Внешняя политика
Обозреватель - Observer


 

РОССИЯ:
ПОВОРОТ В СТОРОНУ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ?


Н.БУХАРИН

Состоявшийся 24-26 августа 1993 г. визит Президента РФ Б.Ельцина в Польшу, Чехию и Словакию был важным шагом в "возвращении" (в лучшем понимании этого слова) России в Восточную Европу. Он продемонстрировал активизацию восточноевропейского направления внешней политики и стремление России присутствовать в этом регионе. После роспуска Организации Варшавского Договора и Совета Экономической Взаимопомощи, а затем и распада Советского Союза страны Центральной и Юго-Восточной Европы быстро вошли в орбиту западного "торгового капитализма", а затем начали постепенно вовлекаться и в орбиту "промышленного капитализма". К настоящему времени уже 60-70% внешней торговли большинства государств восточноевропейского региона ориентировано на Запад, прежде всего на страны ЕЭС. Последние в условиях переживаемого спада промышленного производства в последнее время, однако, стремятся перекрыть доступ восточноевропейских товаров на свой рынок и расширить поставки своих. В результате дефицит в торговле государств Центральной Европы со странами ЕЭС достиг нескольких миллиардов долларов и продолжает нарастать. В этой ситуации страны восточноевропейского региона объективно заинтересованы в возвращении на рынок России, доля которой в торговле этих стран упала до 8-12%. В свою очередь, российская экономика также испытывает негативные последствия разрыва связей с бывшими странами СЭВ. Поэтому налаживание политических и экономических отношений между Россией и этими странами встало на повестку дня.

Визит Б.Ельцина стал первым визитом Президента демократической России в демократическую Польшу, демократическую Чехию и демократическую Словакию. В ходе этого визита российский Президент публично отмежевался от прежней практики отношений Советского Союза с этими странами, когда эти отношения строились на принципах "старшего" и "младшего брата", гегемонизма и ограничения суверенитета. Новая Россия стремится наладить отношения с государствами Восточной Европы на новых основах: принципах уважения суверенитета, невмешательства, равноправия, партнерства, взаимного учета коренных интересов. Поэтому слова Б.Ельцина об "историческом прорыве", "новом летоисчислении" в отношениях не являются просто красным словцом, как это считают некоторые российские журналисты, а отражением сути новой российской политики в отношении стран Восточной Европы.

Главный итог визита в Польшу состоит в том, что он практически завершает создание правовой базы российско-польских отношений на новых основах. В ходе поездки Л.Валенсы в Москву, а Б.Ельцина в Варшаву подписано около 20 различного рода документов, регулирующих практически все стороны отношений. Можно надеяться, что по мере преодоления кризиса в России и Польше они заработают.

В Праге и Братиславе были заключены сроком на 10 лет договоры о дружественных отношениях и сотрудничестве. Создание же полной правовой инфраструктуры отношений России с Чехией и Словакией еще предстоит.

Визит Б.Ельцина способствовал подведению черты под прошлым в советско-польских и советско-чехословацких отношениях. Во время встречи с членами федерации катыньских семей Президент России произнес: "Простите". Это было воспринято как покаяние за преступления, совершенные сталинским режимом в отношении 15 тыс. польских офицеров. В Совместной российско-польской декларации говорится о необходимости завершения следствия по катыньскому злодеянию и наказания его виновников.

Б.Ельцин привез в Польшу материалы так называемой "комиссии Суслова". Эта комиссия занималась анализом ситуации в Польше во время событий 1980-1981 гг. Это было сделано по настоятельной просьбе Л.Валенсы, чтобы пролить свет на обстоятельства введения военного положения в Польше в декабре 1981 г. Такая передача не совсем корректна с моральной и политической точки зрения. Дело в том, что польские участники этой драмы еще живы и, следовательно, эти материалы могут быть использованы в политической борьбе. Так и произошло.

В Праге Б.Ельцин резко осудил введение советских войск в августе 1968 г. в Чехословакию, охарактеризовав его "как агрессию, как нападение на суверенное, самостоятельное государство, как вмешательство в его внутренние дела". В то же время он заявил, что Россия не имела тогда государственности и не несет за это ответственности.

Вполне логично из принципов новой политики России в отношении стран Восточной Европы вытекает позиция Б.Ельцина относительно вступления Польши в НАТО. Он просто не мог не признать суверенное право нашего западного соседа самому решать этот вопрос. Другое дело целесообразность и последствия этого шага для Польши, России, всей Европы, что требует тщательного взвешивания всех "за" и "против", учета всего комплекса проблем европейской политики.

В Совместной российско-польской декларации записано: "Президенты затронули вопрос о намерении Польши вступить в НАТО. Президент Л.Валенса изложил известную позицию Польши на этот счет, что было с пониманием воспринято Президентом Б.Ельциным. В перспективе такое решение суверенной Польши, направленное на общеевропейскую интеграцию, не противоречит интересам других государств, в том числе интересам России".

Без изменения природы НАТО и, следовательно, его направленности против бывшего СССР, а теперь потенциально России и других стран СНГ, такое вступление может привести к созданию "санитарного кордона" и изоляции России и других стран СНГ в Европе. Геополитическая зона Североатлантического пакта может приблизиться к нашим границам. Но все может быть и по-иному, если НАТО трансформируется в европейскую систему коллективной безопасности. Тогда Россия и СНГ в целом могут стать составными частями такой системы.

В Польше новые политические элиты, вышедшие из "Солидарности", прозападные по своей ориентации и боящиеся непредсказуемости развития ситуации в России, стремятся любой ценой добиться вступления Польши в НАТО и ЕЭС. С одной стороны, они хотели бы наконец вырваться из круга восточноевропейских стран и превратиться хотя бы в периферию Запада. С другой - они этим вступлением преследуют свои групповые интересы, стремясь ослабить и не допустить к власти посткоммунистические силы. Для реализации всех этих целей новые политические элиты готовы запугивать и собственное общество угрозой, исходящей с Востока.

Не исключено, что вступление Польши в НАТО без изменения его природы может повлиять не в лучшую сторону на дальнейшее развитие российско-польских отношений. Со временем Москва может пойти на сближение с Бонном, не опасаясь обвинений в новом Рапалло. Часть политических сил внутри России и других стран СНГ может начать разыгрывать польскую карту в политической борьбе для достижения своих интересов. В России может возродиться комплекс "осажденной крепости".

Вместе с тем маловероятно, что НАТО согласится на быстрое полное членство Польши в этом пакте. Это бы создало прецедент и вызвало недовольство остальных восточноевропейских стран. Поэтому, скорее всего, будут заключены соглашения или о сотрудничестве, или о принятии только в некоторые структуры блока, или об ассоциированном членстве и т.д. Что касается России, то она выступает против поспешности в решении этого вопроса.

Вопрос о вступлении в НАТО Чехии поднимался и в беседе министра иностранных дел Российской Федерации А.Козырева с министром иностранных дел Чешской республики Й.Желенецом.

Что касается экономической стороны визита, то в Варшаве были подписаны Договор о торговле и экономическом сотрудничестве и соглашение о создании системы газопроводов для транзита российского газа через польскую территорию и о поставках газа в Польшу. В Праге - соглашение о торговых и экономических отношениях и научно-техническом сотрудничестве и торговый протокол на 1993 г., в Братиславе - соглашение о военном сотрудничестве.

Российско-польский Договор о торговле и экономическом сотрудничестве - это своего рода конституция сотрудничества в области экономики. В нем говорится о взаимном предоставлении режима наибольшего благоприятствования в торговле, о развитии кооперации в области производства, о взаимных инвестициях, создании СП со смешанным капиталом. Необходимо подчеркнуть, что режим наибольшего благоприятствования касается участников внешнеторгового обмена со всеми формами собственности.

Стоимость проекта о строительстве газопровода, который премьер-министр Польши Х.Сухоцкая окрестила как "контракт века", составляет 3-4 млрд. долл. На польскую сторону приходится лишь 15% всей этой суммы. Протяженность газопровода на польской территории 670 км из 4000 км. Его будут строить польские рабочие, при строительстве будут использоваться польские материалы. Газопровод создаст новые рабочие места и, что важно, пройдет по воеводствам с наибольшим уровнем безработицы. Его владельцем будет совместная российско-польская компания, акции которой будут распределены поровну. Первая очередь газопровода вступит в строй в январе 1997 г., а полностью его строительство завершится к 2010 г. Польша будет получать по этому газопроводу 14 из 67 млрд.куб.м. газа. В настоящее время Россия поставляет 6 млрд.куб.м. Это полностью обеспечит польскую промышленность и коммунальное хозяйство этим важным сырьем.

Однако строительство газопровода имеет политический аспект. Дело в том, что в настоящее время 100% транзита российского газа в Западную Европу осуществляется через украинскую территорию. Поэтому новый газопровод может вызвать напряженность в отношениях между Россией, Польшей и Украиной. Не случайно премьер Украины Л.Кучма уже назвал под писанное в Варшаве соглашение "антиукраинским". Конечно, необходимость строительства газопровода связана прежде всего с ростом потребления газа в Западной Европе в начале XXI в. с 315 до 400 млрд.куб.м. Вместе с тем Россия не имеет права его использовать как средство политического и экономического давления на Украину.

В ходе визита в Варшаву в очередной раз не была снята проблема погашения взаимной задолженности. Парадокс заключается в том, что обе стороны придерживаются нулевого варианта ее решения. Вместе с тем они не могут окончательно договориться ни о ее сумме, ни о составляющих частях задолженности. В частности, Польша не хочет включать обязательств, которые возникли после 1990 г., т.е. перед введением расчетов в конвертируемой валюте. Россия же считает, что расчеты в переводных рублях кончились лишь в декабре 1991 г. В целом стороны должны друг другу по 7-8 млрд. долл.

Однако пока не будет поставлена последняя точка в вопросе задолженности, российско-польское экономическое сотрудничество не сдвинется с места. Прежде всего она не позволяет применять во взаиморасчетах валютный клиринг. До сих пор не налажены и другие важные механизмы расчетов и сотрудничества. Уже не один год ведутся разговоры о создании российско-польского коммерческого банка, о применении национальных валют в расчетах, о создании фонда страхования сделок и т.д. Однако все остается на уровне деклараций. К этому необходимо добавить экономическую и политическую нестабильность в нашей стране, не очень-то цивилизованные методы ведения бизнеса в России. А ведь это сдерживает активность польских и других восточноевропейских предпринимателей в торговле с нами. Без решения этого комплекса проблем трудно рассчитывать на перелом в экономическом сотрудничестве.

Подписанное в Братиславе соглашение о военном сотрудничестве прочно привязывает оборонный комплекс Словакии к соответствующим отраслям российской промышленности. В Праге обсуждался вопрос о чешской программе модернизации нашего танка Т-76, велись переговоры об укреплении сотрудничества в оборонной промышленности. В целом в последнее время наметился процесс кооперирования оборонного производства между Россией и централь-но-европейскими странами. Все государства Восточной Европы, за исключением Румынии, продолжают в России закупки военной техники и снаряжения.

Новая российская политика в отношении стран Восточной Европы лишь начинает реализовываться. Пока реальное состояние экономического сотрудничества России с этими государствами не лучшее. Конечно, визит Б.Ельцина продемонстрировал политическую волю развивать отношения с бывшими союзниками и друзьями, способствовал укреплению доверия и взаимопонимания. Все будет зависеть от наполнения заключенных договоров и соглашений конкретным содержанием. Шансов на это, учитывая политическую и экономическую нестабильность в России, весьма мало. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]