Внешняя политика
Обозреватель - Observer


 

БЛИЖНИЙ ВОСТОК -
главный рынок сбыта военной продукции Запада


А.КЕРЖЕНЦЕВ

Ближний Восток был и остается одним из самых взрывоопасных регионов мира. Свидетельством тому стали продолжавшаяся более семи лет опустошительная для обеих сторон воина между Ираком и Ираном, недавняя агрессия Ирака против Кувейта, нарастающее день ото дня вооруженное сопротивление палестинцев и ливанских партизан израильской оккупации и ответные, зачастую далеко не адекватные, репрессии Тель-Авива.

И все же главным источником нестабильности в регионе по-прежнему является неурегулированность продолжающегося вот уже более 40 лет арабо-израильского конфликта, что не раз выливалось в широкомасштабные вооруженные столкновения. Накопившиеся за долгие годы взаимное недоверие, подозрительность, а то и открытая враждебность и сегодня подталкивают стороны к наращиванию своих военных арсеналов, обладанию наиболее грозными видами оружия, в том числе массового поражения, и средствами его доставки. Продолжающиеся двусторонние арабо-израильские переговоры о мирном урегулировании отношений пока что не привели к существенным подвижкам, и сложившаяся в регионе обстановка "ни войны, ни мира" продолжает сохраняться.

Об опасности для всей общей безопасности напряженной ситуации на Ближнем Востоке много говорят и пишут на Западе. Появление более стабильного Ближнего Востока многие западные политические и государственные деятели связывали с прекращением "холодной войны" между Востоком и Западом и противоборства в регионе между США и бывшим СССР. Подобные оптимистические прогнозы особенно усилились после нанесения Соединенными Штатами и их союзниками по блоку НАТО военного поражения Ираку, влияние которого в зоне Персидского залива к началу 90-х годов возросло настолько, что стало угрожать геополитическим интересам США, других западных стран и дружественных им монархическим арабским режимам в этом районе. Именно используя региональные амбиции Багдада, американцам удалось вовлечь в антииракскую коалицию Сирию, Египет, Саудовскую Аравию, другие арабские государства Персидского залива. В то же время, по свидетельству международных аналитиков, этому в немалой степени способствовали заверения бывшего американского президента Дж. Буша в намерении после окончания войны в Персидском заливе активно добиваться справедливого разрешения ближневосточного кризиса на основе принципа "мир в обмен на территории", заложенного в резолюции 242 Совета Безопасности ООН, принятой международным сообществом еще в 1967 г. после оккупации Израилем арабских земель.

Состоявшаяся в октябре 1991 г. в Мадриде конференция по Ближнему Востоку под сопредседательством США и Советского Союза и с участием Израиля, Сирии, Иордании, Ливана и палестинской делегации положат начало развертыванию переговорного процесса в регионе. Однако состоявшиеся за прошедшие почти два года десять раундов арабо-израильских переговоров не внесли серьезных изменений в позиции сторон.

Возобновившийся 31 августа в Вашингтоне арабо-израильский диалог, по оценкам многих аналитиков, также вряд ли приведет к значительным результатам. Трудно предположить, чтобы Сирия, Ливан, Иордания сняли свои принципиальные требования о возвращении им захваченных Израилем территорий. Достигнутая руководством ООП во главе с Ясиром Арафатом договоренность с Израилем о введении на данном этапе самоуправления для палестинцев лишь в секторе Газа и городе Иерихон на Западном берегу реки Иордан решительно отвергается базирующимися в Дамаске десятью влиятельными палестинскими группировками и значительной частью арабского населения н оккупированных территориях. Эта договорен ность также настороженно встречена Сирией Иорданией.

В то же время нынешнее израильское правительство во главе с Ицхаком Равином, которое считается на Западе самым мирным за всю историю еврейского государства, тоже не может пойти на удовлетворение этих требований арабов. К этому, как подчеркивают сами израильтяне, не готово ни правительство, ни израильское общество в целом, где продолжает преобладать сложившийся национальный консенсус "трех нет": "нет" освобождению всех оккупированных в 1967 г. земель, "нет" разделу Иерусалима как "вечной и неделимой столицы" Израиля, "нет" созданию независимого палестинского государства.

Так что неопределенность и нестабильность на Ближнем Востоке, очевидно, еще долгие годы будут оставаться определяющим факторов, политического климата в этом районе. Убедительным подтверждением столь далеко не оптимистического прогноза может служить то факт, что страны региона, прежде всего Израиль, Сирия, Саудовская Аравия, Иран, княжества Персидского залива, продолжают накапливать оружие, то ли под предлогом обеспечение национальной безопасности, то ли для подкрепления своих политических и территориальных амбиций, а зачастую в силу того и другого вместе взятых.

Этим устремлениям региональных лидеров весьма охотно, а главное, выгодно для себя, способствуют торговцы оружием на Западе. Как подчеркивала недавно весьма осведомленная лондонская газета "Файнэншл таймс", в том, что Ближний Восток остается "бочкой с порохом", повинны сами западные страны, и прежде всего Соединенные Штаты. Только с момента окончания войны в Персидском заливе в феврале прошлого года, указывает газета, США заключили контракты на поставки оружия своим арабским клиентам на 19 млрд. долл., из них львиная доля - 15 млрд. долл. - приходится на Саудовское королевство. Всего же с начала ирако-кувейтского конфликта в августе 1990г. по 1992 г. США, поданным независимой американской Ассоциации по контролю над вооружениями, подписали соглашение на продажу своей военной продукции ближневосточным странам на 38,8 млрд. долл. Для сравнения: за этот же период другие основные экспортеры оружия - Великобритания, Франция, Китай, бывший СССР вместе взятые, по сведениям исследовательской службы конгресса США, поставили в регион вооружений лишь на 20 млрд. долл.

Согласно же подсчетам комиссии ООН по контролю за обычными вооружениями, только в текущем году США поставят Саудовской Аравии, Кувейту, Израилю, другим странам Ближнего Востока военной техники и оружия на беспрецедентную сумму в размере 28-30 млрд. долл., что значительно больше, чем когда-либо ранее. Причем в эту сумму не включены сотни млн. долл., которые Вашингтон под различными предлогами предоставляет Тель-Авиву на военные нужды. Например, на осуществление совместного проекта по созданию противоракетного комплекса "Хец", работы над которым продолжаются вот уже более пяти лет, но пока что безуспешно. Это помимо ежегодно выделяемой Израилю безвозмездно американской военной помощи на 1,8 млрд. долл.

С учетом этих официальных данных весьма проблематичным выглядит призыв Дж.Буша к государствам - постоянным членам Совета Безопасности ООН ограничить поставки оружия на Ближний Восток, с которым американский экс-президент выступил в конгрессе США в мае 1991 г. Однако, по словам "Файнэншл таймс", сам же Вашингтон огромными поставками вооружений в регион стал причиной того, что эта широко разрекламированная на Западе инициатива бывшего хозяина Белого дома, похоже, "ушла в песок". Начатые было между странами "пятерки", являющимися основными в мире производителями оружия, переговоры вокруг новой американской инициативы завершились принятием в конце 1991 г. декларативного обязательства избегать "дестабилизации" ближневосточного оружейного базара. А уже к исходу прошлого года эти переговоры между США, Великобританией, Францией, бывшим СССР и Китаем вообще прекратились.

Судя по практическим действиям администрации США, призыв Дж. Буша скорее всего имел целью оградить традиционные американские рынки торговли оружием от других мировых конкурентов. В отношении искренности заявления бывшего президента США выразили серьезные сомнения даже некоторые американские конгрессмены. В частности, при обсуждении инициативы Дж.Буша в конгрессе США член палаты представителей, председатель подкомитета по делам Европы и Ближнего Востока Ли Гамильтон указал на несостоятельность попыток администрации обосновать колоссальные поставки американского оружия арабским странам и Израилю заботой об обеспечении безопасности в Ближневосточном регионе. Это, подчеркнул он, напротив, ведет лишь к усилению напряженности в этом и без того взрывоопасном районе мира.

Новое руководство США во главе с Биллом Клинтоном, по мнению большинства международных обозревателей, намерено продолжать ближневосточную политику прежней администрации. В подтверждение таких оценок делается ссылка на наращивание поставок американского оружия на Ближний Восток и проведение недавно Соединенными Штатами новой военной операции против Ирака, в ходе которой массированному ракетно-бомбовому удару был подвергнут разведывательный центр в Багдаде.

Не отстают от США и их западноевропейские союзники по блоку НАТО. Великобритания, к примеру, подписала контракт на продажу Саудовской Аравии 48 истребителей-бомбардировщиков "Торнадо" на 7,5 млрд. долл., а Франция обязалась поставить Объединенным Арабским Эмиратам 390 танков "Леклерк".

Деятельность ФРГ в области торговли оружием существенно затрудняет принятый в этой стране еще 20 апреля 1961 г. "Закон о контроле над оружием", согласно которому производство, продажа и поставки военной техники и оружия за пределы ФРГ должны осуществляться лишь при наличии соответствующего разрешения правительства. Вместе с тем, по сообщениям западной печати, немецкие фирмы, видимо, не без ведома властей, продолжают поставлять современную технологию и сырье во многие арабские страны, Израиль и Иран, которые могут быть использованы в военном производстве, в том числе оружия массового поражения. Не обходится и без прямой передачи некоторых образцов вооружения. Подтверждением этому стал крупный политический скандал, разыгравшийся в ФРГ в декабре 1991 года, когда достоянием гласности стала передача Израилю немецкими спецслужбами, якобы без санкций военно-политического руководства страны, партии военной техники и боеприпасов советского производства из арсеналов бывшей Национальной народной армии ГДР.

Торговля оружием, учитывая ее непопулярность среди мировой общественности, обставляется на Западе самыми благовидными предлогами, начиная от необходимости не допустить свертывания национальной оборонной промышленности и связанных с ней отраслей и кончая стремлением выполнить взятые обязательства по обеспечению безопасности дружественных режимов на Ближнем Востоке. Кроме того, представители американской администрации не без основания утверждают, что увеличение поставок американского оружия на Ближний Восток способствует усилению военного присутствия США в интересах защиты их геополитических интересов в этом районе.

По признанию некоторых западных политических и государственных деятелей, прекращение "холодной войны" совсем не означает свертывания конкурентной борьбы за рынки сбыта военной продукции между Востоком и Западом. Эта борьба практически никогда не прекращалась даже между партнерами по блоку НАТО, которых, однако, всегда объединяло и объединяет общее стремление не допустить проникновения на их традиционные рынки сбыта оружия бывшего СССР, а теперь и других государств, главным образом постсоветской России. "Идеологический базис "холодной войны" более не существует", - считает, в частности, американский специалист по военным вопросам Ричард Гриммет. По его словам, сейчас международная торговля оружием - "это чистый капитализм на практике".

На Западе с откровенным удовлетворением отмечают, что распад СССР привел фактически к утрате появившимся вместо него Содружеством Независимых Государств традиционных клиентов приобретения оружия советского производства. В опубликованном в июле исследовательской службой конгресса США докладе, в частности, констатируется, что объем военных поставок Москвы для Сирии упал с 7,8 млрд. долл. в 1985-1986 гг. до всего лишь 500 млн. долл. в 1989-1992 гг. В результате принятых Советом Безопасности ООН санкций против Ирака и Ливии, за которые проголосовали и представители бывшего СССР, полностью прекращены поставки советского оружия этим странам, которые только в 1985-1988 гг. закупили в Советском Союзе вооружений на 7,8 и 5,5 млрд. долл. соответственно. По единодушному мнению многих международных политических наблюдателей, сейчас России, ставшей правопреемницей СССР и следующей этим международным санкциям, пока что практически невозможно восстановить военные связи с Багдадом и Триполи, несмотря на острую потребность в твердой валюте для поддержания своей экономики или хотя бы для финансирования программ военной конверсии.

Со стремлением стран Запада затруднить возвращение постсоветской России на традиционные рынки сбыта военной продукции, пожалуй, связано противодействие США, Великобритании и Франции отмене или хотя бы смягчению антииракских и антиливийских санкций.

Западом предпринимаются также попытки помешать выходу России на новые рынки торговли оружием. Этим во многом объясняется поднятая в последнее время на Западе шумиха вокруг продажи Россией партии боевых самолетов, танков и трех дизельных подводных лодок Ирану на общую сумму порядка 600-750 млн. долл. Эту сделку, которая по своим масштабам не идет ни в какое сравнение с колоссальным потоком западного оружия на Ближний Восток на десятки млрд. долларов, некоторые официальные лица администрации США расценивают, чуть ли не как "нарушение Россией баланса сил в зоне Персидского залива".

Одновременно в американской и западной прессе нагнетается антииранская кампания. Обратная сторона этой медали вполне очевидна: подтолкнуть соседние с Ираном арабские страны к увеличению закупок западного оружия и удержать их от приобретения военной техники в России, продающей оружие Тегерану, который некоторыми официальными деятелями на Западе выдается как главная угроза безопасности арабским соседям.

Особое рвение США и другие торговцы оружием на Западе проявляют в деле защиты от России своих традиционных рынков сбыта военной продукции. Убедительным подтверждением этому стала, например, состоявшаяся в начале этого года в Абу-Даби, столице Объединенных Арабских Эмиратов, международная выставка оружия. Представленные на ней некоторые образцы российской авиационной, бронетанковой, ракетной и другой военной техники в ходе полевых испытаний, по оценке западных и арабских военных специалистов, доказали свою высокую надежность и эффективность, превзошли по многим показателям даже лучшие аналоги оружия западного производства. Это не могло не привлечь внимания традиционных для Запада военных покупателей, которые открыто заговорили о возможной диверсификации ими источников оружия. Такой оборот, видимо, заставил США поспешить с заключением новой сделки с Кувейтом на поставку Эмирату 256 новейших американских танков и другого вооружения на 4,5 млрд. долл.

Выставка в Абу-Даби явилась еще одним сигналом для российских военных промышленников о том, что Запад намерен и впредь оказывать жесткое сопротивление мерам Москвы по восстановлению традиционных военных связей бывшего СССР с некоторыми арабскими партнерами, поиску новых клиентов покупки российского вооружения и особенно попыткам России выйти на традиционные для США и других западных экспортеров оружия рынки сбыта своей военной продукции. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]