Военно-политические вопросы
Обозреватель - Observer


 

О ВНЕШНЕЙ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ



 

И.ТЕРЕХОВ,
кандидат технических наук

 

Принципиальное отличие внешней военно-технической политики (ВТП) от других составных частей внешней политики заключается в том, что в ее рамках определяются цели, задачи, формы и содержание международной деятельности государства в сферах разработки, испытаний, производства, закупок вооружения и военной техники (ВВТ), их эксплуатации и ремонта, создания научно-технической и технологической базы для развития ВВТ на основе новейших достижений науки и техники.

Внешней военно-технической политикой охватываются военно-технические проблемы мирного времени, не связанные непосредственно с военными действиями, но направленные на создание внешних условий для обеспечения надежной безопасности страны при минимальных затратах материальных и финансовых ресурсов.

Ранее внешняя ВТП традиционно скрывалась от общественности, не подлежала обсуждению. Необходимость и объемы экспорта и импорта ВВТ, размещения российских контингентов Вооруженных Сил в других государствах, создания и эксплуатации в других государствах военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов, заимствования "чужих" военно-технических идей и распространения в других государствах собственных, определения и реализации направлений международной унификации и стандартизации ВВТ - все эти вопросы решались узким кругом лиц.

Такое положение остается и поныне, что наносит политический, военный и экономический ущерб России.

Так, за последние три года произошло снижение объемов экспорта российского вооружения в мировом объеме его продаж с 38 до 17%. Это "освободившееся место" тут же занимают США и другие развитые капиталистические страны, увеличивая объем продаж своего ВВТ.

Распад СССР, образование на его территории независимых государств, новая система экономических отношений с государствами "ближнего" и "дальнего" зарубежья, сокращение расходов на ВВТ, создание новых российских Вооруженных Сил определяют необходимость международного сотрудничества России в области разработки и производства ВВТ.

Сохранение ранее сложившейся в СССР кооперации организаций при разработке и закупке ВВТ может оказаться выгодным для России, но это потребует учета новых форм сотрудничества, теперь уже на международном уровне.

Многие оборонительные системы бывшего СССР оказались расчлененными на части между отдельными государствами. Так, объекты системы предупреждения о ракетном нападении, системы контроля космического пространства, системы противовоздушной обороны, системы контроля и обнаружения ядерных взрывов и других оборонительных систем оказались на территориях разных независимых государств. России не выгодно и экономически обременительно самостоятельно воссоздавать заново такие сложные и дорогостоящие системы. Решение таких проблем может быть осуществлено на международном уровне, что подталкивает процесс реинтеграции России, Украины, Казахстана, Беларуси и других государств - бывших республик СССР.

Кризисное состояние экономики России, реализация концепции оборонной достаточности, сужение мощностей НИИ, КБ, заводов, занимавшихся военными заказами, объективно требуют большего участия России в международном разделении труда при реализации военно-технической политики.

Исследование ключевых проблем внешней ВТП, влияющих на внутреннюю ВТП России, является новым и перспективным направлением научных исследований, особенно при должном учете макроэкономических факторов.

Если ранее военно-технические проблемы решались, в основном, только в рамках государств Варшавского Договора, то теперь их потребуется рассматривать с большим количеством групп государств, отличающихся степенью их взаимосвязи с национальной безопасностью России. К таким группам могут быть отнесены, например, следующие:

  • государства, подписавшие с Россией Договор о коллективной безопасности;
  • государства - члены СНГ;
  • государства - бывшие республики СССР, связанные с Российской Федерацией двухсторонними договорами;
  • государства - бывшие участники Организации Варшавского Договора;
  • страны "третьего мира", связанные с Россией двухсторонними договорами;
  • другие группы государств.
Отношения России с каждой из этих групп могут отличаться определенными особенностями, но вместе с тем они должны быть взаимосвязаны и осуществляться системно, комплексно, исходя из обеспечения национальной безопасности России.

России потребуется определиться в своей внешней ВТП. Альтернативы могут быть разные: либо следовать рекомендациям КОКОМ, либо проводить собственную линию, руководствуясь национальными интересами России.

В первом же случае потребуется добиваться вхождения в КОКОМ на равноправной основе с тем, чтобы влиять на решения этого международного органа.

Неопределенность в вопросах внешней ВТП может нанести ущерб национальным интересам России: политическим, экономическим, военным и другим.

Потребуется также определиться с принципами военной помощи другим странам. Сейчас уже очевидно, что следует сократить объем военной помощи на безвозмездной и льготной основе, обеспечить переориентацию военно-технического сотрудничества на экономические и качественные показатели.

Основы внешней ВТП России должны быть открытыми и официально провозглашаться. Россия проголосовала за резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН, в соответствии с которой экспортеры и импортеры ВВТ должны публиковать и представлять в ООН соответствующие статистические данные, включая также данные о предоставлении другим странам безвозмездной военной помощи различного рода.

Секретность в данном вопросе может привести к потере международного авторитета, к экономическим, военно-политическим и другим издержкам для России.

Научный анализ проблем ВТП России на нынешнем этапе ее развития начат Центром международных и военно-политических исследований РАУ-Корпорации с использованием разрабатываемой модели, учитывающей многополярность современного мира.

В результате этих исследований ожидается разработать:

  • рекомендации военно-политическому руководству России для обсуждения и решения военно-технических проблем на международном уровне;
  • предложения по нормативно-правовому закреплению основных положений внешней ВТП России (перечень документов, в которых она должна найти официальное выражение, порядок разработки, рассмотрения, утверждения, реализации и контроля таких документов);
  • предложения по обоснованию и учету проблем внешней ВТП России в ее бюджете. 


Центр международных и военно-политических исследований РАУ-Корпорации готов к сотрудничеству с заинтересованными организациями в исследовании названных проблем, составлявших ранее закрытую область национальных интересов России.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]