Внешняя политика
Обозреватель - Observer


 

ЧЕХИЯ И СЛОВАКИЯ

(экономическая реформа, распад, внешняя ориентация)


В.ДАНЬШИНА,
кандидат экономических наук

Едва ли можно отыскать в истории Чехословакии период, столь же краткий по продолжительности и стремительный по радикальности преобразований, как истекшие с ноября 1989 г. по декабрь 1992 г. три с небольшим года. Изменилось не только внутреннее устройство страны, изменился и ее абрис, разделившийся на две части и сформировавший конфигурацию двух новых государств на карте Европы. И хотя этот период уже принадлежит прошлому, результативность мер в области монетарной и налоговой политики, заработной платы и социальной защиты населения, поддержки предпринимательства создала достаточно прочную основу для последующего развития обеих республик - наследниц Федерации.

Главный архитектор экономической реформы В.Клаус, премьер чешского правительства, удостоенный в мае с. г. премии Людвика Эрхарда, считает вслед за Л.Эрхардом, что "наилучшей социальной политикой является правильная экономическая политика", центр тяжести которой - не в "справедливой" системе распределения, а в умножении экономического эффекта, позволяющем увеличивать распределяемую часть произведенного продукта: "Мы проводим такую социальную политику, на которую сегодня имеем финансовые средства, т.е. бездефицитного финансирования, быстро исчерпывающего свою привлекательность, и безответственных долгов в счет будущего развития" (Ekonom, 1993 № 26, s. 20). Этот принцип определил неолибральный вариант трансформации чехословацкого общества в рыночную систему, отказ от опекунства и патернализма со стороны государства, признание за ним регулирующей роли с помощью экономических рычагов.

Главным результатом экономической реформы в составе единой Чехословакии стал факт осуществления необратимых изменений экономической системы. Осуществляя экономические и политические реформы параллельно и в одном направлении, Чехословакия приняла ускоренный вариант реформы, сценарий которой (сентябрь 1990 г.) был отобран на альтернативной основе. Проблемы стабилизации экономики и перевода ее в рыночные отношения решались одновременно.

Стратегия экономической реформы состояла в том, чтобы обеспечить антиинфляционный вариант вхождения в рынок, а именно: добиться сбалансированности госбюджета за счет сокращения непроизводительных расходов, значительного снижения дотаций, контроля за кредитами, укрепить финансовую систему в целом, получить полноценную и стабильную денежную единицу, обеспечить ее внутреннюю, а впоследствии и внешнюю конвертируемость. Комплекс мер финансовой, денежной, валютной политики, в области цен, заработной платы и социальных выплат в Чехии и Словакии больше известен как государственная политика стабилизации, достижения равновесия на макроуровне экономики. В Польше, например, по существу, тот же комплекс мер получил название "шоковой терапии". Если придерживаться упрощенной трактовки этого термина, т.е. сводить все только к резкому повышению цен и жесткому ограничению индексации заработной платы, то в Чехословакии "шоковая терапия" - имея в виду ее последствия для предприятий и населения - носила скорее "бархатный оттенок".

Первоочередная мера по стабилизации - либерализация цен - проводилась поэтапно и при насыщенном товарном рынке. Из-за высокого уровня монополизма было применено государственное регулирование цен на основные виды продовольствия и ряд промышленных товаров. Постепенно масштаб регулируемых цен сужался: с 85-90% ВНП в 1990 г. до 5% в 1992 г. За 1991 год прирост потребительских цен составил 59%, в 1992 г. - 12%.

Бюджетная политика была направлена на сокращение основных статей спроса: заработной платы, денежных доходов населения, но, прежде всего бюджетных вливаний в экономику. В 1992 г. дефицит госбюджета составил 3% от ВНП.

С самого начала под контроль была взята динамика заработной платы. Генеральное соглашение между правительством, профсоюзами и работодателями на каждый год твердо устанавливало базовый рост номинальной заработной платы. В случаях превышения установленного ориентира действовала санкция - рост отчислений в фонд занятости. С учетом динамики заработной платы и стоимости жизни индексировались пособия по социальному обеспечению. Созданная в Чехословакии система социальной защиты стала гарантом удовлетворения жизненных основных потребностей, по крайней мере, на уровне прожиточного минимума всем членам общества.

Среди мер, стимулирующих "денежный голод", - повышение учетной ставки по внутренним кредитам, ограничение денежной эмиссии. Важнейшую роль сыграла политика твердого валютного курса. Параллельное обращение зарубежной валюты было исключено, внутренние расчеты осуществлялись лишь посредством кроновых счетов. Внутренняя валютная монополия для всех субъектов предпринимательства означает их право покупать валюту в банках за кроны и по рыночному курсу и их обязанность всю вырученную валюту продавать банку.

Основное условие перехода к рынку - ускоренное создание частного сектора и обеспечение его ключевых позиций в экономике (на землю частная собственность юридически хотя и не отменялась, однако экономической реализации не получила). Составляющими процесса приватизации, различающимися по подходам, формам и очередности, стали реституция, малая и большая приватизация. Малая приватизация завершена, большинство объектов (около 90%) продано через аукционы, из них наибольший удельный вес имеют магазины (53%), предприятия местной промышленности (21%) и общепита (10%).

В рамках большой приватизации предприятия приватизируются на основе индивидуальных проектов, среди них - решающая часть промышленных предприятий, все без исключения госхозы, государственные коммерческие банки и страховые общества. Не исключался и выкуп предприятия трудовым коллективом, однако, на общих основаниях и без льготного кредитования. Наибольшее распространение получило акционирование: 65% всех участвующих в первой волне приватизации объектов преобразовано в АО. Самым распространенным методом акционирования стал купонный метод, который позволил снять проблему нехватки средств у населения для выкупа госсобственности и обеспечить для всех совершеннолетних жителей страны равный доступ к приватизации.

Закон о государственной поддержке мелкого и среднего бизнеса предусматривает ряд эффективных мер в области налоговой и кредитной политики, а также реализацию целого ряда правительственных программ. В направлении поддержки действуют и службы занятости, предоставляя предпринимателям (или зарегистрированным безработным) финансовые льготы в случае создания ими новых рабочих мест (особенно для людей с частичной потерей трудоспособности, в местах с повышенным уровнем безработицы). Как следствие, уровень безработицы - в Чехии один из самых низких в Европе - 2,7%.

Итогом развития в 1990-1992 гг. стало некоторое оживление производства, повышение реальной заработной платы, стабилизация инфляции на уровне 10-12% (1992 г.), рост экспорта и валютных резервов. В конце 1992 г. доля частного сектора в создании ВНП превысила 8% (в т.ч. в Чехии - 19,5%); в розничной торговле - 46% (в т.ч. в Чехии - 66%);в промышленности - 15% (Чехия); в сельском хозяйстве - 9,5% (Чехия); частным предпринимательством занимался каждый десятый из числа трудоспособного населения.

Последствия распада единого народнохозяйственного комплекса в большей мере скажутся на Словакии в силу неодинакового исходного экономического уровня, отличающейся структуры экономики, в т.ч. разного удельного веса отраслей военной промышленности, недостатка кадров для развития рыночной инфраструктуры, иного национального и демографического состава населения и, следовательно, иных приоритетов социальной политики, большей зависимости Словакии от Чехии в их взаимных экономических отношениях. В свое время Словакия своего проекта сценария не предлагала, однако часть общественности считала официальный сценарий реформы полностью игнорирующим особенности Словакии. Поэтому экономическая политика, нацеленная в главном на продолжение процессов стабилизации и трансформации в социально-рыночную систему хозяйства, отличается в темпах и формах преобразования.

Примечательная особенность чешской реформы - прагматизм. Уже приняты или новелизованы законы для углубления реформы. Несмотря на провозглашенный в начале реформы тезис "о все регулирующей роли рынка", правительство решается отойти от него и использовать рычаги государственного воздействия. В социальной области это - усиление адресной поддержки наименее защищенных слоев населения; во внешнеэкономической сфере - государственная программа поддержки экспорта; в сельском хозяйстве - создание дополнительного фонда гарантий и развития. В том же направлении действует поэтапность ввода в действие Закона о банкротстве и его реализация - возможность предоставления предприятиям, так называемого "охранного периода" - своего рода испытательного срока для внесудебного решения проблем задолженности, отмены в текущем году либерализации цен на коммунальные и транспортные услуги в связи с введением новых налогов, в т.ч. на добавленную стоимость).

В центре усилий чешского правительства - подготовка второй очереди приватизации, реструктурализации промышленности, ликвидация убыточных производств, эффективный запуск рынка ценных бумаг, становление рынка капитала, поддержка частного сектора.

Словацкое правительство формирует свою концепцию трансформации. Декларируется необходимость продолжения трансформации на базе известных приоритетов; либерализация цен и внешней торговли, приватизация с широким привлечением иностранного капитала, ограничительная бюджетная и нейтральная валютная политика. В Словакии купонная приватизация завершена, правительство считает стандартные методы приватизации более приемлемыми, поскольку они обеспечивают приток реальных капиталов, а потому являются экономически и более результативными.

Основными приоритетами внешнеполитической ориентации Чешской Республики являются: активная политическая, экономическая и военная интеграция в крупнейшие европейские и трансатлантические структуры, развитие отношений с ведущими западными государствами, прежде всего ЕС, в его рамках - с Германией, первым экономическим партнером, а также соседними странами. По мнению чешского правительства, региональное сотрудничество (его конкретные рамки - Чехия, Словакия, Польша, Венгрия, Австрия, Словения - формируют пространство, некогда входившее большей частью в состав Австро-Венгрии) необходимо развивать, чтобы не повторить ошибки первой Чешской Республики, состоявшей в том, что именно с соседними странами она не смогла установить прочных добрососедских отношений. Ставится задача осваивать рынки России и ослабить практически стопроцентную зависимость от нее по нефти.

Словакия, как и Чехия, видит гарантии своей безопасности в общем контексте европейских процессов. Первоочередная цель Словакии - вступление в крупнейшие открытые международные организации, развитие контактов с НАТО (задача вступления пока не ставится), отношений с соседними государствами, проведение в сотрудничестве с Чехией согласованной политики в отношении ЕС, Совета Европы и ООН. Россия остается жизненно важным для Словакии партнером: зависимость ее от сырьевых ресурсов и рынка России сохраняется, что и обусловливает приоритетность направления словацких внешнеэкономических усилий.

Проблемы государственно-правового положения словаков, отношений с чехами возникли не сегодня, они формулировались и видоизменялись на протяжении многих десятилетий. Положенная в основу созданной после распада Австро-Венгрии новой Чехословацкой Республики идея ее первого президента о том, что чехи и словаки образуют единую чехословацкую нацию (теория "чехословакизма") игнорировала самобытность словацкой нации, обозначив, по сути, будущую "линию разлома" унитарного государства.

Изменение основ политической системы в ноябре 1989 г. поставило в повестку дня необходимость переосмысления концепции Чехословацкой Федерации. Реально это вылилось в принятие в декабре 1990 г. Федеральным собранием Конституционного закона о Чехословацкой Федерации (известен более как Закон о разделении компетенции). Объективно этот законодательный акт задумывался как существенный шаг на пути выработки и принятия новой конституции страны, укрепляющей самостоятельность республик и усиливающей единое федеративное государство. Однако раздробленность политических сил и разница стартовых условий экономической трансформации в Чехии и Словакии определили обратный эффект Закона о компетенциях, который на практике лишь закреплял эти различия.

Выступавшие за сохранение единого государства силы выдвигали идеи подписания договора между двумя республиками в форме межгосударственного соглашения, принятия декларации о воле чехов и словаков жить в едином государстве и т.д. Значительны были усилия президента ЧСФР В.Гавела: сохранению и укреплению общего государства чехов и словаков должен был бы способствовать и предложенный им Федеральному собранию проект новой Конституции, который, однако, был отвергнут. Все слышнее становились голоса тех, кто выступал за выход Словакии из союза с Чешской Республикой. В марте 1992 г. на митинге в Братиславе был принят меморандум с требованием провозглашения государственной самостоятельности Словакии. База для этого создавалась тем, что к лету 1992 г. стала очевидной неспособность Федеральных органов представительной власти принимать новые принципиально важные законы: полным ходом шли обвальная общественная перегруппировка и дробление политических сил, и если после июньских выборов 1990 г. в парламенте насчитывалось 8 фракций, то на заключительной сессии в апреле 1992 г. их было уже 19.

В обеих республиках усилилась поляризация и радикализация политических партий и движений, различающихся, однако, по направлениям. Итоги июньских выборов 1992 г. закрепили эти различные политические ориентации в республиканских органах власти. Анализ программ партий позволяет сделать вывод, что летом 1992 г. левоориентированные партии и движения, обещавшие смягчить реформу предоставлением социальных гарантий гражданам, пользовались большими симпатиями населения не и были ориентированы на требования ее национального суверенитета. Сторонники радикальных рыночных реформ, выступавшие за сохранение единого государства в форме федерации, получили большую поддержку населения Чехии.

Важно отметить, что результаты социологических опросов, проводившихся в это время, говорили о том, что около 2/3 населения не хотят раскола страны.

В сложной послевыборной обстановке начались переговоры между лидерами победивших партий В.Мечиаром и В.Клаусом по вопросам формирования федерального правительства и будущего страны в целом, однако через месяц на сессии парламента Словакии правительство выступило с программным заявлением, в котором говорилось о стремлении к формированию новых отношений с Чешской Республикой и созданию такой модели сосуществования двух национальных республик, при которой Словакия будет признана как субъект международного права. В свою очередь, правительство Чехии заявило, что в связи с тем, что в Словакии к власти демократическим путем пришли политики, стремящиеся к ускоренному достижению национального суверенитета республики и ее превращению в субъект международного права, оно обязуется принять необходимые меры по обеспечению существования Чешской Республики как самостоятельного государства в случае провала переговоров о государственном устройстве страны, юридического или фактического выхода Словакии из состава ЧСФР. Из хроники процесса разъединения ЧСФР на два независимых государства можно выделить два события, после которых этот процесс прошел "точку возврата": уход 20 июля президента В.Гавела в отставку и встречу 22-23 июля чешского премьер-министра В.Клауса и словацкого В.Мечиара, на которой окончательно были определены позиции сторон - чешская не принимала форму конфедерации, а словацкая была не согласна с федерацией. Стороны пришли к соглашению о контролируемом разделе федерации на два государства, объявив, что они предоставят Федеральному собранию проекты законов о прекращении существования федерации и об определении механизмов раздела общего имущества. 25 ноября 1992 г. Федеральное собрание ЧСФР с перевесом всего в три голоса приняло Закон о прекращении существования Чехословацкой федерации 31 декабря 1992 г. Государствами-преемниками ЧСФР с 1 января 1993 г. становились Чешская Республика и Словацкая Республика. Отличительной чертой модели разъединения Чехии и Словакии является ее договорная обеспеченность. Подписано более 20 чешско-словацких соглашений по вопросам раздела имущества, финансов, армии, дальнейшего сотрудничества в области экономики, кооперации, социального обеспечения, науки, техники, культуры и образования, соблюдения законности и правопорядка. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]