уже отказался от своей затеи после того, как безжалостно был раскритикован в своей собственной стране. Поэтому, когда вначале мая украинская делегация во главе с А.Бутейко, вице-председателем Консультативного комитета президентов Украины и Польши, привезла проект в Киев, восторгов у хозяев он не вызвал.

Надежда украинской стороны на совместную разработку с Польшей проекта региональной безопасности была, по всей вероятности, утрачена в ходе визита Л.Валенсы в Киев 24-26 мая 1993 г. Президенты в своих выступлениях даже не упомянули о нем. А секретарь Совета национальной безопасности РП Е.Милевский публично заявил, что место Польши - в европейской системе безопасности. В ней есть место и для Украины. Однако в ходе переговоров украинский проект обсуждался. По неофициальным данным, Варшава взяла на себя обязанность убедить в полезности этой идеи Вашингтон, который пока занимает по отношению к ней негативную позицию. В коммюнике по завершении визита было вежливо записано: "Стороны будут проводить консультации на уровне соответствующих структурных подразделений министерств иностранных дел для более детального ознакомления и обсуждения инициативы президента Украины о создании зоны стабильности и безопасности в регионе Центральной и Восточной Европы".

Идею зоны поддержал Зб.Бжезинский, который выступает за превращение Украины из восточноевропейской страны в центрально-восточную и стремится разыграть русскую карту в отношениях между Польшей и Украиной.

Похоже, что в ближайшее время идея зоны стабильности и безопасности в регионе Центральной и Восточной Европы не реализуема. Однако в будущем, в случае разочарования Западом и прихода к власти радикальных национальных сил на Украине, в Польше и других странах, она может начать реализовываться. Уже сейчас в Киеве большой популярностью пользуется Л.Мочульский, лидер националистической Конфедерации независимой Польши, с его концепцией "Междуморья" (союза государств, расположенных между Балтийским и Черным морями). 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]