Экономика |
Обозреватель - Observer
|
Статистика
Уровень инфляции и цены на продовольственные
товары
Центр экономической конъюнктуры при Совете Министров - Правительстве Российской Федерации проанализировал оперативную информацию органов государственной статистики и сообщает, что в июле:
Таблица 1 составляющих основу еженедельных покупок населения* (на конец периода, в рублях на одного человека)
*В ценах, сложившихся в январе 1991 г., в США стоимость набора - 88,29 долл., или по курсу Центрального банка России: 994,0 х 88,29 = 87760 руб. Общий уровень инфляции
Инфляция в июле составила 19,3%, повторив ее майское значение и превысив на 2 процентных пункта инфляцию июня (рис. 3).
Инфляционные процессы в июле развивались под влиянием высвобождения цен на бензин и их либерализации на уголь с начала месяца. К концу июля цены на бензин увеличились в 1,5 раза, на у голь - в 2,9 раза. В условиях начала подготовки к зимнему отопительному сезону рост цен на дрова и торфобрикеты составил за месяц соответственно 1,9 и 2,8 раза. В целом же за месяц непродовольственные товары стали дороже на 17,7%. Цены и тарифы на платные услуги населению, значительно опередив их рост на продовольственные и непродовольственные товары, за месяц увеличились на 30%. В июле по сравнению с предыдущим месяцем несколько сократилась дифференциация в уровнях инфляции по отдельным экономическим регионам. Наибольшая инфляция отмечалась в Центральном и Волго-Вятском районах - 22% и 21% соответственно. Наиболее низкой была инфляция в Западно-Сибирском районе - 15%. Цены на продовольствие
1. В июле основные продовольственные товары подорожали на 19% (рис. 4), в том числе за последнюю неделю - на 3,8 %. В течение всего месяца цены росли практически по всем основным продуктам питания и только на фрукты, из-за сезонной их сменяемости, средние цены сохранили свое июньское значение.
Наиболее заметно для населения подорожали в июле хлебобулочные изделия (на 25%), мясные продукты и водка (на 20%), сахар (на 19%), масло растительное (на 17%). Меньше всего выросли цены на яйца (на 4%), масло животное (на 6%). За период с начала текущего года в наибольшей степени выросли потребительские цены на мясные продукты - в 4,9 раза, молочные и рыбные продукты - в 3,3 раза, сахар - в 3,0 раза. Значительное увеличение среднесложившихся цен на плодоовощную продукцию (достигшее к концу июля более чем пятикратного увеличения) во многом объясняется сезонной сменяемостью продукции в весенне-летний период. В целом за семь прошедших месяцев текущего года основные продукты питания подорожали в 3,6 раза (рис. 5).
2. В июле, также как и в предыдущие
месяцы, продолжались процессы выравнивания в темпах роста цен на продовольственные
товары по отдельным регионам. Разрыв в темпах увеличения цен на продовольствие
сократился в июле до 8 процентных пунктов против 18 - в январе. Если наиболее
существенно выросли цены на основные продукты питания в Северо-Западном,
Центральном и Центрально-Черноземном районах (на 21 - 23 %), то меньше
всего продовольствие подорожало в Уральском районе - на 15% (табл. 2).
Таблица 2 по 70 основным продовольственным товарам по экономическим районам в июле 1993 г. (в % к предыдущей регистрации)
* Расчет изменения средних потребительских цен по экономическим районам осуществляется по наличию товаров, присутствовавших в продаже в регионе в день регистрации цен. Следует отметить, что на фоне сближения в темпах изменения цен на основные продовольственные товары в отдельных экономических районах, внутри них, даже в близлежащих областях, сохраняется существенная дифференциация в этой динамике. Так, например, в Ярославской и Костромской областях (Центральный экономический район) этот разброс в ценах на продукты питания в конце июля составил 19 процентных пунктов. Увеличение потребительских цен на основные продукты питания в Москве в июле составило 21%, немного превысив их среднероссийскую динамику. В то же время в Санкт-Петербурге рост цен на продовольствие за месяц оказался намного выше и составил 30%. 3. За прошедший месяц населению России продано основных продовольственных товаров на 2,7% больше, чем в июне. Такой рост реализации продовольствия отмечен в основном в магазинах всех видов собственности (на 3%). В то же время на городских и неформальных рынках наблюдался спад покупательской активности населения, в результате чего объем продаж сократился на 2,3%. В июле продолжало сохраняться резкое различие в темпах изменения объема продажи продовольствия по отдельным экономическим районам. Так, в 7 из 11 экономических районов объем продажи продовольственных товаров увеличился (на 8% - в Уральском и на 3% - в Поволжском). В то же время в Восточно-Сибирском районе объем реализации сократился на 15%. Следует отметить, что в предыдущем месяце в этом регионе был зафиксирован максимальный рост покупательской активности населения. 4. Впервые с начала текущего года в июле рост цен на продовольствие в неорганизованной торговле, т.е. на городских и неформальных рынках, был адекватен их увеличению в магазинах и составил 19%, в том числе за последнюю неделю - 3,6%. В июле на рынках основной рост цен был отмечен на мясные продукты (на 21%), а также на продукты, не являющиеся основными для реализации в неорганизованной торговле: водку (на 42%), сахар (на 26%), табачные изделия (на 19%). Только на фрукты в июле сохранились среднесложившиеся цены предыдущего месяца. Дифференциация в темпах роста цен на продовольствие на рынках отдельных экономических районов составила 25 процентных пунктов, значительно превысив этот разброс в организованной торговле. Так, если в Волго-Вятском и Западно-Сибирском районах в июле цены на продукты питания в неорганизованной торговле увеличились на 37% и 32% соответственно, то в Северо-Западном - на 12%. На рынках Москвы продовольствие дорожало значительно медленнее (на 7%), чем в организованной торговле (на 25%). Однако цены на многие продукты питания в неорганизованной торговле Москвы продолжают занимать лидирующее положение среди других регионов России. Так, например, цена одного килограмма говядины на рынках Москвы составила в конце июля 5205 руб., в 2,8 раза превысив среднероссийскую цену и в 1,3 раза - цену во Владивостоке. Всего за январь-июль цены на основные продукты питания в неорганизованной торговле возросли в 4,6 раза, в организованной - в 3,3 раза (рис. 6), в том числе на овощи и фрукты - более чем в 5,5 раза, мясные продукты - в 4,6 раза, рыбные продукты - в 3,5 раза. Стоимость набора важнейших продуктов питания
Стоимость набора 19 важнейших продуктов питания в конце июля в среднем по России составила 16,5 тыс. руб. в расчете на месяц и возросла по сравнению с концом предыдущего месяца на 26%, а с декабрем прошлого года - в 3,8 раза. Стоимость этого набора для магазинов (независимо от вида собственности) оценивается в среднем в 15,3 тыс. руб., а для неорганизованной торговли - в 21,0 тыс. руб. Превышение стоимости набора в неорганизованной торговле по сравнению с организованной в конце июля составило 37%. Разрыв между максимальной и минимальной стоимостью набора в различных городах России по сравнению с предыдущим месяцем продолжает увеличиваться, составив к концу июля 3,6 раза против 3,3 раза в конце июня. Наибольший прирост стоимости набора за месяц зафиксирован в Северо-Западном районе - 47% и Северном - 44%. В восьми городах России прирост стоимости набора превысил 50%. Среди них: Комсомольск-на-Амуре - 81%, Челябинск - 64%. В июле традиционно лидирующими по стоимости набора продолжал оставаться Дальневосточный район (27,7 тыс. руб. в расчете на месяц), где расположены самые "дорогие" города России - Магадан, Петропавловск-Камчатский, Владивосток. Самым дешевым в июле по-прежнему был набор в Поволжском районе, где его стоимость на конец июля составила 11,4 тыс. руб. В частности, в Ульяновске зафиксирована минимальная среди наблюдаемых городов стоимость набора - 8,8 тыс. руб. По состоянию на 27 июля стоимость набора в Москве составила 24,1 тыс. руб., что на 37% больше, чем месяц назад, в Санкт-Петербурге - 21,3 тыс. руб. (на 46%). В результате этого Москва в перечне самых дорогих городов России к концу июля переместилась с 7 места на 10, а Санкт-Петербург - с 33 на 15. Цены и тарифы на платные услуги
В июле рост цен на платные услуги населению составил 1,3 раза, а за период с начала года - 5,2 раза. Наиболее значительно выросли цены на услуги домов отдыха (на 84%), санаториев (на 59%) и телефонной междугородной связи (на 46%). После скачка цен на услуги железнодорожного транспорта в предыдущем месяце, в июле их рост оказался минимальным, составив 5%. |
|