Региональные аспекты внешней политики
Обозреватель - Observer


 

РОССИЯ - ТАДЖИКИСТАН: ОПАСНОСТЬ С ЮГА
(вокруг событий на таджикско-афганской границе)



 

С.КУНДЕЛЕВ

 

Похоже, что передачи телевидения из Москвы смотрят более внимательно в Таджикистане и Афганистане, чем в Москве. Такой вывод напрашивается после событий 13 июля на таджикско-афганской границе, когда атаке со стороны Афганистана и из глубины Таджикистана подверглась 12-я застава Московского погранотряда. Ведь всего за несколько недель до этого в одной из информационных программ был показан репортаж с российской погранзаставы в Таджикистане в связи с непрекращающимися провокациями и нападениями с афганской стороны. На вопрос журналиста, что смогут противопоставить "зеленые фуражки" широкомасштабному нападению с территории сопредельной стороны, офицер-пограничник ответил примерно так: "Только наши жизни". К сожалению, как подтвердили события 13 июля, слова пограничника остались гласом вопиющего в пустыне. Все структуры власти, занятые перетягиванием каната вокруг новой Конституции, не нашли времени обратить внимание на ситуацию, сложившуюся на таджикско-афганской границе.

Чтобы еще раз отдать дань памяти павшим героям-пограничникам, вспомним, как разворачивались события там, в Таджикистане.

ХРОНИКА ДАЛЕКИХ И БЛИЗКИХ СОБЫТИЙ


Прежде чем обратиться к событиям 13 июля, вернемся в Таджикистан на год назад. Именно тогда закладывались основы того, что ныне творится в этой среднеазиатской республике. В гражданской войне столкнулись две силы. С одной стороны - группировка, возглавляемая народным фронтом Таджикистана (НФТ) и получившая на Западе и в некоторых российских средствах массовой информации название "прокоммунистическая". Вероятно, это название возникло вследствие того, что формирования НФТ действовали под красными знаменами. С другой стороны - блок исламистских и "демократических" партий, одним из краеугольных камней платформы которых был антикоммунизм.

Колебания Москвы, в силу понятных причин идеологического характера, слишком долго не делавшей выбор своего стратегического союзника в Таджикистане, в немалой степени способствовали тому, что конфликт затянулся.

Итог: в конце прошлого года вооруженные формирования "исламистско-демократического" блока (Партия исламского возрождения, Демократическая партия Таджикистана и два других движения), прихватив с собой несколько десятков тысяч человек гражданского населения, укрылись в сопредельном Афганистане. Туда же, а также в Москву, сбежали лидеры этих партий.

В связи с сохранением угрозы извне руководство Таджикистана обратилось к России с просьбой сохранить российское военное присутствие для охраны таджикско-афганской границы, которая вскоре превратилась в настоящую линию фронта.

В итоге в Таджикистане сложилась ситуация, как две капли воды походившая на ту, которая существовала в Афганистане: силы оппозиции находились в горах, российская армия и правительственные силы - в долинах, лагеря беженцев и лагеря военной подготовки - за границей.

13 июля. В 4 часа 15 минут по местному времени 12-я погранзастава Московского погран-отряда Группы российских погранвойск в Таджикистане подверглась интенсивному минометному обстрелу с территории Афганистана. Затем ее атаковали с афганской территории боевики из антиправительственных вооруженных группировок при содействии афганских моджахедов и подразделений министерства обороны Исламского Государства Афганистан (ИГА), со стороны Таджикистана - боевики исламистской оппозиции. Общая численность нападавших составила около 200 человек. Еще около 800 боевиков создали внешнее кольцо окружения заставы. На их вооружении, кроме стрелкового оружия, имелись минометы, ракетные установки, безоткатные орудия.

12-я застава, на которой в момент нападения находилось 47 человек во главе со старшим лейтенантом М.Майбородой, приняла неравный бой. У пограничников были только стрелковое вооружение и отвага, доставшаяся им в наследство от предыдущих поколений "зеленых фуражек".

На помощь заставе был брошен весь резерв погранотряда, а также подразделения 201-й российской мотострелковой дивизии, МВД и службы безопасности Таджикистана. Резерв в 7 часов 30 минут с ходу вступил в бой с противником в полутора километрах от заставы. К этому моменту 12-я вела бой уже 3 часа 15 минут. В

15 часов 30 минут в район нахождения резерва со стороны заставы с боем прорвалась группа из 16 пограничников. К этому моменту, по всей видимости, застава пала.

В 19 часов 10 минут резерв погранвойск совместно с подразделениями 201-й мотострелковой дивизии (МСД) сбоем прорвались на заставу и восстановили положение на границе. На преодоление полуторакилометрового расстояния, отделявшего резерв от заставы в момент вступления в бой, потребовалось почти 12 часов.

Наши потери: погибли 22 пограничника и 3 военнослужащих. В районе заставы обнаружено до 60 трупов нападавших. Тела еще нескольких десятков боевиков противнику удалось вынести на афганскую сторону.

Провокации с территории Афганистана не прекращались и в последующие дни.

ОТВЕТ ДУШАНБЕ И МОСКВЫ


Сразу после боя на границе МИД Таджикистана направил официальным властям Кабула ноту, в которой выразил "решительный протест" и заявил, что рассматривает инцидент на границе как "враждебную акцию, попытку нарушить территориальную целостность Таджикистана". Как сообщил глава МИД Таджикистана Рашид Алимов, у Душанбе есть веские доказательства того, что общее руководство действиями формирований, напавших на 12-ю погранзаставу, осуществлял командир 55-й афганской пехотной дивизии.

16 июля с заявлением выступили П резидиум Верховного Совета и Совет Министров Таджикистана. В документе категорически осуждалась акция вооруженного вторжения на территорию республики со стороны Афганистана, совершенная таджикскими исламистами при поддержке афганских формирований. Она была расценена как агрессия против суверенного Таджикистана и прямое посягательство на территориальную целостность и безопасность страны.

Вслед за нападением на 12-ю последовала и необычно жесткая реакция Москвы. Как заявил 14 июля Министр обороны РФ генерал армии П.Грачев, "мы готовы защитить русскоязычное население Таджикистана, на род дружественного нам государства, российских пограничников".

П.Грачев отметил, что российские погранвойска, дислоцированные в Таджикистане, нуждаются в усилении людьми и тяжелой техникой. Подкрепление добровольцами, по его словам, необходимо и 201-й МСД.

Бандитские действия моджахедов, а также "неспособность" властей Афганистана контролировать ситуацию на границах были расценены российским руководством как угроза безопасности РФ. Президент России заявил о своей решимости и готовности защитить национальные и геополитические интересы Россини ее союзников.

В свою очередь, Правительство РФ в распространенном 16 июля заявлении отметило, что оно принимает необходимые меры по защите жизни и безопасности российских и таджикских граждан соответствующими обстоятельствам средствами и недопущению впредь актов агрессии на южных рубежах СНГ.

Твердо прозвучало и заявление, сделанное Министром обороны РФ П.Грачевым 16 июля в Душанбе на совместном совещании с представителями Вооруженных Сил России и Таджикистана. "Варвары, которые посягнули на жизнь российского солдата, - отметил, в частности. Министр, - должны быть жестоко наказаны".

В то же время, неуклюже выглядели попытки представителей исполнительной власти свалить все с больной головы на здоровую, заранее попытавшихся возложить ответственность на законодателей за возможное промедление в принятии решения об усилении группировки российских войск в Таджикистане и придании им соответствующих полномочий на применение силы. Кто мешал им принять меры, адекватные складывавшейся на таджикско-афганской границе обстановке, заблаговременно?

Впрочем медлительность законодателей также налицо. Только 15 июля российский Парламент в срочном порядке ратифицировал Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан, хотя соответствующий документ был подписан в Москве почти два месяца назад. В тот же день Верховный Совет принял пакет российско-таджикских соглашений, определяющих основы военного сотрудничества между двумя государствами, а также правовой статус российских вооруженных сил в Таджикистане. Почти трое суток потребовалось Парламенту и для выработки документа, в котором содержалась формальная санкция на принятие Правительством РФ "необходимых мер" в районе таджикско-афганской границы.

На фоне в целом решительной реакции всех ветвей российской власти не выдерживают критики выступления некоторых российских политиков и средств массовой информации, согласно которым, события на таджико-афганской границе не были санкционированы официальным Кабулом. Такой вывод делается ими в связи с тем, что афганское правительство якобы выпустило из-под контроля некоторые группировки моджахедов. В этой связи хочется напомнить, что после недавнего достижения соглашения между президентом Афганистана, лидером Исламского общества Афганистана (ИОА) Буркамуддином Раббани и его основным оппонентом в последние месяцы, премьер-министром, руководителем Исламской партии Афганистана (ИПА) Гульбеддином Хекматиаром, контроль за силовыми министерствами перешел в руки специальных комиссий, составленных из представителей основных группировок афганских моджахедов. В подобных условиях говорить о бесконтрольности действий командования 55-й афганской дивизии более чем неправомерно.

РЕАКЦИЯ КАБУЛА


Сразу после событий 3 июля последовала и реакция официального Кабула, поспешившего отвергнуть обвинения Москвы и Душанбе в том, что афганские моджахеды участвуют во "внутритаджикском" конфликте.

15 июля Кабульское радио обвинило дислоцированные в Таджикистане российские войска в нанесении артиллерийского удара по афганской деревне в провинции Тахар. Прием не нов. Действительно, как еще можно заставить мир забыть о сотнях погибших в таджикской деревне, находившейся вблизи 12-й заставы, и вновь закричать "Русские идут!". Напомню, что Министр обороны Таджикистана генерал-майор А.Шишлянников опроверг утверждения Кабула, заявив, что "никаких обстрелов афганских населенных пунктов российские войска, дислоцированные в Таджикистане, в последние дни не производили".

Как неприкрытое вмешательство во внутренние дела России и Таджикистана можно расценить и прозвучавшее в тот же день требование официального Кабула немедленно отвести российские войска из района таджикско-афганской границы. Что касается заявлений Кабула о стремлении решить проблему путем переговоров, то они изрядно отдают душком лицемерия, так как все данные свидетельствуют о подготовке таджикской оппозицией при поддержке афганских бандформирований крупномасштабной акции на всей территории Таджикистана.

Российский МИД не подтвердил и сообщения из Кабула о якобы направленной в Москву 91 ноте протеста афганского министерства иностранных дел в связи с событиями на границе.

17 июля, через день после выступления в Душанбе П.Грачева, президент Афганистана Б.Раббани собрал на экстренное заседание афганский кабинет министров. Выступивший по его завершении представитель афганского правительства заявил, что Кабул не вооружал таджикскую оппозицию. Говоря о возможности того, что соответствующую помощь таджикским исламистам могли оказать отдельные группировки афганских моджахедов, он отметил, что у правительства "нет никаких доказательств" этого.

В действительности же, среди убитых в стычках на границе то и дело обнаруживают граждан Афганистана, да и вооружена исламистская оппозиция оружием не только советского производства. В этой связи стоит напомнить, что в специальном заявлении, направленном таджикским руководством в Совет Безопасности и распространенном в ООН 20 июля, говорится, что в вооруженных провокациях на границе участвовали подразделения афганской армии. Это заявление прозвучало вразрез утверждениям руководства Афганистана о том, что, будто бы, в вооруженных провокациях принимали участие лишь "отряды оппозиции". Сюда же надо добавить, что, по данным премьер-министра Таджикистана А.Абдуладжанова, сообщенным в ходе пресс-конференции в Москве 20 июля, "66 человек из 70 погибших в ходе нападения на 12-ю заставу, были афганцами".

20 июля правительство Афганистана информировало МИД России и Таджикистана о готовности сесть за стол переговоров, чтобы решить проблемы вокруг ситуации на таджикско-афганской границе. Но что можно обсуждать, если все проблемы, которые мешают спокойствию на границе, продолжают исходить с территории Афганистана?

ЗАРУБЕЖНАЯ ПРЕССА
О СОБЫТИЯХ НА ТАДЖИКСКО-АФГАНСКОЙ ГРАНИЦЕ


Зарубежная пресса в целом достаточно сдержанно отреагировала на события 13 июля на таджикско-афганской границе. Возможно, это связано с тем, что, как считают зарубежные наблюдатели, Запад в нынешних условиях будет готов скорее поддержать в Таджикистане существующий "неокоммунистический" режим, который является гарантом стабильности перед лицом сегодняшнего общего врага - исламизма.

Показательно, что многие зарубежные газеты связали эти события с общей обстановкой как в СНГ, так и в самой России. Они указали на наличие настоящего "Южного фронта" для РФ.

Как отмечала в этой связи "Вашингтон пост", "гражданская война в Таджикистане является лишь одной из четырех, полыхающих на южных границах России в республиках, которые были частью Советского Союза. Нападение на заставу стало напоминанием о том, что пока Россия пытается создать в собствен ном доме основные общественные институты демократического общества, ей приходится сталкиваться с угрозой стабильности по всему южному "фронту". Американская газета подчеркивает взаимосвязь событий в Таджикистане и стабильности РФ. Тем самым она лучше всего отвечает на требования тех доморощенных политиков, которые раньше кричали о необходимости вывода советских войск из Афганистана, утверждая, что моджахеды будут вариться только в "собственном котле", а ныне заявляют о необходимости уйти и из Таджикистана. Этим политикам хочется напомнить, что зеленые стрелы на картах исламистских стратегов в Афганистане идут через все среднеазиатские республики и своими остриями упираются в мусульманские регионы собственно РФ. Необходимо понять всем, что оставить Таджикистан сейчас - значит в недалеком будущем иметь войну в собственном доме, на своей территории.

По всей видимости, не всем за рубежом понравилась решительность мер российского руководства, воскресившая в памяти те времена, когда СССР играл активную и самостоятельную роль на международной арене. Так, английская "Гардиан", комментируя решение Москвы усилить группировку российских войск в Таджикистане, считает, что оно "еще раз свидетельствует о воплощении в жизнь доктрины, согласно которой Россия для защиты своих интересов имеет право на военное вмешательство в дела других республик бывшего Советского Союза".

В свою очередь, лондонская "Таймс", комментируя "жесткие" высказывания Б.Ельцина, обещавшего направить дополнительные воинские контингенты в этот район, писала, что Россия "рассматривает Среднюю Азию в качестве сферы своего влияния". Резкий тон этого заявления, считает газета, "явно пришелся по душе консерваторам, которые неоднократно критиковали Президента за отсутствие должного внимания к россиянам, оказавшимся за пределами страны".

Интересный комментарий в связи с событиями на таджикско-афганской границе поместила швейцарская "Нуво котидьен". "Русские самолеты, танки и солдаты готовы вступить в бой далеко от Москвы, на дальних рубежах бывшего СССР, а главное, за пределами российских границ: в Таджикистане, а возможно, и в Афганистане. Такого поворота и так быстро никто не ждал", - пишет газета. "В нынешнем веке Россия после большевистской революции уже пережила катастрофический спад, за которым последовал подъем, хотя и в условиях тоталитарного режима. Сегодня признаки "русского чуда" пока еще слабо просматриваются, - отмечает "Нуво котидьен", - зато налицо признаки возрождения былой мощи". Газета увязывает реакцию России на пограничный инцидент в Таджикистане с состоявшимся неделей ранее в Стамбуле совещанием на высшем уровне Организации экономического сотрудничества (ОЭС), объединяющей шесть бывших советских мусульманских республик, Турцию, Иран, Пакистан и Афганистан. "Москва, - говорится в статье, - на сей раз отнеслась к этой встрече с подозрением, поставив "шестерку" перед выбором: либо они склоняются к северу, либо к югу. Но у некоторых участников стамбульской встречи, - отмечает газета, - нет выбора, и России это известно".

"Эта зависимость, - пишет швейцарская газета, - проявляется во всем. Менее чем через два года после раскола почти все новые независимые республики приходят к одному заключению: сталинская система создала очень прочные связи с центром - Москвой. Это наследие советской системы является самым мощным инструментом вероятного воссоединения распавшейся семьи вокруг России".

НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ


Первые выводы, которые следуют из событий на таджикско-афганской границе, касаются вопросов обороноспособности РФ. Эти события показали несовершенство Закона РФ "Об обороне", согласно которому решение о применении Вооруженных Сил за пределами территории России может быть принято исключительно Верховным Советом. В свое время принятие этого положения было вызвано известным "афганским синдромом", а ныне из-за него погибают люди. В этой связи представляется целесообразным разработать и принять такую поправку к Закону РФ "Об обороне", по которой в случае возникновения угрозы жизни российских граждан и военнослужащих, находящихся вне пределов РФ, правом принятия решения было бы наделено военное руководство. При этом необходимо предусмотреть, что решение на применение силы подлежит в последующем утверждению в Парламенте, скажем, в трехдневный срок.

13 июля со всей очевидностью показало необходимость перевода в практическую сферу усилий, направленных на создание единого военного организма в рамках Договора о коллективной безопасности стран-участниц СНГ. Жизнь показала, что формирование подобной структуры, в первую очередь, отвечает интересам республик, находящихся на периферии Содружества. Руководителям этих государств необходимо понять, что Россия одна сможет защитить себя от внешней угрозы, а им без РФ будет трудно. Актуально здесь прозвучат слова министра обороны Таджикистана генерал-майора А.Шишлянникова, сказанные им в одном из интервью: "Сегодня Таджикистан - первый бастион на пути исламистов. Если здесь победит исламизм, завтра наступит черед Узбекистана, Казахстана и Кыргызстана, а затем исламисты окажутся у ворот Кремля".

Еще одним направлением создания коллективных структур совместной обороны стран СНГ, как представляется, может стать возрождение единой системы ПВО и создание группировок высокомобильных сил на угрожаемых направлениях с подчинением их единому командованию. За образец здесь можно взять мобильные силы НАТО. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]