Внешняя политика
Обозреватель - Observer


 

"МЕДОВЫЙ МЕСЯЦ" МИНОВАЛ

(Об отношениях Израиля с Россией)


А.КЕРЖЕНЦЕВ

 

Прошло немногим более полутора лет после восстановления в октябре 1991 г. дипломатических отношений с еврейским государством, прерванных Советским Союзом в 1967 г. в ответ на агрессию Израиля против соседних Египта, Сирии, Иордании и оккупацию им арабских земель. Срок небольшой для полной нормализации существовавших ранее многосторонних связей, тем более после 24 с лишним лет разрыва. И все же даже за такой короткий промежуток времени отношения Израиля с Россией - преемницей распавшегося Союза, как отмечает израильская печать, уже пережили взлеты и падения. В этой связи газета "Джерузалем пост" недавно, в частности, писала: "Налицо явные признаки того, что Россия постепенно отказывается от откровенного заигрывания с Израилем, которое мы наблюдали в течение последних двух лет".

Этот период расцвета, своего рода "медовый месяц", в отношениях с бывшим СССР в конце 80-х-начале 90-х годов израильтяне связывают с пребыванием у власти таких бывших советских руководителей, как М.Горбачев, А.Яковлев, Э.Шеварднадзе. Особо выделяется их заслуга в переориентации на всестороннее сотрудничество с Западом, и прежде всего с Соединенными Штатами, в коренном пересмотре ближневосточной политики и свертывании многолетнего сотрудничества с арабскими радикальными режимами. В свое время подчеркивалась также важная роль М.Горбачева и его ближайшего окружения в "распахивании ворот Союза для массового выезда евреев на свою историческую родину".

Выделение израильскими политологами периодов "потепления" и "похолодания" в отношениях Тель-Авива с Москвой далеко не случайно и связывается ими с тем, насколько эти взаимоотношения отвечают государственным интересам Израиля.

"Медовый месяц", по мнению израильтян, начался для них еще задолго до официального восстановления сторонами дипотношений. Так, поданным Центрального банка Израиля, с конца 1989г. и по 1991 г. в страну из бывшего Союза переселились 460 тыс. евреев, а в прошлом году их прибыло всего лишь 72 тыс. Ожидается, что низкие темпы иммиграции сохранятся и в нынешнем году. Причем в Израиль приезжают главным образом евреи из "горячих точек" СНГ.

Особенно солидные дивиденды Израиль, по признанию его руководителей, получил от пересмотра бывшим СССР своей политики на Ближнем Востоке, которая в основном строилась на оказании политической поддержки и военной помощи арабским странам и палестинцам в их борьбе за ликвидацию последствий израильской агрессии в 1967 г. С нескрываемым удовлетворением встретили в Тель-Авиве решение советского руководства прекратить поставки вооружения арабам до выплаты ими накопившейся задолженности. Присоединение Союза к международным санкциям против его бывшего союзника Ирака, включая применение против него вооруженной силы, также было одобрительно встречено израильтянами, Не осталось без их внимания и то, что в выступлениях некоторых ответственных государственных и политических деятелей как-то само собой исчезли заявления в поддержку требований арабов, в том числе "неотъемлемого законного права палестинцев (согласно прежней терминологии) на создание своего собственного национального государства".

Вслед за этим некоторые средства массовой информации также стали опускать применительно к Израилю такие определения, как "оккупация", "агрессия", "насилие". Наряду с широким освещением мер воздействия мирового сообщества на иракский режим российская пресса обходит молчанием тот факт, что Тель-Авив уже многие годы упорно игнорирует многочисленные резолюции того же мирового сообщества об освобождении захваченных Израилем арабских земель, в отношении Иерусалима и незамедлительного возвращения на родину более 400 палестинцев Западного берега реки Иордан и сектора Газа, насильственно выдворенных израильскими властями в соседний Ливан в декабре прошлого года. К примеру, массированные обстрелы израильской артиллерией южноливанских деревень и бомбежки их с воздуха израильской авиацией зачастую подаются телевидением "Останкино" как "меры возмездия за действия против израильских вооруженных сил".

В то же время израильские средства массовой информации, особенно издающиеся и освещающие на русском языке газеты, радио и телевидение, не стесняются в "крутых" высказываниях по отношению к странам исхода. Так, в студии этих теле- и радиоканалов нередко приглашаются бывшие советские евреи, которые повествуют о том, как им якобы с большим трудом удалось выбраться из "страны Иванов", "страны дураков", где чуть ли не с пеленок они подвергались дискриминации и притеснениям за то, что являются евреями. Однако подобные измышления находят все более широкий и решительный отпор со стороны таких же иммигрантов из бывшего СССР. Они обвиняют в черной неблагодарности своих зарвавшихся в беззастенчивой лжи соотечественников, укоризненно напоминая им, что именно эта "страна Иванов" давала им долгие годы кров и приют, что именно в этой "стране дураков" они устроились и жили намного уютней и комфортабельней, чем на своей исторической родине, а они сами, их дети и внуки получили бесплатно высшее образование и профессиональную подготовку.

Отказ Москвы от своей прежней политики на Ближнем Востоке и фактический ее уход из региона привели не только к установлению безраздельного господства Соединенных Штатов в этом стратегически важном районе мира, но и способствовали укреплению безопасности еврейского государства. По признанию официального Тель-Авива, арабы, и прежде всего Сирия, лишившись мощной политической и военной поддержки со стороны Советского Союза, практически перестали представлять серьезную угрозу для Израиля, рассчитывающего к тому же на договорные обязательства США гарантировать безопасность своего стратегического союзника на Ближнем Востоке.

Значительные выгоды извлек Израиль из отношений с распавшимся Союзом и в идеологическом плане. Согласно заявлениям руководителей Еврейского агентства (Сохнут), в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Одессе, Риге, Днепропетровске, Ярославле и других городах бывшего СССР с благословения советских властей были открыты и развернули активную деятельность культурные центры этого агентства по подготовке евреев к выезду в землю обетованную. Попутно, как признает израильская печать, сотрудники этих центров занимались и продолжают заниматься сбором политической, экономической и иной информации о положении в России и других бывших советских республиках. Такие задачи, отмечала недавно газета "Джерузалем пост", были в свое время возложены на специальное "Бюро по связям", которое действовало под непосредственным руководством канцелярии израильского премьера, поддерживало нелегально связи с еврейскими общинами в бывшем СССР и информировало израильское руководство обо всем, что "творится за железным занавесом".

В настоящее время, как утверждают сотрудники Сохнут, в странах СНГ отпала необходимость в нелегальных формах работы среди еврейской части населения. Активная деятельность Еврейского агентства в этом направлении привела к трениям и открытому соперничеству Сохнут с "Бюро по связям". Конфликт между двумя ведомствами, констатирует "Джерузалем пост", приобрел настолько острый характер, что потребовалось вмешательство главы израильского правительства. Придя к власти в прошлом году, нынешний премьер Ицхак Рабин поручил изучение данного вопроса и улаживание конфликта между Сохнут и "Бюро по связям" бывшему руководителю израильской внешней разведки "Моссад", что является лишним свидетельством того, чем занималось и занимается это бюро. Между прочим, по сообщениям израильской печати, Еврейское агентство считает возможным сохранить "Бюро по связям", чтобы оно "продолжало свою деятельность в СНГ на случай, если в странах Содружества произойдет возврат к прошлому". Так что речь, видимо, идет лишь о более четком разграничении между этими двумя ведомствами Израиля сфер деятельности в странах Содружества.

Активно развивались в последние годы и культурные связи между двумя странами. Только в прошлом году Израиль буквально заполонили различные музыкальные и танцевальные группы и ансамбли из России. Побывали здесь и наши звезды кино и эстрады. Хотя, справедливости ради, следует сказать, что выступления гостей из России рассчитаны главным образом на русскоязычную часть населения, а последние, занятые повседневными заботами и сложными проблемами вживания в новую социально-экономическую среду, проявляют все меньший интерес к выступлениям своих бывших соотечественников. Да и билеты на подобные концерты стоят немалых денег. К тому же добираться в вечерние часы из глубинки до Тель-Авива. Иерусалима и иных центров, где, как правило, проходят эти гастроли, далеко не просто, да и небезопасно. Кроме того, к визитам заезжих гастролеров все с большим относятся их бывшие коллеги, обосновавшиеся в Израиле и опасающиеся за свои заработки.

Что же касается экономической сферы, то сотрудничество между сторонами в этой области находится, пожалуй, лишь на стадии становления и еще не получило должного развития. Причиной тому является целый ряд факторов как объективного, так и субъективного характера.

Израильские бизнесмены, как, впрочем, и другие иностранцы, сетуют на политическую и экономическую нестабильность в России, отсутствие надежных законодательных гарантий для иностранных инвестиций в российскую экономику. И все же, при всей обоснованности подобных замечаний, на развитие израильско-российских торгово-экономических связей серьезное негативное влияние оказывают довольно сложное экономическое положение в самом Израиле, весьма ограниченные возможности этого небольшого государства и переживаемые им собственные социально-экономические трудности.

Для более ясного понимания этих проблем полезно обратиться к официальным данным израильской статистики. Так, согласно недавним утверждениям управляющего Государственным банком Израиля Якова Френкеля, темпы производства в стране продолжают снижаться и в текущем году составят не более 4% против 6,6% в прошлом году. Инфляция, как ожидается, сохранится на уровне 10%. Безработица останется главным бичом национальной экономики и лишь немного уменьшится: с 11,2 до 10% по сравнению с 1992 г. По словам Я.Френкеля, особенно тревожит уровень безработицы среди вновь прибывших граждан, который по отдельным профессиям составляет 30% и более. Как сообщает израильская печать, эта цифра в отдельных районах страны достигает 40-50%, причем в число безработных не включаются те, кто имеет хотя бы временную или сезонную работу.

Израиль располагает крайне ограниченными природными богатствами и энергетическими ресурсами. Сырье, нефть и нефтепродукты, необходимые для промышленности и выработки электроэнергии местными тепловыми электростанциями, в основном импортируются. В стране практически отсутствует металлургическое производство, за исключением ряда небольших литейных предприятий, нет тяжелого и среднего машиностроения. Станки, другое технологическое оборудование, грузовые и легковые автомобили, дорожно-строительные механизмы ввозятся из-за рубежа. Бытовые электротовары, обувь, одежда, некоторые другие товары массового спроса большей частью также импортируются. Производство холодильников, стиральных машин, цветных телевизоров, радиоприемников только налаживается.

Особое место в израильской экономике занимает оборонная промышленность, на долю которой, по итогам 1991 г., приходилось почти 10% всего национального экспорта и более трети экспортной продукции промышленности госсектора. Страна в основном обеспечивает нужды армии в артиллерийско-стрелковом вооружении, боеприпасах, авиационных, противотанковых и зенитных ракетах.

По сообщениям израильской и западной печати, для израильской экономики характерны такие показатели: сильная зависимость от иностранной помощи, поставок сырья и технологического оборудования; огромная внешняя задолженность, которая на начало прошлого года составила 24,5 млрд. долл., или почти половину валового национального продукта (составляющего 56 млрд. долл.); солидный дефицит внешнеторгового баланса, чрезмерные налоги, крайняя узость внутреннего рынка, низкая покупательная способность основной массы населения, очень высокая стоимость жизни, особенно продуктов питания, товаров широкого потребления, коммунальных услуг.

Кроме того, несмотря на предоставляемые большие льготы, правительству Израиля пока что не удается добиться широкого привлечения в национальную экономику иностранных инвестиций. Здесь, видимо, сказывается и нестабильная внутриполитическая обстановка в стране и неурегулированность арабо-израильского конфликта. Даже израильские бизнесмены предпочитают вкладывать свои средства в розничную торговлю, сферу услуг, туризм, сулящие им быстрое получение прибылей, или размещать капиталы за рубежом.

Вместе с тем Израиль относится к числу промышленно развитых западных стран и по уровню образования, медицинского обслуживания, производству товаров в стоимостном выражении на душу населения в последние годы занимает 18-20-е место в мире. По этим показателям Израиль опережает более 150 государств, в том числе все страны Латинской Америки, Африки, Азии (за исключением Японии), Восточной Европы, и даже такие западноевропейские страны, как Италия, Греция, Испания. Особым достоянием еврейского государства считается его богатый научно-технический потенциал и наличие в большом количестве высококвалифицированной рабочей силы. Только за последние три года в страну из бывшего СССР прибыло свыше 65 тыс. научно-технических работников, из них более 7 тыс. докторов и кандидатов технических наук. Израиль также располагает значительными научно-техническими разработками и новейшими технологиями в различных областях промышленного и сельскохозяйственного производства.

Все эти положительные и негативные факторы в их неразрывной связи оказывают и, очевидно, будут оказывать впредь влияние на развитие торгово-экономического партнерства Израиля с другими странами. Распад Советского Союза заметно осложнил решение этого вопроса для еврейского государства, которому зачастую приходится заново налаживать сотрудничество со многими бывшими советскими республиками. Однако свои отношения с Россией и другими странами. СНГ Израиль по-прежнему строит с учетом своих национальных интересов, заботясь, прежде всего об обеспечении своей внешней безопасности, продолжении иммиграции евреев на свою "историческую родину", внутренней стабильности и устойчивого, поступательного развития национальной экономики. Примером этому могут служить отношения Израиля с Казахстаном, Украиной, Грузией, странами Балтии. Тель-Авив, в частности, недавно заключил соглашение с Эстонией на поставки ей крупной партии израильского вооружения на 5 млрд. долл., не интересуясь, для чего и против кого это оружие может быть использовано.

Отсюда, видимо, не случайно израильская "Джерузалем пост", исходя из таких же позиций, обратила внимание на "похолодание" отношения России к еврейскому государству, не без основания полагая, что россияне стали более заботиться об обеспечении своих государственных интересов. Газета при этом не исключает возможности дальнейших "заморозков" в российско-израильских отношениях, отмечая, что "подход России к Израилю становится более осторожным на основе уверенности в том, что в конечном итоге Россия больше заинтересована в тесных связях с арабскими странами".

Подобные прогнозы израильских аналитиков, возможно, небеспочвенны. Однако надо полагать, что для Российской Федерации полезно развивать отношения как с арабским миром, так и Израилем с учетом прежде всего своих национальных интересов. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]