Экономика
Обозреватель - Observer


 
 

Реформа
 

ПРИВАТИЗАЦИЯ В РОССИИ


И.ЕРЕМЕНКО,
кандидат технических наук
Л.СЕРОВА

 

Приватизация - это, в сущности, ключевая сфера в блоке системных преобразований российской экономики. От того, как это произойдет, зависит, в значительной мере, и распределение власти в стране.

Для России необходимо четко определить возможности реформирования экономики. В вопросах приватизации, тем более "поголовной", далеко не все ясно, - например, целесообразные объемы разгосударствления, предприятия, отрасли, формы и сроки. Все это должно определяться подготовленностью общественного сознания и наличием соответствующей экономической инфраструктуры.

Для страны, по-видимому, необходимо приватизировать торговлю, сферу обслуживания, т.е. то, что сейчас понимается под "малой" приватизацией.

В то же время следует отметить, что без государственной собственности жизнь общества невозможна. Тотальное разрушение госсектора ведет к снижению эффективности производства, к стагнации и депрессии.

Поэтому многих специалистов настораживает тенденция, приводящая к вырождению приватизации в перераспределение собственности и концентрации ее в руках узкого круга лиц.

ИТОГИ ПРИВАТИЗАЦИИ В 1992 ГОДУ


Осенью 1992 г. Правительство России приступило к программе приватизации крупных и средних предприятий (около 25 тыс.), а также множества мелких предприятий.

За истекший год получены определенные результаты, хотя речь может идти, скорее, о количественных характеристиках. Если же рассматривать этот процесс с точки зрения эффективности влияния на изменение ситуации, то, по мнению экспертов, итоги оказываются весьма скромными.

К 1 января 1993 г. в России была полностью завершена приватизация свыше 46 тыс. (из 250 тыс. на начало 1992 г. подлежащих приватизации) предприятий различных отраслей народного хозяйства. В числе приватизированных федеральные предприятия составили 17,5%, республиканские - 27%, муниципальные - 36,6%. Больше половины из них составили предприятия розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания, которые прошли через схему "малой приватизации": продавались на аукционах и коммерческих конкурсах. В половине случаев приватизированные объекты стали собственностью работников этих предприятий. Каждое третье предприятие, подпадающее под условия "малой приватизации", стало частным.

Доход от приватизации в 1992 г. превысил более чем в два раза запланированную сумму дохода в 72 млрд. руб. и должен пойти, прежде всего, на социальную защиту и на поддержку местных бюджетов.

Началось преобразование в акционерные общества 5 тыс. крупнейших российских предприятий, среди которых такие, как производственное объединение "Автоваз", "Уралмаш", Владимирский тракторный завод, Нижне-Тагильский металлургический комбинат, Тулачермет, Красноуральский медеплавильный комбинат и т.д.

Проведение приватизации с одновременным разукрупнением предприятий, демонополизацией производства и торговли представляется весьма желательным, особенно учитывая масштабы монополизма в российской экономике и важность формирования в кратчайшие сроки конкурентной среды. В то же время, как показывает опыт, здесь нужен селективный подход, индивидуальные решения в каждом конкретном случае. Действия по некоторой единой схеме могут создать дополнительные трудности для производства, что крайне нежелательно при уже имеющемся спаде.

ПРОГРАММА ПРИВАТИЗАЦИИ НА 1993 ГОД


Согласно проекту программы приватизации на 1993 г., предложенному Госкомимуществом, к концу года будут завершены "малая" приватизация и первый этап "большой" приватизации - акционирование.

По мнению наблюдателей, главной особенностью проекта является однозначный приоритет в 1993 г. продажи приватизируемого имущества за ваучеры. Правительство России выпустило приватизационные чеки (ваучеры) для каждого жителя страны. Более 140 млн. чел. получили приватизационные чеки, которые позволят им стать владельцами акций приватизированных (частных) компаний. При этом, в соответствии с проектом, "основной формой продажи акций является продажа их на специализированных чековых аукционах". Предполагается, что:

    -не менее 80% акций приватизируемых государственных предприятий федеральной собственности и 45% акций муниципальных предприятий должны продаваться только за ваучеры;

    - в целом, во всех регионах России к концу 1993 г. должно быть приватизировано не менее 80% предприятий оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания; не менее 70% предприятий легкой и пищевой промышленности; не менее 60% предприятий по производственно-техническому обслуживанию сельского хозяйства;

    - в 1993 г. общая сумма поступлений от приватизации составит до 1,5 трлн. руб. в приватизационных чеках и 300 млрд. руб. в "обычных" деньгах (из них 140 млрд. руб. от иностранных инвесторов и кредиторов);

    - будет наблюдаться значительное превышение спроса над предложением приватизируемого имущества в топливно-энергетических отраслях (где спрос превысит предложение в 5,8 раза), в пищевой (в 6,8 раза) и легкой промышленности (в 6,5 раза).

В то же время, как отмечают эксперты, проект отличает стремление сохранить в 1993 г. в значительной мере позиции государства в экономике. В соответствии с программой не подлежат приватизации недра, лесной фонд, объекты и предприятия по сортировке драгоценных камней, автомобильные и железные дороги, предприятия городской инженерной инфраструктуры (теплоснабжение, водопроводы и т.д.).

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ПРИВАТИЗАЦИИ
ПЕРВОГО ПОЛУГОДИЯ 1993 ГОДА


В течение первого полугодия 1993 г. продолжалось преобразование предприятий в акционерные общества, "малая" приватизация, завершилась выдача приватизационных чеков, отлаживалась организация проведения чековых аукционов, шло создание системы чековых инвестиционных фондов.

В области "малой" приватизации первое полугодие дало некоторое снижение темпов по отношению к "бурным" ноябрю-декабрю 1992 года.

К 1 мая 1993 г. было приватизировано 52,5% объектов розничной торговли, 47,3% - общественного питания, 54,9% - бытового обслуживания. (В печати со ссылкой на Госкомстат РФ появляются совсем другие цифры, гораздо ниже. Дело в том, что у Госкомстата иная методика подсчета. К примеру, приватизируется торг, в который входят 50 магазинов. С точки зрения статистики, в частную собственность передано одно предприятие, но в действительности ведь их 50. Отсюда и разногласие в цифрах.) Из этого количества предприятий трудовые коллективы выкупили 69,9% торговых объектов, частные лица приобрели 7,9% магазинов, 22,3% купили юридические лица, то есть различные компании и фирмы. Примерно такое же соотношение и в общественном питании, и в бытовом обслуживании. Лишь в бытовом обслуживании несколько больше доля частных лиц - 13,1% и ниже доля трудовых коллективов - 63,3%. Таким образом, подавляющее большинство объектов перешло в собственность трудовых коллективов.

Правда, нередко за их спиной стоят спонсоры. Ничего незаконного в этом нет.

Интересно посмотреть соотношение способов приватизации. Как известно, их существует четыре: аукцион, коммерческий конкурс, аренда с правом выкупа и акционирование.

Конкурс отличается от аукциона тем, что при нем хозяин приватизированного объекта должен выполнить ряд условий: сохранить товарный профиль, не увольнять работников, вложить определенные инвестиции. В розничной торговле на аукционах продано 13,6% предприятий, на конкурсах - 36%, аренда - 40,4%, акционирование - 13,6%. Несколько различаются эти показатели по отраслям. Например, в бытовом обслуживании выше доля конкурсов - 44,5 и ниже доля аукционов - 9,4%. Что касается аренды, то она менее популярна в бытовом обслуживании - 36% и более - в общественном питании - 4l%.

На 1 июня с.г. в России было приватизировано 53,95% всех предприятий, подлежащих "малой" приватизации. Данные по регионам и отраслям приведены в табл. 1 и 2.
 


Таблица 1


 
Территории
Всего предприятий
Доля приватизированных предприятий, %
Ненецкий автономный округ
0,00
Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ
10
0,00
Ямало-Ненецкий автономный округ
236
1,69
Республика Саха (Якутия)
2035
3,98
Кабардино-Балкарская Республика
450
4,44
Северо-Осетинская Республика
538
7,06
Республика Татарстан
179
12,85
Ульяновская область
582
13,57
Республика Калмыкия-Хальмг Тангч
191
13,61
Мордовская ССР
265
19,25
Оренбургская область
1121
113,20
Республика Тува
39
100,00
Эвенкийский автономный округ
5
100,00
Республика Адыгея
147
100,00
Москва
11849
83,80
Пензенская область
868
82,37
Ростовская область
1361
82,00
Калужская область
689
80,26
Челябинская область
2648
79,46
Красноярский край
912
78,84
Всего по России
94283
53,95


 

* Некоторые из предприятий, зафиксированных в госреестре, разделились в процессе приватизации.

Источник: Госкомимущество.

Таблица 2


 
Экономические районы России
Доля приватизированных предприятий,%
Всего
Торговля
Общепит
Бытовое обслуживание
Северный
32,6
25,8
29,1
46,7
Северо-Западный
54,5
56,6
49,4
54,1
в т.ч. С.-Петербург
52,0
55,4
44,8
51,0
Центральный
72,8
73,4
67,1
74,8
в т.ч. Москва
83,8
90,2
77,2
80,1
Волго-Вятский
50,3
51,2
51,9
48,3
Центрально-Черноземный
56,9
54,7
51,0
62,3
Поволжский
40,7
46,3
24,4
42,9
Северо-Кавказский
54,1
45,4
56,6
62,2
Уральский
52,8
49,6
48,3
62,1
Западно-Сибирский
47,9
53,3
41,6
41,6
Восточно-Сибирский
62,6
64,3
55,0
62,4
Дальневосточный
27,4
26,5
19,6
34,9
Калининградская область
20,9
20,3
18,8
24,2
Всего по России
54,0
53,1
47,8
58,2

Источник: Госкомимущество.

Замедление процесса "малой" приватизации специалисты видят, во-первых, в политической нестабильности. Вторая причина в том, что главы администрации, видя ми-1усы приватизации (нарушения закона, перепрофилирование продуктовых магазинов в коммерческо-комиссионные и т.п.) решили, что лучший выход - остановить приватизацию и взять все в свои руки. И, в-третьих, непроданными остались наиболее сложные объекты - например, крупные магазины, т.к. муниципальные власти зачастую не понимают, как это их можно отдавать частнику.

Продолжается начатый в 1992г. процесс приватизации жилья. За январь-апрель 1993 г. в Российской Федерации приватизировано 2,6 млн. квартир, почти столько же было приватизировано за весь 1992 г. По сравнению с январем-апрелем прошлого года число квартир, перешедших в собственность граждан, увеличилось в 9 раз.

Всего по состоянию на 1 мая 1993 г. приватизировано 5,3 млн. квартир, что составляет 16% от общего числа квартир, подлежащих приватизации.

Активнее идет этот процесс в Республике Алтай, где приватизировано 52% квартир, республиках Карачаево-Черкессия, Хакассия, Адыгея, Алтайском и Ставропольском краях, Омской области, Северо-Осетинской ССР, г.Москве (28-41%).

Вместе с тем в республиках Саха (Якутия) и Татарстан в частную собственность перешло менее 2% всех квартир, в Республике Коми, Мордовской ССР, Чувашской Республике, Чукотском автономном округе. Архангельской, Саратовской и Ульяновской областях - менее 7,4%.

В России по состоянию на 1 мая с.г. приватизировано 650 предприятий автотранспорта (13% от общего их числа), в том числе около 300 предприятий автотранспорта общего пользования (табл.3).
 


Таблица 3

Регион
Республика, область, город
Автопред-
приятия, ед.
Приватизировано,
%
Московская обл.
43
50
г. Москва
30
38
Центральный
Смоленская обл.
8
29
Тульская обл.
8
24
Ивановская обл.
7
25
Центрально-черноземный
Белгородская обл.
7
23
Северный
Республика Карелия
7
29
Северо-Западный
Ленинградская обл. и г. Санкт-Петербург
20
17
Уральский
Челябинская обл.
24
51
Волго-Вятский
Нижегородская обл.
20
30
Западно-Сибирский
Тюменская обл.
13
19
Поволжский
Самарская обл.
10
24

Источник: Госкомимущество.

Приватизируются и другие виды транспорта. Уже приватизированы Западное речное пароходство (Калининградская обл.), Якутский, Хандыгский (Республика Саха, Якутия), Сарапульский (Республика Удмуртия) и Ярославский речные порты, Выборгский (Ленинградская обл.) и Красногорский (Сахалинская обл.) морские торговые порты, Находкинский (Приморский край) морской рыбный порт. В результате приватизации на Сахалине создана Корсаковская морская судоходная компания, появилась компания "Тюмень-авиа транс" и т.д.

Все большее развитие получает процесс "большой" приватизации. Если в течение 1992 г. было приватизировано путем акционирования 17% крупных предприятий, то к началу апреля их удельный вес составлял 24%.

При осуществлении приватизации крупных предприятий следует от номинальной (которая выражается только в смене вывесок) приступить к действительной приватизации и реальному разгосударствлению. Обеспечить это можно лишь некоторым снижением темпа распродажи (раздачи) госсобственности. Излишняя торопливость просто не позволяет нормально организовать процесс подготовки предприятий к работе в условиях рынка, создает благоприятную почву для многочисленных злоупотреблений, и следовательно, препятствует появлению необходимых для становления нормального рынка изменений в поведении предприятий.

Необходимо самое серьезное внимание обратить на приватизацию крупных технологически взаимосвязанных комплексов, чтобы не привести к распаду действующих производственных групп и не ликвидировать в конечном итоге часть промышленного и научного потенциала страны. В то же время проводимая в настоящее время политика не снижает проблемы преодоления монополизма и создания конкурентной среды.

Из-за высокой степени концентрации, узкой специализации и жесткой технологической кооперации в рамках сложившихся производственных структур разукрупнение, а фактически искусственный развал крупных научно-промышленных комплексов, как правило, ведет не к демонополизации, а к появлению новых монополистов в лице выделяемых производств и структурных подразделений. В этой ситуации наиболее перспективным, как считают специалисты, является сохранение сложившихся производственных комплексов, естественно, поставив на новую основу имеющиеся кооперационные и технологические связи. Здесь возможны два варианта.

Первый - создание на базе крупных промышленных комплексов (технологических цепочек) холдинговых компаний.

Второй - создать систему перекрестного владения акциями, когда технологически связанные между собой предприятия обмениваются между собой или приобретают пакеты акций друг друга.

Этот вариант был предложен при акционировании "Уралмаша".

В первом полугодии 1993 г., так же как и в 1992 г., процесс приватизации в различных регионах Федерации проходил крайне неравномерно. Так, если в Центрально-Черноземном районе приватизировано 58,9% предприятий, то в Уральском районе лишь 24,6%. Среди республик, входящих в состав Российской Федерации, наиболее высокий показатель имеют Хакассия (48,7%) и Бурятия (45%), а в Республике Башкортостан он достиг лишь 7,8%.

Следует отметить, что в республиках, не имеющих фондов имущества, показатели приватизации имеют особенно низкие значения. Так, в Республике Саха (Якутия) приватизировано лишь 7% предприятий, а в Республике Татарстан - всего лишь 1,01%.

Наивысшие показатели среди краев имеет Ставропольский край - 66,4%, низшие - Хабаровский край - 24,5%. В табл. 4 показаны результаты приватизации в отдельных областях.
 


Таблица 4

Область, город
Объем приватизации, %
Ленинградская
59,6
г. Санкт-Петербург
52,3
Нижегородская
58,9
Иркутская
40,1
Кемеровская
37.3
Ростовская
32,4
Самарская
32,2
Оренбургская
30,0
Московская
27,7
г.Москва
19,9
Новосибирская
17,6
Свердловская
14,0
Пермская
13,8
Воронежская
13,3
Волгоградская
10,5

В национальных округах этот процесс характеризуется еще большей неравномерностью. В Коми-Пермяцком округе приватизировано 159 предприятий из 197, что составляет 80,7%, Усть-Ордынском округе - 21,2%, а в Таймырском - 2,5%. В Ненецком национальном округе Архангельской области приватизировано лишь одно предприятие из 58.

Общая выручка, поступившая в январе-феврале от приватизации предприятий (включая средства, поступившие от предприятий, приватизированных в 1992 г.), составила около 49 млрд. руб., в том числе от приватизации муниципальной собственности - 23 млрд. (48%), собственности территорий- 10 млрд. (20%), федеральной собственности - 16 млрд. (32%). Из выручки перечислено в доход бюджетов территорий 64%, в федеральный бюджет - 24, государственным органам приватизации - 12%.

Анализ динамики процесса приватизации позволяет сделать вывод о том, что к концу 1993 г. малая приватизация будет в основном завершена, а приватизация объектов федеральной собственности значительно расширится, что видно из рис. 1.


Активизируется и процесс образования акционерных обществ (рис.2).


Однако масштабы акционирования пока еще явно не соответствуют общим задачам "большой" приватизации, не обеспечивают достаточного предложения имущества за приватизационные чеки. Наиболее слабо реализуют свои возможности в акционировании Хабаровский и Красноярский края, Камчатская и Томская области, Республика Коми и другие.

Начиная с декабря 1992 г. в Российской Федерации начали проводиться специализированные чековые аукционы, причем масштабы этого процесса динамично возрастали (рис.3).


Расширилась и география чековых аукционов. Если на старте - в декабре прошлого года - они проходили только в восьми регионах России, то в мае - уже в 70.

К концу апреля состоялось более тысячи аукционов, на которых были проданы акции таких крупных предприятий, как Волгоградский и Владимирский тракторные заводы, "Ростсельмаш", АМО "ЗИЛ", АО "Уралмаш" и др.

Сейчас каждый месяц проходит более 500 аукционов. Если и дальше все будет идти такими темпами, то к концу 1993 г. более 50% промышленности России перейдет в частные руки.

К числу особенно активно участвующих в проведении чековых аукционов можно отнести Владимирскую, Ярославскую, Новгородскую, Волгоградскую и Свердловскую области, Республику Хакассию, Приморский край и ряд других регионов. В то же время в ряде других территорий чековая приватизация практически "стоит на нуле" либо в результате бездействия местных властей, либо их целенаправленного противодействия.

Начало 1993 г. характеризуется активным становлением чековых инвестиционных фондов, которые перешли от периода учреждения и эмиссии своих акций к обмену их на приватизационные чеки граждан.

Но при проведении приватизации специалистов тревожит несоответствие рыночной цены приватизируемых предприятий их реальной стоим ости. В соответствии с действующим законодательством начальная цена предприятия, величина уставного капитала создаваемого акционерного общества определяются без учета результатов переоценки основных фондов. Такой подход объясняется курсом на социальную направленность реформы, обеспечение гарантий участия трудовых коллективов в приватизации. В то же время представители РФФИ на местах считают, что это приводит к распродаже госимущества за бесценок.

Проведение приватизации при замороженной стоимости номиналов акций и приватизационных чеков в условиях инфляции ведет к тому, что даже высокий курс акций не соответствует реальной цене.

При значительной разнице курсов рубля, ваучера и доллара такая ситуация позволяет иностранным инвесторам при минимальных вложениях установить контроль над значительной частью российской экономики.

В РФФИ считают, что для защиты экономических интересов державы необходимо срочно разработать методику индексации продажной цены акций. Пусть она даст западным коммерсантам право покупать чеки в условиях свободного рынка.

В этой связи специалистами рассматриваются преимущества инвестиционных торгов. Уже первые такие продажи дали неплохие результаты. Тем не менее в общем объеме разгосударствления они занимают скромное место. Эксперты РФФИ считают, что необходимо внести дополнения в Указ Президента "О государственных гарантиях права граждан России на участие в приватизации", где установлена жесткая норма продажи 29% акций исключительно на чековых аукционах.

Представители многих региональных фондов имущества предлагают признать инвестиционные торги основной формой продажи акций наряду с чековыми аукционами. Для иностранных юридических и физических лиц эта форма должна стать приоритетной. Целесообразно сохранять при этом часть обыкновенных акций за фондами имущества для контроля и анализа инвестиционной программы.

ПРИВАТИЗАЦИОННЫЕ ЧЕКИ


Оправдываются предположения специалистов Госкомимущества России о том, что чек с середины нынешнего года "обязан" крупно дорожать. И действительно, его курс на биржах пошел резко вверх и с мая 1993 г. цена приватизационного чека возросла с 4200 руб. за чек до номинала. На утренних торгах 2 июня за ваучер давали 10000 руб. Потом курс несколько снизился, но, тем не менее, остался достаточно высоким (на 22 июня - 8892 руб.).

О динамике курса ваучера и объеме его продаж на РТСБ в апреле-июле 1993 г. можно судить по рис.4.


Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что возрастает заинтересованность и активность населения России в процессе приватизации. И все же не стоит слишком обольщаться достигнутыми результатами, т.к. далеко еще не выполнена госпрограмма 1992 г. по числу предприятий, которые должны перейти в частную собственность, и погашено чеков населения немногим более 10% (15-20 млн.). А на руках у людей осталось их еще не менее 130 млн.

Начиная с октября 1992 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) регулярно отслеживает изменение в поведении и намерениях людей относительно использования приватизационных чеков.

Опрос показал, что среди тех, кто уже использовал ваучеры, преобладают люди, которые их продали или подарили (49%). Активную позицию относительно использования приватизационных чеков (купили акции предприятий или инвестиционных фондов) заняли 40% опрошенных.

Намерения тех, кто еще только собирается распорядиться своими чеками, несколько иные - намного меньше, чем раньше число желающих продать ваучеры. Однако выше доля тех, кто хочет подарить свой ваучер. Заметно увеличилась и доля людей, предпочитающих вложить ваучеры в дело - купить акции других предприятий и инвестиционных фондов.

В целом доля респондентов, желающих приобрести за ваучеры акции, тем самым вложив их в дело, судя по ответам превысила 55%.

Важным фактором, определяющим выбор того или иного варианта использования ваучера, является уровень дохода. В малообеспеченных семьях доля тех, кто хочет продать и подарить свой чек, в полтора раза выше числа тех респондентов, которые хотят купить на них акции. В то же время в наиболее обеспеченных семьях наблюдается обратное соотношение.

Опрос показал, что сейчас обладателями акций являются только 9%, а интерес к ним проявляют 25% опрошенных. Это в первую очередь молодежь (32%), руководители разного уровня (30%), специалисты (35%), представители высокодоходных групп населения (31%).

Однако не все заявившие о своем намерении приобрести акции имеют для этого средства:

только четверть из них отметили совпадение своих желаний и возможностей.

Для того, чтобы повысить доверие населения к ваучерам прежде всего необходимо:

    - обеспечить большую защиту имущественных интересов граждан;

    - уберечь их от покупки акций у предприятий, обреченных на банкротство;

    - обеспечить покупателей акций информацией о предприятиях, чьи акции они приобретают;

    - рекомендовать процедуру проверки приватизируемых предприятий независимыми аудиторскими фирмами;

    - выносить акции на чековые аукционы с одновременной публикацией заключения об инвестиционном качестве ценных бумаг данного предприятия.

Если рассматривать задачи в области приватизации до конца года, то они кратко могут быть сформулированы так:

1. Обеспечить каждый чек российских граждан достаточным количеством имущества (акций), которые на него можно обменять. В этих целях потребуется завершить в ближайшее время акционирование большинства российских крупных и мелких предприятий путем упрощения процедур получения разрешения на приватизацию в Госкомимуществе России и резкого сокращения списков запрещенных к приватизации объектов.

2. Обеспечить условия для эффективного использования своих чеков гражданами. Для чего:

    - в течение ближайших месяцев развернуть повсеместно систему чековых аукционов и резко увеличить продажу через них акций приватизированных предприятий, обеспечить гласность иинформирование граждане проводимых чековых аукционах;

    - необходимо оказать максимальное содействие инвестиционным фондам, имеющим государственную лицензию, в том числе по получению ими налоговых льгот, возможности получения более льготного доступа к акциям приватизированных предприятий, в оперативном получении информации о предстоящих торгах, в подготовке кадров и т.д.

3. Завершить в течение года "малую" приватизацию. В этих целях потребуется резко упростить процедуру осуществления "малой" приватизации. Следует проработать новые подходы в ее проведении в отдаленных сельских районах.

Ведущие державы мира готовы оказать помощь России в проведении экономических реформ. Госсекретарь США Уоррен Кристофер сообщил, что объем американской помощи будет "внушительным" и новый пакет помощи США составит 1,8 млрд. долл. в дополнение к тем 1,6 млрд. долл., которые Б.Клинтон обещал в Ванкувере (Канада).

Соединенные Штаты намерены помогать России в успешном осуществлении программы приватизации. Как заявил Госсекретарь Уоррен Кристофер, обеспечение успеха российских реформ - исключительно важная задача нашего времени.

По словам министра финансов США П.Бентсена, в новый пакет войдут 500 млн. долл., которые США внесут в качестве своей доли в приватизационный фонд, необходимый для конверсии крупнейших промышленных отраслей России. Он надеется, что вклад других индустриальных держав в фонд составит еще 1,5 млрд. долл., а остальные 2 млрд. будут получены от Мирового банка и Европейского банка реконструкции и развития. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]