Экономика |
Обозреватель - Observer
|
КРЕДИТОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СФЕРЫ
И.ЕРЕМЕНКО,
кандидат технических наук И.НИКОЛАЕВА
Кредитование в инвестиционной сфере, предполагающее
переход от безвозвратного бюджетного финансирования к финансированию на
платной и возвратной основе, - важнейшее направление инвестиционной политики,
которое в условиях осуществления экономических реформ связано, прежде всего,
с созданием рыночной инфраструктуры в инвестиционной сфере и ограниченными
возможностями бюджетного финансирования для воспроизводства основных фондов.
Чрезвычайно острой эта проблема стала в 1992 и 1993 гг. На фоне кризиса платежного и финансового состояния предприятий и организаций, существенного ограничения бюджетных средств, повышения стоимости строительных материально-технических ресурсов резко сократились инвестиционные возможности, особенно связанные с выполнением общегосударственных программ. Как показывает анализ, на начало 1992 г. задолженность заказчиков строителям за выполненные работы составила более 30 млрд. руб., в том числе в отраслях топливно-энергетического комплекса - около 20 млрд. руб.; машиностроении - свыше 3 млрд. руб.; черной к цветной металлургии - более 2 млрд. руб. и т.д. В то же время объем инвестиций за счет всех источников финансирования в 1992 г. сократился против фактически использованных в 1991 г. более чем в два раза. В первом квартале 1992 г., как и в 1991 г., продолжалась тенденция значительного сокращения долгосрочных кредитов из-за высокого уровня процентных ставок, нестабильности экономической ситуации, галопирующей инфляции. Этот вид кредита стал недоступен государственным предприятиям, особенно средним и мелким. Следует отметить, что коммерческие банки еще в 1991 г. практически прекратили кредитование долгосрочных вложений по всем предприятиям. В целях ликвидации платежного кризиса и нормализации финансового состояния государственных предприятий Верховным Советом и Правительством Российской Федерации в первой половине 1992 г. было принято постановление "О неотложных мерах по улучшению расчетов в народном хозяйстве и повышении ответственности предприятий за их финансовое состояние". В этот же период между Правительством и Центральным банком России подписывается соглашение "О мерах по нормализации расчетов в народной хозяйстве Российской Федерации", в соответствии с которым последний взял на себя обязательства выделить кредитные ресурсы коммерческим банкам для кредитования ими государственных предприятий и организаций приоритетных отраслей хозяйства, на оплату акцептованных ими счетов за материалы, комплектующие изделия и на завершение строительства объектов с высокой степенью готовности, в том числе на инвестиционные нужды на 1992 г. - до 70 млрд. руб. При этом устанавливалась процентная ставка по кредитованию коммерческих банков с учетом рыночного уровня процентных ставок при условии выполнения следующих требований:
МЕХАНИЗМ ЛЬГОТНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В 1992 г.
По поручению Правительства между Минфином России и Центральным банком России был подписан договор от 30 июня 1992 г. об открытие заемщику в 1992 г. кредитной линии на инвестиционные нужды в сумме 70 млрд. руб. для финансирования строек и объектов со сроком погашения до 31 декабря 1998 г. по ставке 10% годовых и 3% маржа. Распределение кредитных ресурсов в разрезе народнохозяйственных комплексов приведено в табл.1.
Государственная поддержка предприятий и организаций за счет инвестиционных льготных кредитов предусматривала четко выраженные приоритеты, как по комплексам, так и по отраслям промышленности. Количество предприятий - ссудозаемщиков, использовавших указанную кредитную линию, превысило 600, треть которых занимали предприятия АПК. В случаях, когда для финансирования государственных централизованных капитальных вложений по стройкам наряду с бюджетными ассигнованиями были предусмотрены кредитные ресурсы, то в первую очередь должны были расходоваться кредитные ресурсы, а затем - бюджетные средства. В соответствии с договором Министерство финансов России, выступая в качестве заемщика, приняло перед Центральным банком России обязательство обеспечить целевое использование и своевременное погашение кредита, а также процентов за пользование им. Нарушение этого условия вело к применению штрафных санкций с отнесением расходов по их уплате на федеральный бюджет государства. Эти положения требовали, чтобы Министерство финансов России осуществляло контроль за целевым и эффективным использованием кредитных ресурсов по аналогии с бюджетным ассигнованием, а также контроль за обеспечением полноты и своевременности возврата кредитов и процентов по ним предприятиями, введенными в эксплуатацию. УЧАСТИЕ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В КРЕДИТОВАНИИ
Выдача государственных кредитов на инвестиционные цели осуществлялась Министерством финансов Российской Федерации через коммерческие банки или непосредственно предприятиям-инвесторам в соответствии с установленным порядком. Главным критерием при определении перечня коммерческих банков являлась способность обеспечить гарантированный возврат и эффективное целевое использование инвестиционных ресурсов. При этом преимущество отдавалось банкам, имеющим сеть филиалов в регионах, где осуществлялись государственные инвестиционные проекты и программы, или банкам, обеспечивающим комплексное обслуживание предприятий-инвесторов, включая ведение их расчетных, валютных счетов и счетов финансирования. Кроме того, учитывались возможности коммерческих банков с точки зрения одновременного обслуживания предприятий-инвесторов в пределах нескольких народнохозяйственных комплексов. Преимущественное право при распределении между банками кредитных ресурсов имели Промстройбанк и Россельхозбанк, которые выполняют функции агента Правительства Российской Федерации по финансированию и кредитованию. Первый - приоритетных государственных программ развития промышленности, строительства, транспорта и связи, а второй - республиканских и региональных программ развития сельского хозяйства, промышленности по переработке сельскохозяйственного сырья и других мероприятий, направленных на улучшение продовольственного обеспечения населения. Полученные коммерческими банками кредитные ресурсы должны были использоваться строго по назначению и не могли:
Возврат кредитных ресурсов, полученных коммерческими банками под государственные кредиты, должен был осуществляться в соответствии с кредитными договорами, заключенными с предприятиями-инвесторами. По отсроченной или просроченной задолженности предусмотрена уплата коммерческим банком Министерству финансов России процентной ставки не ниже действующей учетной ставки Банка России по срочным ссудам. При не возврате предоставленных коммерческому банку кредитных ресурсов полностью или частично до 1 декабря 1998 г. Министерство финансов Российской Федерации в 10-дневный срок должно принять меры к бесспорному их взысканию в предусмотренном действующим законодательством порядке. Государственные кредиты на инвестиционные нужды рассматривались Банком России как гарантированные Правительством и учитывались при расчете экономических нормативов деятельности коммерческих банков, исходя из установленных для этого вида вложений коэффициентов риска. КРЕДИТНЫЕ ДОГОВОРЫ
Государственные кредиты под инвестиционные нужды предоставлялись коммерческими банками предприятиям-инвесторам на основе кредитных договоров. При заключении соглашений или кредитных договоров коммерческий банк рассматривал планы капитального строительства, титульные (внутрипостроечные титульные) списки строек, погашения кредитов и процентов по ним и т.п. Без оценки эффективности строительства государственные кредиты предприятиям-инвесторам не выдавались. Государственные кредиты предоставлялись предприятиям-инвесторам под залог объектов незавершенного строительства, оборудования, не сданного в монтаж, и другого имущества с оформлением соответствующих документов, предусмотренных залоговым законодательством Российской Федерации. На основании договора о залоге с предприятиями-инвесторами коммерческие банки гарантировали Минфину России возврат средств, полученных под государственные кредиты. Общий срок пользования кредитов устанавливался с учетом норм продолжительности строительства и освоения вводимых мощностей. При этом было принято, что погашение государственных кредитов начинается после ввода в действие производственных мощностей и объектов и выхода на проектную мощность в сроки, предусмотренные в титульных (внутрипостроечных титульных) списках и проектах на момент подписания соглашений или кредитных договоров, но не позднее предусмотренных в кредитных договорах сроков. Проведенный анализ (табл.2) показал, что выделенные 70,0 млрд. руб. использованы полностью.
Кредитные ресурсы в объеме 70 млрд. руб., выделенные на реализацию инвестиционной программы, были определены с учетом повышения оптовых цен и тарифов в 8,8 раза в 1992 г. по сравнению с 1991 г. В то же время по отчету за первое полугодие фактический уровень цен в строительстве увеличился в 16 раз. Создавшееся положение явно вело к резкому сокращению физических объемов работ, срыву ввода в действие мощностей и объектов и как следствие оседанию выделенных финансовых ресурсов в незавершенном строительстве. В этих условиях по предложению Правительства России Верховным Советом Российской Федерации принимается постановление, в котором поручается Центральному банку России выделить Министерству финансов России кредиты в сумме 35 млрд. руб. на льготных условиях для покрытия расходов на капитальное строительство и ввод в действие объектов в 1992 г. Однако это запоздалое решение на практический ход реализации инвестиционной программы и ввод в эксплуатацию мощностей и объектов в 1992 г. не могло оказать существенного влияния. К тому же договор о предоставлении банковского кредита между Минфином России и Центральным банком России был подписан только в декабре 1992 г., а оформление кредитных соглашений предприятий-ссудозаемщиков с коммерческими банками в январе-феврале 1993 г. УСЛОВИЯ ВТОРОЙ КРЕДИТНОЙ ЛИНИИ
Открытие второй кредитной линии на инвестиционные нужды осуществлялось на более жестких условиях по сравнению с первой. Кредит предоставлялся заемщику со сроком погашения до 1 июля 1994 г. из расчета 20% годовых. При этом было установлено, что погашение предоставленного заемщику кредита должно производиться им ежеквартально в соответствии с графиком, а плата процентов за пользование кредитом - ежемесячно исходя из фактической задолженности по кредиту. Как и в первой кредитной линии, дополнительный кредит предоставлялся предприятиям и организациям Министерством финансов Российской Федерации через коммерческие банки (68% средств) и непосредственно предприятиям и организациям (32% средств) в соответствии с перечнем строек и объектов. На основании заключенных Министерством финансов Российской Федерации соглашений с коммерческими банками свыше 30% ресурсов было предоставлено Промстройбанку, по 12% Электробанку и Кредитпромбанку, около 9% Нефтегазстройбанку. Договором о предоставлении дополнительного банковского кредита, подписанным Центральным банком России и Министерством финансов России 11 декабря 1992г., предусматривалось завершить работу по предоставлению кредита для покрытия расходов на капитальное строительство не позднее 10 января 1993 г. Практически работа была в основном завершена только в марте 1993 г. Это объясняется прежде всего необходимостью оформления значительного количества документации при подписании кредитного соглашения с предприятиями-ссудозаемщиками, тщательного анализа возможности возврата кредитных ресурсов и процентов по ним. Для иллюстрации этого положения приведены основные требования коммерческих банков-кредиторов, которые предъявлялись к предприятиям-ссудозаемщикам при подписании кредитных соглашений:
Инфляционные процессы особенно обострились в четвертом квартале прошедшего года после либерализации цен в топливно-энергетическом комплексе. В 1992 г. фактические цены по капитальным вложениям и строительно-монтажным работам по сравнению с 1991 г. в целом по Российской Федерации возросли соответственно в 16,1 ив 15,6 раза, а в IV квартале соотношение фактических и сметных цен, введенных в действие с 1 января 1991 г. по строительно-монтажным работам увеличилось в 55,3 раза. Вследствие этого физические объемы капитальных вложении резко сократились, что привело к срыву ввода в действие мощностей и объектов. Следует подчеркнуть, что в инвестиционной сфере в отличие от большинства видов кредита (разовая выдача кредита на пополнение оборотных средств, кредит на завоз в северные районы продукции и материалов, мероприятия по подготовке к севу и др.) процесс кредитования должен носить долговременный и непрерывный характер, и потребность в кредитах должна определяться на весь период строительства. Основные факторы, обусловившие недостаточно эффективное использование в 1992 г. кредитных ресурсов на инвестиционные нужды, следующие:
Целесообразность продолжения государственной поддержки пред приятии в инвестиционной сфере за счет льготного кредитования при их целевом использовании в наиболее острых и критических узлах важнейших отраслей и производств не потеряла своего значения и в 1993 г. Вместе с тем кредитная политика, являясь одним из ключевых вопросов проводимой экономической реформы, требовала дальнейшего совершенствования. Решение сохранить на 1993 г. практику предоставления льготных банковских кредитов на инвестиционные нужды было принято Правительственной комиссией по кредитной политике в конце 1993 г. В бюджетном послании на 1993 г. для реализации приоритетных направлений инвестиционной программы минимально необходимые объемы кредитных ресурсов определены в размере 400 млрд. руб. Как и в 1992 г., основные направления использования кредитных ресурсов предусматривали приоритетность в обеспечении инвестициями целевые программы агропромышленного и топливно-энергетического комплексов, а также отраслей машиностроения, химико-лесной промышленности, транспорта и некоторых других. Притом в рамках намеченных отраслевых региональных программ и критериев был осуществлен отбор инвестиционных проектов, реализация которых должна была позволить в 1993 и 1994 г. создать мощности по производству импортозамещающей, ресурсосберегающей и остродефицитной продукции для нужд народного хозяйства. Отбор проектов осуществлялся на основе следующих основных критериев: целевая направленность инвестиционных проектов на развитие жизненно важных производств, имеющих ключевое значение для сдерживания экономического спада, функционирования социальной сферы (обеспечения потребительского рынка: продовольственные и непродовольственные товары, лекарственные средства), решения задач общегосударственного значения и прежде всего принятых Правительством приоритетных направлений отраслевых и региональных программ в составе Федеральной программы структурной перестройки экономики, задач и проблем, предусмотренных решениями Президента, Верховного Совета и Правительства, реализацию которых невозможно обеспечить за счет других источников финансирования, а также ввод в действие мощностей и объектов по производству продукции для государственных нужд в соответствии с Законом Российской Федерации "О поставках продукции и товаров для государственных нужд", включая:
Постановление Верховного Совета Российской Федерации "О введении в действие Закона Российской Федерации "О республиканском бюджете Российской Федерации на 1993 г." было принято 14 мая 1993 г., где предусматривалось предоставление Центральным банком России Правительству Российской Федерации инвестиционного кредита в сумме 400 млрд. руб. При этом условия предоставления этих кредитов не были оговорены, что, по существу, предполагало право выделить Центральным банком России кредитные ресурсы по действующей учетной ставке (в тот период 100%). Заимствование кредитных ресурсов на таких условиях оказалось неприемлемым, так как, с одной стороны, могли возникнуть дополнительные не обеспеченные источники расхода бюджета по уплате процентов за банковский кредит, что соответственно могло привести к увеличению дефицита федерального бюджета, а с другой стороны - расходы по уплате про центов могли быть в дальнейшем отнесены на себестоимость продукции. Окончательное решение поданному вопросу с учетом поправок по предложению Совета Министров - Правительства Российской Федерации, согласованному с Центральным банком России, принимается Верховным Советом Российской Федерации 2 июня 1993 г. постановлением "О предоставлении Совету Министров - Правительству Российской Федерации кредитов на конверсионные и инвестиционные программы во втором квартале 1993 г." Реализация постановления и оформление соответствующих соглашений между Минфином России и банками-кредиторами, а также предприятиями-ссудозаемщиками, по существу, началось в августе текущего года. Таким образом, упущено более полугода, что в инвестиционной деятельности равносильно смещением во времени вводов в эксплуатацию производственных мощностей и объектов социальной сферы. В этих условиях, по предварительной оценке, намеченная пусковая программа года за счет кредитных ресурсов может быть осуществлена в лучшем случае в первом полугодии 1994 г. А если учесть прогрессирующие инфляционные процессы, то примерно половина вводов мощностей на этих стройках перейдет на 1995 г. ПРЕИМУЩЕСТВА КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что кредитная политика является одним из ключевых вопросов проводимой экономической реформы. Повышение роли кредитного метода финансирования капитальных вложений связано с тем, что инвестиционный кредит более гибко реагирует на инвестиционный процесс в рыночных условиях. За счет использования кредитных ресурсов в финансовом обеспечении капитальных вложений имеется реальная возможность, с одной стороны, усилить регулирующую роль государства в инвестиционном процессе, с другой стороны - укрепить экономические связи между участниками этого процесса, повысить его эффективность. Преимущество инвестиционных кредитов в финансировании капитальных вложений в возвратности средств, что предопределяет непосредственную связь между фактической окупаемостью осуществленных затрат и возвратом ссуд в сроки. Это позволяет кредитору на протяжении всего срока кредитования осуществлять контроль за своевременным освоением созданных за счет кредита производственных мощностей и накопления средств для погашения ссуд. Использование инвестиционного кредита усиливает материальную ответственность предприятий за более экономное и эффективное расходование средств, направленных на капитальные вложения, соблюдение установленных сроков ввода в действие основных фондов, освоение мощностей и ускорение окупаемости капитальных вложений. Одновременно значительно повышается объективная заинтересованность банков-кредиторов в углубленном анализе внутрихозяйственных резервов предприятий-ссудозаемщиков, финансово-экономического положения, возможности возврата кредитных ресурсов. При этом представляется возможным установление на уровне предприятия оптимального соотношения собственных средств предприятий и кредитных ресурсов в источниках финансирования капитальных вложений, поскольку данное соотношение определяет темпы воспроизводства и реализацию инвестиционного проекта. Кроме того, стимулирующее воздействие инвестиционных кредитов на позитивные сдвиги в инвестиционной деятельности и окупаемость затрат проявляется также в процентной политике. В условиях жесткой финансово-кредитной политики, прогрессирующих инфляционных процессов кредитование инвестиционной деятельности субъектов рыночной экономики - предприятий, организаций должно, как правило, осуществляться по единой учетной ставке - по рыночным ставкам процента. Вместе с тем реализация поставленных целей первого этапа экономической реформы (1993-1995 гг.) требует концентрации усилий и поддержки государством достаточно ограниченного круга программ и отраслей за счет предоставления инвестиционных льготных кредитов. При этом, очевидно, государственная поддержка предприятий и организаций может исходить из двухуровнего процента учетной ставки за пользование инвестиционным кредитом. Первый уровень - льготная процентная ставка ниже учетной ставки Центрального банка России (50%) - должен устанавливаться для реализации инвестиционных проектов по наиболее острым и критическим узлам экономики, намеченных приоритетов федеральной программы структурной перестройки экономики. Установление ставки этого уровня требует глубокого анализа и экономического обоснования в центральных экономических и финансовых органах. При этом в рамках намеченных отраслевых, региональных программ и критериев должен быть осуществлен целевой отбор строек и объектов, в основном переходящих, ввод в действие которых может позволить создать в ближайшие год-два мощности по производству импортозамещающей, ресурсосберегающей и остродефицитной продукции для государственных нужд. Первый уровень учетной ставки не исключает возможности ее дифференциации в зависимости от остроты стоящих задач. Например, для реализации конверсионной программы учетная процентная ставка может быть 10%, как это предусмотрено в текущем году. Второй уровень процентной ставки предполагает предоставление инвестиционных кредитов по установленной учетной ставке Центрального банка РОССИИ. Этот уровень процентной ставки может устанавливаться для реализации инвестиционных проектов по важнейшим направлениям развития отраслей и производств достаточно мощных в финансово-экономическом положении предприятий-ссудозаемщиков, независимо от форм собственности, обеспечивающих на договорной основе поставку продукции для государственных нужд. Как и при первом уровне, отбор инвестиционных проектов должен осуществляться на основе анализа ограниченного круга программ и отраслей центральными экономическими и финансовыми органами. Переход от безвозвратного бюджетного финансирования на кредитование на возвратной основе не может быть механическим актом, простым копированием форм и методов бюджетного финансирования. Дальнейшее развитие финансово-кредитных отношений в строительстве требует организации материальной ответственности за результаты вложений, непосредственной окупаемости, т.е. прямой связи между капитальными вложениями и получением добавочного дохода. Таким образом, важнейшими условиями развития кредитования капитальных вложений являются:
|
|