Внешняя политика
Обозреватель - Observer


 

ПЕНТАГОН НАМЕЧАЕТ СТРУКТУРУ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ БУДУЩЕГО

(ВЫДЕРЖКИ ИЗ ДОКЛАДА МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ США
"КАРДИНАЛЬНЫЙ ПЕРЕСМОТР СТРУКТУРЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ")


ВАШИНГТОН. Министерство обороны США разработало структуру вооруженных сил будущего, которая, по мнению МО, позволит Соединенным Штатам дать отпор потенциальным агрессорам, принять участие в международных операциях по поддержанию мира, продолжить военное присутствие за рубежом и обладать эффективными средствами ядерного сдерживания.

В докладе "КАРДИНАЛЬНЫЙ ПЕРЕСМОТР СТРУКТУРЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ", распространенном 1 сентября. Министерство обороны отмечает, что структура будущих вооруженных сил позволит Соединенным Штатам:

    - "сражаться и побеждать в двух почти крупных одновременных региональных конфликтах";

    - предоставлять силы для участия в миротворческих операциях, главным образом "в рамках многосторонних усилий";

    - "оставаясь в пределах Договора СНВ-2", обеспечить эффективное ядерное сдерживание и "в случае угрожающего поворота событий - создавать дополнительные силы.

Ниже приводятся выдержки из доклада:

Ухе на первых этапах работы над докладом мы пришли к заключению, что Соединенным Штатам следует иметь силы, достаточные для того, чтобы принять участие в двух почти одновременных крупных региональных конфликтах и одержать в них победу. Это имеет смысл по двум причинам:

Во-первых, нам следует избежать ситуации, в которой Соединенные Штаты, по сути дела, повышают вероятность одновременных воин, давая возможность потенциальным агрессорам осуществить нападение на своих соседей, если наше участие в войне в одном регионе приводит к тому, что число наших вооруженных сил, которые можно использовать, сокращается или вовсе не оставляет сил для эффективного реагирования в защиту наших интересов в другом регионе.

Во-вторых, создание сил, достаточных для ведения двух почти одновременных войн, дает гарантию, что будущий противник или коалиция противников не станет для нас более серьезной угрозой, чем ожидалось. Короче говоря, трудно точно предсказать, с какими угрозами мы столкнемся через 10-20 лет. В вашем динамичном и непредсказуемом мире после окончания "холодной войны" у нас должны быть вооруженные силы, обладающие достаточной гибкостью я мощью, чтобы справиться с непредвиденными угрозами.

Планируя общую структуру сил, нам следует учесть и два других фактора. Во-первых, нам следует иметь достаточные стратегические транспортные средства для переброски войск туда, где они нам нужды, и в тот момент, когда они нам там нужны. Во-вторых, определенные высоко специализированные части могу т исполнять "двойную задачу", иными словами, их можно использовать одновременно в двух крупных региональных конфликтах.

Так, определенные виды современных самолетов, например В-2, Р-117, JSTAR, АWACA и ЕF-111, закупленные нами в ограниченных количествах из-за высоких цен, возможно, будут выполнять двойную задачу.

ОПТИМИЗАЦИЯ СИЛ В ПОДДЕРЖКУ НАШЕЙ СТРАТЕГИИ


Как было уже отмечено, мы предприняли и планируем предпринять ряд действий по имизации наших сил, чтобы повысить их потенциал

гибкость и эффективность. В частности, были предприняты меры, направленные на повышение нашей способности вести успешные оборонительные действия на начальном этапе любого крупного регионального конфликта.

Сюда входит повышение:

  • стратегической мобильности с помощью более оптимального предварительного размещения и оптимизации структуры воздушных и морских транспортных сил;
  • ударного потенциала авианосцев;
  • поражающего действия огневой мощи сухопутных войск;
  • способности бомбардировщиков дальнего радиуса действия доставлять высокоточные неядерные средства поражения.
Стратегическая мобильность. В наши планы входит значительная оптимизация стратегической мобильности. Эта задача впервые была проанализирована в специальном Исследовании в 1991 г. Во-первых, мы или продолжим реализацию этой программы с закупкой и размещением транспортного самолета С-17, или закупим другие транспортные самолеты на смену стареющему С-141, С самого начала мы столкнулись с проблемами при разработке С-17 и будем и впредь тщательно следить за выполнением программы; однако наша оборонная стратегия невозможна без значительной и гибкой современное транспортной авиации. Решение по С-17 будет принято после завершения в течение следующих нескольких недель работы над докладом Комиссии по закупке оборонной техники. Во-вторых, мы планируем разместить на судах за пределами территориальных вод США бригадные танковые части, которые можно было бы незамедлительно направить либо в Персидский залив, либо в Северо-Восточную Азию. В соответствии с другими инициативами по предварительному размещению ускорится прибытие частей тяжелого вооружения сухопутных войск в Юго-Западную Азию и Корею. В-третьих, мы повысим потенциал морского транспортного флота в целях быстрой переброски сил и средств из Соединенных Штатов в отдаленные регионы, закупив дополнительные трейлеры. В-четвертых, мы повысим боеготовность и быстроту реагирования сил подготовленного резерва. Наконец, мы выделим средства для ряда мероприятий по повышению оперативности погрузки на суда личного состава, боевых и материальных средств в Соединенных Штатах.

Ударные авианосцы. ВМФ рассматривает ряд новых методов повышения огневой мощи авианосцев. Во-первых, ВМФ повысит свой ударный потенциал, оснастив значительное число самолетов Ф-14 высокоточным штурмовым вооружением. Наконец ВМФ планирует разработку средств дня переброски дополнительных эскадрилий F/А-18 на авианосцы передового базирования, что повысит мощь авианосцев на важнейших ранних этапах конфликта.

Огневая мощь сухопутных войск. Сухопутные войска разрабатывают новые высокоточные небольшие боевые средства, которые могут доставляться АТАСМ5, многоствольными ракетными пусковыми установками, универсальной ударной ракетой класса "воздух-земля", которая в настоящее время разрабатывается, в обычной ствольной артиллерией. Кроме того, эффективность и выживаемость ударного вертолета АН-64 "Арасhе" повысится с использованием радиолокационной системы управления огнем "лонгбау". Наконец мы рассматриваем возможность расширенного предварительного размещения АТАСМ5 и многоствольных ракетных пусковых установок, а также самостоятельной переброски "Арасhе" с зарубежных баз, чтобы можно было использовать эти виды вооружения на первых этапах конфликта.

Бомбардировщики ВВС дальнего радиуса действия и средства поражения. Оптимизация структуры ВВС затронет две области - бомбардировщики и средства поражения. Во-первых, мы планируем модифицировать тяжелые бомбардировщики ВВС дальнего радиуса действия В-1 и В-2, чтобы повысить их способность применять "высокоточные" неядерные средства поражения против наступающих сил противника и стационарных целей. Во-вторых, мы разработаем всепогодные средства поражения. Так, ВВС разрабатывают для самолета пакет управления доставки тактических средств поражения, оснащенных небольшими противотанковыми средствами поражения, которые можно использовать при любой погоде. Эти программы резко повысят наш атакующий потенциал в возможность уничтожения важнейших целей в особо важные первые дни внезапно разразившегося конфликта.

В дополнение к вышеизложенному, для повышения возможностей соответствия высоким требованиям, связанным с участием в двух почти одновременных крупных региональных конфликтах, важны два других средства оптимизации сил:

Силы резерва. Мы предприняли ряд инициатив по повышению боеготовности и гибкости боевых частей национальной гвардии сухопутных войск и других сил резерва, чтобы они могли участвовать в сдерживании крупных региональных конфликтов и для выполнения других задач. Например, перед боевыми частями национальной гвардии сухопутных сил ставится важная задача - выделить силы в подкреплении боевых дивизий, если для предотвращения начала второго масштабного регионального конфликта или участия в боевых действиях и рамках такого конфликта, в будущем повысится боевая выучка, потенциал и боеготовность боевых частей национальной гвардии сухопутных войск. При мобилизации на ранних стадиях конфликта части бригадного уровня могли повысить надежность и гибкость в случае возникновения второго конфликта в то время, как еще не завершился первый. Кроме того, ВМФ планирует повысить мощь и эффективность авиационного крыла резерва ВМФ в морской пехоты, введя в строй еще один резервный/учебный авианосец.

Союзный военный потенциал. Мы и впредь будем оказывать помощь своим союзникам в ключевых регионах в повышении оборонного потенциала. Так, мы помогаем Южной Корее модернизировать вооруженные силы и повысить ответственность за оборону страны. С этой целью было заточено соглашение о совместном процессе самолета F-16.

В Юго-Восточной Азии мы продолжаем укреплять свои связи в области обороны с партнерами и союзниками в регионе, используя для этого соглашения о сотрудничестве в области обороны, чаще проводя совместные маневры и учения объединенных сил, предварительно располагая боевые средства, чаще размещая войска и оказывая помощь в области безопасности. Кроме того, мы снабжаем их современным вооружением, например, поставляя Кувейту танк М1А2, а Кувейту и Саудовской Аравии- систему "Патриот" для повышения потенциала наших партнеров и союзников в регионе Персидского залива в отражении агрессии.

МИРОТВОРЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ И ВООРУЖЕННОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО


Еще один вид операций, которые должны определить структуру и размеры наших сил, - миротворческие операции и вооруженное вмешательство. Возможны значительные различия в видах, размерах арсенала и степени сложности оружия, находящегося в руках потенциальных противников в подобных операциях, и наиболее сложными оказываются миротворческие операции. С точки зрения планирования, мы исходим из посылки, что нам будет противостоять сочетание регулярных и нерегулярных сил, в основном оснащенных легким вооружением и системами оружия среднего уровня сложности, например, противотанковыми и противокорабельными управляемыми ракетами, ракетами класса "земля-воздух", наземными и морскими минами, танками класса Т-54 и Т-72, бронетранспортерами и буксируемой артиллерией и минометами. Кроме того, силы противника, возможно, будут обладать ограниченным количеством несколько устаревших боевых самолетов, например МиГ-21 и МиГ-23, несколькими надводными кораблями небольших размеров, например патрульными, и, возможно, несколькими подводными лодками.

В большинстве случаев участие США в миротворческих операциях должно осуществляться совместно с силами других стран под эгидой ООН или другой международной организации. Проводя миротворческие операции и вооруженное вмешательство, силы США и коалиционные силы будут преследовать ряд основных целей, и для достижения каждой из них потребуются определенные виды боевых сил:

    - Штурм защищенных аэродромов, портов и других объектов и удержание этих объектов.

    - Руководство передвижением войск и материалыю-технического снабжения через границы и внутри страны, где проводится операция, включая проведение блокады или карантина морской торговли.

    - Разметка и защита зон, в которых гражданское население будет защищено от нападения извне.

    - Защита подобных зон от угроз извне, например снайперов, нападения террористов и диверсий.

    - Подготовка к передаче ответственности в области безопасности силам по поддержанию мира и/иди созданным органам управления.

Разумно планировать участие следующих сил в масштабном вооруженном вмешательстве или миротворческой операции:

1 воздушно-десантная дивизия, 1 дивизия легкой пехоты, 1 экспедиционная бригада корпуса морской пехоты, 1-2 боевые авианосные группы, 1-2 смешанных авиационных крыла в ВВС, специальные силы: части гражданской администрации, силы воздушного и морского транспорта, части гражданской администрации, силы воздушного и морского транспорта, части подразделения боевого и материально-технического обеспечения, личный состав боевых частей и частей поддержки численностью в 50 тыс. чел.

Этот потенциал можно в принципе обеспечить тем же самым сочетанием сил общего назначения, необходимых для крупных региональных конфликтов, если эти силы получают соответствующую выучку. Это означает, что Соединенным Штатам пришлось бы отказаться от ведения значительных миротворческих операций или вооруженных вмешательств в то время, когда одновременно ведутся военные действия в двух крупных региональных конфликтах.

ЗАРУБЕЖНОЕ ПРИСУТСТВИЕ


Наконец, при определении численности сил общего назначения мы используем и критерии, связанные с обеспечением зарубежного присутствия вооруженных сил США. Вооруженные силы США за границей защищают и обеспечивают наши интересы и выполняют широкий комплекс функций, укрепляющих нашу безопасность.

Авторы доклада "Кардинальный пересмотр структуры вооруженных сил" пришли к следующим выводам относительно численности и структуры наших сил за рубежом в будущем.

В Европе мы будем продолжать играть ведущую роль в обновленном НАТО, который в течение четырех десятилетий был краеугольным камнем европейской безопасности. Мы планируем сохранить в Европе войска численностью около 100 тыс. чел., что возводит Соединенным Штатам продолжать ведущую роль в НАТО и обеспечивать мощный потенциал для обучения многонациональных сил кризисного реагирования. В эти силы войдут истребители ВВС к крупные части из состава двух сухопутных дивизий вместе со штаб-квартирой и другое части и подразделения поддержки. 

Сухопутные силы США войдут в состав двух многонациональных корпусов вместе с силами Германии. В их подготовке основной упор будет делаться на выполнение задач, включающих быстрое развертывание в конфликтах за пределами Центральной Европы и в "нетрадиционных операциях", например миротворческих, в дополнение к основной задаче обеспечения стабильности в Центральной Европе. Со временем эти задачи могут изменить материально-техническую часть и структуру армейских частей и подразделений, размещенных в Европе. ВВС будут продолжать предоставлять разведывательные данные, средства переброски и всепогодные ударные самолеты, имеющие ключевое значение при выполнении боевых задач сил США и НАТО. Наконец, надводные и подводные корабли ВМФ США будут продолжать патрулировать воды Средиземного моря и других морских бассейнов вокруг Европы.

Кроме того, мы планируем сохранить до 100 тыс. войск в Северо-Восточной Азии. Как недавно объявил президент Клинтон, мы намерены и впредь столь же энергично помогать обеспечивать безопасность в Северной Корее, что демонстрируется размещением в этой стране одной дивизии сухопутных войск США, состоящей из двух бригад, и подразделения боевой авиации ВВС США. Учитывая не уменьшающуюся угрозу агрессии со стороны Северной Кореи, мы оставили на прежнем уровне численность наших войск в Южной Корее и модернизируем северокорейские и американские силы на полуострове. Кроме того, мы рассматриваем возможность расширения предварительно размещенной материальной части в Северной Корее для повышения нашего потенциала кризисного реагирования. В соответствии с планами, со временем одна из двух наших бригад сухопутных войск должна быть выведена из Южной Кореи, однако, несмотря на это, президент Клинтон недавно подтвердил, что наши войска останутся в Северной Корее, пока население этой страны будет в том нуждаться.

На Окинаве мы будем продолжать содержать экспедиционные силы корпуса морской пехоты и специальный батальон сухопутных войск США. К японским портам приписаны авианосец "Индепенденс", десантный корабль "Белло Вуд" и их суда поддержки. Кроме того, у нас в Японии и на Окинаве останется несколько подразделений боевой авиации ВВС, а седьмой флот ВМФ будет продолжать регулярное патрулирование в западной части Тихого океана.

В Юго-Восточной Азии, учитывая обостренное внимание общественности к широкомасштабному западному военному присутствию на территории этих стран, придется в большей степени полагаться на периодическую посылку сил в эти регионы, а не на размещение этих сил на регулярной основе. Ближневосточные силы ВМФ в составе 4-6 судов, которые постоянно патрулируют Персидский залив с 1945 г., продолжат свою деятельность. Кроме того, мы планируем разместить материальную часть в Кувейте, которая будет использоваться сменяющимися силами США, обучающими своих кувейтских союзников. Кроме того, мы рассматриваем возможность предварительного размещения еще одной материальной части в другом регионе Аравийского полуострова.

Эти силы будут временно поддерживаться несколькими эскадрильями боевой авиации наземного базирования, оставшейся в регионе Персидского залива со времен операции "Буря в пустыне", и совместно с авиацией наших партнеров по коалиции в настоящее время мы помогаем реализовывать резолюции ООН в отношении Ирака.

Еще одним важным элементом нашей военной стратегии в Юго-Восточной Азии является предварительное размещение материальной части на кораблях, обычно находящихся в водах вблизи Диего-Гарсиа. В дополнение к материальной части корпуса морской пехоты мы предварительно разместили в регионе 7 кораблей в поддержку сухопутных, ВВС и ВМФ.

В Африке мы и впредь будем использовать официальные соглашения и неофициальные договоренности, дающие нам доступ к ключевым объектам и портам, позволяющим переброску или размещение наших сил на африканском континенте. Кроме того, мы будем направлять силы в Африку, как это произошло в ходе недавних операций "Шарп Эдж" в Либерии и "Возрождение надежды" в Сомали, когда возникает угроза вашим интересам либо необходима наша помощь и нас просят ее предоставить. Сегодня в Сомали в составе сил ООН, пытающихся обеспечить гуманитарную помощь стране, действуют войска США в составе 4 тыс. чел. В Латинской Америке наши вооруженные силы помогают укрепить появившиеся в последнее время тенденции к демократии во многих странах. Кроме того, они будут продолжать сотрудничество с вооруженными силами и полицией латиноамериканских стран в борьбе с торговлей наркотиками. Наконец, Соединенные Штаты сохранят военное присутствие в Панаме, девствуя в качестве панамского партнера по эксплуатации и защите канала во время передачи канала под полный контроль Панамы в 1999г.

Военно-морское присутствие. Определив численность наших военных сил, достаточных для участия в двух почти масштабных одновременных региональных конфликтах, мы получим достаточно крупную и мощную силовую структуру, способную без особого труда оказывать поддержку при проведении других региональных операций меньших масштабов. Однако, учитывая потребности нашего зарубежного присутствия, военно-морским силам, и в частности авианосцам, возможно, придется выполнять задачи, превышающие те, которые возникнут в ходе успешных боевых действий в двух масштабных региональных конфликтах. Гибкость наших авианосцев и их способность вести эффективные действия со значительной долей автономии от наземных баз обеспечивают им хорошие возможности проведения операций, связанных с зарубежным присутствием, особенно в таких районах, как Персидский залив, где инфраструктура наших наземных вооруженных сил сравнительно не развита. Учитывая это, численность авианосцев, десантных кораблей и других боевых надводных кораблей по плану обороны Клинтона - Эспина определялась исходя из потребностей зарубежного присутствия, а также участия в масштабных региональных конфликтах.

Силы ВМФ и морской пехоты в значительной мере определяют каш подход к зарубежному присутствию как в этих трех, так и в других регионах. В последние годы мы пытаемся обеспечить более или менее постоянное военно-морское присутствие США - как правило, авианосной боевой группы и группы десантных кораблей - в водах Юго-Восточной Азии, Северо-Восточной Азии и Европе (чаще всего в Средиземноморье). Однако чтобы избежать серьезных дисциплинарных проблем, а также проблем, связанных с оставлением военнослужащих на дополнительный срок службы, которые могут возникнуть в тех случаях, когда поступают просьбы о том, чтобы наши силы оставались в регионе слишком долго, в будущем в течение определенных переодев присутствие наших авианосных частей в этих регионах будет прерываться.

Чтобы не подорвать нашей региональной безопасности, мы определили ряд методов, с помощью которых мы сможем компенсировать отсутствие авианосных частей в определенные периоды и укрепить наше присутствие даже тогда, когда авианосцы находятся в регионе. Так, в определенных обстоятельствах может оказаться возможным собрать экспедиционные силы ВМФ вокруг больше палубных десантных кораблей, несущих штурмовики АУ-8В, и ударных вертолетов "Кобра", а также экспедиционного корпуса морской пехоты численностью 2 тыс. чел. В состав еще одной части может входить крейсер "Эджис", оснащенный крылатыми ракетами морского базирования "Томагавк", эсминец, оснащенный управляемыми ракетами, ударные подводные лодки н самолеты наземного базирования Р-3, предназначенные для морского патрулирования.

В дополнение к этим "морским" подходам к обеспечению зарубежного присутствия разрабатывается новая концепция, предусматривающая использование совместных сил нерегулярного состава для ведения операций, связанных с зарубежным присутствием. Эти "Сводные адаптивные совместные силы" могли бы проводить ряд воздушных наземных и специальных операций с помощью морских сил, состав которых определен с учетом потребностей командующего военными действиями в данном регионе. Эти силы плюс определенные части с подразделения поддержки Соединенных Штатов будут вести боевую совместную учебу, чтобы обеспечить выполнение конкретных задач в определенный период. Как и боевые морские группы, эти сводные силы также смогут принять участие в совместных военных учениях с силами союзников и других родов войск США.

В совокупности данные подходы дадут нам ряд методов управления своим военным присутствием, обеспечив баланс между возможностью использования авианосцев и размещением других видов и частей подразделений. Учитывая гибкость этого подхода к обеспечению сил для зарубежного присутствия, мы можем удовлетворить потребности нашей стратегия с помощью флота из 11 боевых авианосцев и 1 резервного/учебного авианосца.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЯДЕРНЫЕ СИЛЫ


Из-за изменения обстановки в области безопасности мы сталкиваемся при планировании структуры стратегических ядерных сил со значительным числом факторов определенности и со сложными задачами. В свете распада Варшавского блока. Советского Союза, заключения договоров СНВ-1 и СНВ-2 и улучшения наших отношений с Россией угроза крупномасштабного ядерного удара по Соединенным Штатам менее реальна.

Тем не менее необходимо решить ряд вопросов нашей будущей ядерной стратегии. На территории России и трех бывших советских республик остаются десятки тысяч единиц ядерного оружия. Даже по Договору СНВ-2 Россия сохранит значительный ядерный арсенал. Наконец политическая ситуация в России остается чрезвычайно неопределенной.

Кроме того, прежде чем будет ратифицирован Договор СНВ-2) необходимо преодолеть немало препятствий, в первую очередь ратификация Договора СНВ-1 Украиной и присоединение Украины и Казахстана в качестве неядерных государств к Договору о нераспространении ядерного оружия; на этом настаивает Россия, видя в этом условие выполнения Договора СНВ-1. Более того, даже если удастся преодолеть эти препятствия, реализация сокращений в соответствии с договорами СНВ-1 и СНВ-2 займет почти 10 лет. Таким образом, хотя Соединенные Штаты уже сняла более 3,5 тыс. боеголовок с баллистических ракетных систем, предназначенных для уничтожения в соответствии с Договором СНВ-1 (приблизительно 90% от общего требуемого количества), учитывая существующие факторы неопределенности, вам придется расчетливо подходить к дальнейшим сокращениям.

Две основные задачи определяют наши будущие потребности в стратегических ядерных силах: обеспечить эффективное сдерживание, не выходя из рамок договоров СНВ-1 и СНВ-2, и заложить основы для воссоздания дополнительных сил в случае угрожающего поворота событий. Будущие стратегические ядерные силы к 2003 г. будут включать:

  • 18 подводных лодок "Трайдент", оснащенных ракетами С-4 и 0-5.
  • 500 ракет "Минитмен-3", каждая из которых оснащена одной боеголовкой.
  • До 94 бомбардировщиков В-52Н, оснащенных авиационными крылатыми ракетами, и 20 бомбардировщиков В-2.
[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]